Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения

Обновлено: 07.07.2024

22. Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня — наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10 -12, 16-18, 24-26 °С. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Влияние каких абиотических факторов на развитие корня может экспериментально проверить исследователь? Назовите не менее трёх.

Группы семян фасоли Температура в камере, в °С Среднее увеличение размера корня за три дня, в см
1 группа 10-12 0,9
2 группа 16-18 2,2
3 группа 24-26 3,5

ВАРИАНТ №2

22. Экспериментатор решил установить зависимость объёма живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10 %-ный раствор поваренной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента (0 минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему в ходе эксперимента изменяется объём живой части клетки? Что произойдёт, если на стадии двух минут заменить раствор соли на дистиллированную воду?


ВАРИАНТ№3

22. Экспериментатор решил установить зависимость скорости превращения аксолотля в амбистому от концентрации тиреоидина в пище. Для этого было отобрано 30 самцов одного возраста и массы и разделено на три равные группы, которые были помещены в аквариумы при комнатной температуре. Животных экспериментатор кормил пластинками из сырого мяса, в которые тщательно заворачивал 0,2 г препарата тиреоидин (тироксин). Аксолотли заглатывают пищу, поэтому вероятность обнаружения ими таблетки и отказ от корма минимальна. Первой группе экспериментатор ежедневно давал 1 порцию препарата, а второй 3 такие же порции. В качестве контроля использовал группу животных, не получавших тиреоидин. В результате в первой группе метаморфоз произошел за 3-4 месяца, тогда как во второй за два. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? В какой группе биологически активных веществ следует отнести тиреоидин и почему? Какие морфологические преобразования произойдут у аксолотля при метаморфозе? Назовите не менее двух.

ВАРИАНТ№4

22. Экспериментатор решил установить, зависит ли мышечная сила кистей рук от пола человека. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). В эксперименте каждый испытуемый брал попеременно в правую и левую руку динамометр и, вытягивая руку горизонтально в сторону, сильно сжимал его в ладони. Динамометр позволяет определить силу сжатия в килограммах. Измерение проводилось три раза с небольшой паузой для отдыха. Результаты фиксировались, и средние были внесены в таблицу. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Основываясь на полученных результатах эксперимента, сформулируйте один из выводов. Во время сжатия ладони в мышцах развивается усилие. За счёт каких сократительных элементов мышечного волокна возможны эти движения? Каков механизм этого процесса?

Участники эксперимента Средняя сила сжатия правой кисти, кг Средняя сила сжатия левой кисти, кг
Девушки 44,8 42,5
Юноши 49,1 45,6

ВАРИАНТ №5

22. Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в раствор с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какойпараметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитами в сосуде А? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в сосуд на рисунке А, а какой в сосуд на рисунке Б?


ВАРИАНТ №6

22. Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливался углекислый газ в ёмкости. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему с ростом температуры усиливалось дыхание у тараканов? Предположите, что будет происходить при более сильном увеличении температуры? Будет ли и дальше расти количество накапливаемого углекислого газа?

ВАРИАНТ №7


22. Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) – наклонены в сторону лампы. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему растения из второй группы оказались изогнуты? Для чего экспериментатор следил за расстоянием от источников света до растений? Ответ поясните.

ВАРИАНТ №8

22. Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растений от степени освещённости, при которой растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зелёный оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, какую зависимость обнаружил экспериментатор? Объясните, почему зависимость именно такая.

ВАРИАНТ №9

22. Экспериментатор решил установить зависимость качества корнеплодов редис; от количества вносимых азотных удобрений. Для этого он высадил семена редиса в лотки и поливал каждый лоток водой с добавлением азотных удобрений в разной концентрации. В конце лета корнеплоды редиса были выкопаны, определялась их масса. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Предположите, каким был результат эксперимента? Объясните, почему, по Вашему мнению, азотные удобрения именно так влияют на рост корнеплодов редиса.

ВАРИАНТ№10

22. Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и расположил в растворы сахарозы с разной концентрацией. Выдержав кусочки в растворах в течение двух часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Какой параметр в данном эксперименте задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ объясните.


Задание 22 № 46771

Экспериментатор решил изучить влияние температуры на активность фотосинтеза. В ходе эксперимента он изменял температуру, показатели концентрации CO2 и интенсивности освещения не менялись. Результаты исследования экспериментатор зафиксировал в виде графика. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Объясните результаты эксперимента. Как изменение температуры влияет на активность фотосинтеза? Почему?

1. Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — температура, концентрация CO2 и интенсивность освещения.

2. Зависимая переменная (изменяющаяся в результате эксперимента) — активность фотосинтеза.

3. При повышении температуры активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой температуры стремительно снижается.

4. В световой и темновой стадии фотосинтеза участвуют белки-ферменты.

5. Активность ферментов при повышении температуры возрастает.

6. При достижении высоких температур белки денатурируют. Денатурируя, белки меняют структуру и как результат, теряют способность участвовать в реакциях фотосинтеза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель эксперимента - установить, влияет ли температура на скорость роста корня.

При закладке эксперимента выделяют несколько этапов:

Таким образом, ученики, с помощью учителя, учатся планировать свою деятельность, находить связь между наблюдаемым явлением и теоретическими знаниями.

Оборудование: Проросшие семена гороха или фасоли с корнем в 0,5-2 см, 2-3 влажные камеры той или иной конструкции (см. 1.2) или 6-9 химических пробирок с пробками из ваты; промокательная бумага; ножницы, пинцет (или палочка); банки или штативы для пробирок; линейка; термометр; булавки канцелярские - для постановки опыта во влажных камерах, приготовленных из банок. Влажная камера, приготовленная из банки,- для постановки опытов с корнем Проросшие семена фасоли

Оборудование: Проросшие семена гороха или фасоли с корнем в 0,5-2 см, 2-3 влажные камеры той или иной конструкции (см. 1.2) или 6-9 химических пробирок с пробками из ваты; промокательная бумага; ножницы, пинцет (или палочка); банки или штативы для пробирок; линейка; термометр; булавки канцелярские - для постановки опыта во влажных камерах, приготовленных из банок.

Влажная камера, приготовленная из банки,- для постановки опытов с корнем

Проросшие семена фасоли

Постановка опыта .

  • Для опыта отбирают 6-12 семян без каких-либо признаков заболевания или повреждения корня, желательно более крупных, и делят их на 2-3 равные группы (по числу используемых влажных камер) так, чтобы в каждой оказались аналогичные семена (если они разные по размеру). Каждую группу (3-4 семени) помещают в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня - наименьшего и наибольшего в группе (от . до . ). Семена надо держать только за семядоли, линейкой к корням не прикасаться.
  • Влажные камеры (или группы из 2-3 пробирок) помещают в места с разной температурой, при которой рост корня происходит заметно различно. Для гороха это 6-8, 10-12, 16-18°С; для фасоли соответственно 10-12, 16-18, 24-26 °С.
  • Продолжительность опыта 2-3 дня. Прирост главного корня за сутки - в прямой зависимости от температуры - от 0,5 до 2 см у гороха и до 3 см у фасоли. Начало образования боковых корней (на 3-4-й день) снижает наглядность опыта.
  • Сравнивают по каждой группе семян, находившейся при определенной температуре, исходный размер корней (от и до) и длину их в конце опыта (от и до), делают вывод о влиянии температуры на скорость роста корня, выясняют значение этого явления для жизни растения.

В ходе постановки биологического эксперимента, мы убедились, что данной опыт может проходить при оптимальной температурой для прорастания и роста корня семян является температура в пределах +21 - + 26 градусов Цельсия. Температура ниже данной задерживает прорастание и может привести к гибели проростка.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 21
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

Задание ЕГЭ по биологии

1) Оптимальной для роста растения является температура в диапазоне от 15 °С до 35 °С.
2) При температуре ниже 21 °С и выше 29 °С испытывают стресс.
3) График иллюстрирует закон экологического оптимума.
4) Повышение толерантности наблюдается в диапазоне от 5 °С до 40 °С.
5) При повышении температуры интенсивность роста растения увеличивается прямо пропорционально.

Читайте также: