Дом строят каменщики дом будут строить каменщики дом продолжают строить каменщики 2 сирень отцветает

Обновлено: 05.10.2024

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.
1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).
1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.
Простое глагольное сказуемое_________________________________
Составное глагольное сказуемое_______________________________
УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.
1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)
УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.
А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов) 5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

720 0

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Вопрос по русскому языку:

Подчеркните грамматическую основу предложения укажите типЫ сказуемых 1)дом строят каменщики 2)Сирень отцветает 3)Неприятель отступает 4)Ребята купаются в реке

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 19.08.2015 11:04
  • Русский язык
  • remove_red_eye 17250
  • thumb_up 35
Ответы и объяснения 1

1. Каменщики (подлежащее), строят (сказуемое)
2. Сирень (подлежащее) отцветает (сказуемое)
3. Неприятель (подлежащее) отступает (сказуемое)
4. Ребята (подлежащее) купаются (сказуемое)

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

I. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

Здесь надо отметить, что главное назначение глаголов - обозначать действие, качество или состояние. Однако есть глаголы фазисные, обозначающие начало, продолжение и конец действия (начинать, заканчивать, продолжать, перестать, стать и т. п.), и модальные, обозначающие волеизъявление, желание, работу мысли (хотеть, мочь, научиться, суметь, ухитриться, мечтать, пытаться, думать, бояться, и т. д.).

Фазисные и модальные глаголы могут выступать в предложении в качестве самостоятельных лексико-грамматических единиц как простые глагольные сказуемые, например: Дима успешно начал учебный год. Я так хочу в отпуск.

Однако часто эти глаголы акцентируют действие, качество или состояние подлежащего, выраженное в неопределённой форме другого глагола. В этом случае получается составное глагольное сказуемое, где модальный или фазисный глагол выступают как вспомогательные, служащие грамматической связкой с подлежащим, а неопределённая форма - как носитель лексического значения сказуемого, например:

Дима начал учиться.

ВАЖНО! Логический вопрос от подлежащего ставится ко всему сказуемому: Дима (что сделал?) начал учиться. Такой вопрос поможет вам увидеть сказуемое в предложении. А чтобы правильно написать неопределённую форму глагола и не перепутать её с формой третьего лица единственного числа, нужно разбивать вопрос на части от подлежащего к вспомогательному глаголу, а от него к неопределённой форме: Дима (что сделал?) начал (что делать?) учиться.

В роли вспомогательных глаголов могут также выступать:

а) фразеологические сочетания, которые можно заменить одним нейтральным словом: гореть желанием (хотеть); сделать усилие (попытаться); иметь намерение (намереваться) и т. д., например:

Здесь молодые люди имеют случай показать свою силу и ловкость. (В. Арсеньев);

б) сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например:

Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства. (А. Пушкин)

ВАЖНО! Необходимо отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного в форме сложного будущего времени. Сложное будущее время - единая грамматическая форма, состоящая из спрягаемого глагола быть и инфинитива: я буду читать, он будет читать и т. д.

Задания. 1. Прочитайте парные предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберитесь, где глагол выступает вспомогательным в составе составного глагольного сказуемого, а где простым глагольным сказуемым.

1. Мальчик стал на цыпочки и дотянулся до верхней полки. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 2. В соревнованиях Петя хотел добиться высоких спортивных результатов. Петя хотел новую спортивную форму. 3. На летние каникулы класс собирается в поход. Маша собирается учиться в гуманитарной школе. 4. Саша может хорошо плавать. Любовь всё может.

2. Прочитайте предложения. Сопоставьте в каждом из них сказуемые: простое глагольное, простое глагольное в форме сложного будущего времени, составное глагольное. Определите вид омонимичных глаголов.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. Сирень отцветает. 3. Неприятель будет отступать. Неприятель отступает. Неприятель пытался отступать.

II. В составном именном сказуемом, как и в составном глагольном, лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Чтобы разобраться с этим, обратимся к работе "Русский синтаксис в научном освещении" А. М. Пешковского. Исследователь предлагает для примера предложения, разделённые на левый и правый столбики, в которых выделены сказуемые.

Он был сегодня у нас. Он там был механик.

Он там был. Он был болен.

Представление будет. Представление будет дано.

Он оказался дома. Он оказался плутом.

Он показался на минутку. Он показался мне стариком.

Он является всегда первым. Он является представителем реализма.

Эти деньги считаются медленно. Эти деньги считаются негодными.

Полотно делается изо льна. Он делается невыносим.

Он становится на ноги. Он становится умнее.

Фабрика стала. Она стала странная.

Начнём анализ с последнего примера. Мы видим, что в левом предложении Фабрика стала глагол стала имеет как лексическое значение - обозначает результат, окончание определённого процесса: фабрика раньше работала, а теперь стала ("стать" в данном случае означает "остановиться"), так и грамматическое: он имеет все грамматические категории, присущие глаголу, и координирует с подлежащим в роде (женский) и числе (единственное). В правом же предложении Она стала странная в глаголе стала грамматическое значение, в том числе прошедшего времени, сохранено, а вот лексическое стремится в сторону большей отвлечённости: представлен только переход от одного состояния в другое, само же состояние выражено прилагательным странная (она когда-то была не странная, а потом стала странная). В результате состояние предмета-подлежащего отражается в сказуемом, выраженном двумя частями речи: глаголом с неполным лексическим, но полным грамматическим значением и прилагательным с лексическим значением.

Сказуемое, состоящее из глагола-связки, который связан с подлежащим грамматически, и именной части, в которой заключено лексическое значение сказуемого, называется составным именным.

Обратите внимание, что при составном именном сказуемом мы уже не можем поставить к нему от подлежащего логические вопросы: предмет что делает?, что сделает?, что будет делать?, что сделал? и т. д., а спрашиваем он каков?, он кто? и т. п. Перед нами языковые модели "предмет и его признак, качество, состояние" и, как мы увидим далее, "предмет и его количество".

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в каждом подлежащее и сказуемое. Определите вид сказуемого.

Мы с интересом слушаем радио.

Сегодня мы будем слушать радио.

Мы начали слушать радио.

Мы стали слушателями радио.

Поднимаясь по столбикам вверх, отметим в правой части отвлечённые лексические значения у глаголов-связок движения и состояния стать, становиться, делаться, считаться, являться, казаться, прибавим к ним идти, бежать и пр.

Самое отвлечённое значение, практически его отсутствие, у глагола быть. Этот глагол-связка необходим, если речь идёт о прошедшем или будущем времени, в настоящем времени он имеет форму есть: Я есть человек. В таком виде глагол-связка до того утрачивает лексические признаки, что вообще может быть устранен из предложения, при этом высказывание сохранит свой смысл: Я человек. В этом случае говорят о нулевой связке в составном именном сказуемом, имея в виду значимое отсутствие глагола.

Именная часть составного именного сказуемого в примерах второго столбика выражена существительными, прилагательными и причастиями в разных грамматических формах (удостоверьтесь в этом), но может быть выражена любой знаменательной частью речи.

Задание. Определите, чем выражена именная часть сказуемого в предложениях.

Определите вид сказуемого в предложениях : Дом строят каменщики.

Дом будут строить каменщики.

Дом продолжают строить каменщики.

Сирень скоро будет отцветать.

Ребята стали купаться ежедневно.


Дом строят каменщики.

- пгс Дом будут строить каменщики.

- пгс Дом продолжают строить каменщики.

- сгс Сирень скоро будет отцветать.

- пгс Ребята стали купаться ежедневно - сгс.


Помогите придумать пожалуйста текст в котором будут слова : каменщик, стекольщик, грузчик, экскаваторщик, бетонщик, электросварщик, крановщик, размедчик?

Помогите придумать пожалуйста текст в котором будут слова : каменщик, стекольщик, грузчик, экскаваторщик, бетонщик, электросварщик, крановщик, размедчик.

Начало будет таким : "Для постройки дома надо много людей с разными профессиями.


Словосочитание к слову каменщик?

Словосочитание к слову каменщик.


Укажи нераспространённое предложение?

Укажи нераспространённое предложение.

1. Чудесное утро.

2. Скоро светает.

3. Маша с Катей смеются 4.

Будут ещё строиться дома?


Плотник с острым долотом строит дом с одним окном?

Плотник с острым долотом строит дом с одним окном.


Каменщик какой суффикс в этом слове?

Каменщик какой суффикс в этом слове.


Что ты Строишь я строю на песке Город вот дорога и дом Здесь будет сад как красиво сам бы жил да не помещусь?

Что ты Строишь я строю на песке Город вот дорога и дом Здесь будет сад как красиво сам бы жил да не помещусь.


Найдите словосочетания в предложении кирпичи носили каменщики?

Найдите словосочетания в предложении кирпичи носили каменщики.


Что ты Строишь я строю на песке Город вот дорога и дом Здесь будет сад как красиво сам бы жил да не помещусь?

Что ты Строишь я строю на песке Город вот дорога и дом Здесь будет сад как красиво сам бы жил да не помещусь.


Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится?

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Выписать по памяти.


В этом доме жили со своими артелями подрядчики строительных работ : плотники , каменщики , маляры, стекольщики , штукатуры?

В этом доме жили со своими артелями подрядчики строительных работ : плотники , каменщики , маляры, стекольщики , штукатуры.

Объясните постановку двоеточия в этом предложении, составьте его схему.

На этой странице находится вопрос Определите вид сказуемого в предложениях : Дом строят каменщики?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.



О том что язык что то падает что то говорит . Тд.


Ряд б)беспримерно исщепать и ряд г)безмерный изжевать.


Спать - глагол т. К. обозначает действие(что делать? ). Н. Ф - спать. 2. Пост. Призн : несов. Вид. непер. Невозрат. 1спр. Непост. Призн : в форме повелительного. Накл. Будущ. Вр. ед. Ч 3. Спать (что делать? ).



2 , 4 ответ на данный вопрос.


Вася не мог найти ответа, (1) но ответ был в его растревоженном сердце, (2) впервые познавшем простую, (3) но неведомую прежде истину : не только мир существует для тебя, (4) но и ты для мира. [ - = ], но[ - = / прич. Оборот с однородн. Опред. , ..


По моему надо написать так : Мне кажется, что любой хирург даже в будущем не сможет увеличить память. Она у всех с рождения разная и объём памяти у каждого разный. Можно только развить память.


Мой пес всегда засыпает свою косточку песком, чтобы никто ее не украл.


В зЕлЕном паркЕ большой пруд. В прУдУ плАвАют лебеди и утОчки. (выделено большим шрифтом).

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: