Фрагмент листа мха мния остроконечного

Обновлено: 17.09.2024

Цель работы: познакомиться с основными отличительными особенностями растительных клеток (рассмотреть разнообразные клетки растений под малым и большим увеличениями микроскопа, зарисовать, подписать основные органоиды клетки).

Необходимые материалы и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, препаровальные иглы, вода, свежие или заспиртованные растения.

Задания:

1. Оторвать лист элодеи (Elodea canadensis Michx.) или мниума (Mnium sp.) от стебля и положить в каплю воды на предметное стекло, сверху закрыть покровным стеклом. Рассмотреть препарат сначала под малым, потом под большим увеличением микроскопа. Постарайтесь увидеть круговое движение цитоплазмы (по направлению движения хлоропластов). Нарисуйте несколько рядом расположенных клеток. Подпишите: клеточную стенку, хлоропласты, цитоплазму, стрелочкой покажите направление движения цитоплазмы.

2. Поместите лист элодеи в раствор NaCl, рассмотрите клетки в состоянии плазмолиза и зарисуйте их. Снова поместите лист в чистую воду и проследите за изменениями, произошедшими с клетками.

3. Разорвите препаровальной иглой кожицу плода рябины (Sorbus aucuparia L.), положите маленький кусочек мякоти в каплю воды на предметное стекло, закройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под малым и большим увеличением микроскопа. Зарисуйте клетку, обозначив клеточную стенку, цитоплазму, хромопласты.

4. Приготовьте препарат и рассмотрите клетки мякоти плодов ландыша (Convallaria majalis L.), зарисуйте несколько клеток.

5. Возьмите только что разрезанный кусочек клубня картофеля (Solanum tuberosum L.), капните на предметное стекло капельку воды и прижмите к стеклу кусочек картофеля. Полученный отпечаток накройте покровным стеклом и рассмотрите сначала под малым, а потом под большим увеличением микроскопа. Постарайтесь увидеть в крахмальных зёрнах центр крахмалообразования и слои. Найдите и зарисуйте простое, полусложное и сложное крахмальные зерна.

6. Возьмите маленький кусочек сухой чешуи лука (Allium cepa L.) (2х2 мм), рассмотрите его под малым и под большим увеличением микроскопа. Обратите внимание на кристаллы оксалата кальция в клетках. Зарисуйте несколько клеток.

Клеточное строение листа мха мниума

При малом увеличении лист мха не попадает целиком в поле зрения, поэтому рассматривают его по частям, передвигая при помощи винтов микроскопа. Пластинка листа большей частью состоит из одного слоя паренхимных клеток, по краям листа и по средней жилке располагаются вытянутые прозенхимные клетки (рис. 72). По краям листа заметны одноклеточные зубчики. Во всех клетках имеются хлоропласты.

При большом увеличении рассматривают более детально группу прозенхимных и паренхимных клеток на краю листа, возле одного из зубчиков. Внутри зеленых пластид видны крупинки первичного крахмала. Некоторые хлоропласты имеют вытянутую форму и перетяжку посередине, в связи с тем, что находятся в состоянии деления.



Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи

Пластинка листа состоит из двух слоёв клеток, и только средняя жилка многослойна.


При большом увеличении находят у основания листа отдельные клетки с движущимися хлоропластами (рис. 73). Движутся они пассивно, увлекаясь круговым активным движением прозрачной протоплазмы. Под действием света движение протоплазмы усиливается. Движение протоплазмы ускоряют повышенная температура, механическое повреждение и пр.

Тургор и плазмолиз в клетках листа мниума

Если клетку поместить в раствор соли, концентрация которого будет превышать концентрацию клеточного сока, то вода устремится из вакуоли в окружающий раствор из-за избирательной проницаемости мембраны (рис. 74). В результате объём вакуоли уменьшится, а протоплазма будет отставать от клеточной оболочки. Такое явление носит название плазмолиза. Органы растений при этом теряют упругость и становятся вялыми, так как оболочки клеток находятся в расслабленном состоянии.


Хромопласты в клетках мякоти плодов рябины

Пектиновые прослойки, которые склеивают оболочки клеток в созревающих плодах, исчезают, и клетки оказываются отделёнными друг от друга. Клетки мякоти зрелых плодов имеют округлую форму (рис. 75). Оболочки у клеток очень тонкие. Внутри клеток хорошо видны скопления хромопластов. У рябины они имеют вытянутую, заостренную, слегка изогнутую форму.


Вторичный крахмал картофеля

При большом увеличении видны овальные и яйцевидные крахмальные зёрна с циклической слоистостью (рис. 76). Среди простых зёрен крахмала картофеля изредка можно обнаружить отдельные сложные и полусложные крахмальные зёрна.

Кристаллы оксалата кальция

Одним из вредных продуктов жизнедеятельности клеток является щавелевая кислота. Растения освобождаются от неё при помощи ионов кальция. Оксалат кальция откладывается в виде разнообразных по форме кристаллов (рис. 77).

Вопросы к пройденному материалу:

1. Назовите общие черты и отличия в строении клеток растений и животных. Чем обусловлены эти отличия?

2. Расскажите о строении и функциях хлоропластов.

3. Расскажите о строении и функциях лейкопластов и хромопластов. Опишите взаимопревращения пластид.

4. Каковы функции вакуолей в растительных клетках?

5. Какова роль клеточной оболочки в клетке растений? Опишите особенности строения клеточной оболочки.

От главного стебля, длиной от 2 до 5 сантиметров, в две стороны отходят многочисленные овальные листья, расположенные в одной плоскости. Листья этого мха толщиной всего лишь в одну клетку, поэтому являются готовым препаратом для рассматривания под микроскопом. Клетки листа совершенно не заслоняют друг друга – все они располагаются в одной плоскости. Удивителен лист этого мха - тончайшая пластинка из живых клеток, не защищенных от потери воды!

Содержимое клеток почти соприкасается с воздухом, поэтому при малейшем подсыхании листья сморщиваются до неузнаваемости. В быту североамериканских индейцев этим мхом лечили и лечат ожоги. Свежесобранный мох растирается до состояния пастообразной массы и прикладывается к ожогу. Считается, что такой моховой компресс уменьшает боль.

Тема. Компоненты растительной клетки

Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).


Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníumcuspidátum Hedw.

Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – клеточные стенки, 2 – хлоропласты

Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной – S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2).


Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) л андыша майского – Convallária majális L. и (Б) р ябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 – хромопласты

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .

Обозначьте типы крахмальных зерен.





А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánumtuberósum L.

Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 – центр крахмалообразования (хилум)





кукуруза –

Пшеница мягкая –

Tríticum aéstivum L.

Рожь посевная –

Secále cereale L.

Фасоль обыкновенная –

Phaséolus vulgáris L.






Овес посевной –

AvénasatívaL.

OrýsasatívaL.

Гречиха съедобная

esculéntum Moench

Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени

Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 – центр крахмалообразования (хилум)
11

Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).


Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки п шеницы твёрдой – Tríticumdúrum Desf.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 – алейроновый слой, 4 – алейроновые зерна, 5 – крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма

Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).


Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthustuberósus L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – клетки клубня, 2 – сферокристаллы

Работа 6. Состав клеточного сока

1. В пробирку с отваром листьев растения, содержащего антоциан, добавляем слабый раствор уксусной кислоты (рис. 6.1);

2. В пробирке отвар листьев растения, содержащего антоциан, с очень слабым раствором щелочи (рис. 6.2);

3. Пробирка с отваром листьев растения, содержащего антоциан, (контроль – нейтральная среда) (рис. 6.3).
Раскрасить результаты реакции:




слабый раствор уксусной кислоты

(раствор кислый)

очень слабый раствор щелочи

(раствор щелочной)

(нейтральная среда) нейтральный раствор

Рис. 6. Результаты реакции.
Отвар листьев растения _____________________________________,

4. В пробирке отвар растения, содержащего дубильные вещества (рис. 7).


Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом (FeCI3).
Отвар ______________________ растения ________________________________, содержащего дубильные вещества
5. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений (рис. 8).




А Б В
Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука – Álliumcépa L. Рафиды в клетках корневища Купены душистой, или лекарственной – Polygonátumodorátum (Mill.) Druce Друзы в клетках черешка листа Бегонии манжетной – BegóniamanícataBrongn.

Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений:

Раскрасьте и обозначьте: А – одиночные кристаллы, Б – рафиды, В – друзы

Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .



схема строения пары пор

Рис. 9. Клеточные стенки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – вторичная клеточная стенка, 2 – поровый канал,

Работа 8. Видоизменения клеточной стенки.

Реактив Результат реакции Реакция на целлюлозу Одревеснение (лигнификация) Одревеснение (лигнификация) Опробковение

Ослизнение Минерализация (инкрустирование кристаллами окиси кремния)

Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого ( Á llium c é pa L . ) (рис. 10)

Найдите на препаратах и рисунках и подпишите фазы митоза и цитокинез: интерфаза, профаза ранняя, профаза поздняя, метафаза, анафаза, телофаза ранняя, телофаза поздняя, цитокинез.

Основные понятия. Растительные клетки отличаются от клеток других эукариот наличием пластид, жестких полисахаридных клеточных стенок, крупных вакуолей с клеточным соком и отсутствием у большинства центриолей при делении.

Многообразие форм клеток сводят к двум основным типам. Паренхимные клетки – изодиаметрические многогранники; диаметр их примерно одинаков во всех направлениях. Прозенхимные клетки – вытянутые; длинна одного из диаметров в 5. 10. 100. и более раз превышает остальные.

Цитоплазма и ядро составляют живое содержимое клетки – протопласт. В протопласте осуществляются все основные процессы обмена веществ. Клеточная стенка и клеточный сок – производные протопласта, продукт его жизнедеятельности.

Работа 1 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука репчатого – állium cépa L.

Изготовить временный препарат, сняв пинцетом или препарировальной иглой кожицу с выпуклой стороны сочной чешуи луковицы и поместив на предметное стекло в каплю J+KJ (реактив на белок). Белки цитоплазмы окрасятся в желтый цвет, белки ядра – в тёмно-жёлтый. Накрыть покровным стеклом.

Рассмотреть при малом увеличении участок эпидермы, состоящий из одного слоя клеток с хорошо заметными ядрами.

Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение клетки. Найти:

– стенки клеток с простыми порами;

– зернистую цитоплазму с ядром;

– одно или несколько ядрышек в ядре;

– вакуоль с клеточным соком.

Зарисовать 1 – 2 клетки и обозначить их основные части (рис. 2).


Рис. 2. Клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука репчатого – állium cépa L.:

А – луковица лука; Б – клетки эпидермы. Цитоплазма, ядро, ядрышко – протопласт; стенка клетки, вакуоль, мембраны – производные протопласта

Тема Пластиды

Для высших растений характерны три типа пластид. В них происходит первичный и вторичный синтез углеводов. По окраске различают: зелёные – хлоропласты, органеллы фотосинтеза, жёлто-оранжевые и красные – хромопласты, окрашивающие лепестки цветков и плоды и бесцветные – лейкопласты, в которых накапливаются запасные питательные вещества (в основном крахмал).

Обычно в клетке встречается только один тип пластид. Световой микроскоп не позволяет рассмотреть сложную мембранную структуру пластид.

Работа 2 Хлоропласты в клетках листа мха мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw. Формы клеток

Изготовить временный препарат. В каплю воды на предметном стекле поместить лист мха и накрыть покровным стеклом.

При малом увеличении рассмотреть форму клеток листа. Большая часть листа состоит из паренхимных клеток, по краю листа и его срединной жилке располагаются прозенхимные клетки.

Рассмотреть в цитоплазме хлоропласты при малом и большом увеличении. Подсчитать число хлоропластов в клетке. Ядра в этих клетках почти не заметны, т.к. бесцветные ядра замаскированы зелёными хлоропластами.

Зарисовать паренхимную и прозенхимную клетки с хлоропластами (рис. 3).


Рис. 3. Прозенхимные и паренхимные клетки листа мха мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw.

Материалы. Побеги мха мниума остроконечного (Mnium cuspidatum), сочная чешуя луковицы лука репчатого (Allium cepa); раствор йода в йодистом калии.

Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам – органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи и др. Органеллы погружены в гиалоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие. Гиалоплазма с органеллами, за исключением ядра, составляет цитоплазму клетки. Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности протопласта, и образуются им на определенных этапах развития клетки.

Задание 1. Рассмотреть разные по форме клетки (паренхимные и прозенхимные) на временном микропрепарате листа мха мниума (Mnium cuspidatum). Сделать рисунок (рис. 8).


Рис. 8. Формы клеток листа мха мниума (Mnium cuspidatum):

1 – прозенхимные, 2 – паренхимные.

Последовательность работы. Пинцетом оторвать лист мха, ополоснуть его, затем поместить в каплю воды и накрыть его покровным стеклом. Пластинка листа в основном состоит из одного слоя округлых клеток – паренхимных. Несколько рядов клеток по краям листа и клетки средней жилки имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки. Зарисовать часть листа, обозначив прозенхимные и паренхимные клетки.

Задание 2. Приготовить временный микропрепарат эпидермы с выпуклой стороны сочной чешуи лука (Allium cepa) в растворе йода в йодистом калии (рис. 9, А). Рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа и зарисовать.


Рис. 9. Клетки эпидермы сочной чешуи репчатого лука (Allium cepa):

А – луковица лука; Б – клетки эпидермы; В – отдельная клетка.

1 -оболочка клетки, 2 – цитоплазма, 3 -ядро, 4 – ядрышко, 5 – вакуоль.

Последовательность работы. Основные компоненты клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль) будут видны наиболее четко при окрашивании микропрепарата слабым раствором йода в йодистом калии.

Компоненты клетки, содержащие много белка, окрасятся: цитоплазма – в желтый цвет, а ядро – в бурый. Небелковые соединения останутся бесцветными. При малом увеличении найти и рассмотреть участок из одного слоя клеток без повреждений. Наиболее отчетливо видны оболочки клеток, они образуют как бы сеточку. Оболочка каждой клетки с боков соприкасается с оболочками соседних клеток. Зарисовать несколько клеток эпидермы (рис. 9, Б). При большом увеличении микроскопа ознакомиться со строением клетки. В клетке хорошо заметно ядро. Оно обычно прижато к оболочке и несколько сплющено. Если ядро прижато к верхней или нижней стенке клетки, то оно видно как округлое тельце с одним – несколькими ядрышками. Если же оно прижато к боковой стенке, то видно сбоку и заметно, что оно погружено в тонкий слой цитоплазмы. Цитоплазма непрерывным слоем прилегает к оболочке. В центральной части клетки расположена вакуоль с клеточным соком, занимающая большой объем. Зарисовать типичную клетку эпидермы, обозначив основные компоненты: оболочку, ядро и ядрышко, цитоплазму, вакуоль (рис. 9, В).

Мний, или мниум остроконечный, или лесной — Mnium cuspidatum Hedw. (= Mnium silvaticum Lindb.)

Мний, или мниум остроконечный, или лесной — Mnium cuspidatum


На рисунке: общий вид растения со спорогонием (справа), лист (слева).

Внешний вид. Дерновинки часто обширные, ярко-зеленые, внизу войлочные.

Стебель. Генеративный стебель прямостоячий, 2-5 см длиной, в основании со стерильными побегами.

Листья. Листья до 5 мм длиной, обратнояйцевидные, заостренные, зубчатые у верхушки, окаймленные, с жилкой, оканчивающейся в верхушке листа или под ней.

Органы размножения. Однодомный. Спорогонии одиночные, на красновато-желтых, 1,5-3 см длиной, ножках. Коробочка повислая, эллипсоидальная. Спороносит в начале лета.

Местообитания. На затененной сыроватой почве, гниющих пнях и покрытых землей скалах, преимущественно в лесах.

Ознакомиться с устройством микроскопа. Повысить навыки использования микроскопа при изучении растительной клетки.

1. Изучить устройство микроскопа и порядок работы с ним.

2. Изучить строение клеточных структур.

1. Устройство микроскопа и методика микроскопирования.

2. Строение растительной клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука (Allium).

3. Формы растительной клетки листа мха мний (Mniumcuspidatum). Хлоропласты.

4. Крахмальные зерна картофеля (Solanumtuberosum).

5. Окаймленные поры в клеточной стенке древесины сосны обыкновенной (Pinussylvestris).

Последовательность работы:

Задание 1.Ознакомиться с устройством микроскопа и методи­кой микроскопирования.

Биологический микроскоп — это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличение изучаемого объекта и рас­смотреть мелкие детали его строения (рис. 1).


Рис. 1 Микроскоп:

1 — окуляр; 2 — тубус; 3 — тубусодержатель; 4 — винт грубой наводки; 5 — мик-рометренный винт; 6 — подставка; 7 — зеркало; 8 — конденсор и ирисовая диафрагма; 9 — предметный столик; 10 — револьвер с объективами

В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механичес­кую. К оптической системе относят объективы, окуляры и освети­тельное устройство.

Объектив — представляет собой металлический цилиндр с вмон­тированными в него линзами.

Окуляр состоит из 2—3-х линз, вмонтированных в металличес­кий цилиндр.

Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, расположенных под предметным столиком.

Конденсор состоит из 2—3-х линз. При подъеме или опускании его, конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект.

Ирисовая диафрагма, расположенная между зеркалом и конден­сором, служит для изменения диаметра светового потока, направ­ляемого зеркалом через конденсор на объект.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, ко­робки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика. Подставка — подковообразное основание микроскопа. Коробка с микрометренным механизмом неподвижно закреплена на подстав­ке. Микрометренный винт служит для незначительного перемеще­ния тубусодержателя, а следовательно, и объектива на расстояние, измеряемые микрометрами.

Тубус — цилиндр, в который сверху вставляют окуляры.

Тубусодержатель несет тубус и револьвер. Револьвер предназна­чен для быстрой смены объективов.

Предметный столик имеет в середине круглое отверстие. На сто­лике находятся две пружинящие клеммы, закрепляющие препарат.

Методика микроскопирования

1. Расчехлите микроскоп и поставьте его в удобное для работы положение. С правой стороны должны находиться необходимые предметы (предметные и покровные стекла, реактивы, препаровальные иглы).

2. Установите объектив малого увеличения (4х с красной полосой).

3. Поместите препарат на предметный столик микроскопа, закрепив его рычагом объектодержателя. Положение препарата относительно объектива отрегулируйте с помощью ручек перемещения предметного столика.

4. Движением макровинта, глядя сбоку на препарат, осторожно опустите объектив. Глядя в окуляр и вращая макровинт на себя, постепенно поднимите тубусодержатель до тех пор, пока изучаемый объект не попадет в фокус. Неясное изображение сфокусировать микровинтом.

5. Вращением поворотной ручки на штативе микроскопа установите оптимальное освещение поля зрения.

Приготовление временных препаратов. При изготовлении времен­ных препаратов изучаемый объект помещают на предметное стекло в каплю воды, раствора реактива или красителя, накрывают по­кровным стеклом. Такой препарат можно хранить не более месяца. Препараты, которые хранятся более длительный срок, называют постоянными.

Задание 2.Изготовить препарат эпидермы сочной чешуи лукови­цы лука, рассмотреть и зарисовать строение клетки в капле воды, а затем в растворе йода в йодистом калии.

Для изготовления препарата пинцетом или препаровальной иглой снимают эпидермис с вы­пуклой поверхности чешуи, помещают ее в каплю воды, на пред­метное стекло и накрывают покровным стеклом.

Эпидерма с вогнутой стороны чешуи состоит из очень крупных клеток, которые обычно не помещаются в поле зрения при боль­шом увеличении.

Передвигая препарат, при малом увеличении находят участок из однородного слоя клеток с явно заметными ядрами и цитоплаз­мой (рис. 2). На препарате, изготовленном в капле воды, хорошо видны светлые стенки клеток, в которых иногда заметны неутол­щенные места — поры. Внутри каждой клетки в бесцветной зерни­стой цитоплазме видно ядро с одним-двумя ядрышками. В молодых клетках ядро находится в центральной части, в более старых клет­ках оно лежит в постенном слое цитоплазмы.


Рис. 2 Клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука (Alliит): А — луковица лука; Б — клетки эпидермы: 1 — стенка клетки,

2 — цитоплазма; 3 — ядро; 4 — ядрышко; 5 — вакуоль

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать формы растительной клетки. Исследовать содержимое клеток листа мха, найти хлоропласты.

Чтобы изготовить препарат, пинцетом открывают лист мха, ополаскивают его, затем помещают в каплю воды на предметное стекло и накрывают покровным стеклом. При малом увеличении весь лист в поле зрения микроскопа обычно не виден, поэтому, передвигая препарат рукой, рассматривают его по частям. Плас­тинка листа в основном состоит из одного слоя паренхимных (изо-деаметрических) клеток (рис. 3). Несколько рядов клеток по краям листа имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки.


Рис. 3 Лист мха мний (Мniитmshidatum):

А — побег мха; Б — лист мха; Б — лист при малом увеличении; Г — клетки листа в реактиве — растворе йода в йодистом калии: 1 — жилка; 2 — про-зенхимная клетка; 3 — паренхимная клетка; 4 — стенка клетки; 5 — хло­ропласты; 6 — крахмал

Задание 4.Изготовить препарат крахмальных зерен картофеля (Solanumtuberosum), рассмотреть их, зарисовать и сделать обозна­чения.

Отрезают мелкий кусочек клубня картофеля и делают им мазок по предметному стеклу в капле воды. При этом из разрушенных клеток в воду переходят крахмальные зерна, в результате чего она мутнеет. Каплю накрывают покровным стеклом и рассматривают при малом увеличении, а затем при большом увеличении. При большом увеличении хорошо видны овальные и яйцевидные бесцветные крахмальные зерна (рис. 4).

Среди множества простых крахмальных зерен картофеля изредка удается найти сложные и полусложные. Зарисовывают несколько крахмальных зерен. Реактивом на крахмал служит слабый раствор йода в йодистом калии. Реакцию можно осуществить, не снимая препарат с предметного столика. Для этого сухой стеклянной палочкой берут каплю реактива и наносят на предметное стекло около правого края покровного стекла, а с левой стороны кладут фильтровальную бумагу. Бумага впитывает воду из-под покровного стекла, а на ее место проникает реактив. В результате реакции крахмальные зерна принимают окраску от слабо-синего цвета до темно-черного.


Рис. 4Крахмальныезернакартофеля(Solanumtuberosum)

Задание 5.Рассмотреть и зарисовать окаймленные поры в кле­точной стенке древесины сосны обыкновенной (Pinussylvestris).

Используя готовые препараты древесины, при малом увеличе­нии находят окаймленные поры. В отличие от простой поры, имею­щей канал на всем протяжении одинакового диаметра, канал окай­мленной поры у замыкающей пленки имеет больший диаметр, чем при выходе в полость клетки (рис. 5).


Рис. 5. Трахеиды сосны (Ртшsylvestris) (схема):

1 — первичная стенка; 2 — вторичная стенка; 3 — окаймленная пора (вид сбоку);

4 — замыкающая пленка; 5 — торус; 6 — окайм­ленная пора (вид сверху)

Вторичная стенка как бы приподнимается над замыкающей плен­кой поры, вследствие чего пара окаймленных пор имеет очертание двояковыпуклой линзы. Средняя часть замыкающей пленки поры утолщена. Это утолщение называют торусом. Затем зарисовывают часть клетки и обозначают окаймленные поры.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличия между клетками растений и животных?

2. Какую роль играют пластиды в жизни клетки?

3. Каково субмикроскопическое строение хлоропластов?

4. Что такое крахмал?

5. В каких органах растений локализуются запасные питатель­ные вещества?

6. Каковы функции клеточной стенки?

Изучениепокровных растительных тканей.

Ознакомиться со строением растительных тканей на примере покровной.

1. Изучить строение покровных тканей.

1. Сравнительная характеристика покровных тканей.

Последовательность работы:


Рис.6 Эпидермис листа герани (Geranium):

1 — оболочка клетки эпидермиса; 2 — ядро; 3 — замыкающая клетка устьиц; 4 — устьичная щель; 5 — хлоропласты в замы­кающих клетках; 6 —цитоплазма; 7 — вакуоль


Рис. 7. Перидерма (А), внешний вид чечевичек (Б), чечевичка на поперечном срезе ветки бузины (Sambucus)(В):

1 - остатки эпидермы, 2 - пробка (феллема), 3 - феллоген (пробковый камбий), 4 - феллодерма, 5 - чечевичка, 6 - выполняющая ткань.


Рис. 8. Корка на поперечном срезе дуба( Quercus):

1 - перидерма, 2 - волокна, 3 - остатки первичной коры, 4 - вторичная кора, 5 - друзы оксалата кальция.

№ п/п Название ткани Признаки Эпидерма Перидерма
Функция
Типы ткани по происхождению
Ткань живая или мер твая
Ткань однослойная или многослойная
Наличие и название выростов клеток
Наличие устьиц, чечевичек, трещин
Местонахождение в растении

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется первичная покровная ткань, и какие органы
она покрывает?
2. Как устроено устьице, ее функция?
3. Какое видоизменение оболочки эпидермиса обеспечивает ее
непроницаемость для воды и газов?
4. Что такое транспирация?
7. Из чего и как формируется перидерма?
8. Какие органы покрывает перидерма?
9. Что такое чечевички, их функция?

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Читайте также: