Как охотники помогали урожай собирать

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства

Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты, познакомиться с решением познавательных задач по истории.

Воспитательная: формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, доска

На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт

Обратите внимание на записи, сделанные на экране

Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

Для проверки результатов к доске идут работать два ученика

Поочередно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь.

Сравнивают результат, работая в парах.

Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование основ социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена

2. Создание проблемной ситуации (10 минут)

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать выводы

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения

Формирование социальных и культурных компетенций.

Умение самостоятельно определять и оценивать уровень знаний, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Усвоение базовых ценностей современного общества: гуманистических и культурных ценностей.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

3.Стадия изучения нового материала и открытие нового знания (15 - 20 минут).

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, строить умозаключение и делать выводы.

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

4. Стадия рефлексии (10 - 15 минут)

1.Продолжить предложение.

История – это …

2.Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова.

Первыми жилье людей были…

Каменный век – это …

3.Какой год был раньше и на сколько?

30 г. к н.э. или 30 г. н. е (отметить на линии времени)

4.Занятиями древнейших людей были:

а) охота, гончарство, ткачество;

б) собирательство и охота.

5.Объясни выражение “человек разумный”.

6.Письменность возникла 5 тыс. лет тому. За сколько тысячелетий до н.э. она возникла?

7.Мог ли древний человек использовать следующие орудия труда: железный топор, дубину, электрическое сверло, каменный топор, лук и стрелы, кремень для добывания огня? Почему ты так считаешь?

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

5. Первичное закрепление знаний (15-20 минут)

Организует работу по закреплению первичных знаний

Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности.

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

Какую себе поставишь отметку?

Ответы показываются на доске после выполнения работы

1. Впишите недостающие слова.

- Древнейшие люди жили на Земле более. лет назад.

- Главным отличием древнейших людей от животных было.

- У древнейших людей было два главных способа добывания пищи.

2. Двухвариантные тесты

2. Родовая община сменилась соседской, образовались племена, члены которых совместно выполняли общественные работы под руководством вождя.

3. Самым страшным наказанием для первобытною человека было охранять сон своих сородичей.

4. Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота.

5. В эпоху неолита человек научился плавить металл, строить лодки, начал вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием и разведением животных.

3. Разгадайте путаницу

Переставьте буквы в словах, и у вас получится

4. Заполните пропуски в предложениях

Заполнить пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

А) Первый коллектив людей - это (1. ), затем появилась (2. ) община. Главным занятием первобытных людей были (3. ) и (4. ). Овладев (5. ) и научившись изготавливать разнообразные (6. ), первобытные люди заселили значительные территории Азии, Африки и Европы.

(охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия труда, огнем).

Б) В период неолита (около 6-7 тысяч лет назад) люди перешли к занятиям, которые помогли им перестать зависеть от природы: (1. ) сменилась (2. ), (3. ) и (4. ). Так (5. ) хозяйство сменилось (6. ) хозяйством. От (7. ) образа жизни люди перешли к (8. ). (кочевого, охота, собирательство, скотоводством, присваивающее, земледелием, производящим, оседлому).

7. Включение нового знания в систему мировоззрения учащихся (6-8 минут)

Игра “Да” или “Нет”.

Учитель: Самым страшным наказанием для первобытною человека было охранять сон своих сородичей. . (нет.)

Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота. (Да.)

Главным отличием человека от животных является приспособленность к условиям природы. (Да.)

Самооценка успешности овладения новыми знаниями

7. Домашнее задание (1-2 минуты)

Задают вопросы по тексту заданий

Рабочий лист урока

hello_html_m56f2f72d.jpg

Задание № 1. страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова

hello_html_m5ab0be31.jpg

hello_html_6184f0f5.jpg

Задание № 3.Найди и подчеркни ошибки в тексте.

Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.

Примерно 10 тысяч лет назад жизнь человека изменилась коренным образом. Это было обусловлено переходом от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству, а также возникновением ремесел.

Стало зарождаться разделение и специализация труда. Из-за этого устройство общества стало постепенно усложняться.

Зарождение земледелия

Люди заметили, что семена, попавшие в почву, начинают прорастать и давать плоды. Им стало ясно, что можно выращивать себе пищу, если сажать в землю зерна дикорастущих растений. Так от собирательства древние люди перешли к земледелию.

Первобытные люди поняли, что урожай можно собирать в одном месте, поэтому от кочевого образа жизни они перешли к оседлому.

Первыми сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень и просо. Они появились на полуострове Малая Азия, откуда земледелие распространилось по всему миру.

Для посева нужно было подготовить участок земли — расчистить его от кустарников и деревьев. Чтобы разрыхлить почву, древние люди создали новое орудие труда — мотыгу. Это была палка с сучком. Такой вид земледелия назывался мотыжным.

Разрыхлением земли занимались женщины. Урожай собирали другим орудием труда — серпом. Он представлял собой каменные зубцы на деревянной или костяной основе. С изобретением деревянного плуга процесс обработки земли стал гораздо быстрее и эффективнее.


Мотыга

Развитие скотоводства

Какой зверь был одомашнен первым? Первым животным, которое приручил человек, была собака (волк). Собаки охраняли жилища древних людей от хищников и врагов, а на охоте выслеживали и загоняли диких животных.

В случае удачной охоты первобытные люди возвращались домой не только с добычей, но и с детенышами убитых зверей. Они выкармливали животных, и те быстро привыкали к человеку.

Со временем людям удалось приручить овец, коз, лошадей и коров. В результате, из охоты произошло скотоводство — разведение стадных животных. Благодаря развитию скотоводства отпала необходимость в частой охоте.

Возникновение ремесла

Оседлый образ жизни содействовал совершенствованию орудий труда и созданию новых изобретений. Гончарное дело было одним из первых видов ремесленного производства.

Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины? Древние люди обнаружили, что речная глина становится твердой, если ее подержать над огнем. Эта находка позволила первобытным людям изготавливать посуду из глины. В ней можно было готовить и хранить пищу.

Затем люди научились прясть нити из шерсти и льна, из которых, с помощью примитивных ткацких станков, изготавливались лоскуты ткани. Из лоскутков стали делать новую, удобную одежду, которая заменила старую, сделанную из шкур животных. Так древние люди изобрели ткачество.

Постепенно люди, занимавшиеся исключительно производством глиняной посуды, тканей или орудий труда, стали выделяться из кругов скотоводов и земледельцев. Их стали называть ремесленниками.

Ремесло — производство различных изделий с помощью орудий труда.

С течением времени ремесла становились все более сложными. Человеку приходилось тратить много сил и времени, чтобы стать мастером своего дела.


Возникновение ремесла

Начало обработки металлов

Когда в процессе производства изделий из глины в огонь попадали маленькие кусочки медной руды, люди заметили, что она начинает плавиться.

Это значит, что раскаленной меди можно придать любую форму. Так, около 7 тысяч лет назад в Передней Азии зародился процесс обработки металлов.

Древние люди создавали острые наконечники, топоры, стрелы и другие орудия, заливая расплавленную медь в различные формы. Медные орудия труда облегчили процесс обработки дерева и кости.

Вместе с медью ремесленники стали обрабатывать золото и серебро. Из них делали искусные украшения. Соединив медь и олово в один сплав, люди впервые получили бронзу.

Становление и развитие земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Если рыболовы и охотники только собирали дары природы, то земледельцы и скотоводы сами выращивали и производили то, что им нужно было для жизни.

первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

первобытные собиратели и охотники 5 класс

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

история первобытные собиратели и охотники

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

  • лошади;
  • олени;
  • дикие козы; ; ;
  • мамонты.

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

история 5 класс первобытные собиратели и охотники

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

урок первобытные собиратели и охотники

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

первобытные люди охотники и собиратели

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

первобытные собиратели и охотники древнейшие люди

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

история 5 класс

Проверочная работа

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

первобытный человек

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Человек, живущий в обществе, в котором большая часть или вся пища добывается за счет кормодобывания (сбора диких растений и преследования диких животных)


А охотник-собиратель это кочевой [1] человек живущий в общество в котором большинство или все еда получается собирательство (сбор дикорастущих растений и преследование дикие животные). Общества охотников-собирателей контрастируют с сельскохозяйственный общества, которые в основном полагаются на одомашненный видов, хотя границы между ними не различимы.

Охота и собирательство было первым и самым успешным приспособление, занимая не менее 90 процентов человеческая история. [2] После изобретение сельского хозяйства, охотники-собиратели, которые не изменились, были вытеснены или завоеваны сельским хозяйством или скотовод группы в большинстве частей мира. [3] Однако разделение между ними больше не считается фундаментальным маркером в истории человечества, и не обязательно существует иерархия, которая ставит сельское хозяйство и промышленность на первое место как цель, которую необходимо достичь. [4]

Лишь несколько современных обществ классифицируются как охотники-собиратели, и многие дополняют свою добывающую деятельность садоводство или же скотоводство. [5] [6] Вопреки распространенное заблуждениеОхотники-собиратели в основном сыты, а не голодают. [7]

Содержание

Археологические свидетельства

В 1970-е годы Льюис Бинфорд Предполагается, что ранние люди получил еду через уборка мусора, нет охота. [8] Ранние люди в Нижний палеолит жил в леса и леса, что позволило им помимо уборки мусора собирать морепродукты, яйца, орехи и фрукты. Согласно этой точке зрения, вместо того, чтобы убивать крупных животных ради мяса, они использовали туши таких животных, которые были убиты хищники или умершие естественной смертью. [9] Археологические и генетические данные позволяют предположить, что исходные популяции Палеолит охотники-собиратели выживали в малолесных районах и рассредоточились по районам с высокой первичной продуктивностью, избегая при этом густого лесного покрова. [10]

Согласно гипотеза бега на выносливость, бег на длинные дистанции как в настойчивость охота, метод, который до сих пор практикуется некоторыми группами охотников-собирателей, вероятно, был движущей силой эволюции, приведшей к эволюции определенных человеческих характеристик. Эта гипотеза не обязательно противоречит гипотезе уборки мусора: обе стратегии существования могли использоваться последовательно, попеременно или даже одновременно.

Предположительно, охота и собирательство были пропитание стратегия, применяемая человеческими обществами, начавшаяся около 1,8 миллиона лет назад, человек прямоходящий, и с момента его появления около 200000 лет назад Homo sapiens. Доисторические охотники-собиратели жили группами, которые состояли из нескольких семей, в результате чего насчитывалось несколько десятков человек. [11] Он оставался единственным способом существования до конца Мезолит период около 10 000 лет назад, и после этого только постепенно сменился распространением Неолитическая революция.

Начиная с перехода между Середина к Верхний палеолит В период, примерно 80 000–70 000 лет назад, некоторые банды охотников-собирателей начали специализироваться, концентрируясь на охоте на меньший выбор (часто более крупной) дичи и на сборе меньшего количества еды. Эта специализация работы также включала создание специализированных инструментов, таких как рыболовные сети, крючки и кость гарпуны. [12] Переход в последующий Неолит Период во многом определяется беспрецедентным развитием зарождающихся методов ведения сельского хозяйства. сельское хозяйство возникла еще 12000 лет назад в Средний Восток, а также независимо возникли во многих других областях, включая Юго-Восточная Азия, части Африка, Мезоамерика, а Анды.

Глобальная карта, показывающая упадок сбора пищи / рыбалки / охоты / собирательства во всем мире, на основе [3]

Лесное озеленение также использовалась в качестве системы производства продуктов питания в различных частях мира в этот период. Лесные сады возникли в доисторические времена по заросшим джунглями берегам рек и во влажных предгорьях сезон дождей регионы. [ нужна цитата ] В процессе постепенного улучшения семейного окружения, полезные виды деревьев и виноградных лоз были идентифицированы, защищены и улучшены, а нежелательные виды были устранены. В конце концов превосходит интродуцированные виды были выбраны и включены в сады. [13]

Многие группы продолжали свой образ жизни охотников-собирателей, хотя их численность постоянно сокращалась, отчасти из-за давления со стороны растущих сельскохозяйственных и пастушеских общин. Многие из них проживают в развивающихся странах либо в засушливых регионах, либо в тропических лесах. Области, которые раньше были доступны для охотников-собирателей, были и продолжают захватываться поселениями земледельцев. В результате конкуренции за землепользование общества охотников-собирателей либо переняли эти методы, либо переехали в другие районы. Кроме того, Джаред Даймонд обвиняет в сокращении доступности диких продуктов, особенно животных ресурсов. В к северу и Южная Америка, например, большинство крупных видов млекопитающих вымерли к концу Плейстоцен—По словам Даймонда, из-за чрезмерная эксплуатация людьми, [14] одно из нескольких объяснений, предложенных для Событие четвертичного вымирания Там.

По мере увеличения количества и размера сельскохозяйственных обществ они расширились на земли, традиционно используемые охотниками-собирателями. Этот процесс экспансии, движимой сельским хозяйством, привел к развитию первых формы правления в сельскохозяйственных центрах, таких как Плодородный Полумесяц, Древняя Индия, Древний Китай, Ольмек, К югу от Сахары и Норте Чико.

В результате почти повсеместной зависимости человечества от сельского хозяйства немногие современные культуры охотников-собирателей обычно живут в районах, непригодных для использования в сельском хозяйстве.

Археологи могут использовать такие свидетельства, как использование каменных орудий, для отслеживания деятельности охотников-собирателей, включая мобильность. [15] [16]

Общие характеристики


Среда обитания и население

Большинство охотников-собирателей кочевой или полукочевые и живут во временных поселениях. Мобильные сообщества обычно строят укрытия из непрочных строительных материалов или могут использовать укрытия из естественных камней, если они есть.

Социально-экономическая структура


Эгалитаризм, типичный для людей-охотников и собирателей, никогда не бывает тотальным, но поразительный. [ согласно кому? ] если рассматривать в эволюционном контексте. Один из двух ближайших родственников приматов человечества, шимпанзе, не являются эгалитарными, образуют иерархии, в которых часто доминируют Альфа-самец. Контраст с людьми-охотниками-собирателями настолько велик, что многие палеоантропологи это сопротивление доминированию было ключевым фактором, способствовавшим эволюционному появлению человеческое сознание, язык, родство и социальная организация. [26] [27] [28]

Антропологи утверждают, что у охотников-собирателей нет постоянных лидеров; вместо этого человек, проявляющий инициативу в любой момент времени, зависит от выполняемой задачи. [29] [30] [31] В дополнение к социальному и экономическому равенству в обществах охотников-собирателей часто, хотя и не всегда, половое равенство также. [29] Охотники-собиратели часто группируются по родство и группа (или же племя) членство. [32] Послеродовое проживание среди охотников-собирателей имеет тенденцию быть матрилокальным, по крайней мере, на начальном этапе. [33] Молодые матери могут пользоваться поддержкой по уходу за детьми от своих собственных матерей, которые продолжают жить поблизости в том же лагере. [34] Системы родства и происхождения среди людей-охотников-собирателей были относительно гибкими, хотя есть свидетельства того, что раннее человеческое родство в целом имело тенденцию к изменению. по материнской линии. [35]

Исследование 1986 года показало, что у большинства охотников-собирателей существует символическое разделение труда по половому признаку. [38] Однако это правда, что в небольшом меньшинстве случаев женщины охотятся за той же добычей, что и мужчины, иногда делая это вместе с мужчинами. Среди Дзю / хоанси люди Намибии, женщины помогают мужчинам отслеживать вниз карьер. [39] Женщины в австралийском Марту также в основном охотятся на мелких животных, таких как ящерицы, чтобы накормить своих детей и поддерживать отношения с другими женщинами. [40]


В 1966 г. "Человек-охотник"конференция, антропологи Ричард Боршей Ли и Ирвен ДеВоре Предполагается, что эгалитаризм была одной из нескольких центральных характеристик кочевых обществ охотников и собирателей, поскольку мобильность требует минимизации материальных благ среди населения. Следовательно, ни один из участников не может накапливать излишки ресурсов. Другие характеристики, предложенные Ли и ДеВоре, были поток в территориальных границах, а также в демографический сочинение.

Исследователи Гурвен и Каплан подсчитали, что около 57% охотников-собирателей достигают 15-летнего возраста. Из тех, кто достигает 15-летнего возраста, 64% продолжают доживать до 45 лет или старше. Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни составляет от 21 до 15 лет. 37 лет. [43] Они также подсчитали, что 70% смертей вызваны какими-либо заболеваниями, 20% смертей происходят в результате насилия или несчастных случаев, а 10% - из-за дегенеративных заболеваний.

Взаимный обмен и совместное использование ресурсов (т.е. мяса, добытого во время охоты) важны в экономических системах обществ охотников-собирателей. [32] Следовательно, эти общества можно охарактеризовать как основанные на "экономика подарков."

Изменчивость


Супруги из саванны Пуме во время охоты и собирательства на ланосах Венесуэлы. Мужчина носит лук, три стрелы со стальным наконечником и шляпу, которая напоминает голову аиста-джабиру в качестве камуфляжа, чтобы подойти достаточно близко, чтобы олени могли выстрелить. Женщина несет копатель со стальным наконечником и корзину для сбора диких клубней.

Общества охотников-собирателей демонстрируют значительную изменчивость в зависимости от климатическая зона/зона жизни, доступные технологии и социальная структура. Археологи изучают наборы инструментов охотников-собирателей, чтобы измерить изменчивость среди разных групп. Collard и другие. (2005) обнаружили, что температура является единственным статистически значимым фактором, влияющим на комплекты инструментов охотников-собирателей. [45] Используя температуру как показатель риска, Коллард и др. Результаты показывают, что окружающая среда с экстремальными температурами представляет угрозу для систем охотников-собирателей, достаточно значительную, чтобы гарантировать повышенную вариативность инструментов. Эти результаты подтверждают теорию Торренса (1989) о том, что риск неудачи действительно является наиболее важным фактором при определении структуры инструментов охотников-собирателей. [46]

Переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству не обязательно является односторонним процессом. Утверждалось, что охота и собирательство представляют собой адаптивная стратегия, которые при необходимости все еще могут использоваться, когда изменение окружающей среды вызывает у земледельцев крайний продовольственный стресс. [49] На самом деле, иногда бывает трудно провести четкую грань между сельскохозяйственными обществами и обществами охотников-собирателей, особенно с учетом широкого распространения сельского хозяйства и, как следствие, культурного распространения, которое произошло за последние 10 000 лет. [50] Этот антропологический взгляд остается неизменным с 1960-х годов. [ требуется разъяснение ] [ нужна цитата ]

В настоящее время некоторые ученые говорят о существовании внутри культурная эволюция так называемых смешанных экономик или стран с двойной экономикой, которые подразумевают сочетание закупок продуктов питания (сбор и охота) и производства продуктов питания или когда собиратели имеют торговые отношения с фермерами. [51]

Современные и ревизионистские взгляды


Ли и Гюнтер отвергли большинство аргументов, выдвинутых Вильмсеном. [54] [55] [56] Дорон Шульцинер и другие утверждали, что мы можем многое узнать об образе жизни доисторических охотников-собирателей из исследований современных охотников-собирателей, особенно их впечатляющего уровня эгалитаризма. [57]

Многие охотники-собиратели сознательно манипулируют ландшафтом, вырубая или сжигая нежелательные растения, при этом поощряя желанные, некоторые даже доходят до рубящий удар создать среду обитания для охотничьих животных. Эти виды деятельности находятся в совершенно другом масштабе, чем те, что связаны с сельским хозяйством, но, тем не менее, на определенном уровне они являются приручением. Сегодня почти все охотники-собиратели в той или иной степени зависят от домашних источников пищи, которые либо производятся неполный рабочий день, либо продаются в обмен на продукты, приобретенные в дикой природе.

Некоторые земледельцы также регулярно занимаются охотой и собирательством (например, земледелие в безморозный период и охота зимой). Третьи в развитых странах ходят на охоту, в основном ради отдыха. в Бразильский тропический лес, те группы, которые в последнее время использовали или даже продолжают полагаться на методы охоты и собирательства, похоже, приняли этот образ жизни, отказавшись от большей части сельского хозяйства, как способ избежать колониального контроля и в результате распространения европейских болезней, сокращающих их популяцию до уровни, где сельское хозяйство стало затруднительным. [ нужна цитата ] [ сомнительный – обсуждать ]


Три Австралийские аборигены на Остров Батерст в 1939 году. Согласно Петерсону (1998), население острова было изолировано в течение 6000 лет до 18 века. В 1929 г. три четверти населения содержали себя на кустарник. [58]

Тем не менее, есть ряд современных народов охотников-собирателей, которые после контакта с другими обществами продолжают свой образ жизни с очень небольшим внешним влиянием или с модификациями, которые увековечивают жизнеспособность охоты и собирательства в 21 веке. [5] Одна из таких групп - Пила Нгуру (Спинифекс люди) из Западная Австралия, чья среда обитания в Великая пустыня Виктория оказалось непригодным для европейского сельского хозяйства (и даже скотоводства). [ нужна цитата ] Другой - это Сентинельский из Андаманские острова в Индийский океан, которые живут на Северный Сентинел Айленд и до настоящего времени поддерживали свое независимое существование, отражая попытки вступить с ними в контакт и связаться с ними. [59] [60] Саванна Пюме жителей Венесуэлы также живут в зоне, непригодной для крупномасштабной экономической эксплуатации, и поддерживают свое существование за счет охоты и собирательства, а также за счет выращивания небольшого количества маниока, которое дополняет, но не заменяет зависимость от кормов. [61]

Америка

Факты свидетельствуют о том, что охотники-собиратели крупной дичи пересекли Берингов пролив из Азии (Евразия) в Северную Америку по сухопутному мосту (Берингия), существовавшие между 47 000–14 000 лет назад. [62] Считается, что около 18 500–15 500 лет назад эти охотники-собиратели преследовали стада ныне вымерших Плейстоцен мегафауна вдоль незамерзающих коридоров, протянувшихся между Laurentide и Кордильер кусочки льда. [63] Другой предлагаемый маршрут - пешком или на примитивные лодки, они мигрировали вдоль побережья Тихого океана в Южную Америку. [64] [65]

Охотники-собиратели в конечном итоге будут процветать по всей Америке, в основном в Большие равнины Соединенных Штатов и Канады, с ответвлениями на восток до Полуостров Гаспе на Атлантическое побережье, и так далеко на юг, как Чили, Монте-Верде. [ нужна цитата ] Американские охотники-собиратели были разбросаны по обширной географической области, поэтому существовали региональные различия в образе жизни. Однако все отдельные группы имели общий стиль производства каменных орудий, стучать стили и прогресс опознаваемы. Этот ранний палеоиндийский период каменная редукция приспособления для инструментов были обнаружены в Северной и Южной Америке и используются очень мобильными группами, состоящими примерно из 25–50 членов большой семьи. [66]

В Архаический период в Америке увидел изменяющуюся среду с теплом больше засушливый климат и исчезновение последней мегафауны. [67] Большинство групп населения в то время оставались очень мобильными охотниками-собирателями. Однако отдельные группы начали сосредотачиваться на ресурсах, доступных им на местном уровне, и, таким образом, археологи определили закономерность возрастающей региональной генерализации, как видно из Юго-запад, Арктический, Точка бедности, Далтон и Плано традиции. Такая региональная адаптация стала бы нормой, с меньшим упором на охоту и собирательство, с более смешанным экономия мелкой дичи, рыбы, сезонно дикие овощи и собранные растительные продукты. [68] [69]

Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:












Фото: Охота первобытных людей на бизонов.

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: