Как президент влияет на ветви власти

Обновлено: 19.09.2024

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.


Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации [5] государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

[b]Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, обеспечивает согласованное ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
[/b]
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[6].

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

Действительно, у Президента России весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента России вне обозначенных в Конституции России ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент России, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - [b]являются функциями исполнительной власти.
[/b]
В Конституции России [b]нет понятия ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ[/b]. Правительство "осуществляет исполнительную власть в России". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

Указаний на то, что Президент входит в какую-либо ветвь государственной власти, статьи гл. 4 Конституции "Президент Российской Федерации" не содержат. Это означает, что Президент Российской Федерации выполняет функции органа, [b]координирующего действия всех ветвей государственной власти[/b], а сама Россия относится к числу республик смешанного типа (подробнее см. комментарий к ст. 80-93).

Принципиальным признаком новой президентской власти является ее стремление встать над другими властями, сосредоточить у себя функции арбитра в отношении их. Функции президента как арбитра имеют многосторонний характер. Сюда относится его координирующая роль. В России изданы некоторые специальные указы по координации действий многих государственных органов.
Цель настоящей работы - выяснить границы полномочий президента, определить конституционно-правовые основы взаимоотношений его с разными ветвями власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Президент в системе органов государственной власти России………. 5
Глава 2. Понятие функций и полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………………6
Глава 3. Полномочия президента по формированию государственных органов и назначению должностных лиц…………………………………………………….15
Глава 4. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности и внешней политики………………………………………………..22
§ 1. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности…………………………………………………………………22
§ 2. Президент и внешняя политика………………………………………..25
Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти………………. 28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список Литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Полномочия Президента РФ.doc

Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

Хотя по Конституции Президент прямо не назван главой исполнительной власти, но связан с нею тесно. Ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства. Надо обратить внимание и на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, фактически стали подведомственные все министерства. 25

Президент имеет определённые рычаги воздействия на законодательную власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение (ст.107 Конституции). Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу (ст. 109 Конституции).

Президенту принадлежит также право помилования (ст. 89 и 128 Конституции). Конституция устанавливает право Президента обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85 и 125). 27

Обеспечение взаимодействия всех органов власти в государстве, как гаранта Конституции (ст. 85 Конституции) предусматривает, что:

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (п.1 ст. 85 Конституции РФ).

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п.2 ст. 85 Конституции РФ).

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона.

4. Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания (п. б ст.89).

5. Президент осуществляет помилование (п. в ст.89).

Хотя Конституция в ст. 80 и 82 придает большое значение координационным и арбитражным направлениям деятельности Президента, однако из содержания других ее положений видно, что приоритет отдан все-таки административным полномочиям главы государства (в области внешней политики, обороны, кадров). Президент как политический лидер, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 ч. 3 Конституции), не может быть объективным и непредвзятым при оценке своего политического курса. Его главная задача состоит прежде всего в том, чтобы реализовать свою политическую программу через исполнительную власть, то есть через Правительство и другие исполнительные госорганы, которые ему непосредственно или опосредованно подчиняются и которые он фактически формирует. В этом смысле арбитражная и посредническая функции российского Президента уходят как бы на второй план при возникновении напряженности между законодательными органами и Правительством, поскольку федеральная исполнительная власть проводит в жизнь политический курс Президента.

Одной из важнейших сфер деятельности Президента Российской Федерации является его участие в формировании различных органов государственной власти.Некоторые органы формируются Президентом совместно с другими федеральными органами (Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации), а отдельные органы — единолично.

По согласованию с Государственной Думой Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации. Он назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации и освобождает Председателя Правительства от должности. В случае трехкратного отклонения Думой представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации единолично, при этом он вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Президент осуществляет общее руководство Правительством, вправе председательствовать на его заседаниях, утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органы под руководством Правительства.

Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), общественной безопасности (это органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент), и освобождает их от должности.

Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, принимает отставку Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент назначает и освобождает представителей Российской Федерации в состав Совета Федерации в количестве 10% от количества представителей субъектов РФ.

Велика роль Президента Российской Федерации в формировании судейского корпуса. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного судов. Назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного судов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации. Назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с федеральным законом.

Президент назначает и освобождает Председателя Следственного комитета, всех его заместителей по представлению Председателя Следственного комитета, а также руководителей главных следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их заместителей и иные должностных лиц, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, Государственной Думе представляет кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Президент назначает пятерых членов (одна третья часть) Центральной избирательной комиссии, до 30 представителей Российской Федерации в Совете Федерации, из них семь могут быть назначены пожизненно, формирует Совет Безопасности, Администрацию Президента, Государственный Совет, принимает активное участие в формировании Общественной палаты, после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах.

Президент Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Полномочия Президента по взаимодействию с Федеральным Собранием: Президент назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией; вносит законопроекты в Думу, а также предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации; участвует (через своих представителей) во всех стадиях законодательного процесса, подписывает и обнародует федеральные законы, имеет право отлагательного вето; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики; сообщает Государственной Думе и Совету Федерации о введении военного и чрезвычайного положения и использовании вооруженных сил за пределами страны, а Совет Федерации утверждает эти указы. Члены Совета Федерации и Государственной Думы присутствуют при принесении присяги Президентом.

Полномочия Президента в сфере деятельности органов исполнительной власти: Президенту принадлежит решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; принимает решение об отставке Правительства в целом или отдельных его членов; принимает отставку Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; может отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента.

Президент вправе отрешать от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных районов и главы городских округов по недоверию; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральным законам; может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; временно назначать и приостанавливать деятельность высших должностных лиц субъектов Федерации в чрезвычайных ситуациях; отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Полномочия Президента в сфере правосудия: решающая роль Президента в формировании судейского корпуса; Президент вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом для разрешения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, конституций республик, уставов, законов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между субъектами, не вступивших в силу международных договоров, о толковании Конституции Российской Федерации. Новая редакция Конституции Российской Федерации предоставляет Президенту право обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов до их подписания Президентом Российской Федерации, а также конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Президент осуществляет помилование.

Полномочия Президента в областивоенной безопасности: Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, Войск национальной гвардии РФ и других военизированных структур, присваивает высшие воинские и высшие специальные звания; утверждает концепцию национальной безопасности, утверждает военную, морскую и другие доктрины; утверждает план гражданской обороны; утверждает планы дислокации войск; санкционирует проведение ядерных испытаний; объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию; отдает приказ Вооруженным Силам на ведение боевых действий и применение ядерного оружия (ядерная кнопка); вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях военное и чрезвычайное положение; руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере внешней политики: Президент определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах.

Полномочия Президента реализуются через принимаемые им правовые акты. Во-первых, Президент лично или через своих полномочных представителей принимает участие во всех стадиях разработки и принятия федеральных законов, начиная от права законодательной инициативы до их подписания и обнародования. Без его подписи не может вступить в законную силу ни один федеральный закон.

Наряду с федеральными законами Президент издает собственные указы ираспоряжения. Кроме того, в новой редакции Конституции Российской Федерации к актам Президента Российской Федерации отнесены также поручения Президента. Все эти акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы, распоряжения и поручения можно считать подзаконными актами. Но многие указы издаются по вопросам, не урегулированным федеральными законами, а на основании, в соответствии и во исполнение Конституции РФ и фактически обладают той же юридической силой, что и законы. Поэтому такие указы не могут рассматриваться как подзаконные акты, хотя после принятия закона по этому вопросу указ должен быть отменен или приведен в соответствие с законом.[10]

К актам Президента относятся также его ежегодные послания Федеральному Собранию, законопроекты, направляемые в Государственную Думу, представления в Совет Федерации и Государственную Думу по кандидатурам для назначения должностных лиц, запросы в Конституционный Суд, предупреждения представительным (законодательным) органам и высшим должностным лицам субъектов Федерации, обращения к стране и к народу и др.

Кроме того, Президент как Верховный Главнокомандующий издает директивы и приказы, обязательные для исполнения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13.3. Администрация Президента
Российской Федерации

Для обеспечения деятельности Президента им формируется специальный государственный орган — Администрация Президента Российской Федерации. Возглавляет работу Администрации ее руководитель. В функции Администрации входит: подготовка законопроектов, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации; осуществление контроля за их исполнением; обеспечение взаимодействия с политическими партиями и иными общественными объединениями, с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международных организаций; обеспечение деятельности Совета Безопасности, различных советов и комиссий при Президенте; обеспечение взаимодействия федеральных органов с органами власти субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы и др. В рамках Администрации создаются различные управления, отделы, рабочие аппараты, службы помощников и пресс-секретарей.

Кроме того, при Президенте созданы: Комиссия по правам человека, Совет по местному самоуправлению, Совет по культуре и искусству, другие совещательные органы. В августе 2000 г. при Президенте создан в качестве совещательного органа Государственный Совет, в состав которого вошли все главы республик и других субъектов Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации формально не входит ни в одну из ветвей власти, в то же время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и значительным числом федеральных законов он обладает весьма широкими полномочиями во всех сферах жизни и деятельности Российского государства. Президент оказывает влияние или осуществляет непосредственное руководство деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов власти с особым статусом, всех военизированных структур. И хотя Россия формально является полупрезидентской республикой, некоторые политологи, учитывая широту полномочий Президента, называют Россию суперпрезидентской республикой.

Читайте также: