К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относится

Обновлено: 19.09.2024

в) нормальный уровень функций; отсутствие в момент обследования заболеваний и морфофункциональных отклонений; гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; отсутствие в момент обследования заболеваний и морфофункциональных отклонений; отсутствие предрасположенности к заболеваниям

г) отсутствие в момент обследования заболеваний и морфофункциональных отклонений; отсутствие предрасположенности к заболеваниям
29. Средства, используемые для мытья посуды в пищеблоке должны иметь:

а) свидетельство о государственной регистрации

б) инструкцию по применению

в) указание о сроке годности

г) расшифровку химического состава
30. Комплексные профилактические осмотры проводятся в конце учебного года в:

а) первом классе

б) втором классе

в) третьем классе

г) одиннадцатом классе
31. Сотрудникам пищеблока на рабочем месте запрещено:

а) носить ювелирные изделия

б) покрывать ногти лаком

в) принимать пищу

г) использовать одноразовую спецодежду
32. К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относится определение:

а) правильности подбора мебели с помощью цветной маркировки и цветной мерной линейки

б) расстояния от глаз до тетради, книги (не менее длины

предплечья с кистью)

в) расстояния от грудной клетки до края стола (не менее ширины кисти сжатой в кулак)

г) угла рассматривания доски (с помощью транспортира)
33. Для соблюдения гигиенических требований к рассаживанию учащихся в классе должны быть:

а) рекомендации медицинского работника по рассаживанию с учетом состояния здоровья

в) цветная маркировка мебели

г) цветная мерная линейка
34. Северная ориентация окон рекомендуется для кабинетов:

г) информатики
35. При расстановке школьной мебели в классе нормируется:

а) минимальное расстояние до доски

б) максимальное расстояние до доски

в) минимальное расстояние до стен

г) максимальное расстояние до стен
36. К мерам профилактики нарушений осанки учащихся относится:

а) подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями

б) обучение учащихся навыку правильной посадки

в) ежемесячное пересаживание учащихся крайних рядов

г) пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год
37. Современные персональные электронно-вычислительные машины являются источником:

в) электромагнитного излучения

г) электростатического поля
38. Для снижения уровня электромагнитных полей в кабинетах информатики следует предусматривать:

а) защитные экранные фильтры

б) заземление персональных электронно-вычислительных машин

в) соблюдение расстояний между персональными электронно-вычислительными машинами

г) экранирующую специальную одежду (халаты и шапочки)
39. Для профилактики зрительного утомления в комплекс упражнений во время физкультминуток на уроках следует включать:

а) моргание, зажмуривание глаз

б) движение глазных яблок

в) перевод взгляда вблизи и вдаль

г) поочередное чтение мелкого и крупного шрифта
40. Сквозное проветривание учебных помещений необходимо осуществлять:

а) во время учебных занятий

б) до начала занятий

в) по окончанию занятий

г) между сменами
41. Первые беседы по вопросам гигиены полового созревания с девочками необходимо проводить в классе:

г) 4
42. Запрещается открывать оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул в:

а) учреждениях дополнительного образования

б) дошкольных учреждениях

в) общеобразовательных учреждениях

г) учреждениях расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий

43. На рационально построенном уроке физкультуры у учащихся основной группы моторная плотность урока не должна превышать:

г) 90%
44. Естественную освещенность в учебном кабинете образовательного учреждения можно оценить с помощью:

а) светового коэффициента

б) коэффициента заглубления

в) коэффициента аэрации

г) показателя удельной электромощности
45. Искусственную освещенность в учебном кабинете образовательного учреждения можно оценить:

а) измерив ее на рабочих местах

б) рассчитав удельную электромощность

в) рассчитав световой коэффициент

г) рассчитав суммарную мощность ламп освещения
46. На формирование осанки школьников влияют:

а) размеры учебной мебели

б) уровень освещенности рабочего места

в) уровень физической активности

г) пол ребенка
47. Гигиенические мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в следующей фазе динамики работоспособности в:

а) фазе врабатываемости

б) фазе высокой, устойчивой работоспособности

в) начале периода снижения работоспособности (появление нестабильности показателей) – в зоне начальной компенсации падения работоспособности

г) 4
49. Ребенок, имеющий хроническое заболевание в стадии компенсации относится к группе здоровья:

г) 4
50. Ушная ликворея возникает при:

в) сотрясении головного мозга

г) переломе основания черепа и височной кости
51. Для клиники гипогликемической комы характерно:

а) быстрая потеря сознания

б) обильное потоотделение

в) сухость кожных покровов

г) судороги
52. Для клиники гипергликемической комы характерно:

а) сухость кожных покровов

б) запах ацетона изо рта

г) сужение зрачков
53. Неотложную помощь при гипергликемической коме следует начать с:

а) капельного введения физраствора

б) введения простого инсулина

в) введения сердечных препаратов

г) введения глюкозы
54. Для клиники приступа бронхиальной астмы характерно:

а) одышка с участием вспомогательной мускулатуры

в) затрудненный вдох

г) затрудненный выдох
55. Неотложные мероприятия при отравлениях у детей следует начать с:

б) прекращения контакта с ядом

г) промывания желудка

56. При проникающих ранениях глаза необходимо:

а) закапать анестезирующие капли

б) извлечь инородное тело

в) наложить бинокулярную стерильную повязку

г) заложить мазь под конъюнктиву
57. При проведении сердечно-легочной реанимации соотношение искусственной вентиляции легких к компрессии грудной клетки составляет:

г) 2:30
58. Максимальное время наложения кровоостанавливающего жгута:

г) до 2 часов
59. При электротравме оказание помощи следует начать с:

а) непрямого массажа сердца

б) искусственной вентиляции легких (ИВЛ)

в) прекардиального удара

г) прекращения воздействия электрического тока
60. К признакам клинической смерти относится отсутствие:

а) пульса на лучевой артерии

б) пульса на сонной артерии

г) дыхания
61. Непрямой массаж сердца производится:

а) на границе верхней и средней трети грудины

б) на границе средней и нижней трети грудины

в) на 1 см выше мочевидного отростка

г) слева от грудины
62. Признаки эффективности проводимой реанимации:

а) появление пульсовых толчков на сонной артерии во время массажа сердца

б) расширение зрачков

в) уменьшение цианоза

г) сужение зрачков

63. Эффективная реанимация продолжается:

а) до восстановления жизнедеятельности

г) до 1 часа
64. Первая помощь при гиповолемическом (геморрагическом) шоке:

а) сосудосуживающие препараты

б) введение кровезаменителей

в) введение кровоостанавливающих препаратов

г) переливание крови
65. При ожоговом шоке необходимо:

а) вскрытие пузырей

б) применение сосудосуживающих препаратов

г) согревание больного
66. Показания к наложению кровоостанавливающего жгута:

а) венозное кровотечение

б) артериальное кровотечение

в) капиллярное кровотечение

г) паренхиматозное кровотечение
67. Цель наложения жгута при синдроме длительного раздавливания:

а) остановка кровотечения

б) предотвращение токсемии

в) предотвращение плазмопотери

г) создание депо венозной крови
68. Основной симптом сотрясения головного мозга:

в) потеря сознания в момент травмы

г) головная боль, головокружение
69. Характерный признак отморожения и ожога 2 степени:

а) потеря чувствительности

б) образование пузырей

в) болевой синдром

70. Первая помощь ребенку при обмороке:

а) перевод в горизонтальное положение

б) ингаляция паров нашатырного спирта

в) обеспечение притока воздуха

а) пальцевое прижатие к носовой перегородке крыльев носа

б) холод на переносицу

в) передняя тампонада

г) запрокидывание головы назад
72. Оказание помощи при вывихах и переломах следует начать с:

б) транспортной иммобилизации

г) моделирования шины
73. Первая помощь при острых воспалительных хирургических заболеваниях органов брюшной полости:

б) холод на живот

в) очистительная клизма

г) тепло на живот

а) в начале и в конце рабочего дня

б) в начале рабочего дня

в) в конце рабочего времени

г) 1 раз в неделю
2. Стерильность бикса с фильтром сохраняется в течение:

г) 24 часов
3. Тактика фельдшера при носовом кровотечении:

а) коагуляция сосудов слизистой оболочки носа

б) задняя тампонада

в) передняя тампонада, холод на переносицу

г) наложение пращевидной повязки
4. Способом временного гемостаза при венозном кровотечении является:

а) наложение жгута

б) наложение давящей повязки

в) прошивание сосуда

г) перевязка сосуда
5. Способом временного гемостаза при артериальном кровотечении является:

а) наложение жгута

б) наложение давящей повязки

в) прошивание сосуда

г) перевязка сосуда
6. При легочном кровотечении пациенту нужно придать положение:

б) горизонтальное без подушки

г) на левом боку
7. Клиническим признаком кишечного кровотечения является:

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ МЕБЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ МЕСТ
704. Специалист ТО Роспотребнадзора, осуществляя контроль за использованием мебели в учреждениях для детей и подростков:

а) определяет соответствие мебели характеру учебно-воспитательного и

б) оценивает положение тела при пользовании данной мебелью;

в) определяет основные размеры мебели и соответствие их ростовым

г) оценивает расстановку мебели в учебных помещениях;

д) оценивает санитарное содержание мебели;

е) оценивает эстетические характеристики мебели.

705. Для определения номера комплекта школьной мебели достаточно провести измерения:

а) высота сиденья и дистанция спинки;

б) высота заднего края крышки стола над полом и глубина сиденья;

в) высота заднего края крышки стола над полом и дистанция сиденья;

г) высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом;

д) дистанция спинки и дистанция сиденья.

706. Школьная мебель делится на группы с учетом:

а) возраста детей;

в) состояния здоровья детей;

г) длины тела детей.

707. Столы и стулья в общеобразовательных учреждениях маркируются:

а) цветными пятнами или полосами;

б) порядковыми номерами;

в) индивидуальными картинками;

г) фамилиями учащихся.
708. При расстановке школьной мебели в классе нормируется:

а) минимальное расстояние до доски;

б) максимальное расстояние до доски;

в) минимальное расстояние до стен;

г) максимальное расстояние до стен;

д) минимальный угол рассматривания доски;

е) максимальный угол рассматривания доски.
709. При расстановке школьной мебели в классе основной световой поток должен падать на рабочее место:

д) направление светового потока значения не имеет.
710. При 4-х рядной расстановке учебной мебели:

а) угол видимости доски увеличивается, и ухудшаются условия для зрительной

б) угол видимости доски уменьшается, и ухудшаются условия для зрительной

в) угол видимости доски увеличивается, и улучшаются условия для зрительной

г) увеличивается расстояние от доски до задних парт .
711. Для правильного рассаживания учащихся преподавателям необходимо иметь:

а) цветную маркировку мебели;

б) цветную мерную линейку;

в) листок здоровья в классном журнале;

г) медицинские карты учащихся.

712. При рассаживании учащихся необходимо учитывать:

а) длину тела учащегося;

б) состояние органов слуха и зрения;

в) склонность к простудным заболеваниям;

г) желание учащегося;

д) наличие хронических заболеваний.

713. К мерам профилактики нарушений осанки учащихся относится:

а) подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями

б) обучение учащихся навыку правильной посадки;

в) контроль за соблюдением на протяжении всего урока наиболее рациональной

г) чередование на протяжении урока рациональных поз;

д) пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год;

е) ежемесячное пересаживание учащихся крайних рядов.

714. При правильной посадке учащегося:

а) дистанция сиденья отрицательная от –4 до –8 см;

б) дистанция сиденья положительная от +4 до + 8 см;

в) дистанция сиденья нулевая;

г) туловище школьника отодвинуто на 3 – 6 см от края стола;

д) туловище школьника отодвинуто на 10 – 12 см от края стола;

е) не более 2/3 бедра лежит на сидении;

ж) не более 3/4 бедра лежит на сидении;

з) от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении.

715. Основными гониометрическими показателями рабочей позы учащегося являются углы сгибания:

а) головы по отношению к туловищу;

б) грудной и поясничной части позвоночника;

в) локтевого сустава;

г) коленного сустава;

д) голеностопного сустава.

716. При разработке функциональных размеров учебной мебели необходимы антропометрические исследования следующих показателей:

в) диаметров туловища;

г) длины верхней и нижней конечностей и их отдельных сегментов.

717. К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относится:

а) определение правильности подбора мебели с помощью цветной маркировки и

цветной мерной линейки;

б) определение расстояния от глаз до тетради, книги (не менее длины

предплечья с кистью);

в) определение расстояния от грудной клетки до края стола (не менее ширины

кисти сжатой в кулак);

г) определение угла рассматривания доски (с помощью транспортира);

д) определение углов сгибания позвоночника в шейном, грудном и поясничном

отделах (метод фотогониометрии).
718. Наиболее информативными методиками для оценки мышечного утомления при поддержании позы за школьной мебелью являются:

а) корректурная проба;

в) становая динамометрия;

719. Установите соответствие:
Размер школьной мебели

1. дистанция спинки

2. ширина сиденья

4. высота сиденья
Антропометрический показатель учащегося

А. Расстояние от локтя сидящего ученика до сиденья + 5-6 см

Б. Высота верхнеберцовой точки + 2 см

В. Диаметр битрохантериальный + 5-6 см

Г. Диаметр груди передне-задний + 5-6 см

720. Оборудование необходимое для определения соответствия размера школьной мебели росту ученика:

в) цветная мерная линейка;

г) рулетка или сантиметровая лента;

721. Дистанция спинки - это:

а) высота нижнего края спинки над сиденьем;

б) высота верхнего края спинки над сиденьем;

в) ширина спинки;

г) расстояние от спинки стула до края крышки стола;

д) расстояние от передней поверхности грудной клетки до края крышки стола.

722. Дистанция сиденья - это:

а) ширина сиденья;

б) глубина сиденья;

в) высота сиденья;

г) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали;

д) расстояние от переднего края стула до края стола по вертикали.

723. Дифференция – это:

а) расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали;

б) расстояние от края стула до края стола по вертикали;

в) высота верхнего края спинки над сиденьем;

г) высота нижнего края спинки над полом.
724. Установите соответствие:
Заболевания

1. Частые простудные заболевания

2. Хронический гнойный отит

3. Миопия с коррекцией

4. Миопия без коррекции

5. Эпилепсия
Оптимальные места для рассаживания учеников в классе

Б. Центральный ряд

Г. Только 1-3 парты в центральном ряду

Д. Без ограничений
725. При антропометрическом обследовании ребенка: высота вертельной точки - 66,9 см, верхнеберцовой точки –38,6 см, нижнеберцовой точки – 5,6 см.

Определите оптимальную высоту стула для данного ребенка -
726. При антропометрическом обследовании ребенка: биакромиальный диаметр равен 32 см, поперечный диаметр грудной клетки равен 22 см, битрохантериальный диаметр равен 24 см.

Определите оптимальную ширину сиденья для ребенка -
727. При антропометрическом обследовании ребенка: высота плечевой точки равна 112,5 см, расстояние от локтя опущенной руки до сиденья равно 17,5 см, высота верхнеберцовой точки равна 38,6 см, высота нижнеберцовой точки равна 5,6 см.

Определите оптимальную высоту стола для ребенка -

728. При антропометрическом обследовании ребенка: высота плечевой точки равна 112,5 см. высота лучевой точки равна 86,1 см, высота пальцевой точки равна 51 см.

Определите оптимальную длину стола для ученика -
729. Установите соответствие:
1. Высота рабочей поверхности стола

2. Ширина рабочей поверхности стола

3. Длина рабочей поверхности стола

4. Дифференция
Антропометрические размеры ребенка

А. расстояние от локтя сидящего ученика до сиденья

Б. длина предплечья с кистью + 5-6 см

В. длина двух предплечий с кистями + 3-4 см

Г. сумма размеров от верхнеберцовой точки до пола + 2 см и от локтя, сидящего ученика до сиденья+5-6 см
730.Школьная мебель, с меняющимися параметрами высоты стола и сидения должна иметь

а) ширину сидения соответствующую наибольшему размеру мебели

б) ширину сидения соответствующую наименьшему размеру мебели

в) длину и ширину стола соответствующую наибольшему размеру мебели

г) длину и ширину стола соответствующую наименьшему размеру мебели
731.С физиолого-гигиенических позиций для школьной мебели предпочтительно:

а) мягкое сиденье

б) плоское твердое сиденье

в) наклон сидения кзади на 3-5 градусов

г) наклон сидения кпереди на 3-5 градусов

д) наклонная крышка стола

е) горизонтальная крышка стола

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

732. Адекватным методом изучения процесса чтения (движения глаз) является:

а) определение критической частоты слияния световых мельканий;

г) корректурная проба.
733. Наиболее информативными методиками для оценки утомления в процессе чтения являются:

а) тест Мартине-Кушелевского;

б) определение времени проявления последовательного контраста;

в) корректурная проба;

е) определение восстановления остроты зрения после засветки глаза.
734. Определите ведущие критерии удобочитаемости.

Установите соответствие:
Тип издания

Научная литература
Критерии

А. Скорость чтения

Б. Качество воспроизведения

В. Степень утомления зрительного анализатора

Г. Скорость выбора необходимой информации
735. Какие изменения возникают при утомлении зрительного анализатора?

Установите соответствие:
Метод изучения:

1. Определение времени проявления последовательного контраста

2. Определение критической частоты слияния световых мельканий

4. Определение восстановления остроты зрения после засветки глаза
Изменения:

А. Увеличение показателя

Б. Уменьшение показателя
736. Восприятие и обработка информации при чтении происходит:

а) во время фиксаций;

б) между фиксациями;

в) во время возвратного движения (рефиксаций);

г) постоянно.
737. Совершенствование процесса чтения происходит за счет:

а) уменьшения числа фиксаций;

б) увеличения числа фиксаций;

в) уменьшения продолжительности фиксаций;

г) увеличения продолжительности фиксаций;

д) уменьшения числа рефиксаций;

е) увеличения числа рефиксаций.
738. При утомлении в процессе чтения у учащихся начальных классов наблюдается (по данным электроокулографии):

а) уменьшение числа фиксаций;

б) увеличение числа фиксаций;

в) уменьшение продолжительности фиксаций;

г) увеличение продолжительности фиксаций;

д) уменьшение числа рефиксаций;

е) увеличение числа рефиксаций.
739. Гигиенические требования к оформлению школьных учебников разрабатываются с учетом:

б) технологии печати

в) группы учебных дисциплин;

г) функционального назначения издания.
740. Нормальная работа органа зрения при чтении зависит от:

а) оформления книги;

б) возраста ребенка;

в) размеров мебели;

г) освещенности рабочего места;

д) навыка чтения на оптимальном расстоянии от глаз.
741. Гигиеническая классификация изданий по учебным дисциплинам предусматривает подразделение их в зависимости от:

а) характера и объема предъявляемой учебной информации;

в) возрастной категории;

г) используемых полиграфических материалов.
742. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению различны для изданий по следующим дисциплинам:

д) экономическим.
743.По функциональному назначению учебные издания подразделяются на

б) учебные пособия

г) индивидуальные рабочие тетради
744. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению различны для:

а) учебников; хрестоматий, практикумов

б) учебных пособий; учебников

в) практикумов; рабочих тетрадей.
745. При проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы школьных учебников, книг проводят измерения:

в) размеров полей;

г) плотности набора;

д) увеличения интерлиньяжа;

е) емкости шрифта.
746. Кегль шрифта - это:

а) размер шрифта в типографских пунктах;

б) рисунок шрифта;

в) количество знаков, умещающихся в строке длиной 1 квадрат;

г) оптическая плотность элементов изображения.

747. Емкость шрифта – это:

а) размер шрифта в типографских пунктах;

б) рисунок шрифта;

в) количество знаков, умещающихся в строке длиной 1 квадрат;

г) оптическая плотность элементов изображения.
748. Увеличение интерлиньяжа – это:

а) размер шрифта в типографских пунктах;

б) рисунок шрифта;

в) количество знаков, умещающихся в строке длиной 1 квадрат;

г) оптическая плотность элементов изображения;

д) пробел между нижними выносными элементами знаков в верхней строке и

верхними выносными элементами знаков нижней строки, выраженный в

749. Для обеспечения достаточной контрастности в учебных изданиях нормируется:

б) гарнитура шрифта;

в) оптическая плотность элементов изображения;

г) показатель белизны бумаги;
750. Гарнитура шрифта - это:

а) размер шрифта в типографских пунктах;

б) рисунок шрифта;

в) количество знаков, умещающихся в строке длиной 1 квадрат;

г) оптическая плотность элементов изображения.
751.Выворотку шрифта не допускается применять для:

а) основного текста;

б) дополнительного текста;

в) выделений основного текста;

г) условных обозначений.

752. С увеличением возраста читающих, число приемов цветового и шрифтового выделения текста

г) определяется характером предъявляемой информации.

753. Дополнительный текст с более мелким кеглем шрифта допускается для:

б) изданий для 1-3 классов;

в) изданий по гуманитарным дисциплинам 5-9 классов;

г) изданий по математическим дисциплинам 5-9 классов;

д) изданий по естественным дисциплинам 5-9 классов.
754. Для дополнительного текста в изданиях для 5- 11 классов имеются отдельные нормативы:

б) гарнитуры шрифта;

в) объема текста;

г) оптической плотности элементов изображения.
755. Экспертиза шрифтового оформления производится:

а) на одной случайно выбранной странице;

б) на пяти случайно выбранных страницах;

в) на десяти страницах подряд;

г) на пяти характерных страницах;

д) на десяти характерных страницах.

756. Какие приборы и инструменты используются для оценки нормируемых показателей учебных изданий?

Установите соответствие:
Измерительный прибор

1. Издательский прозрачный шаблон

2. Микрометрическая лупа

4. Денситометр отражения

Б. Оптическая плотность элементов изображения

В. Увеличение интерлиньяжа

Д. Емкость шрифта

757. Требованиями для шрифтового оформления букварей являются:

а) наличие отдельных нормативов кегля шрифта для букварной и

б) нормирование площади иллюстраций;

в) нормирование количества переносов;

г) применение рубленых гарнитур шрифта;

д) отдельные нормативы для кегля дополнительного текста.
758. Количество переносов на странице нормируется для:

б) изданий для 1-4 классов по гуманитарным дисциплинам;

в) изданий для 1-4 классов по математическим дисциплинам;

г) изданий для 1-4 классов по естественным дисциплинам;

д) изданий для 5-9 классов по гуманитарным дисциплинам.
759. Основными требованиями к гарнитуре шрифта для печатания букварей являются:

а) использование шрифтов полужирного и жирного начертания;

б) различная толщина основных и дополнительных штрихов;

в) одинаковая толщина основных и дополнительных штрихов;

г) наличие засечек на концах букв;

д) максимально упрощенное начертание букв.
760. В изданиях для 1-3 классов двухколонный набор допускается применять:

а) для основного текста при расстоянии между колонками не менее 12мм;

б) для дополнительного текста при расстоянии между колонками не менее 12мм;

в) для стихов при расстоянии между колонками не менее 9мм;

г) для списка слов и словосочетаний при расстоянии между колонками не менее

д) в словарной части издания при расстоянии между колонками не менее 9мм.
761. К полиграфическим материалам относятся:

в) краски типографские;

г) полимерные и текстильные материалы, используемые для переплета.
762. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы издания необходимы следующие сведения о полиграфических материалах:

а) название нормативного документа;

б) предприятие изготовитель;

в) заключение о гигиенической безопасности материалов;

г) дата выпуска и срок годности.
763. Гигиенические требования к бумаге для учебных изданий предъявляются к:

а) наличию санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности для

б) показателю белизны;

в) показателю непрозрачности;

764. Гигиенически рациональные условия для процесса чтения:

а) работа за столом, соответствующим антропометрическим данным ребенка;

б) использование подставки для книг (пюпитра);

в) уровень освещенности поверхности книги не менее150 лк;

г) уровень освещенности поверхности книги не менее 300 лк;

д) использование для освещения лампы накаливания;

е) использование для освещения люминесцентных ламп.
765. Зрительное восприятие в процессе чтения зависит от:

а) остроты зрения;

б) состояния мышечного аппарата глаз;

в) состояние сетчатки глаз;

г) состояния коркового отдела зрительного анализатора.
766. Удобочитаемость создается за счет:

а) размера шрифта;

б) рисунка и начертания шрифта;

в) контрастности и равномерности печати;

д) большого числа иллюстративного материала;

е) широкого спектра цветов при выделении текста.
767. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к учебным изданиям по:

б) внешнему виду обложки и качеству издания;

г) шрифтовому оформлению;

д) качеству полиграфических материалов.
768.Не допускается применять в учебных изданиях цветные краски на цветном фоне для изображения:

г) диаграмм.
769. В соответствии с возрастной периодизацией печатная продукция подразделяется на группы для детей:

а) младшего дошкольного возраста – 1-3 года;

б) старшего дошкольного возраста – 4-6 лет;

в) младшего школьного возраста – 7-10 лет;

г) среднего школьного возраста – 11-14 лет;

д) старшего школьного возраста – 15-17 лет.
770. Исследование миграции формальдегида из полиграфических материалов для учебных изданий производится:

Для помещений с ВДТ и ПЭВМ для детей и подростков нормируется:

площадь из расчета на 1 рабочее место с учетом вида видеодисплейного терминала

При правильном рассаживании учащихся в классе учитывается

длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям

Искривления позвоночника часто встречающиеся при несоответствии мебели росту детей:

При правильной посадке учащегося

дистанция сиденья отрицательная от –4 до –8

от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении

туловище школьника отодвинуто на 4-5 см от края стола

При 4-рядной расстановке учебной мебели:

угол видимости доски уменьшается, и ухудшаются условия для зрительной работы

При расстановке школьной мебели в классе основной световой поток должен падать на рабочее место:

Дистанция спинки – это:

расстояние от спинки стула до края крышки стола

Дистанция сиденья – это: расстояние от переднего края стула до края стола по горизонтали

Основными измерениями, которые необходимо провести для определения номера комплекта школьной мебели, являются:

+ высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом

расстояние от края стула до края стола по вертикали

Современная школьная мебель рассчитана на число групп: 6

Профессиональных заболеваний компьютерщиков, программистов и секретарей

заболевания позвоночника (остеохондроз, искривления позвоночника)

стресс, депрессия и другие нервные расстройства

Требования к компьютерным классам с жидкокристаллическими мониторами:

оптимальная ориентация помещения

общая освещенность в классе должна быть в пределах 150-300 люкс

площадь компьютерных классов планируется из расчета не менее 4 м2 на одного школьника

Дети 6 летного возраста на специальных занятиях с компьютером легко и быстро

осваивают умение находить зависимости, закономерности

осваивают способность предвидеть результаты своих действий

Какие медицинские осмотры должны проходить профессиональные пользователи ПЭВМ

предварительные и периодические

При длительной работе школьников на компьютере отмечается

нарушение функции зрительного аппарата

ухудшение эмоционального состояния

При работе на компьютере в качестве источников освещения рекомендуется применять

люминесцентные лампы с рассеивателями

Освещенность поверхности стола в зоне размещения рабочего документа

При работе с компьютерами наибольшие изменения у детей и подростков отмечаются в состоянии

Оптимальной ориентацией компьютерных классов для детей и подростков является

Режимы труда и отдыха при работе детей и подростков должен определяться

возрастом учащихся состоянием здоровья учащихся

Основными проявлениями влияния персональных компьютеров на функциональное состояние организма детей и подростков являются

утомление нервно-мышечного аппарата рук нарушение сна

Требования к естественному освещению в компьютерных классах

ориентация помещения должна быть на север и северо-восток

КЕО не менее 1,5%

В комплекс упражнений при работе с компьютерами должны входить

упражнения для аккомодационной мышцы

упражнения для глазодвигательных мышц

упражнения для мышц плечевого пояса и рук

Защита от электромагнитного излучения

сокращение времени работы за компьютером и частые перерывы в работе

использование жидкокристаллических мониторов

Отрицательное влияние ТСО на опорно-двигательный аппарат

тендовагинит кистей, запястья и плеч

болезни периферических нервов мышц и сухожилий

хронические боли шейного отдела позвоночника

Для снижения уровня электростатического поля в учебных кабинетах с ТСО рекомендуется

использование для отделки помещений материалов, имеющих антистатическое покрытие

поддержание оптимальной относительной влажности в помещениях

Высота сидения определяется: длиной голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука

Гигиенически значимыми факторами окружающей среды в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники являются шум

С физиолого-гигиенических позиций для школьной мебели предпочтительно:

плоское твердое сиденье

наклонная крышка стола

Освещенность на рабочем месте школьника в компьютерных классах нормируется

по уровню вертикальной освещенности на экране дисплея

по уровню горизонтальной освещенности на рабочем месте, клавиатуре

Школьная мебель с меняющимися параметрами высоты стола и сиденья должна иметь:

ширину сиденья, соответствующую наибольшему размеру мебели

длину и ширину стола, соответствующие наибольшему размеру мебели

При рассаживании учащихся необходимо учитывать:

склонность к простудным заболеваниям

наличие хронических заболеваний

длину тела учащегося

состояние органов слуха и зрения

Причинами напряжения зрительных функций при работе с видеотерминалами являются

восприятие дрожания или мелькания изображения

отражения в экране

трудность восприятия глазом самосветящихся объектов

трудность фокусировки горизонтального взгляда по сравнению со взглядом, направленным вниз

Изменятся ли микроклиматические условия в помещении с работающим компьютером

Дети и беременные женщины должны ограничить время работы за компьютеро

Среди характеристик видеотерминальных устройств (в компьютерном классе) важнейшими, на которые врач обязан обращать внимание, являются

яркость и контрастные характеристики изображения

уровень обшей освещенности экрана

четкость и стабильность изображения

Непрерывная продолжительность работы за компьютером для учащихся 5-7 классов

Школьная мебель делится на группы с учетом:

длины тела детей

Информационные технологии обучения позволяют

обеспечить объективность контроля знаний учащихся

повысить эффективность практических и лабораторных занятий

Какой показатель учитывается при подборе парты для учащегося?

Эффективными профилактическими мерами при длительной работе за компьютером являются

гимнастика для глаз

гимнастика для снятия общего утомления

Во время длительного просмотра телевизора отмечаются

ухудшение состояния зрительного анализатора

Санитарно-гигиенические показатели для учебных помещений с ТСО

уровень шума относительная влажность воздуха температура воздуха

Как часто должны проводиться влажная уборка и проветривание в помещениях, оборудованных компьютерами

ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание через каждый час

Факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере

Столы и стулья в детских учреждениях маркируются:

цветными пятнами или полосами

Наибольшая удаленность последнего места обучаемого от классной доски составляет:

К приемам самоконтроля за правильностью посадки учащихся относятся:

определение правильности подбора мебели с помощью цветной маркировки и цветной мерной линейки

определение расстояния от грудной клетки до края стола (не менее ширины кисти, сжатой в кулак)

определение расстояния от глаз до тетради, книги (не менее длины предплечья с кистью)

Основными требованиями к школьным компьютерам являются:

безвредность для здоровья и полная электротравмобезопасность

отсутствие денатурирующего влияния на окружающую среду

исключение необходимости кардинального изменения планировки и оборудования кабинетов информатики

возможность использования для разных возрастных групп

При использовании технических средств обучения необходимо

обеспечить нормальный уровень громкости звуковых сигналов

экран телевизора должен быть не менее 31 см по диагонали

оборудовать классы экранами и установкой зашторивания окон

Чем определяется глубина сидения?

К мерам профилактики нарушений осанки учащихся относят:

чередование на протяжении урока рациональных поз

пересаживание учащихся крайних рядов 2 раза в год

обучение учащихся навыку правильной посадки

подбор мебели в соответствии с антропометрическими показателями учащихся

Для правильного рассаживания учащихся преподавателям необходимо иметь:

листок здоровья в школьном журнале

цветную маркировку мебели

цветную мерную линейку

Гигиенически значимыми факторами воздушной среды в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники являются

снижение относительной влажности воздуха

повышение температуры воздуха

накопление в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли

Для профилактики развития зрительного переутомления при работе с ПЭВМ и видеодисплейными терминалами применяется:

Оборудование, необходимое для определения соответствия размера школьной мебели росту ученика:

Оптимальным вариантом расстановки ПЭВМ в учебном классе является

Правильная поза при работе с ПЭВМ характеризуется

опорой предплечий на поверхность стола или подставку

опорой ног о пол или подставку

устойчивым равновесием и отсутствием дополнительного статического напряжения

отдельных групп мышц

расстоянием от глаз пользователя до экрана монитора не менее 500 мм;

расположением уровня глаз по центру экрана

При разработке функциональных размеров учебной мебели необходимы антропометрические исследования следующих показателей:

длины верхней и нижней конечностей и их отдельных сегментов

Наиболее информативными методиками для оценки мышечного утомления при поддержании позы за школьной мебелью являются:

При расстановке школьной мебели в классе нормируется

минимальное расстояние до классной доски

максимальное расстояние до классной доски

минимальный угол рассматривания классной доски

минимальное расстояние до стен (перегородок)

Основными проявлениями влияния персональных компьютеров на функциональное состояние организма детей и подростков являются:

Нет правильного ответа

Основными гониометрическими показателями рабочей позы учащегося являются углы сгибания:

головы по отношению к туловищу

грудной и поясничной части позвоночника

Длительность работы на компьютере во время занятия в V классе – 25 мин в VIII-IX классах – 30 мин

При расстановке ПЭВМ санитарными правилами нормируется:

расстояния между боковыми поверхностями мониторов

расстояние между задней поверхностью одного монитора и экраном другого

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.



В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля.

Самоконтроль ученика на уроке — что это?

В педагогике и методике термин "самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Самоконтроль ученика предполагает:

  • умение оценивать свою работу адекватно;
  • умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
  • умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
  • умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия.

С точки зрения психологов, самоконтроль опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного решения, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.

Психологи и методисты выделяют три вида самоконтроля:

  • Предварительный — это умение составить план действий, необходимый для решения задачи и заранее предвидеть трудные места. В этой связи планируется и подготовительная работа.

Предварительный самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь когда ученика есть достаточный "багаж знаний", позволяющий ему оценить сложность поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и сложности.

  • Самоконтроль по ходу действия, или пооперационный — этот вид проще, так как предполагает лишь постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом.

Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например, при решении примеров по математике:

  1. Проверь, правильно ли ты списал пример.
  2. Правильно ли наметил порядок выполнения действий. Какое действие будет первым, почему?
  3. Проверь первое действие.
  4. Проверь второе действие.
  5. Проверь итоговый результат.
  6. Сравни с готовым ответом.

На уроках русского языка учить детей вычленять отдельные этапы работы помогают диктанты. Например, дети написали диктант. Учитель собирает тетради, но не проверяет. Через 2-3 дня тетради раздаются вновь и предлагается проверить заново, учитывая только правильность написания слов. То есть, анализируются только орфограммы. Тетради вновь собираются и раздаются еще дня через два. Теперь анализируются только пунктограммы. Весь процесс можно завершить этапом взаимопроверки.

Во-первых, это позволит ученику "свежим взглядом" просмотреть свою работу, а во-вторых, учит последовательности самопроверки.

  • Заключительный — это анализ и оценка своих результатов, при необходимости — внесение исправлений. Самый простой вид, доступный даже ученикам младших классов.

Примеры внедрения элементов самоконтроля в структуру современного урока

Обучение самоконтролю не является разовой акцией. Это сложный процесс, которому учат в течение всех лет обучения. В идеале ребенок должен самостоятельно уметь выбирать эталон решения и составлять полноценный алгоритм выполнения задания, уметь вычленять в этом алгоритме самые трудные этапы и намечать пути самосовершенствования.

Этапы обучения самоконтролю

  • От наглядного, эмоционального — к умственному. То есть, изначально ученик должен видеть перед собой конечный результат. Данный период удобно внедрять уже в младшей школе. Например, на уроках математики можно предложить детям картинку веселого гномика, держащего в руках цифру "2". Далее предлагается ряд примеров, из которых необходимо выбрать только те, которые в результате дают искомую "двойку". Чем больше примеров найдено, тем веселее гномику.

То есть, на подсознательном уровне фиксируется взаимосвязь: правильное решение = победа.

На первых порах учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения, во-вторых, вводят элемент соревновательности. А самое главное — учат внимательности и скорости мышления.

Вот несколько способов, которые вполне окажутся под силу самым маленьким ученикам:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по словесной инструкции;
  • проверка с помощью сигнальных карточек.
  • От наглядного — к речевому. Теперь ученик, видя конечный результат, должен озвучить свою оценку. Насколько он был успешен в выполнении, все ли этапы работы выполнены, нужны ли были исправления и т.д. То есть, ребенок учится проговаривать свои выводы.

Этот этап самоконтроля можно вводить уже во 2-3 классах, когда ребенок в состоянии логически изложить свои выводы.

    ;
  • подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием обоснованности своего выбора).

На уроках математики:

  • мозаика или пазл. Лист бумаги разрезается на определенное количество прямоугольников. На них пишутся задания. Точно такой же лист с рисунком разграфить на такое же количество секторов. В каждом секторе пишется вариант правильного ответа. Дети решают задачи/примеры, выбирают правильные ответы — в итоге собирается рисунок.

В старших классах вместо забавного рисунка подобным образом можно зашифровать цитату, фразу, правило и т.д.

Приемы самоконтроля для данного этапа:

  • найди ошибку. Предлагается задача с решением, но ответ неверен. Ученикам нужно найти ошибку самостоятельно
  • предложить задачу с неполным решением — ученики должны дорешать;
  • предложить задачу с неполными данными или лишними сведениями. Ученики должны найти эти данные и объяснить свой выбор.

Пример кластера

  • Кластеры — прекрасно помогут ребенку оценить уровень и полноту своих знаний по теме.

Например, ученикам предлагается составить кластер для имени существительного. Дается только слово, на "лучах" схемы учащийся должен написать все признаки, по которым можно узнать имя существительное: вопросы "Кто? Что?", "обозначает предмет или лицо", категория одушевленности/неодушевленности, собственные/нарицательные, изменение по родам, изменение по падежам и т.д.

Неплохо работает и обратный вариант — когда дается перечень признаков, а ученикам необходимо узнать обозначенный предмет. Например, на уроке литературы можно указать несколько характерных черт героя произведения, а ученики должны назвать имя этого героя.

  • От внешнего — к внутреннему. Этот этап вводится, когда ученики уже в достаточной степени владеют речью и накопили опыт, позволяющий им проговаривать свои суждения, отстаивать свою точку зрения. Теперь внешняя речь перетекает во внутренний монолог. Как результат озвучивается лишь вывод, оценка своего труда.

Это самый сложный этап, который подготавливает учеников к предварительному самоконтролю.

Один из приемов, которые возможны: анонсированная контрольная. То есть ученикам заранее, недели за две, сообщается о проведении контрольной и дается перечень тем, которые будут затронуты в работе. Ученикам предстоит разработать план подготовки, вычленить из плана те пункты, которые представляют трудности для данного ученика (возможно, эту тему он пропустил) и далее — планомерна подготовка с решением подобных заданий. Главное, чтобы учитель постоянно контролировал эту подготовительную работу, а не пускал все на самотек, иначе смысл анонса теряется, а ученики, как всегда, кинутся готовиться в последний вечер перед контрольной.

Обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: