Ил 76 посадка без шасси

Обновлено: 07.07.2024

Инцидент произошел в июне 1978 года. Эскадрилья из десяти самолетов вылетела на задание. Майор Анатолий Соболев был командиром отряда и вел на своем Ил-76 одну из пяти пар эскадрильи. Через 12 минут после взлета на высоте более четырех километров отказала вся бортовая электрика у ведущего. Работали только двигательные группы, магнитный компас, а также механические указатели высоты и скорости.

Вообще-то в инструкции по управлению Ил-76 было четко написано, что обесточенный самолет посадить невозможно. Дело даже не в отсутствии приборов, а в том, что без электроснабжения отключаются бустеры. Чтобы читателю было понятно, можно провести аналогию с гидроусилителем на рулевом управлении автомобиля. В последнее время ГУРы ставят практически на все новые машины, чтобы облегчить работу рукам. Так вот, к рулю автомобиля усилие прикладывается в десятки раз более слабое, чем к штурвалу самолета.

Управляя элеронами на крыле, рулем на хвосте и плоскостями на стабилизаторах, приходится бороться с сумасшедшим сопротивлением воздуха. Авиационные бустеры дают усилие в 1200 килограммов! Как двум пилотам, Анатолию Соболеву и Александру Кочетову, удалось своими руками манипулировать штурвалами – одному богу известно. От напряжения у Соболева полопались сосуды на руках.

Шасси тоже пришлось выпускать вручную: бортмеханик по авиадесантному оборудованию Борис Мезин дернул аварийный рычаг и открыл замки. Обычно створки закрываются обратно, оставляя открытым только небольшой лючок для стойки шасси. Но из-за отключенного электропривода створки убрать было нельзя, и посадка сопровождалась снопом искр от трущегося о бетон дюраля.

Ил-76, естественно, выкатился за пределы полосы. Ведь не работали тормоза, и замедляли машину с помощью реверса двигателя, которым управлял бортмеханик Александр Гудыма. В результате действий экипажа не пострадали ни люди, ни техника. Единственное, что пришлось заменить, – это слегка поврежденные створки шасси. После этого самолет был готов к службе в небе.

КБ Ильюшина и лично главный конструктор Генрих Новожилов, кстати, выражали Анатолию Соболеву большую благодарность. Специалисты бюро много беседовали с экипажем, после чего инструкция к Ил-76 превратилась из тонкой книжицы в толстенный том: туда добавили семь разделов, касающихся действий в экстремальных ситуациях.

Вообще это herske нашёл этого волшебного дедушку, ездил к нему в Псков, встречался с героем-лётчиком. Молодец, в общем.

Настроение: sleepy
Музыка: Мы взлетали как утки с раскисших полей - В.С. Высоцкий

Вот оставшиеся "непонятки".
Может кто-то сможет на них ответить?

? ? ? 86711 гражданский столкновение с препятствиями на рулении Рига СССР Авария
Причина. Дата.

? ? 1985 - ВВС ВС Ливии грубая посадка Себха Ливия Авария
Дата.

19 7 1994 регистр? ВС РФ (ВВС) уничтожен на земле Луанда Ангола Авария
Регистрационный.

76511 Шерементьево (построен в 1978 ) уже в 1980 г. списан и передан в КВВАИУ?
Причина?, дата?

"А еще вспомнился рассказ Могильного о том как Оренбургские в составе лётчика-снайпера (КК) и лётчиков 1 класса (ПКК) на 5 км полосе ЛИИ им. Громова умудрились нечто подобное сотворить

это вы про "допуск к посадке на авианосец" ?

Вспомнил ещё один случай (опять же со слов): Ил-76 восстановили после грубой посадки, но после этого он стал летать "немного боком". После того, как при посадке с боковым ветром он сошёл с ВПП, его списали.

По моим данным,
86854 Тарту - Кедайняй - Васильков
86031 Паневежис - Васильков.
(см. ветку Вопросы по реестру Ил-76)

86031 псков - Васильков.

Вот оставшиеся "непонятки".
Может кто-то сможет на них ответить?

? ? ? 86711 гражданский столкновение с препятствиями на рулении Рига СССР Авария
Причина. Дата.

Ветка старая и вялая, но вдруг ?

aviafan:
Что-то есть по данным происшествиям?
.
76621 ОКБ Ильюшина (построен в 1984) , в 1989 списан и передан в Ворошиловградское ВВАУШ. Авария? Есть две версии: повреждения в районе передней стойки шасси и списание из-за того, что про самолёт забыли, когда произошла катастрофа на "Ленинском комсомольце" , а он мог оказать реальную помощь, т.к это был Ил-76МДПС. И, дабы "не получить по шапке", сказали, что самолёт летать не может из-за проблем с конструкцией. А потом потихоньку его списали. Такая вот легенда одно время ходила.
++++
Не знаю, как насчет передней стойки, но правая дверь у него не закрывается плотно. Повело в процессе испытаний? Есть кинопленка с этого самолета, на которой изображен процесс какого-то испытания(?). При открытой двери они выпускали за борт что-то на тросу. А так полностью согласен с Говоруном - после испытаний самолеты чаще отдавали в училища. Если покопать истории с теми аппаратами, что стояли в училищах, можно было бы узнать много интересного.

Спасибо за ответы!
224 БИК!
Ил-76Т имели номера с 76504 по 76526 (выпускались в 1977-80 гг.), а серия Ил-76МД в этой части номеров началась в 1982 г. с СССР-76530.

? ? ? 86711 гражданский столкновение с препятствиями на рулении Рига СССР Авария
Причина. Дата.

? ? 1985 - ВВС ВС Ливии грубая посадка Себха Ливия Авария
Дата.

19 7 1994 регистр? ВС РФ (ВВС) уничтожен на земле Луанда Ангола Авария
Регистрационный.

76511 Шерементьево (построен в 1978 ) уже в 1980 г. списан и передан в КВВАИУ?
Причина?, дата?

76492 МАП ЛИИ (построен в 1984), уже в 1987 г. списан.
Интенсивные испытания?

"А еще вспомнился рассказ Могильного о том как Оренбургские в составе лётчика-снайпера (КК) и лётчиков 1 класса (ПКК) на 5 км полосе ЛИИ им. Громова умудрились нечто подобное сотворить

это вы про "допуск к посадке на авианосец" ?

Вспомнил ещё один случай (опять же со слов): Ил-76 восстановили после грубой посадки, но после этого он стал летать "немного боком". После того, как при посадке с боковым ветром он сошёл с ВПП, его списали.

Уважаемый 224БИК!
Вот наша переписка с другого сайта:

То aviafan:
86859 списан был и порезан в Шадринске.

aviafan:
Уважаемый 224 БИК!
А что за причина списания? Ресурс или ЛП?

224 БИК:
ЛП. Зимой садился сломал стойки.

Подскажите, пожалуйста, если возможно, дату и место ЛП (Шадринск?).

224 БИК:
Уважаемый 224БИК!
Вот наша переписка с другого сайта:

То aviafan:
86859 списан был и порезан в Шадринске.

aviafan:
Уважаемый 224 БИК!
А что за причина списания? Ресурс или ЛП?

224 БИК:
ЛП. Зимой садился сломал стойки.

Подскажите, пожалуйста, если возможно, дату (хотя бы год)и место ЛП (Шадринск?)

aviafan:
86859 место ЛП Шадринск. Зима 1995-96. По 86833 позже дату ЛП скажу. Не могу связаться с КВС.

Большое спсибо, уважаемый 224БИК!

Не подскажете ли всёт-таки точную дату происшествия в Шадринске с 86859?

Вот что удалось найти ещё:
"76492 МАП ЛИИ (построен в 1984), уже в 1987 г. списан.
Интенсивные испытания?"
Нашёл , что самолёт привлекался с декабря 1986 г. к испытаниям Д-90А (ПС-90А).

И немного про борт, столкнувшийся с деревьями:
"Летом 1986 года в Паневежисе молодой летчик на посадочной глиссаде сбавил скорость ниже обычной. Сосредоточившись на выходе точно в створ полосы, он упустил высоту и с просадкой прошелся по верхушкам небольшой рощи, росшей рядом с аэродромом. Увидев несущиеся навстречу деревья, летчик рывком прибавил обороты, двигатели взревели, но тяжелая машина брюхом уже вломилась в заросли. Растрепав деревья, самолет ушел вверх, лишившись створок шасси, оставшихся среди берез, фюзеляж и мотогондолы были исхлестаны ветками, а за стойками шасси волочилась зелень и верхушки деревьев."

Может, кто-то подскажет что-то и по другим "непоняткам" с ЛП.

Спасибо, KDmitry, за уточнения!
Вверху я цитировал по В.Марковский "ИЛ-76 на службе в ВВС", с.11.

А какова дальнейшая судьба "кривого" борта? Списали? Если да, то укажите, пожалуйста хотя бы год списания.

Этот борт СССР-86047 после восстановления передали в ВВИА им.Жуковского.
Сейчас находится на ихнем УАБе в Монино. Кстати дело было в августе 1987 г.
После чеса по деревьям посадили его в Кедайняе. Попал в группу по его восстановлению.
Ветки деревьев из двигателей и зазоров в местах навески элеронов мы много повытаскивали. Мужики в рубашках родились. Кстати этот же борт за несколько лет до этого в Казлу-Руде посадили не выпустив шасси. Кстати с В.Марковским поосторожней, в его книге и фантазии есть.

для aviafan: "это вы про "допуск к посадке на авианосец" ?
Кто-то знает, чем для самолёта всё закончилось? И когда это было?


все закончилось только неприятностью для ПКК. ведь на левой чашке сидел замкомполка а на правой комотряда. а насчет допуска " посадки на авианосец" - это фраза комполка, ведь сели меж двух полос, грунтовки и бетонки.хорошо снега было очень много.было это в 95м или 96м годе.

для aviafan: "это вы про "допуск к посадке на авианосец" ?
Кто-то знает, чем для самолёта всё закончилось? И когда это было?


все закончилось только неприятностью для ПКК. ведь на левой чашке сидел замкомполка а на правой комотряда. а насчет допуска " посадки на авианосец" - это фраза комполка, ведь сели меж двух полос, грунтовки и бетонки.хорошо снега было очень много.было это в 95м или 96м годе.

Подтверждаю. Было это в Оренбурге-2. Лично наблюдать не довелось, приехал на аэродром через час после этой посадки, когда ТЭЧ уже вовсю лопатами вокруг самолета махала. Самолет Ил-76М RA-86027, серийный номер 1205. После восстановления дальше летал.


aviafan: 86855 был отправлен на завод в СТ. Руссу и в последствии списан. 86020 и 86727 готовы к распилке списаны.

Поправляю фантазии Марковского из книги "ИЛ-76 на службе в ВВС":

"Летом 1986 года в Паневежисе молодой летчик на посадочной глиссаде сбавил скорость ниже обычной. Сосредоточившись на выходе точно в створ полосы, он упустил высоту и с просадкой прошелся по верхушкам небольшой рощи, росшей рядом с аэродромом. Увидев несущиеся навстречу деревья, летчик рывком прибавил обороты, двигатели взревели, но тяжелая машина брюхом уже вломилась в заросли. Растрепав деревья, самолет ушел вверх, лишившись створок шасси, оставшихся среди берез, фюзеляж и мотогондолы были исхлестаны ветками, а за стойками шасси волочилась зелень и верхушки деревьев."


Произошло это в августе 87 года Кто был летчик и по какой причине произошла просадка написано у KDmitry (пост 27.12.2009 (13.06.05)) Створок шасси самолет не лишался, побило их сильно но не отрывало, после случившегося самолет садили не на базовый (Паневежис) а в Кедайняй, шасси выпускали аварийно. Остальные подробности смотри мой пост (27.12.2009 (17.56.15)). самолет 86047, серийный 1503.

Если это было летом 87-го, то на правой чашке вообще сидел курсант. Я почему-то посчитал, что он уже летехой был. Но правильно подсказали. Этот летчик стал офицером только осенью 1987 года.))))))))))
Много лет уже прошло.
Не помню, какой именно из двух страдальцев гнал Андрушкевич в Монино. Там они еще и чуть не выкатились.

Без шасси в Казлу-Руде сел а впоследствии деревья в августе 87 года стриг один и тот же самолет - 86047 из 2аэ. Слухи ходили, что за эту нехорошую тенденцию его Командующий в Монино и "сослал".

miserecordia et justid:

Согласен с Вами. А кривой какой у нас был 86048?

Волнительные воспоминания.
Борт 86047.
Из Ташкента (с завода) его пригнал в сентябре 1979 г Гарнаев в Паневежис, через неделю его перегнал в Тарту Блинов. Спустя месяц в ночом полете по кругу б/т на взлете нажал на кнопку уборки шасси до отрыва самолета от ВПП. Искры от колес посыпались. Экипаж не понял что это было. После посадки лопнуло одно колесо, остальные 15 пневматиков стесаны до последнего корда, но не лопнули. Техники с воодушевлением подняли самолет на козлы и всем полком меняли пневматики (только переучивались, потому дело было новое). Потом "продали" борт в Кедайняй. Его посадил Мартьянов в Казлу-Руда в 1985г на брюхо (шасси забыли выпустить). Подняли борт на козлы, заменили пневматики и створки шасси, подлатали кабину, борт "продали" в Паневежис. В 1987 г Долматов причесал лес на нем. Отремонтировали в Кедайняе , Андрушкевич перегнал этот борт в Монино (чуть не выкатились за ВПП). Живучий борт оказался. Терли его и били - все стерпел, теперь - в музее.

Большое всем спасиб оза интересную информацию!
Итого остаются:

? ? ? 86711 гражданский столкновение с препятствиями на рулении Рига СССР Авария
Причина. Дата.

? ? 1985 - ВВС ВС Ливии грубая посадка Себха Ливия Авария
Дата.

19 7 1994 регистр? ВС РФ (ВВС) уничтожен на земле Луанда Ангола Авария
Регистрационный.

76511 Шерементьево (построен в 1978 ) уже в 1980 г. списан и передан в КВВАИУ?
Причина?, дата?

76492 МАП ЛИИ (построен в 1984), уже в 1987 г. списан.
Интенсивные испытания? ЛЛ по испытанию Д-90А (ПС-90А)

Волнительные воспоминания.
Борт 86047.
Из Ташкента (с завода) его пригнал в сентябре 1979 г Гарнаев в Паневежис, через неделю его перегнал в Тарту Блинов. Спустя месяц в ночом полете по кругу б/т на взлете нажал на кнопку уборки шасси до отрыва самолета от ВПП. Искры от колес посыпались. Экипаж не понял что это было. После посадки лопнуло одно колесо, остальные 15 пневматиков стесаны до последнего корда, но не лопнули. Техники с воодушевлением подняли самолет на козлы и всем полком меняли пневматики (только переучивались, потому дело было новое). Потом "продали" борт в Кедайняй. Его посадил Мартьянов в Казлу-Руда в 1985г на брюхо (шасси забыли выпустить). Подняли борт на козлы, заменили пневматики и створки шасси, подлатали кабину, борт "продали" в Паневежис. В 1987 г Долматов причесал лес на нем. Отремонтировали в Кедайняе , Андрушкевич перегнал этот борт в Монино (чуть не выкатились за ВПП). Живучий борт оказался. Терли его и били - все стерпел, теперь - в музее.


подобный случай имел место в Укурейском полку но в другом месте и с другим самолетом, ссылка для Вас-на ветке Укурей за 29.04.08,
. 86854 борт был Тартуский - там и был поврежден при посадке в приземном тумане.
. у Мелитопольцев хотелось бы уточнить судьбу 78841, самый крайний самолет прибывший на (т.е. в)Украину со своим собратом 78840, летал к сожалению недолго- сейчас не помню уже точно, то ли в конце 90, то ли в 91 ему снесли кабину на стоянке рулящим бортом вернувшимся из командировки- всеобщая халатность- стартех после работ не дождался тягач, чтобы задвинуть самолет на место после работ- дежурные по стянке части и подразделений не проконтролировали расстановку самолетов- КВС на рулении не обратил внимание при рулении по родным стоянкам- в итоге смещение кабины экипажа было видно даже невооруженным глазом- тогда вопрос о восстановлении даже не ставился- в дальнейшем не знаю- покинул Мелитополь в 92г. Уточните у Виктора Истратова. По возможности обозначтесь у меня в личке - с домашнего компа мои посты не проходят.Спасибо

Бортовые78820 и78821.Снесли кабину 821, потом воостановили комерсанты.Разложили в Остенде при прекращении взлёта, правда год не помню.

Большое спасибо, Голубь мира!

Вот цитата из указанного Вами форума:

". Этот праздник каждый раз ассоциируется у меня с событиями 1990 года, а именно - Пасхи того года (точной даты не помню). Я тогда был стартехом ИЛ-76, бортовой номер 896. Командиром корабля был летчик от бога и просто замечательный человек Алексей Зеленухин. Целую неделю накануне Пасхи мой "борт" выполнял челночные рейсы по перевозке в двухпалубном варианте (брали больше 200 человек) ракетчиков с Д.Востока в Эмбу на полигон и в обратном направлении тех, которые отстрелялись. Так вот, все случилось при взлете в Эмбе в ночь перед Пасхой - самолет не успел набрать высоту и начал падать на задницу. Высота была небольшой и все заняло считаные секунды, но этого было достаточно, чтобы от чрезмерных аэродинамических нагрузок "поплыл" металл (киль ушел назад) и "закрутилось" крыло. Если не изменяет память, живыми остались только потому, что Зеленухин успел парировать падение перестановкой стабилизатора. После этого экипаж благополучно доставил ракетчиков домой и вернулся в Укурей. Когда я встретил мужиков, то понял, что то случилось: во-первых - Зеленухин отступил от своей традиции (всегда после командировок чествовались технари чем Бог послал и со словами:"Спасибо, братцы, что матчасть не подвела. "), а тут вскочили в машину и укатили; во-вторых - из уже отъезжаущей машины борттехник В.Скорина крикнул: "Проверьте стабилизатор. " - ни кто в эскадрильи туда не лазил - только в ТЭЧ на регламенте!?; а в третьих - на фюзеляже в районе левого обтекателя шасси была вырвана обшивка на площади около полутора метров кв. Причем было очевидно, что вырвана она набегающим потоком. Тут поневоле задумаешься - а надо ли работать по праздникам.
Потом были разборки с экипажем, неоднократные комиссии, ограничения по взлетному и посадочному весу для самолета, его облет, перегон в Старую Руссу и т.д.
Уже на Украине в Узине я случайно встетился с заводчанами из СтРуссы, поинтересовался о судьбе 896-го - они заявили, что такого борта у них в работе не было. И только после длительных выяснений обстоятельств, я узнал, что у заводчан в обиходе лишь формулярные номера, и они действительно восстанавливали "мащину 0605" на продажу коммерсантам. Вот такие пироги с котятами. "

Получается, что происшествие имело место 15 апреля 1990 г. с Ил-76МД 86896 (26-05), который затем был восстановлен, продан в Афганистан, затем эксплуатировался в РФ, а сейчас летает в Казахстане. И, видимо, не Энгельс, а Эмба.

78821 был разбит в 2001 г. У него судьба - прямая противоположность "живучему" 86047. После указанного происшествия на стоянке 78821 долго на ней и стоял, пока его не забрали коммерсанты в 2000(?) году. И машина была практически новая (что-то около 400 ч налёта). Но и на коммерции всего год полетала. Судьба.

Весм доброго дня!

? ? ? 86711 гражданский столкновение с препятствиями на рулении Рига СССР Авария
Причина. Дата.

? ? 1985 - ВВС ВС Ливии грубая посадка Себха Ливия Авария
Дата.

19 7 1994 регистр? ВС РФ (ВВС) уничтожен на земле Луанда Ангола Авария
Регистрационный.

76511 Шерементьево (построен в 1978 ) уже в 1980 г. списан и передан в КВВАИУ?
Причина?, дата?

76492 МАП ЛИИ (построен в 1984), уже в 1987 г. списан.
Интенсивные испытания? ЛЛ по испытанию Д-90А (ПС-90А)

В принципе, только второй из пяти случаев - военный борт. Может, кто-то что-то знает подробнее? А вот про гражданские Ил-76, вероятно, смогут рассказать только испытатели из ЛИИ. Насчёт Ливии можно и не узнать.

В московском аэропорту "Шереметьево" приземлился транспортный самолет Ил-76 с невыпущенной передней стойкой шасси. По словам источника в экстренных службах, аварийная посадка прошла успешно, пострадавших нет. В настоящее время самолет находится на взлетно-посадочной полосе. Вскоре его отбуксируют на стоянку.

В "Шереметьево" приземлился транспортный самолет Ил-76 с невыпущенным передним шасси. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник в экстренных службах.

"Перед приземлением в "Шереметьево" у прибывшего из Ульяновска Ил-76 не вышла передняя стойка шасси, было принято решение об аварийной посадке, она прошла благополучно, никто из находившихся на борту не пострадал", - сказал он.

По словам источника, в настоящее время самолет находится на взлетно-посадочной полосе. Вскоре он будет отбуксирован на стоянку.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: