Как отличить суффикс ва от суффиксов ова ева ыва ива

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель русского языка Макарова Оксана Александровна

МБОУ Собинского района СОШ № 4 г. Собинки

Конспект открытого урока на тему

Организационный момент

- Доброе утро! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать. Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения РЯ? (глаголы) А что обозначает глагол?(Действие)

Вот и выполните сейчас действия: запишите кл.работа и сделайте следующее задание.

Объяснение нового материала. Постановка проблемы.

- Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 1).

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? (выбор гласной буквы в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, -ева- )

ДОКЛАД ? ВАТЬ

КОМАНД ? ВАТЬ

НАСТА ? ВАТЬ

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Правописание гласных в суффиксах глаголов(Слайд 2).

- Какова цель нашего урока? ( цель нашего урока– познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

Постараемся сами сформулировать правило, для этого прочитаем сказку.

Чтение сказки вслух с продолжением.

Грамматическая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.

- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны).

- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.

1) Определите форму глаголов. (Слайд 3)

2) Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч. (-ую, -иваю,-ываю)

3) Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.

Запись на доске: инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.

инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.

сделайте вывод, когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?

ноч ева ть – ноч у ю развеш ива ть – развеш ива ю

бесед ова ть – бесед у ю рассчит ыва ть – рассчит ыва ю

3. Работа с алгоритмом

- Какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно выбрать суффикс.

Из предложенных распечатанных элементов составим на доске алгоритм.

Работа на доске и в тетрадях. ( Необходимы напечатанные элементы алгоритма, магниты)

Какое действие мы делаем во-первых?

Что делаем дальше? (Смотрим, на что оканч-ся форма 1 л.) Какие 2 варианта возможны?

Если форма 1 л. ед.ч. оканч-ся на –ую,-юю, то какие суффиксы будут писаться в инфинитиве? А если – на –иваю, -ываю?

Составление инструкции для применения правила.

- Отступите 1 строчку от алгоритма, мы ее заполним позже .

- Применяем алгоритм к уже выполненному заданию (Возвращаемся к 1 слайду). Проверьте, правильно ли вы записали глаголы. Поняли ли вы алгоритм? Давайте проверим работу Гриши на доске. Гриша комментирует правописание суффиксов на оценку.

- Кто сейчас осознанно исправил ошибку? Я вас поздравляю!

4. Закрепление изученного материала.

Применяя алгоритм, закрепим правило. Упр. 580 (выполняем устно, поднимают карточки с необходимым суффиксом, 1 человек проговаривает алгоритм) + 2 морфем. разбора на доске по желанию.

А как объясняет фразеологический словарь? Кто желает поработать со словарем?

Работа с текстом.

Узна ва ли, показ ыва ли, завид ова л, рис ова ть, распут ыва ть, попроб ова л, почувств ова л.

Исследование.

Не во всех глаголах есть изученный суффикс. С каким суффиксом мы можем спутать изучаемые морфемы? (с суфф. –ва- ). Ребята, чтобы суффиксы –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) отличать от других суффиксов, проведём исследование.

- Прочтите данные глаголы. Почему они разделены на 2 колонки?

устрА ива ть сви вА ть

опАзд ыва ть запоте вА ть

рассмАтр ива ть сда вА ть

- Выделите суффиксы в глаголах левой колонки. Назовите их.

- Какой же суффикс во всех глаголах правой колонки?

- Поставьте ударение во всех словах.

- Какую закономерность вы отметили? (суффиксы –ыва-, -ива - -безударные, а суффикс -ва- - ударный.)

- Кто сделает вывод: как отличать суффикс –ва- от суффиксов –ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)?

Дополним наш алгоритм. Не спутай с суффиксом – ва-! Он всегда ударный.

Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая же была у нас цель?

Достигли ли мы этой цели? … Какие задания вам помогли ее достичь?

РефлЕксия деятельности

0_b40bc_8cd0d0e0_L.jpg

- Перед каждым из вас лежит бабочка.

На левом крылышке напишите 2 прилагательных, какими вам запомнились суфф. –ыва-, ива-. На правом – 2 прилаг., какими вам запомнились суфф. –ова-, -ева-. Если возникнут затруднения, можете обратиться к сказке.

Выставление отметок за работу на уроке.

- Кого вы бы отметили на уроке? Ребята, я добавлю, что устно хорошо работали… Всем спасибо!

Как отли­чить -ива/-ыва и -ева/-ова от суф­фик­са -ва?

Разбираем сло­во заде­вать:

заде­вать — есть началь­ная фор­ма задеть, перед -ть сто­ит е, сле­до­ва­тель­но, пишем перед -ева

задеть — заде­вать — задеваю

все очень просто

берем сло­во испо­ве­до­вать: нет гла­го­ла испо­веть

оче­вид­но, что это суф­фикс -ова

или, напри­мер, сло­во запаз­ды­вать

Обратимся к словообразованию:

деть — задеть — заде-ва-ть.

Аналогично:

    зреть — созреть — созре-ва-ть;
    спеть -поспеть — поспе-ва-ть.

Чтобы узнать, какой суф­фикс в сло­ве, реко­мен­ду­ем загля­нуть в мор­фем­ный сло­варь рус­ско­го языка.

Выбор напи­са­ния гла­голь­ных суф­фик­сов -ова-/-ева- или -ива-/ыва- регла­мен­ти­ру­ет­ся пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка.

Исповедовать или испо­ведывать?

Преобразуем этот гла­гол в фор­му 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го времени:

испо­ве­до­вать — я исповедую.

Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии пишем имен­но -ова-, а не -ыва-.

Подскажите, пожалуйста, как объяснить суффикс -ива - в слове посмеивается? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Школьная программа за 3-й класс. Найдите проверочное слово к "молчать". И правильный ответ вроде как "молча". Вопрос в том, а как быть со словами "умалчивать", "замалчивать" и проч.? Они, насколько я понимаю, тоже однокоренные и если проверять ими, то написать я должен "мАлчать".. Получается, проверить это слово нельзя?

Ответ справочной службы русского языка

В справочниках по русскому языку (в том числе у Д. Э. Розенталя) есть правило, которое дает прямой ответ на Ваш вопрос.

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать ( -ива ть), например: опоздать (по ́ здний, хотя опа ́ здывать), раскроить (кро ́ йка, хотя раскра ́ ивать).

Таких примеров десятки. К сожалению, в школе об этом правиле часто не говорят, поэтому и возникает недопонимание.

Ответ справочной службы русского языка

По правилу пишутся слитно существительные, образованные от пишущихся через дефис собственных имен (состоящих из двух частей с начальными прописными буквами). Верно: устькатавцы, катавивановцы.

Почему пишется спрашивать, но спросил?

Ответ справочной службы русского языка

В корне этих слов мы наблюдаем остатки древнего чередования гласных, которое когда-то было показателем глагольного вида. Ср.: глотка – проглатывать, смотр – просматривать, поздно – опаздывать.

С точки зрения орфографии слова с подобными корнями требуют примечания к правилу о проверке безударных гласных: нельзя проверять безударные о и а в корне словами с суффиксом -ива -(-ыва-). Например, глотать проверяем словом глотка, но не проглатывать, смотреть словом смотр, но не осматривать, опоздать словом поздно, но не опаздывать .

В слове распаивается, так и хочется написать распаЕвается. Каким правилом руководствоваться при выборе И либо Е?

Ответ справочной службы русского языка

Глаголы с суффиксом -ыва- ( -ива -) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) при отсутствии -ое-, -ев- : беседую — беседовать, заведую — заведовать. У глаголов на - ывать ( -ива ть) форма 1-го лица оканчивается на -ываю ( -ива ю) с сохранением -ые-, -ив- : осматриваю — осматривать, развёртываю — развёртывать.

Верно: распаивается распаиваю — распаивать.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему мы пишем нищЕнский и вскармлИвание? Какие правила действуют в этих случачх?

Ответ справочной службы русского языка

Написание слова нищенский проверяется в словарном порядке (по орфографическому словарю).

Вскармливание – от вскармливать. В глаголах с суффиксом -ыва- ( -ива -) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, напр.: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать. Глаголы с суффиксом -ыва- ( -ива -) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) (при отсутствии -ое-, -ев-), напр.: беседую — беседовать, заведую — заведовать, завидую — завидовать, исповедую — исповедовать, проповедую — проповедовать, бичую — бичевать, горюю — горевать; у глаголов же на -ывать ( -ива ть) форма 1-го лица оканчивается на -ываю ( -ива ю) (с сохранением -ые-, -ив-), напр.: осматриваю — осматривать, развёртываю — развёртывать, разведываю — разведывать, проведываю — проведывать. Ср.: вскармливаю – вскармливать.

Уважаемая "Грамота"! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать имя исследователя Жака -Ива Кусто: с дефисом или без? И заодно — как правильно склонять? Спасибо! С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, как образовать прилагательные от имён собственных, состоящих из двух слов: тётя Маруся, дед Шура? Стол Тёти-марусин и Дед-шурин? Какое слово пишется со строчной, какое с прописной буквы и нужен ли дефис?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы пишется вторая часть сложных прилагательных типа дяди-Васин, дяди-Стёпин, тёти-Валин, бабы-Дусин и обе части прилагательных типа Иван -Ива нычев, Анны-Петровнин.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно написать о бывшем участнике музыкальной группы "Иванушки International" -- экс-"Иванушка" или экс -Ива нушка? Или есть еще какие-то варианты?

Спасибо за ваш грамотный труд!

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Помогите пожалуйста, практически нигде не могу найти правило - Варианты типа сосредоточивать - сосредотачивать. Кратные глаголы на -ывать( -ива ть) с чередующимся корневым гласным о/а под ударением. Задания для университета, нужно много источников, нашла всего один - Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи, но справочник очень старый. Нуждаюсь в помощи! Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оба студента (Иванова -Ива новы) сдали экзамен - как в данном случае будет правильно?

Ответ справочной службы русского языка

В моей организации в текстах служебных записок и писем решительно обязывают писать сначала инициалы, а затем фамилию. Например: Диапазон выполняемых П.И. Ивановым работ постоянно расширяется. В.П. Суслов работает в обществе с 2000 года. Мне кажется это не верным. Ведь главное, на мой взгляд, фамилия, а ни неведомые имя и отчество.

Ответ справочной службы русского языка

Инициалы – это графические сокращения имени и отчества. Графическое сокращение означает, что при прочтении слово читается полностью: мы не читаем [и-и -ива нов], мы говорим либо просто Иванов, либо Иван Иванович Иванов.

В живой речи имя и отчество практически всегда предшествует фамилии (исключение – бюрократическая, канцелярская речь). Хорошая традиция – перенести этот принцип и в письменную речь.

Естественно, исключением останутся пофамильные алфавитные перечни, в которых фамилия играет организующую роль и предшествует инициалам.

Суффиксы -ива-, -ева- в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. Об орфограмме “Написание суффиксов -ива-, -ева- в глаголах” говорим в этой статье.


Правописание суффиксов -ива-, -ева-

Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.

Итак, суффикс -ева- используется в том случае, когда в форме настоящего времени первого лица глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.

Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-, который всегда ударный. Видишь ударный -ва- – смело пиши -ева-. К тому же с помощью одного из родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”

Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, -ываю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать.

Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.

Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила написания глагольных суффиксов.

Что мы узнали?

Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-. В некоторых случаях этот выбор зависит от ударности или безударности его позиции. Также есть перечень глаголов, правописание которых просто нужно запомнить. Важно также отличать эти суффикс от суффикса -ва- с предыдущим гласным корня. Правильное определение корня также помогает подобрать проверочное слово и понять, какую гласную в нем следует писать.

Читайте также: