Для оплодотворения хвощам необходима капельно жидкая влага

Обновлено: 07.07.2024

1. Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

2. По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.

1) наличие всех типов тканей;
2) наличие корней (развитие корневой системы);
3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод);
4) независимость оплодотворения от наличия воды;
5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития

3. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

5. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль - ламинарию человек употребляет в пищу.

1) 1 - зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 - в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 - водоросли не имеют корней

7. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

8. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

10. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.

1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления

11. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка

12. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

13. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет



14. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

15. В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты - ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

1) морская капуста обладает свойствами накапливать химический элемент йод;
2) йод необходим для нормализации функции щитовидной железы

16. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

17. Назовите основные ароморфозы растительного мира.

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

18. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы



19. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)

1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)

Хвощи - многолетние споровые корневищные растения, с зелеными стеблями, ветвями и чешуйчатыми листьями. Современные хвощи - травянистые растения, в прошлом имели большее разнообразие: встречались древовидные формы до 20 м высотой. Наряду с древними плауновидными в карбон (каменноугольный период) участвовали в образовании каменного угля.

Как и плауны, хвощи поселяются в увлажненных местах: по берегам водоемов, на лугах, лесных опушках. Закисленные почвы - излюбленное место обитания хвощей.

Жизненный цикл хвоща

Характеристику хвощам будем давать на основе типичного представителя - хвоща полевого.

Строение хвоща полевого

Хвощ полевой имеет членистое строение, мелкие чешуйчатые листья собраны в мутовки по 6-12 листьев. Эпидермис стебля гладкий, оболочки клеток содержат кремнезем - SiO2, что придает стеблю прочность, делает его несъедобными для скота, многих диких животных.

Подземная часть растения включает сильно разветвленное корневище, по площади до 8м 2 , от которого вглубь почвы отходят придаточные корни. У хвоща полевого отдельные боковые ветви корневища могут видоизменяться в клубни, запасающие питательные вещества. Клубни также принимают участие в процессах вегетативного (бесполого) размножения. Вегетативные побеги появляются весной позже спороносных, и отвечают главным образом за питание, рост и развитие растения. Фотосинтез происходит в стебле растения.

Весной первыми у хвоща полевого появляются спороносные побеги, заканчивающиеся спороносными колосками. Стебель у них коричневого цвета, хлорофилл отсутствует. Спороносный побег отвечает за половое размножение. Перпендикулярно оси колоска к нему крепятся органы спороношения - спорангиофоры, под которыми лежат 6-10 спорангиев. Спороносный побег отмирает после спороношения.

Спороносный побег отличается от вегетативного главным образом наличием стробила. Стробил - видоизмененный укороченный побег, служащий для размножения некоторых высших растений: хвощей, плаунов, голосеменных. Несет специализированные листья спорофиллы, на которых формируются спорангии. Спорофилл (от греч. sporá - семя и phýllon - лист) - видоизмененный лист споровых растений, на котором развиваются органы бесполого размножения - спорангии.

Строение хвоща

Жизненный цикл хвощей

В жизненном цикле хвощей, как и папоротников, доминирует спорофит. Начнем рассматривать цикл с момента прорастания споры (n). Споры высыпаются из спорангиев, во влажной среде прорастают в заросток - гаметофит (n), который крепится к почве ризоидами. Образующиеся из спор гаметофиты раздельнополы, на одних развиваются антеридии (мужские половые органы), на других архегонии (женские половые органы). В антеридиях (n) формируются сперматозоиды, в архегониях (n) - яйцеклетки.

Во влажной среде подвижный сперматозоид (n) достигает яйцеклетки (n) в архегонии, сливается с ней, образуя зиготу (2n). Из зиготы развивается спорофит (2n), у которого на спорофилле в спорангии материнские клетки (2n) делятся мейозом, в результате образуются споры (n).

Жизненный цикл хвоща

Значение хвощей

Хвощи имеют медицинское значение, их используют в качестве мочегонных и кровеостанавливающих средств. Несмотря на твердость стебля, вследствие высокого содержание кремнезема, хвощом питаются олени. Не вызывает сомнений, что хвощ является звеном в цепи питания (продуцентом). Весенние побеги употребляют в пищу в свежем и вареном виде, из них делают соусы, начинки для пирога.

Мы с вами, ботаники, безусловно восхищаемся хвощом! Но вот садоводы от него совсем не в восторге. Хвощ считается одним из злостных сорняков в огороде, трудно выводимым и доставляющим массу хлопот. Хвощ селится на закисленной почве, поэтому помимо перекапывания, садоводы применяют известкование - внесение в почву карбонатов кальция CaCO3 и магния MgCO3, а также оксидов - CaO и MgO и гидроксида кальция - Ca(OH)2 с целью снижения кислотности почвы. Почва со сниженной кислотностью нравится хвощу гораздо меньше, и он перестает заводиться на огороде ;)

Изветскование почвы

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 24. Задание на анализ биологической информации

(1) Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2) Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3) Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4) Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5) Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6) Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7) Гормон щитовидной железы – адреналин – учащает сердечные сокращения.

Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости внутренних органов;
2) 3 – железы внутренней секреции не имеют протоков, поэтому секреты поступают непосредственно в кровь;
3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников.

(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы – адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин – понижает. (4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.

Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) 2 – ферменты по протокам поступают в двенадцатиперстную кишку;
2) 3 – глюкагон – гормон поджелудочной железы, который повышает уровень глюкозы в крови (адреналин вырабатывается надпочечниками);
3) 5 – белки расщепляются до аминокислот (до простых сахаров расщепляются углеводы в ротовой полости)

(1)Хромосомные мутации – это перестройки хромосом. (2)Появление хромосомных мутаций связано с делецией, дупликацией, инверсией или транслокацией в хромосомах. (3)Часто причиной хромосомных мутаций может быть случайное сочетание хромосом при оплодотворении. (4)Хромосомные мутации называют точковыми. (5)Вследствие хромосомной мутации образуются новые аллели генов. (6)Хромосомные мутации относят к генотипической изменчивости.

Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) 3 – случайное сочетание хромосом при оплодотворении не приводит к мутации, а является причиной комбинативной изменчивости
2) 4 – точковая мутация – пример генной мутации (замена одного нуклеотида другим, выпадение или удвоение);
3) 5 – новые аллели генов образуются в результате генных мутаций

(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.

Ошибки допущены в предложениях:
1) Предложение 3 – эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно исследовать цитогенетическим методом);
2) Предложение 4 – близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа);
3) Предложение 7 – характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ)

(1)В цикле развития хвоща происходит смена полового и бесполого поколений. (2)Гаметофитом у хвоща служит заросток, который развивается из зиготы. (3)На нижней стороне заростка развиваются антеридии и архегонии. (4)В архегониях и антеридиях образуются гаметы. (5)Для оплодотворения хвощам необходима капельно-жидкая влага. (6)Спорофитом у хвоща является листостебельное растение, у которого на нижней стороне листьев развиваются спорангии со спорами. (7)Споры образуются из спорогонной ткани путём митоза.

Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) предложение 2 – заросток развивается из (гаплоидной) споры, из зиготы развивается зародыш нового растения (2n);
2) предложение 6 – у хвощей спорангии со спорами развиваются в спороносном колоске на верхушках (весенних) побегов;
3) предложение 7 – споры образуются путём мейоза

Дмитрий Магеллан

Разработана специально для подготовки к ЕГЭ. У каждого студента свой личный кабинет с расписанием, вебинарами, домашними заданиями и обратной связью по ним, статистикой и всеми необходимыми материалами. Удобно учиться и с телефона и с компа.

Занятия проходят как в формате онлайн-трансляций, так и в записи, и длятся от 1 до 2-х часов. Студенты всегда могут задать вопрос по ходу занятия преподавателю или наставнику и получить на него ответ.


Каждое домашнее задание проверено на соответствие актуальной демоверсии и кодификатору. Домашки составляются специально под темы вебинаров, чтобы лучше закрепить нужные знания и навыки.

Тесты на платформе проверяются автоматически, а к каждому ответу есть пояснения. Задания второй части проверит личный наставник. Он подробно разберёт ошибки, поможет понять сложные моменты и даст актуальные советы по дальнейшей подготовке.

Это индивидуальные помощники учеников на длительных курсах. Как правило, это студенты топовых вузов, которые сами сдали ЕГЭ на 90+, и с одной стороны, хорошо помнят все нюансы подготовки, а с другой, понимают, каково это, когда ты подросток, а тебе надо готовиться к испытанию, которое может изменить твою жизнь.

Мы объединяем студентов в команды подготовки по 20-30 человек, чтобы было нескучно и интересно. Обсуждаем сложные вопросы и поддерживаем друг друга, устраиваем совместный движ: проходим квизы и марафоны, веселимся на Впускных и дружим даже после экзамена ;)

Во время вебинара студенты работают со скриптом занятий — частично заполненным конспектом по теме, который нужно дополнить. Такая работа отлично помогает запомнить и структурировать учебный материал.

Кроме того, преподаватели готовят авторские конспекты и методички по самым важным и сложным темам экзамена.


Словить вайб и по-настоящему увлечься предметом помогут наши кружки по интересам. Ламповая атмосфера, тёплое общение, обмен эмоциями и горячие обсуждения помогут лучше запомнить материал и отлично провести время. А ещё у нас есть впускные и выпускные тусовки, чтобы даже самый интровертный интроверт смог влиться в команду и найти себе друзей :)

Цитата

Даниил Дарвин

Учись, а то станешь дворником” — плохая мотивация для учебы. Мы хотим жить в мире, где люди получают удовольствие от обучения. В мире, где учиться — это делать свою жизнь интереснее и насыщеннее.









получили 360 выпускников Вебиума

заработали 3259 наших выпускников

получает на экзамене каждый третий студент Вебиума

статистика за 2019-2021 уч. гг

любой предмет можно начать

реши свой первый пробник

пройди бесплатный спецкурс


просто на высшем



Решение заниматься именно здесь было одним из лучших. Будьте уверены, что вы получите.



Спасибо школе Вебиум за интересную и качественную подготовку! Самое важное это то, что.



Хочется поблагодарить Тасю и всю команду Вебиума за отличную.



В первую очередь, Вебиум - это место, где тебе всегда помогут.





Все вебы были очень атмосферными, полезными и нескучными. Благодаря мемам, шуткам и забавным моментам на занятиях.

посмотреть и почитать

рассылка с полезными материалами для подготовки к ЕГЭ






подготовка к ЕГЭ — это нескучно! покажем, убедим и влюбим!




откровенно говорим про ЕГЭ и образование

объясним сложные темы из ЕГЭ простым языком, расскажем про поступление в вуз и поделимся опытом наших учеников

начни с бесплатного курса

хочу попробовать бсплтн!

узнать про курс или оплатить учебу

если вы хотите у нас работать

PR-вопросы и партнерство

войди, чтобы начать учиться

вход через почту

на твою почту будет отправлена ссылка для восстановления пароля

письмо успешно отправлено на твою почту


Подача материала просто на высшем уровне. Очень эффективная подготовка заключалась в том, что после изучения(или для кого-то повторения) очередной темы ты мог ещё раз её закрепить на практике. Всё оооочень подробно объясняли и углублялись в темы, что являлось огромным плюсом. Я в принципе уже в начале года пришла достаточно подготовленной, но всё равно на вебинарах было интересно слушать, хоть и повторяли всё по миллион раз. Регулярная практика это очень важно! Мне кажется, на протяжении 9 месяцев я практически каждый день открывала какое-либо задание по химии. Без Вебиума ничего бы не получилось💘


Решение заниматься именно здесь было одним из лучших. Будьте уверены, что вы получите всю необходимую информацию для экзамена, приправленную большим количеством домашнего задания, чтобы точно все закрепить в голове 🤌 Ира рассказывает очень просто, понятно и от этого очень интересно, а потом вы можете узнать об этом подробнее от Фила на практике (никогда не пропускайте практики, это очень важная и классная часть обучения).

Вебиум не загоняет вас в рамки, вы всегда можете обратиться к преподавателю, наставнику, спросить непонятную часть занятия, уточнить что-то и тд. Также все наставники очень понимающие и с ними всегда можно договориться насчёт отсрочки дз 🥺❤️


Спасибо школе Вебиум за интересную и качественную подготовку! Самое важное это то, что не нужно тратить время на составление плана подготовки к экзамену. План предоставляется, остаётся качественно ему следовать. Если остаётся свободное время, то всегда предлагаются дополнительные статьи, темы для более глубокого изучения. Формат скриптов очень помогает в подготовке, в повторении и запоминании материалов. Шутки и лёгкий доступный подход Марка и Даниила позволяет не видеть сложных тем, так как все становится понятным после их объяснения. Ну а если что-то все равно не поняла, то можно спросить у наставника, который подробно все объяснит. Различные форматы занятий не позволяли затухать интересу к подготовке. Всегда с радостью уделяла время на подготовку.


Хочется поблагодарить Тасю и всю команду Вебиума за отличную подготовку, поддержку на протяжении всего учебного года❤️ Спасибо наставнику Саше за поддержку и помощь, индивидуальный подход к ученикам☺️

Материал структурирован, понятен, поэтому без спешки за 9 месяцев можно дойти до желаемого результата! На курсе было очень много практики, домашек, где разбирали в том числе и задания из реальных КИМов прошлых лет, которые были похожи на то, что попалось в этом году в вариантах 😍

Я точно буду скучать по вебам и даже по куче дз🥺

Очень рада результату, которого достигла благодаря обучению тут😍


Помимо прекрасных преподавателей, здесь для нас стараются и наставники, которые находятся с вами на связи каждый день, проверяют ваши домашки и помогают исправлять ошибки. Я считаю, что мне с моей наставницей очень повезло 😻 на протяжении всего года она знала мои слабые места и помогала справляться с ними

Что касается моих баллов, то я набрала 87 баллов, что было шоком для меня, так как таких высоких баллов я точно не ожидала 🙈 поверьте, набрать 87 баллов по английскому- это было очень сложно для меня, но результат такого стоил ❤️

Читайте также: