Дорожки из шпал на даче

Обновлено: 05.10.2024

Контуры дорожек, рисунок их мощения и фактура зависят от назначения и общего дизайна участка. Выбор материала для садовой дорожки определяет также то, как часто и насколько интенсивно она будет использоваться. Если по дорожке могут время от времени ездить машины или тяжелая садовая техника, то дорожку нужно выбирать тоже соответствующую – с фундаментом и покрытием, которое выдержит большое давление, не просядет, не размоется за считанные месяцы. В глухих уголках сада, напротив, можно устраивать едва обозначенные тропки и маскировать их в зелени.

Гравийная дорожка

Дорожка из шпал

Дорожка из шлака

Если после строительства дома остался кирпичный бой, некоторое количество бетона или раствора, галька от просеянного песка, то можно устроить дорожки из шлака. Пространство дорожек опять же размечают и снимают верхний слой почвы на 15 см (должна получиться канавка с выпуклым дном). Дно канавы утрамбовывают и засыпают туда слой крупного шлака, щебенки или битого кирпича (10-12 см), поливают его водой и еще раз трамбуют. Сверху сыплют мелкий шлак слоем 4-5 см и опять трамбуют, поливая водой. Если есть возможность, поверхность дорожки из шлака покрывают слоем жирной глины в 1-2 см и засыпают его мелкой щебенкой с утрамбовкой.

Дорожка из брусчатки

дорожка из брусчатки

Аккуратные и красивые дорожки получатся в саду, если для них выбрать материал брусчатку или тротуарную плитку. Плитки для мощения не потребуют для себя строительного раствора, если они не будут подвергаться большой нагрузке. В этом случае их выкладывают просто на песчаную подушку. Для песчаной подушки (толщиной 5 см) потребуется 0,5 куб.м. песка на каждые 20 кв.м. дорожки. Если же по дорожке собирается ездить тяжелое садовое оборудование, плиты лучше посадить на строительный раствор. Чтобы выложить плитку на одном уровне, используют эталонный колышек. Например, его забивают в грунт в начале дорожки. Верхняя часть колышка устанавливается на ту высоту, на которой должна будет находиться поверхность покрытия. Плитку кладут на песчаную подушку и с помощью планки выравнивают ее уровень установки с уровнем колышка. Постукивая по плитке рукояткой молотка, ее прочно фиксируют на месте. Вторую плитку выравнивают с первой и с колышком, и так далее. Плитки можно или подгонять друг к другу или оставлять между ними широкие стыки. Для второго варианта между плитками вставляют куски твердого картона. Стыки лучше делать не шире 12 см, иначе постепенно от ходьбы начнут проваливаться углы плиток, и будет сложно сохранить ровную единую поверхность дорожки. Ненужные куски плиток можно откалывать с помощью молотка и зубила. Неровные края срезов лучше укладывать к внешней стороне дорожки – там они не так заметны. Заделывать стыки после окончательной укладки можно с помощью цементного раствора (сухой цемент + песок в соотношении 3:1). Этим раствором полностью заполняются щели между плитами. Бордюры для таких дорожек лучше не устраивать, а то затруднится сток воды.

Дорожки из кирпича

Дорожки из кирпича долговечны и практичны. Кирпич можно укладывать плашмя и на ребро. Подготовка основания для дорожки из кирпича – точно такая же, как при строительстве дорожки из шлака, но с небольшой разницей: на основание ложа закладывают крупнозернистый песок (10 см), а при трамбовке в середине формируют выпуклость. 1 - крупнозернистый песок; 2 - бордюр (кирпич, уложенный на ребро); 3 - красный кирпич плашмя. На смоченный водой песок укладывают кирпичи по заранее выбранной схеме кладки. По краям дорожки кирпичи кладут на ребро, чтобы образовался небольшой бордюр. а - попеременными рядами; б - елочкой с бордюром; в - обычной кладкой плашмя; г - обычной кладкой на ребро.

Дорожка из бетонных плит

Садовую дорожку можно выложить бетонными плитами, как крупных, так и средних размеров. Они прочны и долговечны. Основание под бетонные плиты делают из песка. Плиты укладывают вплотную друг к другу или с небольшими промежутками (4-6 см). Промежутки засыпают грунтом и подсеивают траву. Плиты можно приобрести готовые или сделать самостоятельно. Для этого из деревянных брусков 50х50 делают опалубку. Опалубка должна иметь строго прямоугольную форму. Основанием формы для литья таких плит может быть любое твердое покрытие, которое не пропустит влагу и удержит жидкий бетон. Для разнообразия, при литье бетонных плит, на ее верхнюю часть можно покрошить гальку, осколки разноцветного кафеля, толстого стекла. Это сделает фактуру лицевой поверхности плит более декоративной. Технология создания таких плит достаточно проста: осколки лицевой стороной приклеивают к бумаге водорастворимым клеем. Сверху накладывают рамку (форму), смачивают водой и заливают бетоном. После затвердения плиты, бумагу смывают теплой водой, а лицевую поверхность плиты железнят – обрабатывают сухим цементом. Из таких декоративных плит можно делать рисунок, композицию.

Дорожки из природного камня

Дорожки из природного камня можно изготовить из пород, оказавшихся под рукой: колотый булыжник, бутовый и постелистый камень. Материал выкладывают на песчаную основу, заглубление рассчитывают по величине самых крупных камней. Если это плоские тесаные камни – используют плоскую кладку с основанием в 5-1- см. Если у булыжников внушительные размеры, их кладут с промежутком 5-8 см друг от друга, расщелины засыпают землей и засевают травой. Расстояние между бутовыми и мелкими тесаными камнями в кладке – 2-3 см. Промежутки заполняют раствором до поверхности камней. Расшивку в швах на уличных дорожках рекомендуется не делать слишком глубокой, так как зимой при низкой температуре влага может попасть в расщелины и вызвать растрескивание и постепенное разрушение покрытия. Виды мощения дорожек природным камнем: а - обычное; б - попеременными правильными рядами; в - циклопической кладкой; г - слоистой кладкой.

Сайт RMNT рассказывал вам о разновидностях пиломатериалов. К железнодорожным шпалам отношение очень неоднозначное! Мы против их использования на дачах и приусадебных участках, но примеры такого выбора всё равно приведём.

Использование железнодорожных шпал на участке

Железнодорожная шпала — это балка из дерева. Согласно ГОСТу, который действует в нашей стране, изготавливают их из сосны, пихты, ели, кедра, берёзы и лиственницы. Шпалы всегда пропитываются маслами и антисептиками ещё в процессе производства, поэтому максимально надёжно защищены от гниения, долговечны.

Использование железнодорожных шпал на участке

Важно! В старых шпалах содержится вредный для человека и природы каменноугольный креозот. Задумайтесь над этим, минимизируйте контакты членов семьи, растений и животных со шпалами! Покраска и покрытие лаком снизят потенциальный вред от пропитки креозотом.

Чем вреден креозот? Он может вызвать появление на коже бородавок, папул, пигментации, ороговевших участков. В самом худшем случае это вещество, в составе которого есть фенол, приводит к раку кожи. В Евросоюзе нелицензированное использование креозота запрещено.

В России для прокладки основных железнодорожных путей применяются шпалы 1 типа, которые имеют длину 275 сантиметров (плюс, минус 2 сантиметра), толщину 180–185 сантиметров, высоту пропиленных боковых сторон — 150 сантиметров. Есть шпалы второго типа, они тоньше и применяются на подъездных путях и станциях. Для домашних DIY-проектов подходят оба типа, но, повторимся, о потенциальном вреде забывать нельзя!

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Делают из железнодорожных шпал и бордюры вдоль садовых дорожек, клумб и цветников.

Использование железнодорожных шпал на участке

Строят из шпал и высокие, приподнятые грядки. В таком случае владельцы часто решают сэкономить и распиливают толстые балки на более тонкие доски.

Использование железнодорожных шпал на участке

Кофейный, журнальный столик из покрашенных шпал. Брутально, грубовато, зато недорого и эксклюзивно.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Каминная полка. Шпалу можно облагородить, чтобы выглядела декоративней, а можно установить над камином в натуральном виде.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Ступени на участке со склоном. Один из самых недорогих, простых и доступных способов обустроить подъём.

Использование железнодорожных шпал на участке

Садовая скамейка. Дополнительно требуются только ножки-подставки, на которых будет лежать железнодорожная шпала. При желании всегда можно покрасить.

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

Использование железнодорожных шпал на участке

А ещё из деревянных шпал строят гаражи, сараи, бани, делают основание, фундамент для бытовок и других построек. Есть целые дома, построенные из такого материала. Выбор, безусловно, очень спорный, специалисты однозначно против строительства жилья из шпал. Но для хозяйственных построек шпалы используют, ведь материал доступен по цене и долговечен.

Шпалы на участке 14061

Что сделать из шпал на участке

Что сделать из шпал на участке? К сожалению – можно сделать очень многое: обустроить основание под дом, применить шпалы для ливневых и дренажных сооружений (прослужат долго), сделать садовые и огородные борта для гряд и еще масса проектов. Длина шпалы для основной ж/д колеи – 2,75 м, что уже звучит заманчиво в контексте цельной, прочной балки. Толщина шпал 18 см, пропилы на боковых сторонах – 15 см. Облегченные шпалы для подъездов имеют толщину 15 см, что тоже очень подходит для домашнего строительства.

Шпалы на участке 14062

Сруб сарая и гаража из шпал выглядит отлично благодаря точной геометрии элементов. Об усадке можно уже не беспокоиться. Бытовка и кладовка, даже летняя беседка из шпал может быть условно признана безопасной. Но постройка дома для постоянного проживания – вопрос серьезный, и ни один специалист не посоветует такой экономичный, но опасный для здоровья вариант. Хотя нельзя спорить с фактом, что подобные дома есть.

Шпалы на участке 14063

Сложные рельефы на участках, возможность обрушения грунта и необходимость его укрепления – повод для применения шпал в качестве подпорной стенки. Иногда габион или подпорная стенка необходимы и за пределами открытого участка. Стандартная модульная балка проста в монтаже, дает точную геометрию стены, а крепеж можно сделать на шпильки или на винты – быстро и точно. Нельзя забывать о защитной одежде при работе со шпалами, а также и об обработке шпал перед тем, как приносить их на участок.

Шпалы на участке 14064

Подпорные стенки могут сочетаться с лестничными подъемами, и здесь модульным шпалам нет цены: лестницы получаются супер-устойчивые, прочные, стабильные и на долгие годы службы. На склонах очень нужны ступени и площадки для удобства передвижения по участку и для организации дренажных стоков, и здесь шпалы просто незаменимы, тем более, что возможен контакт с почвой, и никакой опасности от заводнения. Шпалы в конструкциях подпорных сооружений и лестниц можно комбинировать с засыпными участками, камнем, инертными материалами и местным грунтом.

Шпалы на участке 14066

При виде клумбового дизайна из покрытых лаком, почищенных шпал, возникают смешанные эмоции – конечно, польза тут всего лишь в экономии. И вред для здоровья вполне возможен, в перспективе. Но нельзя отрицать, что выглядят шпальные-самопальные дизайны классно: солидно, самобытно и брутально.

Шпалы на участке 14067

Бордюр из шпал и ограждение садовой дорожки, цветника, площадки для игры в мяч – отлично смотрится. А применить шпалы в конструкции засыпной площадки для въезда и стоянки автомобиля – еще более заманчиво.

Шпалы на участке 14065

Шпалы на даче

Из шпал на отечественных дачах делают все: мебельный эксклюзив и высокие гряды, забор и подпорная стенка с лестницами, стены сарая и пристройки для веранды к старому дому. Облагороженная, очищенная и покрытая толстым слоем лака шпала может послужить украшением интерьера в стиле кантри и брутализм, декорировать камин или стать элементом в системе пола. Если это пол по грунту, то применение пропитанных балок очень практично.

Шпалы на участке 14058

Шпалы на даче – вред или польза?

Шпалы на участке 14059

Дачники все это отлично понимают, и открытые шпалы не используют. Загрунтовав и окрасив шпалу за 2-3 раза плотным слоем (краска предпочтительна не дышащая, дающая непроницаемый для пара слой; группа масляных и битумных ЛКМ и никакого акрила – это бессмысленно), а еще лучше – добавив финишный слой лака, можно слегка успокоиться насчет вреда от старой шпалы. Конечно, разумнее шпалы вообще на участок не приносить. Но пока в доступе у домовладельцев есть старые железнодорожные шпалы, надежда только на здравый смысл: жилое строение из шпал – неразумная идея.

Начало массового производства железобетонных железнодорожных шпал на территории стран бывшего СССР пришлось примерно на 70-е…80-е годы прошлого века. В настоящее время на железнодорожных магистралях срок использования этих конструкций истекает, и их заменяют.

Железнодорожные железобетонные шпалы после их демонтажа

Фото 1 Железнодорожные железобетонные шпалы после их демонтажа

Габаритные размеры железобетонных шпал представлены на фото 2.

Геометрические параметры железобетонных шпал

Фото 2. Геометрические параметры железобетонных шпал

После использования железобетонных железнодорожных шпал их следует утилизировать. Существуют два варианта утилизации (повторного использования):

  • дробление шпал и разделение измельченного сырья на бетонный щебень и арматуру (для их повторного применения);
  • повторное применение изделия в других сферах по иному назначению.

Как использовать б/у шпалы для возведения фундамента дома мы уже рассматривали в одной из наших публикаций — можно прочитать здесь.

Сейчас же рассмотрим еще один практический опыт использования б/у железобетонных шпал для дорожного покрытия проездов и пешеходных дорожек, фото 3.

Дорожное покрытие из бу шпал

Фото 3. Дорожное покрытие из бу шпал

Вторая жизнь железобетонных б/у шпал

Шпалы укладывают на заранее подготовленное основание, которое, как правило, выполняется из песчано-щебеночной смеси или щебня мелкой фракции, уложенной на предварительно уплотненный (трамбовкой щебня) грунт.

Толщина такого основания обычно принимается в среднем в пределах 100…150 мм. При необходимости предотвратить прорастание растений, на основание под шпалы укладывают геотекстиль.

Шпалы укладывают с учетом проектного продольного и поперечного уклонов дорожного покрытия.

Шпалы для проездов лучше укладывать поперек оси проезда. При необходимости выполнения проезда шириной более 2,7 м их укладывают поперек проезда в 1,5 или 2 шпалы.

При выполнении из бу шпал пешеходных дорожек можно их укладывать как вдоль дорожки, так и поперек. При укладке шпал в направлении вдоль дорожки, шпалы в соседних рядах укладывают со смещением на 1/2 от длины шпалы.

После укладки бу шпал в проектное положение, между ними образуются швы различной ширины по длине шпалы (ширина стандартной ж/б шпалы в средней части меньше чем ширина шпалы на ее концах). После укладки шпал швы между соседними шпалами зачеканивают (заделывают) мелкозернистым бетоном или набивают (расклинивают) щебнем мелкой фракции.

При необходимости можно также заделать сквозные отверстия в шпалах. Такую заделку выполняют либо мелкозернистым бетоном, либо цементно-песчаным раствором.

Где можно приобрести бу железнодорожные шпалы?

Как правило, приобрести бывшие в употреблении железнодорожные шпалы можно на базах подразделений ПЧ (дистанция пути) железной дороги, которые расположены вблизи крупных железнодорожных станций. Либо их можно приобрести непосредственно на месте проведения путевых ремонтных работ.

Достоинства покрытий из бу железобетонных железнодорожных шпал

  • достаточно низкая стоимость готового дорожного покрытия (в случае невысокой стоимости покупки и доставки бу шпал);
  • простая и дешевая утилизация (повторное применение) шпал;
  • доступность материала (шпал);
  • высокая долговечность и прочность покрытия (срок повторной эксплуатации шпал около 20…30 лет и более).

Недостатки покрытий из бу железобетонных железнодорожных шпал

Кого нанять на укладку бу шпал?

Лучше всего если монтировать дорожное покрытие из бу шпал вам будут опытные строители имеющие опыт работы в дорожном строительстве или работники ПЧ (путейцы); им привычно укладывать и менять шпалы )).

Где еще можно использовать такую технологию?

Подобную технологию также можно использовать также для устройства:

  • садовых дорожек;
  • покрытий для подсобных площадок и террас;
  • полы в подсобно-хозяйственных помещениях;
  • колеи для въезда в гараж;
  • парковки.

Автор публикации – эксперт GIDproekt

Исмагилов Андрей Олегович


Если у вас нет времени почитать наши публикации прямо сейчас, подпишитесь на обновления, и мы будем высылать извещения о новых заметках вам на почту

Читайте также: