К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных

Обновлено: 26.08.2024

Вопрос 1. Какие группы экологических факторов вы знаете?
Экологические факторы, действующие на организм, можно разделить на две основные группы:
1) факторы живой природы, или биотические, связанные с влиянием на организм других живых организмов (растений, животных, человека);
2) факторы неживой природы, или абиотические; к ним относят свет, температуру, влажность, давление, состав водной, воздушной, почвенной сред и др.
В последнее время выделяют еще группу антропогенных факторов, к которым относятся разнообразные проявления деятельности человека.

Вопрос 2. Какова роль растений в природных сообществах?
В природных сообществах растения выполняют роль продуцентов — организмов синтезирующих органические вещества из неорганических. Растения являются производителями органических веществ и кислорода для остальных участников природного сообщества. При этом в химических связях органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза, запасается преобразованная солнечная энергия, которая используется затем самими растениями и другими организмами, которые получают ее с органическими веществами пищи.

Вопрос 3. На какие группы делят растения в зависимости от их отношения к свету?
По отношению к свету среди растений различают светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.

Вопрос 4. На какие группы делят растения в зависимости от их отношения к наличию влаги?
По отношению к влажности растения делят на три группы:
1) растения водных и избыточно увлажненных мест обитания;
2) растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью;
3) растения, живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения.

Вопрос 5. Какие приспособления выработались у растений, живущих при высоких и низких температурах?
У растений холодных местообитаний или переносящих холодные зимы развиваются защитные изменения от комплекса неблагоприятных условий (сильные ветры, иссушение и др.). Среди морфологических адаптации у растений отметим лишь имеющие важное значение небольшие размеры (карликовость) и образование стелющихся форм (стлаников). Многолетние травы, кустарники полярных и высокогорных областей имеют высоту несколько сантиметров, очень мелкие листья (карликовая береза, карликовые ивы). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все части, выступающие над снегом, гибнут от замерзания и высыхания. Некоторые кустарники и деревья переходят к горизонтальному росту. К ним относятся можжевельник, кедровый стланик, рябина и др. Их ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. У многих травянистых растений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки. Шире распространены физиологические приспособления к низкой температуре. Они направлены на снижение точки замерзания клеточного сока. Это достигается повышением концентрации растворимых углеводов и других веществ. Крайней формой приспособления растений и животных к холоду служит анабиоз — такое состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Анабиоз позволяет организмам пережить холодное время года. Так, мхи и лишайники переносят промерзание в зимнее время года в состоянии анабиоза и после оттаивания оказываются вполне жизнеспособными. Некоторые лишайники способны выдерживать низкие температуры, при которых приостановлены все физиологические процессы, более двух лет. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. У растений сбрасывается листва, наблюдается одревеснение побегов и утолщение их пробкового слоя, зимующие почки водных растений опускаются на дно водоемов.
Hа обширных территориях планеты живые организмы подвергаются воздействию высоких температур, интенсивному солнечному облучению, что нередко сочетается с недостатком влаги. Действие чрезмерно высоких температур влечет за собой ряд опасностей: обезвоживание и иссушение, ожоги, разрушение хлорофилла у растений, расстройства дыхания и других физиологических процессов, тепловую денатурацию белков и, наконец, гибель. У растений и животных выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева — это густое опушение, придающее листьям светлую окраску и усиливающее отражение падающего света, вертикальное положение листьев, свертывание листовых пластинок (у злаков), уменьшение поверхности листа, развитие колючек (кактусы), способность к запасанию большого количества воды, развитая корневая система и др. Эти особенности строения одновременно обусловливают уменьшение потери воды растениями.

Вопрос 7. Какое влияние на растения оказывает человек?
Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создает благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений; борется с сорняками и способствует распространению ценных растений. Но деятельность человека имеет и отрицательное влияние. Так, неправильное орошение вызывает заболачивание и засоление почв и часто приводит к гибели растений. Несбалансированная вырубка лесов, неконтролируемый сбор декоративных и лекарственных растений, приводят к резкому снижению их численности.

Данные тесты предназначены для обучающихся 11 класса. Тестирование проводится после изучения экологических факторов.

Экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на живой организм. Организм реагирует на действие экологических факторов приспособительными реакциями. Экологические факторы определяют условия существования организмов.

ВложениеРазмер
1.docx_11_klass_faktory.docx 25.35 КБ

Предварительный просмотр:

1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц

1) понижение температуры окружающей среды 2) сокращение светового дня

3) недостаток пищи 4) повышение влажности и давления

2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет

1) смена холодных и теплых зим 2) урожай еловых шишек

3) численность хищников 4) численность паразитов

3. К абиотическим факторам относят

1) конкуренцию растений за поглощение света 2) влияние растений на жизнь животных

3) изменение температуры в течение суток 4) загрязнение окружающей среды человеком

4. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток

1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ

5. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины

1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный 4) ограничивающий

6. Сигналом к наступлению листопада у растений служит

1) увеличение влажности среды 2) сокращение длины светового дня

3) уменьшение влажности среды 4) повышение температуры среды

7. Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы

1) антропогенные 2) биотические 3) абиотические 4) ограничивающие

8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

1) микроэволюционными изменениями 2) фотопериодизмом

3) фототропизмом 4) безусловным рефлексом

9. К абиотическим факторам среды относят

1) подрывание кабанами корней 2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц 4) обильный снегопад

10. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят

1) миграции морских рыб на нерест

2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений

3) распускание почек у деревьев и кустарников

4) открывание и закрывание раковин у моллюсков

11. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1) высокая температура 2) недостаток влаги

3) отсутствие перегноя 4) избыток ультрафиолетовых лучей

12. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются

1) заморозки 2) пожары 3) ветры 4) дожди

13. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят

1) межвидовую конкуренцию 2) паразитизм

3) понижение плодовитости 4) влажность

14. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток

1) света 2) тепла 3) минеральных солей 4) органических веществ

15. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?

1) глубокий снег 2) сильный ветер 3) недостаток хвойных деревьев 4) короткий день зимой

17. К абиотическим экологическим факторам относится

1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений

3) наличие хищников 4) температура воздуха

18. Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций одного вида относят к критерию

1) географическому 2) экологическому 3) физиологическому 4) этологическому

19. Реакция организмов на продолжительность дня называется

1) фототропизмом 2) гелиотропизмом 3) фотопериодизмом 4) фототаксисом

20. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха

3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи

21. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?

1) свет 2) содержание углекислого газа 3) давление воздуха 4) влажность

22. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней

1) недостаточное содержание кислорода 2) происходит образование метана

3) избыточное содержание органических веществ 4) содержится много торфа

23. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1) уменьшение скорости обмена веществ 2) увеличение интенсивности фотосинтеза

3) уменьшение интенсивности дыхания 4) усиление испарения воды

24. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

1) мелкие листья 2) крупные листья 3) шипы и колючки 4) восковой налёт на листьях

25. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

1) наличие корма 2) навоз на полях 3) сорняки 4) состав почвы

26. Ярусность растений в лесу

1) повышает межвидовую конкуренцию организмов 2) снижает внутривидовую конкуренцию

3) угнетает жизнедеятельность растений 4) снижает межвидовую конкуренцию

27. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?

1) влажность 2) состав солей 3) температура 4) освещённость

28. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха

3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи

29. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде

1) наземно-воздушной 2) почвенной 3) водной 4) организменной

32. Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, — изменение

1) состава почвенного покрова 2) влажности воздуха

3) продолжительности светового дня 4) температуры окружающей среды

33. Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить

1) недостаток света 2) влажность воздуха 3) температура воздуха 4) плотность почвы

34. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?

1) абиотическим 2) антропогенным 3) физиологическим 4) оптимальным

35. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них

1) периодически прекращаются все процессы жизнедеятельности

2) устьица расположены на нижней части листа

3) имеются мощные корни, глубоко уходящие в почву

4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

36. Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?

1) интенсивность освещения 2) перепады атмосферного давления

3) отсутствие насекомых 4) высота снегового покрова

1) неспособности к фотосинтезу 2) нехватки органических веществ

3) нехватки азота 4) перехода к паразитическому образу жизни

38. Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит

1) накопление вредных веществ в листьях 2) увеличение количества осадков

3) сокращение длины светового дня 4) уменьшение питательных веществ в почве

39. Ограничивающим фактором для арктической Белоклювой гагары скорее может стать

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговый тест за второе полугодие ученика (цы) 11___ класса

______________________________(Ф.И.)

А. Выберите правильный ответ.

1. Общественный образ жизни предков человека способствовал

1) появлению прямохождения

2) появлению речи

3) формированию S-образных изгибов позвоночника

4) освобождению руки

2. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека

1) только биологических

2) только социальных

3) социальных и биологических

4) абиотических и биотических

3. К рудиментарным органам человека относят

1) ушные раковины

2) копчиковый отдел позвоночника

4) легочную трахею

4. Расизм считается антинаучной теорией, так как его сторонники

1) признают биологическую равноценность рас

2) отвергают процесс эволюции человека

3) отвергают роль социальных факторов антропогенеза

4) отрицают единство человеческих рас

5. К предкам человека НЕ относится

6. Определите верную последовательность этапов антропогенеза

1) древние люди — > древнейшие люди — > современный человек

2) неандерталец — > питекантроп — > синантроп

3) древнейшие люди — > древние люди — > современный человек

4) древнейшие люди — > люди современного типа

7. Членораздельная речь в процессе антропогенеза появилась у

8. Эволюция какой группы приматов привела к появлению человека

9. Человек в системе органического мира

1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих

2) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных

3) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа

4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира

10. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

1) предохранение от ультрафиолетовых лучей

2) усиление обмена веществ

3) приспособление к морскому климату

4) улучшение дыхательной функции кожи

11. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?

1) изготовление орудий труда

2) совместный труд

3) сводчатая стопа

4) появление диафрагмы

12. К абиотическим факторам относят

1) конкуренцию растений за поглощение света

2) влияние растений на жизнь животных

3) загрязнение окружающей среды человеком

4) изменение температуры в течение суток

hello_html_m15ceea7d.jpg

13.

14. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде

15. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?

16. Производители органических веществ в экосистеме

17. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере

1) создают органические вещества из минеральных

2) разлагают органические вещества до минеральных

3) потребляют готовые органические вещества

4) разлагают минеральные вещества

18. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется

1) правилом экологической пирамиды

2) круговоротом веществ

3) колебанием численности популяций

4) саморегуляцией численности популяций

19. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах

2) влажных тропических лесов

3) листопадных лесов умеренного пояса

20. В чём причина смены одного биоценоза другим (сукцессий)

1) изменение погодных условий

2) сезонные изменения в природе

3) колебание численности популяций одного вида

4) изменение среды обитания живыми организмами

21. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что

1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи

2) между обитающими в нём видами нет родственных связей

3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов

4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ

22. Совокупность популяций растений, животных и других организмов, обитающих на определенной территории и взаимодействующих друг с другом и с факторами неживой природы, называют

2) органическим миром

23. Если один из совместно существующих видов получает пользу, а другой организм не получает ни вреда, ни пользы, то такой тип экологического взаимодействия называется:

24. Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают

1) живые организмы

2) климатические условия

3) природные катаклизмы

4) сезонные изменения в природе

25. П опуляции характеризуются возрастной структурой, то есть

1) соотношением женских и мужских особей

2) соотношением молодых и половозрелых особей

3) численностью особей

4) её плотностью

В1.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.

В2. Впишите количество цифрами.

В одном озере живут окуни, ерши, караси, щуки, плотва. В соседнем изолированном от первого водоеме обитают окуни, щуки, судаки, лещи, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по экологии, 10 класс

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по экологии, 10 класс .

Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут . При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

1. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

растения росянки и насекомого

сосны и маслёнка

2. Какую из экосистем называют агроэкосистемой?

3. Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

восковой налёт на листьях

1. 4. В практике сельского хозяйства для уничтожения насекомых-вредителей используют

5. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?

6. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

вытаптывание растений туристами

сбор растений для букетов

распространение плодов и семян животными

уменьшение влажности почвы

7. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, - это действие фактора

8. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам

9. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется

10. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, - пример

11. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?

увеличение численности хищников

нарушение биотических связей

изменение длины светового дня

12. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля - это результат влияния факторов

13. Ярусное расположение растений в экосистеме - это приспособление к

поглощению кислорода при дыхании

использованию света и пространства

распространению плодов и семян животными

14. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений в процессе эволюции?

наличие пыльников на длинных нитях

наличие нектарников в цветках

обилие лёгкой сухой пыльцы

15. Отношения между пыреем ползучим и пшеницей, растущими на одном поле, представляют собой

16. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе?

наличие пресного водоёма и теплокровных животных

сухой климат и обилие пресмыкающихся

водоёмы, заселённые хищными рыбами

болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами

17. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне -

18. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста

19. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, -

толщина снежного покрова

густота травяного покрова

обилие хищных млекопитающих

20. Антропогенный фактор, вызывающий снижение численности обитателей экосистемы озера, -

изменение температуры воды в разные времена года

загрязнение среды сточными водами

уменьшение освещённости водоёма при его зарастании

увеличение численности хищных рыб

21. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?

22. Укажите пример антропогенного фактора.

интенсивное ультрафиолетовое излучение

сезонные колебания температуры

повышенная влажность воздуха

23. Какой абиотический фактор необходим для роста и развития древесных растений в экосистеме смешанного леса?

наличие песчаной почвы

вырубка старых деревьев

24. Определите правильно составленную пищевую цепь.

ястреб - синица - личинки насекомых - сосна

сосна - синица - личинки насекомых - ястреб

сосна - личинки насекомых - синица - ястреб

личинки насекомых - сосна - синица - ястреб

25. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

26. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЭКОСИСТЕМ

преобладают растения одного вида

обитает большое разнообразие видов

осуществляется саморегуляция численности популяций

круговорот веществ незамкнутый

большую роль играет антропогенный фактор

пищевые цепи длинные

27. Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.

ТИП ОТНОШЕНИЙ

носорог и воловья птица

жук-плавунец и малёк рыбы

28. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.

ОРГАНИЗМЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

колониальные коралловые полипы

29. Установите соответствие между видом и экосистемой, в которой он распространён.

ЭКОСИСТЕМА

пузырчатая головня (гриб-паразит)

30. Установите соответствие между примером воздействия на организмы и экологическим фактором.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

использование минеральных солей
почвы растениями

гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов

взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе

влияние продолжительности светового дня на рост растения

влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D

уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по экологии, 10 класс .

Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут . При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

1. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл - пример симбиоза, так как пчёлы

наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар

обитают с растениями в одних и тех же условиях

обеспечивают расселение растений

опыляют растения, собирая пыльцу и нектар

2. К какой группе экологических факторов следует отнести внесение в почву минеральных удобрений?

Читайте также: