Для прорастания семян необходимы окружающий мир

Обновлено: 08.07.2024

Наступила весна, и моя мама занялась выращиванием рассады для дачи. Я во всем стараюсь помогать своим родителям и приняла в этом участие. На занятиях в детском саду воспитатель рассказала нам, что для растений необходимы следующие условия : воздух, солнце, тепло и вода. Мне стало интересно проверить это, а также узнать, можно ли прорастить семена по-другому. Мама помогла мне провести этот эксперимент

Слайд 3. Цель моей работы

Слайд 4. Подготовка к проведению эксперимента

Мама предложила мне семена овощей, которые остались с прошлого года. Мы взяли поднос, разложили на нем мокрые ватные диски, и я аккуратно поместила на них большие и маленькие семена. А также я положила немного семян в пластиковые стаканчики. В первый стаканчик я добавила немного шампуня. Во второй стаканчик- ложечку сахара, в третий - соли, четвертый стаканчик решила поставить в холодильник, а пятый мы с мамой плотно закрыли крышечкой, чтобы не попал воздух.

Слайд 5. Опыт1. Влияние воды на прорастание. Мы поместили семена на влажные ватные диски для набухания. Часть семян оставили сухими. Через несколько дней сравнили. Влажные семена набухли, сухие остались без изменения. А еще после прорастания семян мы перестали поливать некоторые из них. И они засохли.

Вывод: для того, чтобы семена проросли скорее, лучше их замочить. Но если их не поливать, то ростки погибнут.

Слайд 6 опыт 2. : Влияние температуры на прорастание семян. Поднос с семенами мы поставили на стол в детской комнате, а один стаканчик я поставила на нижнюю полку холодильника. Через три дня в тепле проклюнулись семена редьки, а в холодильнике семена остались без изменений. Семена кукурузы набухли в тепле

Вывод: для прорастания семян нужно тепло, в холоде растение не развивается.

Слайд 7. Опыт 3. Влияние среды (масла, сахара, соли, шампуни) на прорастание семян

Мы положили семена в пластиковые стаканчики в соленую воду, сладкую воду, в шампунь и в растительное масло. Через три дня семена немного набухли, но не проросли. Вывод: растения не могут расти ни в масле, ни в соленой, ни в сладкой воде. А также не смогут расти в шампуне. Такая среда не годится.

Слайд 8. Опыт 4. Влияние света на рост растения

Мы накрыли непрозрачной крышечкой половину семян, чтобы создать полную темноту. Через несколько дней сравнили результат. Ростки без света слабые, бледные. хилые; ростки на свету крепкие, тёмно-зелёного цвета.

Вывод: свет имеет большое значение для растений, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать листья.

Слайд 9 Опыт 5. Влияние воздуха на прорастание семян.

Один из стаканчиков с мокрыми семенами мы закрыли плотной крышкой. Через несколько дней семена покрылись плесенью, но проросли. Ростки слабы, тонкие, бледные. Через некоторое время ростки погибли. Вывод: для прорастания семенам необходим воздух, без воздуха растение не вырастет, а погибнет.

Слайд 10. Выступление перед ребятами в детском саду.

Мне захотелось поделиться с друзьями тем, что я узнала про проращивание семян. Поэтому мы с Юлией Владимировной рассказали ребятам, как можно провести опыты дома самим. Я принесла в группу семена и фотографии своих опытов. А также мы с мамой распечатали раскраски-загадки про овощи, которые мы выращиваем на огороде. Ребятам очень понравилось.

А мне очень понравилось работать над проектом, я проследила за прорастанием семян в разных условиях, провела опыты. Как настоящий ученый. И поняла, что семенам для прорастания необходима ВОДА, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ТЕПЛО И ВОЗДУХ. И чтобы получить хорошие и сильные растения на своем огороде, мне придется потрудиться. СПАСИБО За ВНИМАНИЕ!

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фасоли, какие условия необходимы для прорастания семян, а затем попробовать вырастить растение хурмы. Вот что у нас получилось.

ВложениеРазмер
tekst_raboty.docx 24.19 КБ
usloviya_neobhodimye_dlya_prorastaniya_semyan.pptx 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Ученик 2 класса

учитель начальных классов

Актуальность темы . Осенью бабушка покупала мне очень вкусный фрукт- хурму. В нём я нашёл очень большие семена. Мне очень захотелось вырастить такое растение, но я не знал, как это правильно сделать. Я пришёл в класс и рассказал это своим одноклассникам. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. И докажем это опытами.

Нам стало интересно, как живут растения, и какие условия им нужны для роста. Поэтому мы решили это выяснить, проведя серию экспериментов.

Цель нашей работы: выявление условий, необходимых для роста и развития растений.

Задачи : 1.Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.

2.Провести опыты по проращиванию семян фасоли.

3.Провести опыты, демонстрирующие влияние факторов неживой природы на растительный организм.

4.Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза : если растения - живые организмы, то им необходимы для жизни определенные условия.

  1. Вот что я узнал о хурме из литературы. Хурму называют "сливой богов" за изумительные солнечные золотисто-оранжевые плоды со сладкой - нежной желеобразной или плотной (у некоторых сортов с коричневым оттенком) - мякотью и тонким ароматом, напоминающим абрикосовый.
    Сочные плоды хурмы не только красивы и вкусны, но очень полезны и считаются целебными: они содержат сахара, витамин С, железо и другие ценные витамины и микроэлементы.
    Цветоводы, любящие экзотические растения и эксперименты, накопили небольшой опыт по выращиванию хурмы из семени в домашних условиях. Семена извлекают из спелых плодов хурмы (допустима не очень длительная их подморозка), промывают, просушивают несколько часов, обрабатывают в стимуляторах роста, сажают в горшочек, поливают.

Прежде чем мы посадим семя хурмы, мы узнаем какие условия необходимы для прорастания семян на основе фасоли.

  1. Какие же условия существуют для прорастания семян?
  1. В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились.
  2. Опыт показывает: “ Для прорастания семян необходима вода”
  3. Зачем растению вода?

В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

  1. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам растений необходимо различное количество воздуха.

  1. Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.
  1. В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло . В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть

Взяли два одинаковых растения фиалки в горшках, один – закрыли кульком плотной бумаги и убрали в темный шкаф, другой – оставили на подоконнике. Оба растения мы поливали по мере необходимости. В результате первое растение стало бледным и чахлым, а второе – хорошо себя чувствовало. Когда мы достали из шкафа первое растение и поставили его на подоконник рядом со вторым, оно быстро пришло в себя. Вывод: растениям нужен свет.

Поэтому, когда наши семена уже проросли, мы их посадили в почву. Наши всходы превратились в проростки. Их мы оставили на светлом месте, потому что растениям необходим солнечный свет.

В результате проведенных исследований мы установили, что растениям необходимы для жизни определенные условия: свет, вода, воздух и тепло, а это значит что они – живые организмы, что и подтверждает нашу гипотезу.

Собрав полученную информацию, я попробовал вырастить хурму из семени. Вот что у меня получилось.

В условиях класса мы проследили механизм прорастания семян и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные цели, а именно, на практике были рассмотрено влияние внешних факторов на проращивание семян фасоли.

Создание благоприятные условий при проращивании семян позволяет вырастить любое растение.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Условия, необходимые для прорастания семян.

Осенью бабушка покупала мне очень вкусный фрукт- хурму. В нём я нашёл очень большие семена. Мне очень захотелось вырастить такое растение, но я не знал, как это правильно сделать. Я пришёл в класс и рассказал это своим одноклассникам. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. И докажем это опытами. 31.03.2012 2

Цель работы : определить условия, необходимые для прорастания семян . Гипотеза : Если создать определенные условия, то можно вырастить растение. Объект исследования : семена фасоли 31.03.2012 3

Методы исследования Анализ собранной информации Опыт Наблюдение 31.03.2012 4

Опыт №1 В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились. Опыт показывает: “ Для прорастания семян необходима вода” 31.03.2012 5

Опыт №2 В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. 31.03.2012 7

Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает 31.03.2012 8

Опыт № 3 В две тарелочки поместили немного семян. На дно каждой тарелки налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Тарелочки накрыли стеклами. Одну поместили в теплое место, другую на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли. Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло . 31.03.2012 9

Зачем растению тепло? 31.03.2012 10 В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть

Опыт № 4 Когда семена уже проросли, мы их посадили в почву. Наши всходы превратились в проростки . Их мы оставили на светлом месте, потому что растениям необходим солнечный свет. 31.03.2012 11

Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)

Вопросы учителя:

– Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

III. Постановка проблемы

ВЕСНА – это солнце,
ВЕСНА – это радость,
Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И ВЕСНА идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
(Г. Ладонщикова)

1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

– Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

  1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
  2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
  3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
  4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)
  1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
  2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
  3. Растение сбрасывает оболочку семени.
  4. На новом растении появляются первые листочки.
  5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

ЗАГАДКИ

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос. (Росток)

Он без рук,
Он без ног,
Из земли пробиться смог. (Росток)

Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
(Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

  1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
  2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

VI. Создание ситуации успеха

1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

Самооценка. Дети довольны работой.

– Что понравилось больше всего?

– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

VII. Итог занятия

  1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
  2. Кто какие темы проектов защищал?

Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

– Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

– На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


Прорастание семян можно определить как фундаментальный процесс, начальный этап онтогенеза растений, посредством которого из одного семени формируется росток и впоследствии взрослое растение. Этот процесс влияет как на урожайность, так и ее на качество. Распространенным примером прорастания семян является образование ростка из семян покрытосеменных или голосеменных растений.

Давайте подробнее рассмотрим процесс прорастания семян, его этапы, условия и факторы необходимые для его осуществления.

Процесс прорастания семян


Полный процесс прорастания семян осуществляется в следующие фазы:

  • На начальной стадии прорастания семена быстро впитывают воду, что приводит к набуханию и размягчению семенной оболочки при оптимальной температуре. Эти фазы называется водопоглощением и набуханием семян. На этом этапе запускается процесс роста путем активации ферментов. Семя активизирует свою внутреннюю физиологию и начинает дышать, вырабатывать белки и метаболизировать запасенную пищу.
  • При разрыве семенной оболочки появляется корешок, образующий первичный корень. Семя начинает поглощать воду из почвы. После появления корешка и проростка, побег начинает расти вверх.
  • На заключительном этапе прорастания клетки семян становится метаболически активными, удлиняются и делятся, чтобы дать начало ростку.

Условия, необходимые для прорастания семян


Вот некоторые важные требования, которые необходимы для того, чтобы семя образовало росток, а затем и растение:

  • Вода: крайне необходима для прорастания семян. Некоторые семена чрезвычайно сухие и нуждаются в значительном количестве воды относительно сухого веса. Вода играет важную роль в прорастании семян. Она обеспечивает необходимую гидратацию для жизнедеятельности протоплазмы и растворенный кислород для растущего зародыша, смягчает семенную оболочку и повышает проницаемость семян. Вода помогает в разрыве семян, а также превращает питательные в растворимую форму для ее транслокации в эмбрион.
  • Кислород: важный и незаменимый источник энергии для роста семян. Он необходим прорастающему семени для обмена веществ и используется как часть аэробного дыхания, пока растение не вырастить собственные зеленые листья. Кислород можно найти в порах частиц почвы, но если семя зарыто слишком глубоко, оно будет лишено этого кислорода.
  • Температура: для быстрого прорастания семян требуется умеренная температура около 25-30°C. Совершенно очевидно, что различные семена нуждаются в разных оптимальных температур. Есть некоторые семена, которым необходимы либо более низкие, либо более высокие температуры от 5 до 40°C.
  • Свет или тьма: это может действовать как экологический фактор. Многие семена не прорастают, пока на них не падает солнечный свет.

Процесс прорастания семян запускается при указанных выше благоприятных условиях. Семена претерпевают быстрое расширение и рост зародыша с последующим разрывом покровных слоев и появлением корешка. Появление этого корешка считается завершающей фазой процесса прорастания.

Факторы, влияющие на прорастание семян


Существует несколько основных факторов, оказывающих воздействие на прорастание семян. К ним относятся:

Внешние факторы

  • Вода: недостаток или избыток воды влияет на прорастание семян.
  • Температура: влияет на скорость роста, а также на метаболизм семени.
  • Кислород: прорастающие семена активно дышат и высвобождают энергию, необходимую для их роста, поэтому недостаток кислорода влияет на их всхожесть.

В некоторых случаях температура ниже умеренного уровня замедляет прорастание семян и способствует росту грибов. Прорастание также может прекращается при температуре выше умеренного уровня.

Внутренние факторы

Семенной покой – это состояние, при котором семена не могут прорасти даже при благоприятных условиях. Во время семенного покоя:

Читайте также: