Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур нужно учитывать

Обновлено: 04.10.2024

В целях более рационального применения достижений науки, техники и передовой практики для получения высоких и устойчивых урожаев, более эффективного использования мелиорированных земель в орошаемых хозяйствах должны быть осуществлены научно обоснованные мероприятия, предусматривающие:

- Систему севооборотов с введением посевов пожнивных, поукосных и промежуточных культур для обеспечения наивысшего сбора растениеводческой продукции с единицы орошаемой площади за безморозный период года;

- Посев сортами сельскохозяйственных культур с высокой потенциальной урожайностью, с высокими пищевыми и кормовыми качествами; устойчивых к полеганию и болезням, с оптимальным вегетационным периодом и равномерным созреванием;

- Высокопроизводительное использование ирригационных систем при наиболее рентабельном режиме орошения сельскохозяйственных культур, обеспечивающее рост урожайности и плодородия почвы;

- Систему минеральных, органических и бактериальных удобрений, направленную на повышение эффективного плодородия почвы и полное удовлетворение потребности растений в зольной и азотной пище;

- Рациональную систему основной, предпосевной и послепосевной обработок почвы, обеспечивающую создание оптимальных водно-физических и биохимических условий для наиболее продуктивного роста и развития культурных растений при наименьших затратах энергетических и материальных средств;

- Надлежащий уход за культурами в вегетационный период и проведение уборки урожая без потерь;

- Комплекс работ по высокой агротехнике возделывания сельскохозяйственных культур.

Осуществляться эти мероприятия должны с учетом конкретных почвенно-климатических и природно-экономических особенностей каждой зоны.

Растения растут в естественной среде обитания , и без всякого вмешательства человека, в этот процесс, но в огородах, совсем другая ситуация. То уродилось, то нет, то овощи мелкие, неказистые, то съела их какая то гадость. И для того, чтобы овощи по настоящему, выглядили так, как на пакетике с семенами, не обойтись без агрохимии.

Агрохимия - это опыт и знания накопленные человеком, о физиологии и питании растений, процессов происходящих в почве, повышения ее плодородия, и качественной сельхозпродукции

В противовес понятий "химия" и "органика", более чем условно. Это те же химические процессы, которые происходят в почве и растениях. Высвобождая или консервируя, нужные элементы питания.

Растения, не могут расти нормально, без наличия в почве доступных легкорастворимых элементов питания. Если в почве их достаточно, вид у растений здоровый, крепкий. А если растение чахлое, болезненное, то это явный признак, что минеральное питание не доступно растению.

А голодные растения – это не полноценные продукты питания, и тем более, не экологически чистая продукция. Круговорот, освоенных растением минеральных веществ, восполняет их недостаток и в питании людей, потому что человек звено пищевой цепи, и нарушения в одном из звеньев, всегда приводят к искажениям в другом.

Как пример, следствие потребления продуктов питания обедненных такими макроэлементами как цинк, железо –распространены в странах где традиционна злаковая диета.

итак, важные аспекты изучения условий от которых зависит плодородие, это почва, растение и питание растений

Попробуем разобраться, в историческом аспекте, что же в настоящий момент, известно о питании растений, какие были научные представления в этом вопросе, и как на своих земельных участках, можно применить эти знания.

Тем более, ученые тоже люди, и в свое время у них не было достаточно информации, в их познаниях мира. И их убеждения, мешали принять и воспринять, ту информацию, которая не носила характер общепринятой.

Теория водного питания

Теория, согласно которой вся растительная масса создается за счет воды, поступающей в растение из почвы.

Основатель теории нидерландский врач и натуралист Жан Баптист ва Гельмонд (1579-1644)

Он посадил ветку ивы в почву и поливал ее исключительно водой. Через 5 лет масса ивы увеличилась с 5 до 169 фунтов

Поскольку, масса почвы в которой выращивали иву, существенно не изменилась, ван Гельмонд сделал вывод: ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РОЛИ ВОДЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИРОСТА МАССЫ РАСТЕНИЙ.

Гумусовая теория

И только лишь в середине XVIII века удалось поколебать уверенность сторонников водной теории питания растений

По мнению ее сторонников

А открытия о существовании источника углерода для растений в атмосфере, в широких научных кругах были не известны . Хотя и были открытия Джозефа Пристли (1733-1804) Жана Сенебье (1742-1809) и Николы Теодора де Соссюра (1764-1845)

И даже признавая ассимиляцию углерода из углекислого газа, ученые того времени рассматривали источник углерода не ВОЗДУХ, а перегной и гумус.

Популяризацией гумусовой теории , способствовали взгляды Альбрехта Тайера (1752-1828) С его точки зрения –

Задача повышения урожаев, состоит в увеличении состояния перегноя в почве , и оптимизации условий для усвоения растениями перегнойных веществ.

Теория минерального питания

Первым, высказал эту мысль, французский естествоиспытатель Бернар Палисси (ок. 1510- ок. 1589)

Он считал, что "соль-есть основа жизни и роста всех посевов. А навоз бы не имел значения если бы не содержал соли, остающийся после разложения сена и соломы. "

Однако, прогрессивные для того времени Б. Палисси не повлияли на взгляды ученых того времени, и последующих нескольких веков.

Похожая судьба сторонника теории минерального питания немецкого химика Иоганна Рудольфа Глаубера (1604-1670) экспериментально доказал , что азотная кислота определяет начало роста растений.

Однако, он не придавал значения почвенному азоту в питании растений, считая что "аммиак и окисленные формы азота содержаться в воздухе и попадают в почву с осадками. "

Е ще одна крайность взглядов –"навоз ценен в земледелии лишь его зольной частью. "

Теория азотного питания

Основоположник – внесший существенный вклад Жан Батист Буссенго (1802-1887) Опытным путем, он доказал, необходимость для роста растений азота, и обнаружил, что бобовые растения могут пополнять запасы почвенного азота

Ж. Буссенго он ввел в практику вегетационный метод исследования питания растений, и проводил количественный анализ питательных веществ, вносимых в почву с удобрением и выносимых из почвы с урожаем.

Ж. Буссенго считают основателем НАУКИ АГРОХИМИИ, его ключевая роль состоит в изучении минерального питания растений.

Но механизм азотофикации был раскрыт позднее немецким ученым Германом Гельгригелем (1832-1895)

Развитие теории минерального питания

получила в последнее десятилетия, благодаря научно-техническому прогрессу в области химии и физики, молекулярной биологии и генетике, и раскрывает:

ФИЗИКО- БИОХИМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ элементов минерального питания

Почва является жизненным пространством для большого количества растений, животных и микроорганизмов.

Через почвенный покров земли идут многочисленные связи всех живущих на земле организмов (в том числе и человека) с литосферой, гидросферой и атмосферой.

Ряд экосистемных функций почвы определяется совокупным действием многих ее свойств и почвообразовательных процессов, в связи с чем почва выступает как единое целое .

Защитной функции почва оказывается не просто вместилищем живых организмов, но жилищем, защищающим их от переохлаждения и перегрева

Под санитарной функцией почвы понимается способность почвообразовательных процессов перерабатывать ежегодно попадающие в почву и на ее поверхность отходы жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Если бы образующийся из года в год растительный опад и останки животных, только накапливался и не подвергался минерализации , то поверхность Земли оказалась бы забитой отходами жизнедеятельности организмов

Это не произошло до сих пор, потому что почвенные организмы (преимущественно микроскопические) подвергают разрушению и минерализации поступающие в почву и на ее поверхность органические остатки и тем самым переводят в доступную для усвоения форму.

Во многом благодаря постоянному преобразованию вещества, почвы живут как динамичные системы, богатые свободной энергией.

Важный результат данной трансформации - освобождение в ходе разложения органических остатков, энергии, аккумулированной при фотосинтезе.

Почвы как источник питательных элементов и соединений

Энергия высвобождается не только в тепловой, но и химической форме образования органических соединений, и различных минеральных веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, серу, железо, марганец, медь, молибден, бор, цинк и др.

Сущность функции резерва - депо элементов питания, энергии и влаги которые используется организмами при израсходовании наиболее легкодоступных запасов и обеспечивает существование организмов, несмотря на периодически возникающие перерывы

Этот резерв соединений, законсервированные в аморфных, кристаллических формах, подвижные соединения и влага, находящиеся в глубоких горизонтах и др.,

Залог устойчивости почвенного плодородия и поддержания необходимых условий существования живых организмов и средой, в которой сохраняются семена и другие зачатки.

На поверхности почвы и в свежем опаде перезимовывают семена высших растений, с тем, чтобы на будущий год дать новое потомство или пополнить почвенный семенной запас многолетнего хранения.

Кроме этого, важным проявлением почвенной функции сохранения и депо зачатков организмов является наличие в большинстве почв избыточного пула (запаса) микробов.

Микробный пул оказывается богатым по видовому разнообразию, что весьма важно для успешного функционирования почв и экосистем.

Существует тесная зависимость почвенного плодородия от эффективности механизмов перевода потенциально доступных элементов питания в легкоусвояемую форму.


Задания Д3 № 979

В каком из перечисленных городов России средняя месячная температура воздуха в январе наиболее высокая?

Температура января в России снижается к Северо-Востоку Сибири. Следовательно, наиболее высокая температура будет у самого западного города. Это Мурманск.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 16 № 993

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

109–20 °С7 ч. 08 мин.

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?


Задание 17 № 994

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

109–20 °С7 ч. 08 мин.

В каком из перечисленных городов 1 ноября высота солнца в полдень наименьшая?

Чем севернее город, тем ниже Солнце поднимается над горизонтом.

Правильный ответ указан под номером 4.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 12 № 1005

Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.


Задание 11 № 990

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Точка А лежит на высоте 156 метров. К озеру плавное понижение до высоты 150 м, снижение к котловине озера до 146 м, потом крутой подъем к точке В на высоту 152,5 м.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 9 № 998

Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

В 1 см карты — 100 метров, поэтому что бы получить ответ в метрах, расстояние от точки А до родника, измеренное в сантиметрах, необходимо умножить на 100.

Однако на экране монитора карта могла измениться в размерах. Поэтому следует найти, во сколько раз расстояние между заданными точками больше длины масштабного отрезка, а затем полученное отношение умножить на 100.

Допустим, на мониторе длина масштабного отрезка 1,2 см. На мониторе длина от точки А до родника равна 4,2 см, длина масштабного отрезка 1,2 см. Имеем (4,2 : 1,2)·100 = 350 м.

Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур необходимо учитывать много природных факторов. Один из них – степень увлажнения почвы. В каком из перечисленных регионов России наиболее важно применять меры, позволяющие сохранять влагу в почве?

Что является примером нерационального природопользования?

Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека: добычу полезных ископаемых, строительство зданий. В какой из перечисленных областей России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты?

Наводнения – стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?

Примером рационального природопользования в зоне степей является

Примером рационального природопользования является

Тайфун – местное название тропических циклонов штормовой и ураганной силы в некоторых странах Азии. Тайфуны обычно бывают небольшие по площади (100-300 км в поперечнике) с очень низким давлением в центре. В среднем в год возникает около 30 тайфунов, бóльшая часть которых развивается до стадии урагана (скорость ветра свыше 30 м/сек), остальные достигают стадии тропического шторма. На территории какой из перечисленных стран важна деятельность служб по предупреждению населения о приближении тайфунов?

При строительстве в сейсмоопасных районах применяется особая технология. Сейсмостойкость многоэтажных зданий обеспечивают многими конструктивными приемами, например, устройством железобетонных каркасов в оконных и дверных проёмах. В каком из перечисленных регионов необходимо применять данные технологии?

С сейсмичностью и подводным вулканизмом тесно связана опасность возникновения огромных морских волн – цунами, под угрозой которых находятся территории прибрежных городов и населённых пунктов. На какой из перечисленных территорий России необходима работа специальных служб по предупреждению населения о цунами?

Сель – грязекаменный поток, отличающийся внезапностью возникновения и разрушительной силой. В каком из перечисленных регионов России сели представляют наибольшую опасность?

При строительстве в сейсмоопасных районах применяется особая технология. Сейсмостойкость каменных зданий обеспечивают многими конструктивными приемами, например устройством железобетонных каркасов в оконных и дверных проёмах. В каком из перечисленных регионов необходимо применять данные технологии?

Многие страны мира находятся в сейсмоопасных районах. Для этих стран особенно важно прогнозирование землетрясений и сейсмостойкое строительство. На территории какой из перечисленных стран разрушительные землетрясения наиболее вероятны?

Глобальное потепление климата может привести к таянию ледникового покрова Антарктиды и повышению, вследствие этого, уровня Мирового океана. Определите, какой из перечисленных городов России может наиболее пострадать в случае такого развития событий.

Основные проблемы строительства и эксплуатации трубопроводных сетей (в том числе труб для водоснабжения) в северных регионах России связаны с широким распространением многолетней мерзлоты. Все трубопроводы нужно прокладывать над поверхностью грунта – на опорах или по эстакадам, потому что летом грунт оттаивает на два метра и более. В каком из перечисленных регионов России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты?

Для безопасности людей в сейсмоопасных районах применяется особая технология строительства. В каком из перечисленных регионов необходимо вести сейсмостойкое строительство?

Установите соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.

1) Смоленская область

2) Пермский край

3) Новгородская область

4) Ставропольский край

1) проведение снегозадержания в зимнее время

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

Читайте также: