Изобразить фруктовый сад с плодами вьюнок на заборе это техника

Обновлено: 07.07.2024

Эмоции — это язык внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют те предметы, события, отношения с людьми, которые в данный момент оказались в поле нашего внимания.

Существуют коррекционные и профилактические развивающие технологии эмоционально-волевой сферы учащихся — это танцетерапия, изотерапия и музыкотерапия.

Элементы этих технологий можно использовать на любом уроке в качестве минуток отдыха, валеопауз, физминуток. На классных часах, часах общения, совместных детско-родительских собраниях.

ТАНЦЕТЕРАПИЯ это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Занятия предназначены для всех, кто хочет жить в согласии со своим организмом, чувствами и мыслями( тело- душа- разум).

Цель: самоформирование и самовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений.

Задачи: выплеск эмоций, выражение чувств, построение взаимоотношений между телом и разумом, коррекция стрессов, невротических реакций, раскрытие творческих способностей, управление своим состоянием.

Разминка по кругу : ведущий показывает, все повторяют.

1.- круг: движения на работу мышц головы, шеи.2.- плеч. 3.- рук.

4.- спинного пояса. 5.-живота.6.- ног.

Разминка в быстром темпе : выбирается сменный ведущий, под быструю музыку предлагает танцевальные движения, все повторяют.

Театрализация движений : можно в группах, парах, коллективно, индивидуально.

-придумать своё животное и изобразить

-изобразить животное, название которого написано на карточке.

-передать движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек, полёт косяка журавлей.

Изобразить процесс Работа в группах. Задания даны на карточках.

Связка воздушных шариков, которые сдуваются. Клумба с распускающимися цветами, коробка тающих шоколадных конфет, отклеивающие от стены обои. Капающие сосульки, аквариум с рыбками, растениями камнями, улитками, падающие с яблони плоды, одуванчик на ветру, обед в зоопарке, тающее мороженое, теплица с растениями.

Изобразить характер местности: лиственный лес осенью,

хвойный лес зимой, фруктовый сад с плодами, вьюнок на заборе, степь, кукурузное поле.

Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств.

Техника круговых движений.

Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины. Мышки, бегуна, павлина. Манекенщицы, обезьяны, кузнечика, утки, зайца, медведя. Ученика идущего в школу, из школы.

Для проведения занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Рисуют спонтанно, — в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники почувствовали во время психологического настроя.

Изотворчество выполняется в технологии развивающейся кооперации. Группа участников доводится до 16 человек.

Опыт1-это рисунок наедине с собой, опыт 2- в паре, опыт 3- в четвёрке, опыт;- в восьмёрке и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость, характер линий и форм и преобладающие цветовые тона. Тёмные цвета могут быть отголоском внутренних проблем. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние, преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Чем быстрее участник изотворчества заполняет лист красками, тем больше запас его творческих и духовных сил, и наоборот.

Свободное рисование

Каждый рисует, что хочет на заданную тему. На рисование отводится 30 минут. Затем обсуждается.

Коммуникативное рисование

Группа делится на пары, на одном листе пара выполняет рисунок на заданную тему.

Совместное рисование

Несколько человек или вся группа рисует на одном листе.

Дополнительное рисование

Каждый ребёнок, начав рисовать на своём листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает рисунок, внося своё и передавая по цепочке. Т. о, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки своих детей. Затем каждый рассказывает, то, что он хотел нарисовать и что из этого получилось.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ это технология, имеющая лечебное воздействие на функции организма и корректирующее психоэмоциональное состояние.

Цель: гармонизация личности, восстановление и коррекция психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов.

Задачи: — регуляция (повышение или понижение эмоционального тонуса)

-снятие психоэмоционального возбуждения — формирование оптимистического мироощущения -развитие общения

-выход из психотравмирующей ситуации посредством восприятия музыки — моделирование положительного состояния

Музыкотерапия применяется в индивидуальных и групповых формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.

Рецептивная музыкотерапия

Активная музыкотерапия

Используется как вокало — и танцетерапия.

Цель: коррекция психоэмоционального состояния у детей, имеющих невысокую сомооценку, низкую степень самоприятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Пение формирует оптимистическое настроение.

Эти технологии и их элементы позволяют ребёнку ощутить и понять самого себя. Выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Использование данных развивающих профилактических и коррекционных технологий позволяет мне регулировать эмоционально-волевую сферу учащихся и наиболее успешно решать свои профессиональные задачи.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.

Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике //педагогика, — 2000.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000.

Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. Издатель: Феникс, 2008.

Шушарджан С. В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ - ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт - терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и чело-век узнает о себе много нового.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:

– изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);

– библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

– имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

– музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);

– вокалотерапию (лечение пением);

– кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);

– сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

Используя метод арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия:

– Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

– Нельзя принуждать ребенка.

– У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.

– Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело.

– Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

– Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

Сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные виды арт-терапии в оздоровлении дошкольников – это музыкотерапия и кинезитерапия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы все участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относится:

– совместная деятельность с детьми, когда музыка звучит фоном;

– специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

– упражнения на внутреннее слышание.

Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание представлено следующими видами.

Музыкопробуждение – включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

– Музыкальные композиции – оркестр Поля Мориа

Музыкосон – прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

– Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

Достоинствами музыкотерапии являются:

– Легкость и простота применения.

– Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

В заключении хочется отметить, что влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.

К активным видам кинезитерапии относится – танцетерапия. Развитие терапии с помощью танца началось со времен второй мировой войны. Танцетерапия прописывалась людям, нуждающимся в физической и эмоционально реабилитации. Танцетерапия прочно укрепилась на своих позициях в начале 60 годов прошлого века. У ее истоков стояли хореографы Рудольф фон Лабан и Мери Уигман.

Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение человека к собственному телу. В результате у человека возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выраже-ния личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.

Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку в возрасте от 3 лет не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними в этом возрасте, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно -двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие, плоско-стопие. Танцетерапия являются отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Работа над разными мышечными группами позволяют бороться с такими страшными детскими заболеваниями как гипертонус мышц и детский церебральный паралич.

Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.

Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.

Основная цель танцетерапии – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

Содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками:

– Разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним движения.

– Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно. Техника перевоплощения: придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.

– Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках): связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т.п.

– Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.

– Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п.

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.

2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная тера-пия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004.

3. Трифонова С.В. Танцетерапия для детей как ме-тод оздоровления. – М., 2007.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях явлется приоритетной.

ВложениеРазмер
gpo_doklad_kashirskaya_tantseterapiya.docx 21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Метод танцевально-двигательной терапии

как средство развития творческих способностей детей

г. Мичуринск – Наукоград

2019-2020 учебный год

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод танцевальной терапии.

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела.

Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение ребенка к собственному телу. В результате у ребенка возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выражения личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.

Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно-двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие, плоскостопие. Танцетерапия является отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память.

Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.

Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.

Основная цель танцетерапии – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

И так, какое же содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками?

Что же дает нам танцевальная терапия? Снять психоэмоциональное напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, проиграть свои внешние и внутренние ощущения, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции, развивает коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности сплочение.


Как считает О.А. Карабанова, участвуя в арттерапии – изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации – ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности.
Г.Ф. Кумарина выводит важный принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества – особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, в художественно-творческой деятельности более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели – создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.
В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр.
Коррекционные технологии включают в себя использование следующих универсальных технологий, которые можно использовать с разными возрастными группами, это – танцетерапия, изотерапия, музыкотерапия.
Рассмотрим их более подробно.

2.2. Танцетерапия (танцетворчество)

Читайте также: