Физкультурные технологии в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Окулова Ольга Ярославна

Населенный пункт: Московская область, г. Дзержинский

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии делятся:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- Технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ);

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы проводятся ежедневно, во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные игры проводятся ежедневно воспитателем, как правило, на прогулке или в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.

Релаксация используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Гимнастика пробуждения. Проводится ежедневно после сна, 5-10 минут во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения выполняют в кроватках, в ходьбе по ребристым дорожкам ит.д.

Оздоровительный бег. Осуществляется с детьми ежедневно, начиная со среднего возраста и старше, в теплый период (сентябрь - октябрь и май - июнь), на прогулке.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин., упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Коррекционные технологии.

Технология коррекции по развитию физических качеств. Используется на физкультурных занятиях. Это систематическое наблюдение за состоянием и сдвигами физических показателей двигательной подготовленности детей, осуществляется с помощью компьютерной тест-программы А.Н. Тяпина, она помогает оценить уровень и скорректировать сам учебный процесс.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Широко используется для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по физической культуре, по изо деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Занятия проводятся в игровой форме.

Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

- личный пример педагога;

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;

- дни открытых дверей;

Работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности; всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы здоровьесберегающих технологий :

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- через оздоровительные мероприятия;

- создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1.Средства двигательной направленности:

- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

- физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы:

(солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

( выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

Здоровьесберегающие технологии подразделяются на : технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии (направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки).

Цель здоровьесберегающих технологий : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ритмопластика- это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть непосредственной образовательной деятельности в спортивных досугах и развлечениях, на прогулке, а в групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности. Они развивают быстроту бега, координацию движений, ловкость, выносливость и другие физические качества.

Гимнастика после дневного сна способствует плавному переходу от сна к бодрствованию. Основное содержание бодрящей гимнастики: общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

Релаксация проводится под спокойную музыку, под тексты стихотворений или спокойный, тихий рассказ педагога. Она направления на расслабление всех систем организма ребенка и проводится в заключительной части непосредственной образовательной, деятельности.

Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз и улучшает кровообращение. Проводится под тексты стихотворений. Дыхательная гимнастика - система дыхательных упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Точечный массаж способствует профилактики простудных заболеваний, укрепляет иммунитет, повышает жизненный тонус, способствует развитию речевых навыков и разработки мускулатуры.

Утренняя гимнастика проводится в традиционной форме (комплекс ОРУ, в игровой форме, в виде круговой тренировки, из подвижных игр с предметами и т. д. Развивает все группы мышц, укрепляет организм ребенка.

Фитбол- гимнастика - коррекционная, реабилитационная, современная технология, способствующая развитию координации движений, активизации дыхательной системы, правильной осанки. Фитбол является многофунциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства: размер, цвет, запах и упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. Также в своей работе я использую технологии сказкотерапии и игрового стрейчинга.

Технология проектной деятельности. Цель: Развитие и обогащение социального и личного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют успешность и результативность, что в свою очередь дают дошкольнику преимущество в успешном обучении в школе. Каждый педагог творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений . Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающая технология – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития .

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии в следующих направлениях:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры ) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие , они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Стретчинг –– это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки . Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходим всем, независимо от возраста и степени развития гибкости , применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Ритмопластика - является музыкально-ритмическим психотренингом. Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы, не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи со среднего возраста. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух , чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и даёт возможность перевоплощаться.

Динамические паузы (физкультминутки) . Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) . С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика пробуждения . Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Оздоровительный бег. Реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) . В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия. Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий ; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом. Проходят как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Сказкотерапия. Всего 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание , важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов.

Принципы закаливания:

Закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

Проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

Проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

Сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка.

Комплекс пробуждения после дневного сна.

Хождение босиком в летний период или по дорожке здоровья в группе после сна.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий , в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий , обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка .

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Автор: Катрыч Светлана Сергеевна
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Автор: Катрыч Светлана Сергеевна

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

в дошкольном образовании

– технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Читайте также: