К особенностям размножения млекопитающих относят развитие плода в матке

Обновлено: 05.10.2024

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Млекопитающие… Признак, давший название этому классу животных, выбран не случайно. Приспособления, связанные с живорождением и выкармливанием детёнышей молоком, сыграли большую роль в эволюции животного мира нашей планеты.

Органы размножения млекопитающих парные – расположены справа и слева. У самок – яичники, у самцов – семенники. В яичниках созревают яйцеклетки, которые (в отличие от яйцеклеток птиц и рептилий) имеют микроскопические размеры. В семенниках вырабатываются сперматозоиды (подвижные мужские половые клетки).

Оплодотворение у млекопитающих, как и у всех наземных животных, внутреннее. Осуществляется оно в верхней части яйцевода, где встречаются яйцеклетка, опустившаяся туда из яичника, и сперматозоид, поднявшийся вверх по яйцеводам.



Яйцеклетка после оплодотворения, двигаясь вниз по яйцеводу, дробится – превращается в многоклеточный зародыш. Зародыш попадает в специальный орган, который служит для вынашивания потомства и существует только у млекопитающих - матку. Место прирастания зародыша к стенке матки – плацента. Она образуется благодаря врастанию зародышевых оболочек в стенку матки. Плаценту также называют детским местом. Принципиальное отличие млекопитающих от других позвоночных заключается в развитии плаценты в матке. Кровеносные сосуды развивающегося зародыша очень близко соприкасаются с кровеносными сосудами матери. Через них происходит удаление углекислого газа и вредных продуктов обмена из развивающегося зародыша и поступление к нему питательных веществ и кислорода от матери.

Значение матки трудно переоценить. Возможность внутриутробного развития не только надёжно защищает зародыш, но и обеспечивает его питанием. Период такого развития называется беременностью. Благодаря беременности на свет рождаются вполне сформировавшиеся детёныши.

Первые стадии развития зародыша совпадают с теми, что наблюдаются у других позвоночных животных. Единственная поначалу клетка делится надвое, потом каждая из них ещё надвое и т. д. Так образуется многоклеточный организм в форме шара.


Затем часть клеток этого шара как бы втягивается внутрь – зародыш становится двухслойным. Далее у него формируются пищеварительная трубка, хорда, нервная трубка, выделяется средний слой клеток (мезодерма) и внутренние органы. В процессе своего развития зародыш сначала похож на двухслойное кишечнополостное животное, позднее – на малька рыбы: имеется хвост, зачатки жаберных щелей. Затем формируются лёгкие и второй круг кровообращения, конечности – на этой стадии зародыш напоминает уже эмбрион земноводного.


На позднейших стадиях развития у зародыша появляются черты собственно млекопитающего: четырёхкамерное сердце, шерсть и т.д.

Длительность развития зародыша в матке у разных млекопитающих различна. Чем больше размеры животного, тем продолжительнее беременность. Продолжительность развития эмбриона зависит и от экологии вида. У животных, рождающих детенышей в норах с теплыми гнездами, беременность короткая: у домовой мыши – 18 суток, у серой полевки – до 23 суток, а у хомячков, к примеру, она длится 11–15 суток, у собаки – 2 месяца. Больше она у крупных норников (например, у сурков) и у белок, устраивающих гнезда на деревьях, – около 30-40 суток. Наиболее продолжительная беременность у зверей, детеныши которых сразу же после рождения следуют за матерью: у коровы 9 месяцев, у крупных китов почти год, а у слона – 20–22 месяца. Размеры влияют и на количество детёнышей: у крупных животных их 1–2, а у мелких может быть один или даже два десятка.


Когда заканчивается срок беременности, наступают роды. Мышцы матки сокращаются и выталкивают плод через половое отверстие наружу. Детёныш делает вдох – и его лёгкие расправляются, после этого он может дышать сам. Пуповина может разорваться или мать сама перегрызает её.

Детёныши млекопитающих рождаются обычно в конце весны или летом (в период наиболее благоприятный для выращивания потомства). Появление на свет остаётся самым уязвимым этапом в жизни млекопитающих. Поэтому для рождения потомства мать подбирает укромное место. Многие животные устраивают норы, логова (обычно в том случае, когда детёныши требуют длительного ухода). Некоторые звери приносят вполне приспособленное к жизни потомство: чуть ли не сразу после рождения готовое следовать за матерью.


Кроме вскармливания молоком, родители защищают детёнышей от врагов, согревают их своим теплом. Материнское молоко содержит все необходимые для развития малыша вещества (воду, жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные соли) и очень легко усваивается. Длительное время родители обучают детенышей находить пищу, охотиться, укрываться от врагов и т. д. У некоторых млекопитающих в воспитании потомства принимают участие подросшие дети из предыдущего выводка. Известны такие пестуны у медведей.

Как и у других животных, жизнь млекопитающих меняется по сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими жизненными этапами животных: размножением, воспитанием потомства, зимовкой.

Подготовка к размножению сопровождается образованием семейных пар, табунов, гаремов. Спариванию предшествуют турнирные бои между самцами, которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента, а у других – настоящими побоищами. Иногда между спариванием и появлением детенышей проходит довольно длительный период. Например, у многих оленей спаривание бывает осенью, а детеныши появляются весной.

Появление детенышей приурочено к наиболее благоприятному периоду для выращивания потомства: в основном к концу весны – началу лета. К этому времени животные меняют места обитания, перемещаются в заросли кустарников, овраги, нагромождения камней и другие укрытия. Здесь они устраивают норы, логова, строят гнезда.

Когда детеныши подрастут, семьи перемещаются в наиболее богатые кормом места: долины рек, луга. Родители учат детенышей находить корм и спасаться от врагов.

Период подготовки к зиме у млекопитающих отличается интенсивным питанием – они "жиреют". В определенное время звери линяют: сменяют темную летнюю шерсть на густую белую шубу.

Относительная приспособленность животных, меняющих зимой окраску, очевидна в том случае, когда снег долго не выпадает и белые зайцы, горностаи, ласки становятся очень заметными на фоне темной почвы. Многие грызуны делают запасы корма на зиму. Белки заготавливают орехи, желуди, шишки, сушат грибы, нанизывая их на острые сучки. Большие запасы (до 3-4 кг) делают лесные мыши . Около 10 кг семян, корней, побегов растений запасает на зиму в норах полевка-экономка . Большие запасы веточного корма делают бобры , затаскивая его в воду вблизи от хатки.

Готовясь к зиме, некоторые млекопитающие объединяются в крупные группы (стаи, стада, прайды, табуны), что облегчает зимнее существование, добывание пищи. Крупные стада образуют олени , в стаи объединяются волки , а львы – в прайды. Летучие мыши, китообразные, копытные осенью перемещаются к югу, совершая настоящие сезонные миграции. Однако для млекопитающих далекие миграции не так характерны, как для рыб и птиц.

Зимовка – заключительный этап годового цикла. При уменьшении запасов корма и ухудшении условий его добывания некоторые млекопитающие впадают в спячку. В настоящую зимнюю спячку впадают суслики, сурки, ежи, летучие мыши – у них снижается температура тела, уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений. У медведей, енотовидных собак, барсуков зимний сон неглубокий, температура тела и частота дыхательных движений меняются мало. В малоснежные теплые зимы такие звери могут не впадать в зимний сон. Хорошо известны не залегшие в берлогу медведи-шатуны. Зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата.

Число млекопитающих существенно меняется по годам. Это связано с изменением запасов кормов, заболеваниями, обилием врагов, другими факторами.

Численность белки существенно различается в богатые и бедные кормом годы. В первую очередь это зависит от урожая хвойных растений. В неурожайные для этих растений годы белки вынуждены тратить больше времени на поиск других кормов, совершать большие перемещения. У них бывает меньше детенышей, иногда они даже гибнут от голода и холода. Резкое увеличение численности мелких грызунов происходит в "мышиные" годы. Известны активные перемещения и гибель грызунов-леммингов после их массового размножения и истощения кормов.

Прогнозирование массового размножения грызунов, вредящих сельскохозяйственным растениям, важно для эффективной борьбы с ними.

Интерактивный урок-тренажёр

(Пройдите все страницы урока и выполните задания 1 - 7 и 11)


Особенности размножения и разви тия отличают млекопитающих от дру гих классов позвоночных животных. Эволюция системы размножения зве рей – от утконоса до высших млекопи тающих – шла по пути совершенствова ния органов выкармливания детёнышей молоком и органов развития зародыша внутри материнского организма. Клоа ка, объединяющая низших зверей с пре смыкающимися и птицами, исчезает, возникает матка. Рождение из яйца за меняется живорождением. С точки зре ния строения организма, только у выс ших млекопитающих есть матка и пла цента – органы для обеспечения внутри утробного развития зародышей.

Только млекопитающие выкармли вают детёнышей молоком – веществом, которое содержит всё необходимое для развития детёныша. Только высшие млекопитающие могут обеспечить сво ему потомству такую защиту, которая не повлечёт за собой сокращение числа детёнышей.

Образ жизни и поведение млекопитающих, как и других животных, меняется в связи с сезонными изменениями условий обитания. Осенью звери линяют. Неблагоприятное зимнее время многие проводят в спячке, а другие делают запасы кормов. Немногие совершают миграции. Численность млекопитающих зависит от кормовых условий, болезней, хищников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

А1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресноводные водоемы и дышат при помощи:

А – кожи и лёгких; Б – кожи; В – лёгких и жабр; Г – лёгких.

А2. Конечности у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, расположены:

А – по бокам тела; Б – под туловищем; В – у одних – по бокам, у других – под туловищем.

А3. Для млекопитающих характерны зубы:

А – все конической формы; Б – только коренные;

В – только клыки; Г – резцы, клыки, коренные.

А4. К особенностям размножения млекопитающих относят:

А – развитие плода в матке; Б – наличие половых клеток;

В – вскармливание детенышей молоком; Г – внутреннее оплодотворение.

А5. Образование условных рефлексов связано с развитием:

А – мозжечка; Б – коры больших полушарий;

В – продолговатого мозга; Г – промежуточного мозга.

А6. К насекомоядным млекопитающим относят:

А – бурозубок; Б – землероек; В – тюленей; Г – китов.

А7. Морские звери имеют следующие приспособления для жизни в воде:

А – дышат при помощи жабр; Б – конечности превратились в ласты;

В – имеют волосяной покров; Г – рыбообразная форма тела.

А8. К отряду парнокопытных относят:

А – зебру; Б – оленя; В – тигра; Г – свинью.

А9. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:

А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;

В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.

А10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:

А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих.

А11. Представители отряда сумчатых могут входить в состав:

А – разных экологических групп; Б – только одной экологической группы;

В – экологической группы летающих млекопитающих;

Г – экологической группы хищных сумчатых.

А12. Эхолокация развита у:

А – зубатых китов; Б – мышевидных грызунов;

В – летучих мышей; Г – ушастых тюленей.

В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:

Хищные

Парнокопытные

Питаются животной пищей

Питаются растительной пищей

Питаются растительной и животной пищей

Зубы разделены на резцы, клыки, коренные

Имеют хищные зубы

Резцы имеются только на нижней челюсти

Желудок у многих сложный

Пальцы снабжены когтями

Пальцы одеты копытом

Пальцы имеют ногти

Хорошо развиты полушария переднего мозга

Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.

В2. Найдите на рисунке и укажите с помощью цифр эпидермис, сальные и потовые железы

hello_html_345fe718.jpg

А1. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.

А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.

А2. Вибриссы – это:

А – шерсть; Б – подшерсток; В – усы; Г – нервные окончания на кончиках пальцев.

А3. К млекопитающим степей относится:

А – хомяк; Б – соболь; В – лось; Г – белка.

А4. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:

А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;

В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.

А5. Представители какого отряда млекопитающих имеют видоизмененные конечности?

А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.

А6. Кто не относится к отряду хищные?

А – ласка; Б – куница; В – лиса; Г – соня.

А7. Представители какого отряда являются самыми крупными наземными млекопитающими

А – непарнокопытные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.

А8. Детёныши утконоса питаются молоком, которое:

А – непрерывно течет из сосков; Б – выделяется из сосков при сосании;

В – как пот, выделяется на шерсть.

А9. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним

не подходит. Найдите его.

А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.

А10. Кто не относится к отряду непарнокопытные?

А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.

А11. Представители какого отряда млекопитающих являются самыми крупными

современными животными?

А – китообразные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.

А12. Кто не относится к отряду парнокопытные?

А – олень, Б – зубр; В – бегемот; Г – зебра.

В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:

Приматы

Хищные

Питаются животной пищей

Питаются растительной пищей

Питаются растительной и животной пищей

Зубы разделены на резцы, клыки, коренные

Имеют хищные зубы

Резцы имеются только на нижней челюсти

Желудок у многих сложный

Пальцы снабжены когтями

Пальцы одеты копытом

Пальцы имеют ногти

Хорошо развиты полушария переднего мозга

Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.

В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите животное.

hello_html_mdfbae9c.jpg

А1. К экологической группе наземных млекопитающих относят:

А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих.

А2. Морские звери имеют следующие приспособления для жизни в воде:

А – дышат при помощи жабр; Б – конечности превратились в ласты;

В – имеют волосяной покров; Г – рыбообразная форма тела.

А3. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся

на 3 группы:

А – водные, наземные, земноводные;

Б – травоядные, плотоядные, со смешанным типом питания;

В – яйцекладущие, сумчатые, плацентарные.

А4. Кто не относится к отряду непарнокопытные?

А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.

А5. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:

А – кенгуру и валаби; Б – ехидны и утконосы; В – утконосы и коала.

А6. Представители какого отряда млекопитающих являются самыми крупными

современными животными?

А – китообразные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.

А7. На какие группы делится отряд парнокопытные?

А – бычьи и оленьи; Б – полорогие и жирафы;

В – жвачные и нежвачные; Г – кошачьи и куньи.

А8. Млекопитающие, у которых оплодотворенное яйцо развивается в особом органе – матке, а

зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой, относятся к:

А – однопроходными; Б – сумчатыми; В – плацентарными.

А9. Процесс внутриутробного развития зародыша у живородящих животных и человека

А – беременностью; Б – питанием зародыша; Г – дыханием.

А10. В каких железах вырабатывается молоко?

А – в потовых; Б – в сальных; В – в млечных; Г – в пахучих.

А11. Какой отдел пищеварительной системы жвачных парнокопытных можно назвать

собственно желудком?

А – рубец; Б – сетка; В – книжка; Г – сычуг.

А12. Представители какого отряда имеют хорошо развитые резцы?

А – насекомоядные; Б – рукокрылые; В – хищные; Г – зайцеобразные.

В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки хищных по

Кошачьи

Волчьи

Добычу подкарауливают в засаде.

Хорошо развито обоняние.

Хорошо развиты зрение и слух.

Голова имеет округлую форму.

Челюсти удлиненные, вытянутые.

Являются ценными промысловыми животными.

В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите

hello_html_503a1399.jpg

А1. Какой отдел пищеварительной системы жвачных парнокопытных можно назвать

собственно желудком?

А – рубец; Б – сетка; В – книжка; Г – сычуг.

Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.

А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.

А2. Вибриссы – это:

А – шерсть; Б – подшерсток; В – усы; Г – нервные окончания на кончиках пальцев.

А3. К млекопитающим степей относится:

А – хомяк; Б – соболь; В – лось; Г – белка.

А4. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его.

А – рога; Б – волосы; В – когти; Г – хитин.

А5. Представители какого отряда млекопитающих имеют видоизмененные конечности?

А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.

А6. Кто не относится к отряду парнокопытные?

А – олень, Б – зубр; В – бегемот; Г – зебра.

А7. Представители какого отряда являются самыми крупными наземными млекопитающими

А – непарнокопытные; Б – хоботные; В – парнокопытные; Г – ластоногие.

А8. К обезьянам Старого Света относят:

А – узконосых обезьян; Б – тупайи; В - широконосых обезьян.

А9. Какой отряд млекопитающих самый малочисленный и находится под угрозой

А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.

А10. Кто не относится к отряду непарнокопытные?

А – осёл; Б – носорог; В – сайгак; Г – лошадь.

А11. Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:

А – живут стадами; Б – могут быстро передвигаться;

В – имеют высокоразвитый головной мозг; Г – способны применять простейшие орудия.

А12. Кто не относится к отряду хищные?

А – ласка; Б – куница; В – лиса; Г – соня.

В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных по отрядам:

Приматы

Парнокопытные

Питаются животной пищей

Питаются растительной пищей

Питаются растительной и животной пищей

Зубы разделены на резцы, клыки, коренные

Имеют хищные зубы

Резцы имеются только на нижней челюсти

Желудок у многих сложный

Пальцы снабжены когтями

Пальцы одеты копытом

Пальцы имеют ногти

Хорошо развиты полушария переднего мозга

Конечности участвуют в передвижении и добыче пищи.

В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите

hello_html_m76d2be5a.jpg

А1. Кто не является представителем отряда приматы?

А – павиан; Б – макака; В – человек; Г – бурозубка

А2. В каком отделе головного мозга у приматов находятся извилины и борозды?

А – в продолговатом; Б – в промежуточном; В – в переднем; Г – в среднем

А3. Какое животное не относится к семейству мартышкообразных обезьян?

А – макака; Б – мартышка; В – павиан; Г – горилла.

А4. Как называются группы, в которые объединяются мартышкообразные обезьяны?

А – стаи; Б – прайды; В – табуны; Г – семейства

А5. Кто не является представителем отряда приматы?

А – мартышка; Б – гиббон; В - тапир; Г – человек

А6. Какое семейство не входит в отряд приматы?

А – мартышкообразные; Б – лемуровые; В – люди; Г – ложноногие

А7. Какое животное не относится к семейству человекообразные обезьяны?

А – шимпанзе; Б – павиан; В – орангутан; Г – горилла

А8. Какое из семейств устраивает на ночь гнёзда?

А – мартышкообразные; Б – человекообразные; В – люди; Г – ложноногие

А9. К особенностям размножения млекопитающих относят:

А – развитие плода в матке; Б – наличие половых клеток;

В – вскармливание детенышей молоком; Г – внутреннее оплодотворение

А10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:

А – грызунов; Б – непарнокопытных; В – рукокрылых; Г – ластоногих

А11. Какой отряд млекопитающих самый малочисленный и находится под угрозой вымирания?

А – ластоногие; Б – китообразные; В – непарнокопытные; Г – хоботные.

А12. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:

А – кенгуру и валаби; Б – ехидны и утконосы; В – утконосы и коала.

В1. С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки хищных по

Кошачьи

Волчьи

Добычу подкарауливают в засаде.

Хорошо развито обоняние.

Хорошо развиты зрение и слух.

Голова имеет округлую форму.

Челюсти удлиненные, вытянутые.

Являются ценными промысловыми животными.

В2. Дайте название отряду и семейству, к которому принадлежит изображенное животное. Назовите

hello_html_m7a5a39.jpg

1 вариант 2, 5, 6

2 вариант Хищные, сем. Собачьи

3 вариант Хищные, сем. Кошачьи

4 вариант Приматы, Человекообразные, горилла

5 вариант Хищные, медвежьи

Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________

Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________

Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________

Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________

Класс ____________ Фамилия, имя ____________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 059 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.10.2015 11726
  • DOCX 649 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дегтярь Лидия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Млекопитающие занимают господствующее положение в мире животных благодаря своему уровню развития. Одним из показателей эволюционного превосходства являются особенности размножения и развития млекопитающих. Высшие животные размножаются половым путём, при котором новый организм формируется за счёт слияния мужской и женской половых клеток. В большинстве своём звери — живородящие, которые вскармливают своё потомство молоком.

Органы размножения и оплодотворения

У млекопитающих половые органы парные, и расположены зеркально в правой и левой части тела. К ним относятся:

  • Яичники — женские половые органы, в которых созревают яйцеклетки (крупные и малоподвижные клетки с большим запасом питательных веществ).
  • Семенники — мужские половые органы, которые в большом количестве вырабатывают сперматозоиды (очень подвижные клетки микроскопических размеров).

Оплодотворение у млекопитающих внутреннее. Оно осуществляется при слиянии половых клеток (гамет), в результате чего образуется зигота — диплоидная клетка, содержащая в себе набор хромосом. Он состоит из 50 % хромосом яйцеклетки и 50 % хромосом сперматозоида.

Оплодотворённая яйцеклетка превращается в многоклеточный зародыш. Он попадает в матку — специальный орган, который служит для вынашивания потомства. Это одна из особенностей размножения млекопитающих, поскольку матка есть только у представителей этого класса.

Зародыш прирастает к стенке матки, и в этом месте формируется плацента — эмбриональный орган, обеспечивающий связь плода с организмом матери. Кровеносные сосуды зародыша соприкасаются с сосудами матери, из которых тот получает кислород и питательные вещества и из которых выводится углекислый газ и вредные продукты обмена. Период внутриутробного развития зародыша называется беременностью.

Основные стадии развития зародыша

Первые стадии развития зародыша схожи с теми, что характерны для других позвоночных животных. Единственная зигота, образованная путём слияния яйцеклетки и сперматозоида, начинает активно делиться. В результате образуется многоклеточный организм в форме шара.

Следующим этапом развития является формирование у зародыша пищеварительной трубки, хорды, внутренних органов, нервной трубки, из которой впоследствии развивается полноценный мозг.

Стадии развития зародыша млекопитающих

Рис. 2. Стадии развития зародыша млекопитающих.

Продолжительность эмбрионального развития у млекопитающих различна и зависит от размеров животного: чем они больше, тем дольше длится беременность. К примеру, беременность у хомячков длится 11–15 суток, в то время как у слона она растягивается до 22 месяцев.

В процессе своего эмбрионального развития зародыш млекопитающих поэтапно становится похож на представителей разных классов, начиная от простейших. Поначалу зародыш напоминает кишечнополостное животное, затем — малька рыбы, земноводного. И лишь на поздних стадиях развития зародыш приобретает черты млекопитающего.

Беременность завершается родами, в ходе которых плод покидает матку и появляется на свет. После первого вдоха у новорождённого детёныша начинается постэмбриональный период развития.

Забота о потомстве

В большинстве случаев детёныши млекопитающих рождаются в тёплое время года, в конце весны или летом. Для рождения потомства мать выбирает укромное место, устраивая там логово или нору. Некоторые представители млекопитающих не нуждаются в длительном материнском уходе и почти сразу после рождения готовы следовать за матерью.

Важной составляющей заботы о потомстве у млекопитающих является вскармливание молоком, содержащим большое количество питательных веществ. Именно способность кормить детёнышей молоком и дало названию классу.

Вскармливание детёнышей молоком

Рис. 3. Вскармливание детёнышей молоком.

Родители не только выкармливают потомство, но также оберегают от врагов, согревают своим теплом, учат самостоятельно находить пищу, охотиться, скрываться от врагов.

Об особенностях размножения у млекопитающих можно кратко рассказать в докладе на уроке биологии в 7 классе.

Что мы узнали?

Млекопитающие — преимущественно живородящие организмы. Зародыш формируется из зиготы, сформированной путём слияния мужской и женской половых клеток. В результате зародыш получает наследственную информацию и от отца, и от матери. В дальнейшем он развивается в утробе матери, но и после рождения родители не оставляют свое потомство и всячески заботятся о нём.


С помощью видеоурока учащиеся рассмотрят строение и особенности половой системы млекопитающих, выявят особенности их размножения и развития, узнают, что такое внутриутробное развитие, для чего нужна плацента, сколько длится беременность у разных животных, как они заботятся о своём потомстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение и развитие млекопитающих"

Млекопитающие – раздельнополые животные.

Среди них широко распространён половой диморфизм, то есть явление, при котором разнополые особи одного вида отличаются друг от друга. Мужские и женские особи могут отличаться размерами тела (как правило, у млекопитающих взрослые самцы крупнее самок); телосложением; наличием органов защиты (например, рогов); поведенческими особенностями и окраской меха.

Мужская половая система представлена парными семенниками, которые имеют овальную форму. Из них сперматозоиды по семяпроводам поступают в мочеполовой канал.

Женская половая система представлена парными небольшими яичниками, которые лежат в полости тела. Из них мелкие яйцеклетки поступают в яйцеводы. Левый и правый яйцеводы открываются в мускулистый мешковидный орган – матку, стенки которой способны сильно растягиваться.

Сроки обретения способности к размножению у млекопитающих очень сильно различаются. Рассмотрим несколько примеров: рыжая полёвка готова к размножению в 1 месяц. В скобках дана примерная продолжительность жизни в природе. Заяц в 1 год, коала в 4 года, слон в 10–15 лет.

Сигналом к наступлению брачного периода служит, например, изменение длины светового дня, интенсивности осадков, созревание основных кормовых растений. Многие звери отыскивают друг друга по запаху. Распространены и звуковые сигналы: у лисиц и кошачьих голос подают и самцы, и самки, у оленей ревут только самцы.

У большинства видов самцы после размножения не удерживают самок возле себя. У тюленей и стадных копытных на время размножения образуются гаремы с единственным взрослым самцом во главе. Значительно меньшую группу образуют виды, образующие пары на несколько лет. Это волки и обезьяны.

Оплодотворение внутреннее, происходит в яйцеводе.

Зародыш развивается внутри материнского организма в особом органе – матке. Она защищает его от неблагоприятных воздействий факторов среды.

Развитие млекопитающих

Вокруг развивающегося зародыша образуются околоплодные оболочки.

Амнион – внутренняя зародышевая оболочка – это наполненный жидкостью мешок, окружающий и защищающий зародыш от повреждений. Одной стороной оболочки срастаются со стенкой матки, формируя плаценту, или детское место. В плаценте стенки кровеносных сосудов матери и плода тесно соприкасаются между собой. Через них от матери в зародыш поступают растворённые питательные вещества и кислород, а от плода в организм матери – углекислый газ и вредные продукты жизнедеятельности. Зародыш соединён с плацентой пуповиной, в которой проходят кровеносные сосуды.

Таким образом устанавливается связь между кровяным руслом эмбриона и матери, в результате чего обеспечивается газообмен в теле зародыша, его питание и удаление продуктов обмена.

На ранних стадиях развития у зародыша имеется хорда, жаберные щели, хвост – это свойственно всем хордовым животным. По мере развития, зародыш увеличивается в размерах и растягивает стенку матки. Когда его облик станет похож на млекопитающего, его называют плодом.

Продолжительность внутриутробного развития – беременность – различна у разных видов млекопитающих. Так, у серого хомяка она равна 13 суткам, у собаки – двум месяцам, у кита – 11 месяцам, а у слона длится почти два года.

Количество детёнышей в помёте изменяется от одного у крупных млекопитающих, до 15 у мелких. Рекорд плодовитости принадлежит серой крысе, рождающей до 22 крысят.

Небольшая группа млекопитающих (утконос и ехидна) не имеют плаценты и размножаются, откладывая яйца.

После окончания срока беременности наступают роды, при которых сокращение мышечных стенок матки способствует выталкиванию плода наружу через половое отверстие. Отделённый от пуповины родившийся детёныш совершает первый самостоятельный вдох, его лёгкие расправляются, и он начинает дышать самостоятельно.

Выкармливание детёнышей молоком – характерная особенность всех млекопитающих. Млечные железы расположены на груди или на брюхе. Их протоки открываются наружу небольшими отверстиями на конце сосков. Число сосков у разных млекопитающих находится в прямой зависимости от количества рождающихся детёнышей. Так, домашняя собака, рождающая от трёх до десяти детёнышей, имеет восемь сосков.

Молоко млекопитающих содержит все необходимые для развития и роста детёнышей вещества: жиры, белки, углеводы, витамины, соли и воду. Белый цвет молоку придают микроскопически маленькие капельки жира, который легко переваривается и усваивается организмом детёныша.

После окончания периода молочного вскармливания молодняк переходит на питание свойственными ему кормами. Зайчата уже через 7–8 дней начинают есть траву, хотя продолжают сосать материнское молоко. Коровы и лошади выкармливают детёнышей около 10 месяцев.

Подобно птенцам птиц, которых, делят на выводковые и гнездовые, детёныши млекопитающих могут рождаться зрячими, подвижными и покрытыми шерстью. Они могут передвигаться вслед за матерью. Так происходит развитие у растительноядных копытных (косули, олени), и у млекопитающих, обитающих в открытых местах (зебры и лошади).

Другие млекопитающие, устраивающие норы и гнёзда, например большинство грызунов, белки, кролики, рождают беспомощных, слепых и голых детёнышей, которые требуют большой заботы со стороны родителей. Мать долго оберегает и кормит детёнышей.

Никакие другие животные не окружают своих детёнышей такой заботой и не тратят столько времени на их воспитание, как млекопитающие.

Самка или оба родителя заранее строят для будущих потомков гнездо или логово. В нём новорождённые обогреваются теплом матери, содержатся в чистоте. Родители вылизывают потомство, кормят, носят на себе и перетаскивают в безопасное место, ревностно защищают от хищников, обучают их укрываться от опасности, передают им опыт добывания пищи и другие навыки. Чаще всего воспитывает потомство самка.

Подведём итог. Для млекопитающих характерно внутреннее оплодотворение и живорождение.

Вынашивание плода у млекопитающих происходит в матке – нижнем отделе яйцевода. При этом во время беременности возникает плацента – специфический орган, обеспечивающий снабжение зародыша кислородом и питательными веществами, а также выведение углекислого газа и вредных продуктов жизнедеятельности.

Читайте также: