Грабарь хризантемы описание картины

Обновлено: 02.07.2024

Одновременно в картине отразилось и увлечение художником японской гравюрой, для которой характерна лаконичность. Да и сами цветы, которые специально приобрёл у цветочника Носова, являются символом страны восходящего солнца. За эту картину Игорь Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой прежде никогда не получал за свои произведения.

Художник тщательно работал с цветами

Каждый уголок интерьера в картине обласкан лучами света. Под их воздействием холст будто бы превращается в драгоценную мерцающую поверхность.

Колористическая гамма тщательно разработана художником. Взять к примеру, цветы. Жёлтые хризантемы изображены в естественном дневном освещении. Однако мастер сумел сделать так, что их лепестки приобретают синие, жёлтые, зелёные оттенки. Это позволяет передать свежесть цветов и создаёт впечатление, что от картины веет осенним горьковатым ароматом.

А краски, наложенные нарочитыми мазками, создают ощущение объёмности. Благодаря этому художественному приёму, на холсте рельефно проступают жёлтые шапки срезанных хризантем, мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенное полотенце.

Главный герой картины — свет

Но всё же искусствоведы считают, что главным героем картины являются не цветы, а свет. Он падает из окна на хрусталь и рассыпается на искры, а потом и вовсе превращается в едва заметные тени на скатерти.

Кажется, что свет проникает в каждую точку картины и оставляет на ней свой особенный отпечаток. Более того, при длительном рассмотрении рамки картины пропадают, а изображение становится частью реальности.

Имеет картина ещё один интересный эффект: в зависимости от выбранной точки просмотра в поле зрения попадает либо яркий букет хризантем, либо интерьер комнаты вместе со столом и просматривающимися за окнами солнечными бликами.

Природа наделила Грабаря многими талантами

Вообще, природа наделила Грабаря многими талантами, которые он сумел реализовать. Мы знаем его как значительного художника, искусствоведа, художественного критика, реставратора, педагога, музейного деятеля, замечательного организатора, даже архитектора.

При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Долгие годы работал директором Третьяковской галереи и никогда не переставал рисовать.

Факты из жизни Грабаря

Родился в 1871 году в Будапеште в семье общественного деятеля Эммануила Грабаря, который одно время даже избирался депутатом венгерского парламента. Но поддержав движение галицких русофилов, семья вынуждена была бежать из Австро-Венгрии и несколько лет жила в разных европейских странах. В 1876 году они приехали в Россию и поселились в Егорьевске Рязанской губернии.

После окончания гимназии Игорь Грабарь учился в московском лицее и мечтал о живописи. Он старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьякова и другие собрания Москвы.

Затем вслед за старшим братом Владимиром Игорь Грабарь закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. А на следующий год поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской Ильи Репина. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.

Заново влюбляется в русскую природу

В 1896-м Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В итоге он несколько лет колесил по Европе, учился там у разных мастеров живописи… От всего увиденного находится в потрясении от творений великих мастеров Возрождения и пребывает в восторге от работ импрессионистов и постимпрессионистов.

Зимняя тема в работах Грабаря

Больше всего он пишет зиму. Как потом признавался, с окончанием зимы пейзаж становился для него менее привлекательным, и картины природы на его мольберте заменялись натюрмортами.

Период отхода от живописи

В 1913 году ему предлагают возглавить Третьяковскую галерею, на посту директора которой он останется до 1925 года. Надо сказать, что после Октябрьской революции Игорь Грабарь много сделал для того, чтобы защитить памятники культуры от разрушения. Именно по его инициативе создаются Центральные реставрационные мастерские. Они по сей день носят его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

Возвращение в живопись

До последних лет он оставался художником

В дружеском шарже Кукрыниксов, выполненном в 1951 году к восьмидесятилетнему юбилею Грабаря, он изображен за письменным столом, одновременно являющимся палитрой, его кисть соединена с пером, а краски с чернилами.

 Хризантемы Игорь Грабарь

Соединение “цветочного” и “чайного” натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине “Хризантемы” . “Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины”, – писал Грабарь.

Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева. В картине царит свет, по-разному воплощенный в каждом предмете, – в хрустале, от которого остались только грани, в мощно отражающих свет фарфоровых тарелках, в трепещущих в световом потоке лепестках цветов и в почти растворившейся в рефлексах скатерти, на которой разыгрывается весь этот праздник. За эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.

Из монографии Н. Егоровой. Художник достиг полного понимания зависимости окраски и формы предмета от освещения и состояния атмосферы. Каждый уголок интерьера в картине “Хризантемы ” проникнут лучами света, под воздействием которых холст превращается в драгоценную мерцающую поверхность.

Все цвета тщательно разработаны. Желтые цветы изображены в естественном дневном освещении. Несколько акцентов синего, зеленого и желтого и все градации дополнительных тонов, созданные подвижными, энергичными мазками, составляют гармоничную красочную гамму.

Правильно выбранные по силе и тону красочные мазки, тщательно и аккуратно нанесенные точными ударами кисти, моделируют рисунок, способствуя созданию впечатления целостности композиции, создавая атмосферу устойчивости и покоя. По мнению одного из критиков, в “Хризантемах” “манера разлагать краски достигает высокого поразительного синтеза”.

Александра Кузнецова

Александра Кузнецова

Александра Кузнецова запись закреплена

Одновременно в картине отразилось и увлечение художником японской гравюрой, для которой характерна лаконичность. Да и сами цветы, которые специально приобрёл у цветочника Носова, являются символом страны восходящего солнца. За эту картину Игорь Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой прежде никогда не получал за свои произведения.

Художник тщательно работал с цветами

Каждый уголок интерьера в картине обласкан лучами света. Под их воздействием холст будто бы превращается в драгоценную мерцающую поверхность.

Колористическая гамма тщательно разработана художником. Взять к примеру, цветы. Жёлтые хризантемы изображены в естественном дневном освещении. Однако мастер сумел сделать так, что их лепестки приобретают синие, жёлтые, зелёные оттенки. Это позволяет передать свежесть цветов и создаёт впечатление, что от картины веет осенним горьковатым ароматом.

А краски, наложенные нарочитыми мазками, создают ощущение объёмности. Благодаря этому художественному приёму, на холсте рельефно проступают жёлтые шапки срезанных хризантем, мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенное полотенце.

Главный герой картины — свет

Но всё же искусствоведы считают, что главным героем картины являются не цветы, а свет. Он падает из окна на хрусталь и рассыпается на искры, а потом и вовсе превращается в едва заметные тени на скатерти.

Кажется, что свет проникает в каждую точку картины и оставляет на ней свой особенный отпечаток. Более того, при длительном рассмотрении рамки картины пропадают, а изображение становится частью реальности.

Имеет картина ещё один интересный эффект: в зависимости от выбранной точки просмотра в поле зрения попадает либо яркий букет хризантем, либо интерьер комнаты вместе со столом и просматривающимися за окнами солнечными бликами.

Хризантемы Игорь Грабарь

Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева. В картине царит свет, по-разному воплощенный в каждом предмете, — в хрустале, от которого остались только грани, в мощно отражающих свет фарфоровых тарелках, в трепещущих в световом потоке лепестках цветов и в почти растворившейся в рефлексах скатерти, на которой разыгрывается весь этот праздник. За эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.

Желтые цветы изображены в естественном дневном освещении. Несколько акцентов синего, зеленого и желтого и все градации дополнительных тонов, созданные подвижными, энергичными мазками, составляют гармоничную красочную гамму.

Читайте также: