Хозяйство древних славян пахота и посев

Обновлено: 08.07.2024

Восточнославянское земледелие издавна плужное (пашенное). Основная обработка земли производится пахотным орудием с использованием рабочей силы скота, а теперь обычно трактора. Развитие пахотных орудий представляет большой интерес для этнографа.

Есть обывательское мнение, что русский крестьянин всегда пахал сохой, будто бы везде и всюду одинаковой. Это мнение глубоко ошибочно. Русская соха представляет множество разновидностей, позволяющих проследить ее эволюцию; если же прибавить к этому украинские и белорусские формы пахотных орудий, то разнообразие будет еще больше. Чтобы дать понятие об этом разнообразии, достаточно сказать, что в одной бывш. Вятской губ., по исследованию Д. К. Зеленина, можно было насчитать до 30 видов сохи, и все они имели свои местные названия.

Изучение эволюции пахотных орудий затрудняется тем, что не вполне выяснено их происхождение и не установлена как следует классификация их типов. Классифицируют их по разным принципам: по формально-морфологическим признакам, по функции или по способу действия, наконец, с генетической точки зрения.

Старинное украинское рало

Старинное украинское рало

Старинные белорусские

Соха с

Соха с перекладной полицей (Пермская губ.): а — обжи (оглобли); 6 — рассоха; в — полйца, отвал, присох; е — лемехи (сошники); 3 — перечень, спорник, веретено; е — подвои

Соха с перекладной полицей (Пермская губ.): а — обжи (оглобли); 6 — рассоха; в — полйца, отвал, присох; е — лемехи (сошники); 3 — перечень, спорник, веретено; е — подвои

Старинные бороны. а - вершалина; б - смык.

Старинные бороны. а — вершалина; б — смык.

По способу движения пахотные орудия подразделяют на орудия с колесным передком — собственно плуги — и без колесного передка — рала, сохи.

Наконец, можно классифицировать пахотные орудия по их происхождению. Одни происходят, как предполагается, от ручной мотыги, другие — от заступа. То и другое относился прежде всего к одноральным орудиям. Что касается русской двузубой сохи, то есть предположение (П. Н. Третьякова), что она восходит генетически не к мотыге и не к заступу, а к бороне, которая на севере была более древним орудием обработки земли (при подсечной системе хозяйства). От бороны произошла многозубая соха (ныне не сохранившаяся). Трехзубая соха употреблялась еще не так давно — на севере до начала XIX в. Впрочем, и украинское рало иногда имело 3—4—5 зубьев. Чем более сокращалось число зубьев (сошников), тем более увеличивалась глубина вспашки. Наиболее обычным типом русской сохи в XIX в. стала двузубая соха.

Главные недостатки сохи — это то, что она берет неглубоко и не переворачивает пласта.

Серп

В настоящее время в колхозах все описанные орудия обработки земли или совсем вышли из употребления и заменены усовершенствованным тракторным плугом, или употребляются на второстепенных работах, при вторичной перепашке земли, рыхлении борозд, пропашке картофеля и т. п. Рабочие животные широко употребляются наряду с тракторной тягой и сейчас.

  1. Дм. Зеленин. Русская соха, ее история и виды. Вятка, 1907. ↩

В этот день:

Старинные русские инструменты для земледелия

Картина пахоты, характерная для прошлого: по полю медленно идёт лошадь, запряженная в плуг или даже соху, а за нею, опершись руками на рукоятки плуга, передвигается пахарь.

Лев Толстой на пашне

Орудия для обработки земли

Прежде чем бросить семена в землю, нужно правильно её подготовить.

Соха — один из самых древних на Руси инструментов для обработки земли. В отличие от плуга, соха не переворачивала земляной пласт, а дробила его.

Вспашка сохой

Основная рабочая часть сохи называется рассохой. Это деревянная плаха, высота которой определялась ростом пахаря.

Пословица

Внизу к ней крепились сошники. Обычно их было два.

Типовая схема древнерусской сохи

По этнографическим материалам 19 века известны случаи использования многозубой сохи, где использовалось от трёх до пяти сошников.

Соха многозубая

Обычно сошник изготовляли из цельного куска железа

Сошник

Древнейшие наконечники сошников были найдены в Старой Ладоге и Великом Новгороде.

Новгородские сошники

Считается, что к X веку на Руси уже пользовались плугом. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой почвы.

Вспашка плугом

Первоначально основная часть плуга, осуществляющая переворот земли — отвал, выполнялась из дерева. Плужные лемехи были металлическими и довольно большими по размерам.

Ассиметричные плужные лемехи

Борона

Самой древней формой бороны считается борона-суковатка, изготовленная из елового бревна с сучками.

Борона-суковатка

Борона использовалась для дальнейшей обработки вспаханной земли. Борона-плетёнка уже сильно напоминала современные бороны.

Борона-плетёнка

Позднее к деревянным брусьям стали прикреплять железные зубья.

Зуб бороны из Старой Ладоги

Мотыга

Мотыга, иначе в наше время её называют просто тяпкой, нужна для рыхления почвы, удаления сорняков.

Мотыга

Сеялка

А вот сеялка появилась в помощь крестьянину только в конце XIX века. До этого семена долгое время разбрасывали вручную, используя для этого обычное лукошко.

Сеятель

Инструменты для уборки урожая

Если сев прошёл удачно, летом погода благоприятствовала, то со второй половины лета можно было приступать к уборке урожая.

Коса использовалась для скашивания травы на сено, на корм скоту. Ручная коса — это металлическое лезвие, которое крепится к косовищу за пятку (основание ножа).

Коса-горбуша

Грабли

Граблями пользовались для сгребания скошенной травы или злаковых культур в валки.

Грабли

В основном сгребали траву или сжатые колосья женщины. А делалось это в самый зной, под палящим солнцем.

Работа граблями

Серп применяли для срезания зерновых культур.

Серп

Важный в сельскохозяйственном труде инструмент. Ими выполнялись многие виды работ. Они незаменимы при заготовке сена.

Вилы

Цеп (ручное орудие для молотьбы)

Цеп — простейшее приспособление для обмолота зерновых.

Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н.А.Некрасов

Цеп состоял из длинной ручки, короткого била и ремённого соединения между ними.

Цеп для обмолота зерна

Византийские императоры Маврикий и Лев Мудрый писали, что славяне не любят земледельческого труда и предпочитают жить в бедности и спокойствии, чем в богатстве и труде. С исторической точки зрения это замечание верно в том отношении, что оба автора застали быт славян в критическую эпоху их расселения, сопровождавшегося неизбежным хозяйственным расстройством и понижением общего культурного уровня. В своем движении к берегам Днепра и Волхова восточные славяне не только оторвались от цивилизующих очагов средневековой культуры, но и в известном смысле были вынуждены заново пройти весь тот путь развития, который они уже проделали в эпоху славянского единства.

Впрочем, природные условия позволили быстро наверстать упущенное, по крайней мере в области сельского хозяйства. Расселение восточных славян по территории Древней Руси проходило в рамках общего потепления VI—XIII вв. Климат южных районов становился сравнительно не столь влажным, уровень грунтовых вод спадал, болота пересыхали. В северных районах, напротив, поднимался уровень воды в реках и озерах. Южная флора и фауна без особых препятствий проникала на север, обогащая тамошнюю растительность и животный мир в видовом отношении. Потепление способствовало как восточнославянской колонизации в целом, так и хозяйственному освоению девственных земель. Ильменские словене, к примеру, в X в. сеяли хлеб на моренных песках и глинах Новгородского Севера.

Нынешние различия в составе почвы существовали и тогда; восточные славяне заняли как лесной суглинок, так и северную часть степного чернозема. При этом первоначально различие почвенных полос практически никак не сказалось на типе хозяйства того или другого племени. И охота, и земледелие были одинаково привлекательными занятиями. Мясной рацион людей той эпохи был чрезвычайно разнообразным благодаря обилию диких животных и птиц. В V—X вв. медведи водились в Европе не только в лесах, но и в степях. Повсеместно в большом количестве встречались лоси, туры, зубры, дикие лошади и тарпаны, олени, дикие ослы, кабаны, дикие козлы, косули, сайгаки, зайцы, тетерева, куропатки, дрофы, утки. В силу этого охота занимала чрезвычайно важное место в хозяйственном укладе восточных славян. Археологические находки показывают, что даже у славян Поднепровья 40% всех костей, найденных в селениях, принадлежало диким животным.

* "По сути своей охота в сознании язычников представляла собой своеобразный сакральный акт, сопровождаемый жертвоприношением, а преследование зверя по следу представлялось как стремление к Высшему Началу. " (Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизации. М., 1995. С. 47).

Кроме того, охота была особой формой времяпрепровождения и одним из главных развлечений знати. В христианской Европе императоры, короли, князья посвящали звериной ловле едва ли не весь свой досуг. Порой это наиболее «достойное" (после войны) для благородного человека занятие выливалось в грандиозную бойню. Так, Карл Великий устроил в честь прибывших к нему багдадских послов невиданную по масштабам облаву на туров. Животных гнали на огромное расстояние и убивали сотнями. Первые русские князья также были завзятыми охотниками; этому занятию с увлечением предавалась даже княгиня Ольга. Охотничьи угодья занимали по своему значению едва ли не первое место в реестре княжеских земель. Постоянно упоминаются в источниках и рыбные угодья — ловища.

И все же земледелие неуклонно вытесняло охоту, становясь основой древнерусской экономики.

Ай же ты, оротай да оротаюшко,
Да много я по свету еждивал,
А такого чуда я не видывал.
Рыбой щукою ходил я во синих морях,
Серым волком рыскал я во темных лесах,
Не научился этой премудрости,
Орать-пахать да я крестьянствовать]
(Былины Пудожского края. Петрозаводск, 1941. № 8).

Микула и Вольга

Былина о Вольге и Микуле возникла, по всей вероятности, не позже X в. Именно в это время еврейский путешественник Ибн Якуб отметил, что славянская земля обильна всякого рода жизненными припасами, а сами славяне — народ хозяйственный, который занимается земледелием усерднее, чем кто-либо из его соседей.

Археологические исследования показывают, что в IX—X вв. пашенное земледелие окончательно побеждает не только на юге, но и на севере. Земледельцам становятся известны восемь видов полевых работ: сжигание растительности, пахота, унавоживание, посев, боронование, прополка, сбор урожая и сожжение соломы. Переложную систему землепользования повсеместно сменяет двуполье. Дочь лесов — соха — все еще преобладала над плугом — этим детищем степей. Тягловой силой служили лошади, а на юге и волы. Важным нововведением было пополнение фонда сельскохозяйственных культур занесенной в Европу с Востока твердой пшеницей, богатой белком, которой не знал античный мир. Но первое место по посевным площадям принадлежало не ей, а древнейшей злаковой культуре Восточной Европы — просу и озимой ржи, которая перекочевывала из посевных закромов в уборочные за 8—10 недель.

Ячмень преобладал в северных районах, распространение овса сдерживалось отсутствием у восточных славян многочисленных кавалерийских дружин. Редкой культурой также была гречиха, попавшая к славянам от волжских булгар.

Из бобовых культур сеяли чечевицу, бобы и горох, не пользовавшийся популярностью в античности.

Огородничество и садоводство стало быстро развиваться только после принятия христианства, в связи с пищевыми ограничениями в период постов, а в языческую эпоху восточные славяне довольствовались репой, капустой и аборигенным растением Северной и Средней Европы — хреном.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы поддержите меня

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Славянские земледельческие обряды: что это, как они проводились и что значили?

Как известно, древние славяне очень большое значение придавали природе. Для них она была источником жизни: она давала и пищу, и воду. Именно поэтому славянские божества всегда олицетворяют то или иное природное явление (гром, солнце, плодородие и другие). Этим богам поклонялись, пытались задобрить их. Все это делалось лишь ради милости природы к людям.

Природе приписывались чуть ли не магические способности. Но основная заинтересованность людей заключалась в сборе хорошего и обильного урожая. Для этого славяне и проводили различные земледельческие обряды.

Вот основные праздники-обряды:

Также к земледельческим обрядам можно отнести очистительные. Обычно они проводились в конце зимы. Люди вычищали свои дома, сараи, хлева от мусора и грязи. Затем все это сжигали и пепел рассеивали по полю. Они считали, что это принесет хороший урожай, удобрит землю. Кстати, и сегодня золу используют в качестве удобрений. Еще на полях могли оставлять муку и яйца. Эти продукты были символом зарождения жизни, богатства.

Если говорить о жертвоприношениях, то многие из них также имели земледельческий уклон. Ведь задобрить соответствующего бога означало, что богатый урожай обеспечен.

Таким образом, многие славянские праздники и ритуалы были связаны с природой. Нам есть чему учиться у наших предков. Ведь они считали природу чем-то божественным, оберегали ее, даже боготворили. И никогда раньше человек не считал себя венцом природы.

Читайте также: