Как влияет детский сад на ребенка

Обновлено: 28.09.2024

Также ученые протестировали две тысячи детей от 6 до 12 лет и выяснили, что те дети, которым не доставало родительского внимания, более подвержены агрессии, депрессиям, тревожности. А дети, что растут в неполных семьях, в три раза чаще страдают от расстройств психики.

Выходит, посещение детского сада действительно негативно влияет на ребенка. И, чем младше малыш, тем серьезнее могут быть последствия. Почему так происходит?

1. Чадо в таком юном возрасте еще не готово к разлучению с матерью. Как физически, так и психологически. Не удивительно, что его психика может реагировать подобным образом.

2. Страх и стресс мешают ребенку продолжать развиваться в том же темпе, в котором он развивался дома. Да, развитие все еще продолжается, но его качество ухудшается.

4. Кроме того, продолжительное нахождение в детском саду способствует нарушению связи с семьей. Благодаря этому могут возникнуть трудности общения с ребенком в более взрослом возрасте. 2-3 года – тот возраст, когда детям и родителям необходимо научиться говорить друг с другом и понимать друг друга, выражать свои эмоции и чувства словами, предотвращать конфликтные ситуации.

5. Дети этого возраста не приспособлены и не готовы к одиночному вступлению в коллектив сверстников. А у воспитателя не всегда хватает времени помочь адаптироваться каждому. По итогу очень часто бывает так, что два ребенка построили из лего домик, а третий подошел и сломал его. И научился тому, что: кто сильнее, тот и прав. Вкупе со стрессом не несет ничего хорошего, короче говоря.


Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.

Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.

В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.

Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.


Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.


Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.


Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.


Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.


Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.


Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.


Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.

Что в итоге получилось?

Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.

На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

Ещё почитать по теме

Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?

Есть три ключевых фактора, которые определяют общее развитие ребенка и развитие речи в частности: медицинский (состояние здоровья), когнитивный (генетически-обусловленные психические способности) и психосоциальный (атмосфера, в которой растет и воспитывается малыш, включая бытовые условия, а также процесс взаимодействия с членами семьи и социумом).

Пик родительской обеспокоенности по поводу гармоничного развития возникает, как правило, ближе к 2 – 2,5-летнему возрасту ребенка. Отвечая на приеме на вопросы мам и пап, почему их чадо не ест самостоятельно, не ходит на горшок или почти не разговаривает, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач задает встречный вопрос: посещает ли малыш детский коллектив?

Мы спросили у врача, какое отношение имеет детский сад к развитию ребенка в целом и развитию речи в частности и почему его посещение важно для постановки правильного диагноза.

Роль детского сада в развитии ребенка

Основа развития ребенка – имитация

Основа развития ребенка – имитация

Если говорить очень утрированно, процесс развития ребенка в части обучения, приобретения необходимых навыков, развитии и совершенствовании высших психических функций базируется на двух китах: зрительном и слуховом восприятии и последующем воспроизведении. Все то, чему малыш обучается по мере взросления, вся его деятельность – по сути имитация. Он слушает и повторяет. Смотрит и делает.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Зачем ребенку детский сад

Возникает закономерный вопрос: зачем тогда ребенку детский сад и как он может помочь, если имитации действий членов семьи должно быть достаточно?

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй

Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека.

Зеркальные нейроны - специфический тип сенсомоторных нейронов, участвующих в процессе как выполнения моторного акта, так и в зрительном восприятии аналогичного моторного акта, выполняемого другим индивидом.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

— При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?

Влияние детского сада на ребенка

– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.

– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.

– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.

– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.

– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.

– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.

– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.

Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.

Новое видео:

Новое видео:

Читайте также: