Допуски и посадки обоснование выбора

Обновлено: 05.10.2024

Разработка методики выбора посадок типовых соединений сопряжения, применяемых в машиностроении. Методы контроля шлицевых соединений. Построение схемы расположения функциональных полей допусков деталей сопряжения. Расчет и выбор посадок подшипников качения

Рубрика Производство и технологии
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.12.2017
Размер файла 94,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Кафедра: стандартизации и метрологии

Выполнил: студент 3 курса 12 пп группы

Руководитель: Сурус А.И.

Курсовая работа 22 страниц, 4 книги, 6 таблиц, 5 источника, 2 рисунков 1 приложение

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ, ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, ДОПУСК, РАЗМЕР, КВАЛИТЕТ, ПОСАДКА, ЗАЗОР, НАТЯГ, КОНТРОЛЬ, ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ.

Объект работы: редуктор с деталями и их типовыми соединениями.

Цель работы: разработка методики проектирования конструкции и нормирования параметров точности.

Методы исследования: анализ, синтез графический метод.

Полученный результат: разработана методика выбора посадок типовых соединений сопряжения, применяемых в машиностроении.

Технико-экономическая значимость: разработанная методика позволит использовать научную базу в условиях предприятия.

Степень внедрения: применение на практике.

Значимость работы: возможность изучить и разработать методику выбора посадок и допусков в реальных условиях.

Возможность развития исследования.

Содержание

    Введение
    • 1. Выбор посадок методом подобия
      • 1.1 выбор посадок гладких цилиндрических соединений
      • 1.1.1.Расчёт силовых факторов
      • 1.1.2Определяем диаметр входного конца вала по пониженным допускаемым напряжениям кручения
      • 1.1.3 Определяем усилия, действующие в зацеплении
      • 1.1.4 Определяем реакции опор
      • 1.1.5 Определяем тип подшипников, установленных на валу
      • 1.2 Выбор посадок для шпоночных соединений
      • 2. Выбор посадок расчетным методом
      • 2.1 Расчет и выбор посадок с натягом
      • 3. Расчет и выбор посадок подшипников качения
      • 4. Решение линейных размерных цепей
      • 4.1 Расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости
      • 4.2 Расчет размерной цепи вероятностным методом
      • Список использованных источников

      Введение

      В данное время определена стратегия ускорения социально-экономического развития нашей страны на длительную перспективу. Намечено принять и поднять на качественную ступень производительные силы и производственные отношения, ускорить научно-технический прогресс. Ускоренными темпами предстоит развивать машиностроение, являющееся ключевой отраслью, определяющей темпы технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

      Решить столь важные народно-хозяйственные задачи по повышению эффективности и качества продукции можно путем точного проектирования механизма.

      Важнейшее свойство совокупности изделий - взаимозаменяемость, в значительной мере определяет технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств.

      Роль взаимозаменяемости обусловлена тем, что она связывает в единое целое конструирование, технологию производства и контроль изделий в любой отрасли промышленности. В основе взаимозаменяемости лежит стандартизация, объектом которой в машиностроении является точность, взаимозаменяемость и технические измерения.

      Основной задачей стандартизации является непрерывное повышение качества изделий, их способности удовлетворять возрастающие требования современного производства. Таким образом, стандартизация и унификация деталей и сборочных единиц способствует ускорению и удешевлению конструирования, изготовления, эксплуатации и ремонта машин.

      Вот почему комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации является необходимой составной частью профессиональной подготовки инженера.

      1. Выбор посадок методом подобия

      1.1 Выбор посадок гладких цилиндрических соединений

      Для гладких цилиндрических соединений, расположенных на быстроходном валу, обосновать выбором системы, посадок, квалитетов. Для соединения на валу определить предельные отклонения, допуски, зазоры (натяги), допуски посадок, назначить допуски формы и расположения поверхностей, построить схему расположения допусков. Для деталей данного сопряжения выбрать средства измерения

      1.1.1. Расчёт силовых факторов

      Определяем крутящий момент [2, c.137]:

      где Рв - мощность на входном валу редуктора, кВт;

      n - частота вращения вала, об/мин

      =9550·=7,96 H·м

      1.1.2 Определяем диаметр входного конца вала по пониженным допускаемым напряжениям кручения [1, с.294]:

      где - допускаемые напряжения кручения, МПа;

      Т - крутящий момент на валу Нм;

      Для быстоходного вала принимаем (по заданию)

      Принимаем по таблице 1.3 [1, ч.1, с.34].

      Определяем масштабный коэффициент:

      где - определенный диаметр, мм;

      - измеренный диаметр по схеме, мм.

      Замеряем все размеры и умножаем на м и принимаем размеры из ряда по ГОСТ 6639-69

      1.1.3 Определяем усилия, действующие в зацеплении

      В зацеплении действуют:

      Окружное усилие ([1] стр279):

      Ft=2Т/d1 = 2*7,96*10 3 /44=361,8 Н;

      где d1 -делительный диаметр колеса быстроходной ступени,

      в1= я1 * ь.сщыв =16*2б75.сщы0=44ммж

      где m - модуль зацепления быстроходной ступени

      Радиальное усилие стр.287[1], действующее на вал:

      Fr= Ft * tgб/соsв =361,8 *tg20/cos0=0,36*361,8 =130,2 Н,

      где б - угол зацепления, б=20

      Осевое усилие в зацеплении:

      Fа=Ft*tgв=361,8 *tg0=0 Н

      1.1.4 Определяем реакции опор

      Строим схему сил, действующих на вал:

      Рисунок 1-Схема сил, действующая на вал

      S=125*(T) 1/3 = 125* (7,96) 1/3 =249,6 Н

      Rby= (Ft *A- S*C) /(A+B)=( 361,8 *25-249,6 *35)/55=5,6 H

      Ray=(361,8 *30+249,6 (35+25+30))/55=605,8 H

      605,8 + 5,6 - 361,8 - 249,6 =0

      Rbx= (Fr *A)/(A+B)= 130,2 *25/55= 59,2 H

      Rax=130,2 *30/55=71 H

      Определяем суммарные реакции опор:

      Ra=( RІax+ RІAY)Ѕ = ((71) 2 +(605,8) 2 )Ѕ= 609,9 Н

      Rb =( RІbx + RІby)Ѕ = ((59,2) 2 +(5,6) 2 )Ѕ =59,5 Н

      1.1.5 Определяем тип подшипников, установленных на валу

      Определяем отношение Fa/R=0 = 40МПа). Определяем [sF]:

      [sF] =(Т/[усм]1) = 7,96*10 3 /(40*28)=7,1 ммі/мм.

      Применяем шлицевое прямобочное соединение лёгкой серии табл.4.71 [2]

      Так как заданное шлицевое соединение неподвижное, передача нереверсируемая, то такие условия не требуют точного центрирования втулки относительно вала. Перечисленные особенности заданного шлицевого соединения определяют способ его центрирования по наружному диаметру-D. По табл. 4.71 (ч.2 с.250) определяем серию и размер b прямобочного шлицевого соединения. Поля допусков и посадки для размеров b и D выбираем по табл.4.73 (ч.2 с.253). Поля допусков не центрирующего диаметра - d выбираем по табл.4.75 (ч2. с.253). Окончательный способ механической обработки и шероховатость поверхностей деталей назначаем по табл.2.66 (ч. I.с.517). Результаты выбора посадок, окончательного механического метода обработки и шероховатости поверхностей деталей сводим в табл. 1.4.

      Таблица 1.4 Поля допусков, виды обработки и деталей шлицевого соединения D-6x23х26H7/f7x6F8/f8

      В пособии приведена методика и примеры расчета вероятностных зазоров и натягов цилиндрических соединений, методика расчетного выбора посадок с натягом, посадок шпоночных и шлицевых соединений с валом зубчатых, червячных колес, муфт, шкивов, звездочек. Изложена также методика определения допусков линейных размеров, формы и расположения поверхностей типовых деталей машин.

      Псосбие предназначено для студентов машиностроительных специальностей вузов. Рекомендуется также преподвателям вузов, конструкторам заводов и научно-исследовательских институтов.

      Дунаев П.Ф., Леликов О.П., Варламова Л.П. Допуски и посадки. Обоснование выбора

      В пособии приведена методика и примеры расчета вероятностных зазоров и натягов цилиндрических соединений, методика расчетного выбора посадок с натягом, посадок шпоночных и шлицевых соединений с валом зубчатых, червячных колес, муфт, шкивов, звездочек. Изложена также методика определения допусков линейных размеров, форм и расположения поверхностей типовых деталей машин.
      Пособие предназначено для студентов машиностроительных специальностей вузов. Рекомендуется также преподавателям вузов, конструкторам заводови НИИ.

      Анухин В.И. Допуски и посадки

      • формат djvu
      • размер 7.47 МБ
      • добавлен 04 декабря 2010 г.

      Учебное пособие. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 207 c. В пособии рассмотрены общие вопросы построения единой системы допусков и посадок, примеры выбора посадок для различных сопряжений, разработаны принципы построения размерных цепей, приведены примеры расчета размерных цепей различными методами. Пособие содержит также приемы нормирования точности деталей машин, примеры выполнения чертежей типовых деталей, расчета и выбора допусков расположения.

      Козинцов Б.П. Допуски и посадки

      • формат djvu
      • размер 1.25 МБ
      • добавлен 25 апреля 2011 г.

      Курсовая работа - Допуски и посадки типовых соединений деталей машин

      • формат doc
      • размер 460.5 КБ
      • добавлен 22 декабря 2011 г.

      УГЭУ, 2010г. 41 стр. Дисциплина - основы взаимозаменяемости Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений деталей редуктора Допуски и посадки подшипников качения Допуски и посадки шпоночных соединений Допуски зубчатой передачи редуктора

      Курсовой проект - Определение зазоров и натягов в гладком цилиндрическом соединении (вариант35)

      • формат doc
      • размер 3.2 МБ
      • добавлен 09 мая 2009 г.

      Преподаватель: Исхаков И. И. Определение зазоров и натягов в гладком цилиндрическом соединении. Расчет и выбор посадки с натягом. Расчет и выбор переходных посадок. Расчёт предельных калибров. Основание выбора посадки резьбового соединения. Выбор степени точности и вида сопряжения зубчатых колес. Расчет и выбор посадок на шлицевые соединения с прямобочным и эвольвентным профилем. Обоснование выбора посадок подшипников качения на валы и в отверсти.

      Курсовой проект - Определение элементов гладкого цилиндрического соединения с выбором средств измерения для его деталей

      • формат docx
      • размер 638.66 КБ
      • добавлен 20 мая 2009 г.

      Определение элементов гладкого цилиндрического соединения с выбором средств измерения для его деталей. Определение элементов соединений, подвергаемых селективной сборке. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. Допуски и посадки шпоночных соединений. Допуски и посадки шлицевых соединений. Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи Список использованной литературы

      Лекции - Взаимозаменяемость стандартизация и технические измерения (на укр. яз.)

      • формат pdf
      • размер 1.73 МБ
      • добавлен 04 июня 2010 г.

      ЧГТУ (Черкассы). Составители: Нестеренко Ю. Г. Лещенко Д. Д. 135ст. 2004г. Основные понятия о качестве взаимозаменяемость и стандартизации. Допуски и посадки. Допуски и посадки (продолжение). Допуски и посадки подшипников качения. Метрология и технические измерения. Допуски формы и расположения поверхностей. Калибры. Шероховатость. ,10 Размерный анализ. Допуски угловых размеров и гладких конических соединений. Допуски и посадки шпонковых соединен.

      Мартынов А.П. Выбор, обоснование и обозначение в чертежах допускаемых отклонений геометрических параметров поверхностей деталей при проектировани изделий

      • формат pdf
      • размер 2.31 МБ
      • добавлен 09 апреля 2011 г.

      Краматорск: ДГМА, 2001. —133 c Допуски и посадки, а также методы их расчета Точность геометрических параметров поверхностей деталей и современная концепция качества для достижения конкурентоспособности изделий Допуски и посадки гладких соединений (ЕСДП) Рекомендации поназначениюпосадок соединений в узлах изделий Расчеты посадок снатягом и переходных посадок Выбор допусков (квалитетов) размеров сопрягаемых поверхностей Назначение посадок подшипни.

      Образец курсовой работы

      • формат pdf
      • размер 980.74 КБ
      • добавлен 24 ноября 2010 г.

      Отклонения зубчатых колес, определение предельных отклонений диаметров резьб, опред. шпонок и шпоночных пазов, посадки колец подшипников на вал, допуски и посадки. для специальностей ТОМ, ГПМ и ММК. содержит 20 стр

      Расчетно-графическая работа - Расчет и анализ посадок различных типов

      • формат pdf
      • размер 1.64 МБ
      • добавлен 26 мая 2010 г.

      ТПК, 2007г. , 9с. с ил. Дисциплина - Метрология, стандартизация и сертификация. В работе определяются: - система посадки и тип посадки; - предельные размеры и отклонения отверстия и вала; - допуски отверстия и вала; - предельные зазоры (натяги) посадки; - допуск посадки. Строится схема полей допусков посадки.

      Реферат - Допуски и посадки крепежных метрических резьб

      • формат doc
      • размер 418.74 КБ
      • добавлен 04 мая 2010 г.

      Содержание: Основные сведения о резьбах. Метрическая резьба. Предельные отклонения метрических резьб. Посадка с зазором. Допуски и посадки. Допуски. Посадки. Вывод. Список литературы.

      Повышая качество машин, приборов и других изделий, их надежности, долговечности и эффективности возможно только путем тесной интеграции работ по стандартизации, взаимозаменяемости и метрологии, которые оказывают решающее влияние на повышение производительности, снижение себестоимости, формирование качества изделия на всех стадиях производства, начиная с проектирования, изготовления и заканчивая эксплуатацией, ремонтом и хранением изделия.

      Приобретение технических знаний, навыков и опыта в области стандартизации и метрологии - обязательная составляющая часть профессиональной подготовки инженера-механика.

      Важнейшее свойство совокупности изделий - взаимозаменяемость, в значительной мере определяет технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств.

      Такая роль взаимозаменяемости обусловлена тем, что она связывает в единое целое конструирование, технологию производства и контроль изделий в любой отрасли промышленности. В основе взаимозаменяемости лежит стандартизация, объектом которой в машиностроении является точность, взаимозаменяемость и технические измерения. Поэтому в курсовой работе подробно рассматриваются вопросы точности обработки, основные виды погрешности и причины их возникновения. Взаимозаменяемость деталей, узлов и агрегатов невозможно обеспечить без развития и применения прогрессивных методов контроля. Не должно быть допусков, проверка которых не обеспечена техническими измерениями, поэтому состояние измерительной техники характеризует уровень и культуру производства.

      Основной задачей стандартизации является непрерывное повышение качества изделий, их способности удовлетворять возрастающие требования современного производства. Таким образом, стандартизация и унификация деталей и сборочных единиц способствует ускорению и удешевлению конструирования, изготовления, эксплуатации и ремонта машин.

      Вот почему комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области стандартизации норм точности, является необходимой составной частью профессиональной подготовки инженера-механика.

      Для гладких цилиндрических сопряжений выбрать и обосновать посадки. Для двух сопряжений построить схемы расположений полей допусков, рассчитать предельные размеры сопрягаемых деталей.

      Расчет посадки с зазором Ø200 H8/ h7

      По ГОСТ 25346-89 определяем значения допусков размера и предельные отклонения:


      :


      Рассчитываем предельные размеры: отверстия по ГОСТ 25346-89 Ø200H8 ():


      мм,


      мм.


      вала по ГОСТ 25346-89 Ø200h7 ():

      мм, мм.

      Результаты расчетов сводим в таблицу.

      Рассчитаем средние размеры:


      мм,


      мм,

      Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей и рассчитываем предельные значения зазоров.


      Рис.1 Схема расположения полей допусков сопрягаемых деталей

      Рассчитываем предельные значения табличных зазоров:


      мм,


      мм.


      мм


      Допуск посадки: мм.

      Cтандартное отклонение посадки получим путем геометрического суммирования стандартных отклонений размеров вала и втулки:


      Рассчитаем предельные значения вероятных зазоров.


      Строим график рассеивания размеров и зазоров.

      По ГОСТ 25346-89 определяем значения допусков размера и предельные отклонения:


      :


      отверстия по ГОСТ 25346-89 Ø36M7 (),:


      мм,


      мм.


      вала по ГОСТ 25346-89 Ø36h7 ():


      мм,


      мм.

      Результаты расчетов сводим в таблицу.

      Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей, и рассчитываем предельные значения табличных натягов и зазоров.


      Рис.3 Схема расположения полей допусков сопрягаемых деталей


      мм,


      мм.

      Рассчитаем средние размеры:


      мм,


      мм,


      Допуск посадки: мм.


      Принимаем нормальный закон распределения размеров и рассчитываем предельные значения вероятных зазоров (натягов). В данном сопряжении:

      Поэтому будет вероятность возникновения как натягов, так и зазоров.

      Рассчитываем математическое ожидание и стандартное отклонение зазоров:


      мм


      Рассчитываем предельные значения вероятных зазоров и натягов



      При применении переходных посадок в сопряжениях возможны зазоры и натяги. Поэтому рассчитываем вероятность их получения. Для определения площади, заключенной между кривой Гаусса, выбранными ординатами и осью абсцисс удобно использовать табулированные значения функции.

      , где при x=MN=0мм, тогда


      Таким образом, с учетом симметрии распределения (P" = 0,5), вероятность получения натягов в сопряжении Ø36M7/h7 составляет

      Р ( N) =50+0=50%

      Р ( N) =50-0=50%

      Строим график рассеивания размеров, зазоров и натягов.


      Рисунок 4 - график рассеивания размеров, зазоров и натягов

      Для сопряжений Ø200H8/7 выбрать и обосновать средства измерения.

      Для измерительного контроля заданного параметра с использованием универсальных средств измерений необходимо разработать методику выполнения измерений (МВИ) соответствующей физической величины. Разработку МВИ осуществляют в соответствии с ГОСТ 8.010-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Основные положения".

      Разрабатываемое в соответствии с заданием на курсовую работу краткое описание методики выполнения измерений имеет упрощенную форму. Оно должно включать:

      · наименование и характеристику объекта измерения и измеряемой физической величины с указанием допустимой погрешности измерений;

      · характеристику метода измерений;

      · наименования и характеристики средств измерений (СИ) и вспомогательных устройств, метрологические характеристики СИ;

      · указание погрешности измерений и вывод о ее соответствии требованиям.

      При необходимости в описание дополнительно включают такие элементы, как

      · схема измерений ФВ,

      · схема контрольных точек (контрольных сечений);

      Объект измерения - вал Ø200h7

      Допустимую погрешность [Δ] измерения диаметра примем по аналогии с допустимой погрешностью измерительного контроля линейного размера с допуском 46 мкм по ГОСТ 8.051. В этом случае [Δ] = 12 мкм.

      Основные нормы взаимозаменяемости

      ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК

      Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

      Basic norms of interchangeability. Unified system of tolerances and fits. General, series of tolerances and fundamental deviations

      Дата введения 1990-01-01

      1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

      2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11.04.89 N 983

      3. ВЗАМЕН ГОСТ 25346-82

      4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 145-88

      5. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 286-1-88*

      * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

      * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

      7. ИЗДАНИЕ с Поправками (ИУС 1-91, 5-92)

      Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей, цилиндрические и ограниченные параллельными плоскостями, а также на образованные ими посадки и устанавливает термины, определения и условные обозначения, допуски и основные отклонения системы допусков и посадок для размеров до 3150 мм и любых линейных размеров, если они не установлены другими стандартами.

      1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1.1. Термины и определения

      1.1.1. Размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.

      1.1.2. Действительный размер - размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.

      1.1.3. Предельные размеры - два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (см. п.1.4).

      1.1.4. Наибольший предельный размер - наибольший допустимый размер элемента (черт.1).


      1.1.5. Наименьший предельный размер - наименьший допустимый размер элемента (черт.1).

      1.1.6. Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения (черт.1 и 2).


      1.1.7. Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.

      1.1.8. Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.

      1.1.9. Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

      1.1.10. Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

      Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.

      1.1.11. Нижнее отклонение EI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

      Примечание. EI - нижнее отклонение отверстия; es - нижнее отклонение вала*.

      ________________
      * Письмом Росстандарта от 23.12.2021 г. N 20464-ИК/03 разъясняется, что "в примечании пп.1.1.11 ГОСТ 25346-89 должно быть указано: "EI – нижнее отклонение отверстия; ei – нижнее отклонение вала". - Примечание изготовителя базы данных.

      1.1.12. Основное отклонение - одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.

      1.1.13. Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз (черт.2).

      1.1.14. Допуск Т - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (черт.2).

      Примечание. Допуск - это абсолютная величина без знака.

      1.1.15. Стандартный допуск IT - любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.

      Примечание. В дальнейшем в стандарте под термином "допуск" понимают "стандартный допуск".

      1.1.16. Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (черт.2).

      1.1.17. Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

      1.1.18. Единица допуска i, I - множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

      Примечание. i - единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I - единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

      1.1.19. Вал - термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

      1.1.20. Отверстие - термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

      1.1.21. Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

      1.1.22. Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

      1.1.23. Предел максимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.

      Примечание. Применявшийся ранее термин "проходной предел" использовать не рекомендуется.

      1.1.24. Предел минимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.

      Примечание. Применявшийся ранее термин "непроходной предел" использовать не рекомендуется.

      1.1.25. Посадка - характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

      1.1.26. Номинальный размер посадки - номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

      1.1.27. Допуск посадки - сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

      1.1.28. Зазор - разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (черт.3).


      1.1.29. Натяг - разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (черт.4).

      Примечание. Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала.


      1.1.30. Посадка с зазором - посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (черт.5).


      1.1.31. Посадка с натягом - посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (черт.6).


      1.1.32. Переходная посадка - посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (черт.7).


      1.1.33. Наименьший зазор - разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (черт.8).

      1.1.34. Наибольший зазор - разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (черт.8 и 9).



      1.1.35. Наименьший натяг - разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом (черт.10).


      1.1.36. Наибольший натяг - разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке (черт.9 и 10).

      1.1.37. Посадки в системе отверстия - посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (черт.11).


      1.1.38. Посадки в системе вала - посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (черт.12).

      Читайте также: