Как влияет загрязнение воды на растения

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

« Влияние загрязненной воды

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

Леонардо да Винчи

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (10.01.2018г. – 26.01.2018г.)

Участники проекта: дети средней компенсирующей группы, воспитатели, родители

Актуальность: Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя защитные функции. Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды. Вмешательство людей в природу приводит к загрязнению многих водоемов. Очень важно уже в дошкольном возрасте дать детям представления об экологической проблеме, о значимости воды, чтобы вырастить сознательных граждан, любящих природу и заботящихся о ней.

Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля;

Создать условия для развития у детей познавательного интереса к окружающему миру;

Способствовать у детей интереса к экспериментальной деятельности;

Создать условия для развития активизации творческого мышления детей;

Активизировать и обогащать словарь детей;

Прививать и воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

Систематизировать знания родителей в сфере экологического воспитания своих детей.

Предмет исследования: семена фасоли, отростки комнатного цветка (хлорофитум)

Объект исследования: прорастание семян фасоли, отростки комнатного цветка под действием загрязняющих веществ.

Методы исследования: биотестирование семян фасоли, отростки комнатного цветка.

Планируемый результат:

У детей сформировать:

базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов;

умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды;

устойчивый интерес к познанию окружающего мира;

взаимодействие с природой и бережному отношению к воде.

Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (10.01.2018г. – 13.01.2018г.):

• Выявление имеющихся знаний у детей о воде, степени заинтересованности данной темой (форма работы – беседа)

• Разработка плана проекта

• Подбор методической литературы (Приложение № 1)

• Пополнение опытно-экспериментального уголка для реализации проекта(Приложение № 2)

• Подбор детской литературы (загадки, стихотворения, сказки, рассказы) о воде (Приложение №3 а, б)

• Подбор музыкальных произведений, в основе которых заложена тема воды (Приложение №3 б)

• Подготовить информационный материал для родителей (Приложение № 4 )

• Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роли в данном проекте.

II. Основной этап (15.01-19.01.18г).

В течение 5 дней вели наблюдения для исследования, взяли пять маленьких крышечек разложили по 5 семян фасоли и пять маленьких стеклянных баночек, поставили отростки комнатного цветка (хлорофитум). Семена в каждой крышечке и баночке поливали раствором загрязняющего вещества (половину чайной ложки загрязняющего вещества на стакан воды – 200 мл).

№ 1 – контрольная (полив водопроводной водой)

В виде загрязняющих веществ использовали:

№ 5 – окрашенная вода.

за прорастанием семян фасоли и отростками комнатного цветка (хлорофитум): наблюдали за появлением корешков и стебельков. Свои наблюдения мы записывали в таблице:. (Приложение № 5)

Изучив литературу по данной теме, проведя исследование, мы выявили следующее:

Лучше всего проросли семена фасоли, и дал корни отросток комнатного цветка (хлорофитум), которые поливали водой. Чуть хуже проросли семена и отросток комнатного цветка (хлорофитум), которые поливали раствором сахара.

При поливе семян и комнатного цветка (хлорофитум) растворами соли и окрашенной воды семена, и корни не проросли.

При поливе семян и комнатного цветка (хлорофитум) раствором шампуня наблюдалось активное прорастание семян, корней, но впоследствии произошло загнивание проросших корешков, семена покрывались плесенью, растения погибли.

Поэтому нужно бережно относиться к окружающей природе: не выливать на растения воду после стирки, мытья посуды, не сливать в реки и озера воду промышленных предприятий, содержащих загрязняющие вещества, не мыть в проточной воде автомобили и другие виды транспорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что на состояние, рост и развитие растения воздействуют вещества, которые имеются в воде. При поливе загрязняющими веществами рост и развитие семян приостанавливаются, и растение может погибнуть.

III. Заключительный этап (22.01.-26.01.18г)

Выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности

Результаты проекта:

У детей сформировались базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов .

У детей появились умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды.

У детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира .

Дети приобрели экологический опыт при взаимодействии с природой, научились бережному отношению к воде .

Компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей повысилась.

Используемая литература:

“ Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, Сфера, 2002

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2015г.

Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2015г.

Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10.

hello_html_m524664c7.jpg
hello_html_73687e0c.jpg

Загадки о воде:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)

Эта вода, как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинка)

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке,
Узнаете меня. (Река)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох. (Град)

Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт. (Сосулька)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (Море)

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода)

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)

Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без . (Вода)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

Стихи о воде:

Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.

Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом.
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!

- Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

- Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик .А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:

- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?

- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:

- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!

Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала:

- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.

В это лето я узнал заново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и не пережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.

Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь, не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Вот это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.

Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь.

И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды - рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь - любовь - продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.

Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.

Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца и на мать.

Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.

Содержание деятельности

Чтение художественной литературой

Работа с родителями:

Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта

Рекомендации в подборе литературы о воде для домашнего прочтения с детьми

загрязнение воды

Загрязнение воды является серьезной угрозой, затрагивающей множество водоемов на поверхности земли. Прямое или косвенное, случайное или преднамеренное загрязнение водных путей затрагивает не только животных и растения, но и саму экосистему. Опасные отходы, тяжелые металлы и ртуть могут нанести вред здоровью экосистемы до такой степени, что она не сможет восстановиться.

На определенном этапе своего жизненного цикла более 70 процентов видов наземных животных зависят от воды. Тем не менее, несмотря на предупреждения, загрязнение воды продолжается. Сброс сточных вод увеличивает активность в них бактерий, паразитов и токсичных химикатов.

Водоемы находятся под угрозой из-за разливов нефти, которые убивают диких животных и причиняют огромный ущерб. Если не будут приняты меры, та самая вода, которую мы пьем, окажется под угрозой. И если вы хотите чтобы ваше предприятие не загрязняло окружающую среду вам необходим проект зоны санитарной защиты.

Загрязнение воды ртутью

Ртуть является одним из загрязнителей рек и озер. Этот высокотоксичный загрязнитель составляет более 80% потребляемого человеком объема рыбы. В растениях и животных накапливается ртуть, которая затем становится добычей более высокого хищника в пищевой цепи, накапливаясь в тканях животных. Ртуть попадает в окружающую среду в результате выбросов от угольных электростанций и промышленных котельных.

Попадая в атмосферу, она подвергается процессу, называемому метилированием, и превращается в более токсичную форму — метилртуть. Ртуть остается стойкой в окружающей среде. Она накапливается в растениях и животных, которые затем становятся добычей более высокого хищника в пищевой цепи, накапливаясь в тканях животных.

Загрязнение воды удобрениями и пестицидами

Использование удобрений может иметь негативные последствия. Пестициды отрицательно влияют на водные ресурсы. Ежегодно тысячи тонн пестицидов попадают в водные пути, причем большинство из них классифицируется как канцерогены.

Пестициды в водоемах могут вызывать гибель рыбы, а в результате разложения тканей погибших животных и растений снижается уровень pH и кислорода, что является неприемлемым для жизни. Использование удобрений оказывает аналогичное воздействие. Высокие уровни азота, фосфатов и фосфора в сточных водах, попадающих в водоемы могут стимулировать рост инвазивных растений, снова ухудшая качество воды.

Кислотный дождь и загрязнение воды

Качество воды также ухудшается из-за загрязнения воздуха кислотными дождями. На качество воды влияет также загрязнение воздуха кислотными дождями. Кислотные дожди возникают, когда загрязняющие вещества, такие как диоксид серы и окись азота, соединяются с влагой в воздухе в процессе, активируемом солнечным светом.

В результате выпадают осадки с кислотным рН. Кислотные дожди могут вызвать немедленную гибель растений и животных в высоких концентрациях. Воздействие особенно остро ощущается при изменении уровня pH в водных путях. Также может произойти загрязнение почвы, что сделает всю окружающую среду непригодной для жизни.

Тенденции загрязнения воды

Пестициды и другие загрязняющие вещества (в том числе загрязнители из воздуха) продолжают проникать в наши водотоки, увеличивая риск дальнейшего ущерба.

Более тревожным является потенциальное долгосрочное воздействие токсинов на окружающую среду. Известно, что многие загрязняющие вещества накапливаются в тканях растений и животных. Для замедления дальнейшего загрязнения необходимо более строгое регулирование промышленности.

Несмотря на то, что сток из сельского хозяйства является крупнейшим источником загрязнения воды, для контроля за этой отраслью практически нет. Между тем, пестициды и другие загрязняющие вещества продолжают попадать в наши водотоки, увеличивая риск дальнейшего ущерба.

При поливе загрязнённой водой растение страдает. Имееются ввиду, находящиеся в воде, вредные для растения элементы: соли жёсткости, вредные примеси, а в открытом грунте загрязнённые сточные воды. Питание растения идёт через корни и развиваются листовые пластины, которые участвуют в фотосинтезе. При действии вредных веществ страдает растение в целом, поскольку они угнетаю всё растение. По-этому, листовые пластины вырастают или ущербными, или мелкими, или растение начинает сбрасывать листья. От этого фотосинтез, который просходит в органах растения уменьшается и растение гибнет. Вспомните, хотя бы, наступающие на природу солончаки, выбросы сточных вод из труб промышленных предприятий. В таких местах страдает вся природа. Именно по-этому, связь синтеза и чистотой воды неоспорима.
Иногда вредными элементами в воде являются разведённые удобрения в концентрациях превышающих допустимые нормы. При удобрении растения зимой, когда все процессы в растении заторможены, концентрация удобрения в почве накапливается и когда растение проснётся и тронется в рост, испытает токсический шок из-за излишка удобрений. Есть вероятность гибели растения, поскольку, испытав этот шок, растение сбросит листья, всвязи с чем нарушится фотосинтез, что и приведёт к гибели растения.
Мой вывод: загрязнённая вода губительно влияет на синтез.

нет никакого влияния! ! это разные типы питания ..фотосинтез это процесс образования сахаров для питания растения под влиянием света.. а вода усваивается через корни..

Экосистема Земли основана на взаимосвязи организмов. Человеческая деятельность ставит под угрозу природное равновесие. Ее плоды, такие как загрязнение водоемов, оказывают губительное влияние на численность животных и растений.

Пластик — враг живого

В феврале 2017 года на берегу Северного моря обнаружили тела 29 кашалотов, из желудков которых извлекли рыбацкую сеть, 13 метров в длину, и осколок автомобильного корпуса. Как утверждают оксфордские специалисты, подобные случаи происходят все чаще и лучше прочего иллюстрируют влияние загрязнения водоемов на численность животных.

Союз охраны природы выделил около 400 видов, которым угрожает вымирание. Главной угрозой для обитателей моря назван пластик, 80% которого, в мировом масштабе, так или иначе попадает в океан. Пластиковый мусор разлагается долго. Морские животные принимают его за пищу, что ведет к их гибели.

Загрязнение водоемов пластиком

Количество пластика на дне превышает замусоренный процент поверхности океана в 4 раза. Это отражается на жизни крохотных организмов, несущих важную функцию экосистемы.

Меньше кислорода

Органические и неорганические остатки разлагаются в сточных водах под действием аэробных бактерий, которые выделяют углекислый газ, поглотив растворившийся в воде кислород. Таким образом содержание кислорода сокращается, а углекислого газа повышается.

Гипоксия убивает животных, объем разлагающейся органики возрастает, что возвращает нас к деятельности бактерий, обусловленной поглощением кислорода.

Тепловые электростанции используют воду для охлаждения и конденсации пара. Они прогревают воду и возвращают ее обратно, в водоемы, что приводит к тепловому загрязнению. В прогретой воде кислород плохо растворяется, и содержание его сокращается. Остатки достаются разлагающим органику бактериям.

Искусственный растительный рост

Азот и фосфор, попав в водоем (вместе с чистящими средствами), стимулируют рост флоры, ила и растительных остатков, которые со временем разлагаются. Водоросли отмирают и опадают на дно, где ими занимаются аэробные бактерии, отнимающие кислород у рыб. Чаще всего это приводит к высыханию водоема. В природных условиях такой процесс занял бы тысячи лет, но под человеческим воздействием небольшому озеру хватает пары десятилетий, чтобы превратиться в болото и непригодную для жизни среду.

Токсичная органика

Пестициды оказывают помощь сельскому хозяйству в борьбе с вредителем, но доказано, что пестицид экологически губителен, так как оседает внутри пищевой цепи и уничтожает ее изнутри. Все оттого, что структура пестицида не соответствует естественному процессу распада. Это напоминает жестокий биологический опыт: угощенное пестицидом насекомое поглощается другим организмом, которого съедает более крупный зверь. Таким образом вредное вещество проходит всю цепь уровень за уровнем.

Сточные воды

Ситуация знакома и наземному организму, и водному. Химикат растворяется под дождем, его поглощает почва, через которую он попадает в грунтовые воды, оттуда — в водоем. Вещество поглощается рыбой, а от нее эстафетной палочкой передается птице, ведущей охоту за той рыбой.

Накопление радиоактивных веществ и металлов

Период полураспада радиоактивных веществ, сбрасываемых в водоемы, достигает миллионы лет. Их излучение постоянно, оно не прекращается все то время, пока они копятся в водной среде.

Под воздействием радиации рушатся ткани живых организмов, становятся возможны мутации, бесплодие и гибель. Имеет место кумулятивный эффект: постоянное облучение небольшими дозами равноценно краткому мощному облучению.

Тот же принцип работает при накоплении токсичных металлов (свинца, мышьяка). Ртуть после переработки анаэробными бактериями достигает ядовитой формы, что грозит животному поражением нервной системы и генетической мутацией.

Нефть

Из-за попавшей в океан нефти на поверхности воды образуется пленка, которая мешает поступлению кислорода. Нефть растворяется в воде, создавая остро токсичную среду. Сгустки ее опадают на дно и прилипают к грунту. Обширное распространение нефтяного пятна становится причиной образования зоны, полностью лишенных живых организмов.

Загрязнение водоемов нефтью

Токсичное действие нефти заключается в остановке деления клеток. Ее малый концентрат губителен для планктона и рыбьей икры. Животные, обитающие на дне (раки-отшельники, мидии), более других устойчивы к нефтяному загрязнению, чего не скажешь о водорослях: доказано подавляющие влияние нефти на их ДНК.

Факторы влияния

Определенные виды токсинов проигрывают в естественной борьбе с иммунитетом, но в большинстве случаев животному, обитающему в загрязненной среде или питающемуся ее плодами, необходима помощь. О состоянии живого организма, подскажут следующие факторы:

  • состояние клеточного материала;
  • наличие злокачественных опухолей;
  • поражение нервной системы;
  • выработка энергии;
  • нарушение репродукции.

Под влиянием загрязнения водоема живой организм может погибнуть из-за измененной структуры ДНК (вследствие чего происходит резкий ступор в развитии), быстрого деления раковых клеток, разрушения нервных клеток, недостатка вырабатываемой энергии, а в лучшем случае будет не способен давать потомство.

Неутешительный итог

Морским животным достается весь груз токсичных веществ. Сброшенные в океан органические и неорганические отходы влияют на концентрацию кислорода, а радиоактивные вещества копятся в толще воды, распространяя излучение. То же касается пластика, который, плавая на поверхности воды, не спешит разлагаться.

Мусор на дне океана отбирает у морских животных необходимый им кислород.

Загрязнение водоемов угрожает всему живому. По этой причине экологические фонды ежегодно поднимают вопрос защиты мирового океана. Ученые и популяризаторы стараются привлечь внимание общества и государства к проблемам экологии, пока грязная вода не обернулась абсолютной катастрофой.

Читайте также: