Двухнырковая схема посадки спускаемого аппарата

Обновлено: 05.10.2024

Вместо того, чтобы тащить на Луну пёрышко и молоток, достаточно было сделать двухминутную запись ручной кинокамерой линии терминатора на уплывающей Луне и, не прерывая сюжет, перевести съёмку на внутренности космического корабля, где другой астронавт, пребывая в невесомости, мог бы помахать зрителю ручкой. Разве для этого нужны особые умственные усилия? Или просто дело совсем в другом?

Когда советская космонавтика вышла на уровень многодневных орбитальных полётов и создания долговременно функционирующих станций, первой проблемой, которую следовало решить, была проблема автономного энергообеспечения всех узлов и механизмов таких космических комплексов. Поскольку официальная земная наука до сих пор для получения электроэнергии использует главным образом химические превращения или механическую работу, два эти способа никак не подходят для космического полёта, в котором в силу жёстких ограничений на массу корабля вагон аккумуляторов в космос не забросишь или дизель-генератор на борту не пристроишь.

Дело в том, что все расчёты лунных миссий даже теоретически не позволяли на этом последнем этапе полёта иметь на борту достаточно горючего для того, чтобы погасить вторую космическую скорость до уровня хотя бы несколько большей от первой космической и выйти на круговую орбиту вокруг Земли.

Точность угла попадания в атмосферу Земли, при котором осуществляется гашение второй космической скорости без экстремальных перегрузок, столь высока – порядка 0,5 угловой минуты – что в то время у НАСА не только не существовало технологий для выполнения такого сверхточного манёвра, но даже и средств динамического определения правильности выбранного вектора движения относительно звёзд и земного горизонта. Ведь даже по официальным данным НАСА по маршруту движения от Земли к Луне требовалось несколько этапов коррекций траектории. А вот здесь, вдруг самый важный манёвр, в котором кроется опасность мучительной, но быстрой смерти экипажа всегда выполнялся исключительно точно, причём без топлива и в движении со второй космической скоростью!

Чтобы наглядно показать рассматриваемый процесс, вспомним детскую забаву, когда плоский камешек бросают над водной гладью так, чтобы он подпрыгивал, отражаясь от поверхности воды. Если удаётся запустить камешек под нужным углом, эффект подпрыгивания достигается. Если же угол будет слишком высоким или слишком низким, камешек уйдёт в воду с первого касания и никакого подпрыгивания не будет. Если камешек отражается от поверхности воды хотя бы один раз, происходит гашение его скорости, ведь во время контакта с водой возникает трение.

Единственный выход и шанс выжить у экипажа корабля, спускаемый аппарат которого приближается к атмосфере Земли со второй космической скоростью, состоит в том, чтобы подобрать угол входа в атмосферу для выполнения торможения по так называемой двухнырковой схеме. При этом теоретически корабль входит в атмосферу почти параллельно касательной к поверхности Земли (-5,9 угловых минут относительно горизонта), гасит скорость до уровня 6-7 км/с, но опять вылетает за пределы атмосферы. Поскольку в этот момент его скорость уже несколько ниже первой космической, он падает в атмосферу во второй раз, на этот раз уже окончательно устремляясь к Земле. При этой схеме в первый раз перегрузки могут достигать значений 5-7G на протяжении минуты, во второй раз – 4-6G на протяжении полтора минут, что вполне допустимо для тренированных космонавтов.

Представляете поисково-спасательную операцию, проводящуюся на всей акватории Тихого Океана, в то время как приводнившийся среди ледяных торосов экипаж отбивается от белых медведей где-то в районе северной Гренландии?…

Для того, чтобы лететь к Луне космонавтам, вообще затевать пилотируемые полеты со скоростями порядка второй космической ~11км/с и выше, нужна одна малость. Сущая безделица: возможность вернуться на Землю. И желательно живыми.

Все дело в том, что при спусках даже с первой космической скоростью ~7,8км/с и даже при минимальных углах входа, спуск симметричной неориентируемой капсулы сопровождается перегрузками до 9g. И хотя они не являются смертельными, тем не менее опасны для здоровья космонавтов, и по возможности желательно их избегать.

Когда ставилась задача расчета спуска в атмосферу со второй космической скоростью, то выяснилось, что даже в случае попадания в очень узкий коридор шириной в 1° то и в таком случае перегрузки будут выше 10g - на практике они достигнут значений порядка 15g ÷ 20g.

Поэтому ученые умы придумали ход - спускаться не в одно "касание", а в два. При первом погружении капсула теряет скорость до величины порядка первой космической, а при втором погружении происходит штатный спуск как при возвращении с орбиты спутника Земли. Как говорят математики - свели задачу к предыдущей. Наглядно это показано на рис.1

Рис.1 Двойное погружение в атмосферу:

1 — первый вход в атмосферу;

2 — выход из атмосферы;

3 — второй вход в атмосферу;

5 — условная граница атмосферы;

6 — коридор входа

Не надо думать, что такая идея была достоянием только советских ученых. В документах НАСА имеется четкое указание, что в начале 60-х годов они прорабатывали точно такую же схему приземления спускаемого аппарата. (рис.2)

Рис.2 Двойное погружение и прыжок в документах НАСА.

Тем более странно и нелепо в последствие оказалось, что в отличие от двухнырковой схемы спуска советских "Зондов", американские "Аполлоны" после возвращения с Луны садились "тупо" - "в лоб" одним нырком и достаточно коротким участком приземления (~2250км) между точкой входа и точкой приводнения. Напомню, что отличительной особенностью двухнырковой схемы является очень большой "тормозной" путь - порядка ~8000. 10000км.

При чем что особо интересно - корабль А-7 при возвращении с орбиты ИСЗ имел длину тормозного участка порядка ~3000км. То бишь больше, чем у всех Аполлонов, кроме А-9. Но и тот дальше орбиты ИСЗ не летал.

Теперь давайте попробуем вооружится двумя программами расчета спуска капсулы на Землю, и численно посчитать "эволюцию" спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы. Первая программа и модель принадлежит автору статьи, вторая (для сравнения и оценки) - взята здесь ReentryModel.zip

Описание модели автора

Модель атмосферы была взята согласно справочного издания Министерства обороны СССР.

Модель для численного счета описывается следующим образом (управление по дальности и боковому маневру реализовано через управление по каналу крена капсулы):

ρ= ρ(h) – плотность воздуха; S – рабочая поверхность капсулы; μ – гравитационный параметр Земли;

Cx Cу – аэродинамические коэффициенты осевой и нормальной силы;

Силы, записанные в соответствующем виде для скоростной системы координат:

Q=Cx*S*ρ(h)*v²/2m – осевая сила сопротивления, приведенная на массу капсулы;

N=Cy*S*ρ(h)*v²/2m – нормальная (подъемная) сила, приведенная на массу капсулы;

Pу=N*cos(γ) – результирующая нормальная сила с учетом параметра управления по крену cos(γ)

Связь для субъективно ощущаемой перегрузкой такова: n=(Q + Py + Pz)/m – векторное равенство; при этом необходимо учесть, что боковая проекция нормальной силы Pz=N*sin(γ) хотя и не участвует в уравнениях движения в плоской модели (Х,У) но важна для целей определения максимальной перегрузки.

Перегрузка в единицах [м/с2] |a'|=|n|; или в относительных единицах n=|a'|/g0; при этом ускорение ц.м. капсулы в координатах ХУ равно:

a=(Q + Py + W)/m; где сила тяжести W=mg;

Для прямоугольной системы координат Х,У (начало СК связано с центром Земли, ось У проведена через точку входа в атмосферу, ось Х перпендикулярна У и лежит в плоскости спуска капсулы) проекции на оси Х,У (здесь мы для простоты опускаем боковую проекцию Z и ведем расчет только в плоскости Х,У):

x″ = –Q*(vx/v) –Pу*(vy/v) –(μ/r²)*x/r

y″ = –Q*(vy/v) +Pу*(vx/v) –(μ/r²)*y/r

При этом учитываем следующую связь переменных:

x′ = vx

y′ = vy

v² = vx² + vy²

r² = x² + y²

H = r – r0

начальные условия: m/S = 465кг/м²; Cx =0,85; Cу /Cх=0,34; tg(α) = vy /vx –начальный угол; v = v0; H = H0;

управление (исходя из заданной дальности L) реализуется изменением угла крена - путем уменьшения Су'=Су*cos(γ)

(дальность 2250км достигнута при К'=Су'/Сх=0,136).

При численном решении системы уравнений использовался метод Адамса четвертого порядка вида:

Jy =(55y'i – 59y'i-1 + 37y'i-2 – 9y'i-3)/24

yi+1 = yi + Jy*Δt

Шаг счета h=0,1сек. Погрешность решения, найденного многошаговым методом, оценивается как |yi - yi* |

Earth radius (km) 6378

Air density 1,29

Simulation parameters

Landing

После внесения данных рядом с таблицей программа рисует диаграммы траектории, ускорения и скорости капсулы в каждой точке полета, а также текстовый транскрипт эволюции полета.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТА

Если принять угол входа в районе -6,5° то максимальные перегрузки при управляемом спуске достигнут ~9g, баллистический спуск ~16g (примерно под таким углом входил Зонд-5, так что данные численного расчета совпадают с данными конкретного полета). Для крайних случаев с максимальным углом входа -7,08° (Аполлон-4) перегрузки составят ~12g при управляемом спуске, и ~22g на баллистике.

Так как у читателей возникали вопросы, я решил проиллюстрировать вышесказанное графическими построениями численных расчетов при разных параметрах. Красным цветом показана траектория полета, синим - значение текущей перегрузки в [м/с²]

На графике показана траектория спуска капсулы при угле входа -6,5° и параметром управления по крену исходя из расчетной дальности ~2260км или ~1220 морских миль. Как видите, перегрузка достигла 9,04g

А вот данные моделирования второй программой.

Согласно данных текстового транскрипта, на 81-й секунде отмечено прохождение максимума перегрузки а=99м/с² или ~10gпри скорости 9км/с на высоте 54,3км.

в авторской программе максимум достигался на 91-й секунде при скорости 8,9км/с на высоте ~50км.

Значение перегрузки ~89м/с² или ~9g

Численное моделирование на компьютере показывает, что при входе в секторе от -5,6° до -6,1° капсула Аполлона испытала бы максимальные перегрузки в пределах 4÷7 единиц с возможностью "прыжка" на расстояние 6000км . 9000км. А в случае срыва на баллистический спуск перегрузки не превысят 10÷11 единиц.

На графике показана траектория спуска капсулы при угле входа -5,9° (в коридоре -5,6° ÷ -6,1° ). При расчетной дальности более 9000км перегрузка не более 4,86g. Такой профиль траектории соответствовал спуску СА "Зонд"

Вторая программа не позволяет делать расчеты траекторий спуска длиннее 7000км. Поэтому был взят расчет семитысячного прыжка.

Согласно данных текстового транскрипта, на 90-й секунде отмечено прохождение максимума перегрузки а=57,5м/с² или ~5,8gпри скорости 9,7км/с на высоте 59,7км.

в авторской программе максимум достигался на 100-й секунде при скорости 9,7км/с на высоте ~55,8км.

Значение перегрузки а=~47,6м/с² или ~4,9g

Имеется также второй максимум а=48,3м/с² или ~4,9g на 1150-й секунде перед самой посадкой на высоте 43,2км и скорости 4,3км/с.

Краткое резюме по итогам расчетов.

При стандартных углах входа в атмосферу все спускаемые аппараты кораблей "Аполлон" испытывали перегрузки от 9g (нижняя оценка) до 10g (верхняя оценка) при стандартной дальности около ~2250км.

Если бы НАСА следовало рекомендациям по двухнырковым схемам спуска, и спускаемый аппарат попадал в вышеуказанный коридор входа, то при дальности приземления 7000. 9000км реализуются перегрузки от 5g (нижняя оценка) до 6g (верхняя оценка). Это полностью подтверждается успешным спуском капсул "Зонд-6" и "Зонд-7" по вышеописанной траектории.

P.S.

Есть один нюанс, на который бы хотелось обратить внимание. Дело в том, что крутизна траектории определяется не самим углом, а комбинацией угол входа - высота счисления угла. Из-за того, что Земля круглая, один и тот же угол входа на разных высотах отвечает разным траекториям.

Скажем, при входе с углом -6,5° на высоте отсчета 120км (или 400.000 футов), траектория пересекает высоту ~90км (или 300.000 футов) уже под углом -5,3°. Таким образом -6,1°/120км и -5,3°/91км это одно и тоже.

А вопрос в том, что изначально американцы отсчитывали свои высоты "входа в атмосферу" от 300тыс.фут или ~90км (рис.2). А уж потом в отчетности по Аполлону резко перешли на отсчет от отметки 400тыс.фут или ~120км. Так вот: они могли пойти на это, дабы траектория спуска не выглядела столь "крутой".

Более того, сама постановка вопроса про "вход" в атмосферу на высоте 120км просто бессмысленна, ибо акселерометры капсулы Аполлона регистрируют наличие торможения в воздухе при ускорениях не менее 0.05g, что имеет место на высоте ~89. 90км.

Я решил произвести расчет спуска на стандартную дальность при условии, что угол отсчитывается от высоты 90км. И вот что получилось (не правда ли - точная копия рис.2):

Красным цветом показана траектория полета в [км], синим - значение текущей перегрузки в [м/с²]. Угол входа -6,5° на высоте 90км при скорости 11025м/с. Как видно из графика - максимальная перегрузка 13,5g

Не сложно заметить, что подтасовка контрольных высот отсчета углов входа в атмосферу вполне могла быть на руку НАСА, ибо 13,5g это уже очень и очень, как говорил Свирид Петрович Голохвастов.

Объясняется странный выбор столь опасной чрезмерными перегрузками однонырковой схемы очень просто: американцам при использовании двухнырковой схемы, когда точность приземления в итоге измеряется не десятками километров, как у "Союза ТМ", спускающегося с земной орбиты с первой космической скоростью, а тысячами, как у "Зонда-5" с черепашками, спускающегося со второй космической скоростью с трассы "Луна-Земля", было бы невозможно показать публике спуск и приводнение корабля "Аполлон". А это крайне важная заключительная часть поставочного шоу с облётами и высадкой на Луну. Зритель обязательно должен был увидеть спуск "Аполлона" под парашютом и связать в уме эту картинку с прилётом его из космоса, ибо главная "материализация духов" в каждой серии этого шоу состояла в двух натуральных эпизодах со стартом и взлётом ракеты Сатурн-5 на глазах у тысяч зрителей на мысе Канаверал и приземлением кк Аполлон так же на глазах десятков встречающих журналистов с камерами и многих сотен членов экипажей спасательной флотилии.

В случае выбора двухнырковой схемы американцы не смогли бы объяснить чудо точнейшего приземления Аполлонов, почти прямо под носом у корабля поисково-спасательного флота, которое позволяло снимать на фото и киноплёнку их приземление.

Поэтому им оставалось блефовать с однонырковой схемой приземления. При которой от перегрузок человек можно и не выжить.

Но астронавты прекрасно выживали благодаря тому, что никаких перегрузок не испытывали, поскольку их сбрасывали в кк "Аполлон" с самолёта, вот так, как показано здесь: Как на самом деле возвращались "Аполлоны"

Экипаж Аполлон-8 после первого

Экипаж Аполлон-8 после первого "облёта Луны" со сбросом их кк с самолёта

Это один из секретов их бодрости сразу после приземления по однонырковой схеме со второй космической скоростью с дикими перегрузками — этих перегрузок попросту не было! Как и не было второй космической, как и не было приземления из космоса.

Вот они, красавчики: свеженькие, бодренькие, ещё час назад при перегрузках на спуске их ломал вес навалившихся 20-ти человек на каждого, а они уже улыбаясь дают пресс-конференцию вместо того, чтобы беречь сердце и отлёживаться в корабельном госпитале пару дней после бешенных перегрузок.

Гвозди бы делать из этих людей!

Оказывается, все удивительные чудеса программы "Аполлон" объясняются очень просто. Это было постановочное шоу, имитирующее полёты на Луну. Поэтому оно проходило столь гладко и безошибочно - без жертв, травм, болезней от облучения и последующего преждевременного ухода из жизни. Настолько гладко, что впоследствии даже пришлось постановщикам этого лунного шоу в его середине подпустить в излишне розовую историю невероятно удачного покорения Луны немного драматизма и сделать серию про полёт Аполлона-13 "несчастливой". Но снова с обязательным столь приятным для публики американским чудом — невероятным для такого случая хэппи-эндом. Но о миссии А-13 речь ещё впереди.

Этот блог целиком посвящён анализу американской фальсификации полётов на Луну:

Каталог всех статей журнала:

Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог и подписывайтесь

В который уже раз повторяю, что прежде чем вольно рассуждать о глубочайшей древности, где 100500 воинов невозбранно совершали лихие марш-броски по произвольно взятой местности, полезно потренироваться "на кошках" ©"Операция Ы", например на событиях всего лишь полувековой давности - "полетах американцев на Луну".

Защитнички НАСА что-то густо пошли. И месяца не прошло с форума "Ученые против мифов", как весьма раскрученный блогер Зеленыйкот, оказавшийся на деле рыжим, выступил на тему Мифы о высадке на Луне:


"Пригласили на GeekPicnic рассказать о космических мифах. Разумеется я взял самый ходовой и популярный: миф о лунном заговоре. За час подробно разобрали наиболее часто встречающиеся заблуждения и самые распространенные вопросы: почему не видно звезд, почему развевается флаг, где скрывается лунный грунт, как смогли потерять пленки с записью первой высадки, почему не делают ракетные двигатели F1 и другие вопросы." via

Написал ему свой комментарий 2 июл, 2016 02:16 (местное):

В топку опровержения "флаг дрыгается - нет звезд - фотки подделаны"!
Лучше объясните только одно: как американцы "при возвращении с Луны" со второй космической скорости совершали посадку с точностью +-5 км, недостижимой до сих пор даже с первой космической скорости, с околоземной орбиты?
Опять "утраченные технологии НАСА"? Б-г-г
"

Ответа пока не получил, да и сомневаюсь что будет что-то вменяемое, это же не хиханьки-хаханьки о флаге и космической форточке.

Прямой спуск как у "Союзов" был бы из-за перегрузок несовместим с жизнью космонавтов "Аполлона" ведь они должны были бы погасить вторую космическую скорость, а более безопасный спуск по двухнырковой схеме дает разброс по точке посадки в сотни и даже тысячи километров:

То есть, если бы "Аполлоны" приводнялись с нереальной даже по сегодняшним меркам точностью по прямой однонырковой схеме, то космонавты должны были либо сгореть из-за отсутствия качественной абляционной защиты, либо умереть/получить тяжелые травмы от перегрузок.

Но многочисленная теле- кино- и фотосъемка неизменно фиксировала что будто бы спустившиеся со второй космической скорости астронавты в "Аполлонах" не просто живы, а очень даже веселенькие живчики.

И это при всем при том, что американцы в то же самое время не могли нормально запустить даже обезьянку даже на низкую околоземную орбиту см. Реалии космонавтики США 1960-х гг. с живыми пассажирами.

"Компания основана в 2011 году. Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности получена в 2012 году. До 2014 года имела подразделения в Германии и США. В начале 2015 года производственная деятельность была практически свернута везде кроме России. Компания занимается созданием небольших космических аппаратов (спутников) и продажей комплектующих для них. Также Dauria Aerospace привлекла инвестиции 20 миллионов долларов от венчурного фонда I2bf в 2013 году. Два своих спутника компания продала американской Aquila Space в конце 2015 года, тем самым получив первый доход от своей деятельности." via

Рекомендуется посмотреть интервью В.Егорова (ZelenyikotЗеленыйкот) порталу Большой ф орум, окуда привожу только один фрагмент мнения о нем Юрия Елхова, кинорежиссера, кинооператора, кинопродюсера:

image

Не все модели пилотируемых космических кораблей доходят до полноценного полета с экипажем. На этом можно было бы и закончить, но дальнейшая судьба такого корабля может сложиться по разному. Буран, советский ответ Спейс Шаттлу совершил лишь один испытательный полет. И в глазах многих он уже одним этим полетом превзошел Шаттл, сделав в беспилотном режиме то, что на Шаттле всегда делали пилоты. В итоге, по своей известности он может поспорить с некоторыми кораблями, на которых успешно летали люди. Некоторые другие корабли практически забыты и редко упоминаются за пределами специализированных сайтов. Один из таких кораблей мог бы сильно повлиять на результаты лунной гонки, но вместо этого пал жертвой советской секретности.

В начале лунной гонки в СССР отсутствовало единое видение плана полета. Для полетов на Луну проектировались три разные ракеты, кислородно-керосиновая сверхтяжелая Н-1 и две ракеты на токсичной паре НДМГ-АТ, тяжелая Р-56 и сверхтяжелая УР-700. Так же шла параллельная разработка трех космических кораблей, родственных друг-другу орбитального 7К-ОК (впоследствии получившей наименование Союз) и лунного 7К-ЛОК, а так же спешно переделанного из корабля Восток многоместного Восхода, разработка которого была начата ради очередных рекордов. Попытка сконцентрировать усилия на одной ракете, Н-1, всех проблем не решила, как из-за повышения требований к грузоподъемности с 75 до 90 тонн, так и из-за конфликта Сергея Королева с Валентином Глушко, самым опытным конструктором ракетных двигателей СССР, вызванного сильнейшими разногласиями в отношении использования токсичного топлива.

image

Самым заметным отличием 7К-Л1 стал отказ от бытового отсека, ограничивший жилое пространство спускаемым аппаратом. Теплозащита была усилена для обеспечения безопасного входа в атмосферу со второй космической скоростью. Была удалена резервная парашютная система и резервная корректирующая тормозная двигательная установка, добавлена система звездной навигации и узконаправленная антенна связи. Впервые была использована бортовая цифровая вычислительная машина (Аргон-11). Возврат корабля подразумевал оригинальную схему двухныркового входа в атмосферу, когда при первом входе аппарат тормозился до суборбитальной скорости, вылетал из атмосферы, после чего входил в нее повторно, уже для посадки. Это позволяло кораблю, войдя в атмосферу со стороны южного полушария, приземлится на территории СССР.

Полеты начались весной 1967 года. Всего было изготовлено 15 кораблей, из которых два были упрощенными прототипами, предназначенными для отработки бортовых систем и испытания разгонного блока (блока Д) ракеты-носителя. Согласно изначальному плану, пилотируемый полет должен был состоятся в летом того-же года, после трех успешно проведенных беспилотных испытаний.

Полет первого прототипа прошел успешно, аппарат был выведен на орбиту, после чего был направлен к Луне. Хотя по другой информации корабль просто набрал отлетную скорость, полетев не в направлении Луны. После набора второй космической скорости дальнейшая работа с аппаратом не планировалось. Второй прототип также был успешно выведен на опорную орбиту, но двигатель разгонного блока повторно не включился, и корабль к Луне не полетел. После запуска двух прототипов начались полеты полноценных версий корабля, беспилотные пуски которых формально должны были продолжать линейку межпланетных станций Зонд, отправленных к Венере (Зонд-1), Марсу (Зонд-2) и Луне (Зонд-3), хотя технически они не имели ничего общего.

image

Сборка Зонда

Зонд-4 должен был совершить полет по высокоэллиптической орбите, облетев расчетную точку на высоте 330000км. По другим данным был запланирован облет Луны, но он был сорван из-за сбоя системы ориентации. Первые две попытки отправки Зонда-4 оказались неудачными из-за отказов на первой и второй ступенях ракеты-носителя. С третьей попытки вывести корабль на требуемую орбиту удалось. В полете обнаружились проблемы с системой ориентации, датчик постоянно терял опорные звезды, первую коррекцию траектории провести не удалось. При срыве последующих коррекций корабль не смог бы вернуться на Землю. Работу системы ориентации удалось наладить, была проведена коррекция траектории, обеспечивающая нормальный вход в атмосферу, но при возвращении не сработала система управления спуском, корабль сорвался в баллистический спуск в не расчетный район и был подорван системой самоуничтожения над Африкой.

Зонд-5 так же был выведен с третьей попытки. При первом запуске, после сброса головного обтекателя произошло замыкание в системе управления. Вторая попытка сорвалась еще во время подготовки к старту, лопнувший бак окислителя разгонного блока привел к падению корабля с ракеты. Третья попытка отправки Зонда была успешной, но снова начались проблемы с системой звездной ориентации. Коррекция траектории была чуть не сорвана, пришлось использовать менее точную солнечно-земную ориентацию. Вторую коррекцию без работоспособной звездной ориентации провести было невозможно, что, в свою очередь, сделало невозможным управляемый спуск. К счастью, Зонд сумел совершить баллистический спуск и приводниться в Индийском Океане. Присутствовавшие там корабли успели засечь спускаемый аппарат еще во время полета и всего через несколько часов подняли его на борт. На корабле к Луне отправлялись несколько биологических образцов, включая двух черепах, ставших первыми живыми существами, побывавшими возле Луны и вернувшимися на Землю.

Зонд-6 был успешно запущен с первого раза, отлет к Луне прошел идеально, но дальше начались проблемы. Сначала не развернулась штанга остронаправленной антенны, вместе с основным датчиком системы звездной ориентации. Возвращение корабля уже было под вопросом, однако ориентацию удалось провести при помощи второго звездного датчика, который до этого ни разу успешно не работал. Во время возвращения корабля неприятности продолжились. Сперва чуть не замерзла перекись водорода, используемая двигателями ориентации, что чуть не привело к невозможности совершения управляемого спуска, а потом произошла частичная разгерметизация корабля. Давление упало до половины от номинала (380мм ртутного столба). Перед входом в атмосферу, после отделения спускаемого аппарата разгерметизация стала полной. Не рассчитанная на работу в вакууме аппаратура отказала, в результате не сработала парашютная система и спускаемый аппарат разбился.

При первом запуске Зонда-7 ракета не смогла вывести аппарат на орбиту. Следующие два пуска использовали в качестве носителя ракету Н-1 и тоже закончились провалом. Четвертый запуск, совершенный уже после возвращения Аполлона-11, был полностью успешен. Аппарат облетел Луну, получил цветные фотографии Земли и Луны, и совершил управляемый спуск на территорию СССР. Помимо черепах, на корабле к Луне слетал манекен ФМ-2, предназначенный для радиологических исследований, благодаря которым советские специалисты убедились, что полет на Луну вне моментов солнечных вспышек не представляет радиационной угрозы для экипажа.

Несмотря на успех Зонда-7 и появившуюся возможность совершения пилотируемого полета, советское руководство решило, что после высадки на поверхность Луны, подобный облет политически нецелесообразен. Было принято решение об отправке последнего беспилотного корабля и закрытии программы. Зонд-8 так же совершил успешный полет, в котором была протестирована альтернативная схема посадки — вход в атмосферу со стороны северного полушария и однонырковый спуск с приводнением в индийском океане. Данная схема посадки была проще и надежнее основной схемы, но исключала возможность приземления на советской территории. Хотя по другим данным, подобная схема была вызвана сбоем системы ориентации, а спуск был баллистическим.

image

Хотя возможность для пилотируемого полета оставалась, сохранялся еще один изготовленный корабль, но программа была окончательно закрыта, а через несколько лет, после еще двух аварий Н-1, была закрыта вся советская пилотируемая лунная программа. Из-за нежелания советского руководства играть роль догоняющего, СССР отказался даже от частичного успеха в полете на Луну. Вместо этого была выбрана политика отрицания самого участия в лунной гонке. Лунные программы были засекречены, программе Аполлон были противопоставлены беспилотные аппараты, а пилотируемая программа была сконцентрирована на орбитальных станциях. В итоге, единственными людьми, побывавшими дальше низкой околоземной орбиты пока остаются астронавты NASA. Вполне возможно, если бы Зонд-9 все таки полетел с людьми, возобновление пилотируемых полетов к Луне сейчас воспринималось бы проще и не отпугивало излишней амбициозностью.

Предлагаю развести холиварную тему.
Выкладывайте статьи и мнения доказывающие или опровергающие это "достижение"
Сам я склонен стильно в этом сомневаться.

"У самурая нет цели. Только путь"

Плюс китайцы не нашли следов Амеров на луне.

"У самурая нет цели. Только путь"

Огромная статья, после прочтения которой у меня нет оснований верить в высадку Амеров на луне.

Особенно радует просто математика вероятности этого полета.

"У самурая нет цели. Только путь"

Предлагаю развести холиварную тему.
Выкладывайте статьи и мнения доказывающие или опровергающие это "достижение"

Тут уже была такая тема. Вот только не помню , забанили её, из-за дебатов, как это часто бывает, или нет

Тут уже была такая тема. Вот только не помню , забанили её, из-за дебатов, как это часто бывает, или нет

Ну хотелось бы без политики, только факты или рассуждения околотехнические

"У самурая нет цели. Только путь"

. вот заботы у людей.

Почитай книгу Носова "Незнайка на Луне" ,если не делал это ранее-куда познавательнее чем все эти изыскания

Я когда то зачитывал её до дыр

ЗЫ понятно,шо даже если они там и были..-их там все равно не было,патамуштА они-пендосы!

Единственная пара эпизодов "на тоненького" во все этой эпопее:

1. Аполлон-8. Предыдущий запуск Сатурна-5 был неуспешным из-за тряски носителя. И не было облета Луны до этого в автоматическом режиме.

2. Аполлон-11 с посадкой модуля на Луну без предыдущей автоматической отработки был тоже рискованным.

з.ы. У нас один раз схалявили на Союзе-1, в результате погиб Комаров. Потом было 6 (прописью: шесть) пусков в автоматическом режиме.

. вот заботы у людей.

Почитай книгу Носова "Незнайка на Луне" ,если не делал это ранее-куда познавательнее чем все эти изыскания

Я когда то зачитывал её до дыр

ЗЫ понятно,шо даже если они там и были..-их там все равно не было,патамуштА они-пендосы!

Я не умоляю заслуг Амеров в том, что на самом деле они умеют и делали.

Но тут все настолько дыряво. даже сами амеры не верят в высадку..

"У самурая нет цели. Только путь"

Единственная пара эпизодов "на тоненького" во все этой эпопее:

1. Аполлон-8. Предыдущий запуск Сатурна-5 был неуспешным из-за тряски носителя. И не было облета Луны до этого в автоматическом режиме.

2. Аполлон-11 с посадкой модуля на Луну без предыдущей автоматической отработки был тоже рискованным.

А как тебе двухнырковая посадка со второй космической скорости ? (никто ни до ни после этого не делал)

А 2 недели хождения в подгузник под себя?

А кислородная атмосфера в модуле?

Шатлы кстати бились чаще, чем Апполоны.

А Апполон один(или пара) , из которых есть номер 13, пля ну кино, епт.

А то, что до полета на Луну амеры вообще в космос не летали, а так , стреляли как из пушки по суборбите в 100км, то есть н е были на орбите ДО полета на Луну.

"У самурая нет цели. Только путь"

У спускаемого аппарата Аполлона (перевернутый конус) аэродинамическое качество повыше, чем у нашего Союза ("фара"), он по более пологой траектории летел. Про точность не скажу.

Мы сделали "фару" из-за ограничений Семерки (Союза) по диаметру, при необходимости разместить 3х членов экипажа.

У спускаемого аппарата Аполлона (перевернутый конус) аэродинамическое качество повыше, чем у нашего Союза ("фара"), он по более пологой траектории летел. Про точность не скажу.

Мы сделали "фару" из-за ограничений Семерки (Союза) по диаметру, при необходимости разместить 3х членов экипажа.

У амеров не было нормальных туалетов тогда туалетов и нет до СИХ ПОР, покупают наш горшок за 20 млн $ , ну или покупали до самого недавнего времени.

"У самурая нет цели. Только путь"

До сих пор падающие спускаемые аппараты приземляются в очень большом радиусе, эти же прямо буквально около авианосца с презиком. при том по двухнырковой схеме, где точность вообще не имеет место, там бы просто мимо Земли не промахнуться,

h-560.jpg

Рис.1 Двойное погружение в атмосферу:

1 — первый вход в атмосферу;

2 — выход из атмосферы;

3 — второй вход в атмосферу;

5 — условная граница атмосферы;

"У самурая нет цели. Только путь"

Не было необходимости в "двухнырковой" схеме, я же выше написал.

Это наш Союз так приземлялся.

На рисуночке -именно "Союз" и о нем речь.

Не было необходимости в "двухнырковой" схеме, я же выше написал.

Это наш Союз так приземлялся.

На рисуночке -именно "Союз" и о нем речь.

Для того, чтобы лететь к Луне космонавтам, вообще затевать пилотируемые полеты со скоростями порядка второй космической ~11км/с и выше, нужна одна малость. Сущая безделица: возможность вернуться на Землю. И желательно живыми.

Все дело в том, что при спусках даже с первой космической скоростью ~7,8км/с и даже при минимальных углах входа, спуск симметричной неориентируемой капсулы сопровождается перегрузками до 9g. И хотя они не являются смертельными, тем не менее опасны для здоровья космонавтов, и по возможности желательно их избегать.

Когда ставилась задача расчета спуска в атмосферу со второй космической скоростью, то выяснилось, что даже в случае попадания в очень узкий коридор шириной в 1° то и в таком случае перегрузки будут выше 10g - на практике они достигнут значений порядка 15g ÷ 20g.

Поэтому ученые умы придумали ход - спускаться не в одно "касание", а в два. При первом погружении капсула теряет скорость до величины порядка первой космической, а при втором погружении происходит штатный спуск как при возвращении с орбиты спутника Земли. Как говорят математики - свели задачу к предыдущей.

Тем более странно и нелепо в последствие оказалось, что в отличие от двухнырковой схемы спуска советских "Зондов", американские "Аполлоны" после возвращения с Луны садились "тупо" - "в лоб" одним нырком и достаточно коротким участком приземления (~2250км) между точкой входа и точкой приводнения. Напомню, что отличительной особенностью двухнырковой схемы является очень большой "тормозной" путь - порядка ~8000. 10000км.

6937026.jpg

Это один из секретов их бодрости сразу после приземления по однонырковой схеме со второй космической скоростью с дикими перегрузками — этих перегрузок попросту не было! Как и не было второй космической, как и не было приземления из космоса.

h-561.jpg

Пресс-конференция команды А-8 на борту авианосца Йорктаун

Вот они, красавчики: свеженькие, бодренькие, ещё час назад при перегрузках на спуске их ломал вес навалившихся 20-ти человек на каждого, а они уже улыбаясь дают пресс-конференцию вместо того, чтобы беречь сердце и отлёживаться в корабельном госпитале пару дней после бешенных перегрузок.

Читайте также: