Как осуществляется образование семян и плодов

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Что такое опыление?

2. Что называют оплодотворением?

3. Где находятся семязачатки?

4. Сколько семязачатков бывает в завязях разных растений?

5. Где находится яйцеклетка?

6. Как происходит оплодотворение у цветковых растений?

План изучения нового материала:

Что же происходит в семязачатке после оплодотворения?

Оплодотворенная яйцеклетка делится на две клетки. Каждая из

возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате

многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш

Из самой крупной клетки семязачатка, слившейся со вторым

спермием, развиваются клетки эндосперма, в которых накапливаются

запасы питательных веществ. Эндосперм снабжает ими

Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Так,

после оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее

из кожуры и зародыша.

После опыления и оплодотворения к завязи притекают питательные

вещества, и она постепенно превращается в спелый плод.

Из стенок завязи развивается околоплодник, который защищает

семена от неблагоприятных воздействий. У некоторых растений

в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

По характеру околоплодника созревшего плода все плоды

можно разделить на сухие и сочные. Если в завязи одна семяпочка

— образуется односемянный плод, а если много, то плод

будет многосемянный. У цветковых растений могут быть плоды

четырех типов: сухие многосемянные сухие односемянные, сочные

многосемянные, сочные односемянные Ц , Ц .

Когда в сухих плодах (боб, стручок, разнообразные коробочки)

семена созреют, околоплодник должен вскрыться, чтобы дать

возможность семенам рассеяться. Коробочки и бобы некоторых

растений разбрасывают семена.

Семена, созревающие в сухих многосемянных плодах, имеют

хорошо развитую семенную кожуру, которая защищает их после

того, как они высеялись из плода.

У растений, образующих односемянные сухие плоды (орехи,

желуди, зерновки, семянки), рассеиваются сами плоды вместе с

семенами. Поэтому односемянные плоды не вскрываются. Их

околоплодники разрываются лишь при прорастании семян. Семенная

кожура у семени такого плода развита слабо, так как

хорошо развит околоплодник.

Семена сочных многосемянных плодов (ягоды) и односемянных

плодов (костянки) распространяют животные, поедающие эти

плоды. Такие семена должны сохранить способность прорастать,

пройдя через пищеварительный тракт животного. Поэтому семена,

развивающиеся в ягодах, обладают хорошей семенной кожурой.

а семена костянок защищены внутренним каменистым слоем околоплодника

В жизни человека плоды и семена имеют очень большое

значение. Их употребляют в пищу 95 . Они служат кормом для

скота, их используют в промышленности и медицине.

Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые

культуры (пшеница, рис), плодовые деревья и ягодные кустарники

(груша, вишня, крыжовник), а также некоторые овощные (огурец,

гомат, горох) и технические (хлопчатник, лен, конопля) культуры.

В субтропических районах возделывают растения ради съедобных

плодов (мандарины, апельсины, гранаты, маслины, грецкие

В тропиках выращивают кофейное дерево и какао, из семян

которых получают кофе, какао, шоколад. А банан, кокосовая

пальма, хлебное дерево, манго и авокадо дают плоды, которыми

питаются жители тропических стран.

Всем известна огромная роль растений в жизни человека, но

сами растения беззащитны и нередко гибнут от руки человека.

Особенно большой урон наносится дикорастущим растениям.

Очевидно, каждый из вас видел, как собирают целые охапки

красиво цветущих растений (часто их даже не доносят до дома

и выбрасывают), как безжалостно ломают кусты черемухи и

ветки с плодами рябины.

За последние годы некогда широко распространенные растения

стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли.

Уже около 600 видов дикорастущих растений нашей страны

занесены в Красную книгу. Среди них северная орхидея — венерин

башмачок, русский рябчик, обыкновенный подснежник

и много других красиво цветущих и декоративно-лиственных

Каждый человек должен бережно и внимательно откоситься

не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу,

но и ко всей окружающей нас природе.

А что сделал ты, твои друзья, учащиеся твоей школы для

охраны природы родного края?

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

1. Как развивается семя? Из чего развивается зародыш семени?

2. Какие типы плодов вы знаете?

3. Почему сухие многосемянные плоды раскрываются?

4. Какие особенности имеют семена, развивающиеся в сочных

5. Чем защищено семя костянки?

6. Какое значение имеют плоды и семена для человека?

7. Почему необходимо охранять растения?

8. Какая природоохранительная работа проводится учениками вашей школы?

Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для

6—7 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1993.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 544 материала в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.10.2021 232
  • DOCX 64 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения [154].


Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.

После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

Опыление

Для того чтобы произошло оплодотворение, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением. Различают два основных тина опыления: самоопыление и перекрестное опыление.


При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка [155]. Так опыляются пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. Самоопыление у растений чаще всего происходит в еще не раскрывшемся цветке, т. е. в бутоне, когда цветок раскроется, оно уже закончено.

При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похоже на родительское растение.

При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца пестиков цветка другого растения [156].


При перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.

В природе перекрестное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление. Более того, у растений выработались специальные приспособления, затрудняющие самоопыление или делающие его невозможным: тычинки и пестики на одном цветке созревают неодновременно, тычинки бывают короче пестиков. Затруднено самоопыление у таких растений, как кукуруза, огурец, арбуз, орешник, потому что тычинки и пестики у них находятся в разных цветках.

Невозможно самоопыление у двудомных растений (тополь, ива). У них мужские и женские цветки расположены на разных растениях. Вы знаете, что у голосеменных растений пыльцу переносит ветер. У покрытосеменных ее могут переносить ветер, насекомые, птицы, вода.

В связи с этим у растений выработались особые признаки. В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений выделяют насекомоопыляемые и ветроопыляемые.


Вначале видеоурока учащиеся вспомнят, что образуется у растений в результате двойного оплодотворения, рассмотрят строение семян однодольных и двудольных растений, как происходит образование плода. Учащиеся познакомятся с типами плодов растений (простые и сложные, сухие и сочные, одно- и многосемянные), их значением. На завершающем этапе учащиеся сформируют представление об этапах и условиях прорастания семян.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Плоды и семена"

В результате двойного оплодотворения покрытосеменных растений оплодотворённый семязачаток развивается в семя, из зиготы возникает зародыш, из триплоидной центральной клетки – эндосперм, из внешней части семязачатка (интегументов) образуется семенная кожура, из стенок завязи цветка – стенки плода.

Зрелые семена по своим размерам, форме и окраске цветковых растений различны. Например, семена кокосовой пальмы (кокосовые орехи), очень велики, а семена орхидей, напротив, исчисляются микрометрами.

Семя снаружи покрыто прочной семенной кожурой, которая отграничивает зародыш и запасные вещества от окружающей среды и защищает его от внешних воздействий.

В зрелом семени находится зародыш со всеми зачатками вегетативных органов: зародышевый корешок, семядоли, подсемядольное колено – гипокотиль (участок зародыша от семядолей до корешка), зародышевый побег – зародышевая почечка. Строение зрелого семени зависит от числа семядолей и наличия эндосперма.

Однодольные растения имеют в зародыше семени одну долю. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Двудольные растения имеют в зародыше две доли. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.


В семенах многих растений хорошо заметен эндосперм – это запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша. В семенах пшеницы и лука эндосперм хорошо заметен.

Зрелое сухое семя какое-то время находится в состоянии покоя, в течение которого оно не прорастает. У разных семян сохраняется способность прорастать в течение различного времени.

Посмотрим, как происходит развитие плода.

После опыления существенно меняется направление транспортных потоков, и питательные вещества следуют к развивающимся плодам. После оплодотворения развивается плод, который имеется только у цветковых растений.

Плод – это генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Плод является конечным этапом развития цветка, видоизменённого в процессе двойного оплодотворения.

Плод образуется из завязи пестика, при этом в формировании плода могут принимать участие и другие части цветка – например, цветочная трубка, разросшееся цветоложе.

У травянистых растений (особенно у однолетних) практически все синтезируемые органические вещества используются развивающимися семенами и плодами, что ведёт к истощению других тканей растений.

Созревание плода начинается с прекращения его роста, разложения хлорофилла и дубильных веществ, накопления в вакуолях пигментов, определяющих характерную для данного вида окраску плодов, разрушение пектинов, содержавшихся в оболочках клеток, приводит к смягчению стенок плода. В сочных плодах уменьшается содержание кислот и увеличивается содержание сахаров. Поэтому спелые съедобные плоды имеют более приятный вкус, чем незрелые.

Созревший плод начинает отмирать: в плод обычно не поступают новые вещества, не делятся и не растут его клетки, постепенно ткани плода разрушаются и сгнивают. У большинства цветковых растений созревший плод опадает, он отмирает уже на грунте.

В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Семена же формируются из семяпочек.

Стенка плода всегда состоит из трёх слоёв, эти три слоя могут быть хорошо различимы: к примеру, в плоде персика тонкий кожистый наружный слой – экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода – мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя – эндокарпий. Их совокупность называется перикарпием (околоплодником).


У разных растений строение стенок плода имеет свои отличительные особенности.

Производительность семян и плодов разных цветковых неодинакова. Относительное соотношение массы и количества семян к массе родительского растения большее у травянистых растений.

Масса семян и плодов широко варьирует у разных растений. Например, зерновка пшеницы весит меньше одного грамма, а масса одного плода тыквы может достигать сотен килограммов.

Плоды очень разнообразны. Если плод развился из цветка, у которого был один пестик, то он будет считаться простым. Например, простые плоды у пшеницы, гороха и вишни.

При развитии плода из цветка с несколькими пестиками он будет называться сложным или сборным. Как у малины, ежевики и земляники.

Если у растений цветки собраны в соцветия, то у них могут формироваться соплодия. Это происходит из-за срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.

Простые плоды могут быть сухими и сочными, вскрывающимися и невскрывающимися.

К сухим вскрывающимся относятся листовка, боб, стручок, стручочек и коробочка.

Листовка вскрывается и становится похожей на лист, отсюда и название. Если плод включает в себя не одну, а несколько листовок, он называется многолистовкой. Листовка может быть не только сухой, но и сочной.

Боб – сухой одно- или многосеменной плод, одновременно вскрывается по брюшной и спинной сторонам, благодаря чему его створки, раскрываясь, закручиваются, разбрасывая при этом семена в разные стороны, тем самым способствуя их расселению. Такими плодами обладают представители семейства бобовых.

Стручок – сухой, многосеменной плод, его семена расположены двумя рядами по обе стороны от тонкой ложной перегородки.


Коробочка – сухой плод, образованный в результате полного сращения нескольких плодиков.

К сухим невскрывающимся односеменным плодам относят ореховидные плоды: орех, орешек, жёлудь, семянку, крылатку и зерновку.

Орех – это плод с жёстким деревянистым околоплодником. Такие плоды имеет, например, лещина.

Мелкие орехи называют орешками, они формируются, например, у гречихи.

Плод, состоящий из многих орешков, называется многоорешком или сборным орешком (например, у липы), такие плоды относят к сборным плодам.

Жёлудь отличается от ореха менее жёстким околоплодником, который у своего основания окружён чашевидной плюской, образовавшейся из защитного покрова цветка.

Семянка имеет кожистый околоплодник, более мягкий, чем у ореха или жёлудя. Такие плоды характерны для представителей семейства сложноцветных (например, подсолнечника).

Крылатка представляет собой своеобразный тип плода, околоплодник которого по степени жёсткости соответствует семянке, но, в отличие от неё, у крылатки по краям околоплодника имеется тонкий крыловидный кожистый или перепончатый вырост.


Зерновка имеет околоплодник, настолько тесно прилегающий к семенной кожуре, что срастается с ней. Злаковые (пшеница, рожь, ячмень и др.) имеют зерновку.

Сочные плоды – это костянка, ягода, тыквина, яблоко, земляничина.

Костянка и костянковидные плоды имеют околоплодник, дифференцированный на тонкий экзокарпий, толстый мясистый и сочный мезокарпий и многослойный деревянистый эндокарпий, образующий косточку.

Наиболее распространены однокосточковые костянки (персик, слива, вишня, и др.), но существуют и многокосточковые костянки, которые называют сборными костянками (например, ежевика, малина и др.), их относят к сборным плодам.

Встречаются костянки не только сочные, но и сухие (например, плоды миндаля, грецкого ореха и кокосовой пальмы являются сухими костянками).

Ягода и ягодообразные плоды, в отличие от костянки, не имеют косточки. Индивидуальные особенности строения ягод различных растений (виноград, смородина, крыжовник и др.) весьма разнообразны.

Плод тыквина – одна из разновидностей ягоды, она характерна для тыквенных (огурец, дыня, арбуз и др.).

Яблоко – разновидность плода, в образовании которого, кроме завязи, участвуют другие части цветка: разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок.

Земляничина – разросшееся сочное цветоложе, на котором располагаются простые плодики – орешки.

К сборным плодам, как мы уже говорили, относится сборная костянка ежевики и малины, многоорешек или сборный орешек липы, плод лотоса, который представляет собой мясистое цветоложе, в которое погружены орешки; земляничина с многочисленными орешками.

В отличие от плодов, соплодия образуются из соцветий (ананас, инжир и др.), нередко соплодие включает в себя и ось соцветия.

Созрев, семена должны попасть в благоприятные условия и прорасти.

Для растения важно, чтобы созревшие семена оказались на большем или меньшем расстоянии от родительского растения и там проросли. Это важно по многим причинам. В первую очередь, этот фактор ограничивает или исключает внутривидовую конкуренцию, которая обычно более жёсткая, чем межвидовая, поскольку особи одного вида нуждаются в одинаковых условиях произрастания, на ограниченной территории они мешают друг другу. Кроме того, это облегчает перекрёстное опыление. Наконец, именно перенос семян обеспечивает расселение растения, что приводит к освоению ими новых территорий, а также обогащает видовое разнообразие растительных сообществ.

Относительно немногие растения распространяют свои семена самостоятельно, у большинства это осуществляют животные, человек или физические факторы (ветер или вода). Из-за специализированного приспособления к конкретному типу переноса и возникло такое разнообразие различных плодов.

Лишь у относительно небольшого числа покрытосеменных семена прорастают сразу после завершения созревания. Большая часть таких растений произрастает в условиях постоянно тёплого климата без резких температурных скачков.

Однако у подавляющего большинства цветковых растений перед прорастанием следует период покоя. Если условия неблагоприятны для прорастания, семена находятся в состоянии вынужденного покоя, который сопровождается максимальным замедлением физиологических процессов в структурах семени. Вынужденный покой позволяет семени дождаться сочетания благоприятных условий внешней среды и прорасти.

Для того чтобы вывести семена из состояния физиологического покоя, необходимо воздействие низких температур, что происходит при наступлении холодов. Если ранее низкая температура повышается, семена перестают готовиться к прорастанию и впадают в состояние вторичного покоя. Это предотвращает нежелательное преждевременное прорастание семян при кратковременном повышении температуры во время зимней оттепели.

Прорастание семян возможно только при благоприятном сочетании температуры, влажности и аэрации.

Для семян разных растений интенсивность этих факторов может быть различной, и она зависит от условий произрастания растений данного вида.

Период прорастания состоит из последовательных этапов – фаз прорастания. Всего можно выделить пять фаз: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Вначале из семени всегда появляется корешок. Вслед за корнем начинает развиваться побег, причём оба эти органа обладают противоположной реакцией на силу тяжести: у корня – положительный геотропизм, у побега – отрицательный. Это обеспечивает правильную ориентацию вегетативных органов в пространстве.


Все время, начиная с проклёвывания семени и до формирования фотосинтезирующих вегетативных органов, развивающееся растение питается гетеротрофно за счёт питательных веществ, запасённых в семени (гетеротрофный этап). Когда побег достигает поверхности почвы, под действием света в его тканях образуются хлоропласты, в результате чего молодой побег зеленеет и постепенно переходит к автотрофному (фототрофному) питанию.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Образование плода – это особенный этап развития растения, который наступает после периода цветения. Строение плода включает семена и околоплодник. Семена образуются из семязачатков. Околоплодник представляет собой видоизменившиеся стенки завязи.

№ 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные; сухие и сочные?

Плод, развивающийся из цветка, в котором был один пестик, является простым. Например, вишня или пшеница. Плод, который формируется из цветка с несколькими пестиками, является сложным или сборным. Например, малина.

Сочность и сухость плодов определяется количеством воды в околоплоднике. У сухих плодов сочная мякоть отсутствует, а у созревших сочных она есть.

№ 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?

Мне известны такие сочные плоды:

Ягода (клюква, томат, смородина);

Многокостянка (ежевика, малина);

Костянка (абрикос, слива);

№ 4. Чем ягода отличается от костянки? Какие сухие плоды вы знаете?

У ягоды внутренний слой околоплодника мясистый, а у костянки он представляет собой косточку – одревесневшую мякоть, внутри которой расположено семя.

№ 5. Какие сухие плоды вы знаете?

Из сухих плодов мне известны: боб, семянка, орех, стручок.

№ 6. Чем боб отличается от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

Семена у боба располагаются на перегородке плода, а у стручка на створках.

Плоды в виде бобов развиваются у гороха, фасоли или акации. Плоды в виде стручка развиваются у редьки, капусты, редиса.

№ 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?

Это сухие односеменные нераскрывшиеся плоды, так как в них после созревания нет сочной мякоти.

Орехи и жёлуди можно отнести к односемянным, нераскрывающимся, сухим плодам (после созревания сочной мякоти не имеют).

Читайте также: