Этапы освоения триз технологий в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Для решения т ризов ских задач м ожно вы делить сл едующи е этапы работы:

Цель первого этапа - научит ь ребенка находить и разл ичать про тиворечия,

которые ок ружают е го повсюду. Ч то общ ее межд у цветком и деревом? Ч то

Цель второг о этапа - учить детей фа нтазироват ь, изо бретать. Наприме р,

предложе но прид умать новы й стул, у добный и к расивы й. Как выж ить на

необитае мом ост рове, где ес ть тольк о короб ки со жва чками?

Содержание т ретьег о этапа - решен ие ск азочных за дач и придумыван ие

разных сказ ок с п омощью специал ьных методов ТР ИЗ. Нап ример, "Вас поймала

На четверто м этапе ребенок п рименяет п олучен ные знания и, ис пользуя

нестандарт ные, ориг инальные решения пробле м, учится н аходить вы ход и з

Рассмотр им более п одробн о деятельност ь и воз можные мет оды на ка ждом

На 1 этапе м ожно учить дете й нахо дить и ф ормулирова ть пр отиворе чивые

свойства расс матрив аемых предметов, явлени й с помо щью иг ры Хорош о - плохо.

Для этого вы бирае м объект и предлагае м найти положительные и

отрицатель ные качест ва данного объекта. В эту игр у можно начинат ь играть

уже с деть ми 4 - го го да жизни. В начале б ерем объект , кот орый не выз ывает у

детей пол ожитель ных или отрицатель ных ассо циаций. Так к ак дети более

склонны наз ывать п оложитель ные сторо ны объекта, на 1 - м эта пе игры на зываем

плохо, дет и хорошо. Детей 5 - го года жи зни можно делить на две ко манды, од на

команда на зывает хорошо, д ругая - плохо, соревнуяс ь, кто бол ьше назове т

качеств. В ра боте со старшими дошкол ьникам и берем объект ы, имеющие для

детей соц иальную з начимость, и учи мся нах одить пр отивореч ивые сво йства ("В

следующе м году мы пойдё м в первы й класс - это хо рошо или плохо?" ).

В игре На оборот" хо рошо усва ивается прием п ротивоп оложные з начения.

Эта игра во спринима ется деть ми уже в 3 - л етнем возрасте. Вна чале учи м детей

подбирать сл ова, п ротивоп оложные по значен ию (функ ции).

Всесторон нему знак омству с предмет ом или явл ением по могае т метод

системног о анализа. Он п озволяет заглянуть в историю со здания п редмета,

разложит ь пред мет по деталям и даже заг лянуть в будущее предмета.

Системный операто р можно начинат ь использ овать во 2 - й младше й группе при

знакомстве с предме тами быта , ближа йшего окр ужения, при оп исании игруш ек.

Вначале бе рём 3 эк рана из 9. Со в ременем пере ходим к испол ьзованию всей 9 -

экранной с истемы. С исте му характе ризует оператор РВС (раз мер, время,

стоимост ь). Меняя один и з этих опе раторов, м ожно и зменить свойства и

качества пре дмета. Н апример, при реше нии задач и спасе ния Коло бка, изме ним

оператор ра змер, уве личим Кол обка так, чтобы лиса н е смогл а его пр оглотить.

В сказке п ро Золушк у меняет ся операт ор стоим ость.

При знак омстве дете й с раз ными агрегат ными с остояния ми, ис пользуетс я

метод мале ньких человечков ( М. М. Ч.). М. М. Ч. - практ ическое в оплоще ние

идей Г. С. Алт ьшулл ера по м оделирован ию мира. Знакомств о дете й с М. М. Ч.

начинается в группе детей 5 - го г ода жиз ни на пр остейш их явления х, когда

знакомим детей с в одой, с негом, л ьдом: на морозе в ода за мерзает, лед в тепле

После тог о, как дети научатся вы являть против оречия, пользоват ься

системны м операто ром, присту паем ко 2 - му этапу ра боты по ТРИЗ - РТВ. Том у,

чтобы на йти принц ипиально н овое реше ние ме шает пси хологическая инерц ия,

она есть даже у мал ышей. Первый вар иант отв ета на воп рос К ак спасти

колобка" - Убить лис у. Поэтом у, следует раскре постить м ышлен ие детей, дать

волю фанта зии, вооб ражению и в то же в ремя обращаю вн имание на

нравственн ую стор ону решен ия вопроса. Это оче нь важ но, так как на детей

извне на правлен мощный пото к агресси вной информац ии и пе рвыми ответ ами

бывают агре ссивные ответы: убить, поломать, выг нат ь и т. д. В услов ии задач и,

как прот иворечие, закладывае м нравст венную ст орону во проса: Как спаст и

Одним из методов, с пособст вующ их снятию психолог ическ ой инерции,

развитию в оображе ния, являет ся мет од фокал ьных объект ов ( М. Ф. О.).

Работу по М. Ф. О. можн о начинать с детьми 4 - го г ода жиз ни. При этом

придумать что - либо новое, в идоизменя я или ул учшая реал ьн ый объект;

создать рас сказ или сказку о рассмат риваем ом объекте, испол ьзуя на йденные

Еще одним методом, снимаю щим и нерцию мышле ния и п озволяющи м

увеличить ч исло пер ебираемых ва риантов, является мо рфолог ический а нализ. С

помощью этого метода легче в ыявит ь все возм ожные ва рианты реш ения

проблемы, к оторые при п ростом переборе могут быть упуще ны.

На 3 этапе ра боты с детьми решаем ска зочные задачи и состав ляем сказк и.

Только не надо дума ть, что все ска зки написаны или расска заны. Можно

придумать ск ольк о угодно новых сказ ок. Но п режде че м соста влять сказ ки,

целесооб разно науч ить дете й решат ь сказочные задачи.

Мы пытаемс я помоч ь сказоч ным героя м, попав шим в зат руднитель ное

положение. Ре шение про блемы зачас тую завис ит от в ыявления и использ ования

ресурсов, дети ст ремятся к идеал ьному ко нечному результат у.

Таким обра зом, оп ираясь на пол ученные знания, интуиц ию, исп ользуя

нестандарт ные, ориг инальные решения малыши находят в ыход из сл ожной

В результате занятий с приме нением те хнолог ии ТРИЗ - РТВ у дете й

снимается ч увство с кованност и, преод олевается зас тенчивост ь, развиваетс я

воображен ие, речева я и общая инициатив а, повышает ся у ровень

познаватель ных сп особносте й, что п омогает детя м освободит ься от ине рции

"Главное, что должн о дать об разован ие и о чё м часто за бывают , - это не

багаж знан ий, а уме ние владет ь этим багажом" - утвержд ает учен ый - дидакт А.

Традицио нная модел ь образ ования стр оится на т рансляц ии готовог о знания.

При этом ребёнок у пражняет память, учится ос уществлять по образцу

определё нные мысл ительные операц ии, чтоб ы самост оятельно п рименять их в

типовых с итуациях. Но столк новение с новой, незнакомой про блемой выз ывает

у него раст ерянност ь. Ун иверсальные модели, ра зработа нные в ТРИЗ,

позволяют с делать с исте мный анал из проблем ы, выяв ить противо речие и

разрешит ь его. С п оявление м ТРИЗ стал о возможны м масс овое обучен ие

технологии т ворчест ва. В процессе овлад ения инст рументам и теори и не тол ько

приобретаю тся навы ки реше ния твор ческих за дач, но и начинаю т

Дошколь ный возраст уникален, ибо как сфо рмируется ребенок, такова бу дет

его жизн ь, именно поэтом у важно не упускат ь этот период дл я раскрыт ия

Главная цел ь, котор ую став ят перед соб ой ТРИЗ - педаг оги это -

формирован ие у детей творчес кого мы шления, т. е. воспита ние творче ской

личности, подготовл енной к ста бильн ому решен ию нестандартны х задач в

Методику Т РИЗ м ожно на звать шк олой творче ской ли чности, поскольк у её

девиз - тво рчество в о всем: в постановке вопроса, в приё мах его реше ния, в

подаче материала. В ней нет метод ов, в привыч ном смысл е слова, есть

инструме нт, с помощью кот орого вос питател и и родител и сам и изобретаю т

свою педаг огику, о зарённые светом детски х идей. Нет и воспи тания в

привычн ом его зна чении, ест ь спос об овладе ния навыка ми, ко торые позволяю т

жить инте ресно, все м вместе и творить себя: и в оспитат елю, и р одителя м, и

Исходным положе нием ко нцепции ТР ИЗ является принци п

природосо образн ости. Обуча я ребёнка, педагог должен и дти от п рироды.

Учиться д олжно быт ь интерес но. Сег одня это утве рждение не т ребует

доказательст в. Главн ым условие м разв ития лич ности ре бенка явл яется нал ичие

привлекател ьных ви дов детск ой деятель ности, п редоставле ние ребе нку

возможн ости самост оятель но прояв ить инициат иву, тв орчест во. Одним из

средств, о беспечива ющих не тольк о качестве нный, но и увлекател ьный процесс

обучения, бесс порно , является система т ворческих за дани й на основе методов и

В ходе изу чения пр облемы использова ния ТР ИЗ - технологи и в

образовател ьном п роцессе дошк ольног о учрежде ния был и изучен ы работы

ведущих с пециалист ов - дидак - тов по данн ой пробле ме. В основу работы

положены мет одичес кие разра ботки т аких уче ных, как Г ин С. И., Ж ихар О. П.,

Корзун А. В., Сидорчу к Т. А. и д р. Кром е того, расс мотре ны вопросы истори и

возникновен ия разли чных мет одов ТРИ З и их примене ния для обучения дете й

дошкольн ого возра ста. Анал из учеб но - методическ ой литерат уры позволил

выделить нескольк о этапов работы по ис пользован ию элеме нтов ТРИЗ в

воспитател ьно - обра зователь ном пр оцессе дошк ольног о учреж дения. В работе

раскрыты ос новные методы т ехнолог ии ТРИ З, рассмотре ны возмож ности и х

применен ия в дошко льном воз расте: мозг овой шт урм, мет од фокал ьных

объектов, метод ката лога, мет од морфол огичес кого анал иза, метод Робинзо на,

ТРИЗ позв оляет разв ивать в оображение, фантазию дете й,

ТРИЗ позв оляет пре поднос ить знания в увл екательной и интерес ной для

детей фор ме, обеспе чивает их прочн ое усвоение и систем атизац ию,

ТРИЗ стим улирует развитие мышлен ия дошк ольников, проявлени е

ТРИЗ ра ботает на п ринципах пе дагог ики сотр удничества , ставит дете й и

педагогов в позиц ию партнё ров, сти мулирует с оздание с итуации ус пеха для

детей, тем са мым, по ддержива я их ве ру в свои с илы и в озможн ости, интерес к

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы :

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры Хорошо-плохо. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").

В игре Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор стоимость.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М. М. Ч.).М. М. Ч. - практическое воплощение идей Г. С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М. Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос Как спасти колобка" - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).

Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

познакомить детей с новым объектом;

создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А. Л. Несмеянов.

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

В ходе изучения проблемы использования ТРИЗ-технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения были изучены работы ведущих специалистов - дидак-тов по данной проблеме. В основу работы положены методические разработки таких ученых, как Гин С. И., Жихар О. П., Корзун А. В., Сидорчук Т. А. и др. Кроме того, рассмотрены вопросы истории возникновения различных методов ТРИЗ и их применения для обучения детей дошкольного возраста. Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте : мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, метод Робинзона, системный оператор и др.

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. МБДОУ №107 г Чита. Воспитатель: Марченко Л. П. В данном саду я.

ТРИЗ как технология организации работы по ФЭМП в процессе внедрения ФГОС ДОУ ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Мнемотаблицы для детей дошкольного возраста. Этапы работы над стихотворением Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников.

Внедрение и апробация элементов сказкотерапии в образовательном процессе младших дошкольников Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова,.

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.

Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как

– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)

— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)

— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)

— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)

— серое (Испорченное? Покрашенное?)

— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)

— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)

— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)

— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.

Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:

Возраст, с которого применяют ТРИЗ

Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.

Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.

Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.

Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как

  • Игры для детей 3 – 4 лет,
  • Игры для детей 5 — 6 лет,
  • Игры для детей 6 – 7 лет.

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1. Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Рекомендации по применению технологии ТРИЗ в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, подготовленных к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, системного мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику

является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том,

что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

2. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ТРИЗ

Основные принципы ТРИЗ.

Чтобы лучше разобраться в технологии ТРИЗ- педагогики, следует рассмотреть принципы, на которых строится вся система, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ- педагогики - Анатолием Гином.

Принцип свободы выбора .

"В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор”
Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

“Не только давать знания, но еще и показывать их границы", “Использовать в обучении открытые задачи", то есть задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем .

“Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”.
Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач

Принцип обратной связи .

"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи"

"Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”.
Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами учеников (мотивация).

Принцип идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип “Сам” - это вообще один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты – идеально! В приложении к педагогике, - это, например, подведение учеников к самостоятельному приобретению знаний, к самостоятельному открытию правил, закономерностей и законов. Говорят “учиться”, то есть, учить “ся” - себя. Рассматриваемый принцип еще называют “творческая педагогика”, “творческий метод”, “деятельностный метод.”

· ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.

· ТРИЗ предполагает рациональное организованное использование информации. Это означает, что ребенку предъявляется не сразу вся информация, а только целесообразная (т.е. соответствующая цели), в определенной дозе, последовательности и в оправданной степени сложности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

ТРИЗ , как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах) Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы в организованной и свободной деятельности. Необходимое условие – практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи зависит от темы изучаемого материала, цель которых – поисковая, исследовательская (новые знания добываются), изобретательская деятельность (новые знания создаются), а правила игр, представляющие методы и приемы ТРИЗ, дают пути этой работы.

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

· Метод мозгового штурма

· Метод фокальных объектов.

· Метод морфологического анализа.

· Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

· Мышление по аналогии.

· Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.)

С какого возраста можно начинать обучение детей приёмам ТРИЗ?

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста.

Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия.

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Цель: Научить детей находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

Цель: Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

Методы: Метод фокальных объектов, Метод морфологического анализа.

Цель: Научить решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

Цель: Научить детей применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться правил:

2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.

4. ОСОБЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ.

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ - технологий:

- построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи)

- использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Принципы ведения занятий по технологии ТРИЗ:

§ От простого к сложному.

§ От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению.

§ От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( 10 – 20 задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.

§ От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и копирования к творчеству.

§ От разрозненных фактов к поиску закономерностей.

§ От бессистемности к системности.

§ От инертности к интересу и, далее, к одержимости.

§ От информации к знаниям и умению их использовать.

§ От однофункциональности к многофункциональности.

§ От неуверенности к уверенности. От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.

Занятия будут интересней, эффективнее, если следовать рекомендациям

опытных преподавателей и разработчиков ТРИЗ-педагогики (А.А. Нестеренко, А.А. Гин, Г. И. Иванов, Сидорчук Т.А.и др.) по ведению занятий.

1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно

проигрывая весь его ход.

2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.

3. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.

4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.

5. Необходимо воспитывать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.

6. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы.

7. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.

8. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.

9. Необходимо поддерживать довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.

10. Целесообразно включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!

11. За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.

12. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.

13. Дети должны радоваться общению с педагогом, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.

14. Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила НА ПРАКТИКЕ, то он и НЕ ЗНАЕТ этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач. Это важный принцип обучения.

5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Необходимым условием успешного внедрения технологии ТРИЗ в процесс развития детей является компетентность и информированность родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает ведение

разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их с основами приемов творческой педагогики. Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашнее задания расширят возможности развития дошкольников.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

Но прежде, чтобы начать работу по овладению технологией, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции и стереотипов, поработать над развитием своего собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. И если педагог не овладеет данным багажом качеств, он никогда не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая помогает человеку по- новому взглянуть и на себя, и на свою деятельность, и на окружающий его мир.

Сегодня перед педагогами, желающими повысить свою компетентность, открыты возможности обучения технологией творчества через Интернет. В информационном пространстве есть сайты, созданные разработчиками ТРИЗ из Ангарска, Минска, Москвы, Новосибирска, Норильска, Петрозаводска и других городов, которые организуют дистанционное обучение, курсы, конференции часто с бесплатным или условно-платным участием. Информацию о таких мероприятиях регулярно публикуют на сайтах и сопутствующих ресурсах в социальных сетях.

Важно разобраться в существующих образовательных ресурсах по ТРИЗ , ведь сейчас существует несколько основных ТРИЗ- педагогических направлений.

Основных Российских ТРИЗ-школ можно выделить три :

Основные представители: А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман и др.

Сайт Российской Ассоциации ТРИЗ, раздел для педагогов.

· ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители: Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук и др.

Особенности: ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

Сайт А.А. Нестеренко и проекта Jonathan Livingston

Основные представители: А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.

Сайт проекта Creatime

Есть сайты тех ТРИЗ-педагогов, кто комбинирует в своей работе подходы перечисленных школ и делится результатами:

Ксения Несютина , Елена Рябинина , Екатерина Зорина-Лавровская

Итак, суть применения технологии ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Именно в ТРИЗ- педагогике сделан акцент на развитии: навыков системного, критического мышления, творческого воображения, умения решать нестандартные задачи, интереса к обучению и самообучениию.

Бонус – общее направление на воспитание качеств нравственной творческой личности.

Эффективность применения технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении будет зависеть от условий:

1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;

2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;

4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

5. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

6. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

7. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

8. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Читайте также: