Диктант озимый хлеб 5 класс

Обновлено: 05.10.2024

Кругом деревни поля еще голые.А одно поле будто зеленой краской залито.Такое яркое,такое веселое,такое праздничное!

-Это хлеб растет

Зеленые ростки, одинаковые,как родные братцы,кустиками,кустиками торчат.Когда же они успели вырасти?

-Это озимый хлеб.Его под зиму сеяли,прошлой осенью.

Зерна успели до холодов проклюнуться,прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.

Потом их снегом закрыло.И уснули они до поры,до времени. Над полем вьюги свистели,морозы студили землю.

А хлеб терпел.Зябко ему было под снегом,темно.И долго-долго зима не кончалась.

Но дотерпел хлеб,дождался весны.И как только она пришла,срузу ожил,сразу начал расти.Не пропустил первое тепло,не замешкался.

Тянется к солнышку,старается!

Идут люди веселым зеленым полем,глянут по сторонам,улыбнуться:
-до чего хлеб хорош!
Дополни данный текст еще одним абзацем. Подумай, о чем ты будешь рассказывать. Запиши.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идёшь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми берёзками, дубками, осинками. Кругом тишь. Только иногда ( раздаётся звук падающих шишек) нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с ели на ель, упадет шишка. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Природа ждёт зиму. Скоро пушистые хлопья снега укроют землю, она заснёт и не проснётся до весны.

Легко дышит грудь осенней свежестью. Наступает хорошее время для охоты.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре выпал снег, одел пушистым нарядом лес. Наступила зима.

Гуляет в поле вьюга. В лесу всё тонет под белым покровом. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега.

Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнёзда.

Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь?

Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им!

Мы весело идём по узкой дорожке. Над высоким лесом медленно поднимается солнце. Озеро рябит и сверкает яркими переливами солнца. За ним широкой темной полосой тянется болото. Ноги тонут в жидкой грязи. Мы подходим к сосновому лесу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Тишь и глушь в лесу.

Полной грудью дышишь свежим смолистым воздухом, любуешься красотой леса. Золотые лучи солнца пробиваются через густую зелень леса, но под деревьями прохладно. Спешишь к широкой поляне. Она вся согрета солнцем. Как хорошо в лесу летом!

По дороге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

После полудня подул холодный ветер. Пошёл мелкий косой дождь.

В такую погоду возвращались мы из соседней деревни. Мы то поднимались на холм, то спускались в низину. Встречный ветер затруднял ходьбу. Дождевые капли касались лица, забирались под воротник.

Резко похолодало. Пальто на груди загрубело от ледяной корочки. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда: дорогу, поле, луг, растения. Ледок с хрустом разламывался под ногами. Спуск и подъём по обледеневшей тропе стали затруднительными.

Но вот и знакомые тополя, которые растут вокруг нашего дома. Теперь можно согреться у горячей печки.

Всю ночь стучали по черепице крыш падающие с деревьев сосульки. К утру вся земля была усеяна их осколками.

На далеком маяке заболел человек. Срочно требуется хирург.

Капитан знал, что на маленьком пятачке земли погибал человек. Он вызвал двух матросов, и они согласились доставить врача на берег. Трое отважных бросились в море и на хребте волны добрались до берега.

Больному была оказана помощь, и он выжил.

Вы умеете читать небесную книгу?

Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.

Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.

По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.

И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны.

Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.

Идут геологи по тайге, и молотки их по скалам стучат.

Высунули лисята черные носы и растерялись. Разные звери им известны, а вот зверей на двух лапах не видели. Замахали они хвостиком и подбежали к людям. Вот чудеса!

Хотели геологи принести их в лагерь, но пожалели и отпустили. Пусть живут на свободе!

Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдалённый шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рёв.

Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалёв не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое. (По Житкову)

Над лесом вставало солнце. Тихий шорох разносился над опушкой. Здесь подрастали молодые ёлочки, а мелкие птицы вили гнёзда. У густых зарослей дикой малины дедушка сошёл с лошади. Из-под ног у него вспорхнула перепёлка.

Конь бродил по лесной лужайке. Вдруг он беспокойно заржал. Дедушка заметил, что под мордой у лошади копошатся чёрненькие комочки. Он осторожно присел и собрал крошечных перепелят в шапку.

Прекрасная находка! Но тут послышался жалобный писк матери, и из шапки отозвались пушистые шарики. Выложил дедушка птенчиков в гнездо и быстро отъехал. ( 95 слов )

Я взял пирог. Он был горяч, свеж и пахуч. Откусываешь от такого пирога и всегда думаешь о пахаре, о доме, о маме. Хочется сберечь эти дорогие воспоминания, пронести их через всю жизнь.

Хлеб посеяли поздней осенью. Зимой поле накрылось пушистым снегом. Над ним свистели злые ветры, мороз студил землю. Зябко хлебу под снегом, темно.

Но вот наступила ранняя весна. Хлеб не пропустил первое тепло, не замешкался. Тянется к солнышку, старается! Скоро колосья стали желтыми, жесткими.

Вкусно молоко с душистым, свежим хлебом нового урожая. Слава тем, кто растил хлеб!

На чердаке нашего дома жили голуби. Стекло в чердачном окне было разбито, и они свободно проникали к своим гнездам.

Перед майскими праздниками вставили выбитые стёкла.

Мы убрали лестницу, и голуби сразу прилетели. Они приближались к окну, били в него клювами и снова удалялись.

Затем они сели на соседнюю крышу, тревожно поворковали и опять ринулись к чердаку. Один из них вырвался вперед и стал быстро приближаться к окну. Перед самым чердаком он сложил крылья, откинул голову назад и грудью врезался в окно.

Со звоном полетело разбитое стекло. Голубь замертво упал на землю. В окно влетела голубка, а на чердаке послышался писк птенцов.

С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется.
Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала.
Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моется он, чистится, готовится надеть весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья.
Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.)
Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью.

Коротка летняя пора в тундре. В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. Потом вдруг быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.
Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами в рот летят. На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.
Но быстро проходит короткое лето. Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнется долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю. (Из газеты.)
Бубенчик в поле
Бежал я через поле на почту. Письмо деда опустить. Вдруг сверху долетел звон бубенчиков. Я поднял голову и остановился. Во все глаза стал смотреть в небо и в самой вышине приметил темную точку.
— Жаворонок! — прошептал я.
Птица опустилась ниже и повисла в воздухе. Она была рада светлому апрельскому дню, солнцу, весне. Я заслушался и чуть не позабыл про письмо деда.
Подул ветер, сорвал с моей головы фуражку. Ветер нагнал тучи, и птица спряталась. Я побежал дальше, а песня жаворонка все звенела и звенела у меня в ушах.
— Чего ты, Юра, такой радостный? — спросила меня на почте тетя Маша.
И я ответил ей, что бубенчик в поле прилетел. (По А. Баркову.)

Посадил ты меня в центре лужайки в землю, а теперь оби­жаешься. Почему дуб медленно растет? Не понимаешь ты, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз главный корень уходит, землю буравит. Корень этот длинный, и работа у него тяжелая. Он должен землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать. Тогда и я пойду в рост. Будут у меня сотни веток, тысячи листьев, тьма желудей. И стоять я на лужайке буду крепко. Под сочной зеленью и ты в жаркий день от солнца укрыться сможешь. В ненастный день мои листья защитят тебя от дождя. (По Э. Шиму.)

Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.
В огороде можно помочь чудесному верхолазу. Надо воткнуть на грядке палки, остальное доделает горох сам. А как быть на большом поле? Тут на каждый стебель палок не напасешься. Сельские жители справились с задачей. Они выращивают горох на корм скоту вместе с овсом. Горох находит жесткую опору, а овес получает от корней гороха дополнительное питание. (По Н. Осипову.)

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.
Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Кто же начнет сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли потом здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.
Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (По Э. Шиму.)
Примечание. Сказать о правописании слова семена.

На большой полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел, ринулся через лесок реке. Мчится медведь берегом, только подошвы мелькают. Остановился на поляне, где раньше ли­сята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишку срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. (По В. Бурлаку.)

Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой дерева ищет.
Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещин­кой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку и семена из нее выбирает. Выберет, потом за другой шишкой полетит.
Не каждое семя дятел съест, иное уронит. А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц! (По Д. Горлову.)
Примечание. Сказать о правописании слова семена.

В старой березовой роще было много гнезд грачей. Как только появлялись на земле первые лужицы, в гнездах выводились птенцы.
Грачата с утра до вечера открывали рты, кричали, просили есть. Взрослые грачи целый день летали за кормом на поля, где тракторы пахали землю.
Идет по полю трактор, шумит, трещит, тащит за собой тяжелые плуги, отваливает в сторону черные пласты земли. А за тракторами целая стая грачей перелетает. Привыкли они к трактору, не боятся.
Ходят по свежей пашне, трудятся, выбирают из нее разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнез­дам.
Так помогают птицы выращивать хороший урожай. (По Д. Гор­лову.)

На краю деревни росло большое дерево, на котором аисты устроили гнездо. Однажды люди узнали о гибели одного аиста.
Когда вывелись птенцы, пришлось другому аисту одному выкарм­ливать птенцов. Это было трудно. Аистята подрастали и все время просили есть. Из гнезда видны были головки птенцов. Малыши беспокойно смотрели по сторонам, потому что были голодны.
Шли с речки ребята, увидели птенцов. Один мальчик снял со связки маленькую рыбку и протянул на шесте прямо аисту в клюв. Аистята сначала испугались, растопырили крылья, попяти­лись. Но один схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой малыш расхрабрился, потом третий. С тех пор ребята стали помогать аисту кормить птенцов. Каждый день ловили они в речке за рощей рыбу для аистят. (По Д. Горлову.)

В лесу нашел я поляну, где белка запасает на зиму грибы. Висят грибы на сучках елок выше роста человека.
Однажды пасмурным днем заметил я, что на лугу закрываются клеверные листочки. Три зеленых пальчика клевера в кулачок сжи­маются. Это означает, что скоро будет дождь. Что сейчас в лесу делается?
Отправился я в лес. Вижу — белка работает. Таскает она гриб­ные шляпки за десять шагов от полянки в дупло трухлявой березы. Сдернет лапками гриб, схватит в зубы и бежит к дуплу. Тяжелая работа. А тут дождь капать стал. Заторопилась белка, замелькал рыжий хвост. Тогда и я на дерево полез, собрал грибы в корзину и принес к березе. Встал я на пенек, положил добычу в кладовую белки.
Домой пришел мокрый, но грибы в кладовой у белки остались сухие. (По Э. Шиму.)
Примечание. Сказать о постановке тире в предложении Вижу — белка работает

Над полем ржи бесшумно кружила черная ворона. Вот она ринулась к земле, чуть коснулась крылом стерни и полетела низко над полем. В клюве у нее висела мышь.
Не успела ворона набрать высоту, а из-за скирды метнулась к ней рыжая лисица. Ворона захрипела от страха, бестолково забила крыльями, и мышь выпала из ее клюва.
Лисица ловко подхватила мышь и шмыгнула за скирду. Птица долго не могла успокоиться. Она носилась над полем, хрипло каркала. В ее криках слышалась жалоба на хитрость и вероломство лисицы.
Эта история напоминает известную басню, которую написал Крылов. Только ворона осталась без еды не от похвал лисы, а от страха. (По В. Бурлаку.)
Примечание. Стерня — остатки стеблей на сжатом поле. Скирда — стог сена или соломы, сложенный для хранения под открытым небом

Засыпает станица. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер чуть раскачивает тонкую паутин­ку под окном, но большой паук в паутине упрямо не хочет шеве­литься.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы и наслаждается их запахом.
Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать ее.
Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду стано­вятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина.
Но вот звуки умолкают. Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом "(По В. Бурлаку.)
Примечание. Сказать о правописании слова бархатный,

В дозор пограничники обычно со служебными собаками ходят. А у нас на заставе кот стал в дозор ходить.
Однажды один из бойцов принес на заставу сибирского котенка тигровой масти. Был он пушистый, с кисточками на концах ушей. Стал он подрастать, вырос и оказался умненьким и способным.
Когда бойцы на линейке построятся, он на левый фланг подходит. Стоит, с места не сойдет. Они в дозор уходят, и кот за ними отправ­ляется. Чуть что зашуршит в кустах, и у кота сразу шерстка дыбом.
Все лето кот на границе служил, а зимой пошел на пост и лапы отморозил. Предложили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах. (По А. Баркову.)
Примечание. Пимы — меховые сапоги.

В утреннем небе кружили и спорили галки. Их крик похож на цоканье друг о друга елочных шаров.
Ворона сидела на березе и разглядывала серого пуделя. А тот прыгал вокруг дерева и лаял задорно и дружелюбно.
В саду дети швыряли хлебные крошки голубям, и птицы сыто бормотали и подходили близко к людям.
Крылатые, хвостатые горожане. Часто мы не замечаем их, зато они следят за нами на улицах города зорко, цепко. Ведь от этого иногда зависит их жизнь.
Любовь к земле, роще, к радуге, горным вершинам, животным. Не с этой ли любви начинается человек? Без этой любви нельзя быть вершителем судьбы всего живого. (По В. Бурлаку.)

Произошел этот случай в мое первое путешествие по тайге.
Шалаш мы соорудили под скалистым уступом. Внесли в него вещи и рухнули от усталости на подстилку из сосновых веток.
Разбудил нас грохот и треск. Шалаш вздрагивал, и мы поняли, что сейчас он обрушится.
Мы выскочили из шалаша и отбежали метров на десять под разлапистые сосны. И только тогда увидели причину камнепада.
У самого края уступа возились два черных медвежонка. Они сгребали лапами камни и сбрасывали их. Булыжники величиной с кулак крушили наше жилище.
Вдруг на вершине скалы появилась медведица. Она увела медве­жат. Хороший урок получили мы. Нельзя разбивать стоянку в тайге под скалами и обрывами. (По В. Бурлаку.)

На другой день Ваня спал в большой комнате на отдельной кровати под желтым байковым одеялом. На рассвете начальник училища обходил спальни. Он остановился возле койки Вани.
Генералу была известна история Вани во всех подробностях. Знал он, что бойцы на батарее прозвали его пастушком. Это нравилось генералу. Он сам происходил из простой крестьянской семьи и любил вспоминать детство. Старый боевой генерал долго смотрел на спящего мальчика, затем опустил голову, погладил себя по седым усам и нежно улыбнулся.
В это время с лестницы по коридорам и залам пролетел резкий и властный звук трубы. Генерал слегка потянул Ваню за руку. (По В. Катаеву.)
Примечание. Сказать о правописании слов генерал, батарея.

Нашу собаку звали Вьюшка. Мы с ней перестали охотиться, но она надежно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту и знаешь, что Вьюшка чужого в дом не пустит.
Веселая собачка эта Вьюшка. Всем она нравится. Ушки у нее как рожки, хвостик задирается колечком, зубки беленькие блестят.
Достались ей однажды от обеда две косточки. Вьюшка раз­вернула колечко своего хвоста и опустила его поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности.
Вьюшка разлеглась на траву и занялась одной косточкой, дру­гую положила рядом с собой.
Вдруг к самому носу налетели сороки. Повернула Вьюшка голову к одной сороке, а другая схватила косточку и унесла. (По М. Приш­вину)

Саша с мамой гостили у бабушки в деревне.
Бабушка была большая мастерица собирать ягоды и каждое утро брала внука в лес.
Чаще всего они ходили на старую вырубку, где росла одино­кая, уже гнилая осина. Под ее низкими ветками бабушка обычно садилась отдыхать. В это время солнце поднималось уже высоко, а похожая на березовый пенек черная корзиночка успевала напол­ниться до краев спелой земляникой.
Однажды пришли Саша с бабушкой на вырубку и не увидели одиноко торчавшей осины. Ночью была гроза с сильным ветром, и гнилое дерево рухнуло, раскидало вокруг сухие ветки.
Очень расстроилась бабушка. Ведь она еще девочкой бегала к этому дереву.
— Не огорчайся,— сказал Саша. Он обещал бабушке посадить на этом месте новую осину. (По В. Архангельскому.)

Деревенские ребята принесли с лугов зайчат. Они их на сенокосе нашли. Взяли мы зайчат, и стали они у нас жить.
Чудесные были зайчата! Лежат мохнатые беспомощные шарики, ушки в разные стороны торчат, глаза большие, а лапки мягкие. Захотели мы их покормить, но травку они есть не стали. Трутся мордочками о сапоги, лижут их. Это они мать ищут. Поняли мы, что нужна срочная помощь.
Нашли мы в деревне кошку, у которой котята погибли. Поднесли к ней зайчат, малыши сунулись к кошке, присосались, зачмокали. А кошка стала их вылизывать, радостно замурлыкала.
Много дней кормила кошка зайчат.
А потом зайчата подросли, научились сами есть свою заячью пищу и убежали в лес. (По Е. Чарушину.)

Декабрь подходил к концу. Чук и Гек решили готовиться к Новому году.
Надо было мастерить игрушки. Они вытянули у отца из ящиков стола всю папиросную цветную бумагу, разложили ее на столе, и скоро выросла гора пышных цветов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков и кукол.
Сторож дивился на их затеи. Не выдержал и он, принес большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. И игрушечная фабрика сразу стала свечным заводом.
Теперь дело было за елкой. Хозяин стал на лыжи и ушел по дорожке в лес.
Он вернулся с елкой к ночи. Дети замерли от восторга. Это была высокая таежная красавица.
Все было готово к чудесному празднику! (По А. Гайдару.)

Наступила осень. Светит грустное 2 солнце. На стройных берёзках 2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают 2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

Мы идём по узкой дорожке 2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим 2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую 2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный 2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная 2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

Погода стала меняться. Из-за далекого 2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. 4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2 .

4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле. 4

Деревья в лесу потемнели 2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного 2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки 2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило 2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать 1 медовый 2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова 2 . К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. 4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

Шумит з..л..той дождь.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.

Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

Мы на Памире. Над розоватыми 2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины стари нн ых крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли 2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Пр и ближаемся к поднож и ю и располагаемся здесь 1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная 2 жив о пись рассказывает о древнем Памире. 4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

Словарный диктант для подготовки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

Мы на Памире. Над роз..ватыми 2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли 2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.

Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная 2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире. 4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники 2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового 2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка - известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.

От станции мы шли по просеке 2 , потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4 . В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!

С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1 . Пошуршал 2 в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси. Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн. (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир.. в (К, к)арели. Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах 4 . Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул 3 на них своим особым зорким взглядом 4 .

Вот он нашёл 3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали 2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал 2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку учащихся 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.


Контрольный диктант по русскому языку.5 класс.Начало года.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.


Контрольный диктант по русскому языку. 5 класс. Начало года.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.


Контрольной диктант по русскому языку. 6 класс

Итоговвый контрольный диктант по русскому языку за год. Представлен демовариант и оригинал контрольной работы.


Контрольный диктант по русскому языку 10 класс

Материал содержит контрольный диктант с грамматическим заданием.

Контрольный диктант по русскому языку 5 класс

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

Ответ

+

1.К ним медленно ползёт рысь.

Рысь подлежащее,ползёт сказуемое.

К -предлог,ним - местоимение,ползёт - глагол,рысь - существительное.

2.Зимний- зим - корень,н - суффикс,ий - окончание,зимн - основа.

Губки- губ - корень,к - суффикс,и - окончание,губк - основа.

Белые- бел - корень,ые - окончание,бел - основа.

Морковки- морков - корень,к - суффикс,и - окончание,морковк - основа.

3.Лесной - лес,кустах - куст.

Ответ

+

1.Язык не лопаТка : знает, что горько ,что слаДко.

2.Он надел большую ( больше ) шляПку , сел у ёлочки под лаПку.

3.ОгороД - для семьи ( сЕмьи) дохоД.

4.Вьётся вереВка на конце ( кОнчик ) голоВка ( гОловы, голОвушка) .

5.Его весной( вёсны) и летом мы видим одетым. А осенью( осЕнний) с бедняЖки ( бЕдный ) сорвали все рубаШки. Но зимние метели в меха ( мЕх ) его одели.

Ответ

+

А(союз) куропатки(сущ.) корм(сущ.) ищут(глаг.) и(союз) не(частица) чувствуют(глаг.) опасности(сущ.).

Главные члены предложения - куропатки(подлежащее), ищут, не чувствуют(сказуемые)

зимний - -зимн-(корень), -ий(окончание)

губки - -губ-(корень), -к-(суффикс), -и(окончание)

белые - -бел-(корень), -ые(окончание)

морковки - -морков-(корень), -к-(суффикс), -и(окончание)

Ответ

+

однокоренные: лесной, лесочек

Ответ

+

наполнЯют - пОлный (корень - полн)

дерЕвья -дЕрево (корень - дерев)

Ответ

+

счастливый, областной , устный, ненастный, местный, честный

не понял, из какого текста?

Ответ

+

Ответ

+

слова с проверяемыми гласными: синицы (синий), кормушка (корм), зимой (зимы), слетались (летчик), кормил (корм), зерном (зЕрна)

Синицы осенью не улетают в теплые страны, а остаются зимовать рядом с нами.

Читайте также: