Изучение признаков вирусных заболеваний растений лабораторная работа

Обновлено: 05.10.2024

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Лабораторная работа № 2

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 3

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Приспособленность организмов и её относительность

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

Лабораторная работа № 4

Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Лабораторная работа № 4

Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Лабораторная работа № 5

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда. Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вымирание. Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским. Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания. В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного вещества, которое больше не повторилось. Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.

• Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах — углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме " Вирусные заболевания растений". Ознакомление с внешними проявлениями вирусных заболеваний у растений на примере листьев и плодов овощных растений, пораженных вирусом.

Лабораторная работа Вирусные заболевания растений

Лабораторная работа Вирусные заболевания растений

Мозаика томата На томате проявляется в виде мозаичной пятнистости листьев. Может сопровождаться вздутиями темного цвета и неровностями краев листовой пластины. У больных растений задерживается рост, снижается интенсивность цветения. На молодых листьях возникают многочисленные мелкие темные округлые пятна, листья приобретают бронзовый или желто-коричневыи оттенок, засыхают, опадают. Прирост сильно угнетен.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Вирусы — исключительно мелкие объекты, размеры которых измеряются миллимикронами, поэтому обнаружить их возможно только через электронный микроскоп. Вирусы имеют в качестве составляющих соединения — белки и нуклеиновые кислоты, являющиеся обязательными компонентами любого живого организма. Данные соединения получаются вирусами в процессе использования находящихся в клетках растения-хозяина низкомолекулярных соединений. Вирусы получили исключительно широкое распространение в природе, к настоящему времени известно достаточно много видов вирусов, вызывающих инфекционные болезни у растений. Вирусы проникают в растение различными путями: через раны, возникающие, к примеру, в случае трения листа больного растения о лист здорового растения, при повреждении клеток растения вредителями и так далее. Вирусы, проникая в растение, размножаются в клетках эпидермиса или паренхимы. В ряде случаев вирусы размножаются в более глубоких тканях растений, включая в том числе и ядра клеток.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ В случае возникновения вирусного заболевания у больного растения начинаются различные патологические изменения: идет нарушение обмена веществ, углеводный и водный обмен и так далее. Эти изменения вызывают подавление роста растения в целом либо его отдельных частей: листьев, ветвей, а также различные деформации листьев, побегов. Чаще всего вирусные заболевания переносятся на растение насекомыми-вредителями, имеющими колюще-сосущий ротовой аппарат. При питании насекомого соком больного растения и происходит заражение его вирусными заболеваниями.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ К самым обычным распространителям вирусов относятся нематоды, тля, трипсы и червецы. Также распространенным путем передачи вирусных болезней является вегетативное размножение заболевших растений.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Обычно симптомы поражения растений вирусными заболеваниями разделяются на две основные группы: мозаика и желтуха. Для желтухи характерно изменение нормальной окраски листьев и всего растения в целом. Листья становятся светло-зелеными, желтыми или почти белыми. Также появляются некрозы, которые вызывают скручивание листовой пластинки, недоразвитость и изменение окраски у цветков заболевшего растения. Для мозаики характерно появление на листьях и стеблях растения пятен, точек и полос различного цвета, формы и величины, которые разбросаны группами по листовой пластинке. В случае отсутствия границ у хлоротичных пятен на ткани листа это проявление вирусного заболевания называется имеет название крапчатость.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Часто наблюдается и осветление прилегающих к жилкам тканей. Также идет скручивание листьев вниз, вверх, спирально от первоначальной формы. При некоторых вирусах наблюдается курчавость листьев, т. е. деформация в результате неравномерного разрастания отдельных участков листовой пластинки. Также для вирусов часто характерны чрезмерное ветвление и укорочение междоузлий растения. Встречаются различные по цвету, форме и величине некрозы, в форме пятен на листьях. С течением заболевания некрозы становятся сквозными. Также одними из симптомов вирусных заболеваний могут являться утолщение и растрескивание стебля, превращение лепестков и тычинок цветков в листья и так далее.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Кустистость, израстение, ведьмина метла. В результате повреждения вирусом у кустов появляется большое количество тонких, малооблиственных побегов, в огромном количестве. Растения не плодоносят.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Курчавость. У поврежденных вирусом кустов корневая поросль более низкая, чем у здоровых, имеет утолщенные побеги. Листовая пластинка морщится, листья уменьшаются в размерах, становятся жесткими, окрашиваются в бронзово-коричневый цвет, особенно заметно с нижней стороны. Плодовые кисти также деформируются, ягоды кислые, сухие, однобокие.

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ Инфекционный хлороз. Вирус поражает как прирост, так и побеги на второй год. Весной листовые пластинки желтеют вдоль жилок, в дальнейшем желтеет весь лист. Корневая поросль становится тонкой, ягоды деформируются, становятся однобокими. Инфекционный хлороз, в отличие от хлороза физиологического, быстро распространяется по растениям, заражая всю плантацию.

Разработки уроков

Начальные классы

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

История

Обществознание

Биология

География

Математика

Вирусные болезни растений

Деревья и травы, мхи и папоротники, микроскопические зеленые и гигантские бурые водоросли. Неужели у всех видов растений найдены какие–нибудь вирусы? Да, почти так. А у каких не найдены, так это, скорее всего, означает, что их просто еще не искали. Была даже высказана не лишенная изящества мысль, что при желании и некотором навыке можно в любой день выйти в сад и еще до второго завтрака открыть какой–нибудь новый вирус. Конечно, это преувеличение, но, тем не менее, если в 1955 году было известно около 250 вирусов растений, то к 1980 году это число увеличилось до 600, а сейчас их известно около полутора тысяч.

Больше всего вирусов обнаружено у культурных растений. Причина проста – на них чаще обращают внимание. Человек пристально вглядывается в то, что он выращивает на полях, огородах, подоконниках, клумбах, в садах, теплицах и оранжереях. Конечно, радует, когда ". сад стоит зеленый, высокая трава сверкает росой, из гущи розового куста выглядывают тяжелые темно–красные бутоны. А деревья разрослись, стоят развесистые, тенистые, с пышными кронами, дыша ароматной прелью в сыром полумраке". Но случается, что эту благодать омрачают явные признаки какой–то болезни. Да уж не вирусное ли это заболевание? А знаете, вполне возможно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся и интерес к биологии. А также закрепляют полученные знания учащихся на уроках. В каждой работе поставлены цели, разработаны инструктивные карточки.

лабораторная работа №1 "Изучение морфологического критерия вида"

лабораторная работа №2 "Приспособленность организмов к среде обитания"

лабораторна работа №3 "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых"

лабораторная работа №4 "Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нарын


Разработка учителя биологии Дакаа Б.Б.

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение морфологического критерия вида

углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия; сформировать умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев;

развивать навыки практической работы, делать выводы;

воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Вводная беседа о цели, ходе выполнения лабораторной работы, обязательном формулировании вывода на основе проведенной работы.

Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.

Беседа о результатах проведенной работы; формулирование выводов.

I. Закрепление знаний и умений с использованием вопросов:

Перечислите критерии вида. К каким критериям относятся внешние признаки растений или животных, а какие можно узнать, только используя специальные приборы и методы исследования?

Данные каких наук, по вашему мнению, необходимы биологу для того, чтобы правильно определять видовую принадлежность организмов?

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, имеют отличия во внешнем строении; состав семян отличается по химическому составу (из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут). Какие критерии вы будете использовать для того, чтобы утверждать о принадлежности растений к одному виду?

Особи черных крыс, внешне не различимые, тем не менее относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

Читайте также: