Использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе детского сада и семьи

Обновлено: 26.08.2024

В материале представлены здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, которые направлены на решение одной из главных задач современного дошкольного образования - задачи сохранения, укрепления, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. Также написаны работы с родителями на эту тему

Оценить 2830 0

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ И СЕМЬЕ

Что такое здоровье? Отсутствие болезней и физических дефектов? Не только. Это понятие гораздо шире. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Для нас, педагогов и родителей, на первом месте всегда остается здоровье наших детей! По мнению специалистов, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

На состояние здоровья ребенка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность – 15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%. К проблемам детского здоровья относится:

- гиподинамия – нарушение функций опорно – двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;

- детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;

- тревожность - недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;

В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медициной не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно на здоровый образ жизни) не проявляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического процесса. Дошкольный возраст-это период повышенного интереса к укреплению и сохранению здоровья детей, поэтому основной задачей воспитателей, работающих с дошкольниками, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы беречь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению ДОУ . Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими помощниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

В.Г.Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями. Т.С.Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет тягостной для ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.

На мой взгляд, это одно из сложных направлений в работе воспитателя. НО от его результата зависит многое. Убеждена в том, что залог успеха в работе с родителями зависит от искреннего участия и интереса воспитателя к ребенку, его успехам и проблемам.

В работе с родителями можно использовать: консультации, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, папки передвижки, профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни, выставки и пр.

Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.

Не всегда сразу удается добиться отклика от родителей, но очень важно верить в результат. Не страшно, если сегодня откликнулись единицы родителей, ведь даже положительный результат работы хоть с одним родителем – это уже результат! А для педагога всегда остается поле для работы, перспективы и планы.

Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется этаформа

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя

По данным исследований Д. М. Стрельбицкого, дома дети проводят много времени у компьютера, с мобильным телефоном, что может быть удобным для родителей, поскольку не мешает им заниматься своими делами . Многие современные родители озабочены опережающим развитием детей, поэтому многие дошкольники посещают развивающие занятия и проводят много времени за столом. В результате развивается дефицит двигательной активности, который проявляется в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и др.
Поэтому рекомендуется использовать в семейном воспитании:

1) активный отдых (подвижные, спортивные игры, пешие прогулки, катание на велосипедах, коньках, лыжах, спортивные развлечения);

3) организацию двигательной деятельности детей (на прогулке, во время летнего отдыха, в перерывах между статичными занятиями);

4) физические упражнения при выполнении режимных моментов (утренней зарядки, зрительной гимнастики).

Правильное питание способствует нормальному развитию детского организма, росту, укреплению иммунитета, профилактике заболеваний. Родители должны понимать, что правильное питание должно быть сбалансированным, разнообразным, с учетом особенности развития детей, возрастных потребностей организма.

Закаливание, по мнению Н. Н. Атакишиевой, это комплексная система воспитательно-гигиенических воздействий для повышения устойчивости к вредным для здоровья факторам. Благодаря закаливанию у дошкольников улучшается способность переносить воздействие низкой температуры, плохой погоды, активизируются адаптационные возможности организма. Это способствует профилактике простудных и других заболеваний, укреплению нервной системы, улучшению обмена веществ.

Важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является благоприятный психологический микроклимат в семье, отсутствие конфликтов, эмоциональная поддержка членами семьи друг друга, волевая регуляция эмоциональных проявлений и поведения. Когда дети чувствуют, что родители их любят, они ощущают эмоциональную защиту и психологический комфорт.

Таким образом, компетентные в вопросах здоровьесбережения родители владеют знаниями о здоровье детей, создают условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка дома: соблюдают режим дня, приучают детей к соблюдению гигиенических норм, поддержанию двигательной активности, организуют правильное питание, проводят закаливающие процедуры, поддерживают благоприятный психологический микроклимат в семье, являются примером здорового образа жизни.

Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Список литературы

Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1. - С.60.

Приложение к //Управление ДОУ "Работа с родителями в ДОУ"

Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С.57.

Дата. 8.06.2017 в 17.30

Воспитатель Киваева Н.А.

План проведения родительского собрания.

3. Практическая часть.

Вступительная часть . И все таки -что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и развитие знаний о здоровье, умение оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно ко взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

- осуществление закаливание при условии, что ребѐнок здоров;

- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребѐнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

-тщательный учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям; - интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

-систематичность и постоянство закаливания.

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

- рациональная одежда детей;

- соблюдение режима прогулок во все времена года;

-сон при открытых фрамугах;

- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребѐнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определѐнных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребѐнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

С целью предупреждения утомления в процессе учебной деятельности, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психо-эмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-10 минут.

В течение года используются различные варианты гимнастики. Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещѐ слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду наш коллектив придерживается следующих принципов:

- комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

- непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

- использование простых и доступных технологий;

- формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

- интеграция программы профилактики закаливания в семье.

3. Практическая часть .

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Прежде чем начать обсуждение, мы предлагаем сделать разминку. Но для начала нужно разделиться на две команды, для этого я вам необходимо построиться в одну шеренгу и рассчитаться на первый, второй. Родители под номером один делают шаг вперёд и образуют круг, взявшись за руки. Тоже самое делает вторая команда.

Молодцы! Вот мы и подвигались, теперь продолжим нашу беседу.

Ваши дети ежедневно делают построение в шеренгу и колонну, играя соблюдают определённые правила. Дети, которые посещают детский сад системно, делают это быстро и чётко. Через игру, мы внедряем здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии – это

  1. Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики при утомлении);
  2. Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно в соответствии с возрастом детей);
  3. Релаксация (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка, звуки природы);
  4. Гимнастика пальчиковая (рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами);
  5. Гимнастика для глаз (проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки);
  6. Гимнастика дыхательная (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
  7. Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна);
  8. Гимнастика утренняя (ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах);
  9. Комплексное закаливание (с младшего дошкольного возраста: обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры), ходьба по ребристой поверхности…)
  10. Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста).

Продолжим нашу беседу. У нас есть шарики на них карточки с вопросами, мы постараемся на них ответить. Итак, вопросы для первой команды такие:

  • Как называется перерыв в непосредственно- организованной деятельности? (физкультминутка).
  • Распорядок жизнедеятельности ребёнка на протяжении суток-это… (режим дня).
  • Сбор родителей для решения педагогических проблем-это… (родительское собрание).

Вопросы для второй команды:

  • Преподаватель физической культуры в детском саду- называется… (инструктор по физической культуре)
  • На основе культурно- гигиенических навыков у детей формируются…. (привычки).
  • Привычное положение тела человека в покое и при движении называется… (осанка).

У вас на столах лежат ватман и фломастеры, каждой команде даётся задание. Итак, первая команда рисует на плакате полезные для здоровья продукты. Вторая команда, изображает какими зимними видами спорта вы занимаетесь вместе с детьми. Затем мы вывесим эти плакаты для наших детей.

Сейчас мы дополним пословицами. Я буду произносить начало пословиц, а вы постарайтесь их закончить, затем запишем их на ватмане.

Пословицы для первой команды:

1.Болен- лечись, а здоров-…(берегись).

2.С курами ложись, с петухами…(вставай)

Пословицы для второй команды:

1. Здоровье не купишь- его разум…(дарит)

2.В здоровом теле здоровый. (дух)

3.Здоровье дороже денег: здоров буду -и денег…(добуду)

Мы рассказали вам сегодня много интересного. Надеемся, что информация окажется для вас полезной и, что данные нами рекомендации будут использоваться дома.И в завершении собрания нам бы хотелось напомнить, о том, что любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи! Благодарим за внимание! Результат: сплочённость родителей; понимание важности режимных моментов в детском саду; углублённость родителями знаний в воспитании физической культуры детей.

Родители делятся мнениями о собрании. Высказывают свои предложения на будущее. Каждому родителю вручаются памятки.

Цель: просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду, приглашение к сотрудничеству по вопросам здоровьесбережения.

План подготовки собрания

Подготовка приглашений каждой семье с текстом.

Оформление выставки методической литературы по теме родительского собрания.

Подготовка анкет для родителей.

Подготовка памяток родителям по здоровому образу жизни.

План проведения собрания

Организационная часть. Короткое выступление, настраивающее на тему предстоящего разговора.

Мудрые мысли. На каждом столе лежат карточки с высказываниями великих людей, в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу, таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки, наиболее понравившиеся зачитывают вслух.

Работа с памятками. Родители знакомятся с памятками по здоровому образу жизни. Делают выводы, делятся своим опытом.

Заключение. Вывод по теме. Решение.

Анкетирование родителей. Чтобы увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного собрания.

Ход собрания

Тихо звучит музыка. Столы расставлены полукругом, на них карточки с именами и отчествами родителей, методические рекомендации для родителей, карточки с высказываниями великих педагогов, анкеты, листочки бумаги, карандаши. На столе педагога: магнитофон, материалы для проведения собрания.

Как добиться этого?

Об этом мы и хотели бы поговорить с вами сегодня.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Что же говорят о физическом здоровье ребенка наши великие педагоги, обратите внимание на их высказывания. Прочтите их вслух. (Родители читают высказывания.)

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Физическое развитие ребенка в ДОУ формируется через следующие виды деятельности

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. ….

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры. Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: Родители ребёнок педагог. ….

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Необходимо чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Закаливание, как отмечал Е. А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большое значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.

– Хождение босиком по массажной дорожке. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника

С целью предупреждения утомления в процессе учебной деятельности, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки - они включают в в себя такие виды как игры малой подвижности, пальчиковая гимнастика, точечный массаж и т. д.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение

Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно. …

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. .….Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Работа с памятками.

Согласны ли вы с данными советами? Если да, то какой из них считаете наиболее значимым? Какие из этих советов вы уже использовали в практике воспитания? Насколько успешно?

(Родители вслух зачитывают те советы, которые, по их мнению, самые важные и нужные.)

Эти памятки мы дарим вам. Пусть они помогут вам найти золотую середину в укреплении здоровья вашего ребёнка.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, тем лучше для его развития.

Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью.

По результатам анкет, дискуссии, игровой терапии с родителями, детьми предлагаем такое решение родительского собрания:

Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.

В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры. Детей играми – оздоровим, себя омолодим.

Проверить дома все травмоопастные места и не допускать детского травматизма.

(Родители заполняют анкеты.)

Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье.

Пусть дети радуют Вас!

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье и передачи культурно-игровых традиций, связанных с повышением физической компетентности дошкольников. Дети дома в основном заняты просмотром передач по телевизору, компьютерными играми. При этом развивается гиподинамия, которая ведёт за собой серьёзные последствия: недостаточное снабжение крови кислородом, атрофии мышц, проблемы развития опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника, нарушения осанки, сердечно - сосудистой системы, расстройства пищеварения, ослабление иммунитета, быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Часто в выходные дни нарушается режим сна и отдыха детей. В семьях редко, когда есть какое-либо спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведёт к сокращению прогулок детей на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребёнка в семье пусть неосознанно, но подавляется. А начав водить ребёнка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание, родители часто перекладывают на плечи педагога.

Но, как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьёй, поэтому одна из главных и важных задач деятельности ДОУ – работа с родителями воспитанников. Часто бывает, что педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители, в свою очередь, видят причины неуспеха детей в педагогах. Чтобы этого не происходило, надо самое главное - найти эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, предусматривающие повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщения их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями для нас является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.

В ходе своей работы, мы всегда добиваемся того, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были хорошо понятны родителям наших воспитанников. Мы их знакомим с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, стараемся использовать лучший опыт семейного воспитания. Всегда стараемся, чтобы прослеживалась систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Осуществляем педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. В соответствии с этими положениями, разработали систему работы в этом направлении:

- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) по оздоровлению детей;

- Участие в санитарно – просветительной работе: правильный режим дня, рациональное сбалансированное питание, закаливание.

- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разные виды закаливания);

- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, отдельными нетрадиционными методами оздоровления детей.

- Различные консультации и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Тему мы подбираем в соответствии с интересами родителей. На обсуждение выносим 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим предлагаем выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание посвящаем обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.

Проводим физкультурные досуги, совместно с родителями, в которых принимают участие воспитатель по физической культуре. В ходе таких мероприятий становятся явными часто скрываемые проблемы родителей в отношениях с ребёнком: непонимание его, неумение с ним договориться, неадекватное поведение мамы (одёргивание, повышение голоса). И поэтому приходится приглашать педагога-психолога, который оказывает психологическую поддержку, как детям, так и взрослым, помогает решить конфликтные ситуации между ними, советует как найти из неё выход. Таким образом, тесное сотрудничество этих педагогов позволяет повысить эффективность занятий.

Иногда родителям даём задания на дом, позволяющие усилить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в физическом развитии ребенка.

Знакомим родителей с некоторой педагогической литературой в этом направлении. Поэтому в нашей группе мы имеем небольшую библиотеку по разным вопросам сдоровьесберегающих направлений детей дошкольного возраста. В пополнении библиотечного фонда привлекаем и родителей, которые передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы по физическому развитию детей. При этом используем разные формы работы: это различные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседания дискуссионного клуба, выставки новой литературы с краткой аннотацией, информация на групповом стенде, выпуск газет. На страницах газет обычно поднимаем вопросы, связанные с организацией оздоровительного семейного досуга, предлагаем задания к предстоящим спортивным мероприятиям, обсуждаем итоги прошедших мероприятий, объявляем творческие конкурсы.

Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.

Работая в этом направлении, очень важно воспитать у самих детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Необходимо сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность.


Что такое здоровье? Отсутствие болезней и физических дефектов? Не только. Это понятие гораздо шире. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Для нас, педагогов и родителей, на первом месте всегда остается здоровье наших детей! По мнению специалистов, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

Одна из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

В нашем детском саду вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Медицинский персонал помогает организовать питание детей, организует профилактические мероприятия в детском саду, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов.

Регулярно в нашем детском саду дети проходят курсы кислородной терапии и соляной пещеры.



Педагогами разработаны рабочие программы, согласно которым проводятся специально организованные занятия. Спортивный зал, кабинеты логопедов и психолога оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка.

Я, как воспитатель, в своей повседневной работе использую динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, закаливание после дневного сна, игры – релаксации, беседы, практикумы о здоровом образе жизни, личной гигиене, правильном питании, полезных и вредных привычках.




Но, главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет тягостной для ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.

На мой взгляд, это одно из сложных направлений в работе воспитателя. НО от его результата зависит многое. Убеждена в том, что залог успеха в работе с родителями зависит от искреннего участия и интереса воспитателя к ребенку, его успехам и проблемам.

В работе с родителями можно использовать: консультации, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, папки передвижки, профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни, выставки и пр.

Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.

Не всегда сразу удается добиться отклика от родителей, но очень важно верить в результат. Не страшно, если сегодня откликнулись единицы родителей, ведь даже положительный результат работы хоть с одним родителем – это уже результат! А для педагога всегда остается поле для работы, перспективы и планы.







В нашей группе системной стала помощь родителей в благоустройстве и оформлении детской прогулочной площадке. Поучаствовав однажды, родители предлагают свои идеи и помощь.




Презентовав на родительском собрании нетрадиционный спортивный инвентарь, родители с удовольствием подключились к изготовлению нестандартного оборудования, которым мы пользуемся не только для закаливания, но и для игры.



Получили отклик и поддержку родителей – экскурсии. Интересной и познавательной была поездка в автогородок. Дети не только вспомнили правила безопасного движения, но смогли самостоятельно управлять веломобилями, и все это проходило на свежем воздухе. Все получили заряд бодрости, хорошего настроения и массу впечатлений, о которых с удовольствием дети рассказывали друг другу и родителям.



В этом году запланирован совместно с родителями поход детей на природу. Очень приятно то, что родители откликнулись на данное предложение, поддержали воспитателей, готовы к совместной работе.

Всем хочется пожелать успехов. Дерзайте, не останавливайтесь на достигнутом, не падайте духом!

Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Читайте также: