Для заготовки древесины на арендуемом участке необходимо иметь проект освоения

Обновлено: 05.10.2024

Статья 88 Лесного кодекса подтверждает следующее — лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основание сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов (ст. 12 Лесного кодекса).

Наличие (а главное согласование) проекта дает природопользователю право на эксплуатацию леса. Если проект отсутствует (либо не соблюдается), но лесные ресурсы используются, арендатор получает штраф или же расторжение договора. Перед вами материал, в котором мы подробно разберем состав и процесс согласования проекта освоения лесов, а также штрафные санкции, которые грозят природопользователю в случае нарушения требований законодательства.

2. Состав проекта освоения лесов

  • о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов;
  • о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • о создании объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • о мероприятиях по охране объектов животного мира и водных объектов.

Кроме того, в части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ описываются случаи, при которых в проект освоения лесов включаются сведения о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, которые не связанны с созданием лесной инфраструктуры.

Документ разделен на две части: общую и специальную. Давайте остановимся на каждой из частей проекта более подробно.

Общую часть подготавливают для всех видов использования леса. Данные виды содержатся в ст. 25 Лесного кодекса РФ.

Содержание общей части проекта освоения лесов:

  • общие сведения;
  • сведения о лесном участке;
  • создание лесной инфраструктуры;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
  • мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

3. Образец проекта освоения лесов

4. Разработка проекта освоения лесов

Проект необходимо разрабатывать лицам, в процессе деятельности которых проводится освоение лесов на правах бессрочного пользования, либо договора аренды лесного участка. Что касается срока действия проекта — документ разрабатывается не более, чем на 10 лет (на все виды использования лесов).

Исключение следующие виды использования лесов (ст. 43-45 Лесного кодекса):

  • в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
  • для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
  • для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Для вышеперечисленных видов проекты составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В ходе разработки проекта допускается проведение таксации лесов с целью оценки качественных и количественных характеристик ресурсов. Кроме того, может быть допущено планирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Вся полученная информация в итоге вносится в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент. После чего данные могут быть использованы в дальнейшей разработке проекта освоения лесов.

Как оформляется проект освоения лесов?

Проект оформляется в виде текстовых и графических материалов. Допускается формат таблиц. Что касается карт — материалы изготавливаются в масштабах, которые предусматриваются лесоустроительной инструкцией.

5. Согласование проекта освоения лесов

После того как проект разработан, его необходимо передать в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Проект предоставляется в трех экземплярах на бумажных носителях, а также один экземпляр в электронном виде.

Экспертиза проекта освоения лесов

Если по итогам экспертизы получено положительное заключение, природопользователь может законно осуществлять свою деятельность. Главное — предоставить уже готовый проект освоения лесов арендодателю.

Но в случае принятия отрицательного решения комиссией, такая возможность у природопользователя отсутствует. Следовательно, необходима повторная государственная экспертиза с предварительным исправлением всех замечаний к проекту.

6. Штрафы за отсутствие проекта

Уклонение от составления проекта освоения лесов может повлечь для природопользователя принудительное прекращение права пользования участком или досрочным расторжением договора его аренды. Данное наказание предусматривается п. 3 раздела 1 МПР №77.

В случае отсутствия проекта освоения лесов у арендаторов и пользователей лесных участков, на них налагаются штрафы. Частью 4 ст.8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесных ресурсов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Наложение административного штрафа на юридических лиц составляет от 40 000 руб. до 80 000 руб. Кроме того, договор об аренде лесного участка может быть расторгнут раньше срока.

В практике экологической компании часто случается так, что объекту помимо основных проектов недостает другой экологической документации. На подготовку требуемых надзорными органами документов остается минимум времени. Как не спохватиться в последний момент?

Своих клиентов ЭкоПромЦентр берет на экологическое сопровождение. Это значит, что вам не нужно брать эколога в штат – просто доверьте функции администрирования по вопросам природопользования ЭкоПромЦентру.

Экологическое сопровождение – это комплекс услуг, в который входит: учет движения отходов, инвентаризация, расчеты, отчетность по формам, регулярное информирование об изменениях в экологическом законодательстве и многое другое.

Основной целью разработки проекта освоения лесов является охрана окружающей среды посредством рационального и непрерывного использования лесного массива, что в свою очередь способствует развитию лесной промышленности.

Разрабатывается проект согласно Приказа Ростехнадзора №69 от 29.02.2012 г. При этом сроки разработки проекта варьируются от полутора до двух месяцев в зависимости от объема работ, определяемого такими факторами, как:

  • вид использования лесных угодий,
  • площади исследуемого участка,
  • наличия на нем особо охраняемых территорий и т.п.

Для объектов, занимающихся заготовкой древесины срок действия проекта составляет 10 лет. И не более данного срока для остальных видов деятельности, связанных с использованием лесов. При этом стоит учесть, что период действия проекта не может превышать срок действия лесохозяйственного регламента лесничества.

Экспертиза проекта освоения лесов.

Проект освоения лесов в обязательном порядке подлежит прохождению государственной (или муниципальной) экспертизы. Как правило, сроки составляют около 30 (в некоторых случаях 40) дней. Экспертиза проводится согласно Приказа Рослесхоза №545 от 22.12.2011 г.

Экспертиза ПОЛ направлена на оценку соответствия представленного природопользователем проекта

  • Законодательству РФ,
  • лесохозяйственному регламенту лесопарка,
  • лесничества,
  • лесному плану субъекта РФ.

Также проверяется соответствие предложенных в проекте природоохранных мероприятий основным принципам рационального использования природных ресурсов и сохранению на территории используемых лесных угодий биологического разнообразия.

Для проведения экспертизы необходимо предоставить проект в электронном виде и в двух экземплярах на бумажном носителе. Также с проектом предоставляется соответствующее заявление, в составе которого указываются:

  • как наименование, адрес и реквизиты природопользователя,
  • сведения о документе, устанавливающем право владения на лесные угодья,
  • территориальное расположение,
  • вид и площадь, а также срок использования арендуемых земель.

Следствием экспертизы является получение положительного, либо отрицательного заключения по проекту. Стоит отметить, что после получения положительного заключения можно вносить некоторые изменения, которые в свою очередь также подлежат экспертной оценке. При получении отрицательного заключения по проекту использование лесных угодий не допускается. Положительное заключение действует на протяжении действия проекта освоения лесов.

Стоимость проекта освоения лесов.

В первую очередь хотелось бы отметить, что для разработки проекта освоения лесов не требуется специальное разрешение. Тем не менее, для составления и согласования ПОЛ лучше обратиться в специализированную компанию, имеющую все необходимые знания о тонкостях работы. Проект может оформляться и самим природопользователем. В любом случае данные указываются в составе проекта. Стоимость разработки и согласования проекта освоения лесов начинается от 39000 рублей.

Цена проекта освоения лесов определяется разнообразными факторами, основным из которых является вид использования лесного массива. В каждом конкретном случае устанавливается индивидуально. Так, для проектов по заготовке древесины стоимость может составлять от семидесяти тысяч рублей, для остальных видов – от 39 т.р. Также на стоимость ПОЛ повлияет площадь арендуемых лесных угодий, наличие защитных лесов, полнота насаждений, давность лесоустройства и т.п. Каждый исполнитель при расчёте стоимости ориентируется на собственные выдвигаемые требования. Тем не менее, стоимость, как правило, не превышает рыночной стоимости услуги на момент заключения договора.

Состав проекта освоения лесов.

Стоит обратить внимание на то, что ПОЛ разрабатывается уже непосредственно после передачи лесного участка в пользование, так как в проекте необходимо указать реквизиты документов, удостоверяющих право его использования.

В состав проекта входят сведения:

  • о планируемых объемах и видах использования леса с соответствующими расчетами,
  • мероприятиях, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесного массива,
  • данные об объектах лесоперерабатывающей и лесной инфраструктуры,
  • мероприятия, способствующие сохранению водных объектов и животного мира;
  • мероприятия противопожарной защиты.

Проект ПОЛ состоит из двух частей – общей и специальной.

В состав общей части входят

  1. Общая информация о лесопользователе.
  2. Сведения о разрешительных документах на право использования лесных угодий.
  3. Данные о разработчике проекта.
  4. Данные о лесном участке.
  5. Сведения о создании лесной инфраструктуры, а также о строительстве, эксплуатации и реконструкции объектом не связанных с нею.
  6. Природоохранные мероприятия по защите лесного массива и объектов водного и животного мира.

В состав специальной части входят подразделы согласно планируемой деятельности на территории лесных угодий.

Ответственность за отсутствие проекта.

При планировании деятельности, территориально затрагивающей лесные угодья, и не имеющей проекта ПОЛ, организация может быть привлечена к ответственности по статье 8.1 КоАП, размер штрафа по которой составляет от 20 до 100 тысяч рублей. Также административная ответственность может налагать согласно прочим статьям Кодекса на усмотрение контролирующего органа. Кроме того, при отсутствии данного проекта могут быть расторгнуты правоустанавливающие документы на использование лесных угодий.


Порядок разработки проекта освоения лесов


Проект освоения лесов включает сведения о разрешенных видах и запроектированных объемах разработки лесов, их воспроизводству и защите, мероприятиях по охране, по созданию объектов лесоперерабатывающей и лесной инфраструктуры, охране водоемов и животного мира. Проект подготавливается с целью использования лесов в порядке выполнения мероприятий по разработке месторождений, геологическому изучению, реконструкции и строительства линий электропередачи, связи, сети дорог и прочих объектов.

Порядок разработки проекта освоения лесов включает проведение таксации за счет лиц инициировавших его разработку и использующих леса. Полученная информация применяется при разработке проекта, если она внесена в госреестр и лесохозяйственный регламент лесопарка и лесничества.

Изменения вносятся в проект освоения лесов в случае изменения регламента или условий аренды. При составлении проекта учитываются все виды использования лесов указанные в договоре аренды участка. Информация оформляется в форме текстовых, графических и табличных материалов, включая картографические.

Стоимость проекта использования лесов

Цена проекта по освоению лесов определяется индивидуально, так как зависит от следующих критериев: площади, расположения лесного участка, цели лесопользования, а также наличия у заказчика первичных данных и т.д.

В процессе разработки проекта с целью проведения рекреационной деятельности на участках леса, площадь которых не превышает 3-х гектаров, нужно выполнять полный перечет всех имеющихся деревьев. Действующие требования гласят о надобности составления ведомостей с точными данными о породе древесины, возрасте, диаметре, состоянии, а также высоте. Не стоит забывать о фиксировании схемы их расположения на участке. Следует брать во внимание местные требования и особенности, к примеру, на территории Ленинградской области в процессе работы над проектом по освоению лесов нужна специализировано-картографическая лицензия.

Стоимость подобного проекта по освоению лесных площадей в целях рекреации с отсутствием надобности в проведении полевых работ минимально составляет около 45тыс. рублей и выше. Стоимость работ при проведении геодезической съемки с учетом всех деревьев составляет 60 — 85 тыс. рублей за 1 га.

Минимальный вариант стоимости проекта с целью строительства, а также разработки залежей полезных ископаемых — 35 тыс. руб.

Период разработки подобных проектов составляет от 5 дней.

Цена инвентаризации деревьев варьируется в зависимости от площади объекта, топографической основы и ее качества, а также от густоты насаждений. Минимальная цена на проведение инвентаризации 1га насаждений внутри кварталов при наличии качественного топографического базиса в 1:500 масштабе составит 37 тыс. руб.

Проект леса разрабатывается на основании:

Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 мая 2017 г. № 264 “Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации” (не вступил в силу)

Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 января 2015 г. № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Природоохранная прокуратура разъясняет, что статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 утвержден типовой договор аренды лесного участка.

Так, арендодатель имеет право и обязан: осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий Договора в части использования лесного участка по назначению, предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), (за исключением когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно), а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр, после завершения Арендатором работ по заготовке древесины проводить осмотр и оценку состояния лесосек и иные. Обязан передать лесной участок Арендатору по акту приема-передачи лесного участка, в течение 5 рабочих дней со дня заключения Договора; информировать в письменной форме в течение 15 дней со дня принятия решения о предоставлении арендованного лесного участка или его части третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), уведомить Арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки; принять от Арендатора в день окончания срока действия настоящего Договора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора и иные.

Арендатор имеет право и обязан приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора аренды после заключения Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получать от Арендодателя информацию о возможности и местах приобретения районированного посевного и посадочного материала и иные. Обязан принять лесной участок от Арендодателя по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в течение 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Договора; вносить арендную плату, в соответствии с приложением № 5 к настоящему Договору; в случае обнаружения лесного пожара на арендованном лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и иные

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Арендодатель и Арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (включая обязанность возместить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и настоящему Договору.

Неустойка, предусмотренная типовым договором за совершенные правонарушения, не освобождает лицо от уплаты ущерба, а также привлечения виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Согласно существующей правоприменительной практике рубка и (или) повреждение деревьев за пределами лесосеки, либо без оформления лесной декларации, либо в объеме, превышающем установленный лесной декларацией объем, либо с нарушением установленного лесной декларацией породного состава влечет ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан), а незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ.

Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на то, что рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Дополнительно разъясняю, федеральным законодательством определено, что согласно части 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (часть 1 ст. 1068 ГК РФ).

Более того, статьей 100 ЛК РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК РФ).

Более этого, в соответствии пунктом 43 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если вред окружающей среде причинен совместными действиями нескольких лиц, суд в силу статьи 40 ГПК РФ обязан привлечь к участию в деле всех лиц, совместными действиями которых причинен вред окружающей среде.

Таким образом, в случае привлечения к работам по рубке лесных насаждений подрядчиков, арендаторы должны учитывать правовую позицию указанного Постановления Пленума ВС РФ, в том числе солидарную меру ответственности за вред причиненный окружающей среде.

Читайте также: