Инновационные оздоровительные технологии в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст- 20-25 мин., старший возраст- 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Воспитатели, руководитель физического воспитания

(игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой …

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания,

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Педагог-валеолог, специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 чел., программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр.

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа людей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 чел. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

2 раза в неделю с младшего возраста

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий- фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Игровой стрейчинг (стретчинг): комплекс упражнений

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности. Методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Что такое игровой стретчинг?

– Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.

– Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?

– Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.

Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.

– Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.

– Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к Голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить, – пролепетал испуганный утенок.

– Ладно, повезло тебе, утенок, что я сыта, – проворчала змея и уползла.
Кряк обернулся по сторонам в поисках бабочки, но ее нигде не было видно. Очень огорчился утенок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел высоко в небе птицу и побежал за ней.

(И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.)

– Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок.

– Отведи меня к нему, пожалуйста!

– Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица.

И Кряк быстро побежал за летящей птицей.

Растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

Очень скоро луг кончился, и перед утенком открылось чудесное озеро. Вода в озере была чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утенка.

Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

(И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)

Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.

– Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.

Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со всех ног бросилась бежать, только ее и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.

Повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность. (И.п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха;

- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к воспитателям:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

В статье рассмотрена проблема использования инновационных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ . Представлены методы, используемые на занятиях и способствующие повышению двигательной активности дошкольников.

ВложениеРазмер
sovremennye_innovatsionnye_tehnologii_v_fizkulturno.docx 27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Современные инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Консультация для педагогов

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.

В связи с этим особое внимание уделяется обновлению содержания образования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день разработано множество программ по физической культуре в дошкольных учреждениях. Все они направлены на решение задач охраны и укрепления здоровья ребенка, повышения его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, при этом отличаются содержанием, объемом и подачей двигательного материала.

Однако в ходе проведенного анализа программ многие специалисты полагают, что постоянное использование одних и тех же методик работы значительно снижает интерес детей к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, приводит к снижению результативности. На сегодняшний день традиционное образование нуждается в использовании инноваций, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. Многие ДОУ наряду с традиционными средствами и формами работы применяют нетрадиционные. Поэтому одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Кто из вас может дать определение детского фитнеса?

Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое здоровье, его социальную адаптацию. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Занятия должны быть планомерными, что невозможно сделать без научно-обоснованной системы занятий, разработанной программы и квалифицированного педагога.
В качестве содержания дополнительных занятий рекомендуют использовать:

– ритмическую гимнастику, стретчинг, фитбол и др.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

1. занятия на тренажерах;

2. игровой стретчинг;

1. Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием тренажеров . В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.

3. Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножки - 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

4. Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная особенность пилатеса – упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.

5. Одна из новых технологий физического воспитания – фитбол-гимнастика . Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

6. В настоящее время появилось новое направление – черлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

В игре используются:

проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов), игровое экспериментирование. Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические, так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает детям воплотить в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести. Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который сам является личностью, ориентированный на творчество в своей профессиональной педагогической деятельности.

При взаимодействии с детьми (играя в СОРСИ) создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка (наглядные, словесные, практические, эмоционально-образные).

Игра СОРСИ строится следующим образом.

Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д. Испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут.

Во время игры звучит музыка создающая обстановку тревожности, неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право дошкольникам обменять ключи на сюрприз.

Структура игры включает в себя три блока.

1 блок – предварительная работа (организационно-подготовительный).

Цель: создание проекта единого образовательного пространства (выбирается микро-тема игры, ведется отбор приемов и методов);

Двигательный этап – придумывание и планирование физических упражнений;

Познавательный этап – планирование совместной деятельности по определенной теме.

2 блок – взаимодействие педагогов и детей (ребёнок - ребёнок, взрослые – дети, педагог – ребёнок)

Цель: формирование системы знаний по определённой микро–теме.

Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание физических упражнений;

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.

3 блок – игра, которая является своеобразным продолжением процесса обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к творческому применению навыка.

Цель: интеграция различных областей. Собственно сама игра. Дети организуются в команды для игр – эстафет. Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются, новыми структурными частями

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности;

Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.

8. Фрироуп – это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли). Результат соревнований во Фрироупе, как правило, определяется по времени прохождения дистанции.

Для того чтобы понять основную идею данного спорта необходимо просто представить себе полосу препятствий, которую необходимо преодолеть без касания земли, которую можно преодолевать в одиночку, борясь с собственными слабостями или бороться с противниками. Этот вид экстремальных развлечений проводится как в открытой природной среде, так и в помещениях. Для него не нужно специальное дорогостоящее оборудование или специально для этого подготовленное сооружение. Участвовать в них может любой независимо от возрастных категорий.

Для безопасности спортсменов предусмотрены следующие элементы: каска, перчатки, одежда, что частично закрывает тело спортсмена, защищая от возможных падений и ушибов. Также важна поверхность, над которой проводятся выступления участников. Она должна быть смягчать падение, такой как песок, трава, маты. Соревнования по фрироупу бывают двух видов:

Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих способов:

индивидуально — участник самостоятельно проходит всю дистанцию;

эстафета — участники команды последовательно проходят каждый из участков дистанции;

групповое прохождение — одновременное прохождение дистанции всеми участниками команды.

Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных покрышек и других предметов.

Геокэшинг - одновременно и очень древняя, и совсем новая игра.

Главная особенность туристического геокэшинга — то, что тайники устраивают в местах, представляющих природный, исторический, культурный и архитектурный интерес. И поэтому прежде чем дать координаты тайника, игроки описывают особенности места: это может быть необыкновенный парк, красивый пруд или озеро. Таким образом, геокэшинг – современная игра, с помощью которой взрослые и дети узнают много интересного о родном крае.

В геокэшинг можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно, навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад - это конфеты, сладости, игрушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци.

"Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОО".

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в детском саду является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технол.



Использование инновационных технологий в физкультурно оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Выступление из опыта работы на тему: "Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста ".


Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют необходимость всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и .


Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют необходимость всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и .


Современные инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста.

Автор: Пономаренко Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16
Населённый пункт: НОВОРОССИЙСК
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Инновационные технологии физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №16 "Солнышко"

Консультация для воспитателей

Инновационные

физкультурно

оздоровительной

Чтобы сделать ребенка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует,

бегает, кричит, пусть он

находится в постоянном движении!

Согласно ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности в дошкольном

учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и

дифференцированный подход к каждому ребенку.

Одной из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в

организме, формирование двигательных умений и навыков физического

развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на

жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции

психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития

детей в ДОУ является целенаправленное использование в процессе

физического воспитания известных физкультурно -оздоровительных методик

и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и

индивидуальным особенностям детей.

Важным компонентом является включение родителей в совместную

деятельность со специалистами, педагогами. Обучить родителей

педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и

осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со

специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, родители, зная и

понимая важность оздоровительных мероприятий, не делают утреннюю

гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не

посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режима

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых

ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Задача педагога ДОУ – своевременно и поэтапно включать родителей в

совместную деятельность со всеми специалистами образовательного

учреждения. Система занятий лежит в основе организации всей жизни детей

в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены

технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии

обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные

методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей .

- Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений.

При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические

комплексы как индивидуальные, так и общие, групповые. Кинезиологические

упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают

межполушарное взаимодействие, которое является основой развития

интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей

представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в

вести диалог через язык жестов, мимики, поз.

- Ритмическая гимнастика.

Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень

нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.

- Нетрадиционные виды упражнений.

Игровой самомассаж

Является основной для закаливания и оздоровления детского организма.

Выполняя упражнения самомоссажа в игровой форме, дети получают

радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют

формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,

развитию навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика

С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика,

стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры

доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными

Динамические паузы

Снимают усталость и переключают внимание во время работы на

Подвижные игры

Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации

движений, при этом

прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом

организма. Умение управлять дыханием способствует умению

Корригирующая гимнастика

Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом

Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью

упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму

Физкультминутки

Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на

обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников

Сказкотерапия

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко

замечательных результатов в области психологии, развития и

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с применением

Физкультурные занятия

Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают

ловкость, выносливость, гибкость.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение,

другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

- Прогулки на свежем воздухе в любое время года.

Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Системный подход к организации физкультурно-коррекционных

мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет

эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья

и психофизического развития ребенка.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного

педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки

и умения ребенка, который служит основой его нормального физического и

Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего

психологического развития ребенка и является базисом, над которым

надстраивается вся совокупность высших психологических функций.

Основные инновационные технологии в работе

1.Создание и использование мультимедийных презентаций про здоровье и

2.Проведение интенгрированных занятий

3.Ознакомление с видами спорта

4.Изготовление нестандартного оборудования

гимнастика, элементы степ аэробики, дорожки здоровья, гимнастика после

сна, создание туристической полосы (пролезания, узлы, топознаки), походы,

занятия на тренажерах, игровой стретчинг (в масках животных), пилатес,

черлидинг(с , сорси-игра, фрироуп(по веревкам),геокешинг(поиск тайников).

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с

детьми, значительно расширился:

1. занятия на тренажерах;

2. игровой стретчинг;

1. Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-

оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием

тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как

простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски

здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи

для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры

гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и

гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого

диаметра, массажные коврики.

2. Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят

понятные детям названия (животных или имитационных действий) и

выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном

сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети

превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой

форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают

технику спортивных и танцевальных движений развивают творческую

двигательную деятельность, быстроту реакции, ориентировку в

пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений

заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую

смену двигательной деятельности из различных исходных положений, дает

хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового

стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-

связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить

действие на весь организм.

3. Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных

невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20;

высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие,

предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию

осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет

сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ,

совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и

ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное

состояние ребенка. Кто применяет в практике?

4. Детский пилатес – специально составленная программа на основе

базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста.

Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя

за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя

укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких

занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается

специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная

особенность пилатеса - упражнения делаются плавно, медленно и требуют

полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и

5.Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-

гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных

целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса

применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую

моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на

фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы

спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет,

способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно

вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

6. В настоящее время появилось новое направление - черлидинг –

зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы

акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки

дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в

режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

7. СОРСИ – современная игра, включающая в себя синтез различных видов

деятельности объединенных одним общим сюжетом. Знакомые упражнения

наполняются новыми структурными частями стимулирующие творческий

потенциал ребенка. В двигательной активности ребенок опирается на

самостоятельную деятельность в условиях созданной взрослым развивающей

предлагаемой им, которая требует от участников игры большой затраты

энергии и побуждает организм ребенка к усиленной

работе. Осознанность движений обеспечивает возможность их

рационального и экономичного использования с наибольшим эффектом.

В игре используются:

проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым

государственным стандартам (с обязательным участием догадок,

предположений, вопросов) игровое экспериментирование.

Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками,

проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические,

так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает, детям

воплотить, в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести.

Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который

сам является личностью, ориентированной на творчество в своей

профессиональной педагогической деятельности.

При взаимодействии с детьми (играя в СОРСИ) создаются неограниченные

возможности комплексного использования разнообразных методов,

направленных на формирование личности ребёнка (наглядные, словесные,

Игра СОРСИ строится следующим образом.

Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию

исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта

положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.

Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два

Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на

развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д.

Испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут.

Во время игры звучит музыка создающая обстановку тревожности,

неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово

игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все

испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право

дошкольникам обменять ключи на сюрприз.

Структура игры включает в себя три блока.

1 блок – предварительная работа (организационно-подготовительный)

Цель: создание проекта единого образовательного пространства (выбирается

микро -тема игры, ведется отбор приемов и методов);

Двигательный этап – придумывание и планирование физических

Познавательный этап – планирование совместной деятельности по

2 блок – взаимодействие педагогов и детей. (ребёнок-ребёнок, взрослые -

дети, педагог - ребёнок)

Цель: формирование системы знаний по определённой микро - теме.

Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках

познавательной, продуктивной деятельности

3 блок – игра, которая является своеобразным продолжением процесса

обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к

творческому применению навыка.

Цель: интеграция различных областей. Собственно сама игра Дети

организуются в команды для игр – эстафет.

Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются,

новыми структурными частями

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках

познавательной, продуктивной деятельности;

Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной

деятельности, направленной на решение задач физического воспитания,

всестороннего развития и укрепления здоровья детей. (То, что желтым –

сделать как памятки каждому слушателю)

8.Фрироуп - это новый вид двигательной активности с элементами спорта,

основанный на преодолении участниками специальных дистанций,

состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей

(земли). Результат соревнований во Фрироупе, как правило, определяется по

времени прохождения дистанции.

Для того чтобы понять основную идею данного спорта необходимо просто

представить себе полосу препятствий, которую необходимо преодолеть без

касания земли, которую можно преодолевать в одиночку, борясь с

собственными слабостями или бороться с противниками. Этот вид

экстремальных развлечений проводится как в открытой природной среде, так

и в помещениях. Для него не нужно специальное дорогостоящее

оборудование или специально для этого подготовленное сооружение.

Участвовать в них может любой независимо от возрастных категорий.

владеть приемами альпинистов. Для тренировки вполне подойдет несколько

деревьев и 20 метров веревки.

Особую привлекательность этому виду спорта добавляет проведение

командных гонок. Атмосфера соперничества постоянно добавляет мотивации

считается вторым видом экстремального развлечения, что придуман в России

Для безопасности спортсменов предусмотрены следующие элементы: каска,

перчатки, одежда, что частично закрывает тело спортсмена, защищая от

возможных падений и ушибов. Также важна поверхность, над которой

проводятся выступления участников. Она должна быть смягчать падение,

такой как песок, трава, маты. Соревнования по фрироупу бывают двух видов:

качество при этом отходит на второй план;

Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих

индивидуально — участник самостоятельно проходит всю дистанцию;

эстафета — участники команды последовательно проходят каждый из

групповое прохождение — одновременное прохождение дистанции

всеми участниками команды.

Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных

соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных

покрышек и других предметов.

Как это может быть использовано в ДОУ?

9. Геокешинг

Геокэшинг- одновременно и очень древняя, и совсем новая игра.

С давних пор тема поиска кладов окружена атмосферой притягательной

таинственности. Может быть, кто-то из Вас знает, что же такое геокэшинг?

тайник. Это новая игра, которой сейчас увлекаются во всем мире. История

геокэшинга как современной игры началась в 2000 году. и заключается она в


Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.

Произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие кардинальные изменения, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья.

Работая в детском саду, понимаешь, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями≤ Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий и даже от здорового соперничества в подвижных играх.

По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей [2, с.96]. Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Решением этой проблемы явилось использование технологии лечебно-профилактического танца Ж. Е. Фирилёвой “Фитнес-данс”. Наряду с этой программой используется авторская оздоровительно-развивающая технология Ж. Е. Фирилевой “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование двигательно-эмоциональной сферы детей взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. [Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985, 1987). Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. Так, эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста является арттерапия, т. е. терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений. Целенаправленная используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, снимать нервное напряжение. [1, с.8].

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

- Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

- Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

- Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

- Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

- Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей. На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагается детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.

Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений (“корова”, “улитка”, “силачи”). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, используется упражнение, которое называется “Салют”. Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище — праздничный салют. Произносится: “Огонь”. После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: “Ура”, вкладывая в этот крик радость и ликование. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

1. Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие — Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.

2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства //Дошкольное воспитание. — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, упражнение, игра, танцевально-игровая гимнастика, физическая культура, двигательная деятельность, здоровый образ жизни, мышечная сила, положительное воздействие.

Похожие статьи

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Формирование двигательной активности воспитанников.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую.

ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение, движение, интерес детей, игровая деятельность, ритмичная музыка, детский сад, физическое воспитание. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной.

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение, здоровый образ жизни, физическое развитие, необходимый двигательный режим, двигательный дефицит, функция организма.

Читайте также: