Идти было трудно густые колючие кусты разрослись

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок русского языка в 11 классе

Муниципальное образовательное учреждение Лицей №10 имени Д.И. Менделеева

Открытый урок русского языка в 11 классе

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

г. Клин -2013

Время проведения: 13. 02. 2013 г.

Цель: 1. Обобщить знания о БСП

2. Научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП

3. Правильно расставлять знаки препинания

Эпиграф: Недостаточно овладеть премудростью,

нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон, древнегреческий оратор

Работа с презентацией:

Задание: прочитайте текст, знаки препинания не расставлены

Из уст в уста из поколения в поколение передавалась неписаная мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь на следующий день наступит дождливое ненастье. Славится как четкий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мечется вверх- вниз ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы. Но помните наблюдение вовсе не легкая наука!

Задание классу: исходя из прочитанного текста, сформулируйте тему урока

1. Какие предложения называются БСП?

2. Какие знаки препинания ставятся в БСП?

3.Отчего зависит постановка разных знаков препинания?

постановка разных знаков препинания зависит от смысловых отношений между частями БСП. Следовательно, мы должны научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП.

Просмотр видеоролика, выполнение задания: продолжить предложение:

Проверка по компьютеру. Вывод. Выставление оценок.

Проверка знания теории: рассказать правило постановки знаков препинания в БСП.

Закрепление теоретических сведений, работа с текстом:

Задание: расставить в ранее прочитанном тексте знаки препинания

Проверка по компьютеру:

Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась неписаная мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде - рыбы. Заметьте: вьюн, донный обитатель, всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь: на следующий день наступит дождливое ненастье. Славится как четкий синоптик и голец. Лежит на дне - ясная погода, без перемен. Стремительно мечется вверх-вниз - ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы. Но помните: наблюдение вовсе не легкая наука!

начертить схемы БСП из текста и объяснить постановку в них знаков препинания

Элементы подготовки к ЕГЭ:

прочитать вариант демоверсии и выполнить задание А24

1. Укажите, где поставлено двоеточие:

в простом предложении с однородными членами:

Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки

Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву

Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, пруд сверкал на солнце

2.Укажите, где поставлено тире:

Путь в лесах- это километры безмолвия

Была бы земле нега- даст земля хлеба

На красноватой траве, на былинках- всюду блестели и волновались бесчисленные нити паутин

3. Укажите, какой знак надо поставить в БСП:
а) ,
б) :
в) -

Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман

Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая

Облако пройдет озеро опять заблестит

Идти было трудно густые колючие кусты разрослись

постановка двоеточия и тире возможна не только в БСП, но и в других синтаксических конструкциях.

Объяснение домашнего задания:

Из упражнения №479 выписать предложения:

1 вариант: часть1,предложения 2,5,6

2 вариант: часть2,предложения1,4,7

Сделать схемы всех предложений

Итог урока, выставление оценок:

Перед Вами громада-

Наслаждение глубокое зовет Вас,

Наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его

и изловить чудные законы его.

Почему мы заканчиваем урок этими словами Н.В.Гоголя?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 643 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.04.2017 2161
  • DOCX 44.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

(закрепление темы)

Интегрирующая цель:

в процессе работы над модулем учащиеся должны углубить знания по структуре БСП;

уметь находить БСП;

совершенствовать пунктуационные навыки в БСП;

закрепить умения различать БСП с тире и БСП с двоеточием;

уметь распределять время;

осуществлять контроль и взаимоконтроль;

соотносить результаты своей работы с поставленными целями.

Цель: определить уровень знания по данной теме.

  1. Запишите в рабочей тетради дату. Тему урока.
  2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.



  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Правильно выполненные задания

5. Обсудите результаты работы в классе.

Оценку поставьте в тетрадь УЭ-1

Работа с классом

Цель: закрепить умение ставить двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях и объяснить свой выбор.

  1. Выполните письменное задание.
  2. Спишите предложения. Объясните постановку двоеточия и тире. Устно произведите синонимическую замену сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями.

Образец выполнения:

А) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

Б) Май холодный – год хлебный.

1) Лето припасает (?) зима поедает.

2) Я знаю (?) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

3) Скажет слово (?) соловей запоёт.

4) Шестнадцать лет служу (?) такого со мной не бывало.

5) У собак есть рыцарское правило (?) собаку лежачую и собаку на привязи не трогают.

6) Дед оказался прав (?) к вечеру пришла гроза.

7) Чайка прилетела (?) скоро лёд пойдёт.

8) Кругом ярко светит солнце (?) поохотиться ещё можно.

9) Хотел рисовать (?) кисти выпадали из рук.

10) Идти было трудно (?) густые колючие кусты разрослись густо.

  1. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу.

1) Лето припасает - зима поедает.

2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

3) Скажет слово - соловей запоёт.

4) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало.

5) У собак есть рыцарское правило: собаку лежачую и собаку на привязи не трогают.

6) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

7) Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт.

8) Кругом ярко светит солнце - поохотиться ещё можно.

9) Хотел рисовать - кисти выпадали из рук.

10)Идти было трудно: густые колючие кусты разрослись густо.

Правильно выполненные задания

Знаки препинания не проставлены.

Цель: закрепить умение видеть сложные бессоюзные предложения в тексте и расставлять знаки препинания.

  1. Выполните письменную работу. Запишите, расставляя знаки препинания.

Хорошо в осеннем лесу. Пахнет увядающими листьями грибами хвоей. Совсем не то что в городе там пройдёт дождь наделает луж на асфальте а через час-два на улицах сухо. В лесу после сентябрьских дождей несколько дней сохнет земля. А грибам этого и надо они так и лезут из-под земли.

Качнулась еловая ветка вздрогнула. Это шустрая белка спрыгнула на землю пересекла полянку повалила гриб боровик отломила шляпку и прыгнула с ней на дерево.

Высохнет гриб зимой белка его съест вместо сдобного вкусного сухаря.

Идёт по лесу осторожная косуля ни одной веточкой не хрустнет озирается. У самых ног косули оказался большой гриб. Оглянулась косуля подвигала ушами в разные стороны нет никого. Тогда опустила она голову и съела гриб.

Марал по лесу носится грибы ищет а про кабанов и говорить нечего грибы для них лакомство. И медведь мимо гриба не пройдёт обязательно съест.

  1. Проверьте свою работу, ключ возьмите у учителя.

Хорошо в осеннем лесу. Пахнет увядающими листьями, грибами, хвоей. Совсем не то, что в городе: там пройдёт дождь, наделает луж на асфальте, а через час-два на улицах сухо. В лесу после сентябрьских дождей несколько дней сохнет земля. А грибам этого и надо: они так и лезут из-под земли.

Качнулась еловая ветка, вздрогнула. Это шустрая белка спрыгнула на землю, пересекла полянку, повалила гриб боровик, отломила шляпку и прыгнула с ней на дерево.

Высохнет гриб зимой - белка его съест вместо сдобного вкусного сухаря.

Идёт по лесу осторожная косуля, ни одной веточкой не хрустнет, озирается. У самых ног косули оказался большой гриб. Оглянулась косуля, подвигала ушами в разные стороны - нет никого. Тогда опустила она голову и съела гриб.

Марал по лесу носится, грибы ищет, а про кабанов и говорить нечего: грибы для них лакомство. И медведь мимо гриба не пройдёт, обязательно съест.

Идти было трудно: густые, часто колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них. Шедшие впереди стрелки уже рассыпались цепью и изредка тихо перекликались между собою, чтобы не разойтись. Мы пока держались всей ротой вместе. Глубокое молчание царило в лесу.

Неточные совпадения

Из лесу по горе сходит народ; впереди гусляры играют на гуслях и пастухи на рожках, за ними царь со свитой, за царем попарно женихи и невесты в праздничных одеждах, далее все берендеи. Сойдя в долину, народ разделяется на две стороны.

— В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой, мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим. [Подобный ответ (если Курбановский его не выдумал) был некогда сказан крестьянами в Германии, которых хотели обращать в католицизм. (Прим. А. И. Герцена.)]

Стали расходиться. Каждый побрел домой, унося с собою кто страх, кто печаль, кто злобу, кто разные надежды, кто просто хмель в голове. Слобода покрылась мраком, месяц зарождался за лесом. Страшен казался темный дворец, с своими главами, теремками и гребнями. Он издали походил на чудовище, свернувшееся клубом и готовое вспрянуть. Одно незакрытое окно светилось, словно око чудовища. То была царская опочивальня. Там усердно молился царь.

— Нельзя, Борис Федорыч, пора мне к своим! Боюсь, чтоб они с кем не повздорили. Кабы царь был в Слободе, мы прямо б к нему с повинною пришли, и пусть бы случилось, что богу угодно; а с здешними душегубцами не убережешься. Хоть мы и в сторонке, под самым лесом остановились, а все же может какой-нибудь объезд наехать!

Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц-пихт, за торжественную тишину, которая всегда царит в нем.

Затем предстали пред царем три человека. Ведя общее торговое дело, нажили они много денег. И вот, когда пришла им пора ехать в Иерусалим, то зашили они золото в кожаный пояс и пустились в путь. Дорогою заночевали они в лесу, а пояс для сохранности зарыли в землю. Когда же они проснулись наутро, то не нашли пояса в том месте, куда его положили.

Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах у подножия Ливийских гор, — аметисты, обладавшие чудесной способностью обуздывать ветер, смягчать злобу, предохранять от опьянения и помогать при ловле диких зверей; персепольскую бирюзу, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей; и кошачий глаз — оберегающий имущество, разум и здоровье своего владельца; и бледный, сине-зеленый, как морская вода у берега, вериллий — средство от бельма и проказы, добрый спутник странников; и разноцветный агат — носящий его не боится козней врагов и избегает опасности быть раздавленным во время землетрясения; и нефрит, почечный камень, отстраняющий удары молнии; и яблочно-зеленый, мутно-прозрачный онихий — сторож хозяина от огня и сумасшествия; и яснис, заставляющий дрожать зверей; и черный ласточкин камень, дающий красноречие; и уважаемый беременными женщинами орлиный камень, который орлы кладут в свои гнезда, когда приходит пора вылупляться их птенцам; и заберзат из Офира, сияющий, как маленькие солнца; и желто-золотистый хрисолит — друг торговцев и воров; и сардоникс, любимый царями и царицами; и малиновый лигирий: его находят, как известно, в желудке рыси, зрение которой так остро, что она видит сквозь стены, — поэтому и носящие лигирий отличаются зоркостью глаз, — кроме того, он останавливает кровотечение из носу и заживляет всякие раны, исключая ран, нанесенных камнем и железом.

— Орел, братцы, есть царь лесов… — начал было Скуратов, но его на этот раз не стали слушать. Раз после обеда, когда пробил барабан на работу, взяли орла, зажав ему клюв рукой, потому что он начал жестоко драться, и понесли из острога. Дошли до вала. Человек двенадцать, бывших в этой партии, с любопытством желали видеть, куда пойдет орел. Странное дело: все были чем-то довольны, точно отчасти сами они получили свободу.

— А я, ваше благородие, с малолетствия по своей охоте суету мирскую оставил и странником нарекаюсь; отец у меня царь небесный, мать — сыра земля; скитался я в лесах дремучих со зверьми дикиими, в пустынях жил со львы лютыими; слеп был и прозрел, нем — и возглаголал. А более ничего вашему благородию объяснить не могу, по той причине, что сам об себе сведений никаких не имею.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Мизгирь и Лель, при вашем обещаньи
Покоен я и беспечально встречу
Ярилин день. Вечернею зарей,
В запо́ведном лесу моем, сегодня
Сберемся мы для игр и песен. Ночка
Короткая минует незаметно,
На розовой заре в венке зеленом,
Среди своих ликующих детей
Счастливый царь пойдет на встречу Солнца.

Тесно стало моему дедушке жить в Симбирской губернии, в родовой отчине своей, жалованной предкам его от царей московских; тесно стало ему не потому, чтоб в самом деле было тесно, чтоб недоставало лесу, пашни, лугов и других угодьев, — всего находилось в излишестве, — а потому, что отчина, вполне еще прадеду его принадлежавшая, сделалась разнопоместною.

Молодые берендеи водят круги; один круг ближе к зрителям, другой поодаль. Девушки и парни в венках. Старики и старухи кучками сидят под кустами и угощаются брагой и пряниками. В первом кругу ходят: Купава, Радушка, Малуша, Брусило, Курилка, в середине круга: Лель и Снегурочка. Мизгирь, не принимая участия в играх, то показывается между народом, то уходит в лес. Бобыль пляшет под волынку. Бобылиха, Мураш и несколько их соседей сидят под кустом и пьют пиво. Царь со свитой смотрит издали на играющих.

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Долинный лес иногда бывает так густ, что сквозь ветки его совершенно не видно неба. Внизу всегда царит полумрак, всегда прохладно и сыро. Утренний рассвет и вечерние сумерки в лесу и в местах открытых не совпадают по времени. Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым, и погода кажется пасмурной. Зато в ясный день освещенные солнцем стволы деревьев, ярко-зеленая листва, блестящая хвоя, цветы, мох и пестрые лишайники принимают декоративный вид.

Вековые дубы, могучие кедры, черная береза, клен, аралия, ель, тополь, граб, пихта, лиственница и тис росли здесь в живописном беспорядке. Что-то особенное было в этом лесу. Внизу, под деревьями, царил полумрак. Дерсу шел медленно и, по обыкновению, внимательно смотрел себе под ноги. Вдруг он остановился и, не спуская глаз с какого-то предмета, стал снимать котомку, положил на землю ружье и сошки, бросил топор, затем лег на землю ничком и начал кого-то о чем-то просить.

За Ямбургом встретили его слухи, что русские уже прошедшею осенью появились у Ладожского озера, осадили и взяли Орешек (Шлиссельбург), что в Корелах олонецкий поп (Иван Окулов) с охотниками разбил шведов, что царь своею могучею волею целиком проложил себе дорогу чрез леса, болота и воды от Ледовитого моря до Финского.

Чуть брезжилось; звезды погасли одна за другой; побледневший месяц медленно двигался навстречу легким воздушным облачкам. На другой стороне неба занималась заря. Утро было холодное. В термометре ртуть опустилась до — 39°С. Кругом царила торжественная тишина; ни единая былинка не шевелилась. Темный лес стоял стеной и, казалось, прислушивался, как трещат от мороза деревья. Словно щелканье бича, звуки эти звонко разносились в застывшем утреннем воздухе.

По молитве ее в лесу место очищается; стоят перед нею хоромы высокие, высоки рубленые, тесом крытые; в тех хоромах идет всенощное пение; возглашают попы-диаконы славу божию, поют они гласы архангельские, архангельские песни херувимские, величают Христа царя небесного, со отцем и святым духом спокланяема и сославима.

ТЕСТ 77. Отметьте предложение, соответствующее данной схеме:“[ ] – [сравнение]”. (Знаки не расставлены).

1. Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.

2. Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят на него.

3. Скажешь слово добавят десять.

4. Образовалась течь лодка стала погружаться.

5. Улыбнется солнце красное взойдет.

6. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

ТЕСТ 78. В каких случаях между частями БСПставится тире?

1. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части.

2. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3. Если вторая часть разъясняет то, о чем говорится в первой части.

4. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.

5. Если вторая часть раскрывает то, о чем говорится в первой части.

6. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части.

ТЕСТ 79. Отметьте предложения, в которых между частями БСП ставится тире (знаки препинания не расставлены).

1. Я не знал куда деваться тут блеют овцы там ворчит собака.

2. Была особенная причина почему я не любил и боялся дедушки я своими глазами видел как он сердился и топал ногами.

3. Идет по улице лебедушка плывет.

4. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось.

5. Косили версту выкосили грош.

6. Лестница была высокая крутая но Беликов докатился донизу благополучно встал и потрогал себя за нос целы ли очки?

7. Назвался груздем полезай в кузов.

8. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.

ТЕСТ 80. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

1. Уже исчезла нагота полей: их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов.

2. Солнце дымное встает: будет день горячий.

3. Мечик несколько раз оглянулся – погони больше не было.

4. На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить.

6. На синее небо вышла луна, белыми лебедями проплыли облака.

7. Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли; даже стволы были мокрые.

8. Идти было трудно – густые, частые колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них.

ТЕСТ 81. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. Я поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

2. Небо было почти безоблачное; дул слабый северный ветер.

3. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

4. Не выбрасывайте билеты, они еще могут пригодиться.

5. Закрылся занавес: начались дружные аплодисменты.

6. Дрожа от холода, измучившись в пути, застигнутый врасплох суровою метелью, я думал: лошадям меня не довезти, и будет мне сугроб последнею постелью.

7. Кто же не знает: просто так ничего не бывает.

8. В доме мало-помалу нарушалась тишина; где-то скрипнула дверь, по двору послышались чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.

Знаки препинания при прямой речи и диалоге

Правила Примеры
1. Прямая речь перед словами автора: “П (!?)”, – а. после слов автора: А: “П(!?)”. разорвана словами автора: “П, (!?) – а, – п”. при двух частях авторских слов: “П, (?!)– а и а:–П(?!)”. “Завтра мы встретимся”, – сказал отец. “Кто там?” – окликнул я. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли”. “На днях я уезжаю в Москву, – сказал он. – Вернусь через неделю”. “Двадцать, – сосчитала Верочка и со вздохом добавила: – Как долго!”
2. Реплики диалога перед словами автора: – П (!?), – а. или: “ П, (!?)” – а. “П”, – а. после слов автора: А.: – П(!?). разорвана словами автора: – П, (!?) – а, – п. – П, (!?) – а.– П. без слов автора: “П.(!?)” – “П”. – Ну, я очень рада, – сказала жена. “Вы охотитесь за одними перепелками?” – спросил я. “Нет, больше по утиной части”. Никита, поклонясь в землю, сказал: – Прости, батюшка. – Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя влюблена. “Сделать тебе бутерброд? ” – “Да, пожалуйста”. – “Со шпротами?” – “Нет, лучше с сыром”.

ТЕСТ 82. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. “Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать.”

2. “Не воротиться ли? – говорил он, – А то будет поздно”.

3. “Подожди-ка малость, Сергей, – окликнул он мальчика, – никак там люди шевелятся. Вот так история!”

4. “Какая крикливая книга! – говорил он и морщился. – В ней люди невыносимо орут, спорят, плачут”.

5. Таня быстро сказала: “Только пожалуйста не говорите Варе о нашем разговоре”.

6. “А знаете ли, – начал Лаврецкий, – Я много размышлял о нашем последнем разговоре и пришел к тому заключению, что вы чрезвычайно добры”.

7. Глядя в землю, мужик ответил, запахивая кафтан на груди: “Ночевать? Можно. Изба только плохая у меня…”

Читайте также: