К автотрофным организмам относятся дрожжи амеба зеленые мхи человек

Обновлено: 05.10.2024

А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?

1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков

А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:

1) Вид 2) Популяция 3) Сорт 4) Колония

А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?

  1. 1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому

А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?

  1. 1) Морфологическому 2)Генетическому 3) Экологическому 4)Географическому

А5. К статистическим показателям популяции относят:

  1. 1) Смертность 2) Численность 3) Рождаемость 4) Скорость роста

А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях?

  1. 1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция

А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?

  1. 1) Волны жизни 2) Дрейф генов 3) Изоляция 4)Естественный отбор

А8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:

  1. 1) Черных тараканов между собой 2) Черных и рыжих тараканов 3) Черных тараканов с ядохимикатами 4) Черных тараканов и черных крыс

А9. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?

  1. 1) Конкуренция 2) Паразитизм 3) Нахлебничество 4)Хищничество

А10. Какая форма естественного отбора действует при постепенно изменяющихся условиях окружающей среды?

  1. 1) Стабилизирующий естественный отбор 2) Движущий естественный отбор

3) Разрывающий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор

А11. Биологическая изоляция обусловлена:

  1. 1) Небольшой численностью видов 2)Невозможностью спаривания и оплодотворения

3) Географическими преградами 4) Комбинативной изменчивостью

А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц? 1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим

3) Палеонтологическим 4) Биогеографическим

А13. Укажите правильную схему классификации животных:

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи

В) семена погибают в пустынях и Антарктиде

Г) растения вытесняют друг друга

Д) плоды поедают птицы

Е) растения гибнут от бактерий и вирусов

3) борьба с неблагоприятными условиями

В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

А) возникновение полового размножения

Б) образование у китообразных ластов

В) возникновение 4-х камерного сердца

Г) возникновение автотрофного способа питания

Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь

Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 класс

К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Кто является автором первого эволюционного учения?

  1. 1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков

А2. Структурной единицей вида является…

А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?

  1. 1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому

А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?

  1. 1) Географическому 2) Морфологическому 3) Экологическому 4) Этологическому

А5. К динамическим показателям популяции относят:

  1. 1) Смертность 2) Численность 3) Плотность 4) Структуру

А6. Причиной популяционных волн не является:

  1. 1) Сезонные колебания температуры 2) Природные катастрофы 3) Агрессивность хищников 4) Мутационная изменчивость

А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?

  1. 1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция

А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами неживой и живой природы:

  1. 1) Естественный отбор 2) Борьба за существование 3) Приспособленность 4) Изменчивость

А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?

  1. 1) Межвидовой 2) Внутривидовой 3) С неблагоприятными условиями среды 4) Внутривидовой взаимопомощи

А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака?

  1. 1) Движущий естественный отбор 2) Разрывающий естественный отбор 3) Стабилизирующий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор

А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию особей?

  1. 1) Волны жизни 2) Естественный отбор 3) Модификации 4) Изоляция

А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический ряды?

  1. 1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим 3) Палеонтологическим

А13. Укажите правильную схему классификации растений:

1) Вид А14. Какие органы возникают в результате дивергенции?

  1. 1) Гомологичные 2) Аналогичные 3) Атавистические 4) Рудиментарные

А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?

  1. 1) Возникновение хорды 2) Возникновение ползучего стебля у клубники 3) Образование 2-х кругов кровообращения 4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.

В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

1) Сокращение численности видов

2) Расширение ареала вида

3) Возникновение новых популяций, видов

4) Сужение ареала вида

5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни

6) Увеличение численности видов

В2. Какие особенностииллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

1) Действует в изменяющихся условиях среды

2) Действует в постоянных условиях среды

3)Сохраняет норму реакции признака

4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения

5) Контролирует функционирующие органы

6) Приводит к смене нормы реакции

В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) растения одного вида вытесняют друг друга

Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

В) семена погибают от сильных заморозков и засухи

Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

Д) люди, машины вытаптывают молодые растения

Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

3) борьба с неблагоприятными условиями

В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

А) редукция органов зрения у крота

Б) наличие присосок у печеночного сосальщика

В) возникновение теплокровности

Г) возникновение 4-х камерного сердца

Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

Е) уплощенное тело камбалы

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 _____

ФИ _________________________________________________вариант ___________________

Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 ___

ФИ __________________________________________________вариант ___________________

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

(I полугодие 2014-2015 учебного года)

Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 1 полугодия.

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -45 минут.

В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина, изучается роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником целесообразно применение тестового контроля. В проверку включены умения не только воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм учителя.

Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования, главных направлений эволюции органического мира.

Критерии оценивания теста.

Все задания разделены по уровням сложности.

Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания выставляется 3 балла.

1) По содержанию работа включает следующие блоки:

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы

Естественный отбор и его формы

Изолирующие механизмы. Видообразование

Макроэволюция и ее доказательства

Система растений и животных – отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.

3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым ответом.

1) животных
2) вирусах
З) мхах
4) грибах

А2. Термин клетка в науку ввел

1) Т. Шванн
2) М. Шлейден
З) Р. Гук
4) А. Левенгук

АЗ. Синтез белка в клетке осуществляют

1) митохондрии
2) пластиды
З) рибосомы
4) лизосомы

А4. Наиболее продолжительной в жизненном цикле клетки является

1) синтетическая фаза
2) интерфаза
З) профаза
4) анафаза

А5. К автотрофным организмам относится (-сятся)

1) дрожжи
2) амеба
З) зеленые мхи
4) человек

А6. Организм, в теле которого образуются мужские и женские половые клетки, называется

1) клон
2) мутант
З) гермафродит
4) раздельнополым

А7. Гетерозиготными называются организмы:

1) несущие только рецессивные гены
2) образующие несколько типов гамет
З) несущие только доминантные гены
4) образующие один тип гамет

А8. Для определения генотипа особи проводят скрещивание

1) дигибридное
2) анализирующее
З) промежуточное
4) полигибридное

А9. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при

1) половом размножении
2) размножении спорами
З) вегетативном размножении
4) бесполом размножении

А10. Первый антибиотик — пенициллин, был получен из

1) растений
2) животных
З) бактерий
4) грибов

А11. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется

1) триплоидный эндосперм
2) диплоидный эндосперм
З) зародыш семени
4) семя

А12. Жилкование листьев у двудольных растений

1) параллельное и перистое
2) дуговое и параллельное
З) перистое и пальчатое
4) дуговое и сетчатое

А1З. Инфузории передвигаются с помощью

1) жгутиков
2) ложноножек — псевдоподий
З) ундулирующей мембраны
4) ресничек

А14. Сердце у птиц
1) трехкамерное
2) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
3) двухкамерное
4) четырехкамерное
А15. Тканью является
1) группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одинаковые функции
2) группа рядом расположенных клеток
З) совокупность межклеточного вещества
4) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.
А16. Артериями называют сосуды, по которым

1) движется только артериальная кровь
2) кровь движется от сердца
З) кровь движется к сердцу
4) движется только венозная кровь

А17. Тромбоциты
1) обеспечивают свертывание крови
2) защищают организм от бактерий
З) удаляют из организма вредные вещества
4) переносят кислород от легких к клеткам тела
А18. Гормон инсулин

1) повышает уровень сахара в крови
2) повышает частоту сердечных сокращений
З) не влияет на уровень сахара в крови
4) понижает уровень сахара в крови

А19. Заражение вирусом иммунодефицита человека происходит при

1) пользовании посудой больного
2) использовании одежды вирусоносителя
З) переливании крови от больного
4) рукопожатии с больным

А20. Порода кошек представляет собой

1) отдельный род
2)вид
З) искусственную популяцию
4) природную популяцию

А21. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется

1) движущий
2) разрывающий
3) половой
4) стабилизирующий

А22. В природе насчитывается около 350 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, которые рассматривают как

1) причину эволюции
2) результаты эволюции
3) движущие силы эволюции
4) направления эволюции

А23. Примером общей дегенерации в эволюции служит
1) отсутствие волосяного покрова у дельфинов и китов
2) исчезновение 4-х пальцев у лошади
3) исчезновение хвоста у головастика
4) отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей

А24. К биотическим факторам относят
1) высоту снежного покрова зимой
2) асфальтирование дороги на месте луга
3) отсутствие в популяции окуней-самцов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольная работа по биологии за 1 полугодие в 11 классе

Выбрать один правильный ответ

1. Ген – участок молекулы

1) РНК; 2) ДНК; 3) белка; 4) липида

2. Коровы одной и той же породы в различных условиях содержания дают разные удои молока. Это проявление

1) хромосомной мутации

2) модификационной изменчивости

3) генной мутации

4) комбинативной изменчивости

3. Особей, образующих гаметы разного сорта, в потомстве которых происходит расщепление, называют

1) аллельными; 3) неаллельными

2) гетерозиготными; 4) гомозиготными

4. Примером бесполого размножения служит

1) образование семян у ландыша

2) развитие личинки у насекомого

3) почкование у гидры

4) партеногенез у пчёл

5. Постэмбриональное развитие организмов следует после

3) выхода личинки из яйца

4) образования половых клеток

6. У большинства животных индивидуальное развитие организма следует после процесса

3) полового созревания

4) мейотического деления клеток

7. Эмбриональное развитие начинается с

1) бластулы; 2) зиготы; 3) гаструлы; 4) нейрулы

8 . Непрямое постэмбриональное развитие у животных сопровождается

1) развитием зародыша

3) отсутствием стадии зиготы

4) процессом дробления

9. Генетика изучает

1) химический состав клетки

2) законы изменчивости

3) взаимодействие организмов

4) внутреннее и внешнее строение организмов

10. При скрещивании особей с генотипами АА и аа в их первом гибридном поколении проявится

1) закон расщепления

2) правило единообразия

3) закон сцепленного наследования

4) закон независимого наследования

11. Признак родителя, который не проявится у гибридов первого поколения, называют

12. Изменчивость, вызванную изменением генов называют

13. По типу питания грибы являются

14. Редуцентами экосистем являются

1) растения, производящие органические вещества из неорганических

2) травоядные животные, поглощающие органические вещества растений

3) хищные животные, поглощающие органические вещества животных

4) бактерии, превращающие органические вещества в минеральные

15. Нормой реакции является

1) пределы мутационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы модификационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость

В1 Выберите стадии постэмбрионального периода в онтогенезе насекомых

Б) взрослая особь; В) бластула; Г) нейрула; Д) гаструла; Е) куколка

В2 Установите соответствие между характеристикой полового размножения животных и его формой

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

1) организм развивается А) с оплодотворением

из зиготы Б) без оплодотворения

2) потомство развивается

3) развивающийся организм

имеет наследственность только

4) развитие нового организма

обусловлено женской гаметой

5) потомство наследует гены

Решить задачу:

У томатов ген, обусловливающий красный цвет плодов, доминирует над геном жёлтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у потомков гомозигот?

Какими будут потомки от скрещивания гибридов первого поколения между собой?

Выбрать один правильный ответ

1. К автотрофным организмам относится (-сятся)

1) дрожжи; 3) зелёные мхи

2) амёба; 4) человек

2. Организм, в теле которого образуются мужские и женские половые клетки, называется

3. Генотип гомозиготного организма

1) АА; 2) Вв; 3) Аа; 4) ВА

4. Скрещивая низкорослые растения гороха (вв) с растениями высокими (ВВ) их первое поколение при полном доминировании будет –

2) средней высоты

4) часть низкорослым, часть высоким

5. Значение полового размножения состоит в том, что

1) образуется небольшое число особей

2) появляется потомство с наследственностью двух родителей

3) у потомков копируется наследственность одного из родителей

4) оно происходит при наступлении благоприятных условий

6 . Какой способ размножения растений создаёт потомство с более разнообразной наследственностью?

3) надземными побегами

4) видоизменёнными корнями

7. Увеличение веса тела у домашнего животного при изменении рациона питания относят к изменчивости

4) связанной с перестройкой хромосом

8. Модификационные изменения не играют большой роли в эволюции, так как они

1) носят массовый характер

2) не затрагивают фенотип

3) не передаются по наследству

4) возникают у отдельных особей

9. Какие из названных клеток участвуют в бесполом размножении организмов

10. У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение

11. При половом размножении дочерние особи развиваются из

1) одной неспециализированной клетки

2) двух неспециализированных клеток

3) слившихся неспециализированных клеток

4) слившихся специализированных клеток

12. Какой из перечисленных процессов относится к бесполому размножению

13. Из наружного зародышевого листка (эктодермы) в эмбриогенезе у хордовых животных развиваются

1) кожные покровы, нервная система и органы чувств

2) органы пищеварения и органы дыхания

3) скелет и мускулатура, органы кровообращения

4) органы дыхания и выделения

14. Размножение – это процесс

1) увеличение числа клеток

2) воспроизведения себе подобных;

3) развития организмов в процессе эволюции.

15. Зигота – это:

1) клетка, образовавшаяся путём мейоза;

2) половая клетка;

3) клетка, образовавшаяся путём слияния гамет.

В1 Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) появляется лишь у отдельных особей 1) мутационная

Б) проявляется у многих особей вида 2) модификационная

В) называется также фенотипической

Г) передаётся по наследству

Д) приводит к внезапному изменению

Е) возможна в пределах нормы реакции

В2 Выберите стадии эмбрионального периода в онтогенезе млекопитающих

Решить задачу :

Чёрная самка мыши скрещивается с коричневым самцом. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения, если родители – гомозиготы, и чёрный цвет доминирует над коричневым?

Ответы по биологии в 11 классе

С. 1) потомки гомозигот – Аа – красные

2) 75% красных, 25% жёлты х

Краткое описание документа:

Мною предложена контрольная работа по биологии за курс 11 класса. Контрольная работа составлена в 2 вариантах и имеет ключи. Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний и ориентирования его в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики.

Цели контрольной работы:

− углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания ;

− проверить степень усвоения одной темы или вопроса;

− выработать у обучающихся умения и навыки поиска и отбора необходимой литературы, самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 564 996 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.04.2018 2771
  • DOCX 23.6 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Емельяненко Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Все живые существа по типу питания можно разделить на два вида: автотрофы и гетеротрофы.

Каждый организм нуждается в питании для поддержания своей жизнедеятельности. Именно автотрофы составляют основу пищевой пирамиды, обеспечивая питательными веществами гетеротрофов.

Тем не менее подобное деление в биологии весьма условно – между ними не всегда существует четкая грань. Некоторые организмы способны питаться и тем, и другим способом. Их называют миксотрофами.

Кто такие автотрофы

Автотрофы это организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических соединений. Все вещества, необходимые для развития и жизнедеятельности, они способны получить из окружающей среды.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Важнейший элемент, входящий в состав клеток любой формы жизни – углерод и его соединения. Для организмов, использующих автотрофный тип питания, его источником является углекислый газ.

Характеристика автотрофов

Для протекания процессов метаболизма живому существу необходима энергия, получаемая извне. Этот источник должен быть доступен, поскольку в связи со своим строением, большинство автотрофов практически неподвижны.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Таким образом, источником энергии для них является солнечный свет или эффект химических реакций. По такому признаку все автотрофы делятся на фототрофов и хемотрофов.

Фототрофам для создания органических соединений необходим свет. Благодаря присутствию в клетках хлоропластов, данный вид автотрофов способен фотосинтезировать. В этом процессе кванты света в ходе сложного химического взаимодействия превращаются в питательные вещества.

Хемотрофы получают энергию другим способом – из реакций окисления некоторых химических соединений.

Какие организмы относятся к автотрофам

Энергия света и углекислого газа обеспечивает жизнь подавляющего количества автотрофов – растений, к которым также относятся и мхи.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Водоросли, представляющие собой наиболее древний и простой тип растений, многообразны, а многих из них можно разглядеть только в микроскоп. Даже одноклеточные водоросли, такие как хлорелла, способны к фотосинтезу.

Содержание хлорофилла в клетках – прерогатива не только растений. Некоторые бактерии также содержат этот пигмент и способны синтезировать питательные вещества из световой энергии.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Цианобактерии – одни из древнейших микроорганизмов, питающихся подобным образом и выделяющих кислород. Возможно благодаря им атмосфера молодой Земли наполнилась кислородом миллиарды лет назад.

Микроскопические водоросли и зеленые бактерии способны вступать в симбиоз с грибами. В результате такого взаимодействия образуется симбиотический организм – лишайник.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Каждый участник симбиоза вносит свой вклад – водоросли и цианобактерии добывают питательные вещества с помощью фотосинтеза, а гриб поглощает готовые элементы.

Совмещение различных типов питания встречается не только у лишайников. Некоторые растения помимо автотрофного питания усваивают полезные вещества из тел других организмов – насекомых, мелких животных.

Такие растения называются плотоядными и используют различные виды ловушек для поимки жертвы.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Например, росянка использует клейкие волоски на кончиках листьев, листья венериной мухоловки захлопываются, а ловушка непентеса выглядит как кувшин с крышкой.

Некоторые одноклеточные водоросли также являются миксотрофами. К примеру, клеточная поверхность хламидомонады способна поглощать жидкость со всеми микроорганизмами, что там находятся.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Бактериям эвглены зеленой, чья модель поведения зависит от освещенности, может быть присуща автотрофность или гетеротрофность.

Хемотрофный тип питания распространен гораздо меньше. Энергию, которая выделяется как результат реакции окисления, способны поглощать простейшие микроорганизмы. Их уникальность заключается в независимости от энергии Солнца.

Эти микроорганизмы могут приспосабливаться к экстремальным условиям обитания – на дне океана, куда не проникает свет, в телах живых существ, в горячих гейзерах.

Автотрофы и гетеротрофы – сходства и отличия

В связи с различиями в способах питания, организмы серьезно отличаются между собой внешне и на клеточном уровне. Они занимают разные места в пищевой цепочке, используют отличные друг от друга вещества для поддержания своей жизни.

Сравнительная характеристика автотрофов и гетеротрофов

Редуцент – перерабатывает органические элементы до неорганических.

Энергия, которая выделяется в результате химической реакции.

Тем не менее, являясь тесно связанными между собой представителями жизни на планете Земля, автотрофы и гетеротрофы имеют также схожие черты – потребность в питании, воде, кислороде, солнечном свете.

Роль автотрофных и гетеротрофных организмов в биосфере

Кормильцы живой природы – подходящее определение для автотрофов. Именно они создают органику из неорганических элементов и тем самым обеспечивают пищей гетеротрофов – человека, животных, грибы, бактерий.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Некоторые микроскопические организмы являются активными хищниками: амеба обыкновенная способна захватывать добычу своими ложноножками.

Обособленно стоят вирусы, чья жизнедеятельность возможна только в живой клетке. Вне ее вирус не проявляет никаких признаков деятельности, что придает ему сходство с паразитическими формами жизни.

Природа существует, основываясь на принципе равновесия существование всех форм жизни тесно связано между собой.

Автотрофы питают гетеротрофов, создавая питательные элементы. Консументы, в результате своей жизнедеятельности, способствуют размножению первых, перенося споры и семена, опыляя цветы растений.

Автотрофы в биологии определение и примеры автотрофных организмов

Завершают цепочку редуценты, разлагающие мертвую органику на неорганические элементы. Этим занимаются грибы, в том числе и микроскопические – пеницилл, дрожжи, некоторые бактерии. Именно они возвращают питательные вещества обратно в биосферу.

Так происходит круговорот веществ и элементов в природе, где каждый организм выполняет свою функцию в пищевой пирамиде.

Читайте также: