Группа по присмотру и уходу в детском саду что такое

Обновлено: 18.09.2024

Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 года N Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 года и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 года Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование.

Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 2013 года (далее - Закон), присмотр и уход за детьми - это "комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня" (пункт 34 статьи 2).

Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).

групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.

В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

С целью развития данной формы присмотра и ухода рекомендуется расширять разнообразие направленности групп для детей дошкольного возраста, работающих в режиме полного дня, делая акцент на создании групп не только общеразвивающей направленности, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

Вторая форма предоставления услуг по присмотру и уходу, получающая все большее распространение в настоящее время, реализуется в семейных дошкольных группах. Семейные дошкольные группы создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ. Чаще всего воспитатели - многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. В 2013 году дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

Третья форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье, при этом дети получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания (далее - ГКП). По состоянию на январь 2013 года 18,6 тыс. таких групп функционирует в 12 тыс. учреждений (ДОУ, школах, учреждениях дополнительного образования). В них воспитывается около 270 тыс. детей дошкольного возраста (около 4,6% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). ГКП имеют разную направленность: группы адаптации для детей с 6 месяцев до 2 лет, в том числе для детей с родителями; группы развития (дошкольное образование на основе развивающих игр), группы "Особый ребенок" для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе и другие. Развитие данной формы сочетания присмотра и ухода за детьми в семье и дошкольного образования в режиме кратковременного пребывания целесообразно при наличии спроса у населения.

Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 году более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в ГКП на основе трехстороннего договора между:

дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,

индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,

и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.

Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).

Большое значение в данном случае имеет отбор индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми. Активная работа с индивидуальными предпринимателями, проявившими желание осуществлять деятельность в сфере присмотра и ухода за детьми, ведется в Хабаровском и Красноярском краях через центры подготовки индивидуальных предпринимателей. Однако, как показывает опыт Красноярского края, более 20% обученных индивидуальных предпринимателей отказываются в ближайшие месяцы после обучения от осуществления деятельности в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Учитывая изложенное, при развитии индивидуального предпринимательства в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста рекомендуется:

а) провести анализ в области спроса и предложения на услуги присмотра и ухода за детьми, предоставляемые индивидуальными предпринимателями (далее - ИП). Данные мониторинга доступности и качества дошкольного образования, проводимого Минобрнауки России, изучение общественного мнения показывают, что большинство родителей детей дошкольного возраста заинтересованы в предоставлении их ребенку места в государственном или муниципальном детском саду полного дня, который гарантирует как присмотр и уход за ребенком, так и оказание образовательных услуг. Отсутствие анализа спроса на услуги ИП в сфере дошкольного образования может привести к тому, что обученные ИП не смогут реализовать свои знания.

б) сформировать критерии отбора претендентов для организации деятельности в сфере дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в соответствии с положениями трудового законодательства. Необходимо не допустить, чтобы с детьми дошкольного возраста работали ИП, имеющие или в прошлом имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (статья 351_1 Трудового кодекса).

Еще одним критерием отбора ИП - кандидатов на обучение для реализации присмотра и ухода за детьми, является отсутствие противопоказаний для работы с детьми дошкольного возраста по состоянию здоровья (в том числе психического).

При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого ИП, рекомендуется учитывать существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования.

Данная поддержка включает в себя в том числе предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

поддержка начинающих предпринимателей - гранты начинающим на создание собственного бизнеса;

содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий;

создание и развитие гарантийных фондов.

Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы реализуется проект "Разработка и апробация механизмов применения различных форм организации присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей и семьях, имеющих детей дошкольного возраста". По итогам исполнения проекта будет представлен обобщенный опыт субъектов Российской Федерации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми.

Детей в ДОО могут разделять по возрасту. О возрастных группах и обязанностях воспитателя в каждой из них мы уже рассказывали раньше. Большинство групп в обычных детских садах — общеразвивающие, в них реализуется стандартная программа дошкольного образования согласно ФГОС ДО.

Есть и другие виды групп: с оздоровительной и компенсирующей направленностью, кратковременного пребывания, интегрированные и пр. В чем особенности каждой из таких групп и что должен знать и уметь воспитатель, чтобы работать в них? Рассмотрим в статье.

Группа кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания в детском саду открывают как для детей раннего возраста — от 1,5 до 3 лет, так и для дошкольников до 7 лет. Воспитанники в них находятся по 3–4 часа в день.

Какими бывают группы детского сада и как в них работать?

  • адаптационные, где дети до 3 лет привыкают к условиям ДОО;
  • группы развития, цель которых — развитие и социализация детей от 3 до 7 лет;
  • для будущих первоклассников — сюда принимают 5–6-леток, не посещающих дошкольные учреждения, с целью подготовки к школе.

Чтобы работать воспитателем в ГКП, необходимо иметь определенные навыки.

Для адаптационной группы на первое место выходит организация бытовых моментов. Дети 1,5–2 лет еще не вполне овладели навыками самообслуживания: неаккуратно едят, не всегда могут попроситься в туалет, часто не способны объяснить свои потребности и желания. Воспитателю следует быть терпеливее и внимательнее, чем обычно, больше узнать об особенностях адаптации детей к дошкольному учреждению.

Для работы в группе будущих первоклассников воспитатель должен владеть навыками организации предшкольной подготовки.

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Педагог предшкольной подготовки

Подходит для действующих специалистов

Основная специфика образовательного процесса в любой из групп кратковременного пребывания детского сада — его компактность. Это значит, что в небольшой промежуток времени необходимо вместить и физкультуру, и обучение, и свободные игры, и прогулку. Лучше всего решать образовательные и воспитательные моменты в комплексе, включая их в том числе в режимные моменты.

Календарно-тематическое планирование следует строить с учетом того, что дети будут поступать в группу в течение всего года, поэтому программа должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог включиться в процесс.

► Особое внимание следует уделить работе с родителями, поскольку на них лежит значительная доля ответственности за дошкольное образование ребенка.

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Группа оздоровительной направленности

Какими бывают группы детского сада и как в них работать?

В группу оздоровительной направленности принимают часто болеющих детей, детей с туберкулезной интоксикацией, с нарушением осанки и плоскостопием и других ребят, нуждающихся в лечении и оздоровлении. Цель такой группы — укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

В режим дня группы включают лечебную физкультуру, процедуры по профилактике ОРЗ и ОРВИ, закаливание. Дневной и ночной сон здесь более длительные, питание лечебное или диетическое.

Воспитатель должен понимать, что группа оздоровительной направленности в ДОО — это группа для детей с ослабленным здоровьем. Важно соблюдать строгие требования к прогулкам, организовывать подвижные игры, чтобы укрепить детский организм. При планировании занятий учитывать чередование умственной и физической деятельности, не допускать длительного сидения на одном месте. Всегда обращать внимание на то, как дети стоят, сидят, переносят тяжести, и учить их правильно это делать.

С детьми обязательно работает инструктор ЛФК с медицинским образованием. Все педагоги группы должны овладеть технологией проведения дыхательной гимнастики и включать ее в свои занятия наряду с физкультминутками.

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Группа компенсирующей направленности

В группу компенсирующей направленности принимают детей с ограниченными возможностями здоровья. В одну группу объединяют детей со схожими проблемами:

  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с повреждениями опорно-двигательного аппарата;
  • логопедические (для детей с ФНР или ОНР) и другие.

Цель группы компенсирующей направленности — создать условия для коррекции нарушений и освоения программ дошкольного образования, для подготовки к обучению в школе. Основная форма организации образовательной деятельности в такой группе — работа со специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, тифлопедагогом и т. д. Эта работа может быть индивидуальной, групповой или фронтальной.

► Задача воспитателя — наладить контакт с этими специалистами и обеспечить преемственность в работе. Все остальные занятия проводятся по адаптированной программе с учетом психофизических особенностей воспитанников.

108 часов (1.5 мес.)

Интегрированная группа (комбинированной направленности)

Основная трудность для воспитателя, работающего в такой группе, — учет особенностей детей с ОВЗ и разработка для них индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ на основе индивидуального плана реабилитации (ИПР). Эта работа требует большой предварительной подготовки. Почитать больше о работе воспитателя с детьми с ОВЗ вы можете в этой статье.

108 часов (1.5 мес.)

Другие виды групп

В дошкольных учреждениях могут работать и другие виды групп.

Летняя — временная группа, организуемая летом для детей разного возраста. Занятия в них обычно не проводят, а организуют досуг: с детьми играют, читают, водят их на экскурсии, в театры или музеи.

Группа для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) для развития, присмотра, ухода и оздоровления.

Группа по присмотру и уходу, без реализации образовательной программы для детей от 2 месяцев до 7 лет.

Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности.

Соотношение групп разных видов ничем не регламентируется — группы в ДОО открывают исходя из потребности и наполненности.

В каждую из групп могут входить дети как одного возраста, так и разных возрастов. Это зависит от общей наполняемости детского сада. Работе воспитателя в разновозрастных группах мы посвятили отдельную статью.

Где получить нужные знания для работы в группах разной направленности

Чтобы поступить на курс и начать учиться, вам не нужно приезжать в институт. Весь процесс построен дистанционно*. Просто выбирайте интересующую программу и записывайтесь — набор в группы не ограничен сроками. Учитесь в удобное время и в любом месте: Слушайте лекции и вебинары, изучайте дополнительные материалы, выполняйте практические задания и проходите тесты.

Успешно освоив программу и сдав итоговое тестирование, вы получите удостоверение, которое сможете предъявить по месту работы для подтверждения своей квалификации.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Предлагаемые материалы адресованы руководителям образовательных организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, медицинским работникам, родителям и другим юридическим, физическим лицам, занимающимся вопросами организации ухода и присмотра детей дошкольного возраста.

Памятка разработана в соответствии:

- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

2. Общие требования к организации работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста

В организациях по присмотру и уходу за детьми должны быть обеспечены условия пребывания детей, режим дня и организация питания в соответствии с гигиеническими требованиями. Особое внимание следует обратить на организацию медицинского обслуживания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, прохождение медосмотра персонала, наличие личных медицинских книжек, оформленных в установленном порядке.

Неукоснительное соблюдение требований санитарного законодательства – залог здоровья детей и сохранения стабильной эпидемиологической обстановки в детских организованных коллективах.

Взаимоотношения между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе оказания услуги, длительность пребывания ребенка, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги.

Услуга по уходу и присмотру предполагает пребывание ребенка по месту оказания услуги в течение полного дня (не менее 5 часов).

Услуга по уходу и присмотру в зависимости от длительности пребывания ребенка включает в себя:

- без организации питания и сна не более 3 – 4 часов;

- при пребывании ребенка не более 5 часов - с организацией однократного приема пищи, прогулки продолжительностью не менее 1 часа, без организации сна;

- при пребывании ребенка более 5 часов - с организацией питания, с интервалом приема пищи 3 - 4 часа, прогулок продолжительностью не менее 1 часа и сна.

Услуга по уходу и присмотру может быть дополнена услугой по развитию, оздоровлению ребенка в соответствии с договором, заключенным между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) ребенка.

Услуга по уходу и присмотру может быть организована:

- в жилом помещении (жилой дом, часть жилого дома, квартира, за исключением подвального и цокольного этажей) с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и иных требований законодательства;

- в приспособленных для этих целей помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

Лица, осуществляющие деятельность, непосредственно связанную с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, проходят периодическое медицинское обследование.

К деятельности, непосредственно связанной с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Допускается размещение в жилых помещениях:

- дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;

- дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

3. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию

Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.

При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.

Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.

Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающие проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.

Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:

- место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;

- игровая комната для проведения занятий, игр;

- помещение (место в игровой комнате) для сна;

- кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;

- помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;

- место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;

- помещение (место) для хранения белья;

- место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;

4. Требования к организации питания

Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется изпродовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.

Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.

При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.

Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей. Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания.

Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с гигеническими нормативами.

При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

От всех приготовленных и реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий должны оставляться суточные пробы. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г.; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбасу, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной порции).

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование продуктов и сырья, не разрешенных к использованию в детском питании.

Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной группы (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник).

Для дошкольных групп организуется питьевой режим, с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3 часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

5. Требования к приему детей в дошкольные группы и организации режима дня дошкольной группы

Прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, осуществляется на основании медицинского заключения.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.

При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий зависит от возраста детей.

При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе, в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется.

6.Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала дошкольной группы

Персонал дошкольных групп проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке 2 ; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям - не реже 1 раза в год.

Персонал дошкольной группы прививается в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник дошкольных групп должен иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, сведения о допуске к работе.

Медицинское обслуживание детей дошкольной группы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Требования к соблюдению санитарных правил

Руководитель дошкольной группы, индивидуальный предприниматель отвечает за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие санитарных правил и доведение их содержания до персонала дошкольной группы;

У меня трое детей. Моей младшей дочери 3 года, и я задумываюсь о том, чтобы не отдавать ее в обычный детский сад, а организовать свой — домашний.

В статье расскажу, что это такое, чем домашний детский сад отличается от государственного и частного, как организовать все это самому и можно ли получить помощь от государства.

Что такое домашний детский сад

Семейные дошкольные группы могут организовывать только многодетные родители с детьми-дошкольниками. Называть их можно по-разному — семейными детскими садами как в Москве, группами дошкольного воспитания как в Красноярском крае, домашними детскими садами или иначе.

Частные детские учреждения могут вести образовательную деятельность — в этом случае им нужно иметь лицензию. А могут не заниматься образованием и выполнять другие функции, например присматривать за детьми, кормить их, играть, гулять. В этом случае лицензия не нужна.

Расскажу обо всех этих вариантах подробнее.

Как победить выгорание

Разновидности детских дошкольных заведений

Все дошкольные учреждения в России можно разделить на государственные и частные. Среди государственных выделяются семейные дошкольные группы, а у частных множество разновидностей в зависимости от концепции бизнеса.

Семейная дошкольная группа, или семейный детский сад, — это небольшая группа, в которой воспитатель — это родитель одного или нескольких дошкольников. В такой группе, как правило, должно быть не меньше трех детей — точные требования зависят от региона. Организовать семейную группу могут только многодетные семьи, где есть хотя бы один дошкольник. Дети занимаются у себя дома, но официально прикреплены к муниципальному детскому саду.

В каждом регионе действуют свои правила по организации таких садов. Например, в Москве открыть семейный детский сад может многодетная семья по месту своего проживания. В семье при этом должно быть от трех детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В случае если в многодетной семье имеется только один или двое дошкольников, организовать семейный детсад можно, пригласив в него дошкольников из других семей.

Частный детский сад — это любая форма присмотра за детьми, организованная юрлицом, ИП или самозанятым, то есть не государством. В таком саду за ребенком могут просто присматривать и ухаживать, а могут чему-то обучать по программе, если у сада есть на это лицензия.

Группа по присмотру и уходу — это один из вариантов частного детского сада, который не требует лицензии. В такой группе за детьми присматривают, кормят, гуляют, играют, но не имеют права заниматься их обучением и подготовкой к школе.

Центр развития детей или детский клуб — это тоже варианты частного детского сада, которые могут работать как по лицензии, так и без нее. Такие центры могут создавать самозанятые — при условии, что они не занимаются образовательной деятельностью, ИП, некоммерческие (НКО) и коммерческие организации. Для последних образовательная деятельность, если центр ею занимается, всегда будет не основной, а дополнительной.

В детских клубах и подобных заведениях дети не остаются на весь день, не едят, не спят. Соответственно, к ним не применяются некоторые нормы санпина, например не нужно организовывать спальные места. Но открывать детский сад полного дня под видом центра развития незаконно, даже если у него есть лицензия.

Негосударственная образовательная организация — это детский сад или детский центр, оформленный как некоммерческое юрлицо. Для такого юрлица образовательная деятельность всегда основная. До 2013 года только с такой формой собственности вообще можно было получить лицензию. Сейчас некоммерческие организации, как правило, оформляют те, кто рассчитывают на субсидии от государства и гранты от фондов.

Различия детских дошкольных заведений

Название В какой форме создается Нужна ли лицензия Что могут делать для детей Что получают от государства
Семейная дошкольная группа Группа при муниципальном садике Нет. Но создать может только многодетная семья, где есть хотя бы один дошкольник Присмотр, уход и обучение Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад
Частный детский сад ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Присмотр, уход, обучение Субсидии
Группа по присмотру и уходу ИП, самозанятость, юрлицо Нет Присмотр и уход
Центр развития детей, детский клуб ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Обучение, присмотр
Негосударственная образовательная организация Некоммерческое юрлицо Да Присмотр, уход, обучение Субсидии

Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад

Как домашние сады регулируются государством

Кроме того, любые организации, которые работают с дошкольниками, обязаны соблюдать требования:

Например, по требованиям санпинов если дети проводят в частном садике меньше четырех часов, то не нужны кровати и место для приема пищи, а если больше — придется оборудовать кухню и спальню. Если садик занимается только присмотром и уходом, то не должно быть обучающих занятий. Если обучение проводится и есть лицензия, то должна быть образовательная программа, а воспитатели должны иметь педагогическое образование.

С 2013 года санпины смягчились, например частные детские сады разрешили открывать в жилых помещениях, а комплектность групп стали определять не по количеству детей, а по количеству квадратных метров на ребенка.

А с января 2021 года в силу вступили новые санитарные правила, которые, напротив, усложнили жизнь детским учреждениям. Например, по новым требованиям любая дошкольная организация теперь обязана иметь собственную территорию для прогулок детей. Исключение — группы по присмотру и уходу, которые не занимаются образованием, — они могут использовать детские игровые площадки во дворах жилых домов.

Плюсы и минусы бизнеса

Если вы не подходите под условия создания семейной дошкольной группы, то свой детский сад становится своим бизнесом, в котором есть плюсы и минусы.

  • ваши дети находятся под вашим же присмотром и вы уверены, что их хорошо кормят и не обижают;
  • это дополнительный доход для родителей.
  • если детский сад организован в вашей квартире, придется часть ее выделить для работы — ваше личное пространство уменьшится;
  • детский сад поблизости может не понравиться соседям — они начнут мучить вас жалобами и проверками.

Не стоит также забывать, что для организации детского сада, даже маленького и без лицензии, нужно официально регистрироваться, платить налоги, вкладываться в качественное оборудование. Покупать подходящие по санпинам стройматериалы для ремонта и игрушки. То есть соответствовать всем требованиям законов.

Риски и проблемы при открытии домашнего детского сада. Главная проблема при организации детского учреждения — это помещение. Детский сад может располагаться и в жилом, и в нежилом фонде, но в любом случае помещение должно соответствовать всем нормативам — подробно о них ниже.

Прекрасно, если для детского сада у вас есть просторная квартира, желательно на нижнем этаже. При этом запрещено размещать любые детские учреждения в цокольном этаже. Еще лучше, если вы владеете коттеджем или частным домом. От размера и обустроенности помещения зависит то, сколько детей вы сможете принимать, а также сможете ли вы получить лицензию. Если подходящей недвижимости нет, то помещение придется арендовать.

Например, у меня частный дом, и я могу выделить 30 м² под игровую комнату. По санитарным правилам с такой площадью я смогу принять до 12 детей до 3 лет — по 2,5 м² на ребенка, или 15 детей старше 3 лет — по 2 м² на ребенка.

Если ваш детский сад располагается в квартире, нужно учесть интересы других жильцов многоквартирного дома. Соседей могут не устроить шум и крики, незнакомые люди — родители детей, которые по утрам и вечерам заходят в подъезд, игры детей на придомовой территории, которая входит в общую собственность жильцов и т. д. Особенно внимательно нужно относиться к соседям, если вы арендуете помещение. В этом случае лучше заранее договориться с собственником о том, что в арендуемой недвижимости будет детский сад.

Решение Набережночелнинского городского суда № 2-4129/2018 от 03.05.2018 по иску о запрете размещения дошкольной группы по присмотру и уходу за детьми в квартире

Чтобы оформить лицензию, нужно набрать персонал, подготовить помещение и получить разрешения Роспотребнадзора о соответствии помещения нормативам и Рособрнадзора о соответствии образовательной программы. О порядке лицензирования расскажу дальше.

Открытие полноценного детского сада требует вложений, которые могут не окупиться. Особенно если вы арендуете помещение, а не работаете в своей квартире или доме. В больших городах бизнесу будет мешать высокая конкуренция, в маленьких — низкий доход потенциальных клиентов.

Кроме того, все, что связано с детьми, — заведомо опасный бизнес. Дети могут заболеть, упасть, отравиться, подраться, испортить вещи — за все эти неприятности ответственность несет детский сад.

Главное, чтобы были довольны ваши клиенты — дети и их родители

Начинающий предприниматель, который хочет открыть детский сад, может столкнуться с несколькими трудностями. Чаще всего не удается открыться в установленный срок, вложения превышают запланированные — хотел вложить два миллиона, а вложил уже три, или расходы превышают доходы — время идет, предприниматель платит аренду, а детей все еще недостаточно.

Главное в такой ситуации — как следует взвесить все с самого начала, продолжать работать и оказывать качественную услугу, даже если в первые месяцы нет полного набора и ожидаемых доходов.

Не нужно усложнять себе жизнь и сразу брать на себя слишком много. Вместо садика в 500 м² проще открыть небольшой частный сад на первом этаже жилого дома, не устанавливать космическую цену за свои услуги, а узнать, какая цена адекватна для этого района. Вместо того чтобы тратить усилия и деньги на лицензирование, начните с группы по присмотру и уходу.

Например, у нас 30 садиков в Москве и нет образовательной лицензии. Потому что мы не предлагаем образовательные услуги и все занятия проводим только в игровой форме. Наша цель, чтобы ребенку было интересно и комфортно ходить в наши сады, а родители могли спокойно его оставить. С таким форматом гораздо легче работать и легче открыться.

Начинающие предприниматели часто боятся проблем с разными службами, с соседями в домах, где они арендуют помещение. И за этими страхами забывают о главном — о детях. И тут совет один — делайте все по закону, и никакие соседи и проверки вам будут не страшны.

Кто может открыть семейный детский сад

Если речь о семейной дошкольной группе, то организовать ее может только многодетный родитель — неважно, мама или папа. Требования к таким группам зависят от региона. Например, в Москве наполняемость групп должна быть от 3 до 5 детей, а в Тульской области — от 5 до 8 детей. При этом в группе может быть как несколько собственных детей многодетного родителя-воспитателя, так и один.

Частный детский сад может открыть любой человек — достаточно зарегистрировать ИП, ООО или некоммерческую организацию.

При этом важно учитывать, что в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних не могут работать люди с судимостями, в том числе погашенными, осужденные за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, за подрыв конституционного строя и некоторые другие. Эту информацию об ИП налоговая обязательно запросит при регистрации.

Открывать юрлицо учредителю с судимостью закон не запрещает. Но такой учредитель все равно не сможет заниматься педагогической деятельностью в своей организации.

Когда нужна лицензия. Для открытия частного детского сада лицензия понадобится во всех случаях, когда в саду оказывают образовательные услуги и есть нанятые преподаватели, обучающая программа, расписание занятий и методические пособия. Также всегда придется лицензировать деятельность некоммерческим образовательным организациям.

Без лицензии работать с детьми можно, только если:

  1. Частный сад занимается только уходом и присмотром за детьми, в его рекламе и расписании нет занятий, в работе не используются методические пособия, а в штате нет преподавателей.
  2. Владелец детского сада — ИП, который имеет педагогическое образование и лично оказывает образовательные услуги.
  3. Это семейная дошкольная группа при государственном детском садике.

Как открыть садик при поддержке государства

Проще всего сотрудничать с государством многодетным мамам, которые решили оформить семейную группу. Приведу пример, как они работают.

Наталья много лет работает воспитателем детского сада на дому. Сначала она занималась со своими детьми, а когда кто-то вырастал, брала в группу приходящих малышей. Все это время она оформлена воспитателем в государственном образовательном комплексе в Москве. Она получает зарплату воспитателя и деньги на питание из расчета 133,05 Р в день на дошкольника.

Чтобы оформить такую группу, нужно обратиться в любой государственный детский сад в своем регионе, который уже работает или готов работать по этой программе. Дольше и успешнее всего программа работает в Москве — с 2008 года количество семейных групп увеличилось с 200 до почти 1000.

Читайте также: