Глубина обработки почвы у дисковых орудий может регулироваться

Обновлено: 05.10.2024

Регулировка глубины обработки почвы дисковыми боронами. Глубина обработки почвы дисковыми боронами регулируется изменением угла атаки дисковых батарей. Чем больше угол атаки, тем больше глубина обработки и полнее подрезание растительных остатков.

При разделке пласта на окультуренных торфяниках угол атаки батарей устанавливают в пределах 14. 18°, а на минеральных почвах — 6. 12°. Бороны БДН-3 и БДСТ-2,5 имеют для дополнительного заглубления рабочих органов балластные ящики, загружая которые можно увеличить глубину хода дисков на тяжелых почвах. Изменение угла атаки дисковых батарей производится передвижением по пазу вперед или назад наружных стоек крепления батарей, закреплением их против меток требуемого угла атаки и перестановкой фиксирующих штырей в соответствующие отверстия. Изменение угла атаки бороны БДСТ-2,5 осуществляется гидроцилиндром, при этом фиксируют специальную продольную тягу в нужном положении.

Выравнивание рамы прицепной бороны БДТ-3 во время работы, а также при транспортировке производят изменением длины винта механизма выравнивания рамы. Равномерности заглубления батарей на¬весной бороны БДН-3,0 достигают изменением длины верхней тяги ме¬ханизма навески трактора, причем навеска должна быть налажена по трехточечной схеме.

Cпособы регулирования глубины обработки почвы

Существуют высотный, силовой, позиционный или комбинированный способы регулирования глубины обработки почвы навесными машинами и перевода их в транспортное положение.

Высотный способ основан на ограничении заглубления рабочих органов в почву опорными колесами навесной машины, регулируемыми по высоте относительно ее рамы. Такой способ, применяемый на большинстве отечественных сельскохозяйственных машин, осуществляется простым гидроприводом механизма навески трактора . Однако он не обеспечивает требуемой точности глубины обработки.

Схемы навески машин на трактор при высотном способе регулирования разнообразны (рис. 158, а, б, в, г, д, е), требуют различного расположения гидроцилиндров, централизованного управления ими из кабины и обеспечиваются трехпоточным раздельно-агрегатным гидроприводом. Такой гидропривод применен на тракторах ДТ-75МВ, Т-150, ДТ-175С, Т-4А, К-701. Он включает в себя бак 14 (рис. 159), насос 2 типа НШ или НШ-У, трехзолотниковый четырех-позиционный гидрораспределитель 5, основной гидроцилиндр 6 привода механизма задней навески, металлические трубопроводы 1, 3, 9 и 11, шланги 7 с запорными клапанами 8.

Три одинаковых шестибуртовых золотника 10 установлены с минимальным зазором в цилиндрические расточки чугунного корпуса и пересекают пять каналов и продольных полостей в нем. Зоны пересечения цилиндрических расточек с первым (по схеме слева) и третьим каналами корпуса через шесть трубопроводов 9 и шлангов 7 (на схеме показано по два) соединены с полостями трех гидроцилиндров: основного 6, левого и правого выносных (на схеме не показаны). Первый канал, соединенный со штоковой полостью гидроцилиндров, называют каналом опускания, а третий, соединенный с бесштоковой полостью,— каналом подъема.

Второй слева канал корпуса через трубопровод 3 постоянно соединен с насосом 2 и является напорным. Через калиброванное отверстие в плунжере перепускного клапана 4 напорный канал сообщен с пятым (правым) каналом управления.

Четвертый слева сливной канал корпуса постоянно соединен с полостями слива, а через проточки золотников 10, канал управления и калиброванное отверстие в плунжере перепускного клапана 4 может соединяться со вторым (напорным) каналом.

Перепускной клапан 4 имеет гидромеханическое управление и открывается только при условии слива масла из его заплунжерной (по схеме правой) полости через канал управления, проточки во всех золотниках и сливной канал корпуса.

При нейтральном положении всех золотников 10 второй (слева) и третий их бурты отключают напорный канал от каналов подъема и опускания, а пятая (слева) и четвертая проточки в золотниках совмещаются с каналами управления и слива. Поэтому гидроцилиндры выключены, перепускной клапан 4 открыт и основной поток масла циркулирует по цепи бак 14 — всасывающий трубопровод 1 — насос 2 — напорный трубопровод 3 — напорный канал распределителя — открытый перепускной клапан 4 — сливная полость распределителя — сливной трубопровод 11—сетчатый фильтр 12 — бак 14.

Значительно меньшая часть масла из напорного канала сливается через гидролинию управления: калиброванное отверстие в плунжере клапана 4 — канал управления и пятые проточки золотников — канал слива и четвертые проточки золотников — сливная полость распределителя.

Перекрытие буртами золотника каналов слива и управления вызывает выравнивание давления масла на плунжер клапана 4. Под действием пружины перепускной клапан 4 закрывается, слив масла прекращается и насос 2 подает его в бесштоковую полость гидроцилиндра 6 под давлением, задаваемым сопротивлением навешенной машины подъему в транспортное положение. Из штоковой полости гидроцилиндра масло вытесняется поршнем через шланг 7, трубопровод 9, первую проточку золотника, сливной трубопровод 11 и фильтр 12 в бак 14.

Однако для высотного способа характерны низкая точность глубины обработки и отсутствие защиты трактора и агрегатируемой машины от перегрузки, например при обработке засоренных почв.

Силовой способ предназначен для автоматического изменения глубины обработки почвы с целью поддержания постоянным заданного тягового сопротивления. При этом способе регулирования навесная машина не имеет опорных колес, удерживается в заданном положении гидроприводом механизма навески и автоматически поднимается им при увеличении или опускается при уменьшении тягового сопротивления. Силовой способ регулирования обеспечивает достаточно надежную защиту трактора и агрегатируемой машины от тяговой перегрузки и наиболее эффективен при обработке засоренных почв с сильно волнистым рельефом.

С целью реализации силового способа регулирования в механизм навески устанавливают датчик, а в гидропривод — автоматический регулятор.

Датчик силового регулирования механизма навески (в тракторе МТЗ-80) представляет собой упругую опору центральной тяги 17 (рис. 160). Он состоит из поворотной серьги 16, закрепленной пальцем 19 в кронштейне 20 поворотного вала 14, пластинчатой 1 и четырех цилиндрических 4 пружин с болтом 15 и ограничителями их сжатия 2 и 3. К серьге 16 приварен изогнутый рычаг 5, который соединен пластиной 10 с коротким рычагом 6 переходного валика 9. На втором конце валика установлен длинный рычаг 8, соединенный тягой 7 с рычагом винта регулятора.

Рис. 160. Датчики механизма навески трактора МТЗ-80: 1 и 4 — пружины; 2 и 3 — ограничители сжатия пружин; 5 — рычаг серьги; 6 — короткий рычаг; 7 и 11—тяги; 8 — длинный рычаг; 9 — переходный валик; 10—соединительная пластина; 12— поворотный рычаг; 13 — штифт: 14 — поворотный вал; 15 — болт; 16 — серьга; 17 — центральная тяга; 18 и 19 — пальцы; 20 — кронштейн поворотного вала.

При увеличении тягового сопротивления машины тяга 17 дополнительно сжимается и, поворачивая серьгу 16 с рычагом 5 против хода часовой стрелки, дополнительно сжимает пластинчатую пружину 1. Рычаг 5 серьги через пластину 10 и короткий рычаг 6 поворачивает переходный валик 9 и длинный рычаг 8 по ходу часовой стрелки. Этот поворот через тягу 7 передается регулятору и вызывает перемещение его золотника направо.

При уменьшении тягового сопротивления машины сжатие центральной тяги 17 и пластинчатой пружины 1 уменьшается, серьга 16 поворачивается по ходу часовой стрелки и обеспечивает золотнику регулятора перемещение налево.

СРегулятор ( рис. 161, а ) трактора МТЗ-80 установлен под сиденьем тракториста, соединен двумя шлангами с основным гидроцилиндром 30 (рис. 161, б) и пятью металлическими трубопроводами — с насосом 1, распределителем Р75-ЗЗР и гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ). Рукоятка 20 управления расположена в кабине с правой стороны, фиксируется зубчатым сектором в положениях рабочем Р, подъем П и транспортном Т, обеспечивая настройку регулятора перемещением гильзы 22 в корпусе 21.

Золотник 25 установлен в осевую расточку гильзы 22 с минимальным зазором и перемещается в ней под действием пружины 26 и датчика 27, рассмотренного выше.

Рис. 161. Общий вид силового регулятора (а) и схема гидропривода механизма навески (б) трактора МТЗ-80: 1 — насос НШ-32-2: 2 — бак; 3 — маслозаливная горловина; 4 — фильтр; 5, 9 и 14 — предохранительные клапаны: 6 и 16 — перепускные клапаны: 7, 15, 23 и 28 — обратные клапаны: 8 — калиброванное отверстие: 10 — золотник управления основным гидроцилиндром: 11, 19 и 29 — запорные клапаны; 12—золотники управления выносными гидроцилиндрами: 13—гидроаккумулятор; 17—маховичок; 18 —ползун; 20 — рукоятка: 21 — корпус регулятора: 22 — гильза: 24 — регулирующий кран: 25 — золотник: 26 — пружина: 27 — датчик механизма навески: 30 — основной гидроцилиндр: 31 — : лительный клапан гидроцилиндра.

При работе регулятора в режиме силового регулирования ГСВ и распределитель Р75-ЗЗР выключены — ползун 18 и золотники 10 и 12 установлены в нейтральное положение, показанное на схеме. Рабочая жидкость (моторное масло М-ЮГ2 или М-10В2 летом и М-8Г2 или М-8В2 зимой) подается насосом 1 из бака 2 в четыре кольцевые проточки корпуса 21 регулятора двумя потоками: управляющим и дополнительным.

Управляющий поток масла открывает стержневой обратный клапан 7 в калиброванном отверстии 8 плунжера перепускного клапана 6, ограничивается ими и через канал управления распределителя и трубопровод малого сечения поступает к обратному клапану 23 регулятора.

Дополнительный поток, минуя распределитель, поступает к регулирующему (от руки) крану 24 регулятора.

При отсутствии слива оба этих потока через обратный 28 и запорный 29 клапаны поступают в штоковую (подъемную) полость основного гидроцилиндра 30, вызывая быстрый подъем навешенной машины, выглуб-ление ее рабочих органов и уменьшение тягового сопротивления.

Полный слив подводимых потоков через радиальные отверстия в золотнике 25 и открытые правые радиальные отверстия в гильзе 22 вызывают резкое уменьшение подпора масла в штоковой полости гидроцилиндра 30 и слив из нее через открытый запорный клапан 29, быстрое опускание машины, заглубление ее рабочих органов и увеличение тягового сопротивления.

Следовательно, для удержания навесной машины в определенном положении силовой регулятор должен непрерывно дросселировать подводимые потоки масла на сливе, поддерживая требуемый его подпор в штоковой (подъемной) полости гидроцилиндра. Это достигается осевыми колебаниями золотника 25 относительно положения, показанного на схеме.

При увеличении тягового сопротивления машины золотник 25 под действием датчика 27 смещается вправо, прикрывая или полностью закрывая радиальные сливные отверстия — свои и гильзы 22. Если при этом подача масла насосом не изменяется, то уменьшение слива вызывает пропорциональное увеличение подпора масла в штоковой полости гидроцилиндра, подъем машины и выглубление ее рабочих органов до тех пор, пока тяговое сопротивление не уменьшится до заданного. Такое срабатывание регулятора называют автоматической коррекцией на подъем.

При уменьшении тягового сопротивления машины золотник 25 под действием датчика 27 смещается влево, открывая радиальные сливные отверстия — свои и гильзы 22. Увеличение слива подводимых потоков вызывает пропорциональное уменьшение подпора и слив масла из штоковой полости гидроцилиндра 30, опускание машины и заглубление ее рабочих органов до тех пор, пока тяговое сопротивление не увеличится до заданного. Такое срабатывание регулятора называют автоматической коррекцией на опускание.

Скорость коррекции на подъем регулируют вручную краном 24, открывая его для увеличения скорости и прикрывая или полностью закрывая для уменьшения ее.

Основное преимущество силового способа регулирования — защита трактора и агрегатируемой машины от тяговых перегрузок — реализуется относительно редко и на засоренных почвах. На окультуренных же почвах, имеющих допустимое изменение удельного сопротивления, основное преимущество силового способа становится основным недостатком и проявляется в недопустимом изменении глубины обработки почвы, когда в этом нет необходимости.

Позиционный способ предназначен для удержания навесной машины в определенном положении относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления и плавного изменения этого положения только при повороте рукоятки 20 управления гидроприводом.

В тракторе МТЗ-80 позиционному способу соответствует правое фиксированное положение ручки переключателя датчиков, а силовому способу — левое.

Датчик позиционного регулирования — это поворотный рычаг 12 ( см. рис. 160 ), соединенный пальцем со штоком основного гидроцилиндра, а штифтом 13 через паз наконечника позиционной тяги 11, непосредственно эту тягу и рычаг — с винтом гайки-упора золотника 25 ( см. рис. 161 ).

Машина удерживается в заданном положении тоже за счет подпора масла в штоковой полости гидроцилиндра 30 при частичном сливе подводимых потоков. Поэтому при включенном позиционном способе гильза 22 и золотник 25 занимают положение, показанное на схеме. Отличие данного способа от силового состоит в том, что перемещение золотника 25 налево ограничено позиционной тягой, а направо — длиной паза в ее наконечнике.

При повороте рукоятки 20 вперед (по схеме налево) гильза 22 перемещается направо и открывает сливные радиальные отверстия — свои и золотника 25. Под действием силы тяжести и реакции почвы на рабочие органы машина опускается, поршень гидроцилиндра 30 перемещается назад (по схеме направо) и через датчик перемещает направо золотник 25 вслед за гильзой 22.

При повороте рукоятки 20 назад гильза 22, а вслед за ней и золотник 25 под действием датчика перемещаются налево, обеспечивая уменьшение или прекращение слива масла и подъем машины.

Однако при позиционном способе существенно проявляется зависимость глубины обработки почвы от волнистости рельефа.

Комбинированные способы высотно-силовой и высотно-позиционный отличаются от силового и позиционного наличием у машины опорных колес, которые ограничивают максимальное заглубление рабочих органов, но несколько уменьшают нормальную нагрузку на задние ведущие колеса трактора.

Чтобы выключить регулятор и обеспечиваемые им одинарные и комбинированные способы, ручку переключения датчиков устанавливают в нейтральное, а рукоятку 20 — в фиксируемое положение П. При этом золотник 25 и гильза 22 смещаются налево и устанавливаются так, что толкатель запорного клапана 29 входит в правую скошенную канавку гильзы 22, ее правые радиальные отверстия полностью закрываются золотником 25, а средние отверстия совмещаются с отверстиями в золотнике и канавкой в корпусе для подвода масла из распределителя.

При выключенном регуляторе гидроцилиндром 30 управляют с помощью золотника 10, ползуна 18 и маховичка 17 ГСВ.

Гидроувеличитель сцепного веса предназначен для поддержания в подъемной (штоковой) полости гидроцилиндра 30 регулируемого подпора (давления) масла с целью переноса части нормальной нагрузки с опорных колес навесной машины и передних колес трактора на его задние (ведущие) колеса.

При установке ползуна 18 в положение, показанное на схеме, ГСВ выключен, но запорный клапан 19 открыт и через него трубопровод для подвода масла от первой (левой) секции распределителя соединен со штоковой полостью гидроцилиндра 30.

Эффективность ГСВ тем выше, а продольная устойчивость МТА тем меньше, чем больше масса навесной машины и нормальная реакция почвы на ее рабочие органы. Функцию ГСВ выполняет и регулятор при различных способах регулирования.

боронование почвы

Под боронованием понимают обработку почвы, включающие технологические операции рыхления, перемешивания и выравнивания поверхности без оборота слоев и пластов почвы. Оно необходимо при уходе за сельскохозяйственными растениями, для разрушения почвенной корки и уничтожения молодых, неокрепших сорняков.
Боронованием прореживают загущенные посевы, заделывают удобрения, повышают аэрацию верхнего пахотного слоя и сохраняют влагу в почве.

В зависимости от возделываемой культуры боронование проводят после посева и появления всходов семян.

Лучшее крошение и перемешивание почвы бывает в том случае, когда ее боронуют при влажности 50-70% полной влагоемкости. При бороновании сухих почв зубья орудия заглубляются мелко и неровно, поэтому происходит неполное крошение глыб и распыляется почва. Слишком влажная почва плохо перемешивается, почти не крошится, при этом создается неблагоприятный микрорельеф поверхности.

При бороновании трактор используется менее эффективно, чем на других видах обработки почвы, в связи с этим очень важно проводить его на повышенных скоростях с меньшим числом борон в агрегате. Наиболее оптимальным считается сочетание боронования с культивацией и другими видами обработки. При этом сводится к минимуму неблагоприятное воздействие тяжелой техники на структуру почвы.
Рекомендуется бороновать верхний слой, вспаханного поля со скоростью 7-8 км в час.
Весной при бороновании озимых и всходов пропашных культур скорость движения трактора можно несколько уменьшить (6 км/час).
При бороновании на повышенных скоростях достигается необходимое рыхление почвы и повышается производительность труда.

Агротехнические требования к боронованию

После прохода бороны почва должна быть мелкокомковатой, с диаметром частиц не более 3 см. При бороновании озимых, пропашных культур и многолетних трав сорные растения должны быть полностью уничтожены, а культурных растений повреждено не более 3 %. Во избежание огрехов последующие полосы обработанной почвы перекрывают предыдущие на 15-20 см.

Боронование применяется как прием ухода за парами, посевами сельскохозяйственных культур и лугопастбищных трав. Боронование можно проводить раздельно или одновременно со вспашкой, культивацией, посевом и другими приемами.

Бороны

Как уже отмечалось выше, бороны применяют для рыхления верхнего слоя почвы, выравнивания поверхности поля, разрушения почвенной корки, крошения комьев почвы, уничтожения сорняков, заделки семян и удобрений.

По конструкции рабочих органов бороны делят на зубовые и дисковые.

разновидности борон

Рис. Бороны: 1 - навесная зубовая борона типа "зигзаг"; 2 - прицепная сетчатая; 3 - навесная пружинная; 4 - навесная лапчатая; навесная с вращающимися ножами; 6 - навесная дисковая (дисковый лущильник); 7 - навесная с фрезерными дисками.

Зубовые бороны

Зубовыми боронами обрабатывают почву на глубину 3 - 10 см. Диаметр комков после обработки не должен быть более 5 см, глубина борозд 3 - 4 см. Зубовыми и сетчатыми боронами весной обрабатывают посевы озимых культур - рыхлят верхний слой почвы и удаляют отмершие растения.
Количество поврежденных растений при этом не должно превышать 3%. Луговыми боронами прочесывают травостой, разрезают дернину, измельчают и растаскивают кротовины на лугах и пастбищах.

В зависимости от давления на один зуб, которое определяют делением веса звена на количество зубьев, различают бороны тяжелые, средние и легкие. Давление на один зуб тяжелой бороны 20 - 30 Н (2 - 3 кг), средней 10 - 20 Н (1 - 2 кг), легкой 5 - 10 Н (0,5 - 1 кг).
Тяжелые зубовые бороны "Зигзаг" широко используют на глинистых и суглинистых почвах для рыхления пластов после вспашки, разрушения почвенной корки, боронования зяби весной, перед севом озимых и яровых хлебов, а также на посевах пропашных, озимых культур и многолетних трав. Эти бороны рыхлят почву на 5 - 8 см. У них зубья закреплены на раме неподвижно, имеют квадратное сечение и заострение снизу.

Бороны среднего веса применяют на рыхлых и легких почвах. Они рыхлят их на глубину 4 - 6 см.

Легкие бороны способны рыхлить верхний слой только на 2 - 3 см и больше всего используются для выравнивания поверхности и разрыхления почвенной корки на посевах.

Сетчатые бороны являются разновидностью зубовых борон и предназначены для уничтожения молодых сорняков и рыхления почвенной корки в посевах зерновых и пропашных культур. Эти бороны относят к легким, зубья их рыхлят на глубину до 6 см, не повреждая растений.
Сетчатые бороны отличаются особой гибкостью, хорошо и равномерно разрыхляют почву на всех видах микрорельефа. При рыхлении почвы без растений и в посевах используют следующие сетчатые бороны: БС-2, БСН-4 и БСО-4. Чаще всего применяют навесные бороны, состоящие из шести секций с 286 зубьями.
Боронуют этими орудиями поперек рядков растений.

Рабочие органы зубовых борон

Рабочий орган зубовых борон - зуб, работающий как двугранный клин: передним ребром раскалывает (разрезает) почву, а боковыми гранями раздвигает, сминает и перемешивает ее частицы, разрушает крупные комья почвы.
Зубья закрепляют на жесткой или на шарнирной раме, составленной из отдельных, шарнирно соединенных между собой звеньев. Шарнирную раму имеют сетчатые и луговые бороны. Такие бороны хорошо приспосабливаются к микрорельефу поля и обеспечивают равномерное заглубление всех зубьев.

По конструкции зубья бывают прямые (см. рисунок) , лапчатые и изогнутые с пружинящей стойкой. По форме сечения различают зубья с квадратным, круглым, овальным и прямоугольным сечением. Конец зуба с квадратным сечением имеет косой срез.
Зубья, расположенные косым срезом в противоположную к направлению движения сторону, заглубляются больше, чем установленные косым срезом по ходу движения, так как во втором случае вертикальная составляющая реакции почвы возрастает и стремится вытолкнуть зуб из почвы.

рабочие органы зубовых борон

Рис. Зубовые бороны: а - БЗТС-1; б - сетчатая БСО-4А; в - шлейф-борона ШБ-2,5А; д - игольчатый диск мотыги;
г - виды зубьев: I-III - соответственно квадратного, круглого и овального сечений; IV - лапчатый; V - сетчатой бороны; VI - ножевидные луговой бороны; VII - пружинной бороны;

1, 2 - планка рамы; 3 - зуб; 4 - прицепное устройство; 5 - брус навески; 6 - стойка; 7 - палец; 8, 13 - цепи; 9 - кронштейн; 10 - тяга; 11 - рама; 12 - сетчатое полотно; 14 - шлейф; 15 - рычаг; 16 - вага; 17 - нож; 18 - грабли.

Зубовая борона классической компоновки составлена из прямоугольных (см. рисунок) и корытообразных планок, на пересечении которых закреплены зубья. Зубья на раме располагают так, чтобы каждый зуб проводил свою бороздку.
Расстояние между бороздками зависит от типа бороны и изменяется от 22 до 49 мм.
Чтобы борона не забивалась комками и растительными остатками, соседние зубья в одном ряду закрепляют на расстоянии не менее 15 см друг от друга. Квадратные зубья располагают ребрами по направлению движения, овальные - закругленной стороной, прямоугольные - узкой или широкой гранями.

Агрегатируют зубовые бороны посредством сцепок СГ-21, С-18, и др. с тракторами класса 9 - 60 кН или присоединяют к плугам, культиваторам и сеялкам. Каждая секция бороны снабжена прицепным устройством в виде крючков, к которым присоединяют поводки или цепи.
Глубина обработки почвы зависит от длины соединительных поводков, а для борон с прямоугольными зубьями - и от расположения косого среза зуба по отношению к направлению движения.

Характеристики зубовых борон

Тяжелая зубовая борона БЗТС-1,0 (см. рисунок) применяется для дробления глыб и рыхления пластов после вспашки, вычесывания сорняков, обработки лугов и пастбищ.

Средняя зубовая борона БЗСС-1,0 предназначена для рыхления и выравнивания поверхности поля, уничтожения всходов сорняков, разбивания комков, заделки удобрений, боронования всходов зерновых и технических культур.

Легкие посевные трехзвенные бороны ЗБП-0,6 и ЗОР-07 служат для боронования посевов, разрушения поверхностной корки, заделки семян и минеральных удобрений, выравнивания поверхности поля перед посевом.

Навесная сетчатая борона БСО-4 предназначена для рыхления верхнего слоя почвы и уничтожения сорняков в период появления всходов, для боронования гребневых посадок картофеля. Секция бороны составлена из рамки (см. рисунок) , к которой цепями прикреплено сетчатое полотно. Поэтому рабочие органы БСО-4 (заостренные зубья - концы шарнирно соединенных зубовых звеньев) хорошо приспосабливаются к неровностям поля. Звенья изготовляют из круглых стальных прутков с заостренными или тупыми концами-зубьями.

Секции борон присоединяют к брусу навески НУБ-4,8 тягой и цепями. Цепи удерживают секции в поднятом положении. Брус нужно располагать так, чтобы передние и задние ряды зубьев бороны заглублялись одинаково. Цепи должны провисать, что позволяет секциям бороны копировать рельеф поля.

Шлейф-бороны ШБ-2,5 применяют для весеннего боронования с целью закрытия влаги и разравнивания гребней на полях, вспаханных под зябь. К ваге присоединены цепочками два звена. Каждое звено имеет нож для срезания гребней, грабли для рыхления почвы и шлейф из соединенных цепочками стальных уголков для выравнивания поверхности почвы. Для регулирования глубины обработки рычагом изменяют угол наклона ножа. Шлейфование проводят под углом к свальным гребням.

Шарнирно-секционная навесная пружинная борона БП-8 предназначена для вычесывания сорняков и рыхления поверхностного слоя почвы, засоренной камнями. БП-8 составлена из основной, двух боковых промежуточных и двух крайних секций. Боковые и крайние секции можно отъединять и изменять ширину захвата бороны в пределах 8,4; 6; 3,6 и 3 м. Борона снабжена зубьями с пружинными стойками. Зубья закреплены на поперечных брусьях рамы в четыре ряда. Для выравнивания поверхности поля к БП-8 дополнительно можно присоединять заравниватель, роторную и пружинную боронки.

Дисковые бороны

Дисковые бороны предназначены для поверхностной обработки вспаханных и невспаханных почв. Они хорошо крошат глыбы и комья, рыхлят задернелые пласты, разрезают дернину. Рабочими частями этих орудий являются батареи, состоящие из вращающихся сферических дисков диаметром 400-500 мм.
Их устанавливают под различным углом к направлению движения агрегата. Угол, образовавшийся между плоскостью лезвия диска и направлением движения, называется углом атаки.
Неплохо рыхлят почву и разрабатывают дернину дисковые бороны с вырезными дисками. Эти бороны в отличие от дисковых лущильников не имеют рамы колесной системы, с помощью которой можно регулировать глубину обработки почвы.

Дисковые бороны по сравнению с зубовыми меньше забиваются, перерезают тонкие корни и перекатываются через толстые. Для работы на каменистых почвах диски непригодны - лезвия их выкрашиваются. По способу агрегатирования различают прицепные и навесные дисковые бороны.

По назначению различают дисковые бороны полевые, садовые (легкие) и болотные (тяжелые).
Легкие полевые бороны применяют для обработки зяби, послепахотного рыхления задернелых пластов, лущения стерни, освежения слабо задернелых лугов.
Садовые бороны применяют для обработки почвы на глубину до 10 см в междурядьях садов.
Тяжелые бороны предназначены для разделки задернелых пластов после вспашки целинных и залежных земель, дискования заболоченных почв, обработки лугов и пастбищ, заделки удобрений и пожнивных остатков. Глубина обработки почвы тяжелыми дисковыми боронами - до 20 см.

Рабочие органы и конструкция дисковых борон

Рабочий орган легкой дисковой бороны - стальной заостренный сферический диск диаметром 450 или 510 мм. Тяжелые дисковые бороны имеют вырезные диски, которые хорошо заглубляются в почву и интенсивно измельчают растительные остатки.

Несколько дисков, смонтированных на квадратной оси, образуют батарею. Диски на оси располагают на некотором расстоянии друг от друга, между ними ставят распорные шпульки. Ось устанавливают в подшипниках, и батарея во время движения вращается.
Батареи закрепляют на раме в два ряда под углом к направлению движения. Передние батареи работают вразвал, задние - всвал. Для лучшего крошения почвы диски задних батарей смещены относительно дисков передних.

Угол α между плоскостью вращения диска и линией направления движения орудия (угол атаки) можно изменять от 0 до 21°.
При обработке сухих и твердых почв угол атаки увеличивают, при дисковании влажных и легких почв уменьшают.
При движении бороны диски, сцепляясь с почвой, вращаются, режущая кромка диска отрезает полоску почвы и поднимает ее на внутреннюю сферическую поверхность. Затем почва падает с некоторой высоты и отводится диском в сторону. В результате перемещения по диску и падения почва крошится, частично оборачивается и перемешивается.
С увеличением угла атаки диски глубже погружаются в почву, крошение ее возрастает.
Глубину обработки регулируют изменением угла атаки и давления дисков на почву. Давление регулируют изменением массы балласта или силы сжатия нажимных пружин.

Дисковые и ротационные бороны БД, БДН, МВН

Навесная двухследная дисковая борона БДН-3 имеет четыре батареи с изменяемым числом дисков. Ширина захвата бороны 3 или 2 м. В первом случае на трех батареях установлено по девять дисков, а на задней левой - десять. Дополнительный диск рыхлит необработанную полоску, образовавшуюся между крайним внутренними дисками передних батарей. Во втором случае три батарее имеют по шесть дисков, а четвертая - семь.
Перемещая по брусу кронштейны и фиксируя их штырями, можно установить батарею с углами атаки дисков 12, 15, 18 и 21°.
Для переоборудования бороны на ширину захвата 2 м боковые брусья сближают, смещая их по поперечным брусьям, и присоединяют батареи с меньшим числом дисков.

дисковая борона БДН-3

Глубину обработки регулируют изменением угла атаки дисков и массы балласта, загружаемого в ящики.
Прицепная дисковая борона БД-10 предназначена для послепахотного рыхления пластов, предпосевной обработки зяби, лущении стерни на глубину до 10 см, выравнивания поверхности поля на легких и средних почвах; агрегатируют ее с тракторами К-700, К-700А, Т-150 и Т-150К.
Борона состоит из четырех секций, гребнереза, самоустанавливающихся колес и гидравлической системы.

Батареи с десятью дисками диаметром 450 мм крепятся к четырем боковым секциям, расположенным симметрично под углом к продольным от оси бороны. Рамки секций шарнирно соединены с рамой; наружные концы их опираются на самоустанавливающиеся колеса, связанные параллелограммным механизмом с гидроцилиндром для перевода в транспортное или рабочее положение.
Шарнирное соединение рамок секций обеспечивает копирование рельефа почвы. Секции рабочих органов можно установить с углами атаки 12, 15, 18 и 21°.

Ротационная мотыга МВН-2,8 предназначена для весеннего рыхления почвы на озимых посевах и предпосевной обработки с целью уничтожения почвенной корки и сорной растительности.

На соединительный брус мотыги навешены три батареи, шарнирно соединенные между собой скобами. В транспортном положении батареи удерживаются тягой.
Рабочие органы МВН-2,8 - игольчатые диски - имеют вогнутые иглы с острыми концами. Диаметр дисков по концам игл 450 мм.

В каждой батарее четырнадцать дисков, свободно надетых на оси. Сцепляясь с почвой, диски вращаются, делают на 1 м 2 150 уколов, полностью разрушая почвенную корку. Для уменьшения повреждений культурных растений при обработке посевов батареи крепят так, чтобы иглы были направлены выпуклой стороной по направлению движения. Для интенсивного рыхления почвы и уничтожения сорняков батареи разворачивают на 180° .
Батареи крепят к брусу так, чтобы диски располагались в шахматном порядке. Изменяя массу балласта на площадке, регулируют глубину обработки до 9 см. Ширина захвата мотыги 2,8 м.
Агрегатируют ее с трактором класса 9 кН.

Универсальное орудие, предназначенное для основной и предпосевной обработки почвы — дисковая борона — имеет довольно широкое распространение среди аграриев, работающих по различным технологиям обработки почвы (кроме no-till).

Для всех этих видов обработки применяются соответствующие типы орудий, которые отличаются друг от друга по ряду параметров: диаметр диска, его форма, тип крепления к несущей раме и их тип расположения.

По его мнению, для лущения стерни после зерновых не нужно брать тяжелое дисковое орудие — там справится и легкая борона, но для дискования крупностебельных предшественников, таких как кукуруза и подсолнечник, потребуется более тяжелая машина. Впрочем, выбор подходящей машины — это всегда борьба компромиссов, рассуждает специалист. Например, если после уборки кукурузы начнутся дожди (что часто бывает), тяжелая дисковая борона не справится: во влажных условиях она быстро забивается. Поэтому лучше выбрать более легкий агрегат и сделать дополнительный проход по полю, сэкономив время, но увеличив расход горючего, советует Василий Лебедь.

Наиболее универсальные дисковые орудия, которые можно использовать как на летне-осенних (заделка пожнивных остатков), так и на весенних (предпосевная подготовка) полевых работах — это короткие двухрядные дисковые бороны, считает региональный представитель по ЮФО компании Horsch Вячеслав Векленко.

Не так уж универсальна?

По мнению регионального представителя по Центральной России компании Amazone Ильи Царькова, использование дисковых борон более оправдано в случае заделки пожнивных остатков в почву после комбайна, нежели на весенней предпосевной подготовке.

Вячеслав Векленко высказывает компромиссную точку зрения. По его мнению, ограниченное применение дисковых борон для предпосевной обработки объясняется не механикой самой машины, а технологическими требованиями возделывания культур. Первая задача предпосевной обработки — создание выравненного и равномерно уплотненного посевного ложа с мелкокомковатой структурой почвы в горизонте заделки семян. Для лучшего выравнивания (например, на пахоте) можно использовать допоснащение (выравнивающие диски). Вторая задача — механическое уничтожение имеющихся сорняков и предотвращение их дальнейших всходов. И с ней в большинстве случаев современные двухрядные дисковые бороны (обязательно с катком или системой катков) отлично справляются.

Особняком стоит сахарная свекла, так как эта культура диктует очень высокие требования к качеству предпосевной обработки. И в данном случае преимущество традиционно отдается многорядным предпосевным культиваторам с системой катков.

Но под озимые и яровые зерновые колосовые дисковую борону вполне можно применять как предпосевное орудие, не сомневается специалист Horsch. Кроме того, сегодня большинство современных универсальных посевных комплексов уже с завода оснащено интегрированными дисковыми боронами, что позволяет им готовить почву и сеять за один проход.

Каток на предпосевную

В случае использования дисковых борон для предпосевной обработки почвы при их покупке важно правильно подобрать прикатывающий каток, который позволит создать небольшое обратное уплотнение почвы. Таким образом мы сможем выровнять поверхность, придать ей нужную структуру и закрыть влагу, объясняет Илья Царьков из Amazone.

Для предпосевной подготовки он рекомендует выбрать тандемный каток (сочетание трубчатой и ребристо-планчатой поверхности). Такие приспособления, по его словам, хорошо справляются с вышеперечисленными задачами по выравниванию, структурированию и созданию небольшого обратного уплотнения.

Также на предпосевной подготовке можно использовать универсальные клиновидные катки, продолжает Илья Царьков. Они тоже больше подойдут для тяжелых почв. На средних же и легких почвах для предпосевной подготовки их использовать не рекомендуется (будет переуплотнение).

При выборе катка надо ориентироваться на условия работы, замечает Василий Лебедь. Металлический каток с мощной батареей чистиков будет хорош для сырых условий. Когда почва спелая, хорошо себя показывает резиновый каток. В то же время при слишком сухой и агрессивной обработке почвы резиновый каток может быстро разрушиться об острые комья, а металлический сработает идеально.

Если дисковые бороны используются на предпосевной подготовке почвы, настроить машину нужно таким образом, чтобы обработка была сплошной, напоминает Илья Царьков. И глубина обработки должна быть примерно равной глубине заделки семян.

В идеале глубина должна быть примерно на 1 см меньше глубины заделки семян, чтобы посевное ложе было плотным и почвенные капилляры на этой глубине не были нарушены, добавляет Вячеслав Векленко. Поэтому диаметр дисков нужно выбирать с учетом глубины обработки и настраивать борону соответствующим образом, советует специалист.

Диаметр и форма

Как объясняет Василий Лебедь, диски малого диаметра имеют большую угловую скорость вращения и режут лучше, то есть их способность к измельчению выше, чем у дисков большого диаметра. Поэтому они хороши для лущения стерни. Если же на поле большое количество пожнивных остатков и влажно, важно уделить внимание не только диаметру диска, но и расстоянию от кромки диска до рамы. Чем это расстояние больше, тем растительным остаткам и почве проще проходить дальше. Так же важно расстояние между рядами дисков: чем они дальше друг от друга, тем машина лучше планирует поле, и это хорошо сказывается на устойчивости дисковой бороны к забиванию.

Для хозяйств, на полях которых много растительных остатков (например, после кукурузы), будет огромной ошибкой экономить на приобретении дискового орудия с маленьким диаметром диска, считает Александр Ладыгин. И наоборот, нет смысла брать агрегат с большим диском, если мы собираемся обрабатывать почву после зерновых культур. Он также обращает внимание на универсальные орудия со средним диаметром диска. По словам Александра Ладыгина, они подойдут в большинстве случаев, где основные культуры севооборота — зерновые, овощные, корнеплоды или низкостебельные технические культуры, имеющие урожайность среднюю или выше средней.

Соответственно, чем меньше форма выреза, тем меньше глубина обработки. Потому для предпосевной обработки выбирают диски с меньшими вырезами, чтобы почва имела мелкокомковатую структуру и ровную поверхность, говорит Вячеслав Векленко.

Масло масляное

По его словам, правильно подобранная дисковая борона отлично перемешивает большое количество растительных остатков и подрезает сорняки на заданную, максимальную для выбранной модели глубину на скорости от 12 до 16 км/ч. Хороший трехбалочный лаповый культиватор также справляется с интенсивным перемешиванием, но работает со скоростью максимум 11-12 км/ч, так как при увеличении скорости возрастает изнашиваемость рабочих органов.

Казалось бы, при сочетании дисков и культиваторных лап хозяйство имеет только плюсы: в совокупности комбинированное орудие может и измельчать, и перемешивать растительные остатки, и проводить глубокое рыхление на достаточную глубину, рассуждает Александр Ладыгин. Однако, предупреждает он, такой подход имеет существенный недостаток, который заключается в разнице рабочих скоростей дисков и лап культиватора. В результате чего, выполняя за один проход две операции, аграрий не получает качественно выполненной обработки почвы, имеет перерасход топлива, кроме того, при этом увеличивается износ рабочих органов той части агрегата, которая принципиально должна двигаться медленно.

Но самое главное, стоимость приобретения комбинированного агрегата на 70% выше, чем отдельной машины, подсчитывает Александр Ладыгин. По его мнению, необходимо сопоставить плюсы и минусы перед приобретением подобных машин и не платить больше там, где в этом нет никакой необходимости.

Стойки и углы


Александр Ладыгин также обращает внимание, что при выборе дискового орудия необходимо смотреть на способ крепления стоек дисков к раме. По его словам, нежелательно, чтобы для них не использовались резиновые элементы амортизации и предохранения, так как резина имеет свойство иссыхать и терять упругость.

Если вы приобрели агрегат такого типа, то будьте готовы к постоянной замене резиновых демпферов, предупреждает Ладыгин. Кроме этого, на дисковых боронах с резиновыми демпферами по мере потери их упругости или изменения плотности почвы необходимо на глаз центровать расположение переднего ряда дисков по отношению к заднему ряду. Если этого не делать, то ни о каком качестве обработки почвы речи быть не может. Однако такие регулировки не всегда выполняются при работе в поле, сожалеет специалист.

Идеальным вариантом, по его мнению, будет жесткое крепление стойки диска к раме с пружинным механизмом амортизации и предохранения. Или же изготовление самой стойки из пружинной стали. Поскольку в этом случае нет необходимости следить за центровкой рядов дисков по отношению друг к другу, качество обработки будет всегда на хорошем уровне.

На этом точно нельзя экономить при покупке, уверен Александр Ладыгин. Инвестировав одноразово чуть большую сумму, вы получаете действительно профессиональный инструмент для работы.

Чем меньше мороки…

Вячеслав Векленко указывает, что при покупке следует отдавать предпочтение необслуживаемым подшипниковым узлам на дисках и катках. В машине шириной захвата, например, 8 м таких узлов около 50 (бывает и больше), и обслуживание их — зачастую трудоемкий процесс, занимающий много времени. В особенности это недопустимо во время весенних полевых работ, ведь весна — это всегда цейтнот, напоминает специалист.

Действительно, покупка машины с необслуживаемыми подшипниками сэкономит время и ресурсы и будет способствовать большей производительности труда и желанию самих работников трудиться на такой машине, отмечает Александр Ладыгин. Если придерживаться этих правил, то можно обезопасить себя от неправильного выбора и максимально сэкономить средства сельхозпредприятий, убежден специалист.

Ошибки настройки

Как отмечает Александр Ладыгин, правильно выбранная дисковая борона в настройках не нуждается (кроме установки глубины обработки и выравнивания горизонта навеской трактора либо гидравлическим дышлом самого орудия).

По наблюдениям Василия Лебедя, многие агрономы настаивают на такой регулировке, аргументируя это тем, что передний ряд дисков работает с более плотным слоем почвы, чем задний.

Ошибки эксплуатации


Дисковая борона — это орудие, с которым в поле можно делать все что угодно, кроме разворота на месте в заглубленном положении, говорит Александр Ладыгин.

Увы, такая ошибка в погоне за выработкой встречается у 30-40% механизаторов, отмечает Алексей Штерн. В результате — износ орудий и подшипников, выход из строя катка, увеличенная нагрузка на раму. И это еще только часть последствий такого маневра.

Помимо этого, нельзя превышать скоростной режим, так как резко возрастает нагрузка на рамную конструкцию и все узлы. Но и дисковать на скорости ниже 12 км/ч не имеет смысла, замечает Александр Ладыгин.

Преимущество дисковых борон, в том числе и коротких, в их скорости движения, объясняет Вячеслав Векленко. Только на высокой скорости диски малого и среднего диаметра вращаются таким образом, что создают нужную агрономическую структуру почвы — 70% комков от 1 до 3 мм диаметром. Если же диски станут вращаться с меньшей скоростью, качество обработки будет хуже — количество мелких комков уменьшится.

Что же касается работы трактора, то, как правило, его тормозит и не дает развить нужную скорость неправильно подобранная ширина захвата орудия, отмечает Дмитрий Муратов.

Тут или дисковую борону надо выбирать поменьше, или трактор мощнее, рассуждает Ладыгин, добавляя, что лучше подбирать машину с запасом мощности.

Дмитрий Муратов напоминает, что мощность трактора нужно также сопоставлять с глубиной обработки почвы.

Силовое регулированиеприменяют с целью догрузки ведущих колес трактора навесной машиной при одновременной защите трактора и навесной машины от тяговых перегрузок. При силовом регулировании заданное тяговое сопротивление поддерживается постоянным за счет автоматического изменения глубины обработки почвы.

Позиционное регулированиезаключается в установке навесной ма­шины и удержании ее во время работы в заданном положении (позиции) по высоте относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления. Его применяют, если требуется точная установка машины относительно остова трактора и при обработке полей с ровным релье­фом.

Комбинированное регулированиепредполагает использование двух различных способов для машин, навешиваемых на трактор и снабжен­ных опорными колесами. Способы называют высотно-силовым или высотно-позиционным в зависимости от того, какой регулятор включен в работу. Такая комбинация исключает поперечные перекосы машины, улучшает прямолинейность движения агрегата и создает лучшие усло­вия для копирования рельефа в поперечном направлении (особенно при работе с широкозахватными машинами).

Регулятор I (рис. 84) трактора МТЗ-80 установлен на кронштейне цилиндра и представляет собой гидрораспределитель. Он соединен трубопроводами Л и Б с гидроцилиндром II; Г и Д — с распредели­телем III; Ж и Е — с гидроувеличителем сцепного веса VII и гидро­аккумулятором VI, масляным баком V и насосом IV. В его корпусе расположена подвижная гильза 4, в которой перемещается золотник 8. Пружина 3 отжимает гильзу и золотник 8 в противоположные стороны к гайкам 10 золотника и гильзы, навернутым на винты 14 и 1.

При повороте винтов гайки перемещаются в горизонтальном направ­лении вместе с золотником или гильзой. Винт 14 золотника рукояткой переключателя 13 соединяют с рычагами 11 или 12, которые через тяги 29 и 30 связаны с датчиками позиционного или силового ре­гулирования.

В регуляторе I предусмотрен кран 15, с помощью которого регу­лируют скорость коррекции на подъем. Чем больше он закрыт, тем боль­ше масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше ее скорость.

Силовое регулирование глубины обработки почвы трактора МТЗ-80 состоит в следующем. Центральная (верхняя) тяга 31 механизма навески через серьгу 23 и пластинчатую пружину 25 соединена с корпу­сом заднего моста. Изменение тягового сопротивления машины пере­дается центральной тяге и воспринимается (при сжатии) пластинчатой пружиной или (при растяжении) четырьмя цилиндрическими пружина­ми 26. Поводком 27, тягой 30 и рычагом 12 деформация передается винту 14 и золотнику 8.




Рис. 84. Схема работы регулятора глубины обработки почвы трактора МТЗ-80:

а — схема действия; б — механизм рукоятки управления регулятором; в — механизм датчиков; 1 — винт гильзы; 2 — гайка гильзы; 3 — распорная пружина; 4 — гильза; 5 — запорный клапан; 6 — толкатель; 7 — обратный клапан; 8 — золотник; 9 — корпус регу­лятора; 10—гайка золотника; 11 — рычаг позиционного регулирования; 12—рычаг силового регулирования; 13 — переключатель; 14 — винт золотника; 15 — регулирующий кран; 16—обратный клапан; 17—рычаг управления регулятором; 18—валик управ­ления; 19 — сектор; 20 — тяга; 21 — рычаг поворотного вала; 22 — палец; 23 — серьга; 24 — ось серьги; 25 — пластинчатая пружина; 26—цилиндрическая пружина; 27 — по­водок; 28 — детали привода; 29 — позиционная тяга; 30 — силовая тяга; 31 — верхняя тяга навески; 32 — перепускной клапан; I—регулятор; II — гидроцилиндр; III—рас­пределитель, IV — насос, V—бак; VI—гидроаккумулятор; VII—ГСВ; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, Л, М, Н и П — трубопроводы; К — отводной канал

Позиционное регулирование трактора МТЗ-80 протекает аналогично, но рукоятку переключателя 13 отклоняют вправо до зацепления с рыча­гом 11. Винтом 14 золотника будет управлять датчик позиционного регулирования (поворотный рычаг верхнего вала механизма навески), при перемещении которого сигнал на винт 14 будет передаваться через тягу 29 и рычаг 11. Когда переключатель 13 находится в вертикальном положении и удерживается в нем фиксатором, рычаги 11 и 12 не передают усилия на золотник и регулятор не действует.

При позиционном способе регулирования кран 15 ставят на макси­мальную степень коррекции, повернув вперед (по ходу трактора). Если такое положение крана оставить при силовом регулировании, то увеличится скорость выглубления рабочих органов машины. В процессе работы на почвах с часто меняющейся плотностью необходимо умень­шать скорость выглубления рабочих органов до устранения толчков при коррекции.

Для увеличения чувствительности датчика, когда тяговое сопротив­ление навесных машин невелико, центральную тягу присоединяют к верхнему отверстию серьги 23, увеличивая длину плеча рычага. Если на тяжелых почвах плуг недостаточно заглубляется, то тягу 31 пере­ставляют в более низкое отверстие на серьге 23.

В случае работы трактора с силовым или позиционным регулирова­нием масса навешенной машины и вертикальные силы, действующие на их рабочие органы, передаются на задний мост трактора, увеличивая его сцепной вес. Это значительно уменьшает буксование ведущих колес.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: