Художественная обработка кожи как вид декоративно прикладного искусства

Обновлено: 02.07.2024

Цветочная феерия художника Английский художник Cecil Kennedy (1905-1997) .

автор Ирина Герун Доброго времени суток, феи декупажа! Хочу показать и рассказать, как я.

Слова-пароли для достижения цели Слова-пароли .

Художник-иллюстратор Daniel Rodgers (Англия) часть 3. Снег идет на Рождество, падае.

Шпаргалка для фотографа: бесплатная школа фото-искусства + как заработать на продаже в сети .

-Метки

-Рубрики

  • РУЧНАЯ РАБОТА , hand made (2303)
  • МАСТЕР-КЛАСС,TUTORIAL (1465)
  • ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ (380)
  • ДЕКУПАЖ, Decupaje (379)
  • ВИДЕО, Video, видеоуроки (305)
  • РИСОВАНИЕ,РОСПИСЬ (288)
  • МЕБЕЛЬ (240)
  • ТРАФАРЕТЫ, ШАБЛОНЫ, ОРНАМЕНТЫ (228)
  • ФЕЛТИНГ,ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ (187)
  • ЛЕПКА (141)
  • ШИТЬЕ (127)
  • КОРОБКИ,ШКАТУЛКИ (122)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ И БУМАГИ (117)
  • ДЕКУПАЖ ОБРАТНЫЙ ( НА СТЕКЛЕ) (84)
  • БИЖУТЕРИЯ, БИСЕР (83)
  • ФОТОШОП, Photoshop (83)
  • ГИПС (80)
  • КАРТОН, БУМАГА (74)
  • ДЕКУПАЖ ОБЪЕМНЫЙ (68)
  • МОИ РАБОТЫ (68)
  • КОЖА (60)
  • ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ ,работа со стеклом (55)
  • ПАПЬЕ-МАШЕ (48)
  • ПЕРЕНОС ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ (39)
  • МОЗАЙКА (38)
  • КРАКЕЛЮР (32)
  • МЫЛОВАРЕНИЕ (26)
  • МАСТЕРА ДЕКУПАЖА (25)
  • ЦВЕТЫ из ткани и лент (20)
  • КРАШЕНИЕ ТКАНИ (19)
  • Техника ТЕРРА (16)
  • Фотолюбитель (11)
  • ЦВЕТЫ ИЗ БУМАГИ (10)
  • ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (9)
  • БАТИК (8)
  • видео уроки по созданию цветов (4)
  • видео уроки по шитью (2)
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, Fine Art (1791)
  • ХУДОЖНИКИ, artists (1149)
  • Женский образ, Women in Art (602)
  • ФЭНТАЗИ, иллюстраторы, Fantasy, illustrators (281)
  • Мужской образ, Men in Art (208)
  • Цветы в живописи, flowers (193)
  • ОТКРЫТКИ,Cards (177)
  • Дети в искустве, Children in Art (144)
  • Пейзажи, Landscapes (122)
  • КАРТИНКИ ДЛЯ ДЕКУПАЖА (119)
  • Ангелы, Angels (117)
  • современные художники (111)
  • антиквариат, Antiques (103)
  • фотографы, photographers (95)
  • Натюрморты, Still-life (94)
  • Эротика, The sensuality (88)
  • старые мастера живописи (83)
  • Портрет, portrait (67)
  • Графика, Drawing (65)
  • Архитектура, architecture (55)
  • Этническая живопись, Ethnic paintin (49)
  • Французская живопись , The French painting (48)
  • Компьютерная графика, Digital Art (27)
  • Импрессионизм, Impressionism (24)
  • Пин -ап, Pin-ap (15)
  • Уральские самоцветы, природные минералы (10)
  • Рэтро, модерн (8)
  • арт-деко, art-deco (7)
  • развлекайся, Have a good time (766)
  • это интересно, It is interesting (260)
  • разное, About all (220)
  • цитаты, citations (93)
  • Книги, журналы (78)
  • музыка, Music (69)
  • стихи, притчи, Verses, parables (64)
  • fashion, мода (30)
  • анекдоты, joke (27)
  • Рукодельники шутят (6)
  • ЗДОРОВЬЕ, Health (456)
  • ПСИХОЛОГИЯ, The psychology.Самопознание. (329)
  • КУЛИНАРИЯ, готовим сами, The cookery (49)
  • КРАСОТА, макияж, косметика (35)
  • ГОМЕОПАТИЯ (3)
  • ИНТЕРЬЕР, ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА (321)
  • детали интерьера (87)
  • Ремонт (87)
  • Винтаж (41)
  • ВИДЕО О ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА (25)
  • спальня (24)
  • кухня (20)
  • балкон,терасса (17)
  • текстиль,мешковина в интерьере (15)
  • гостинная (13)
  • Прованс (12)
  • ванная комната,санузел (10)
  • классический интерьер (10)
  • ЦВЕТОВОДСТВО (8)
  • Романтизм (8)
  • шебби-шик (8)
  • Готический стиль (7)
  • прихожая (5)
  • фэн-шуй (3)
  • Домашним любимцам (2)
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (178)
  • КРАСКИ (48)
  • лаки (27)
  • инструменты (26)
  • СКРАП,ФОНЫ (24)
  • материалы для работы с тканью (24)
  • материалы для работы со стеклом (22)
  • кисти (12)
  • материалы для работы с шерстью и пряжей (11)
  • материалы для лепки (11)
  • контуры,маркеры (8)
  • ВЭБДИЗАЙНЕРУ (152)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА, DIARY (124)
  • РАБОТА в ИНТЕРНЕТЕ (33)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, Useful references (96)
  • ИСТОРИЯ , History (80)
  • Англия, England (39)
  • Одесса (7)
  • НОВЫЙ ГОД, NEW YEAR (68)
  • Новогодние игрушки (37)
  • КУКЛЫ (58)
  • ИГРУШКИ (34)
  • Смешанные техники изготовления кукол (13)
  • Куклы из полимерной глины (12)
  • Полезные советы по изготовлению кукол (9)
  • Роспись игрушек и кукол (8)
  • текстильные куклы (2)
  • ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (42)
  • ПРОГРАММЫ, soft (40)
  • ИСКУССТВО ОДЕВАТЬСЯ (27)
  • аксессуары (16)
  • ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ ,Английский язык. (25)
  • ЦВЕТОВОДСТВОДСТВО. (4)
  • ОРХИДЕИ (2)

-Ссылки

-Музыка

-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

-Я - фотограф

Новая жизнь старых вещей (часть3)










-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Трансляции

-Статистика

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий

История



История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид [источник не указан 1329 дней] . Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет [источник не указан 1329 дней] .

Приемы художественной обработки кожи

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004:

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Тиснение

Перфорация

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

Плетение

Пирография

Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка



Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Аппликация

Интарсия

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.


Кожа и различные инструменты для её обработки

История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет. Широкую известность получили и так называемые "кордовские" кожаные обои.

Приемы художественной обработки кожи

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004: "То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории."


Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).


(используется для отделки одежды, обуви, сумок).



Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.


Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.



Автор: Любовь Комарова

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

Художественная обработка кожи – увлекательнейший творческий процесс. Это невероятное приключение в мир искусства, красоты, удовольствия от полученного результата – прекрасного кожаного изделия, изысканного и неповторимого, уникального и красивого.

Художественная обработка кожи - это сложный технологический процесс в производстве самых различных изделий из кожи, которому предшествует несколько подготовительных этапов работ по выделке и дублению материала. И от специфики проведения дубящих операций и используемых химических средств во многом зависит выбор определенного вида последующей художественной обработки. И, разумеется, художественная обработка может существенно различаться при изготовлении различных изделий - одежды, обуви или кожгалантерейных предметов.

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами, необходимыми для производства конкретного вида кож. Затем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и прочих) и заданного внешнего вида.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Инструменты, используемые для изготовления и обработки кожаных изделий, в нашей стране не производятся, но их можно найти в странах Балтии. Их великое множество. Перечислим некоторые из них.

Сапожный нож двусторонней заточки. Такой нож применяется для нарезания кожи по линейке и без нее, а также для резки бумаги и картона, что часто бывает необходимо при работе с кожей. Нож должен быть изготовлен из хорошей инструментальной стали и остро заточен. Если нет возможности приобрести сапожный нож, то можно пользоваться скорняжным ножом или медицинским скальпелем.

Шерфовальный нож односторонней заточки. Он применяется для шерфования, то есть истончения кожи. Вместо него тоже можно использовать скальпель. Хранить ножи необходимо в чехле, точить на наждачной бумаге или мелкозернистом бруске.

Большие и маленькие ножницы производства металлического завода города Могилева - для нарезания кожи.

Молотки металлический - для выполнения перфораций (отверстий), деревянный - для простукивания оплетки, вышивки и тому подобное.

Пинцет (лучше с тонкими длинными концами и без насечки внутри). Таким пинцетом удобно протаскивать кожаные ремешки через отверстия при оплетке и вышивке, выполнять тиснение.

Шило толстое и тонкое. Используется для проделывания отверстий в коже.

Стальная линейка. По ней нарезают кожу, если при крое нужна прямая линия.

Пробойники круглые - для перфорации под оплетку диаметром 2; 2,5; 3 мм, других размеров и форм для резьбы по коже. Пробойники должны быть изготовлены из хорошей инструментальной стали, остро заточены и закалены. Пробивать отверстия можно на плотной, толстой резине, на свинце, на торцевом спиле мягкого дерева. Нельзя перфорировать на деревянной доске, так как может сломаться даже качественный пробойник. При перфорировании пробойник нужно держать вертикально и ударять по нему молотком так, чтобы не было перекосов.

Стамески прямые и полукруглые - для оформления краев изделий и выполнения прорезей.

Зубчатое металлическое колесико - для перевода выкройки на ткань. Этим колесиком выполняется разметка для перфорации под оплетку и шитье кожи ручными швами.

Детский прибор для выжигания по дереву пригоден для выжигания рисунков на коже.

Нитки прочные: армированные с лавсаном, крученый шелк, толстый капрон. Возможно использование хлопчатобумажных ниток № 0, № 00.

Натуральный пчелиный воск - для придания изделиям блеска и защиты кожи от влаги.

Клей ПВА, "Момент", "Контактол", "Феникс" и другие. Клей используется для склеивания поверхностей кож друг с другом.

Наиболее распространенные и декоративные способы обработки кожи.

1). Тиснение. Способ обработки материала, при котором поверхность приобретает особую рельефную текстуру и рисунок. Современное кожевенное производство различает несколько видов тиснения, в основном используется технология штамповки сырья. То есть, определенный заданный рисунок появляется на поверхности кожи благодаря выдавливанию пресс-формами. Более декоративным и дорогим способом тиснения считается изготовление при помощи штампов и чеканов. Также существует технология тиснения с наполнением, то есть вырезание из специального картона (лингина) или кусочков шоры всех элементов рельефа будущего изделия и последующее подкладывание под подготовленный слой юфти (обязательно несколько увлажненной), которая подвергается обжимке по всему контуру. Далее заготовка должна подсохнуть и затвердеть, чтобы необходимый рельеф поверхности кожи остался фиксированным и стабильным. Выделяется также методика термотиснения, при которой рельефная текстура кожи выдавливается на поверхности посредством горячих металлических штампов.

2). Перфорация. Известный еще с древнейших времен способ декоративной обработки кожи, перфорация, тем не менее, позволяет создавать уникальные и красивые изделия из натуральной кожи. По-другому называется "высечкой" и, в принципе, не представляет собой ничего чрезвычайно сложного. Перфорация заключается в высечении отверстий различного диаметра на кожном материале, из которых должен сложиться заданный рисунок. Технология актуальна при создании ювелирных украшений, изделий сложной композиции. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и других).

4). Пирография, или выжигание, может считать относительно новой технологией декоративной обработки кожи, и одновременно - побочной. Выжигание выделилось в самостоятельную методику в качестве варианта термотиснения. Изначально пирография заключалась в нанесении на поверхность грубоватой кожи рисунков при помощи горячих штампов из меди. Способ применялся при изготовлении красивой конной упряжи, однако на сегодняшний день эта технология являет собой практически неограниченный источник для различного рода дизайнов и текстур натурального материала. Пирография - возможность создания самых тонких и изысканных текстур, потому так востребована в производстве украшений, панно, сувениров. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа).

5). Гравировка, или резьба, актуальна при работе с плотными и тяжелыми кожами и заключается в нанесении на поверхность материала рисунка при помощи специального резака. Прорези расширяются дорожником или штихелем и заполняются специальной акриловой краской, рисунок высыхает и фиксируется. Вместо дорожника может использоваться пирограф.

6). Аппликация - это приклеивание или пришивание различных кусочков кожи на заготовку. При этом аппликация может осуществляться несколькими способами, в зависимости от создаваемого изделия. При производстве одежды используется тонкая кожа, панно, бутылей, сувениров - любая кожа, к примеру.

7). Интарсия - аналог инкрустации и мозаике в кожевенном производстве. Заключается в соединении кусочков кожи разного размера максимально близко друг к другу, но без нахлеста. Используется тканевая (тонкие мягкие кожи) или деревянная основа (тяжелые кожи). Как правило, интарсия применяется при изготовлении панно, сувениров, предметов мебели и различных аксессуаров. Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Читайте также: