Для каждого элемента почвы выбери его значение

Обновлено: 05.10.2024

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Чем больше человек читает, тем он он больше узнает.книги-пища для мозга.человек умнее любого животного.в мире каждую секунду умирают около 4 человека.солнце больше остальных звезд.в мире есть множество организмов.сопрофиты- это вид бактерий.снег в дом не пронести.чем человек умнее, тем он сильнее.знания-вот лучшее оружие.желудок-наши часы.удачи!

Другие вопросы по Другим предметам

Как вы думаете почему французский художник делакруа называл изобразительные искусства "молчаливыми"? о чем и как "молчаливо" могут рассказать живопись, скульптура и графика.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Почва имеет огромное значение в жизни растений, потому что благодаря ей растения могут расти, развиваться, плодоносить. В первую очередь, почва выполняет опорную функцию, так как в ней растения удерживаются при помощи корней. Также, чем больше в почве содержится перегноя и минеральных веществ, тем она питательней и благоприятней для растений, а значит, идеальна для их жизнедеятельности.

№ 2. Какие виды удобрений вы знаете?

Все удобрения делятся на группы:

Органические удобрения (птичий помет, навоз, стружка, древесные опилки, зеленые удобрения) улучшают физические свойства и структуру почвы, ее водный и воздушный режимы, обогащают ее легкорастворимыми питательными веществами и перегноем, а также являются пищей для почвенных организмов.

Минеральные удобрения нужны почве для пополнения в ней запаса таких питательных веществ, как калий, азот, фосфор.

Бактериальные удобрения – это препараты, содержащие почвенные микроорганизмы, полезные для растений и способствующие улучшению их питания и усиления биохимических процессов.

Органно-минеральные удобрение сочетают в себе органические и минеральные вещества в виде таблеток, жидких и сыпучих смесей, гранул. При их одновременном использовании увеличивается эффективность воздействия каждого из их компонентов.

Микроудобрения удобрения – это вид удобрений, которые сдержат в своем составе микроэлементы, потребляемые растениями в малых количествах. Бывают цинковые, медные, борные, марганцевые, кобальтовые и т.д.

Стр. 131. Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель, на высоте 10 см и на пенёк наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенёк со стеклянной трубкой (рис.82).

Почву в горшке следует полить тёплой водой, после чего вода начнёт подниматься по трубке и вытекать из неё. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Если поливать почву в горшке с обрезанным растением водой комнатной температуры или теплой, то она начнет подниматься по трубке и потому вытекать из нее. После полива холодной водой – вода перестает подниматься по трубке.

Проведенное исследование дает возможность сделать вывод, что процесс поглощения воды корнями растения зависит от ее температуры. Теплая вода хорошо всасывается конями, а потому хорошо подходит для полива растений. Холодная вода всасывается плохо, а потому не рекомендована для полива.

Стр. 131. Вопросы после параграфа

№ 1. Чем отличается питание растений от питания животных?

Растения по способу питания относятся к автотрофам. Они могут сами создавать органические вещества из неорганических, используя для этого солнечную энергию. Из-за этого растения часто называют фабрикой органических веществ.

Животные по способу питания является гетеротрофами. Это организмы, которые не способны преобразовывать энергию солнца и неорганические соединения в органические, а потому питаются готовой органикой – растениями, другими животными.

№ 2. Что такое почвенное питание растений?

Почвенное или корневое питание растений происходит путем поглощения корнями растения воды и растворенных в ней минеральных веществ, необходимых для его роста и развития, которые находятся в почве.

№ 3. Зачем нужно вносить в почву удобрения?

Удобрения – это специальные вещества (минеральные и органические), которые нужны для питания растений и повышения плодородия почв. Эффект их обусловлен тем, что они поставляют растениям один или сразу несколько дефицитных химических компонентов, которые необходимы для их нормального роста и развития. При помощи удобрений удается разрыхлить почву, улучшить ее структуру, сделать благоприятной для растений и плодородной.

№ 4. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?

При недостатке азотных солей в растениях происходит накапливание нитратов, а значит, затягивается их рост, вызревают побеги, качество плодов становится низким. Листья и стебель растения приобретают бледно-зеленый цвет.

Фосфор является основным элементом в полноценном питании растений. Если он в достаточном количестве, то рост корневой системы усиливается, растение выглядит сильным, здоровым. При недостатке фосфорных солей блокируется поступление цинка, происходит пожелтение и отмирание тканей в листьях растений.

Калийные соли – это важнейший элемент в питании любого зеленого растения, включая плодовые культуры, без которого невозможно их полноценное развитие. Недостаток калийных солей проявляется не сразу. К середине вегетации можно увидеть общую поблеклость и голубоватый отлив на культуре. Со временем могут появляться бурые пятна. Не редко при недостатке калия растения начинают неестественно цвести, формируя мелкие плоды.

№ 5. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоёмов?

Внесение удобрений должно происходить строго в указанные производителями сроки и в небольших количествах – дозировках. Недостаток удобрений не принесет пользы, а его избыток в почве может привести к вымыванию его поливами и дождями в расположенные поблизости реки, озера, пруды и прочие водоемы, в которых живые организмы могут отравиться и погибнуть.

Стр. 131. Подумайте

Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?

Недостаток минеральных веществ в почве и, как следствие, недополучение их культурами, у разных растений сказывается по-разному. Однако уже по изменениям во внешнем облике можно судить о том, что в почве есть недостаток того или иного элемента, а само растение нуждается о дополнительном внесении удобрений.

Как правило, недостаток минеральных веществ в почве выражается в замедлении роста растений и изменении их внешнего вида – увядание, тусклый цвет листьев и стебля, мелкие цветы и плоды, появление пятен и т.д.

Почва – это сложная динамическая система. Она состоит из минеральных и органических веществ. Минеральные компоненты поступают в почву, в первую очередь, из материнской породы , на которой она образовалась. Органические вещества появляются и развиваются благодаря живым организмам, населяющим почвенный покров. Взаимодействие минералов и органики создает сложный комплекс разных соединений.

В этом разделе мы расскажем, из чего состоит почва. Вы узнаете о ее фазах и их особенностях. Также вы прочитаете о минеральном и органическом составах покрова, их соотношении и характеристиках.

Состав почвы

почва и её состав

что содержится в составе почвы

Фазы почвы

Прежде всего мы поговорим о фазах почвы.

Выделяют четыре основных части:

Все они взаимосвязаны и активно влияют друг на друга.

Основные фазы почвы

К твердой фазе относятся органические и минеральные вещества. Это частицы разного размера и формы, которые неплотно примыкают друг к другу (глыбы, обломочные породы, глина, песок, пыль и другие). Тем не менее, они создают твердый почвенный каркас, на котором размещаются другие части. Эта фаза определяет петрографический (гранулометрический) состав, структуру, сложение и пористость почвенного покрова.

Сама по себе тве р дая часть является малодинамичной системой. Она же самая объемная – занимает 45-60% покрова. С ней связаны многие физические, физико-химические и химические свойства материала.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Твердая фаза почвы.

Жидкая часть – это вода и растворенные в ней соли. Данная фаза формируется из атмосферных осадков, грунтовых вод, конденсации водяных паров. Она составляет около 25% от всего объема почвенного покрова.

Эта фаза считается самой динамичной. Именно из нее растения усваивают питательные вещества. Ведь без достаточного количества влаги нормальное развитие флоры и почвенных микроорганизмов невозможно. Кроме того, жидкая фаза участвует в таких процессах как гумификация и минерализация органических остатков, выветривание, перемещение веществ внутри покрова и формирование почвенного профиля.

Вода является и терморегулирующим фактором. Она определяет расход тепла из почвы и растений вследствие испарения и транспирации. С влажностью покрова тесно связаны его физико-механические свойства (твердость , крошение, липкость и другие). Стоит отметить, что передвижение влаги в почве и по ее поверхности также влияет и на отрицательно сказывающиеся на плодородии процессы. Среди них эрозия и вынос из верхних слоев питательных элементов.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Жидкая фаза почвы.

Газообразная часть – это почвенный воздух. Он занимает все поры в почве, не занятые водой.

Эта фаза, как и жидкая, является динамической. Она покрывает 20-25% от общего объема почвы. В отличие от атмосферного воздуха, почвенный беден на кислород. В нем много углекислот. Это объясняется деятельностью микроорганизмов и растений: чем их больше в почве, тем больше кислорода они потребляют и углекислого газа выделяют.

Также в составе почвенного воздуха постоянно присутствуют нелетучие органические соединения (углеводороды жирного и ароматического рядов, сложные альдегиды, спирты и другие). Они , пусть и в небольшом количестве, тоже образуются в процессе жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Эти вещества поглощаются корнями, способствуя росту растений и повышению их жизнедеятельности.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Газообразная фаза почвы.

Все фазы взаимодействуют друг с другом, активно переходят из одной в другую. Это возможно благодаря деятельности живых организмов. Они являются четвертой, живой фазой почвенного покрова. К ней относятся растения, грибы, бактерии, простейшие, мелкие животные. Высокая активность этих организмов доказывает, что все естественные процессы, которые происходят в почве, прямо или косвенно являются биохимическими по своей природе.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Живая фаза почвы.

Примерное соотношение всех фаз почвы показано на диаграмме ниже.

Примерное соотношение основных фаз почвенного покрова

Следующее, о чем мы поговорим, – это химический состав почвенного покрова. Он представлен минеральными и органическими веществами. Они сконцентрированы в твердой и жидкой фазах. В синтезе химических соединений принимают активное участие живые организмы.

Минеральный состав почвы

Минеральные вещества составляют 80-90% от общего объема покрова. Они поступают в почву двумя путями – из материнской породы и при полном разложении живых организмов. Из горной по р оды в почву попадают первичные минералы. Они имеют кристаллическое строение и практически не усваиваются растениями. Вторичные минералы аморфные, способны набухать и задерживать воду. Именно они являются источником питательных элементов почвы.

В составе почвы содержатся практически все известные химические элементы. Процентное содержание основных вы найдете в таблице ниже (средние значения).

Основные химические элементы почвы Процентное содержание (от общего числа всех химических элементов)
Кислород (O) 49%
Кремний (Si) 33%
Алюминий (Al) 7,13%
Железо (Fe) 3,8%
Углерод (C) 2%
Кальций (Ca) 1,37%
Калий (K) 1,36%
Натрий (Na) 0,63%
Магний (Mg) 0,6%

Кроме того, около 1-3% составляют фосфор, марганец, хлор, азот, сера и микроэлементы (кобальт, фтор, йод, медь, цинк, молибден). Все элементы входят в состав оксидов, гидроксидов, растворимых и нерастворимых солей. Для роста и развития флоры наибольшее значение имеют калий, фосфор, азот, в меньшей мере – кальций и магний. Но в небольших количествах растениям требуются и другие элементы.

Первоисточником всех минералов в почве являются магматические породы. Они составляют 95% от общей толщи литосферы. На долю осадочных пород приходятся оставшиеся 5%. Метаморфические же причисляются к тем материалам , из которых они образовались. Поэтому здесь они в расчет не принимаются.

Подробно о влиянии горных пород на почву и процессы формирования почвенного покрова вы сможете узнать в нашей статье Почвообразующая порода как фактор почвообразования.

Химический состав почв находится в состоянии постоянного изменения. Это связано с непрерывностью процессов выветривания и почвообразования.

Органический состав почвы

Органические вещества составляют от 1-2% до 10-15% почвы. Они образуются при частичном разложении растений, животных и микроорганизмов. В состав почвы входят белки, углеводы, смолы, воски, лигнин, липиды и продукты их распада (спирты, аминокислоты, пептиды, моносахариды). Эти вещества составляют около 10% от всей органики, являются источником минералов и питательной средой для почвенной фауны, бактерий, грибов.

Скорость разложения растительных остатков зависит от содержащихся в них веществ. Так, древесина и хвоя содержат много лигнина, смол и дубильных веществ, но мало белков. Их разложение идет медленно. Остатки же бобовых трав, богатые белками, разлагаются быстро.

Основную часть почвенной органики (80-90%) составляют гуминовые вещества. Они и определяют плодородие грунта.

В группу входят:

  • Гуминовые кислоты
    Это вещества темного цвета. Они образуют нерастворимые соли с железом и алюминием. Гуминовые кислоты способны поглощать и задерживать в верхних слоях почвы воду и питательные элементы , затем постепенно их высвобождать. Они участвуют в превращении химических соединений в доступную для растений форму. Эти кислоты играют главную роль в формировании структуры почвы и ее плодородия.
  • Фульвокислоты
    Это растворимые вещества желтого цвета. Они быстро вымываются в нижние горизонты, плохо задерживают влагу и минералы, подкисляют почву.
  • Гумины
    Это инертные вещества, связывающие минералы. Они не участвуют в почвообразовании.

Помимо соединений, органические остатки всегда содержат некоторый объем зольных элементов. Их количество и состав варьируются в зависимости от вида организмов и условий среды их обитания. В состав золы входят калий, кальций, магний, кремний, фосфор, сера, железо и многие другие элементы, содержащиеся в незначительных количествах. Очень низкая зольность характерна для древесины. Большое количество зольных элементов содержат остатки травянистой растительности.

Знание минерального и органического состава почвы и ее фаз помогает лучше разобраться в свойствах материала, его применении. Отсюда также становится понятно, какими способами можно улучшить плодородие почвенного покрова. Об этом мы у же писали в нашей статье Плодородность почвы: как ее сохранить и повысить. Возможно вам также будет полезна наша статья о кислотности почв. В ней подробно рассказано, как можно регулировать такой показатель как кислотность почвенного покрова, делать почву более кислой или щелочной.

Читайте также: