Группировка растений по срокам выращивания разделение по школам

Обновлено: 05.10.2024

Формирование надземной части саженцев — важнейший агро­технический этап при выращивании деревьев и кустарников в пи­томнике и на объектах озеленения. Основу формирования надзем­ной части саженцев составляют различные обрезки растений на разных этапах их выращивания (см. 2.3). С помощью обрезок у де­ревьев стремятся создать прочный прямой ствол определенной высоты и крону из скелетных ветвей, равномерно расположенных и прочно сросшихся со стволом, а также получить хорошо разви­тые побеги следующих порядков. У кустарников путем обрезки формируют развитые, равномерно размещенные в пространстве скелетные побеги и низко расположенный узел кущения.

Многолетняя практика и специальные исследования свидетель­ствуют о том, что обрезка является составной частью единого комплекса выращивания растений и ни в какой мере не восполняет недостаток питания, водоснабжения, световых условий. С другой стороны, ни один из агротехнических приемов не может заменить обрезку. Выполнять эту работу могут только квалифицированные рабочие, представляющие себе ее цель, знающие особенности строения надземной части, возрастные особенности роста и раз­вития обрезаемого растения, представляющие реакцию дерева или куста на обрезку.

Группировка растений по срокам выращивания. Разделение по школам

Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III (называемая еще школой дли­тельного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустар­ников — две школы.

Необходимость последовательных пересадок растений в питом­нике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания — от 1 до 9 м 2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улуч­шение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений — при густой посадке вырастают деревья с тонким штам­бом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам (см. 1.2). При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпи­дермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Выращивание деревьев без пересадок при разреженных посевах или посадках в принципе возможно, но практически это неосуществимо, так как, во-пер­вых, неэффективно будет использоваться земля — основное сред­ство производства в питомнике; во-вторых, затраты на уходы будут недопустимо высоки (борьба с сорняками, полив и др.); в-третьих, получение стандартного посадочного материала с компактной корневой системой очень затруднено, поэтому приживаемость растений на объектах озеленения будет низкой.

Именно поэтому перешколивание, т.е. двух-трехкратная пере­садка растений с последовательным увеличением площади пита­ния, отработанное многолетним опытом выращивания декора­тивных растений, принципиально необходимо для получения ра­стений установленных размеров в кратчайшие сроки.

Сроки выращивания в школах различны для декоративных ра­стений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования ра­стений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или по­лучения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви над­земной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со сво­бодным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го поряд­ков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.

Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять-шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I — II стандартных групп. Если надо получить растения IV—V стан­дартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выра­щивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.

У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролист­ный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони) в I школе за четыре-пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре-пять лет) заканчивают формиро­вать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал 1 — 111 стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выра­щивания растений IV— V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращива­ют, как и быстрорастущие деревья.

При формировании деревьев используют другие способы об­резки, чем для кустарников.

Привитые растения составляют, как известно, особую группу растений, в технологию выращивания которой включаются при­вивки. Деревья и кустарники, прививаемые в корневую шейку, в возрасте двух-трех лет выращивают отдельно уже в составе I шко­лы, где и проводится прививка. А растения старше трехлетнего возраста, прививаемые в штамб на высоте 120 — 200 см от уровня земли, выделяют в отделение архитектурных и привитых форм только во II или III школе.

В отделе привитых форм имеется своя система обрезок.

В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20 — 0,25 м 2 , для медленнорастущих деревьев — 0,3 м 2 , для быстрорас­тущих — 0,5 м 2 . Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м 2 , для архитектурных форм кустарников 1,0— 1,25 м 2 , для деревьев — 1,0 м 2 .

Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м 2 (схема посадки 1,5 х 1,5 м) до 9 м 2 (3x3 м).

Маришка Гурова

Вопросы к экзамену по древоводству
1.
1. Ассортимент деревьев и кустарников для зеленого строительства. Принципы подбора ассортимента. Районирование.
2. Понятие об основном, дополнительном и ограниченном ассортименте. Целевое назначение ассортимента
3. Отношение древесных растений к влаге. Засухоустойчивые растения. Растения для сырых территорий.
4. Отношение древесных растений к почве. Растения для песчаных и глинистых почв.
5. Требования древесных растений к элементам питания.
6. Отношение древесных растений к кислотности почвы. Растения для щелочных и кислых почв.
7. Декоративность кроны древесных растений
8. Декоративность коры древесных растений
9. Декоративность листовой пластинки древесных растений
10. Декоративность цветков древесных растений
11. Декоративность плодов и семян древесных растений
12. Основные понятия о закономерностях роста и развития кустарников. Возобновление кустарников. Цикл развития стебля кустарника. Понятие о долговечности стебля.
13. Классификация кустарников по долговечности стволов, типам роста и возобновлению
14. Типы обрезки древесных растений
15. Рост и развитие недолговечных кустарников, особенности их обрезки
16. Рост и развитие долговечных кустарников, особенности их обрезки
17. Рост и развитие среднедолговечных кустарников, особенности их обрезки
18. Кустарники, цветущие рано весной и особенности их обрезки
19. Кустарники, в конце весны и особенности их обрезки
20. Кустарники, цветущие летом и особенности их обрезки
21. Кустарники, цветущие осенью и особенности их обрезки
22. Методика расчета необходимого количества посадочного материала для закладки разных школ и отделов питомника.
23. Методика расчета продуцирующей площади питомника.
24. Методика расчета площади маточного хозяйства
25. Облагораживание посадочного материала, взятого из леса

2.
1. Способы обработки почвы в питомниках.
2. Понятие о культуро- и севооборотах
3. Удобрения, их классификация и применение
4. Регуляторы роста и развития растений, их классификация и применение
5. Стимуляторы роста и развития растений.
6. Гербициды, их классификация и механизмы действия на растение
7. Дефолианты и их применение
8. Антитранспиранты и их применение.
9. Питомники древесных растений, виды древесных питомников и их специфика.
10. Производственная структура питомников. Отделы питомника и их назначение.
11. Сроки выращивания посадочного материала в различных отделах питомника.
12. Маточное хозяйство. Структура, подбор ассортимента
13. Семенные маточные плантации
14. Маточные плантации для вегетативного размножения
15. Уход и содержание маточных плантаций
16. Деятельность посевного отделения
17. Деятельность отдела вегетативного размножения
18. Деятельность отдела формирования, структура и задачи
19. Выращивание декоративных растений в отделе формирования, группировка по срокам выращивания.
20.Выращивание и формирование привитых форм древесных растений
21. Выращивание архитектурных форм кустарников.
22. Школа длительного выращивания, ее назначение, особенности ухода и выращивания древесных растений.
23. Стандарты на посадочный материал, применяемый для озеленения
24. Выкопка и транспортировка посадочного материала. Особенности выкопки и транспортировки крупномеров
25. Организация территории питомника

3.
1. Сроки созревания и сбора семян. Способы сбора семян
2. Способы и сроки переработки и хранения семян
3. Подготовка семян к посеву. Основные способы и техника подготовки
4. Посевные качества семян
5. Понятие покоя семян. Виды покоя.
6. Посев семян. Сроки и способы посева. Уход за сеянцами
7. Способы вегетативного размножения декоративных древесных растений
8. Размножение отводками. Способы, методика, получение посадочного материала
9. Размножение корневыми отпрысками и делением кустов. Методики и ассортимент растений
10. Размножение растений черенкованием. Типы и сроки размножения

Маришка Гурова

11. Размножение зимними черенками. Сроки и способы заготовки и хранения черенков. Мероприятия, повышающие укореняемость.
12. Размножение зелеными черенками. Условия для черенкования, сроки, субстраты
13. Техника проведения зеленого черенкования. Особенности черенкования хвойных растений.
14. Размножение декоративных растений прививкой. Сроки и способы прививок. Привой, подвой и их совместимость
15. Формирование корневой системы у саженцев.
16. Формирование надземной части кустарников, особенности формирования у разных пород.
17. Формирование штамба древесных пород
18. Побеги утолщения. Сроки закладки и вырезки, особенности у различных пород
19. Формирование кроны древесных растений
20. Особенности формирования кроны у пород с разным листорасположением.
21. Выращивание и формирование быстрорастущих лиственных деревьев
22. Выращивание и формирование медленнорастущих лиственных деревьев
23. Выращивание и формирование быстрорастущих хвойных деревьев.
24. Выращивание и формирование медленнорастущих хвойных деревьев.
25. Особенности выращивания растений в контейнерах

3 Введение 3 Глава 1. Ассортимент декоративных древесных растений 1.1. Основной, дополнительный и ограниченный ассортимент Стандарты на декоративные древесные растения Районирование ассортимента Биологические особенности древесных растений и их требования к экологическим факторам 17 Глава 2. Теоретические основы формирования деревьев и кустарников в питомниках и на объектах 2.1. Морфологические особенности деревьев и кустарников Онтогенез и органогенез у древесных пород Обрезка декоративных древесных пород 47 Глава 3. Регуляторы роста и развития 3.1. Классификация регуляторов и их влияние на растения Стимуляторы роста Гербициды Дефолианты и антитранспиранты 63 Глава 4. Питомники декоративных древесных пород 4.1. Роль питомников в обеспечении посадочным материалом и их структура Организация территории и местоположение питомника Почва как фактор производственной мощности питомника Мелиорация и планировка территории питомника Обработка почвы в питомниках Удобрение почвы Характеристика удобрений, нормы и способы их внесения Севооборот и культурооборот Отделы питомников Маточное хозяйство 119 Структура маточного хозяйства 120 Уход за маточным садом 127 Проектирование маточного сада Отдел размножения 134 Семенное размножение 137

4 Плодоношение и сбор семян 138 Хранение семян 150 Определение качества семян 153 Подготовка семян к посеву 162 Посев семян 176 Уход за посевами и всходами 187 Выкопка и хранение сеянцев 194 Транспортирование сеянцев 196 Вегетативное размножение 197 Размножение неотделенными частями 198 Размножение отделенными от растения частями Выращивание растений в школах Группировка растений по срокам выращивания. Разделение по школам 231 Формирование корневой системы 233 Формирование надземной части кустарников 234 Формирование надземной части деревьев 237 Формирование надземной части привитых форм 244 Формирование деревьев, выросших в лесу 249 Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах 250 Глава 5. Особенности выращивания красивоцветущих кустарников 5.1. виды кустарников Розы Виды роз Агротехника выращивания роз 275 Глава 6. Современные тенденции в агротехнике выращивания декоративных древесных пород 6.1. Выращивание в контейнерах Хранение сеянцев и саженцев в холодильниках Особенности развития растений 285 Глава 7. Организационно-хозяйственный план питомника 7.1. Технологические карты как основа организации производственного процесса в питомнике Расчет ежегодного выпуска деревьев и кустарников Состав проектных материалов оргхозплана питомников 293 Глава 8. Формирование, обрезка и диагностика растений на объектах озеленения 8.1. Формирование и обрезка растений Диагностика состояния растений 308 Заключение 310 Приложение 1. Важнейшие древесные и кустарниковые породы для зеленого строительства на территории европейской части РФ 312

5 Приложение 2. Продолжительность роста корней (в городах лесной зоны) 324 Приложение 3. Возраст перехода древесных пород в репродуктивную фазу 326 Приложение 4. Сроки сбора семян и плодов у разных пород 328 Приложение 5. Посевные качества семян деревьев и кустарников 331 Приложение 6. Срок действия удостоверения о кондиционности семян 335 Приложение 7. Подготовка к посеву семян важнейших декоративных древесных пород 336 Приложение 8. Примерная масса 1000 семян важнейших древесных пород, г 344 Приложение 9. Примерный выход сеянцев различных древесных пород с 1 м посевной борозды, шт 346 Список литературы 348




В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе. Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м. Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины - 4 года, кизильника - 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар. Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.


Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле: для рядовых посадок

где N- густота посадки на 1 га, шт.; р - расстояние между рядами, м ; с - шаг посадки, м; В - ширина ленты вместе с межленточным промежутком, м; Б - число рядов в ленте, шт. Уходы за высаженными в школу растениями заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормках и борьбе с вредителями и болезнями растений. Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см культиваторами КРН-2,8МО, ПРВН-2,8 при уходе за рядовыми и ленточными посадками и культиваторами КФП-1,5, КПП-1,5, КФУ-1,5, КРСШ-2,8А - при уходе за ленточными посадками с шириной ленты и межленточного промежутка, равного 1,5 м. Эти культиваторы седлают ряд, высота растений в котором не превышает 60 см. Количество уходов зависит от лесорастительной зоны и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 - во второй год и 2-3 - в последующие годы. В районах с малоснежными суровыми зимами осенние рыхления заменяют окучиванием саженцев. Поливы проводят 2-8 раз в год в зависимости от лесорастительной зоны и метеорологических условий года выращивания. Норма одновременного полива - 300-600 м3/га. Сухие корневые подкормки обычно проводят одновременно с культивацией почвы и с обязательным последующим поливом. Опрыскивание гербицидами рационально выполнять сразу же после окончания посадки, пока поверхность поля свободна от сорняков. Дозы велпара для обработки посадок сосны следует выбирать в пределах 0,5-2,0 кг/га, остальных триазинов для обработки сосны, ели, кедра - 2-4 кг/га. Для саженцев барбариса обыкновенного, шиповника, вяза обыкновенного, клена ясенелистного можно применять пропазин и симазин в дозах - 1-4 кг/га. В посадках древесных и кустарниковых пород, более чувствительных к триазинам (лиственницы, березы, жимолости, сирени, липы, спиреи, караганы древовидной), следует применять минимальные дозы симазина и пропазина (0,5-1,0 кг/га). Для уходов за посадками елей при наличии на поле отросших сорняков может быть использован раундап после окончания вегетативного роста в дозах 2-3 кг/га. В посадках ели, сосны и кедра до начала роста растений можно применять гоал (1-2 кг/га). У саженцев ели в целях формирования компактной корневой системы в конце июля - начале августа, в год, предшествующий выкопке, производят вертикальную подрезку корней растущих растений на расстоянии 5 см по радиусу от корневой шейки растений. Подрезку осуществляют корнеподрезчиком КН-1 или вручную остро отточенной лопатой. У саженцев лиственных пород с длительным сроком выращивания для последующего озеленения населенных мест формируют штамб и крону. Школы (плантации) новогодних елей создают трехлетними сеянцами. Срок выращивания их в школе – 5-12 лет и более. Оптимальной густотой посадки сеянцев при создании школ новогодних елей считается 20 тыс. шт./га со схемой посадки 1,0 x 0,5 м. Во время основной обработки почвы желательно внесение органических удобрений. После посадки сеянцев в школу, в первый год в течение лета проводят трехкратную корневую подкормку полным удобрением N100P100K50. В течение трёх-четырех лет проводят химические уходы за почвой, после чего необходимость в них отпадает, т.к. кроны начинают смыкаться. В возрасте 9 лет (3+6) вырубают 50 % елок: через одну в ряду. Оставшиеся растения, размещенные по схеме 1х1 м, доращивают в течение 4-х лет. Такое размещение дает возможность вырастить растения с широкой низко опущенной кроной и хорошим ветвлением. В возрасте 15 лет (3+12) ели достигают высоты 1,5-2,5 м. Новогодние ели должны быть срублены и реализованы в течение 10-15 дней. Чтобы удлинить срок заготовки и реализации новогодних елок, рекомендуется их хранение в полиэтиленовой упаковке, что позволяет начать заготовку за 1,5-2 месяца до наступления Нового года. Весной на освободившейся от деревьев площади проводят корчевку пней, через месяц, когда земля с корней осыплется, проводят вычесывание корней и удаление с площади пеньков. Затем проводится вспашка почвы кустарниково-болотными плугами. В течение лета участок содержат под чистым (дискование БДНТ-2,2) или занятым паром (предпочтение отдается пропашным культурам). После уборки сельскохозяйственной продукции почву осенью пашут без оборота пласта и весной производят посадку сеянцев ели. Примерный перечень задач: 1. Рассчитать число посадочных мест в школьном отделении, если расстояние между рядами 0,8 м, в ряду - 0,5 м. Подобрать сажалку и культиватор для этой схемы посадки. 2. Уплотненную школу ели создают сажалкой СШ-3/5 в пятирядные ленты, шаг посадки 10 см. Рассчитать число посадочных мест и подобрать культиватор для уходов. 3. Рассчитать число сеянцев кедра, нужное для создания уплотненной школы на площади 0,75 га. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки - 0,1 м. Подобрать сажалку и культиватор. 4. В питомнике ежегодно производят посадку ели в уплотненную школу на площади 7 га по ленточной пятирядной схеме с шагом посадки 20 см. Определить число посадочных мест, подобрать сажалку и культиватор. 5. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 170 тыс. саженцев кедра. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки 0,3 м, планируемый отпад - 15 %. 6. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 60 тыс. саженцев сирени. Схема посадки 45-45-60, шаг посадки – 40 см. Планируемый отпад - 20 %. 7. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания ежегодно 1400 тыс. штук саженцев ели в течение двух лет, если посадку сеянцев производят в 10-рядные ленты с размещением 0,1х0,1 м и межленточным расстоянием – 60 см. Планируемый отпад 16 %. 8. Рассчитать площадь школьного отделения питомника, необходимого для выращивания ежегодно 1500 тыс. штук саженцев кедра в течение четырех лет. Схема посадки 50-50-50, шаг посадки 0,8 м. Планируемый отпад – 20 %. 9. Рассчитать количество саженцев рябины и саженцев жимолости, выращиваемых в комбинированной школе на площади 1 га. Схема посадки сеянцев рябины - 2,5х0,4 м; сеянцы жимолость высаживают в междурядьях по 3 ряда, шаг посадки - 0,3 м. Подобрать сажалки и культиватор. 10. Рассчитать число посадочных мест на 1 га по породам в комбинированной школе, если кулисные ряды заложены на расстоянии 4 м друг от друга, шаг посадки 0,5 м; кустарники высажены двумя пятирядными лентами сажалкой СШ-3/5 с шагом посадки 0,2 м. Подобрать культиватор для ухода. Контрольные вопросы 1. Чем отличается технология выращивания саженцев в простой, комбинированной и уплотненной школах? 2. Расскажите о преимуществах саженцев перед сеянцами? Какова ваша точка зрения на это? 3. Какова особенность выращивания саженцев отдельных древесных пород? 4. Обоснуйте агротехнику выращивания саженцев породы, указанной в задании курсового проектирования. 5. Какие мероприятия проводят по уходу за саженцами?

Читайте также: