Как уже сообщалось погода была чудесная и урожай был убран вовремя

Обновлено: 04.10.2024

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УРОК № 11

Тема. Знаки препинания и интонация в сложносочиненных предложениях

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить учеников расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, изучить интонирование ССП; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Docendo discimus . — Обучая, мы учимся.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

2. Работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.

То вода уже очищалась от льдин то они опять появлялись устремлялись к океану.

Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.

Дорогу уже нельзя было разобрать но соломинки валявшиеся на ней чуть светились белым огнем и их было еще хорошо видно.

Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.

Полощется и трепещет и хлопает парус беспокойно отыскивая ветер.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Два простых предложения, входящих в состав сложносочиненного, НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ запятой, если имеют:

1) общий второстепенный член (чаще обстоятельство места или времени);

2) общее вводное слово;

3) общее придаточное предложение, относящееся к обоим предложениям, скрепленным соединительным или разделительным союзом.

1) Кое-где виднелись небольшие леса и вились овраги. (обстоятельство места кое-где является для обоих предложений общим членом).

2) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (кажется — общее для обоих предложений вводное слово).

3) Ветер стих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. (когда мы были уже в пути — придаточное обстоятельственное времени, общее для обоих предложений, связанных сочинительной связью).

В многочленных сложносочиненных предложениях с повторяющимися союзами запятая между частями ставится:

За рекой и трава была гуще, и воздух свежее. (при общем второстепенном члене — обстоятельстве места запятая разделяет части сложносочиненного предложения, так как они связаны повторяющимся соединительным союзом и).

Если во второй части сложносочинительного предложения есть значение неожиданности или противопоставления, то вместо запятой ставится тире.

Упали две, три крупные капли дождя — и вдруг блеснула молния.

Сложносочиненные предложения так же, как и предложения с однородными членами, широко распространены в произведениях художественного стиля и используются в различного рода описаниях, а также в повествовании.

Сложносочиненные предложения придают повествованию простоту и выразительность. Сочинительные союзы служат не только средством объединения двух или нескольких предложений в единое целое, но и вносят в тексты ощущения напевности, ритмической организованности.

Повторение сочинительных союзов в тексте придает описанию особую музыкальность, а иногда взволнованность и приподнятость.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

• Запишите предложения, распределяя их в четыре колонки, расставляя знаки препинания; обозначьте общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.

Предложения с общим второстепенным членом

Предложения с общим вводным словом

Предложения с общим придаточным предложением

Многочленные сложные предложения

1) Ночью шумел лес да стояла глухая тьма.

2) Изредка хрустнет ветка под ногой или пролетит пестрый дятел.

3) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.

4) Днем ветер усилился и небо нахмурилось и дождь пошел.

5) Как уже сообщалось погода была чудесная и урожай был убран вовремя.

6) Тверда его рука и ясен ум.

7) Здесь на юге сияло высокое синее небо цвела сирень и пахло летом.

8) И только что землю родную завидит во мраке ночном опять его сердце трепещет и очи пылают огнем.

• Прочитайте выразительно предложения; объясните постановку тире в предложениях.

1) Еще одно последнее сказанье — и летопись окончена моя.

2) Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами — и снова глубоко синеют небеса над освеженными полями.

3) Еще напор — и враг бежит.

4) Тут раздался легкий свист — и Дубровский умолк.

• По данному началу составить сложносочиненные предложения.

1) Взмах дирижерской палочки — и .

2) Первые аккорды — и .

4. Стилистическое редактирование.

• Исправьте ошибки, связанные с неправильным построением сложносочиненных предложений. Определите характер ошибки: неправильное употребление союза; неоправданное повторение одного союза; соединение не сочетающихся по смыслу предложений; нарушение порядка следования простых предложений в сложносочиненном; неоправданный отрыв части сложного предложения.

1) Выпал первый снег, и земля покрылась белой пеленой. И повеяло морозцем. И еще больше нахохлились воробьи.

2) Внезапно подул ветер, а листья, сорванные им, покрыли дорожки парка.

3) Пришла ночь, и затихли и звуки, и шаги, и голоса, и только иногда раздавался гудок проходящего поезда.

4) Наступил погожий осенний вечер, однако птицы еще не улетели в теплые края.

5) Он был хорошим хоккеистом, зато Сережа не умел прыгать через планку.

5. Лингвистическое исследование.

• Выразительно прочитайте предложения; выясните, каковы смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений с союзом и; расставьте знаки препинания.

1) Был сентябрь и вечернее солнце пахло осенней пылью.

2) Конечно, я был кругом виноват и все же кара наложенная на меня была как мне кажется слишком суровой.

3) Шевельнул гонец уздою шпорою прикольнул и помчался конь стрелою к избам завернул.

(Союз и, употребленный в сложных предложениях, придает им различные смысловые отношения: причинно-следственные, противительные, результативные, одновременности или последовательности действий.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Какие предложения называются сложносочиненными?

2) Какими союзами связываются части сложносочиненного предложения?

3) Какие смысловые значения можно выразить в сложносочиненном предложении с соединительными союзами (разделительными, противительными)?

4) Как обособляются части, входящие в сложносочиненное предложение?

5) Когда запятая не ставится в сложносочиненном предложении?

6) Когда ставится тире в сложносочиненном предложении?

Вывод. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых части могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.

В зависимости от значения и скреп сложносочиненные предложения делятся на три группы: 1) с соединительными союзами (перечисляются явления, которые следуют одно за другим); 2) с разделительными союзами (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких); 3) с противительными союзами (одно явление противопоставляется другому).

Части сложносочиненного предложения отделяются запятыми. Два простых предложения, входящих в состав сложносочиненного, не разделяются запятой, если имеют нечто общее: второстепенный член, вводное слово, придаточное предложение. В многочленных сложносочиненных предложениях с повторяющимися соединительными и разделительными союзами запятая разделяет все простые предложения в составе сложного.

Если во второй части сложносочиненного предложения есть значение неожиданности или противопоставления, то вместо запятой ставится тире.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить или выписать из художественной литературы по 2 сложноподчиненных предложения с общими второстепенным членом, вводным словом, придаточным предложением; одно многочленное сложное предложение; одно сложносочиненное предложение с тире.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Запятая не ставится перед сочинительным союзом

1)Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения

2)Если есть общее придаточное предложение

(возможно не правильно)(скорее всего не правильно)

+

быть человеком это не только есть, спать, ходить, лежать и передвигаться, быть человеком это не что большее, чем люди себе представляют.

есть даже такая сказка-"баранкин, будь человеком".следовательно из этой сказки мы берем, что человек должен быть образованным и умным. не один нормальный человек не сможет пройти мимо умирающего человека, больного котенка-значит человек еще должен быть добрым и заботливым. и еще человек должен быть аккуратным. он должен чистить зубы, менять одежду, мыться.

значит человек должен соблюдать все эти пункты, но некоторые люди могут и для себя что-нибудь важное придумать.

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

Надо закончить высказывания таким образом, чтобы получились сложноподчинённые предложения. надо построить смехы предложения 1)илья подошёл к окну и 2)я так ничего и не 3)друзья час.

Категория

Используя данные толковых словарей, объясните различия в значении следующих паронимов. с каждым из слов составьте и запишите предложение. паронимы – это слова, сходные по звучанию.

Категория

Категория

Расставьте знаки препинания. объясните их расстановку. 1. лес весь разукрашен в желтые красные золотистые краски осени. 2. деревья понемногу выступали из тьмы. вдруг по вершинам их.

Категория

Сделать фонетический разбор слов: почётный, местность, тишина. образец: п - согласный,глухой, парный, твердый, парный о - гласная безударная.

Категория

Взоопарке было шумно и весело. из клетки медведь выпрашивал кусочки.бегемота сторожиха загоняла метлой в домик.ногой топал слон.лось стоял на холме.павлин распушил свой красивый хв.

________________ предложение –
это __________ предложение, части
которого соединены
___________________________
союзами и грамматически ___
зависимы друг от друга, то есть
находятся в отношениях ____________
(равнозначности).

4. [Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит].

Сложносочинённое предложение –
это сложное предложение, части
которого соединены
сочинительными союзами и
грамматически не зависимы друг от
друга, то есть находятся в отношениях
равноправия (равнозначности).
[Прозрачный лес один чернеет], и [ель
сквозь иней зеленеет], и [речка подо
льдом блестит].

•Назовите основные виды
сложного предложения.
•В чем сходство и различие
между видами сложных
предложений?
• Какими способами соединяются
простые предложения в составе
сложного?

виды
ССП
ССП с
соединительными союзами
ССП с
разделительными союзами
ССП с
противительными союзами
и, да(=и), ни…ни,
тоже, также
то…то, или (иль),
либо, то ли…то ли,
не то…не то
а, но, зато
не только…но,
да (=но), однако
одновременность,
последовательность,
причина
чередование,
взаимоисключение
сопоставление,
противопоставление

7. Какие сочинительные союзы вы знаете? На какие группы они делятся?

8. Внимание.

9. Внимание! Определите, какое из предложений простое:

1. Залает пёс домовой, иль ветерок
зашелестит в листах темнеющей
дубравы, иль птица робко пролетит
(Н.Языков)
2. То солнце тусклое блестит, то туча
чёрная висит (Н.Некрасов)
3. В темноте были видны очертания
не то человека, не то животного.

10. Внимание! Определите, какое из предложений простое:

1. Залает пёс домовой, иль ветерок
зашелестит в листах темнеющей
дубравы, иль птица робко пролетит
(Н.Языков)
2. То солнце тусклое блестит, то туча
чёрная висит (Н.Некрасов)
3. В темноте были видны очертания
не то человека, не то животного.

11. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз

(знаки препинания не проставлены):
Солнце сияло море же было неспокойно.
То мальчики начинали шуметь то девочки
хныкали.
Он или забавлял нас рассказами или играл
с нами но мы были ко всему равнодушны.
Внезапно старичок заговорил звук его
голоса также удивил меня.

12. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз


[Солнце сияло], [море же было неспокойно].
То [мальчики начинали шуметь],
то [девочки хныкали ].
[Он или забавлял нас рассказами, или играл
с нами], но [мы были ко всему равнодушны].
[Внезапно старичок заговорил], [звук его
голоса также удивил меня].

13. Закрепление материала

• Паду ли я, стрелой пронзённый, иль
мимо пролетит она (А.С.Пушкин)
• В скользящей зыби пруда плавала не
то утка, не то грачонок еле держался
на распластанных крыльях
(А.Н.Толстой)

14. Разделительные союзы (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких).

15. Противительные союзы (одно явление противопоставляется другому).

А, но, да(=но), однако, зато, же.
Жизнь пернатых начала замирать,
зато стала просыпаться жизнь
крупных четвероногих.

16. Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы:

И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако,
либо, или(иль), тоже, также и др.
Сверкнула молния, и послышался удар
грома.

1) ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ
В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ.
2) В ЛЬДИСТОМ, НЕОБЫКНОВЕННО СИНЕМ
НЕБЕ ПОДНИМАЛОСЬ СОЛНЦЕ, НО ИНЕЙ НА
ПРИБРЕЖНОЙ ТРАВЕ ЕЩЁ НЕ РАСТАЯЛ.
3) НЕ ТО ДОЖДЬ ПОШЁЛ, НЕ ТО ВОРОБЬИ
ПРОБЕЖАЛИ ПО КРЫШЕ ВЕРАНДЫ.

1) [ГРОЗА ПРОШЛА], И [ВЕТКА БЕЛЫХ
РОЗ В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ].
(Последовательность)
2) [В ЛЬДИСТОМ, НЕОБЫКНОВЕННО
СИНЕМ НЕБЕ ПОДНИМАЛОСЬ СОЛНЦЕ],
[НО ИНЕЙ НА ПРИБРЕЖНОЙ ТРАВЕ ЕЩЁ
НЕ РАСТАЯЛ. (Противопоставление)
3) [НЕ ТО ДОЖДЬ ПОШЁЛ], [НЕ ТО
ВОРОБЬИ ПРОБЕЖАЛИ ПО КРЫШЕ
ВЕРАНДЫ].
(Взаимоисключения)

Сложносочинённое предложение
Группы сочинительных
союзов
Смысловые отношения между
частями сложносочинённого
предложения
Соединительные
союзы
и, да = и, ни. ни, тоже, также
1. Одновременность действий.
2. Последовательность действий.
3.Причинно-следственные
отношения
2. Разделительные союзы
1. Чередования.
2. Взаимоисключения
то. то, или (иль), либо. либо, не
то. не то, то ли. то ли
3. Противительные союзы
Одно явление сопоставляется с
другим или противопоставляется
а, не только. но и, но, да = но, ему
однако, зато

ДОПОЛНИТЕ
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ССП ТАК,
ЧТОБЫ ОНИ ВЫРАЖАЛИ:
1) одновременность явлений:
Звенят на ветру лиловые колокольчики,
и…
Над нами летят косяки гусей, и . ;
2) причинно-следственные отношения:
Незаметно подкралась осень, и …
Утром ударил мороз, и . ;

1. ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
ССП
СВЕТАЛО, И СВЕТ ЕЩЁ НЕ ПОГАШЕННЫХ НА
ШОССЕ ФОНАРЕЙ БЫЛ УЖЕ НЕ НУЖЕН
а) причинно-следственные
б) последовательность действий
в) одновременность
г) сопоставление

2. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВНОСИТ СОЮЗ И В
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПЕРВЫЕ ПАРОВОЗЫ ПОТРЯСЛИ МОЁ
ВООБРАЖЕНИЕ, И МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СОЗДАВАТЬ
ЭТИ УМНЫЕ МАШИНЫ?
а) одновременность явлений
б) последовательность
в) чередование
г) противопоставление

3. НАЙДИТЕ ОШИБКУ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ
СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал.
(Одновременность событий.)
б) Дверь отворилась, но никто не вошёл.
(Противопоставление событий.)
в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу
заскользила по глади озера. (Последовательность
действий.)
г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно
уйду. (Взаимоисключение действий.)

25. Задание №1. Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его.
(Л. Толстой)
2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких
дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов)
3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только
идти но местами трусить…
(В. Солоухин)
4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях
на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин.
(Б. Полевой)
5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные
ликером узкие рюмки.
(Ю. Гаецкий)
6. Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к
пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы.
(Л. Толстой)

26. Задание № 1 (продолжение)

7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с
огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах
прочь в глубину двора. (К. Паустовский).
8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству и не удальство а
только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)
9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их
прочитать.
10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала
снег по дороге. (Н. Петухов)
Являются сложносочинёнными предложения: 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10.

27. Запятая не ставится:

• Если части сложного предложения имеют
общий второстепенный член предложения:
Сейчас [брызнет майский дождь] и [начнётся
гроза]…
• Если есть общее придаточное предложение:
(Едва рассвело), [нас разбудили] и [мы
отправились в путь].

•Если оба простых в составе ССП - это либо два
вопросительных, либо два восклицательных, либо два
побудительных предложения. (Общая интонация)
Например: Когда необходимо выполнить работу и каков примерно
её объём?
•Если два простых предложения в составе ССП - это назывные
предложения.
Например: Хриплый стон и скрежет ярый.
•Если оба простых - неопределённо-личные предложения,
причём действие совершается одним и тем же предметом.
Например: Учащимся долго объясняли их права на экзаменах и
после объяснения раздали материал.
•Если два простых – это безличные предложения, но в составе
сказуемых имеются слова-синонимы.
Например: Не нужно попусту тратить время или же
следует распределять его рационально. (Здесь слова –
синонимы не нужно и следует).

29. Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится (знаки

препинания расставлены).
1.Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и
деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)___________________
2. С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите на
нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)________________________
3.Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили
из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой
жизнью, особой от жизни игравших в них людей.
(Л. Андреев)_________________
4.Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран
вовремя.
____________
5. Где живёт правда и как её найти?

30. Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится (знаки

препинания расставлены).
1.Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и
деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)
общий второстепенный член
2.С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите на
нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь) общий второстепенный член
3.Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили
из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой
жизнью, особой от жизни игравших в них людей.
(Л. Андреев) общий второстепенный член
4.Если ты вспомнишь, то погода была чудесная и урожай был убран
вовремя.
общая придаточная часть
5. Где живёт правда и как её найти?
одинаковая (вопросительная) интонация

31. Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей.

1. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела
птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________
2. А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину.
(А. Блок)________________
3. Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и
лаял. (А. Чехов)___________
4. В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на
счётах. (Ю. Домбровский)___________
5.
Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий
золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________
6. Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу
пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________
7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение
глаз не изменилось._______________

32. Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей.

1. А туманы сами рвались в клочья, и горели звёзды днём и ночью, и звенела
птица – троеглазка, и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев) ___4___
2. А ветер крепчал, и над морем звучало, и было тревожно смотреть в глубину.
(А. Блок)_________3_______
3. Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он всё стоял поодаль
и лаял. (А. Чехов)_____4______
4. В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на
счётах. (Ю. Домбровский)______2_____
5. Было тихо и темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий
золотой свет и переливался радугой в сетях паука. (А. Чехов)____3________
6. Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковёр жёлтой листвы, и в лесу
пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____3________
7. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое
выражение глаз не изменилось. _____2_________

33. Вставьте запятые, сделайте синтаксический анализ предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.

• Ночью долго бушевала гроза и лил
дождь как из ведра.
• У Евсеича сорвалась
большая рыба и
щука
удочку.
какая-то
оторвала

34. Прочитайте текст и выполните задания. (1) За лето сопрела от сырости нежилая Васина избушка. (2) Обвалился в ней потолок,

35. Задания: - Выделите основную тему отрывка. - Перепишите предложения 11 и 14, расставив знаки препинания. Подчеркните

36. Прочитайте текст и выполните задания. (1) За лето сопрела от сырости нежилая Васина избушка. (2) Обвалился в ней потолок,

37. АЛГОРИТМ: -ВНИМАТЕЛЬНО прочитать задание, обратив внимание на ключевые слова: ЦИФРА или ЦИФРУ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ССП; -найти

• Что нового узнали?
• Какие союзы встречаются в ССП?
• Какие союзы относятся к
соединительным?
• Какие значения могут иметь
сложносочиненные предложения?
• В каком случае запятая между
предложениями в ССП не ставится?

Между простыми предложениями,
входящими в состав
сложносочиненного предложения
(с соединительными, разделительными
или противительными союзами)
запятая ставится.

Если предложения, входящие в состав
сложносочиненного предложения
(с соединительными или
разделительными союзами), имеют
общий второстепенный член, общую
придаточную часть или общую
интонацию, то между ними
запятая не ставится.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .


Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные (перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Разделительные союзы (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Противительные союзы (одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение: (Едва рассвело), нас разбудили и мы отправились в путь..

Задание №1. Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)

Задание № 1 (продолжение) 7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский). 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) 9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________

Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица – троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________

Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.

Что ты хочешь узнать?

Ответ


Ответ:

1. Во доме все окна были закрыты, дверь же была распахнута настежь. подлежащее-окна; дверь; сказуемое-были закрыты; была распахнута. это бессоюзное предложение

2.сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. подлежащее- молния; удар; сказуемое -сверкнула, послышался. предложение сложносочинённое.

3. мы не могли добраться до города, потому что река разлилась и снесла мост. подлежащее- мы, река; сказуемое – не могли добраться, разлилась и снесла. предложение сложноподчинённое.

4. нежно и печально охали лягушки, да плескалась рыба в пруду. подлежащее- лягушки, рыба, сказуемое – охали, плескалась. предложение сложносочинённое.

5. странный старичок заговорил очень протяжно, звуки его голоса изумили меня. подлежащее- старичок, звуки, сказуемое- заговорил, изумили. предложение бессоюзное.

6. то светило солнце, то шел дождь. подлежащее- солнце, дождь, сказуемое- светило, шел. предложение сложносочиненное.

7.поднялся такой ветер, что деревья зашумел и закачались. подлежащее-ветер, деревья. сказуемое – поднялся зашумели и закачались. предложение сложноподчинённое

Ответ

Ответ:

1. В доме все окна были закрыты, дверь же была распахнута настежь. [ -=], [-=]. Бессоюзное

2. Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. [=-], и [=-]. Сложносочинённое

3. Мы не могли добраться до города, потому что река разлилась и снесла мост. [-=], потому что (-=). Сложноподчинённое

4. Нежно и печально охали лягушки, да плескалась рыба в пруду. [=-], да [=-]. Сложносочинённое

5.Стрвнный старичок заговорил очень протяжно, звуки его голоса изумили меня. [-=], [-=]. Бессоюзное

6. То светило солнце, то шел дождь. То [=-], то [=-]. Сложносочинённое

7. Поднялся такой ветер, что деревья зашумели и закачались. [=-], что (-=). Сложноподчинённое

Ответ или решение 1

Выберем из заданных вариантов предложение, в котором слово ТО является местоимением.

а) В данном предложении ТО. ТО является разделительным союзом.

б) В данном предложении ТО является указательным местоимением, указывающим какое было задание.

в)В данном предложении ТО является частью подчинительного условного союза ЕСЛИ. ТО.

Читайте также: