Инновационные технологии в театральной деятельности в детском саду

Обновлено: 17.09.2024

Авторы: Спиридонова Татьяна Владимировна, Гильфанова Виктория Радиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №1 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование

«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в

процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки,

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в

детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых,

улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью

инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение

эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При

осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие

развитие индивидуальности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому

повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой,

познавательной и т. д.);

повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и

Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности

дошкольников заключается в следующем:

приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в

деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений

ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и

получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного

потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным

самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную

заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также

способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о

красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом

компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние

произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность

стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и

окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому

благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к

широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные

виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его

внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Как же сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как

интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как

воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать,

фантазировать и придумывать?

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в

детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить

фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом

немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей,

развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий

эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для

современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и

разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве

приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Следовательно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка,

интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте.

Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников,

воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим

приемам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается

придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам

сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только

наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна

роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита,

внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я

вместе с ними рада любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой

появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно

раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного

доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить,

когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой,

помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы

актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и

понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со

сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в

кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого

сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда

праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети

вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными

куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно

придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели

используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое

внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Здесь используются

этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность

понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое.

Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны,

способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки,

колокольчики), которые создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма. Дети

В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого

используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими

куклами не большие истории. Сочиненные сценки помогают детям закрепить навыки

игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки,

догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания

уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные

особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям

очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят

самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с

этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть

основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой

танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских

музыкальных инструментов. Они способны передавать настроение и переживания героев,

обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам. К концу года дети

старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных

импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или

веселой пляской. Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются

подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и

обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят

обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах

персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок

самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Работа над

спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им

предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям

больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в

процессе работы над спектаклем.

Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше

выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного,

тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное

действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.

Для того чтобы пробудить у малышей интерес к театрально-игровой деятельности,

необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной

группе. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей: во второй младшей

группе — 10 минут, в средней — 15 минут, в старшей группе — 20 минут, в

подготовительной к школе группе — 25-30 минут. Каждое занятие проводится дважды

для лучшего усвоения материала.

В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции

детей, а также ИКТ технологии.

Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических

условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел — главная

отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров

учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны

верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение предметам, месту

действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон

автобуса или самолета, мамино платье — в бальный наряд принцессы, а комната

становится то сказочным лесом, то королевским замком.

Таким образом, перед нами стоит сложная задача — сохранить детскую наивность,

непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед

зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт

ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу

Новизна состоит в следующем:

Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с

использованием многофункционального использования мультимедийной техники

(видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании

сказки-импровизации с применением кукол-образов.

Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве

декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного

Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму;

нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Использование таких нетрадиционных форм дает возможность экспериментировать,

нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для

развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности

от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника

чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также

знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим

в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где

новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают

саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.

г. Николаевска – на - Амуре Хабаровского края.

( ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ )

1 квалификационной категории

г. Николаевск на Амуре

Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем,: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,

грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра.








Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

-развитием коммуникативных качеств;

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

- постоянная обратная связь,

- диалогизация образовательного процесса,

- оптимизация развития(активная стимуляция)

- добровольное участие(свобода выбора),

- погружение в проблему,

- свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта .

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как:
Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.;

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004,

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П.Волгоград: Учитель, 2009;

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС 2003.,

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;

Ведущая педагогическая идея.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Оптимальность и эффективность средств .

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

Результативность опыта.

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

На этом этапе использовала те же диагностические методики, что и в начале работы по данной теме, чтобы сопоставить результаты обследования. Диагностика игровых позиций детей.


Диагностика игровых позиций детей.


Данные диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности.

Занимаясь с детьми театром, я делаю жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, мои дети смогут использовать в повседневной жизни

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультациях.

Список литературы:

Касаткина Е.И., Реуцкая Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду / Вологда,2000.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие) /М., 2004.

Царенко Л. И. От потешек к пушкинскому балу… / М.,1999.

Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество - дети.(программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М. : МИПКРО, 1995

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

· развитие индивидуальности воспитанников;

· развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

· повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

· стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

· повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:

· приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

· знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

· пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

· красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

· грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Как же сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Следовательно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я вместе с ними рада любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок. Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Здесь используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочиненные сценки помогают детям закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.

Новизна состоит в следующем:

· Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

· Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

· Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;

· Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.

Автор: Омельченко Юлия Викторовна, Бондарева Анастасия Викторовна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

В основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей.

В своей педагогической деятельности мы стремились к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться. А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности.

Цель инновационных технологий по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста максимально раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми в жизни.

Задачи, которыми мы руководствовались:

- развивать у детей желание участвовать в творческих проектах;

- развивать творческие способности ребенка;

- развивать интерес к постановке и умение вносить идеи в соответствии с поставленными задачами;

- пробовать себя на различных ролях, используя навыки театрального мастерства;

- прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, русским народным и литературным сказкам;

- развивать личность ребенка, формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;

- совершенствовать навыки воплощения в игре определенных переживаний;

- развивать способность у детей воспринимать художественный образ, изображать его;

- создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

- улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми, а также родителями.

Инновационная идея заключалась в том, что в решении этих задач нам помогали родители, а именно, когда дети не имели достаточно знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступали воспитатели, а артистами были родители, зрителями были дети. Мы хотим поделиться опытом проделанной работы, ее организацией и проведением.

Итоги работы:

1. Создана предметно – развивающая среда в групповой комнате, направлена на эстетическое развитие всех детей; при проектировании предметно – игровой среды в группе, способствующей эстетическому развитию детей, учитывались следующие факторы: индивидуальные социально – психологические особенности ребенка, особенности развития, индивидуальные интересы и предпочтения в выборе двигательной деятельности, творческие способности, возрастные и половые особенности. Было замечено, что при правильно подобранной и оформленной среде у ребенка появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, что позволяет более эффективно осуществлять развитие речи детей.

2. Подобрана необходимая методическая литература для педагогов и родителей с целью повышения педагогической компетентности в области развития речи в условиях детского сада и дома (Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001; Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.).

3. Использовались различные виды сюжетных занятий, самым инновационным из которых является театрализованная деятельность.

4. Подобраны и адаптированы игры - драматизации. Игра - драматизация – важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Наш опыт показал, что детям нравится проведение игр- драматизаций в нетрадиционных формах (сюжетные игры, хороводы, подвижные игры с разными уровнями подвижности).

6. Изготовлены картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике.

7. Изготовлено нестандартное оборудование из бросового материала – пробки, баночки и многое другое для дыхательной гимнастике.

8. Проводится работа с родителями. Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями, поэтому в соответствии с основными положениями система работы с семьёй включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2. Ознакомление родителей с содержанием речевого развития, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3. Обучение конкретным приемам и методам дыхательной гимнастики, самомассажу, подвижным играм и т.д.

Для реализации этих задач широко используем в детском саду:

Список литературы для педагогов

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - № 2.
7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
9. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

10. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
11. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
12. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М., 1982.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. –М.: Академия, 2000.

Читайте также: