Использование триз технологии в детском саду на занятиях по математике

Обновлено: 05.10.2024

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта
Генрих Альтшуллер

Развитие сегодня выступает фундаментальным понятием, характеризующим социокультурную ситуацию начала нового тысячелетия.

Сегодня мы рассмотрим такое направление развивающего обучения, как STEAM-образование. На данный момент оно становится одним из приоритетов современного дошкольного образования.

3 Слайд. Аббревиатура STEAM расшифровывается следующим образом:

S - естественные науки (science),

T - технология (technology),

E - инженерное дело (engineering),

A - искусство (art), M - математика (mathematics).

Это компетенции человека ХХI века, которые необходимо развивать у детей, используя ресурсы интересных для них видов деятельности. Непревзойденный интерес у большинства вызывает робототехника, игры с роботами и конструкторами, например, конструкторами LEGO Education, которые разработаны для детей дошкольного возраста.

4 Слайд. Развивающее STEAM-образование имеет целый спектр применения в системе дошкольного образования и является великолепным средством развития дошкольников, позволяя сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме учиться и обучаться в игре; позволяет детям проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.; объединяет игру с экспериментально-исследовательской деятельностью, предоставляя ребенку возможность творить, познавать самые разные стороны жизни, проявлять инициативу.

5 Слайд. Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование в математическом развитии дошкольников?

Существует несколько образовательных модулей, но мы рассмотрим только в плотную связанные с математическим развитием.

Включает в себя выполнение следующих задач:

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Данный набор включает в себя:

  • 8 двусторонних карточек с идеями для сборки и описанием 16 моделей для сборки.
  • 5 идей для занятий, которые помогут организовать обучение в игровой форме.
  • Онлайн-руководство для учителя с описанием 6 занятий по STEAM методике.
  • Подборка обучающих мини-видеороликов с идеями по сборке.

В рамках данных занятий дети смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Включает в себя:

  • развитие логики и алгоритмического мышления;
  • формирование основ программирования;
  • развитие способностей к планированию, моделированию;
  • обработка информации;
  • развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

Но он требует серьёзного технического оснащения.

9 Слайд. Важным условием обучения STEAM - технологий является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

Таким образом, с помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.

10 Слайд. Так же, одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата.

12 Слайд. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий.

13 Слайд. Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений:

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

Подготовила: Ситникова Ольга Николаевна,

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.

- Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами игр ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Введение в проблему.

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

- Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.

- Первая игра на выявление надсистемных связей.

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель: Где живет цифра 5?

Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.

- Молодцы вы правильно ответили на вопросы.

Цель: обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры:

- Сначала в игре я использую числовую ленту, для зрительного представления цифрового ряда, в дальнейшем для усложнения без нее.

- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Например: загадана цифра.

Вопросы к ведущему:

Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.

Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.

Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.

Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Данный вид игр может разворачиваться на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной – доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости существуют единые правила:

- загадывается объект, расположенный на плоскости, который необходимо найти;

- задавать вопросы, не перечисляя объекты, а использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.

Дети: Эта фигура расположена в верхнем углу?

Дети: Эта фигура расположена в центре?

Дети: Эта фигура расположена в нижнем углу?

Дети: Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

Дети: Эта фигура круглой формы?

Дети: Эта фигура треугольной формы?

- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

Игры на определение линии развития объекта.

- Следующая игра, в которую я хочу с вами поиграть, это

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.

Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

С помощью цифр и знаков из математического набора выложите перед собой решение данного примера.

Воспитатель: Было число 5, а стало3.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Так же перед собой выложите решение этого примера.

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

- При первом знакомстве детей с этой игрой её можно сопровождать показом.

Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Воспитатель: А что было раньше?

Воспитатель: А раньше?

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Воспитатель: А послезавтра?

Содержание: приспособление представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На сектора прикрепляются картинки или знаки. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Дети седьмого года жизни используются три или четыре круга с 8 или 9 секторами на каждом. Игра может проводиться вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).

Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Воспитатель: дети, составьте задачу самостоятельно.

Цель: учить называть последующее и предыдущее числа.

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

- На нижнем кольце размещены изображения предметов (дом, снеговик, машина, неваляшка, тележка, пирамидка, шарики, ведёрко, которые состоят из геометрических фигур. А на среднем и верхнем кольце – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираете изображение предмета, затем совмещаете с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых состоит данный предмет. Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит дом? Дети: Дом состоит из квадрата и треугольника.

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста. На современном этапе разработано множество разнообразных.

Использование занимательного материала в логико-математическом развитии в детском саду Использование занимательного материала в логико-математическом развитии в детском саду. Обучение дошкольников началам математике в настоящее.

Педагогическая поддержка ребёнка 4–5 лет в логико-математическом развитии Педагогическая поддержка ребёнка 4 - 5 лет в логико-математическом развитии. Возрастные психологические особенности детей: - интерес к познанию.


Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор - отечественный изобретатель инженер и писатель Генрих Альтшуллер в результате анализа больших массивов патентной информации. Теория была им проверена в процессе практического применения и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей обучающихся.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач.

Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо:

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ-игры в возрастных группах:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методика ТРИЗ

ТРИЗ-образование является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1. Технология ТРИЗ - технология развития творчества

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 89-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки" (1, с.15 - 17). Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".

Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки" к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).

Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.

Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова).

2. Методы ТРИЗ, их характеристика

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей;

как не намокнуть под дождем;

как мышам достать сыр из-под носа кота;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

как потушить пожар, если в доме нет воды;

как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.

дерев. железн. стекл. пластм.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).

Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа.

Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

4. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

ВозрастМесто жительстваСредство передвиженияСтиль одеждыХарактерРебёнокДворецКоньСпортивный костюмДобрыйПодростокМногоэтажный домАвтомобильПраздничный нарядВредныйЮношаЛесРоликиСтрогий костюмНытикСтарикДетский садЛыжиШорты и майкаВесельчаки т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления:Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления:

Стремления к новизне,

Развитие творческого воображения.

Формы занятий по программе ТРИЗ

1. фронтальная

предполагает совместные действия всех учащихся объединения под руководством учителя

2. индивидуальная

означает самостоятельную работу каждого обучающегося

3. групповая

Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным.

Методы обучения по программе ТРИЗ

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа)

Беседа как диалогический метод обучения, является главным словесным методом реализации целей программы ТРИЗ.

Наглядные методы обучения

Метод иллюстрирования - предполагается показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, зарисовок на доске и пр.).

Метод демонстраций предполагает демонстрацию кинофильмов, презентаций

Практические методы обучения

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.

К графическим упражнениям по программе ТРИЗ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок.

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке

Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3. В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Цель: подбор к одному объекту разнообразных свойств.

Ход: ведущий называет какое-либо качество, свойство объекта, а ребёнок, чей объект обладает этой характеристикой должен сообщить об этом – похвастать. Например,

В. –У меня цифра 5, она может обозначать число.

Р1: -Мои счётные палочки тоже могут обозначать число…

Р2: - Мои часы тоже показывают число.

Цель: учить переносить функцию математических понятий на объекты и с достаточной степенью достоверности объяснять, как она ими используется.

Ход: Роль математического понятия берёт на себя ведущий, а дети принимают роль объектов окружающего мира (можно использовать картинки).

В: – Я–четырёхугольник, показываю форму и дарю своё дело (функцию) тебе (обращается к первому ребёнку).

Р1: - Спасибо. Я – туфелька, у меня четырёхугольный каблук, вырез, пряжка.

В: - Теперь своё умение я дарю тебе (обращается к следующему…

Р2: - Спасибо. Я – домик, у меня четырёхугольное окно, стены, двери, потолок.

Цель: упражнять в классификации объектов.

Ход: Ведущий, подбрасываявверх и ловя мяч, произносит фразу: «Я знаю пять (называет классификационную группу). Затем мяч бросается каждому ребёнку поочерёдно, а дети называют объекты, принадлежащие данной группе.

В: - Я знаю 5 геометрических тел…

При закреплении геометрических форм. В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

Д: День. В: А что было раньше? Д: Утро. В: А раньше? Д: Ночь. В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… В: Какой сегодня день недели? Д: Вторник. В: А какой день недели был вчера?Д: Понедельник. В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (затем дети делят лист по горизонтали:- Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине)

Читайте также: