Игровые технологии в детском саду по фгос на музыкальном занятии

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Савинова Светлана Фёдоровна

Населенный пункт: Республика Коми, п. Водный

Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ, независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Игровая деятельность на музыкальных занятиях используются педагогом как средство развития всех музыкальных способностей ребёнка и помогают решению поставленных руководителем задач:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкальные способности, активизировать слуховое восприятие.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности (громко – тихо, быстро – медленно, весело – грустно) и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность).
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Отталкиваясь от возрастных особенностей дошкольников, задачи музыкальных игр можно конкретизировать:

Музыкальные игры для старших дошкольников становятся более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне могут освоить командные игры с установленными правилами, а будущие школьники (6 –7 лет), способны самостоятельно проводить без педагога подвижные и хороводные игры, подбирая и используя необходимые атрибуты.

Методические рекомендации по использованию игр в образовательной деятельности дошкольников

Пособие подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) рекомендован музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию дошкольников, воспитателям групп и родителям воспитанников.

В пособие включены организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства Водящего и музыкальные подвижные игры с атрибутами.

Можно использовать в ООД, режимных моментах, досуге, в домашних условиях. Место проведение игр зависит от выбора педагога: в группе, в музыкальном и спортивном залах, на свежем воздухе.

Направлены на достижение целей:

  • Развитие творческих и музыкальных способностей, образного мышления, ритмического слуха, памяти.
  • Воспитание культуры общения и взаимодействия у дошкольников в совместной деятельности.
  • Формирование навыков драматизации в сюжетно – ролевых играх.

При проведении игр следует учитывать:

  • Возрастные и психологические особенности детей.
  • Направленность на развитие основных движений и качеств дошкольников.
  • Сферу интересов и потребностей детей.
  • Постепенное и поэтапное усложнение игровых целей, правил и условий игры.

Организация рабочих условий:

  • Перед проведением игр педагогу рекомендуется подготовить место для игры, наметить условные границы, подготовить атрибуты и инвентарь к играм (по необходимости)
  • Если место проведения игр оснащено ТСО, можно использовать музыкальное сопровождение.
  • Большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей, она должна быть удобной, не стеснять движения, в соответствии с температурой воздуха.

На начальном этапе разучивания игры Педагог объясняет правила игры, активно участвует в них в качестве Руководителя, затем, постепенно подводит детей к самостоятельной игре.

Приложение: Музыкальные подвижные игры

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, звуковысотности.

1 вариант: (в роли Коровы – педагог)

Вышла на лужок Корова,

Рано – рано, по утру.

И зовёт телят Корова,

Громко, звонко, му –му –му –у! (громко, протяжно произносит му –му)

На лужок пойдём гулять.

Мы побегаем немного, надо ножки нам размять. (бегают врассыпную)

В круг скорее соберёмся, можно нам опять поспать. (выстраиваются в круг, засыпают)

2 вариант: (С усложнением. В роли Коровы – педагог, на повтор - ребёнок)

Вышла на лужок Корова,

Рано – рано, по утру.

И зовёт телят Корова,

Громко – му –у, и тихо – му –у! (громко и тихо поёт му –му)

На лужок пойдём гулять.

Мы побегаем немного, надо ножки нам размять. (бегают врассыпную)

В круг скорее соберёмся, можно нам опять поспать. (выстраиваются в круг, засыпают)

Игра на развитие слухового восприятия, звуковысотности, образного мышления. (Музыкальные фрагменты и герои меняются, в зависимости от темы занятия)

Мы тихонько постоим, (стоят в кругу)

Чтоб героя нам сыграть, (качают головой)

Музыку нам надо отгадать (обе руки вперёд)

Ты ребяток удивляй. (пожимают плечами)

Мы – ребята, смелые, (показ на себя)

Артисты все умелые. (хлопают)

Музыку мы отгадаем, (кружатся 1 раз вокруг себя)

(Звучит музыка, дети изображают героя сказки)

Игра на развитие звуковысотного слуха (низкий – средний – высокий голос) (Герои меняются, в зависимости от темы занятия)

В лесу, на опушке, гуляли зверушки, (идут друг за другом по кругу в образе героя)

Гуляли зверушки, дружной семьёй.

И папа, и мама, Мишутка - ребёнок, (Зайчонок, котёнок, бельчонок и т. д.)

В прятки играли, в лесу меж собой. (поочерёдно закрывают – открывают ладошками глазки)

Весь день проиграли и сильно устали, (идут друг за другом по кругу в образе героя)

Решили пойти всей семьёй домой.

Подвижная игра на развитие творческих способностей, образного мышления, развития умения держать круг во время выполнения различных действий.

Рыжие лисички, братики – сестрички,

Вышли по лесу гулять,

Следы зайчика искать (идут по кругу друг за другом, в образе лисы)

Смотри, здесь зайка пробегал,

Он следы оставил нам (останавливаются, принюхиваются)

Быстро мы за зайкой побежим,

Мы догнать его хотим (бегут по кругу)

Зайчика мы не догнали, (останавливаются, качают головой)

Только зря мы все устали. (вытирают лоб)

Дальше по полю пойдём,

Следы новые найдём (идут по кругу друг за другом, в образе лисы)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, образного мышления.

Весёлые белки на ёлке живут, (прыгают, ручки перед собой)

Танцуют, (выставляют ножку на пяточку)

играют, (кружатся 1 раз)

спать не хотят, (качают головой)

В лесу нет игривей наших бельчат. (прыгают, ручки перед собой)

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей.

(На повтор - Лису играет ребёнок, подкрадывается, облизывается, догоняет мышек)

Мышки по полю бежали, (лёгкий бег на носочках по кругу)

Мышки зёрнышки искали.

Пи –пи –пи, пи –пи – пи, (останавливаются, высоко проговаривают слог: пи)

Сколько зёрен, посмотри! (разводят руками)

Собирали, собирали, (собирают зёрна)

Что вокруг – не замечали.

Вдруг лиса подкралась к ним…(мышки дрожат)

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие творческих способностей, образного мышления.

Лягушки – подружки в болоте сидели, (сидят на корточках, ладошки на полу)

Лягушки – подружки спать не хотели. (встают)

Хотим мы по кочкам болотным скакать (прыгают по кочкам)

Скакали – устали, (останавливаются, вытирают лоб)

Уселись кружочком, (собираются в кружок, садятся)

Нелёгкое дело – прыгать по кочкам! (качают головой)

Подвижная музыкальная игра на развитие образного мышления, навыков драматизации в сюжетно – ролевых играх.

(Оборудование: цветы из бумаги, зелёная ткань)

На лужок, на лужок!

Ищут, ищут бабочки,

Где же жук, наш дружок?

Не гуляет, не жужжит, (останавливаются, разводят руками)

Может просто где – то спит. (ладошки под щёчку)

На цветочке посидим,

И оттуда поглядим. (разлетаются по цветочкам)

Тут вдруг лист зашевелился,

Жук: Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

С бабочками я дружу.

Бабочки ко мне летите,

Поиграть меня возьмите. (прилетают бабочки, поднимают Жука, пляшут)

«Руки – ноги – голова!

Хороводная игра на закрепление умения держать ровный круг,

1 часть: Руки – ноги – голова,

Мы по кругу пойдём, (хоровод)

И с тропинки не свернём.

Мы идём, идём, идём,

На полянке отдохнём. (останавливаются)

2 часть (Лето) По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Мы цветочки собираем. (собирают цветочки)

Вот букет цветов собрали, (расправляют пальчики)

А цветы не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают по кругу, берутся за руки)

Повтор 1 части.

2 часть (Осень) По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Мы листочки собираем. (собирают цветочки)

Листьев мы букет собрали, (расправляют пальчики)

Листья мы не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают по кругу, берутся за руки)

2 часть (Зима)

По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Вылепили мы снежок, (встают)

Много мы снежков собрали, (расправляют пальчики)

Мы снежки не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считаю пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают в круг)

2 часть (Весна)

По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Через ручейки шагаем. (ходят, высоко поднимая ножки)

Будем через них скакать, (прыгают, ножки вместе)

Не забудем посчитать. (останавливаются)

Раз, два, три, четыре, пять, (считаю пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают в круг)

Игра – приветствие на развитие творческих способностей детей

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (руки подняты вверх, машут ладошками)

Педагог: Здравствуйте, котята!

Дети: Здравствуйте! (поочерёдно выставляем ручки вперёд)

Педагог: Здравствуйте, зайчата!

Педагог: Здравствуйте, слонята!

Педагог: Медвежата, здравствуйте!

Педагог: И мышата, здравствуйте!

Педагог: Любим мы здороваться, я и ты! (показывает на себя – на детей)

Сядем все на стульчики – молодцы! (дети садятся)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, активности детей

Все ребята в круг вставайте, (идут в хороводе)

И про космос помечтайте.

Чтобы космонавтом стать, (останавливаются)

Нужно многое узнать. (грозят пальчиком)

Нужно сильным быть, умелым, (показ движений по тексту – дети придумывают сами)

Умным, ловким, честным, смелым.

Спортом надо заниматься,

Приседать и отжиматься.

Прыгать, бегать, и гулять,

Свежим воздухом дышать.

Кашу нужно есть и суп,

В здоровом теле – здоровый дух!

Дружно в космос полетим, (идут в круг, держась за руки)

Все планеты посетим. (расходятся)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, активности детей

Лепим мы Снеговика, вылепим ему глаза, (дети сидят на корточках, собирают снег, медленно поднимаются)

Нос морковкой (прикладывают раскрытую ладошку к носику)

Рот (широко улыбаются)

Метлу (кулачок на кулачок)

Хорошо Снеговику! (выставляют большой палец)

Снеговик, Снеговик, (хлопают)

Ты не мал и не велик! (присаживаются – встают)

Поиграй, поиграй, всех ребят ты догоняй!

(дети убегают на стульчики, Снеговик догоняет)

Подвижная игра на закрепление правил безопасности в весенний период

(атрибуты: льдинки – белые пазлы – 6 шт., песок - круги жёлтого цвета из картона)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад

Из опыта работы

1 кв. к. Иванова С.И.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.

Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Слайд №2

Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Слайд №3

Музыкально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.

Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.

Слайд №4

Слайд №5

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.

Слайд №6

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами музыкально - игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально- игровых технологий.

Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.

Слайд №7

Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.

• Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.

• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность .

• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.

• Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.

• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.

• Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Алгоритм музыкального занятия и использование игровой деятельности в моей практике.

Приветствие.

Музыкально- ритмические движения.

Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.

Пальчиковая гимнастика.

Слушание музыки. Изобразительные движения и жесты, мимика.

Распевание, пение.

В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.

Процесс игровой деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.

Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.

Приветствие: Здороваемся с петушком, курочкой и цыплёнком - подражая их голосам.

Музыкально- ритмические движения. Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.

Играем на шумовых инструментах: Петушок в руках воспитателя пляшет.

Пальчиковые игры : показываем - как петушок и курочка открывают клювики.

Слушание: Курочка . Н. Любарского

Пение: Петушок Р.Н.П., Цыплята муз. А.Филиппенко сл. Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)

В конце занятия Петушок прощается с детьми.

Слайд №11 Приветствие.

Зашагали ножки прямо по дорожке - дети идут маршевым шагом.

А в конце дорожки встали наши ножки – останавливаются.

Всем кто рядом здравствуй, говори.

Здравствуй! Здравствуй! – снова повтори. -2 р.

При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Слайд №13 Например: ПРУЖИНКА.

На полянке два жука Танцевали гопака.

Приседали, приседали, Подперев свои бока.

РАСПАШЕНКА.

Шире руки распахните Друг на друга поглядите,

Распахните не спеша, Будет пляска хороша!

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ кошечка (мягкий шаг), мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, осваиваем движения прыжок, пружинка, подскоки.

СТАРШАЯ ГРУППА пружинка с лодочкой,

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с танцами: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить .

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.

Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.

Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально – ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулировать их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.

Работу над ритмом провожу с музыкальными (шумовыми) инструментами и без.

Объясняю, что ритм есть во всём: в музыке, в движениях и словах. Прошу проговорить и прохлопать, свои имена, знакомые стишки и т.д.

Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее).

Слайд №15 фото

Слайд №16 Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых .)

Слайд №18 Слушание музыки.

Слайд №19

В слушании основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях. Малыши учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе дети могут уже анализировать прослушанное, учатся составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности.

Слайд №20; 21; 22.

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Слайд №23-26. Песня

В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки , провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.

Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.

Слайд №27-30. Танец

В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.

Слайд №31-32. Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством музыки, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Показать какие бывают музыкальные инструменты, познакомить детей с музыкальными профессиями и т.д. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т.д.).

Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.

Слайд №35; 36; 37.

Включение игровых технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием.

Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.

Слайд №38. Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях:

- дети легче усваивают и запоминают материал занятий;

-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.

-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Слайд №39.Методическая литература.

В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.

Мастер-класс для повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.

Содержимое публикации

Макарова Светлана Ивановна

музыкальный руководитель

Г.о. Подольск

для музыкальных руководителей

«Игровые технологии на музыкальных занятиях

Форма проведения:педагогическая мастерская.

Участники:музыкальные руководители.

Выполнение педагогами игровых действий: участники мастер-класса берут на себя роль детей раннего возраста и по показу выполняют все музыкально-игровые действия.

Цель:Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста.

Задачи:

повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игровых методов и приемов на музыкальных занятиях с детьми 2-3 лет;

расширить опыт педагогов в подборе песен, плясок, музыкальных и развивающих игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста;

побудить и мотивировать музыкальных руководителей использовать предложенные игровые технологии в работе мастер-класса;

создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

повышение профессиональных компетенций педагогов-участников мастер-класса;

применение полученного опыта участниками в работе с детьми раннего возраста.

Методы и приемы:

Словесный.Во время объяснения, перед каждым видом музыкальной деятельности, использование стихов, познавательных или обобщающих бесед.

Материалы и оборудование:

мягкая игрушка Мишка, одежда для него;

коробка с погремушками ;

Ход мастер-класса

Вводная часть.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.

Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:

иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;

раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);

игровые атрибуты (маски, шапочки);

музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);

аудио и видеоматериалы;

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Практическая часть.

Цель игры: преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.

А теперь я готова поделиться с вами музыкальным материалом, который использую в работе с детьми раннего возраста.

Задачи: развивать у детей умения взаимодействовать с коллективом и толерантного отношения.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.

И.п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.

Поет музыкальный руководитель. Воспитатель с детьми в кругу.

1.Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять –

Идут хороводным шагом др.за др.

Будем с вами мы стараться

Повторять, не зевать,

Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками.

3.Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять –

Идут хороводным шагом др.за др.

Будем с вами мы стараться

Повторять, не зевать,

Останавливаются лицом в круг.

Опускают руки, взмахи руками

Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.

И.п. Дети стоят в рассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя). Дети подпевают.

1. Малыши, малыши,
Розовые щечки,
А у нас, а у нас
Звонкие хлопочки!

По возможности подпевают.

Закрывают ладошками щёчки.

Хлопают в ладошки

2. Малыши, малыши,
Розовые щечки..
А у нас кулачки,
Словно молоточки.

Закрывают ладошками щёчки.

Ударят кулачком по кулачку

3. Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас , а у нас
Весело в садочке.

Закрывают ладошками щёчки.

Пляшут, легко прыгая на месте.

4.Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас, а у нас
Ротик на замочке!

Закрывают ладошками щёчки.

Указательный палец ритмично прикладывают к губам

По секрету скажем вам,
Очень любим наших мам!

Поднимают руки вверх

Хлопают в ладоши.

Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне. Побуждать детей к подпеванию и пению. Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизация словаря.

Описание игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки, которая уже знакома детям по предыдущему занятию. Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собираются на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Поет не спеша песенку, а воспитатель одевает Мишку. Последнее слово в каждой строчке подпевают дети.

1. Я надену Мишке тёплые штанишки,

Тёплые штанишки я надену Мишке.

Вот так, вот так - теплые штанишки.

2. Я надену Мишке синее пальтишко,

Синее пальтишко я надену Мишке.

Вот так, вот так - синее пальтишко.

3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!

А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!

Вот так, вот так – надо шапку надевать.

Когда песенка спета, педагог продолжает, ласково гладя Мишку

Говорком:Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать!

Всё! Одели Мишку!

А вы знаете откуда Мишка к нам пришел? Он пришел из магазина игрушек. Там живут заводные игрушки, и они умеют двигаться под музыку. А вы хотите там побывать? Приглашаю вас туда.

Описание игры:

Дети стоят около экрана, на котором появляются заводные игрушки, двигающиеся под музыку. Дети выполняют музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки.

Легкий бег на носках

Автор материала И. Плакида

Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.

Описание игры:

Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее. Сильно встряхивает ее насколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки. Рассказывает и знакомит детей с приемами игры. Раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.

Дети за воспитателем двигаются по кругу. Погремушка в руке перед собой

Дети останавливаются. Ритмично звенят, погремушка поднята вверх

Ребятки, где ваши погремушки?

Все прячут погремушку за спину.

Дети: Вот они! (показали)

По ладошке постучу!

Движения как 1 куплете

Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по ладошке

Ребятки, где ваши погремушки?

Все прячут погремушку за спину.

Дети: Вот они! (показали)

По коленке постучу!

Движения как 1 куплете

Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по коленке.

Ребятки, где ваши погремушки?

Все прячут погремушку за спину.

Дети: Вот они! (показали)

По носочку постучу!

Движения как 1 куплете

Дети останавливаются. Присев ритмично стучат погремушкой по носочкам ступней.

Ребятки, где ваши погремушки?

Все прячут погремушку за спину.

Дети: Вот они! (показали)

Задачи: Развивать ловкость, слуховое внимание и координацию движений, чувство ритма. Умение различать контрастные части в музыке

Описание игры:

И.п.: дети с кубиками обеих руках стоят в кругу или в произвольном порядке по залу.

1. Вот какие кубики подарили нам

Кубика красивые- нашим малышам.

2. Вот как наши кубики весело стучат

Вот как наши кубики радуют ребят!

Стучат кубик о кубик, держа перед собой

3.Словно каблучками по полу топ- топ!

Каблучки устали и на месте – стоп!

Присед стучат кубиками по полу

4.Повторяются слова 1 куплета

Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Формировать умение выполнять движения в парах, расширять двигательный опыт, умение согласовывать движения с текстом песни и музыкой.

И.п.: Дети стоят парами, лицом друг к другу.

1. Руки ставим на бочок,

Вот как пляшет наш каблук

Притопы ногой поочерёдно

Кружатся в парах

2. Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в ладушки играть.

Для любимой бабушки

Хлопки– печём оладушки

Хлопают в ладоши

3. Что за странные дела?

В гости к нам коза пришла!

С острыми рогами,

Руки на щёчки, качаем головой

Сделать рожки, покачать головой

4.Два весёлых кулачка

У девочек и мальчиков

Показывают ладошки, шевелят пальчиками

Раскрутился наш волчок.

Ах, как кружится головка

Мы немного постоим,

Себе пальцем погрозим

Ай-ай-ай, не упади,

Кружатся на месте, руки на поясе

Руки к голове, качаем в стороны

Присаживаются на корточки

Ах как тихо в нашем зале.

Отдохнули и опять

Мы готовы озоровать

Сидят, качают головой

Встают, прыжки на месте.

Хлопают в ладоши.

Кружатся в парах

Заключение

Наш мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность и участие. Сегодня я поделилась с Вами материалом, который помогает мне в работе с малышами.

И сейчас, в завершении мастер-класса я предлагаю вам коротенькую игру. Представьте, что ладони ваших рук - это весы.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, соединим две части и скажем друг другу СПАСИБО. Спасибо за внимание и активное участие!

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Методическая литература

"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ "

Музыкальный руководитель

1-й квалификационной категории

Белоглазова С.М.

Занимаясь многие годы музыкальным воспитанием и развитием детей дошкольного возраста, я обнаружила, что дети и музыка необыкновенно схожи: пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий.

Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.

Музыка и игра – это источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание работы.

Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют вниманиедетей, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:

Использование ИКТ позволяет ярко и понятно донести до детей информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера.

Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.

Алгоритм применения технологии в практической деятельности выглядит так:

1й этап: установка на слушание (беседа о муз.произведении, знакомство с автором, названием);

2й этап : исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;

Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.

6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.

Использование на занятиях технологии формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:

3-й этап: творческое самовыражение.

(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.

Этапы:

1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.

Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.

Этапы:

1-й этап: Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:

  • Особенности театрального искусства,
  • Виды театрального искусства,
  • Рождение спектакля,
  • Театр снаружи и изнутри,
  • Культура поведения в театре.
  • Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии;
  • Игры с импровизированными шумовыми инструментами;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Игры на развитие восприятия характера и содержания муз.произведения;
  • Игры на развитие зрительного внимания;
  • Игры с предметами быта и игрушками;
  • Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения;
  • Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики);
  • Игры-этюды на развитие эмоций;
  • Игры-этюды на развитие творческого воображения;
  • Игры-этюды на общение;
  • Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения);
  • Скороговорки;
  • Упражнения на развитие интонационной выразительности;
  • Творческие игры со словом;
  • Инсценирование стихотворений;
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок.

3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов):

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Выводы:

Применение современных образовательных технологийв НОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Вывод: Использование современных образовательных технологий, несомненно, даёт положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причём не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.

(для детей старшей группы)

Цель: побуждать детей к активному участию во всех видах деятельности.

Задачи:

Развивающие: развивать умение выполнять движения в соответствии с характером музыки; петь выразительно, передавая характер песни.

Образовательные: закреплять умение выполнять простейший ритмический рисунок хлопками; играть на музыкальных инструментах; продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, вместе начинать и заканчивать песню, слышать вступление; выполнять танцевальные движения вместе по показу взрослого.

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке.

Ход образовательной деятельности:

Дети свободно входят в зал вместе с воспитателем.

Муз рук: здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Муз.рук: я рада вас видеть! Сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети: с добрым утром!

Вот как славно мы живем! Здравствуйте!

Муз.рук : ребята, мне бы хотелось узнать, любите ли вы играть?

(Ответы детей)

Муз.рук: а в какие игры вы любите играть?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Муз.рук: тогда можно отправляться в путь. Я знаю дорогу и поведу вас.

Схема ритмослогов (Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Дети: (прохлопывают)

(муз.рук. надевает бантик)

Муз.рук: ну вот, я готова! Отправимся сейчас мы в город, в котором главный гость – ИГРА! Пошли…

Находят сундучок,в нём муз. инструменты и куклы. Открывают и выполняют задания.

1 задание:

Рассказать сказку с помощью этих музыкальных инструментов, а куклы вам в помощь (сказка «Теремок)

(Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова)

Слушаем 2 мелодию и выберем нужную карточку.

Слушаем 3 мелодию и выберем нужную карточку.

(Технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой)

(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)

Оркестр

(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Песня по выбору муз.руководителя

Муз.рук: вот мы и дома. Ой, ребята, а про меня забыли, мне нужно превратиться во взрослого. Скорее превращайте меня, где наши музыкальные схемы, нужно прохлопать и произнести волшебные слоги. Готовы?

(схема ритмослогов)

Муз.рук. снимает бантик.

Муз.рук: спасибо. Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что хорошего сделали?

Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем до свидания нашим гостям. До свидания, ребята!

Читайте также: