Голосеменные и покрытосеменные группа высших семенных растений 5 класс план конспект

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 892 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Автор: Якимова Алевтина Валерьевна,

учитель биологии и химии

Предмет: Биология

Этап обучения по данной теме: начальный.

Цель урока: способствовать нахождению отличий между двумя группами растений.

Задачи урока:

образовательные:

- сформировать понятие о семенных растениях.

- установить отличия голосеменных и покрытосеменных растений.
развивающие:

- продолжить формирование умения пользоваться учебной и дополнительной литературой, оценивать свою работу

- пробуждать интерес к биологии;
воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма при работе в группах,

- воспитание сознательного отношения к учебному труду;

- воспитание культуры общения, дисциплинированности

Технологии обучения:

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания(работа в группах, самооценка, интеграция с жизненным опытом);

Технология диалогового обучения и воспитания (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-информация).

Технология системно – деятельностного подхода (обучение через деятельность).

Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, работа в малых группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Источники информации: авторский ЦОР (презентация к уроку), учебник биологии, раздаточный текстовый материал, дополнительная литература.

Прогнозируемый результат:

Предметные: знают признаки голосеменных и покрытосеменных растений; отличают их от споровых растений.

Метапредметные:

Регулятивные:ученик продолжит развивать умения: ставить цель урока и планировать свою деятельность, самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; оценивать свою работу на уроке;

Познавательные:ученик продолжит развивать умения: поиск информации, сравнение объектов

Личностные:ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию

Цель учителя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1-й этап Мотивация к учебной деятельности

Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочий лад; определяем готовность к уроку.

Здороваются, определяют свою готовность к уроку

Регулятивные: волевая само регуляция.

Личностные: воздействие на эмоциональную сферу обучающихся

2-й этап Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Сделать прежние знания актуальными в данный момент и определить проблемную ситуацию, говорящую учащимся о необходимости приобретения новых

На прошлых уроках нами были изучены споровые растения. Что вы помните? Вспомните по одному предложению из того, что помните. Молодцы. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующей группы растений: ГОЛОСЕМЕННЫЕ И ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ растения.

Эта тема нами была уже изучена в 5 классе. Я думаю, что вы хорошо разбираетесь в этой теме. Поэтому предлагаю вам выполнить задание – определить верные и неверные утверждения.

Вспоминают изученный прошлый материал урока. Выбирают утверждения, приходят к выводу о недостатке знаний по теме.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и, что еще подлежит усвоению;

3-й этап Выявление места и причины затруднения.

Углубить осознание необходимости приобретения новых

Возникли ли у вас ошибки? Определите причины затруднений.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4-й этапФормулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока), планирование деятельности

Подвести учащихся к формулировки темы урока и целей урока.

Какая тема урока? Какую цель на урок сегодня мы ставим?

Сегодня урок мы проведем в виде игры. Для этого нам необходимо разбиться на две команды.

Ставят цель урока, делятся на команды, распределяют обязанности

Регулятивные:самостоятельное выделение и формулирование учебных задач.

5-йэтапОткрытие новых знаний и способов действий.

Способствовать изучению и сравнению голосеменных и покрытосеменных растенийв группе.

В течение 20 минут каждой команде необходимо найти как можно больше отличий между двумя группами семенных растений с помощью учебника и предлагаю прослушать видео о семенных растениях. Работая в группах, составить сравнительную таблицу. Определить критерии оценивания таблицы, необходимость выбора спикера.

Работают с первоисточником, находят отличия, заполняют таблицу.

Познавательные:

Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, выявление причинно-следственных связей.

6-йэтапВоспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях с проговариванием во внешней речи,

первичное закрепление.

Консультировать, оказывать помощь.

Через 20 минут представить работу классу и учителю.

Представляют работу классу

Коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать

7-йэтапСамостоятельное выполнение заданий с самопроверкой по эталону.

Создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Повторное выполнение задания.

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

Организовать обсуждение с обучающимися с результатами работы в группе.

9-й этап Рефлексия учеником своих действий и самооценка.

Мотивировать обучающихся на выполнение домашнего задания

Оценить работу группы, себя. Выставить отметку. Домашнее задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, внесение изменений, сравнение с эталоном; осознание качества и уровня усвоения изученного материала.

На уроке использовалось сочетание методов фронтальной работы, самостоятельной, индивидуальной работы, а также работа в парах, что обеспечивает более полное усвоение нового материала. Применялись элементы технологии ИКТ, дифференцированного обучения, проблемного изучения.

ВложениеРазмер
tema_uroka_pokrytosemennye_rasteniya.doc 409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Покрытосеменные растения

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель : формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

  1. Школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.
  2. Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни
  3. Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.
  • научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.
  • учиться слушать и понимать речь другого человека.
  • учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;
  • учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
  • учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.
  1. Осознавать единство и целостность мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке : покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся должен знать : признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке : фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

  1. Организационный этап. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Львовна. И сегодняшний урок у вас проведу я.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1. Актуализация знаний (3 мин. – 2 мин на выполнение , 1 мин на проверку и самооценивание)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Как вы думаете, почему? (ответы учащихся ).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растения. Вы должны распределить предложенные объекты в три группы:

  • Низшие споровые
  • Высшие споровые
  • Голосеменные

Проверка правильности выполнения задания, Объяснение принципов выбора детьми. Самооценивание .

  1. Создание проблемной ситуации .(2 мин.)
  • Какие из растений не вошли ни в одну группу?
  • Что у них общего?
  • Что образуется на месте цветка?
  • Где располагаются семена? (окружены или покрыты плодом)
  • Какова тема сегодняшнего урока? Формулирование темы урока

Слайд №4 – тема урока

  1. Целеполагание.
  2. Планирование (2 мин). (поиск путей решения проблемы)

Формулирование целей урока

Что бы вы хотели узнать на уроке. Составление плана конспекта в виде отдельных листочков с вопросами на доске. По мере изучения листочки убираются.

  • Почему растения называются покрытосеменными
  • Каковы общие особенности покрытосеменных растений
  • Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду
  • Многообразие растений по срокам жизни

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

  1. Характерные признаки покрытосеменных растений Почему же их называют Покрытосеменные? – 3 мин (2 мин на выполнение, 1 мин на проверку и самооценивание)

Используя текст о покрытосеменных растениях, укажите, какие признаки отличают покрытосеменные от других растений

Кто выполнил задание – поднимают руку

Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

Слайд №4. ( Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).

Сравните свои ответы по ключу и оцените правильность выполнения задания №2 в оценочном листе

– В настоящее время известно более 250 тысяч разных видов покрытосеменных растений.

Как же классифицировать эти растения? На какие бы группы вы распределили покрытосеменные растения. (работа с учебником рис.80 на с. 49, зад. №75 в Р.т. на с. 49) – 1мин.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

– Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

Рассмотрите растения, изображенные на слайде. Найдите существенные отличия жизненных форм растений друг от друга.

Динамическая пауза – 1мин

А теперь я предлагаю немного размяться

  1. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, рис. 81 На с. 130 ) - 2 мин( 1 мин на работу с рисунком, 1 мин на проверку)

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения цветут и живут намного больше двух лет.

Многообразие покрытосеменных по условиям произрастания, по размерам ( демонстрация слайдов презентации) 1 мин

– Где можно встретить цветковые растения? ( На всех материках.)

  • Самое маленькое растение на планете – Вольфия бескорневая. Её крошечный листочек имеет диаметр не более 2мм.
  • Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м , вес около 6 кг.
  • Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.
  1. Роль цветковых растений в природе и жизни человека

– Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

  1. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (5 мин.= 4 мин на выполнение + 1 мин на проверку)

Предлагаю сравнить голосеменные и покрытосеменные растения и ответить на вопрос: почему голосеменные и покрытосеменные называются высшими семенными растениями и в чем их преимущества перед высшими споровыми растениями?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Биология 5 класс

Учитель: Москаленко Н.А.

Тема. Деление царства Растения на систематические группы

(Голосеменные и Покрытосеменные)

Задачи: ознакомить обучающихся с высшими семенными растениями, их признаками.

образовательная – изучить характерные признаки представителей голосеменных и покрытосеменных растений, их распространение, роль в природе и в жизни человека;

развивающая - создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

воспитательная – формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.

Оборудование: таблицы растений, карточки, иллюстрации.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Проверочная работа ( индивидуальная работа по карточкам)

Выберите один правильный ответ из четырёх:

1. Ризоиды – это:

А) корень
Б) выросты основания стебля
В) часть корня
Г) видоизменения листьев

2. Мхи размножаются :

А) спорами
Б) корнями
В) семенами
Г) листьями
3. Отмершие части сфагнума образуют:
А) чернозем
Б) торф
В) песок
Г) глину

4. У папоротников, в отличие от мхов, появляются:

А) стебли
Б) корни
В) листья
Г) цветки

5. Папоротники размножаются:

А) корнями
Б) побегами
В) спорами
Г) семенами

6. Папоротник:

А) не цветет никогда
Б) цветет каждый год
В) цветет один раз в жизни
Г) цветет один раз в 10 лет

7. Выберите правильные утверждения:

  1. У мхов нет настоящих корней
  2. У папоротников появляются ризоиды.
  3. Мхи размножаются спорами.
  4. Ризоиды – это боковые корни.
  5. Каменный уголь – это наследие древних папоротников
  6. Папоротники цветут ранней весной.

Задания на повторение для всего класса

Дополни предложение:

Тело водоросли называют…

Симбиоз водоросли и грибницы называют…

У мха сфагнума нет корней, а у кукушкиного льна есть подобие корней- ….

Слова для справок: слоевище, лишайник, ризоиды.

Фронтальный опрос:

- почему водоросли отнесли к низшим?

- почему мхи и папоротники называют высшими споровыми растениями?

- сто такое спора? Почему их образуется у споровых много?

- чем мхи отличаются от водорослей?

- почему сейчас нет древовидных папоротников?

- какое строение имеют зеленые водоросли, бурые, красные?

- с каким фактором внешней среды связаны жизнь и размножение споровых растений ?

Логическая цепочка:

Определите по карточкам с названием растений в порядке их появления на Земле.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивирую учащихся к определению темы и поста­новке целей урока

тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)

Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

Загадки о голосеменных

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Какова же тема сегодняшнего урока?

Какие задачи перед нами стоят?

4. Изучение нового материала

Высшие семенные растения

Из каких двух слов состоят эти названия?

Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения?

Вот на уроке мы и рассмотрим признаки голосеменных и покрытосеменных растений.

Учащиеся получают на карточках задания с вопросами по исследованию характеристики растений голосеменных или покрытосеменных.

Работа с учебником ( п. 17, рис. 42 на стр. 65, рис.43 на стр.67) и с дополнительным материалом по карточкам.

Какова же характеристика голосеменных и покрытосеменных?

Учащиеся рассказывают о своей исследовательской работе.

Физкультминутка- сосчитай цветы.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

4. Закрепление знаний

Раздаю материал для заполнения таблицы

Голосеменные

Покрытосеменные

Голосеменные

Покрытосеменные

· Имеют корень, стебель, листья.

· Имеют корень, стебель, листья, цветки.

· Разная форма листьев.

· Семена находятся в плоде.

· .Не образуют цветы

· Деревья, кустарники, травы

5. Обобщение и систематизация знаний

Какие растения относят к семенным?

Почему голосеменные и покрытосеменные называют высшими семенными растениями?

Назовите представителей голосеменных и представителей покрытосеменных растений.

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

8.Домашнее задание.

1. Изучить параграф 17.

2.Ответить на вопросы на стр. 63

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 040 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 17. Семенные растения

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.09.2021 516
  • DOCX 25.2 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Москаленко Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

При этом в некоторых учебниках по биологии существуют устаревшие или упрощенные классификации:

  1. Семенные растения рассматриваются как группа, состоящая из двух таксонов в ранге отдела: Отдел Голосеменные, состоящий из четырёх указанных выше классов и Отдел Цветковые (Покрытосеменные).
  2. Голосеменные рассматриваются как группа, состоящая из четырёх таксонов в ранге отдела: Отдел Гинкговые, Отдел Гнетовые, Отдел Саговниковые, Отдел Хвойные.

Семенные растения обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы. Вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры (мужские) и мегаспора (женские). Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые — женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты — архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения:

  • женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит;
  • семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени;
  • семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях;
  • у семян развиваются различные приспособления для распространения.

Голосеменные

голосеменные характеристика

Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными с иголками вместо листьев. Голосеменные в настоящее время включают в себя 4 отдела: саговниковые, гинкговые, хвойные, гнетовые.


Размножаются семенами, но не формируют цветков и плодов. Большинство голосеменных — древесные хвойные растения. Листья игольчатые или чешуевидные, вечнозелёные (кроме лиственницы), слабо испаряющие воду. У всех хвойных образуется смола, заживляющая раны. Имеются мужские и женские шишки. В России в природе наиболее распространены ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.

строение голосеменных

Мужские шишки, одиночные, состоят из многочисленных микроспорофиллов, расположенных спирально на общем стержне На каждом микроспорофилле развиваются два микроспорангия, вмещающих пыльцу. Пыльцевые зерна снабжены воздушными мешкам, служащими для распространения по воздуху.

Женские шишки состоят из центральной оси, на которой спирально расположены кроющие чешуи, а в их пазухах лежат семенные чешуи. У оснований семенных чешуи сидят парные семяпочки.

сосна

Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Эти приспособления сберегают воду внутри растения во время голодных сезонов.

Жизненный цикл развития сосны

жизненный цикл развития сосны

Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита — диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния.

Периодизация в размножении сосны:

  • Первое лето: женские шишки красноватые, около 5 мм длиной; пылинки попадают на женские шишки, но яйцеклетки ещё не сформированы
  • Второе лето: женские шишки зелёные, около 3—4 см длиной; в семязачатках образуются яйцеклетки и эндосперм, происходит оплодотворение
  • Ближайшая зима: женские шишки бурые, 5—6 см длиной; семязачатки превращаются в семена; в конце зимы семена, снабжённые плёнчатыми крылышками, распространяются ветром

Значение голосеменных:

  • обогащение атмосферы кислородом
  • источник древесины, смолы, канифоли
  • источник пищи, лекарственных веществ
  • использование в строительстве
  • сырьё для производства бумаги

Читайте также: