Характеристика и выбор переходных посадок

Обновлено: 05.10.2024

Переходные посадки предназначены для неподвижных соединений, которые служат для обеспечения хорошего центрирования сопрягаемых поверхностей и должны легко разбираться. Натяг в этих посадках небольшой и не может передавать значительные крутящие моменты, потому применяются дополнительные крепления: шпонки, штифты, винты и т. п. Иногда эти посадки применяются без дополнительных креплений, если сдвигающие силы относительно малы, а длина соединения значительна, т. е. когда относительная неподвижность деталей в соединении не является обязательным условием качественной работы узла. Зазоры, образующиеся в переходных посадках, тоже небольшие, что предотвращает значительное смещение (эксцентриситет) соединяемых деталей.

В переходных посадках, как уже отмечалось ранее, можно подсчитать только вероятность натяга, а не его конкретные значения. Чем больше будет вероятность получения натяга, тем более прочным будет соединение. Посадки такого типа назначаются для более точного центрирования деталей, при ударных и вибрационных нагрузках, при необходимости обеспечить взаимную подвижность соединяемых деталей без дополнительного крепления.

Посадки H/js, Js/h характеризуются большей вероятностью получения зазоров, поэтому применяются в таких соединениях, где требуются частые их сборка и разборка. Примеры применения: гильзы в корпусе шпиндельной головки расточных станков, зубчатые колеса шлифовальных станков, шкивы и ручные маховики на концах валов, стаканы подшипников качения в корпусах, подшипниковые щиты в корпусах электрических машин и т. п.

Посадки H/k, K/h - наиболее применяемый тип переходных посадок. Примеры применения: зубчатые колеса на валах редукторов, станков, шкивы, маховики, рычаги, неразъемные эксцентрики на валах, втулки в головках шатуна двигателей внутреннего сгорания, поршневые пальцы с бобышками поршней и т. п.

Посадки H/m, M/h обеспечивают преимущественно небольшой натяг. Вероятность появления зазоров имеется, но за счет погрешностей формы деталей появление зазора практически исключено. Примеры применения: зубчатые колеса на валах редукторов, полумуфты и другие детали на концах валов электродвигателей, штифты в отверстиях, кулачки на распределительных валах, втулки в корпусах из легких сплавов и т. п.

Посадки H/n, N/h – наиболее прочные из переходных посадок. Применяются в тех соединениях, где разборка производится редко, обычно при капитальном ремонте. Примеры применения: тяжелогруженые зубчатые колеса и муфты на валах редукторов, червячные колеса на валах, венцы червячных колес на чугунных центрах, съемные полумуфты на концах валов больших электромашин, вентиляторы на валах, втулки подшипников скольжения в корпусах, втулки толкателей в блоке цилиндров двигателей внутреннего сгорания и т. п.

Выбор переходных посадок

Выбор переходных посадок чаще всего производится по аналогии с известными и хорошо работающими соединениями. Расчеты носят проверочный характер и могут включать в себя расчет вероятности получения зазоров и натягов в соединении, расчет наибольшего зазора по допустимому эксцентриситету соединяемых деталей, расчет прочности тонкостенных деталей и наибольших усилий сборки. В данной задаче производится расчет вероятности получения натягов.

При расчете вероятности натягов обычно используется нормальный закон распределения размеров деталей при изготовлении. Распределение зазоров и натягов в этом случае тоже будет подчиняться этому закону, а вероятности их получения определяются с помощью интегральной функции вероятности Ф(z) (прил. 5). Расчет производится в следующем порядке.

1. Для заданной переходной посадки строятся поля допусков и по формулам (2.3) и (2.4) подсчитываются зазоры (натяги).

2. Определяется среднее квадратичное отклонение:

3. Определяется предел интегрирования z и по прил. 5 выбирается значение функции Ф(z):

4. Рассчитывается вероятность натягов (или процент натягов) и вероятность зазоров (или процент зазоров):

, если z 0, подсчитываются вероятность и процент появления натяга:

Ф(z) = 0,4049 при z = 1,311;

Анализируемая посадка будет давать натяг примерно в 90 % соединений.

Исходные данные к задаче 3

Последняя цифра шифра Специальность
ЛТ В ТМ
Æ71Н8/n7 Æ48Н8/k7 Æ50Н8/m7
Æ80Н8/js7 Æ80Н7/m6 Æ40Н8/n7
Æ80Н8/m7 Æ63Н8/js6 Æ42Н8/js7
Æ100Н7/m6 Æ56Н7/k6 Æ63Н7/ js7
Æ56Н7/n6 Æ56Н7/m6 Æ45Н7/k6
Æ63Н8/k7 Æ80Н7/n6 Æ56Н7/m6
Æ63Н6/m7 Æ45Н8/n7 Æ45Н7/n6
Æ71Н6/k8 Æ71Н8/m7 Æ36Н8/n8
Æ80Н6/n8 Æ50Н8/k7 Æ80Н8/m7
Æ40Н7/js6 Æ40Н8/js7 Æ80Н8/k7

1. А р и с т о в А. И. Метрология, стандартизация и сертификация / А. И. А р и с т о в. М.: Академия, 2008. 384 с.

2. А н у х и н В. И. Допуски и посадки / В. И. А н у х и н. СПб: Питер, 2004. 207 с.

3. Д и м о в Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация / Ю. В. Д и м о в. СПб: Питер, 2004. 432 с.

6. ГОСТ 25346-89. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений. М.: Изд-во стандартов, 1990. 29 с.

7. ГОСТ 25347-89. Поля допусков и рекомендуемые посадки. М.: Изд-во стандартов, 1990. 51с.

Расчет и выбор переходных посадок
Расчет и выбор переходных посадок
Расчет и выбор переходных посадок

Переходные посадки предлагаются только в 4-8 классах. Точность этих посадочных валов должна быть на один градус выше, чем точность отверстия. В переходной посадке максимальный размер помех всегда является комбинацией максимального предельного размера вала и минимального предельного размера отверстия, а максимальный размер отверстия и минимальный предельный размер вала являются комбинацией максимального зазора. Выбор переходной посадки зависит от требуемой точности центрирования, а также от простоты сборки и разборки соединения.

Эти рекомендации носят ориентировочный характер и могут корректироваться в зависимости от условий производства. Людмила Фирмаль

Точность центровки определяется радиальным отклонением втулки вала (или вала внутри втулки). Это происходит, когда в отверстии происходит зазор вала и одностороннее смещение. Ошибки в форме и положении сопрягаемых деталей, неровности и износ деталей во время повторной сборки и разборки приводят к увеличению радиального биения, поэтому эти ошибки исправляются, а пределы точности исправляются. Максимально допустимый зазор для соединения должен определяться по формуле Zshah = P, Kt. (9.15) где запас точности равен KT = 22.

Легкость, с которой соединения могут быть собраны и разобраны с использованием переходных фитингов, и характер этих посадочных площадок определяются возможностью зазора и помех. Рассмотрим методологию определения количества стыков, которые могут иметь помехи и клиренс на этих посадках. Приведено соединение 060Н7 т6 (рис. 9.9). Помехи колеблются от 0 до ZOкмкм, а зазор составляет от 0 до 19 микрон. Допуск на посадку равен сумме допусков на вал и отверстие, .U. 06ON7 t6 ° M не вероятность -23,5 -55 -Zs +30. ^ ро ^ и интерференция 49 мкм. Размеры отверстия (вала) и рассеяния зазора (интерференции) следуют закону нормального распределения, а допуск компонента считается равным полю рассеяния, т. Е. T = 6a.

  • Учитывая принятые условия, aotv = 30 6 = 5 мкм; Avala = 19 6 = 3,17 мкм. Стандартное отклонение aaos = 4d. + . , (9.16) То есть в этом примере apoo = y5a4 3,172 = 5,92 i 6 мкм. При среднем отверстии и размере вала достигается интерференционная посадка 5,5 микрон. Заштрихованная область 9,9 на рисунке характеризует вероятность получения мешающих соединений. Вычисляет вероятность того, что значение помехи находится в диапазоне от 0 до 5,5 мкм. Другими словами, найдите область, окруженную кривой и линией ординат на расстоянии 5,5 мкм от линии симметрии. В рассматриваемом примере x = 5,5 мкм, g = x apos = = 5,5 6 0,91.

Использование таблицы значений интеграции функций (a) (см. Приложение), (r) = 0,3186 Найти вероятность получения помех в соединении: 0,5 4-0,3186 = 0,8186 или 81,86% Вероятность разрыва (свободное пространство под кривой распределения): 1-0,8186 = 0,1814, т. Е. 18,14%. Если 5,5-Za = 23,5 мкм, а зазор 5,5 4 Za = 4 12,5 мкм является фактическим пределом, этот расчет сгруппирован по центру поля допуска из-за систематических ошибок. Приблизительно потому, что центр не учитывает возможность смещения из-за высоких требований к точности центрирования и больших (особенно ударных) нагрузок и вибраций, посадка определяется высокой средней помехой, то есть N A, N W.

Погрешность этих анализов может быть в несколько раз выше, чем разница в количестве отдельных компонентов, и, согласно установленной формуле, она должна отличаться от металлов разных марок, химических материалов и т. д. Людмила Фирмаль

Часто бывает необходимо разобрать сборку и другие детали соединения (особенно прокатку) Если более сложные и опасные в том смысле, что повреждение подшипников), вам необходимо ослабить затяжку соединения .. Посадка н д характеризуется наибольшим средним уровнем помех от всех переходных посадок. Они указаны для составов, которые передают большие силы при наличии ударов и вибраций, а также для тонкостенных втулок, которые не позволяют использовать крепежные элементы. Состав собирается с помощью пресса. Эти насаждения предназначены в первую очередь для соединений, которые разлагаются только во время ремонта продукта.

Посадка N t характеризуется более низким средним уровнем помех, чем N p, но для отключения от этих посадок требуются значительные усилия. Поэтому, когда разборка и сборка соединений редки, это указывается для высоких статических и малых динамических нагрузок. Посадка N C характеризуется средним зазором, близким к нулю, что обеспечивает хорошее центрирование. Они назначены. Например, для шарнирных соединений используются для установки шкивов, зубчатых колес и сцеплений на валах.

Посадка N 8 дает в основном совместный клиренс. Используется для соединений, которые часто разбираются и когда сборка затруднена. Иногда эти посадки используются вместо посадок N N для повышения точности центрирования. Кроме того, если точность изготовления снижается, должна быть получена та же точность центрирования (например, H7 a6 вместо H6 H5).

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Поля допусков и соответствующие им предельные отклонения установлены различными в трех диапазонах номинальных размеров: от 1 до 500 мм и свыше 500 до 3150 мм — по ГОСТ 25347, свыше 3150 до 10 000 мм — по ГОСТ 25348, предельные отклонения для номинальных размеров до 1 мм — по ГОСТ 25347

ГОСТ 25346 устанавливает 20 квалитетов: 01, 0, 1, 2 … 18. (Квалитеты от 01 до 5 предназначены преимущественно для калибров)

ЕСДП рекомендует применять преимущественно посадки в системе отверстия (основное отверстие обозначается буквой Н) и в системе вала (основной вал обозначается буквой h)

Назначение посадок

Посадки выбирают в зависимости от назначения и условий работы оборудования и механизмов, их точности, условий сборки. При этом необходимо учитывать и возможность достижения точности при различных методах обработки изделия

В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки. В основном применяют посадки в системе отверстия (сокращается номенклатура размерного режущего и калибровочного инструмента для отверстий). Посадки системы вала целесообразны при использовании некоторых стандартных деталей (например, подшипников качения) и в случаях применения вала постоянного диаметра по всей длине для установки на него нескольких деталей с различными посадками

Допуски отверстия и вала в посадке не должны отличаться более чем на 1 — 2 квалитета. Больший допуск, как правило, назначают для отверстия

Зазоры и натяги следует рассчитывать для большинства типов соединений, в особенности для посадок с натягом, подшипников жидкостного трения. Во многих случаях посадки могут назначаться по аналогии с ранее спроектированными изделиями, сходными по условиям работы

Краткая характеристика и примеры применения посадок, относящиеся главным образом к предпочтительным посадкам в системе отверстия при размерах 1 — 500 мм

Посадки с зазором

Сочетание отверстия Н с валом h (скользящие посадки) применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей

Посадку H7/h6 применяют:
для сменных зубчатых колес в станках;
в соединениях с короткими рабочими ходами, например для хвостовиков пружинных клапанов в направляющих втулках (применима также посадка H7/g6);
для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при затяжке;
для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях (поршневой шток в направляющих втулках насосов высокого давления);
для центрирования корпусов под подшипники качения в оборудовании и различных машинах

Посадку H8/h7 используют для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности

Посадки H8/h8, H9/h8, H9/h9 применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с валом шпонкой; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных или редких поступательных и вращательных перемещениях

Посадку H11/h11 используют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров

Посадка H7/g6 характеризуется минимальной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке). В особо точных механизмах применяют посадки H6/g5 и H5/g4

Посадку H7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания. Более точную посадку этого типа — H6/f6 — используют для точных подшипников, распределителей гидравлических передач легковых автомобилей

Посадки Н7/е7, Н7/е8, Н8/е8 и Н8/е9 применяют в подшипниках при высокой частоте вращения (в электродвигателях, в механизме передач двигателя внутреннего сгорания), при разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых колес в станках

Посадки H8/d9, H9/d9 применяют, например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры). Более точные посадки этого типа H7/d8, H8/d8 — применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения

Посадка H11/d11 применяется для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов, для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками

Переходные посадки

Предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах или по условиям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпонками, штифтами, нажимными винтами. Менее тугие посадки назначают при необходимости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреждения соседних деталей; более тугие — если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях

Посадка Н7/п6 (типа глухой) дает наиболее прочные соединения. Примеры применения:
для зубчатых колес, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте;
посадка установочных колец на валах малых и средних электромашин; в) посадка кондукторных втулок, установочных пальцев, штифтов

Посадка Н7/к6 (типа напряженной) в среднем дает незначительный зазор (1-5 мкм) и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переходных посадок: для посадки шкивов, зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), втулок подшипников

Посадка H7/js6 (типа плотной) имеет большие средние зазоры, чем предыдущая, и применяется взамен ее при необходимости облегчить сборку

Посадки с натягом

Выбор посадки производится из условия, чтобы при наименьшем натяге были обеспечены прочность соединения и передача, нагрузки, а при наибольшем натяге — прочность деталей

Посадку Н7/р6 применяют при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей)

Посадки Н7/r6, H7/s6, H8/s7 используют в соединениях без крепежных деталей при небольших нагрузках (например, втулка в головке шатуна пневматического двигателя) и с крепежными деталями при больших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудовании)

Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в соединениях без крепежных деталей при значительных нагрузках, в том числе знакопеременных (например, соединение пальца с эксцентриком в режущем аппарате уборочных сельскохозяйственных машин); с крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов), при небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна)

Посадки с натягом высокой точности Н6/р5, H6/r5, H6/s5 применяют относительно редко и в соединениях, особо чувствительных к колебаниям натягов, например посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя

Допуски несопрягаемых размеров

Симметричные поля допусков для отверстий могут быть обозначены буквами JS (например, JS3, JS9, JS14), а для валов — буквами js (например, js3, js9, js 14)

Переходные посадки применяются в неподвижных, разъемных соединениях с целью центрирования деталей. Неподвижность соединения обеспечивается дополнительным креплением деталей шпонками, штифтами, винтами и т.п.

Посадки характеризуются малыми величинами зазоров и натягов, что с одной стороны обеспечивает хорошее центрирование деталей (совпадение осей соединяемых поверхностей) и с другой – позволяет относительно легко (вручную или с помощью молотков, съемников) собирать или разбирать детали при эксплуатации (для осмотра, регулировки, смазки, замены и т.д.).

Переходные посадки есть только в точных квалитетах (4-7), т.е. не грубее 7 квалитета для валов, так как в более грубых квалитетах могли бы получаться большие величины зазоров и натягов, так что центрирование было бы невозможно и сборка деталей усложнена.

К переходным посадкам (рисунок 17) относят поля допусков с основными отклонениями m, n, k, js (N, M, K, JS).


Рисунок 17 – Переходные посадки

Для конструктора и технолога представляет интерес как величины наибольших зазора и натяга, так доля соединений (вероятность) на сборке, имеющих только зазоры или только натяги. Это так называемый процент зазора или натяга. Знание этих величин позволит с одной стороны конструктору выбирать для чаще разбираемых соединений посадки с большим процентом зазора и с другой – определить технологу трудоемкость сборки. Чем больше процент (вероятность) натяга, тем больше трудоемкость.

Погрешность центрирования соединяемых деталей зависит от величины максимального зазора Smax и частоты появления соединений с зазором при сборке. Величина максимального зазора определяется допустимым радиальным биением е втулки на валу, которое, в свою очередь, зависит от эксплуатационного назначения соединения. В зубчатых колесах, например, необходимо ограничивать биение зубчатого венца, в реверсивных механизмах – возможное смещение деталей в пределах зазора для уменьшения динамического воздействия и т.д. Максимальный зазор Smax принимают:


Smax  . (3.72)

Расчет вероятности (процента) зазоров и натягов в переходных посадках. При расчете обычно предполагают нормальный закон распределения размеров деталей при изготовлении. Распределение величин зазоров и натягов в этом случае также будет подчиняться нормальному закону.


Из графика распределения зазоров – натягов следует, что доля соединений с зазором (вероятность зазора) рs равна отношению площади, отсекаемой прямой, проведенной у точки S = 0 к общей площади под кривой (равной 1, т.е. ):


.

Соответственно, вероятность (доля соединений) натягов pN равна:


.


Очевидно, что рs + pN = 1 и. Полученные интегралы в явном виде не берутся, поэтому их вычисляют с помощью нормированной функции Ф(z). Ф(z) равна площади от линии, соответствующей точке Si= Scдо линии в точке Si:


(3.73)


где z = - значение переменной z в точке Si; Sc – средний зазор в посадке;

Si – текущее значение зазора; для переходных посадок при определении рs и pN Si = 0; s – среднее квадратичное отклонение зазора, равное:


s (или N) = . (3.74)

Вероятность зазоров рs равна:

рs = 0,5 - Ф(z), если z  0;

рs = 0,5 + Ф(z), если z  0 (т.к. Ф(-z)= - Ф(z)).

Аналогично рассчитывается pN.

Приведенная методика используется также в теории размерных цепей, при селективной сборке, при планировании запасных деталей, для определения доли зазоров-натягов в заданных пределах, в теории надежности.

Подбор посадок для центрирования деталей производится в основном по аналогии с хорошо работающими узлами машин. Обычно посадки назначают тем менее тугие, чем чаще требуется разборка и сборка узла, менее удобна разборка, больше опасность повреждения деталей (например, подшипников качения).

Поля допусков переходных посадок в значительной мере перекрываются, что дает возможность использовать в отдельных производствах только часть посадок.

“Глухие” посадки (Н6/п5 – точная, Н7/п6 – нормальной точности и предпочтительная посадка, Н8/п7 – пониженная точность) характеризуются наибольшими натягами, при сборке используются прессы, съемники, тяжелые молоты и т.д. Применяют подобные посадки в соединениях, которые редко разбираются, и при передаче больших усилий, при ударах и вибрациях. Например, тяжелонагруженные зубчатые колеса на валах, кондукторные втулки, установочные штифты.

“Тугие” посадки (Н6/m5, H7/m6; H8/m7) характеризуются несколько меньшими натягами, обеспечивают хорошее центрирование, при большой длине соединения заменяют “глухие” посадки.

“Напряженные” посадки (Н6/к5, Н7/к6, Н8/к7) – применяются чаще других посадок, так как обеспечивают достаточно хорошее центрирование и относительно легкую сборку (с помощью слесарных молотков). Например, зубчатые колеса на валах, стаканы с подшипниками качения в корпусах, быстровращающиеся шкивы на валах.

“Плотные” посадки (Н6/js5; H7/js6, H8/js7) – обеспечивают удовлетворительное (при прочих равных условиях) центрирование, сборка деталей осуществляется от руки или с помощью деревянных молотков (киянок). Применяют эти посадки обычно для часто разбираемых соединений или там, где необходима легкая разборка, используют как замену посадок Н/к в длинных соединениях, а также если сборка-разборка затруднена из-за конструктивного устройства. Пример, быстросменные шестерни на валах, длинные стаканы с подшипниками качения.

Кроме того, поля допусков переходных посадок широко применяются для установки подшипников качения на валы и в корпуса.

Читайте также: