Как хлестаков из тли превратился в коршуна

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Как составить ОК по Гоголю.docx

Путкова Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Методические рекомендации к составлению и использованию опорного конспекта (ОК)

Я уже отмечала, что мотивацией к применению такой формы служит познавательный интерес к необычной форме записи, особенно у учеников среднего звена, усвоение знаний по теории литературы, восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания, понимание авторского замысла и способов выражения представления о жизни в литературе (композиционных приемов).

Как составить опорный конспект?

Чтобы не терять время на уроке, учащиеся должны дома приготовить шаблон ОК (начертить в тетради), сделать все подписи; можно приготовить печатный вариант такого шаблона, в который внести часть информации, и выдать шаблон на листе формата А-4 каждому ученику..

С помощью ОК можно связать воедино все составляющие анализа художественного произведения: замысел автора – поднимаемая проблема – выбор жизненного материала, на котором рассматривается данная проблема ( тема ), - реализация темы через сюжет , систему образов, композицию – выбор автором жанра – композиционные приемы , с помощью которых раскрывается замысел автора, – что показал автор на этом жизненном материале ( идейный смысл произведения ) - литературный метод , т.е какую позицию занимает автор при отборе, оценке и отображении этих событий (хотя в 8 классе понятие о литературном методе по программе еще не дается). Совсем не обязательно при анализе придерживаться этой последовательности, главное, чтобы учащиеся понимали, почему об этом говорим на уроке.

Тематическое планирование

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и

Разоблачение нравственных и социальных пороков

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова и

Чиновники на приеме у Хлестакова: механизм

(Анализ 4 действия).

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

(Анализ 5 действия).

(или: Тема духовного обнищания человека в

«Повести о том, как поссорились Иван Иванович с

Урок 1. Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и композиция комедии

Логика дальнейшего анализа может быть такова: далее можно показать, как этот замысел решил реализовать Гоголь, то есть какие недостатки ( проблемы ) он увидел в жизни своего общества и кто стал героями его произведения ( тема ), как он построил свое произведение ( композиция).

Слово учителя может быть примерно таким.

« Все дурное в России… Что имел в виду автор? Мы выясним это, когда прочитаем комедию. Действие происходит в уездном городе N , каких в России было много. Не случайно автор дает ему такое название. Поэтому уездный город N становится символом самодержавной России 30х годов 19 века . (Записываем фразу на экране) .

Именно здесь живут герои его комедии – чиновники . А все, что случилось с ними, произошло за 2 дня. Впервые мы встречаемся с ними в доме городничего, куда он пригласил их, чтобы сообщить пренеприятное известие о приезде ревизора из Петербурга, инспектирующего состояние дел в губернии. ( на экране - дом городничего ).

Многие писатели осмеивают в своих произведениях какие-то отрицательные жизненные явления. Одни пишут о них с юмором, другие – с осуждением и критикой. Какой смех у Гоголя ? Это резкая сатира на нравственные и социальные пороки чиновничества. ( Можно сразу вписать или после аналитического прочтения, когда говорим об идейном смысле произв-я). Такую же неодобрительную оценку содержит и эпиграф ( впишем его)

Таким образом, на 1 уроке мы уже можем указать проблему и тему , а также особенности композиции и выбор жанра комедии . Это не первая комедия, с которой знакомятся учащиеся, поэтому другие особенности комедии (деление на части, роль авторских ремарок, диалога и монолога) они могут вписать самостоятельно, после прочтения афиши и обсуждения говорящих фамилий героев.

Конечно, ход рассуждения может быть и другим: учитель сам определит, когда он к этим понятиям подведет учащихся.

Цель – выяснить, что автор разоблачает и как это делает (приемы).

Так учащиеся включаются в лексическую работу: осваивается понятие о нравственных и социальных пороках чиновников (отрицательных качествах характера людей). Учащиеся составляют в тетради словарь: нравственные пороки - грубость, невежество; социальные пороки – мошенничество, взяточничество.

Заканчивая анализ, отмечаем приемы, с помощью которых происходит разоблачение пороков всех героев комедии: диалоги, монологи, речь-разоблачение, отзывы друг о друге (записываем в композиционные приемы).

Описание героя

Общая характеристика персонажа


Иллюстрация П. Боклевского

Ивану Хлестакову приблизительно 22-23 года. Герой имеет дворянское происхождение, его отец – не очень состоятельный помещик, владелец небольшой деревни в Саратовской губернии. Сам Хлестаков живет в Петербурге и занимает маленькую чиновничью должность в канцелярии. Выше коллежского регистратора подняться по карьере он не способен, так как очень ленив и безответственен: может не пойти на службу ради прогулки по бульвару или игры в карты.

Внешность, поведение, речь героя

Образ жизни, интересы и характер героя

В комедии нет упоминания о том, насколько образован главный герой. Вероятно, автор намеренно опускает этот момент, чтобы читатель сам сделал вывод, что у Хлестакова нет высшего по тем меркам образования. Того образования, которое ему смогли дать родители, было достаточно лишь для маленькой должности, которую он занимал в канцелярии.

Красивая жизнь, прогулки по проспекту, посещение театров и светских мероприятий – это то, без чего Хлестаков не представляет своей жизни. Еще он очень любит вкусно поесть и сыграть партию-другую в карты, хотя почти никогда не выигрывает. Все эти возможности предоставляет ему Петербург, куда герой перебрался ради праздной жизни. Хлестаков обожает столицу, она дает ему все, о чем он мечтает. Здесь всегда есть чем заняться, легко найти любое развлечение или просто посетить роскошные магазины. Но большой город предполагает большие денежные траты, а так как работать герой не любит, он прожигает те деньги, которые ему присылают родители.


Иллюстрация А. Константиновского

Родители Хлестакова живут в Саратовской губернии, в своей деревне Подкатиловке. Туда и направляется герой, но волею случая оказывается в городе N. Несмотря на все минусы своего характера, Хлестаков не планирует нарочно изображать из себя важное государственное лицо. Перепуганные чиновники уездного города уверены, что к ним приехал ревизор. Никого из них не смущает его возраст, никто из них не задается простым вопросом: как молодому человеку удалось так быстро дослужиться до высокой должности? Таким образом, Хлестакову ничего не остается, как подыграть глупым чинушам. При этом он не сразу догадывается, что его воспринимают, как ревизора. Он думает, что руководство города настолько гостеприимно, что готово оказывать почести любому заезжему гостю.


Иллюстрация Д. Кардовского

Несмотря на важные манеры и внешнюю самоуверенность, в душе герой оказывается трусоватым. При малейшей угрозе разоблачения Хлестаков предпочитает не ввязываться в конфликт и часто спасается бегством. Его трусость ярко проявляется в эпизоде с городничим. Хлестаков боится, что градоначальник упечет его в тюрьму за неоплаченные обеды, и буквально вжимается в стену, когда тот заходит в комнату. Искреннюю заботу городничего он принимает за скрытую угрозу, а предложение сменить квартиру – за намек на тюрьму. Хлестаков, почти в истерике, начинает козырять своей службой в Петербурге и угрожать городничему.

Отношение персонажей комедии к Хлестакову

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Хлестакова претерпевает некоторые изменения. Лучше всего это видно, когда автор помещает своего героя в различные ситуации с участием разных действующих лиц. В начале комедии Хлестаков представлен типично отрицательным персонажем. Но к середине повествования герой проявляет некоторую сообразительность и пользуется сложившейся ситуацией, манипулируя чиновниками в свою пользу. Не будучи изначально мошенником, Хлестаков становится им, и в этом превращении главную роль играют все те же чиновники, наделившие его статусом значительного лица. Именно в городе N случается то, что всегда было мечтой Хлестакова – ощущение собственной значимости. Власти уездного города, погрязшие в коррупции, становятся той самой почвой, на которой пышно расцветают таланты Хлестакова.

Отношение автора к герою

Исследователи творчества Н.В. Гоголя затруднялись в определении образа Хлестакова, сомневались, к какому типу героя (положительному или отрицательному) причислять данного персонажа. Сам же Гоголь не ставил перед собой задачу представить героя законченным аферистом или злодеем-интриганом. Напротив, Хлестаков – это довольно симпатичный, обходительный и благовоспитанный молодой человек. Так сложилось, что принадлежность к дворянскому роду не приносит ему тех доходов, которые необходимы ему для полноценной жизни в столице. Этот персонаж скорее можно рассматривать, как жертву внешних обстоятельств.

Автор нейтрально относится к созданному им образу. Но в своей пьесе он утверждает, что Хлестаков никого не собирался обманывать. Он лишь удачно воспользовался ситуацией, которая ему представилась. Несмотря на то, что образ Хлестакова принято считать олицетворением лживости и пустоты, именно этот герой помогает обнажить все изъяны российского общества того времени.

Прототипы

Ситуация, больше похожая на анекдот, была известна не только в России, но и в Европе. Однажды Пушкин, собиравший материал для написания повести о пугачевском восстании, оказался в Нижегородской губернии. Там то и приняли местные власти великого поэта за ревизора, приехавшего с проверкой. Также имеет право на жизнь версия, что сюжет комедии был взят Гоголем из заметок литератора Павла Свиньина о его путешествии в Бессарабию.

И, все же, реальным прототипом Хлестакова признан подпоручик Платон Волков. В один прекрасный день городничий Макшеев сделал донесение начальству, что в город прибыл господин в карете, на платье которого он заметил мальтийский крест. Волков надолго задержался в городе, выдавая себя за чиновника императорской канцелярии. Постепенно аппетиты его росли. Так, он вытребовал себе квартиру, экипаж и продовольствие за счет городского бюджета. В свою очередь, обещал местным чиновникам свою протекцию в получении доходных мест в Петербурге.

Экранизации героя

Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли".
Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город), то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой "роли". В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. "Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту", Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.
Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его "роли". Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит", — писал Гоголь.
Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается с хитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова его обмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собрался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники не ожидали.
А почему, собственно, не быть Хлестакову "ревизором", начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в "Носе" еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это "несообразность", но, как смеясь уверяет писатель, "во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают".
В мире, где так странно и непостижимо "играет нами судьба наша", возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. "Правильной" становится сама бесцельность и хаотичность. "Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя"


Для начала, приведем краткую характеристику, которую сам Гоголь дает Хлестакову в предисловии к комедии "Ревизор":

". Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. " ("Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

Рассмотрим более детально цитаты из пьесы, касающиеся этого персонажа.

Полное имя героя – Иван Александрович Хлестаков:

". Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. " (из списка действующих лиц, пьеса "Ревизор")

". молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький. " ("Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

Добчинский. Нет, больше шантрет*, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят." (действие 3 явление II) (*шантрет – шатен, человек с волосами каштанового цвета)

". А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его. " (городничий о нем, действие 2 явление VIII)

". Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина. " (Марья Антоновна о Хлестакове, действие 3 явление X)

". как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора. " (Хлестаков о себе в письме действие 5 явление VIII)

". в партикулярном платье*, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение. " (Бобчинский о нем, действие 1 явление III) (*партикулярное платьеобычная "гражданская" одежда, не военная униформа)

". И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. " (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

". а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями. " (городничий о нем, действие 3 явление IX)

". Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…" (Осип, действие 2 явление I)

Хлестаков носит невысокий чин коллежского регистратора ("елистратора"). В народе "елистратором" называли регистратора, чиновника самого низшего класса в "Табели о рангах":

". Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой. " (Осип о нем, действие 2 явление I)

". Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню. " (Хлестаков о себе, действие 2 явление VIII)

"Он умнее своего барина. " (о слуге Осипе и его барине Хлестакове, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

". Вы, может быть, думаете, что я только переписываю. " (на работе Хлестаков переписывает документы, действие 3 явление VI)

". Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию. " (Хлестаков о своей службе в канцелярии, действие 2 явление VIII)

". Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж. " (на верхних этажах обычно селились небогатые жильцы, действие 3 явление VI)

Хлестаков мало бывает на службе, вместо работы он гуляет по Петербургу или играет в карты, поэтому пока не продвигается по службе. Из-за этого его отец ("старик") сердится на него:

". делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. " (Осип о Хлестакове, действие 2 явление I)

". Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут. " (действие 2 явление VIII)

Родители Хлестакова живут в деревне Подкатиловка в Саратовской губернии, куда молодой человек и едет проездом через город N:

Иван Александрович Хлестаков живет не только на свою зарплату, но и на деньги, которые ему присылают родители из деревни:

Молодой человек не умеет экономить и тратит деньги на самые разные удовольствия. Иногда он остается совсем без средств и тогда ждет помощи от родителей:

". Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя. " (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

". Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. " (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)

". А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли. " (Хлестаков о себе, действие 4 явление IV)

". Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед. " (действие 2 явление I)

". Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. " (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)

". Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню. " (Хлестаков о себе, действие 4 явление VI)

Он любит играть в карты и иногда проигрывает много денег. Перед приездом в город N господин Хлестаков проигрывает одному пехотному капитану в Пензе последние деньги, так что у него не остается средств доехать до имения родителей. Приехав в незнакомый ему город N, Хлестаков также спрашивает об игорных заведениях, куда можно было бы пойти:

". С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался. " (Осип о проигрыше Хлестакова в Пензе, действие 2 явление I)

". Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких‑нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. " (действие 2 явление III)

". Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких‑нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты. " (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)

". Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками. " (действие 2 явление VII)

". Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право. " (действие 3 явление VI)

Он является милым, приятным человеком с тонким, "столичным" обращением и манерами, по мнению жены городничего Анны Андреевны и их дочери Марьи Антоновны:

Анна Андреевна. Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо!" (действие 3 явление VIII)

". Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…" (Хлестаков о себе, действие 3 явление VI)

Хлестаков — глупый, пустой человек "без царя в голове". Так, например, он искренне верит, что голод пройдет, если погулять по улице:

". несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими." (Гоголь о Хлестакове, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

". Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит. " (слова Хлестакова, действие 2 явление III)

Он является трусливым человеком. Например, проиграв все деньги в карты, он не платит за гостиницу в городе N и живет там в долг. При этом он очень боится, что его арестуют за неуплату. Когда в его комнату в гостинице кто-то пытается войти, он бледнеет и съеживается от страха, представляя, что это полиция:

". Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Эка бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму. " (действие 2 явление VII)

". Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду. " (действие 2 явление VIII)

"Если б, признаюсь, не такой случай, который меня. (посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за всё. " (действие 3 явление VI)

"Хлестаков (рисуется). Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который. " (действие 4 явление XII)

Когда афера Хлестакова раскрывается, все герои меняют свое положительное мнение о нем в сторону отрицательного.

Почтмейстер называет афериста Хлестакова скверным мальчишкой:

По мнению городничего, Хлестаков является "сосулькой" и "тряпкой", но при этом он умеет подать себя как важного человек. Так, жители города N принимают глуповатого Хлестакова за важного чиновника — ревизора

По словам Добчинского, Хлестаков кажется образованным и важным человеком:

". Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с. " (Добчинский, действие 3 явление II)

Господин Хлестаков является вруном, он любит приврать о себе. Так например, он врет чиновникам города N о том, что лично знаком с Пушкиным, что он является писателем и что он дает балы у себя дома и т.д.:

По словам самого Хлестакова, он иногда читает книги и даже сам что-то сочиняет (вероятно, это не является правдой):

". Я, говорит, и написать и почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно. " (глава 3 строфа II)

". Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся. " (Хлестаков о себе, глава 3 строфа V)

". Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться. " (Хлестаков о себе, глава 5 строфа VIII)

Хлестаков любит женщин, он не может быть равнодушен к женскому полу. Так, ему нравится дочь городничего и его жена, а также какая-то купеческая дочка:

". Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен." (Хлестаков о себе, глава 4 строфа V)

" Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей." (Хлестаков о себе, глава 4 строфа IV)

". Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. " (глава 4 строфа II)

Когда Хлестаков оказывается проездом в городе N, местные чиновники принимают его за столичного ревизора. Хлестаков пользуется этим положением и одурачивает по сути весь город. В конце концов аферист вовремя сбегает из города, избежав наказания. Городничий и его коллеги поздно понимают, что имели дело с аферистом, а не с ревизором.

Это был цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии "Ревизор" Гоголя, описание внешности и характера героя в цитатах.

Читайте также: