Посадка ознакомление с органами управления

Обновлено: 26.07.2024

Цель: Сформировать у студентов умения и навыки пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами, в плавном трогании с места, торможение и остановка автомобиля.

Ознакомиться с расположением и назначением органов управления и контрольно-
измерительных приборов. Пользование ими.

Подготовка двигателя к пуску. Пуск двигателя, прогрев двигателя. Проверка показаний
контрольно-измерительных приборов и указателей поворотов. Остановка двигателя.

Плавное трогание с места, торможение и остановка автомобиля.

Место проведения занятия: автодром.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия: учебный автомобиль

Предъявляет книжку учета вождения

Представляется. Проверяет книжку учёта вождения. Оценивает готовность студента к занятию и делает заключение о возможности проведения занятия. Наблюдает и дополняет правильность выполнения ЕТО.

Вводный инструктаж

Ознакомиться с расположением и назначением органов управления и контрольно- измерительных приборов. Пользование ими.

Слушает инструктаж мастера. Беседует с мастером. Вместе с мастером формулирует цель занятия.

Рассказывает о порядке обучения вождению. Сообщает тему текущего занятия.

Наблюдает за показом. Слушает объяснения. Отвечает на вопросы мастера.

Показывает обучаемому расположение органов управления и контрольно- измерительных приборов в автомобиле, напоминает об их назначение и пользовании ими. Закрепляет знания, путем опроса обучаемого; исправляет допущенные им ошибки.

Называть КИП и объяснять их назначение, нормальные и предельно-допустимые показания .

Показывать органы управления и контрольно-измерительные приборы следует как правило сверху вниз и слева направо.

Подготовка двигателя к пуску. Пуск двигателя, прогрев двигателя. Проверка показаний контрольно-измерительных приборов и указателей поворотов. Остановка двигателя.

Наблюдает за показом мастера. Слушает объяснения. Беседует с мастером.

Объясняет и показывает порядок подготовки двигателя к пуску; путём опроса проверяет, как понята задача;

При необходимости проводит повторный показ и объяснение.

Плавное трогание с места, торможение и остановка автомобиля.

Наблюдает за показом мастера. Слушает объяснения. Беседует с мастером.

Объясняет и показывает порядок и правильность пользования органами управления при трогании с места, торможении и остановке автомобиля; путём опроса проверяет, как понята задача;

При необходимости проводит повторный показ и объяснение.

Самостоятельная работа студента

1. Упражняется в пользовании органами управления и считывания информации с контрольно-измерительных материалов

Наблюдает за действиями студента, исправляет ошибки.

2. Упражняется в подготовке двигателя к пуску, выполняет пуск и остановку двигателя

Наблюдает за действиями студента, исправляет ошибки.

- нарушение порядка пуска двигателя;

Пуск двигателя при не включенном стояночном тормозе;

-пуск двигателя при включенной передаче или не выжатой педали сцепления;

- попытка запуска уже работающего двигателя.

Наблюдает за действиями студента, исправляет ошибки.

-резкое отпускание педали сцепления;

-забыл спустить ручной тормоз;

- слишком много нажал на педаль газа;

- долго отпускает педаль сцепления

Контрольное упражнение: посадка в автомобиль, подготовка к пуску двигателя, пуск двигателя, проверка показаний приборов, трогание с места, торможение и остановка автомобиля, остановка двигателя.

Выполняет контрольное упражнение

Объясняет содержание контрольного упражнения и предлагает студенту его выполнить. Выявляет ошибки. При необходимости предлагает выполнить упражнение повторно.

Подведение итогов урока

Слушает мастера, задаёт ему вопросы, отвечает на вопросы мастера. Сообщает о достижении цели. Расписывается в книжке учёта вождения.

Напоминает тему и цель прошедшего занятия. Сообщает о достижения студента на этом занятии. Сообщает о допущенных ошибках, их причинах, вредных и опасных последствиях, методах преодоления. Ставит оценку студенту и объясняет её. Заполняет книжку учёта вождения. Задаёт домашнее задание

Обучающие: Сформировать понимание у студентов пользования органами управления автомобилем. Научить быстро и правильно занимать рабочее место водителя, умело пользоваться ремнями безопасности, выполнять действия, соответствующие троганию с места, движению и остановке автомобиля (при неработающем двигателе), выходить из автомобиля.

Развивающая: Развивать умение пространственного ориентирования при начале движении автомобиля, привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системы. Способствовать в выработке знании, умений и навыков при переключении передач восходящем и нисходящем порядке.

Воспитательная: Воспитывать ответственность и дисциплинированность будущего водителя.

Используемая педагогическая технология: технология личностно-ориентированного подхода.

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

правила эксплуатации транспортных средств; назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; основы безопасного управления транспортными средствами

соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при

соблюдать требования по транспортировке пострадавших; использовать средства пожаротушения.

заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; соблюдать режим труда и отдыха;

Описание рабочего места, инструменты, материалы, оборудования (материальное обеспечение): закрытая учебная площадка, инструктивно-технологическая карта, учебный автомобиль.

Продолжительность занятия: 2 ч

Время выполнения этапа

Открывание дверей, моторного отсека, проверка технологических жидкостей.

Отработка правильной посадки

Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами.

Заключительная часть, контрольный опрос, подведение итогов, постановка автомобиля на стоянку.

Содержание работы: (задание)

Теоретические сведения: тахометр, спидометр, рычаг КПП, стояночная тормозная система.

  1. Инструктаж по охране труда
  2. Принять доклад от учащегося о прибытии на занятия.
  3. Объявить цель занятия.
  4. Проверить знания предыдущего материала.
  1. Показать последовательность выполнения упражнения.
  2. Самостоятельная отработка упражнений студентов.
  3. Наблюдение за действиями и поведением учащегося.
  4. Исправление ошибок, допущенных учащимся при выполнении упражнения.
  5. Контрольная проверка знаний и навыков учащегося по данному упражнению.

Эскиз, схема, график

Инструкция о выполнении упражнения

Отработка правильной посадки обучаемого на место водителя, правила пользования ремнями безопасности, положение рук на рулевом колесе при движении по прямой и на поворотах, приемы резких (крутых) поворотов, положение ног на педалях, выход из автомобиля







А. Положение корпуса: 1- Правильное, спина полностью прилегает к спинке сиденья, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях; 2- сиденье отодвинуто слишком далеко, спина не имеет опоры, ухудшается обзорность, повышается утомляемость; 3- сиденье слишком близко придвинуто к рулевому колесу, нога не имеет опоры, слишком согнутые руки затрудняют свободное управление; Б. Положение правой и левой ноги на педалях сцепления и тормоза: 1- правильное, средней частью стопы; 2 и 3- неправильное, передней и задней частью стопы; В. Положение рук на рулевом колесе: 1- правильное; 2 и 3 – неправильные.

Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными, сигнальными и другими приборами. Обучение приемам раздельного и совместного действия педалями сцепления, тормоза, управления дросселями, рычагами переключения передач и стояночного тормоза.




Педаль привода сцепления для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя и трансмиссии, при переключении передач , торможении и остановки автомобиля. Педаль тормоза – осуществляется замедление движения автомобиля и полная его остановка, а в случае возникновения опасной дорожной обстановки предупреждаются столкновения, наезд и т.д. путем экстренного торможения. Педаль дроссельной заслонки – увеличивается поступление горючей смеси. Рычаг переключения коробки передач- происходит включение различных передач для изменения величины и направления крутящего момента .Рычаг стояночного тормоза обеспечивает удержание автомобиля в неподвижном состоянии как на горизонтальном участке дороги, так и на уклоне или подъеме. Приборы: спидометр, указывает скорость в км/ч, показывает общий пробег. Указатель температуры охлаждающей жидкости.

Тренировка действий, соответствующих троганию автомобиля с места, переключению передач, приемам плавного торможения рабочим тормозом и остановке



Отработать приемы раздельного и совместного действия педалями привода сцепления, управления дросселями и рычагом переключения передач. Цель задания - научиться правильно пользоваться педалями и РКПП, при этом обучаемый не должен смотреть на педали и рычаг КПП. Правильно пользоваться педалью: нажимать быстро и обязательно до отказа, отпускать медленно (плавно). Стопа правой ноги осуществляет нажим на педаль постепенно (медленно), передней частью стопы (с опорой каблука на пол). Правильное положение правой руки на рычаге переключения передач.(Объяснение и показ мастера). Мастер показывает обучаемому порядок трогания автомобиля с места, для чего включает указатель поворота, выключает сцепление, включает первую передачу, опускает рычаг стояночного тормоза и убедившись , что не создает помех движению , равномерно увеличивает подачу горючей смеси и плавно включает сцепление, затем убирает ногу с педали сцепления и ставит ее на пол. Переключение передач осуществлять при прямолинейном движении автомобиля. Мастер показывает обучаемому приемы плавного торможения в следующей последовательности: отпускает педаль дроссельных заслонок, выключает сцепление, плавно нажимает на педаль тормоза и замедляет движение автомобиля до нужной скорости или до полной остановки. Затем предлагает обучаемому приступить к самостоятельной тренировке.

Составить отчет о результатах выполненной работы

Отчет о работе должен содержать

  • тема и цель работы;
  • результаты выполнения работы (описать виды выполняемых работ, выполненное задание, фото материалы, по итогам - презентация);
  • перечислить наиболее успешно выполненную операцию;
  • назвать затруднения при выполнении задания;
  • выводы о результатах выполнения работы

1. Какова роль настройки рабочего места водителя и влияние на вероятность возникновения аварийных ситуаций?

2. Назовите последовательность действий при регулировке рабочего места водителя.

3. Обязан ли водитель подавать сигналы указателями поворота при начале движения в жилой зоне, обозначенной соответствующим знаком?

1) Отметить положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения.

2) Объявить оценку.

3) Дать задание на дом.

Соблюдение требований охраны труда перед началом работы, во время работы, по окончании работы.

Методические рекомендации - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 408: Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: Учебный предмет "Специального цикла" Вождение транспортных средств категории "A" (с механической трансмиссией).

  • Место проведения занятия: Оборудованная учебная площадка для обучения вождению мотоцикла
  • Продолжительность занятия: 2 астрономических часа (120 минут)
  • Мотоциклы для обучения: Yamaha TW225 и Yamaha YBR125
  • Тема занятия: Начальное обучение вождению мотоцикла (Посадка, действие органами управления мотоцикла)
    ; ; ; ; ; ; ; ; .

Посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления, регулировка зеркал заднего вида

Правильная посадка на мотоцикле основа безопасного управления транспортным средством данной категории. Телосложение человека и многообразие мотоциклов подразумевает наличие у каждого водителя индивидуальной оптимальной посадки в зависимости от управляемой двухколесной (трехколесной) техники. Существуют основные постулаты и принципы, регламентирующие правильное положение тела водителя при управлении мотоциклом (посадки за рулем).

Связь с мотоциклом: На мотоцикле надо сидеть расслабленно, только прижимаясь ногами к бензобаку. При этом держаться надо не только коленями, а прижиматься всей внутренней поверхностью ног. Бедра и спина водителя должны быть связаны с корпусом мотоцикла.

Руки должны быть немного согнуты в локтях и расслаблены. Управляя мотоциклом мышцы рук не должны находится в постоянном напряженном состоянии. Руки водителя отвечают за стабильную и постоянную связь тела водителя с мотоциклом. Рассмотрим пример: в случае притормаживания, если Вы не упретесь ногами в бак, Ваши руки подчиняясь законам физики с большей силой будут опираться на руль, тем самым мешать осуществлять контрруление, и снижать эффективность управления.

Расслабление тела при движении. Как только мышцы тела становятся расслабленными, сразу появляется легкость и плавность в движении, траектории становятся более понятными и правильными, что сильно влияет на безопасность вождения мотоцикла.

Типичные ошибки при посадке на мотоцикл:

При торможении мотоцикла колени не упираются в бензобак, следовательно загружаются мышцы рук, исключая возможность процесса контрруления - проще говоря нет возможности для эффективного маневрирования.

Во время ускорения мотоцикла, руки водителя распрямлены. При этом мотоциклист удерживается в седле при разгоне за счет прилагаемого усилия рук. Корпус смещается назад (смещается центр тяжести), руки тянут руль вверх, тем самым разгружая переднюю вилку. Как результат - существенно снижается управляемость. Пригибаясь на старте к бензобаку, и держась, в основном, коленями, мотоциклист значительно эффективнее управляет мотоциклом.

Посадка боком. Всегда, мотоциклист должен представлять единое целое с мотоциклом, но особенно важно - во время входа или выхода из поворота. Нельзя елозить по седлу пятой точкой или двигать зад. Эффективнее не напрягая рук, немного пригнуться вперед, сместив центр тяжести, что позволит в любой момент грамотно среагировать на изменившуюся дорожную ситуацию своевременным маневром.

передач, карданная передача , главная передача, ведущие и направляющие колеса.

Показать размещение номерных знаков, надписей, топливного ба ка емкостью 90

литров (бензин марки А - 76, А - 80). Также показать расположение запасного колеса,

комплекта водительского инструмента, медицинской аптечки. Левую и праву ю сторон у

- посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю;

- подходить следует спереди, навстречу потоку транспорта, что позволяет увидеть и

оценить обстановку на дороге, при необходимости пропус тить движ ущиес я транспортные

- пред выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку

на проезжей части, при необходимости пропустить движу щиеся транспортн ые средства и

- правильность посадки на рабочем мес те обеспечивается перемещением сидения

- установить спинку сиденья в положение, при котором она пло тно прилегает к

почти вертикально расположенной спине и при этом н е требуе тся изменять положение

- правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры

спины, поясницы и ног, направление взгляда четко видеть дорогу перед собой;

- при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога

К органам управления относятся: а) рулевое колесо, б) педали сцепления, тормоза,

подачи топлива, в) рычаг коробки передач, е) рычаг у казателя поворота.

- выравнивающее : для у держания автомобиля в прямолинейном направлении и при

необходимости принять влево или вправо для с мены полосы движения или съезда на

обочину дороги, поворот рулевого колеса в сторону не превы шает 70 градусов и

- силовое: но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого

- ускоренное : для быстрого изменения траектории движения автомобиля (руки

Нахождение рук на рулевом колесе: левая рука должна держать ру левое колесо

между 9 и 10 часами указателя циферблата, а правая рука между 2 и 3 ча сами. Показать

неправильное положение рук ( ру ки находятся на спицах , а также сходятся в верхней или

Объяснить и показать правила пользования рычагом стояночного тормоза.

При включении рычаг должен защелкну ться 3 - 4 раза.

При выключении рычаг надо потянуть к себе, при этом большим пальцем нажать

Сцепления нажимать правой ногой, а педаль тормоза только правой ногой по ходу

Часто учащиеся педаль тормоза нажимают левой ногой – это НЕДОПУСТИМО.

Свободный ход педали должно быть в пределах сцепления 25 - 40 мм., тормоза за 8 -

- 1(передняя ): используется для нажатия на педали подачи топлива;

- 2(средняя): используется для нажатия на педали сцепления и тормоза;

в) рычаг коробки передач : четыре передачи вперед и один назад. Включить не применяя

- включатель и переключатель света фар, напряжение 12в.)

е) рычаг указателя поворота : включать надо заблаговрем енно до начала маневра, а

Показать включение стеклоочистителя ( два положения)

Отопитель кабины (два положения – это минимальное и максимальное количество

Рычаги воздушной и топливной дроссельной зас лонки. При запуске холодного

двигателя используем воздушную заслонку, движение начать только прогрев двигатель до

- указатель давления в системе смазки, с истемы измерения в с истеме СИ – кг \ см.

Ребята часто ошибаются , говоря, что прибор показывает наличие мас ла в картерея)

- спидометр ( скорость движения и пробег автомобиля). Скорость – эт о

- указатель наличия топлива в баке (ензин состоит из легких угле водородов,

горюч, легковоспламеняется, высокое испарение, можно использовать как растворитель)

- прибор указывающий температуру охлаждающей жидкости, измеряется в

градусах. Заливаем воду Н О, вода при н агревании расширяется.

Регулировка зеркала заднего вида. Сначала показывать на месте ус тановки зеркал.

Затем объяснить, что их использование позволяет водителю быть в курсе дорожной

обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать

меры в сложившейся ситуации, исходя из требований безопасности. Хороший обзор

дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал.

При регулировке правого зеркала должен быть виден правый край заднего колеса, при

Уточнение восприятия учащимся а лгоритма выполнения задания, опросить о

Инструктаж по правилам техники безопасности при выполнении зада ния .

Подошву обуви протереть, не прыгать с кабины, обходить автомобиль по ходу

часовой стрелки и взять подпись у чащегося в журнале производственного обучения.

Практическое выполнение задания учащимся под контролем мас тера

производственного обучения, выдать технологическую карту. Выявить допуще нные

Читайте также: