Ил 76 экстренная посадка

Обновлено: 18.09.2024

Пилоты Александр Касаткин и Анатолий Фоменко 12 июня 1990 года осуществили посадку поврежденного самолета Ил-76. Приземление самолета проходило без:

  • Связи;
  • приборов;
  • двух двигателей левого крыла;
  • рекомендаций конструктора;
  • давления в гидросистеме, что означает без:
  • Шасси;
  • Механизации крыла;
  • Тормозов;
  • Самолет, с посадочной массой 152 тонны, из которых 50 тонн топлива;
  • дыра в фюзеляже, размером 2,5 на 1,5 метра;
  • сложный эродром Кабула, расположенный на высоте 2000 метров над уровнем моря;
  • только одна сторона для захода на посадку;
  • только визуальные ориентиры;
  • парашюты, которыми они не воспользовались;
  • большой опыт работы в гражданской авиации.

Воспоминание главного героя произошедшего события:

Для меня это был очередной полет на Кабул, 102 рейс в Афганистан. За мной был закреплен Ил-76 МД, маршрут знаком, пару раз в неделю мы с экипажем туда летали.

Обычно мы отправлялись вторыми, ранним утром уходил пассажирский лайнер, но в этот день было иначе. Первый борт задержался по техническим причинам, а мы стартовали по их графику.

Как потом стало понятно, целью моджахедов был пассажирский Ил. Опускаю подробности проверки, согласования, взлёта, да и самого полета до момента связи с диспетчером Кабула.

Ещё на высоте 10 тысяч вошли в зону контакта с аэродромом, получили информацию по условиям нашего приема и разрешение на заход и посадку.

Идя на снижение поручил бортрадисту с высоты 6000 начать отстрел тепловых ловушек по обе стороны борта. Мы входили в район наибольшей угрозы от поражения американскими ракетами Стингер.

На высоте 7500 раздается сильный хлопок слева и происходит разгерметизация кабины. Шум, ветер. Первая мысль птица разбила фонарь, но бортрадист кричит: " У нас попадание".

Отключаем автопилот, в такой ситуации на него надежды нет. Рули действовали, но вяло. Штурвал стал тяжёлым, но самолёт замечательный, продолжал слушаться. Держали вдвоём с Анатолием Фоменко.

Мне доложили об огромной дыре в фюзеляже, в которую все высасывали как пылесосом. Начали оценивать ситуацию. Связи с землёй нет, хорошо хоть внутренняя работала.

Выслушал доклад от Черемных Владимира, бортинженера, в гидросистеме нулевое давление, шасси не сможем выпустить и остановка двух двигателей левого крыла.

Дублируем выключение. Безрезультатно. Экипаж борется с огнём. Запах горящих жгутов проводки. Задымленность добралась до кабины. Свежо, а дышать нечем.

Идём на механическом управлении, чтобы было понятно, 100 кг нагрузки на управление рулём поворота и 75 элеронами. Обрадовался входящему штурману, как его не вытянуло наружу, дыра полтора на два с половиной.

За месяц до этого дня сбили другой Ил с иркутским экипажем. Никто не выжил. Пресвятая Богородица! Семья, и не у меня одного… Как ни сложно, принимаю решение. Будем сажать на брюхо.

50 тонн топлива в крыльях, сливать нельзя, вспыхнет сразу, ведь мы летим искря во все стороны. Бортоператор слегка открыл грузовую рампу, вытянуло дым, стало легче дышать. Из приборов работают только указатели скорости и высоты.

  • Садимся на гладких крыльях. Поясню. Для того чтобы безопасно сесть в Кабуле надо нырнуть прямо перед аэропортом. Могут ведь и добить. А это значит скорость при посадке будет выше нормы.

В обычной ситуации мы её гасили выпуская всё что можно: шасси, элероны, но сейчас, без давления в гидросистеме этот вариант отпал сразу. Рискуя, заранее пошли на снижение.

Нам с тяжёлыми рулями надо попасть в створ полосы. Но сначала надо дотянуть до безопасной 11-ти километровой зоны воздушной гавани, пройти горы на высоте удобной для атаки.

Проскочили без дополнительных сюрпризов от моджахедов бывшего министра обороны Танакая, предавшего Президента Наджибуллу. Готовили только одну ловушку. Они нас со скалы достали, поднялись на 4500 метров.

Самолёт затягивает разворот, ещё одно нарушение схемы захода на посадку. Предупреждаю экипаж о том, что садимся на грунтовую полосу, на бетонке гарантирован взрыв. В крыльях топливо.

Упёрлись с Анатолием, что есть силы, самолёт не подворачивает. Промахивается. Скорость 400. Прямо по курсу дорога на Баграм, уже собрались было на неё, как пошли рули. Подравняли на полосу.

Держим 370, чтобы не клюнуть. Говорю ребятам привязаться и упереться. На этой полосе нас не ждали. В её начале ямы от взрывов. Протягиваю дальше. Дёрнуло влево.

Это из-за неисправности левых моторов. Команда: "Двигатели 0, самолёт обесточить!". Шорох воздуха по фюзеляжу сменился скрежетом по грунту. Можно вздохнуть. Самое страшное позади.

Пропахали 800 метров. Позже расшифровка самописцев самолёта показала скорость на глиссаде 375 и 350 при касании с перегрузкой 1,4 g. Отлично даже для обычного полёта. Здравствуй международный аэродром Кабул.

Весь экипаж наградили орденами "За личное мужество". Странная уравниловка в Указе Михаила Горбачева. Вклад в содеянное слишком различный. Пилоты были достойны большего.

Круживший над Красноярском грузовой Ил-76 с неисправным двигателем благополучно сел в аэропорту

Авиапроисшествие с грузовым самолетом ИЛ-76 прокомментировали опытные пилоты, которые сошлись во мнении, что экипаж в данном случае поступил совершенно верно:

Аудио: Иван Левандовский, заслуженный пилот СССР

Напомним, по предварительным данным, которые озвучивают в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте, воздушное судно вылетело из Красноярска по маршруту Красноярск — Южно-Сахалинск. На борту было 9 членов экипажа и 38 тонн груза.

Интересно, что очень часто причиной подобных происшествия становится ложная сработка сигнализации. Однако в данном случае, — это уже подтвердили специалисты, в двигателе на самом деле возникла вибрация, — по какой причине, сейчас выясняется.

В аэропорту говоря, что ситуация может сложиться по-разному: начиная от того, что неполадку устранят оперативно, и самолет уже вечером вылетит в рейс, заканчивая серьезным ремонтом: все зависит от того, что именно случилось во время полета.

СПРАВКА

Ил-76 способен доставлять грузы максимальной массой 28–60 тонн на расстояние 3600–4200 км с крейсерской скоростью 770–800 км/ч. Все кабины Ил-76 герметизированы. Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,45 м в ширину и 3,4 м в высоту. Самолёт способен брать на борт до 90000 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.

По данным Википедии.

По неофициальным данным, самолет, аварийно севший в Красноярске, с бортовым номером RA-76951, эксплуатируется с сентября 2007 года, дата выпуска — август 2007 года.

Возрастная категория сайта 18 +


В екатеринбургском аэропорту Кольцово совершил экстренную посадку грузовой самолет Ил-76. Экипаж принял решение о возвращении вскоре после вылета.

Как сообщили представители воздушной гавани, на борту Ил-76 находились только члены экипажа, самолет летел без груза, передает ТАСС. После инцидента аэропорт работает без ограничений на прием и отправку воздушных судов. Причины экстренной посадки выясняются.

Программы

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: