Правила поведения рабочих при посадке в клеть

Обновлено: 04.10.2024

Основным документом по охране труда и технике безопасности (ТБ) для горняков являются Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (ЕПБ).

Важнейшими мерами, обеспечивающими благоприятные условия для работы горнорабочих, являются жесткие нормы для предельно допустимых концентраций в шахтной атмосфере вредных газов и пыли, а также ограничение предельных температур в рабочих забоях от +2 до +26 о С. Снижение концентрации пыли и газов, а также изменение температуры достигается увеличением количества воздуха, подаваемого в забои, его охлаждением или подогревом.

Каждый трудящийся рудника обеспечивается индивидуальными средствами защиты – каской, спецодеждой, обувью, самоспасателем. Для дополнительной защиты от пыли, помимо общешахтных мер борьбы с запыленностью, применяют индивидуальные меры защиты – респираторы и защитные очки.

Для борьбы с воздействием на человека шума и вибрации не допускается эксплуатация оборудования без устройств или с неисправными устройствами для снижения интенсивности шума и вибрации. При высоком уровне шума применяются противошумные наушники.

Для обеспечения безопасности горных работ к работе на подземном руднике допускают только после инструктажа по ТБ, проводимом на рабочем месте. Инструктаж проводят не реже двух раз в год.

На руднике осуществляется строгий учет всех спустившихся в шахту и вышедших из нее. Учет осуществляют по индивидуальным светильникам и табельным номерам. Если табельный номер не возвращен спустя два часа после окончания смены, руководство принимает меры по выяснению причин задержки.

Все трудящиеся проходят ознакомление с главными и запасными выходами из шахты на поверхность и путями прохода к ним от рабочих мест, а также с правилами личного поведения во время различных аварий.

На шахтах, опасных по газу и пыли, запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Запрещается допуск к работе и пребывание на территории рудника лиц в нетрезвом состоянии.

При спуске и подъеме в клетях необходимо беспрекословно подчиняться требованиям рабочих, обслуживающих подъем. Посадка в клеть и выход из нее после подачи сигнала запрещены.

При движении по горизонтальным и наклонным выработкам пассажирского поезда запрещено входить, выходить и высовываться из вагонов, перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и едкие материалы.

Запрещается езда на локомотивах, в необорудованных грузовых вагонах и на платформах.

Движение людей по выработке разрешено только по свободному проходу с одной из ее сторон.

Запрещается касаться контактного провода, кабелей и электрооборудования, заходить в машинные камеры и подземные электроподстанции. Стоящие составы следует обходить, ни в коем случае не проходя между вагонетками и не перелезая через них. Через конвейеры переходят только по специальным мосткам, перекинутым через них.

После прохождения вентиляционных дверей их следует закрывать.

Запрещено заходить в закрытые для доступа выработки.

На рудниках, опасных по самовозгоранию руды, запрещено оставлять в очистных забоях скопления рудной мелочи, применять для закладки материалы, склонные к возгоранию, оставлять в выработанном пространстве рудные целики, не предусмотренные проектом.

При возникновении пожара каждый работник обязан немедленно сообщить об этом руководству, принять меры по удалению людей из выработок и по ликвидации очага пожара всеми имеющимися средствами.

Трудящиеся, виновные в невыполнении ТБ, в зависимости от характера нарушений и тяжести их последствий несут ответственность в дисциплинарном или судебном порядке.

Оповещение трудящихся о возникновении аварии производится с помощью световой, громкоговорящей или иной аварийной сигнализации.

Контрольные вопросы

1. Какой документ регламентирует основные мероприятия по технике безопасности на подземных работах?

2. Какими средствами индивидуальной защиты обеспечивается трудящийся подземного рудника?

3. Какие принимаются меры по снижению воздействия на трудящихся шума, вибрации и пыли?

4. Каким образом осуществляется на рудниках учет спуска-подъема шахтеров?

5. Назовите основные требования техники безопасности на транспорте и спуске-подъеме людей.

6. Какие требования техники безопасности устанавливаются при разработке руд, склонных к самовозгоранию?

7. Для чего на рудниках составляют планы ликвидации аварий?

Библиографический список

1. Голик, В.И.Специальные способы разработки месторождений полезных ископаемых [Текст]: учебник для вузов / В.И. Голик, Т.Т. Исмаилов, Г.Б. Дольников. – М.: Изд-во МГГУ, 2008. – 331 с.

2. Городниченко, В.И. Основы горного дела [Текст]: учебник для вузов / В.И. Городниченко, А.П. Дмитриев. - М.: Изд-во МГГУ, 2008. – 464 с.

3. Единые правила безопасности при взрывных работах [Текст] - М.: Недра, (ПБ-13-407-01), 2001.

4. Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом [Текст]. – М.: НПО ОБТ, (ПБ-03-553-03), 2003.

5. Клориньян, С.Х. Машины и оборудование для шахт и рудников [Текст]: справочник /С.Х. Клориньян, В.В. Старичев, М.А. Сребный и др. – М.: МГГУ, 2002. – 362 с.

6. Михайлов, Ю.В. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Подземная разработка рудных месторождений в сложных горно-геологических условиях [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.В. Михайлов. – М.: Академия, 2008. – 316 с.

7. Михайлов, Ю.В. Ценные руды. Технология и механизация подземной разработки месторождений [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.В. Михайлов. - М: Академия, 2008. – 252 с.

8. Трубецкой, К.Н. Основы горного дела [Текст]: учебник для вузов / К.Н. Трубецкой, Ю.В. Галченко. - М: Академическая книга, 2010. – 264 с.

Основным документом по технике безопасности для горняков являются Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (ЕПБ), требования которых сводятся к следующему (в скобках даны ссылки на номера соответствующих параграфов ЕПБ):

Поступая на шахту, рабочий проходит предварительное обучение по технике безопасности в течение 10 дней и сдает экзамен. К работе допускают только после инструктажа по технике безопасности (ТБ), проводимого на рабочем месте. Инструктаж повторяют не реже двух раз в год (§ 8).

На шахте ведут строгий учет всех спустившихся в шахту и вышедших из нее. Учет осуществляют по индивидуальным светильникам и табельным номерам (§ 7). Если табельный номер не возвращен через два часа после окончания смены, руководству нужно выяснить причины задержки и при необходимости принять соответствующие меры.

Всех рабочих необходимо ознакомить с главными и запасными выходами из шахты на поверхность и путями прохода к ним от рабочих мест (§9), а также с правилами личного поведения во время различных аварий (§ 13).

Запрещается допуск к работе и пребывание на территории шахты лиц в нетрезвом состоянии (§ 31).

На шахтах, опасных по газу и пыли, запрещается проносить табак и курительные принадлежности, курить и пользоваться открытым огнем. Лиц, замеченных в нарушении этого запрета, немедленно отстраняют от работы и привлекают к ответственности в установленном порядке.

Рабочие, виновные в невыполнении требований безопасности, в зависимости от характера нарушений и тяжести их последствий несут ответственность в дисциплинарном или судебном порядке (§ 732).

Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам осуществляют в клетях, а при проходке вертикальных выработок — в порожних бадьях под защитой предохранительных зонтов (§ 377, 379). Клети для спуска и подъема людей оборудуют открывающимися внутрь дверьми, которые на время движения должны запираться засовами (§ 382). Запрещается спуск и подъем людей в скипах, за исключением случаев осмотра и ремонта стволов, а также при авариях (§ 394). Спуск и подъем людей в клетях вместе с грузом также запрещен (§ 395).

При спуске и подъеме в клетях необходимо беспрекословно подчиняться требованиям рабочих, обслуживающих подъем. Посадка в клеть и выход из нее после подачи сигнала запрещены (§ 401).

При движении по горизонтальным и наклонным выработкам пассажирского поезда запрещено входить, выходить и высовываться из вагонов (§ 286), перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и едкие материалы (§ 288).

Запрещается езда на локомотивах, в необорудованных грузовых вагонах и на платформах (§ 290).

По конвейерным выработкам допускается перевозка людей только на специальных грузолюдских конвейерах (§ 345).

Движение людей по выработке разрешено только по свободному проходу с одной из ее сторон (§ 46, 47).

Запрещается касаться контактного провода, кабелей и электрооборудования, заходить в машинные камеры и подземные электроподстанции. Стоящие составы следует обходить, ни в коем случае не проходя между вагонетками и не перелезая через них. Через конвейеры нужно переходить только по специальным мосткам, перекинутым через них.

Вентиляционные двери необходимо закрывать после прохождения через них.

Запрещено заходить в закрытые для доступа (закрещенные) выработки (§ 20, 24).

В отдаленные от основных рабочих мест забои или выработки нужно посылать не менее двух опытных рабочих (§ 14).

Доступ в очистные забои разрешается только по специальным ходовым выработкам (§ 203).

Каждый рабочий, придя на рабочее место, обязан прежде всего удостовериться в безопасном состоянии забоя, кровли и боков выработки, крепи, действии вентиляции, проверить исправность инструментов, механизмов и оборудования (§ 17).

Перед началом работы необходимо проверить устойчивость кровли и боков выработки посредством осмотра и простукивания. При наличии признаков отслоения кусков руды или породы необходимо обобрать их из безопасного места с прочного настила специальным инструментом, а при необходимости установить дополнительную крепь (§ 175). Если в забое обнаруживают признаки самообрушения, надо немедленно выйти из него и оградить забой для предупреждения входа в него людей (§ 176).

К управлению забойным оборудованием допускают только специально обученных людей, имеющих удостоверение на право работы на данном оборудовании.

Все ходовые отделения восстающих во избежание падения в них людей необходимо перекрывать лядами или решетками, а вентиляционные восстающие и рудоспуски — решетками или грохотами (§ 166).

Действующие выпускные отверстия (дучки) должны быть заполнены рудой, а недействующие — закрыты перемычками (§ 168). Доступ в отработанные очистные камеры запрещен (§ 174).

При работе в наклонных выработках и восстающих необходимо тщательно закреплять в выработке оборудование и работать с предохранительными поясами.

Во время работы погрузочных или погрузочно-транспортных машин запрещено находиться в забое, у рабочего органа, на скреперной дорожке, а также загружать ковш, бункер или конвейер вручную (§ 178, 221).

По окончании смены рабочие обязаны предупредить рабочих последующей смены о возможных опасностях в забоях (§ 18).

Персонал, допущенный к обслуживанию электроустановок, должен быть специально обучен. Проверку знаний рабочих Правил технической эксплуатации установок проводят не реже одного раза в год. Такую проверку проводят и после каждого нарушения этих Правил (§ 494, 495).

Во избежание несчастных случаев и аварии запрещается (§ 491):

- обслуживание электроустановок без защитных средств (перчаток и т. п.);

- ремонт электрооборудования и электрических сетей под напряжением;

- оставление под напряжением неиспользуемых электрических сетей (кроме резервных);

- обшивка кабелей деревом;

- эксплуатация неисправного электрооборудования и кабелей;

- ремонт сетей и электрооборудования людьми, не связанными с работой на этом оборудовании.

Загоревшееся электрооборудование и кабели ни в коем случае нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать песок или инертную пыль.

В соответствии с ПБ, в часы спуска и подъема смены рабочих кроме сменного должен быть запасной машинист, в обязанность которого входит наблюдение за процессом спуска и подъема людей и принятие необходимых мер при нарушении нормальной работы подъемной машины. Производить спуск и подъем людей и принятие необходимых мер при нарушении нормальной работы подъемной машины. Производить спуск и подъем людей разрешается после предварительного перегона клети вхолостую. Разгон машины должен быть плавным, при подходе клетей к приемным площадкам необходимо плавно снижать скорость, останавливая машину.

При подъеме и спуске людей в клетях либо в скипо-клетях по вертикальным выработкам наибольшая скорость движения не должна превышать следующих величин:

высота подъема, м 20 30 40 50 75 100 200 300 400 и более
Наибольшая скорость, м/сек 3,5 4,3 5,0 5,6 6,9 8,0 10,5 11,5 12,0

По наклонным выработкам скорость движения клетей и вагонеток должна быть не более 5 м/сек.

При подъеме и спуске людей в бадьях по направляющим наибольшая скорость должна быть не более 6 м/сек, а в местах, где направляющие отсутствуют- не более 1 м/сек.

Ускорение и замедление подъемных сосудов при подъеме и спуске людей не должно превышать по вертикальным стволам 0,75 м/сек 2 , по наклонным стволам -0,5 м/сек 2 .

Запрещается спуск и подъем людей в клетях, загруженных полностью или частично грузом.

Спуск и подъем людей в опрокидных клетях разрешается при наличии приспособлений, гарантирующих невозможность опрокидывания людей в бункер, а также опрокидывания клети при движении ее по стволу. Запрещается спуск и подъем людей в скипах, за исключением случаев осмотра и ремонта ствола и аварийных случаев.

У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть вывешены объявления с указанием:

  • фамилии лица, отвечающего за спуск людей
  • расписание подъема и спуска рабочих
  • применяемых сигналов
  • числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети.

Обо всех запрещениях или ограничениях при пользовании подъемной установкой для спуска и подъема людей в посадочных пунктах должны быть вывешены объявления.

Спускающиеся и поднимающиеся в клетях люди должны беспрекословно подчиняться требованиям рукоятчика и стволового. Запрещается посадка и выход из клетей после сигнала.

Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплошную металлическую откидывающуюся крышу или крышу с открывающимся лазом и сплошной прочный пол. Вдоль длинных сторон клетей должны быть устроены поручни. С коротких (торцовых) сторон клети должны быть устроены двери или другие надежные ограждающие приспособления, предотвращающие возможность выпадения людей из клети.

Число людей, находящихся одновременно в каждом этаже клети, определяется из расчета 5 человек на 1 м 2 полезной площади пола клети и должно быть обозначено в правилах внутреннего трудового распорядка и объявлениях, вывешенных в надшахтном здании у клети в околоствольном дворе.

Одним из основных требований при вскрытии месторождений является наличие при его разработке не менее двух выходов на дневную поверхность, приспособленных для передвижения людей. На вновь строящихся шахтах расстояние между выходами составляет не менее 30 м. Если шахтные здания и копры сооружены из несгораемого материала, это расстояние может быть уменьшено до 20 м. Устье ствола шахты или шурфа с рабочей стороны ограждается дверью или автоматически действующей решеткой, а с нерабочих сторон — металлической сеткой или решеткой высотой не менее 2,5 м. По стволам, служащим выходами на дневную поверхность, оборудуется механическая перевозка людей. Кроме того, в каждом из стволов устраивается лестничное отделение, которое изолируется от соседних отделений дощатой или металлической перегородкой. Лестничное отделение в стволах глубиной более 500 м может отсутствовать при наличии в каждом из них двух механических подъемов с независимым подводом электроэнергии или в том случае, если каждый ствол, кроме основного подъема, оборудован инспекторским.

В шахтах глубиной до 70 м механический подъем людей может проводиться только в одном стволе при наличии лестниц в обоих. Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам осуществляются в клетях, при проходке стволов — в бадьях. Допускается при согласовании с органами Госгортехнадзора устройство лифтовых подъемных установок.

Клети, служащие для спуска и подъема людей, имеют сплошные откидывающиеся крыши или крыши с откидывающимся лазом, сплошной прочный пол. В полу могут быть надежно укрепляемые съемные части или откидные ляды в местах, необходимых для осмотра стопорных устройств. Бока клети обшиваются на полную высоту металлическими листами.

Вдоль длинных сторон клети устанавливаются поручни. С торцевых сторон устраиваются двери, конструкция которых исключает возможность выпадения людей из клети. Двери открываются внутрь и запираются засовом, расположенным снаружи.

При обслуживании клети сопровождающим засов двери может устраиваться внутри клети. В клети устанавливаются стопоры, обеспечивающие надежное удерживание вагонеток при движении ее по стволу.

На горнорудных шахтах эксплуатируются как одно-, так и двухэтажные клети. Грузовые и грузоподъемные клети имеют подвесные устройства для спуска и подъема крупногабаритного оборудования и длинномерных материалов под клетью. Все клети, служащие для спуска и подъема людей, оборудуются устройствами (парашютами), предназначенными для плавного торможения и остановки клети при обрыве канатов.

Парашюты срабатывают автоматически: сигналом к их срабатыванию служит именно обрыв каната. Парашютные устройства могут не применяться при многоканатиом подъеме, если головных канатов четыре и более.

В этом случае при обрыве одного из канатов торможение обеспечивается остальными. Замедление при аварийном торможении порожних не должно превышать 50 м/с2, а при тормоении клетей с максимальным числом людей замедление должно быть не менее 6 м/с2. При проходке, углубке и капитальном ремонте стволов допускается спуск и подъем людей временными подъемными сосудами без парашютных устройств. После завершения указанных работ для подъема и спуска должны применяться клети, оборудованные парашютами.

Спуск и подъем людей в скипах, за исключением случаев ремонта ствола и ликвидации аварий, запрещается. С целью учета спустившихся и выехавших из шахты трудящихся на каждой шахте ведется табельный учет. Каждому рабочему и инженерно-техническому работнику присваивается личный (табельный) номер и выдается жетон с этим номером.

Личному номеру соответствует номер на закрепленной за каждым трудящимся аккумуляторной лампе. Учет спустившихся и выехавших из шахты может быть организован следующим образом. Перед спуском в шахту трудящийся берет в та-бельно-аккумуляторной светильник и снимает жетон с зарядного стола.

Затем жетон опускается в ящик того участка, где он будет работать. После окончания спуска смены табельщик-аккумуляторщик извлекает жетоны и развешивает их на табельные доски. Сделав отметку о всех спустившихся в шахту, он составляет соответствующую справку по каждому участку.

Окончив смену и выехав из шахты, каждый трудящийся снимает свой жетон с табельной доски, ставит на зарядку аккумулятор и вешает над аккумулятором жетон. Если по окончании смены жетон не снят с табельной доски и аккумулятор отсутствует на зарядном столе, табельщик докладывает об этом руководству и делает соответствующую запись в специальном журнале. Руководством шахты принимаются неотложные меры по выяснению причин задержки людей в шахте.

В случае необходимости выезда из шахты ранее установленного графиком времени рабочий должен получить у горного мастера письменное разрешение. Горный мастер после выезда из шахты в свою очередь обязан проверить, все ли рабочие его смены выехали, и в случае невыезда принять соответствующие меры.

Учет спуска и выезда лиц, не состоящих в штате шахты, ведется в специальном журнале, куда записываются все опустившиеся в шахту посторонние лица и делается отметка об их выезде. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке должны находиться рукоятчики, а в околостволыюм дворе — стволовые.

При дистанционном управлении подъемом с пульта, расположенного на приемной площадке, здесь должно находиться лицо, ответственное за посадку и выход людей из клети. Если посадка и выход людей из клети осуществляются с двух сторон, то рукоятчики и стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.

Число людей, находящихся одновременно на каждом этаже клети, определяется из расчета 5 чел. на 1 м2 полезной площади. Таблички о вместимости клети вывешиваются на приемной площадке и в околоствольном дворе каждого горизонта.

После посадки двери клети, а затем приствольные предохранительные решетки закрываются и подается сигнал машинисту подъемной установки. Посадка и выход из клети после подачи сигнала машинисту запрещаются.

Во время движения клети необходимо соблюдать тишину и порядок: держаться за поручни, не высовываться из клети, не класть руки на дверцы. Выходить из клети можно только после полной ее остановки, открытия дверей и решетки стволовым или рукоятчиком. После выхода из клети не разрешается задерживаться в околоствольном дворе или заходить в камеры, расположенные в околоствольном дворе, за исключением камеры ожидания.

В околоствольном дворе, где выдаются и принимаются различные грузы, запрещается выполнение каких-либо работ, если они не поручены лицом технического надзора. Прибывшие в околоствольный двор рабочие в ожидании клети должны находиться в камере ожидания.

Читайте также: