Свойства хлопка и льна

Обновлено: 04.07.2024

— На лето выбираю себе натуральные ткани, в которых было бы нежарко и комфортно. Мне нравится хлопок и лен, но не знаю, какая материя будет лучше. Интересно, в чем различия между этими материалами? И что из них можно сшить?

Хлопковый и льняной материалы отличаются легкостью и натуральным растительным составом, поэтому они традиционно используются для пошива различных изделий, в том числе летних предметов одежды для взрослых и детей.

Способы отличить ткань:

  • на ощупь льняная поверхность будет прохладной, тогда как хлопок быстро нагреется от руки;
  • лен имеет легкий отлив;
  • льняной текстиль имеет жесткую фактуру и хорошо держит форму, а хлопок намного мягче и эластичнее.

Несмотря на то что обе материи изготавливаются из натуральных волокон, они имеют различный состав, плотность и внешний вид.

Для повседневного использования лучше использовать нежный хлопок, а для изготовления эффектных нарядов или практичных элементов домашнего текстиля, оптимально выбрать лен.

Хлопок изготавливается из хлопчатобумажного сырья и отличается особой мягкостью и способностью к драпировке, поэтому изделия, сшитые из него, обычно выглядят очень аккуратно и не слишком объемно. Поверхность всегда матовая, приятная на ощупь. Этот текстиль никогда не образует жестких заломов, хотя все же немного мнется. Лучше всего хлопковая ткань подходит для пошива легких блузок, платьев, летних костюмов, палантинов, детской одежды, а также для постельного белья и подклада. Преимуществом этого материала является его приятная нежная фактура, легкость, экологичность, безопасность, способность пропускать воздух, впитывать и испарять влагу, а также цветовую устойчивость. Материя имеет склонность к усадке — и в этом ее недостаток.

Лен имеет более плотный и жесткий состав за счет того, что он производится из натуральных льняных волокон. Поверхность имеет легкий матовый блеск, который придает изделиям красивый и эффектный вид. Отличается материал долговечностью, износостойкостью и прочностью. Используется обычно для пошива платьев, юбок, туник, блузок, брюк, штор и скатертей. Льняная ткань мало электризуется, обладает высоким уровнем гигроскопичности и воздухообмена, не требует особо сложного ухода. Среди минусов можно выделить жесткость, сминаемость и высокую стоимость.

Ниже вы можете более подробно ознакомиться с описываемыми тканями, их характеристиками и фотографиями.

платье лен

Лен и хлопок – ткани, которые нередко путают. Материалы похожи, но различаются. Оба изготавливаются из растительного сырья, впитывают воду, пропускают воздух, не раздражают кожу. Но по внешнему виду, на ощупь, физическим свойствам между льном и хлопком разница ощущается.

Краткое описание материалов

Чтобы знать, какую материю выбрать, ознакомьтесь со свойствами каждой. Сырье для льна – натуральные волокна, поэтому ему свойственны плотность, жесткость, грубость. Матовая поверхность слегка блестит, за счет чего изделия изо льна выглядят эффектно.

Среди преимуществ:

  • длительная эксплуатация;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • прочность;
  • хороший воздухообмен;
  • легкий уход.

Из недостатков: мнется, дорого стоит, жесткий.

Вторая ткань производится из хлопчатобумажного материала. Характеризуется мягкостью, тонкостью, способностью к драпировке. Ткань приятная на ощупь, матовая. Изделия смотрятся необъемно, аккуратно. Материя мнется, но жестких заломов на ней не образуется.

Плюсы:

  1. нежность фактуры;
  2. экологическая безопасность;
  3. впитывание и испарение влаги;
  4. отличный воздухообмен;
  5. цветовая устойчивость;
  6. невысокая стоимость.

Минусом считается склонность к усадке.

платье из хлопка

Как отличить лен от хлопка

Отличить лен от хлопка можно по внешним признакам и на ощупь.

Интересно! Льняной текстиль используется тысячи лет. В Египте он использовался в качестве валюты.

По внешнему виду и тактильным ощущениям

Сопоставление физических свойств

Физические свойства материалов во многом имеют сходство. Структура материи с одинаковым переплетением – простое. Материалы средней водоупорности, хорошей паропроницаемости, с гигроскопичностью 6-12 %. Прядение в обеих тканях, в основном, полотняное, но лен может переплетаться жаккардовым или атласным способом, а хлопок – саржевым, сатиновым. На обои материалы рисунок наносится однотонный гладкокрашеный, но для хлопковых полотен предусмотрены другие методы нанесения: печатный, однотонный отбеленный, набивной.

Интересно! То, что льняное полотно природный антисептик, знали еще предки. Раны старались перевязывать льняной материей – они гораздо быстрее заживали.

Лен – более экологичное сырье. Когда выращивается хлопчатник, применяется немало пестицидов. Заболевания растения уничтожаются лишь химической обработкой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы обучения:

- словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, активные методы обучения.

Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка, включение детей в разнообразные виды деятельности.

ИКТ (слайдовая презентация), учебные пособия коллекции “Хлопок” и “Лён”, плакат-схема “Классификация текстильных волокон, лупы, инструкционная карточка-задание для практической работы (приложение № 1), учебник, компьютер, проектор, экран, CD диск с записью классической музыки, запись песни для физкультурной паузы, набор различных каточек-заданий для АМО.

- русский язык и литература: умение пользоваться терминами, культура речи; - история: умение пользоваться сведениями о происхождении волокон;

- природоведение: знать виды растений, их составные части;

- музыка: ритмичные движения, умение слушать музыку.

Практическая ценность, социальная значимость урока.

Урок познавательно-исследовательского характера и практической направленности, что позволяет соединять теорию с практикой и личностного смысла учения. Урок активного развития УУД, способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

I. Организационный момент

2. Проверка явки учащихся.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Настрой учащихся на работу (метод “Улыбка”).

Цель: создать благоприятную комфортную психологическую обстановку в классе и рабочий настрой для совместной работы).

Учитель проговаривает приветствие:

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, получите лучик положительного настроя на наш сегодняшний урок.

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь

5. Доведение до учащихся плана урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы изучим новую тему, будем работать с технологическими понятиями и новыми терминами; закрепим знания при выполнении практической работы.

II. Актуализация знаний учащихся, введение в тему.

На экран воспроизводится слайд презентации - закрытый занавес с надписью “Швейное материаловедение”. Учитель говорит о начале изучения новой науки в области технологии, о необходимости и важности знаний основ швейного материаловедения, побуждая их “приоткрыть” занавес в интересный и познавательный мир. (метод “Необычное вхождение в урок” Цель: активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы урока, привлечение интереса и мотивация к предстоящей деятельности. Формируются личностные и регулятивные УУД)

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение новой для вас науки в области технологии

– швейное материаловедение. С 5 по 7 класс вы будете изучать только его основы, но и этого достаточно, чтобы вы открыли для себя много интересного и познавательного в мире “технологии”. Что там, за этим плотно закрытым занавесом? Вам интересно? (Слайд 2. Приложение)

Учитель: А как вы думаете, что же означает слово материаловедение?

Учащимся предлагается самостоятельно дать определение нового понятия.

Затем предлагается попарно (с соседом по парте) обсудить правильный вариант ответа, собрав на столах карточки со словами из определения. (Ответы учащихся).

После чего ответы обсуждаются, учитель формулирует правильное определение, воспроизводится слайд.

Учитель: Да, на свете очень много различных тканей и материалов и чтобы приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо знать основы швейного материаловедения. Давайте приоткроем занавес в этот чудесный мир! (Cлайд 3)

Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Учитель: В начальных классах на уроках технологии мы с вами работали с тканью и нитями, говорили о происхождении натуральных волокон для изготовления тканей и материалов. Давайте немного вспомним и ответим на вопросы:

Учитель: Из чего делают материал или ткань для одежды производства текстиля. (Слайд 4)

Формулировка темы и цели урока.

Учитель: как вы думаете, что де будет главной целью урока? Дети: изучить, что такое текстильные волокна…

Учитель: правильно, а еще мы будем исследовать свойства текстильных волокон хлопка и льна. Запишите в тетради тему урока: “Текстильные волокна. Волокна хлопка и льна”. (Слайд 5)

Итак, отправляемся в путь! (Метод “Солнце и тучка” планирование эффектов урока. Цель: Определение ожидание учеников от урока и опасения. Выявить тревожность учащихся. Формируются личностные и регулятивные УУД и компетентности)

Учитель объясняет правильность выполнения задания: - В дороге нас может настигнуть дождь опасений, но может радовать солнышко хороших успехов на уроке. У вас имеются рисунки с тучкой и солнышком. Выберите что-то одно, подпишите и положите в корзинку. А в конце путешествия мы проверим наши ожидания. (раздаточный материал приложения 1)

III. Изучение нового материала.

1. Общее понятие о текстильных волокнах.

По мере появления на слайде основных понятий учащимся задаются вопросы:

Что называют изделием? (Все предметы выполненные человеком)

Что называют материалом? (Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо)

Что называют сырьем? (Первоначальный предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке)

Затем на слайде появляется надпись Логическая цепочка “Производство фартука”

Учитель: Отвечая на вопросы, оставьте логическую цепочку “Производство фартука” на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа с классом).

Учитель: Перед вами изделие - фартук. Из какого материала он изготовлен?

Учитель: Откуда берут ткань?

Учащиеся: Ее получают из нитей.

Учитель: Молодцы! (Слайд 6)

Следующий вопрос: Как определить сырье, из которого изготовлен материал? Что для этого нужно сделать? (Версии учащихся).

Учитель: Для этого нужно поближе рассмотреть строение ткани. Перед вами лежат лупы и образцы кусочков тканей, из которых можно сшить фартук.

Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте до конца начатую логическую цепочку.

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье).

Учитель: Что такое - “тонкие волоски” и откуда они берутся? - вопрос (проблема) на который дети пробуют дать ответ. Прием “открываем определение”.

Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.

*Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Проговорить коллективно вслух понятие и запись его определение в тетрадь.) (На слайде появляется следующий текст и картинка) В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. (Проговорить коллективно вслух понятие и запись его определение в тетрадь.) (Слайд 7)

Учитель: Скажите, а из каких растений получают текстильные волокна? (Ответы детей).

2. Классификация текстильных волокон.

Учитель: (первая остановка) - Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, давайте рассмотрим схему классификации текстильных волокон. В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав. По своему происхождению волокна делятся на натуральные и химические (на экране появляются названия “натуральные” и “химические”. Вы наверно помните, что в начальных классах мы с вами говорили откуда берутся нити. *Натуральные волокна - это волокна, растительного, животного и минерального происхождения (их мы будем изучать до 6 класса), их нам дает природа - хлопок, лен, конопля, крапива и др.) Их еще называют экологически чистым сырьем. (постепенно на экране появляются изображения) *Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях (их мы будем изучать в 7 классе). (Слайд 8)

Учитель: Обратите внимание, что похожая схема есть в ваших учебника и тематическом плакате-схеме, которые помогут вам легче запомнить и усвоить тему.

Запишите в тетради эти понятия.

А сейчас мы поближе познакомимся натуральными волокнами растительного происхождения, с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон. (метод “Экспресс-портрет” Цель: Знакомство (визуальное и тактильное восприятие) с волокнами растительного происхождения, закрепление и обобщение полученной информации по теме урока, активизация мыслительной деятельности)

Натуральные волокна с древнейших времен и до конца XIX века служили единственным сырьем для производства текстильных материалов. (При нажатии на названия производится гиперссылка на слайды). (Слайд 9)

Давайте рассмотри некоторые из них (слайды 10- 19). Вы можете поближе познакомиться с каждым из видов растений, дополнить сведения о них и рассказать на следующем уроке. Эта работа вам пригодится при работе над творческим проектом, поможет обогатить ваши знания по теме.

1. Волокна хлопка. (По ходу рассказа учителя дети просматривают коллекцию “Хлопок”) (Слайд 10) Приложение 3

2. Волокна льна. (По ходу рассказа учителя дети просматривают коллекцию “Лен”) (Слайд 13) Приложение 3

III. Физкультурная пауза.

Для снятия статической нагрузки, повышения уровня энергии в классе учитель просит учащихся встать и, повторяя за ним, воспроизвести движения под народную песню “Уж я сеяла, сеяла ленок”, сделать несложные танцевальные упражнения. (Слайд 20)

Руки вверх Лён, ты мой лён стоял при горе.
Лён зеляной стоял при крутой.
Повороты руками “сеют” Уж я сеяла, я сеяла лянок,
Уж я сейла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “дергают лен” Уж я дёргала, я дёргала лянок,
Уж я, дёрга, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “мнут лён” Уж я мяла, я мяла лянок,
Уж я мяла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “прядут” Уж я пряла, я пряла лянок,
Уж я пряла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Руки вверх с поклоном Ты удайсе, удайсе, мой лён,
Ты удайсе, мой белый лён!

V. Закрепление и применение полученных знаний. (Практическая работа)

Учитель: Начиная с 5 класса, пользуясь учебником, вы будете выполнять практические работы. Практическая работа - это самостоятельная работа учащихся по теме урока, выполняемая по плану с использованием необходимых материалов и инструментов.

Объяснение выполнения работы: ваша задача с помощью наглядных пособий и учебников провести небольшое исследование, заполнить таблицу и сделать выводы. Время на выполнение работы 15 минут, работа выполняется в парах.

Коммуникативные УУД (умение работать в парах и группе)

  1. Во время самостоятельной работы целевые обходы и индивидуальные консультации.
  2. Для проверки задания каждый по очереди учащийся зачитывает результаты своей записи, сверяет ее с остальными учениками.
  3. Учащиеся делятся своими наблюдениями, исправляя, если есть, ошибки в своей работе, а затем правильный результат появляется в окошечке ответа.
  4. Самооценка результатов работы на уроке. Регулятивные УУД (“посчитай ошибки”). (Слайд 22)

Учитель: О каком свойстве волокон вы узнали, прочитав в учебнике о хлопке и льне?

Учащиеся: О гигроскопичности.

Учитель: Что оно означает? Можно ли это свойство отнести к гигиеническим показателям?

Учащиеся: Да, т.к. гигроскопичность - это способность впитывать влагу из окружающей среды, то х-б ткани, из которых сделана одежда, не будут задерживать выделяющийся пот на поверхности нашего тела.

Учитель: Внимательно и правильно запишите данное определение в тетрадь.

Совместно с учащимися на основе сравнения волокон хлопка и льна делается вывод по результатам записей учащихся в пропущенных строках: (Слайд 23)

1. Волокна хлопка и льна… (отличаются) по внешнему виду и на ощупь.

2. Хлопчатобумажные ткани обладают… (теми же) свойствами, что и волокна хлопка).

3. Волокна хлопка и льна обладают…. (положительными) свойствами и качествами

VI. Постановка домашнего задания.

  1. § 1, стр. 5-8 (ответить на вопросы).
  2. Выучить и знать основные понятия по теме урока, записать определение терминов в словарике.
  3. Найти дополнительные сведения о применении волокон различных растений в жизни человека (по желанию), пословицы и поговорки о льне и т.д.
  4. Принести полоски цветной бумаги 1/10 см. (Слайд 24)

VII. Подведение итогов.

Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием! Хотелось бы отметить работу пары. т.к. они работали дружно, спокойно и самостоятельно. Надеюсь, что на следующем урок, где мы будем говорить о том, как из волокна получают нити и ткани, вы будете также активны и любознательны!

1. Вопросы для закрепления знаний:

1) Что называется волокном? (Тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз превышает их поперечные размеры)

2) Какие части растений используют для производства текстильных волокон в швейном материаловедении? (Стебли и листья)

3) При изучении данной темы вы добились поставленной перед собой цели в начале урока?

2. Выставление оценок за урок.

VIII. Рефлексия урока

Наш закончился урок –
Вместе подведём итог:
Материалы - хлопок, лён
Хороши со всех сторон!
Всем спасибо говорю
От души благодарю!

Проверка ожиданий учащихся от урока (метод “Солнце и тучка) (Слайд 26) (Приложение 1)

Также натуральные ткани имеют свои особенности, то есть: легко мнутся, дают усадку после первой стирки.

Характеристики натуральных тканей

  • Лен – один из самых популярных натуральных материалов, используемых для шитья одежды, постельного белья, скатертей, штор.


Льняная ткань мгновенно впитывает и быстро испаряет влагу, оставаясь сухой, не прилипая к телу.

Будучи природным антисептиком, лен предотвращает размножение бактерий и появление неприятных запахов. Содержание в льняных волокнах натуральных фенолов способствует благоприятному воздействию на кожу, что особенно важно для людей, страдающих кожными и аллергическими заболеваниями.

Как большинство натуральных тканей, льняное полотно быстро мнется, со временем может терять яркость цвета. Для хорошего разглаживания необходимо увлажнение.

  • Хлопок – прочный, практичный, функциональный, безопасный материал, используемый в текстильной отрасли.

Ткань хлопок

Дышащий, гипоаллергенный материал хорошо впитывает влагу, не электризуется, легко стирается и отбеливается.

Мягкость, простота обслуживания ткани позволяет применять ее для изготовления одежды, особенно детской, нижнего белья, разнообразных аксессуаров.

Из недостатков следует отметить неустойчивость к щелочам и кислотам, подверженность усадке во время стирки.

Хлопчатобумажная ткань легко мнется, но быстро разглаживается. Чтобы избежать выцветания, сушить ее лучше не под прямыми лучами солнца.

  • Полулен на 50% состоит изо льна, на 50 % из хлопка.


Объединяя отличные характеристики обоих материалов, полулен приятен на ощупь, гипоаллергенен, гигроскопичен, экологичен. Легкая шероховатость ткани стимулирует кровоток, способствует массажу кожи, удалению с ее поверхности ороговевших частичек.

Полулен долговечен, выдерживает около 100 стирок в деликатном режиме, при этом не теряет форму, не выцветает. Хорошо стирается, быстро высыхает, не впитывает неприятные запахи, не подвержен быстрому гниению в условиях влажности.

Полульняное полотно широко применяется в изготовлении полотенец, постельного белья, одежды, кухонных аксессуаров, штор.

Существует огромное разнообразие натуральных тканей с содержанием льна и хлопка, в нашей статье описаны только самые известные и широкоиспользуемые как при нанесении на них рисунка, так и применяемые для пошива разного вида изделий:

  • Сатин – ткань, изготавливаемая из хлопчатобумажных волокон особым сатиновым плетением.




Прочный, гладкий материал, обладающий положительными качествами хлопка, применяется для пошива повседневной одежды, постельного белья, покрывал, штор. Может применяться в качестве подклада.

Сатин дает незначительную усадку, почти не линяет, выдерживает не менее 100 стирок.

  • Перкаль – ткань, полученная из чесаного, некрученого хлопка. Каждая нить смазана специальным составом, способствующим их склеиванию между собой.


Внешне тонкий, легкий, перкаль прочен, его износостойкость более высокая, чем у сатина.

Перкаль сохраняет тепло, впитывает влагу, не пропускает воздух. На нем не образуется катышков, он легко поддается покраске.

Отлично подходит для шитья постельного белья.

Во избежание разрушения клеящего вещества стирать перкаль следует при t до 60 °С без применения химически активных средств, гладить – при t менее 150 °С.

  • Муслин – тонкая материя, выполненная из скрученных волокон, чаще всего хлопчатобумажных. Воздухопроницаемая, легкая, почти невесомая ткань является при этом прочной, долговечной, износостойкой.



Муслин хорошо драпируется, легко стирается, быстро высыхает, защищает от ультрафиолетовых лучей, но боится высоких температур, поэтому стирать его лучше в прохладной воде.

Подходит для создания моделей одежды замысловатого кроя, детской одежды, пеленок.

  • Саржа изготавливается из хлопчатобумажных нитей путем их диагонального переплетения.



Прочная, долговечная, гипоаллергенная, влагоустойчивая ткань, не требует особого ухода. Используется для пошива спецодежд, скатертей, легких сумок, интерьерных изделий, ковриков, обивки для матрасов и др.

  • Интерлок – хлопковый материал, сотканный как двусторонний трикотаж.


Плотная, мягкая, эластичная ткань, которая после растягивания принимает прежнюю форму, хорошо впитывает влагу, обеспечивает отличный воздухообмен. На ней не образуются катышки, затяжки.

Интерлок применяется для создания нательного белья, особенно актуален при изготовлении детской одежды.

  • Репс – материал высокой плотности плетения, состоящий на 60% из льна, на 40% из хлопка.


Хорошо дышит, впитывает и испаряет влагу, непривередлив в уходе.

Из плотного репса шьют платья, брюки. Но чаще он используется для изготовления штор, мебельной обивки, воссоздания исторического интерьера.

Читайте также: