Ездил барин за границу приехал к себе и затеял руками рожь сеять мужики сказали

Обновлено: 04.07.2024

Цели: формировать интерес к чтению детской литературы; познакомить учащихся с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности.

Оформление: портрет Л. Н. Толстого, выставка рисунков по творчеству писателя, карточки: пословицы, кроссворд; книги Л. Н. Толстого, высказывания о писателе и т. д.

Ход игры.

Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого. Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков, а следить за игрой будет жюри в составе (представить членов жюри).

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы: вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой. Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.

Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.

• Куда девается вода из моря?

• Отчего в морозы трещат деревья?

А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого

1. Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

2. Отчего в морозы трещат деревья?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.

А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой, как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться.

Задание II тура.

Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л. Н. Толстого. Вам необходимо назвать само произведение

Ко второму туру.

Отрывки из произведений:

Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

Задание III тура.

У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л. Н. Толстого (см. в приложении).

К третьему туру.

Вопросы к кроссворду:

2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

4) Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

8) Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)

9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица).

И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.

Задание IV тура.

Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.

К четвертому туру:

o Лето собирает, а зима съедает.

o Локоть близок, а не укусишь.

o Один в поле не воин.

o Шила в мешке не утаишь.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

Рассказы на тему пословиц:

• Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала (Сама не ест, и мне не дает.)

• Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали (Ворон за море летал, да умней не стал.)

• Девочка любила играть на улице, а как придет в дом – скучает.

-Отчего ты скучаешь?

Мать сказала (Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал:

- Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л. Н. Толстой рассказывал детям, вошли в книги:

Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.

Задание VI тура.

Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л. Н. Толстого. Задача: определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.

К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков).

Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.

Задание VII тура.

К седьмому туру.

1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)

2. Жил Толстой в городе Щекино. (нет)

4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)

5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)

6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)

7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)

10. Булька – кличка собаки. (да)

Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра, которая посвящалась

Л. Н. Толстому и его творчеству. С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

Пришло время предоставить слово жюри.

(Поздравление победителей).

Молодцы! Понравилась вам игра? Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

Литература :

Сборники произведений Л. Н. Толстого.

Пословицы в составе предвосхищающих их рассказов - Толстой Л.Н

Рейтинг: / 27

ЗНАЙ СВЕРЧОК СВОЙ ШЕСТОК

Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:

Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака и корова

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:

Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:

- Знает кошка, чьё мясо съела.

КАК ГЛЯДИШЬ, ТАК И ВИДИШЬ

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

ИЗВЕРИШЬСЯ В АЛТЫНЕ - НЕ ПОВЕРЯТ В РУБЛЕ

Купец занял две гривны. Он сказал:

Пришло завтра, он не заплатил. Захотел он занять сто рублей. Ему не дали. Изверишься в алтыне - не поверят в рубле.

ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

— Я пойду. Ему сказали:

— Сгоришь! Солдат сказал:

— Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка!

ЖЕЛЕЗОМ ХЛЕБА ДОБЫВАЮТ

Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:

- Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал:

— На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:

— Железом хлеба добывают.

СЕМЕЙНАЯ КАШКА ГУЩЕ КИПИТ

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

- Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

- Семейная кашка гуще кипит.

И ПЧЕЛА ЛЕТИТ НА КРАСНЫЙ ЦВЕТОК

Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:

— Какую ты хочешь? Дочь сказала:

И пчела летит на красный цветочек.

ВОРОН ЗА МОРЕ ЛЕТАЛ, УМНЕЙ НЕ СТАЛ

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:

- Ворон за море летал, умней не стал.

НАШИ ПРЯЛИ, А ВАШИ СПАЛИ

Пыли два мужика , Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг.

День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома.

На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести.

К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.

ГЛУПОЙ ПТИЦЕ СВОЙ ДОМ НЕ МИЛ

Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом - скучает. Мать спрашивала:

— Отчего ты скучаешь?

— Дома скучно. Мать сказала:

— Глупой птице свой дом не мил.

АЗБУКУ УЧАТ, НА ВСЮ ИЗБУ КРИЧАТ

Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.

ШАЛОВЛИВАЯ ОВЦА - ВОЛКУ КОРЫСТЬВолк и Овца

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:

- Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал:

- Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.

Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Шаловливая овца - волку корысть.

НЕВЕЛИЧКА КАПЛЯ, А КАМЕНЬ ДОЛБИТ

Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:

- Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.

БУЛАТ ЖЕЛЕЗО И КИСЕЛЬ НЕ РЕЖЕТ

Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого

волкодава. Булат железо и кисель не режет.

HE ЗА TO ВОЛКА БЬЮТ, ЧТО СЕР

Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:

— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:

— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

ПОГНАЛСЯ ЗА ТОПОРИЩЕМ, УПУСТИЛ ТОПОР

Мужик увидал - но реке плывёт бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор.

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:

Ему дали другую. Он сказал:

ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

Библиотека - филиал №1 г. Боровичи

Библиотека - филиал №1 г. Боровичи

Библиотека - филиал №1 г. Боровичи запись закреплена

Библиотека - филиал №1 МБУК "Городская ЦБС"
Виртуальное литературное знакомство "Лев Толстой в стране детства"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Подготовила:

Учитель начальных классов

Е.В. Андреева

г.Альметьевск

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.

Дать детям представление о добре и зле.

Учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы.

Закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого.

Развивать речевую активность, диалоговую речь, умение выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты.

Развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление.

.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения, карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка.(Бетховен. Лунная соната)

1.0н был сплетеньем всех корней

России, ствол её и крона,

Певец её трудов и дней

Её сермяга и корона.

2.Туляк в нём видит земляка,

Рабочая его рука

Своею мощью поражает.

Но, как и почему он стал великим? Об этом мы сегодня подумаем.

Ученик 2. Детство своё Лев Толстой провёл также в Ясной Поляне. Его окружала красивая природа, рядом с ним текла простая крестьянская жизнь.

Ученик 3: Запомнилось детство Толстому весёлыми выездами на охоту, играми, семейными чтениями по вечерам.

Ученик 4. В 16 лет писатель поступил в Казанский университет. Проучившись около трёх лет, юноша решил заниматься по собственному плану.

Учитель: Он был поразительно способен к языкам:

Свободно владел : английским, французским и немецким;

Читал : на итальянском, польском, чешском и сербском;

Знал : гр еческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский;

Изучал : древнееврейский, турецкий и др.Ну и, конечно, самым главным языком в своей жизни считал русский язык.

Ученик : Осенью 1859 года писатель ЛН Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В школе дети учились читать, писать, считать; были у них занятия по рисованию, русской истории, пению и естествознанию.

Учитель : Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

-У вас на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л. Н. Толстого.

Вопросы к кроссворду:

2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

4) Сидит дед на грядках, весь в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

8) Идет лесом – не треснет, идет плёсом – не плеснет. (Месяц)

9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

-Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .

Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Ребята зачитают некоторые рассказы, а вы выберите из предложенных пословиц ту, которая подходит к рассказу.(Пословицы на парте).

Рассказы на тему пословиц:

• Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала: (Сама не ест, и мне не даёт.)

• Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: (Ворон за море летал, да умней не стал.)

• Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом – скучает.

-Отчего ты скучаешь?

А мать сказала: (Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал:

- Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.(Один за всех и все за одного)

Учитель: Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями. Л.Толстой жил скромно, стараясь обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать, и, даже будучи уже дедушкой, ездил на велосипеде, ходил босиком, обливался холодной водой. Писатель работал ежедневно, был великим тружеником.


Учитель: Чему учат нас его рассказы?
Все произведения Л.Н. Толстого поучительны, они воспитывают нравственные качества как в детях, так и во взрослых.

7 СТРАНИЦА ЗАГАДКИ

Учитель: ЛН Толстой любил сочинять загадки. Сейчас мы проведем конкурс загадок.

Читайте также: