Как выбрать логопедический детский сад

Обновлено: 07.07.2024

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа.

Есть детские сады, где все группы речевые.
Есть — где только группы с ЗПР.
Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида.
Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная Психолого-медико-педагогическая комиссия. Адреса и телефоны окружных ПМПК в г. Москве можно посмотреть здесь.

Что конкретно нужно сделать:

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

-невропатолога (для детей младше 3 лет),

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
    — детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    — логопеда районной детской поликлиники,
    — отоларинголога районной детской поликлиники,
    — окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.
Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

— общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

— фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 — 12 звуков);

— нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт.

Необходимость водить ребенка в специализированный логопедический сад устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Раньше направление на прохождение комиссии выдавал логопед при осмотре ребенка в детском саду или врачи районной поликлиники, прежде всего, невролог. Теперь, если родители видят необходимость в специализированном обучении, они могут самостоятельно подать заявление в ПМПК.

Оформление в логопедический детский сад – процесс небыстрый и требует подготовки определенных документов. Мы предлагаем вам оптимальную, на наш взгляд, пошаговую тактику подготовки к ПМПК и дальнейшей постановки в очередь в логосад.

Шаг 1. Запись на прием в ТПМПК. Необходимо узнать адрес комиссии, где проходит обследование. Такие комиссии есть в каждом районе города. Записаться на прием можно очно, приехав в рабочие часы, или через сайт. Поскольку желающих пройти комиссию много, дату вам назначат спустя месяц или полтора, за это время вы успеете подготовить все документы. Также рекомендуем вам обращаться в самом начале учебного года, так как с 1 февраля уже начинают формироваться списки детей в группы на следующий учебный год. Обращаем ваше внимание на то, что в летние месяцы ПМПК не работает, поэтому самое благоприятное время для обращения – с сентября по февраль.

Шаг 2. Посетить невролога районной поликлиники. Невролог должен выдать медицинское заключение о наличии и характере нарушений, требующих пребывания ребенка на специализированном обучении. Важное условие – врач должен поставить четкий диагноз, который есть в перечне МКБ. Это может быть алалия, дизартрия, логоневроз и другие заболевания, требующие коррекции.

Шаг 3. Посетить педиатра и попросить подготовить подробную выписку из истории развития ребенка. В некоторых ТПМПК для этого есть специальные бланки, которые можно скачать на сайте комиссии или взять при очном посещении, в других случаях выписка подготавливается на листе формата А4. Важно не забыть поставить потом на ней печать учреждения, выдавшего выписку. Ее, как правило, родители сами проставляют в страховом столе поликлиники, но лучше уточнить это у педиатра.

Шаг 4. Взять документы из детского сада. От воспитателей необходимо получить справку о том, что ребенок действительно посещает сад, а также характеристику на ребенка. На документах должна быть подпись заведующей и печать учреждения.

Шаг 5. Подготовка остальных документов.

От родителей также понадобятся:

  • Заявление о проведении обследования в ТПМПК
  • Заявление на прохождение ПМПК
  • Согласие на обработку персональных данных и осмотр ребенка специалистами (невролог, психиатр, ортопед, педиатр). Данные бланки являются стандартизированными, выдаются в ТПМПК. Также их можно скачать на сайте комиссии. Во всех заявлениях необходимо указывать дату непосредственной подачи документов.
  • Документы, удостоверяющие личность (для ребенка – свидетельство о рождении и его копия, для родителя – паспорт или документ, заменяющий его).

Шаг 6. Пройти ПМПК. Со всеми документами необходимо приехать на комиссию к назначенному времени. Вся процедура займет не больше 15 минут. По итогам комиссия должна выдать заключение о необходимости логопедического сада или дать рекомендацию посетить комиссию через год.

Шаг 7. Выбрать логопедический сад и встать в очередь будущих воспитанников. Не во всех районах имеются специализированные учреждения, в некоторых государственных детских садах есть логопедические группы. После того, как родители определились с желаемыми садами, необходимо подать заявление о зачислении или переводе ребенка в логопедический детский сад. В лучшем случае ребенок начнет посещать логопедический сад с нового учебного года. Когда мест недостаточно, можно ждать и год, и два (при не очень сложных диагнозах дети посещают логосад только год или два – перед школой).

О плюсах и минусах логопедических садов можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.

Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.

Что такое логопедическая спецгруппа?

Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.

Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:

В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.

Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия

Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:

  1. В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
  • В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
  • Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
  • Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
  • Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
  1. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
  • Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
  • Есть логопедический кабинет или уголок.
  1. В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
  2. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в спецгруппу?

В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

Часто вижу вопросы у себя в блоге, да и в интернете, о том, как попасть в логопедический сад и насколько сложно это сделать.

Мы посещаем логосад ровно с трёх лет. Все процедуры с ПМПК проходили 3,5 года назад. Конечно, что-нибудь могло изменится за это время, но думаю, всё равно кому-нибудь будет интересно почитать наш опыт.

Первые шаги

Для начала нужно найти в городе логопедический сад, где есть группы на ваш возраст.

Большинство логосадов принимают детей только с 4 лет. Но существуют и исключения, где есть младшая логопедическая группа для возраста с 3 до 4 лет. Если вы проходите комиссию в период с 2 до 3, вам как раз такая группа и нужна.

Далее нужно через Госуслуги встать в очередь логосад. Логосад - это компенсирующее дошкольное учреждение, поэтому при подаче заявления вас попросят прикрепить справку от ПМПК. Сделать это можно сразу же, если справка у вас уже есть на руках, или позже, после того, как пройдёте комиссию. Конечно, лучше прикрепить справку сразу же, как только появится такая возможность, чтобы вы наверняка попали тогда, когда вам нужно.

Как попасть на ПМПК и получить справку

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) по своему названию как бы предполагает наличие всех этих специалистов. По факту оказывается так, что на комиссии присутствуют только педагогические работники. Если мы говорим о ТНР (алалия, дизартрия и другие нарушения речи), то сидят логопед и психолог. Если о ЗПР/УО дефектолог и психолог и т.д.

За всё время, что мы проходили комиссии (а мы их проходим каждый год, чтобы продлили пребывание в логосаду) я ни разу не видела там медицинских работников (неврологов, психиатров). Может они там и есть, но заключения ПМПК в нашем случае строились на базе принесённых нами медицинских справок. Наслышана от родителей из других регионов, что там аналогичная ситуация.

Справки от врачей являются для ПМПК основным ориентиром для рекомендаций. Поэтому, если вы хотите в логосад, справка от невролога/психиатра должна содержать речевой диагноз - на ранний возраст это алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная), дизартрия, серьёзная ЗРР.

Однако, аутистам тоже можно выбить направление в логосад - я знаю такие примеры. Это реально, если у ребёнка нет явных проблем с невербальным интеллектом, справка от психиатра не содержит противопоказаний к посещению детского сада и при этом есть выраженные трудности с речью.

Комиссии будет две. Первая комиссия отборочная . На отборочной отсеивают тех, кто рано пришёл или пришёл без документов. Например, некоторые родители приводят детей уже в 1,5 года, потому что считают, что раз ребёнок не говорит, ему нужно в логопедический сад. Таких ранних посетителей разворачивают и смотрят только тех, у кого в наличии не собственные подозрения, а справка от врача.

Кстати, с собственными подозрениями ПМПК тоже смотрит, но в более позднем возрасте - у нас в отделе образования был озвучен возраст от 2,8. Также на отборочной комиссии выдают "бегунок" - список врачей, которых нужно пройти перед итоговой комиссией.

Через несколько недель, собрав все документы и справки от врачей, вы идёте на итоговую ПМПК . Здесь и будут определять нуждается ли ребёнок в логопедических занятиях и выдадут окончательное заключение.

Что спрашивают на ПМПК?

На возраст 2,3 (это была наша первая комиссия) просили собрать простые рамки вкладыши, пирамидку, показать цвета, пазлы из 2 деталей, сказать как зовут, показать где мама и папа, показать на пальцах сколько лет.

На отборочной комиссии сын был в плохом настроении, так как нам пришлось долго ждать (полтора часа), было много людей, он устал и хотел спать. В итоге когда мы зашли в кабинет, Лёва напрочь отказался общаться с "тётями", ничего не собрал и не показал. Отборочная комиссия сходу влепила нам "ЗПР, АЧ, избирательный контакт".

Это стало для меня уроком. Поэтому перед итоговой комиссией мы специально построили распорядок дня так, чтобы ребёнок прямо перед ней выспался, набрали с собой новых развлекух и игрушек, с которыми ребёнок пока не играл, а пока я ждала в очереди, наш папа гулял с сыном по улице, чтобы ему не надоело долго торчать в помещении.

На итоговой комиссии нас попросили сделать всё то же самое - пирамидка, пазлы и прочее. На самом деле, как я поняла из неоднократных прохождений ПМПК, совершенно неважно, чтобы ребёнок выполнил абсолютно всё. Нужно чтобы сделал хоть что-то с игрушками и при этом говорил очень плохо или вообще ничего, показав, грубо говоря, что с невербальным интеллектом у него более-менее, а вот с речью беда.

Например, всё, что смогли мы - надеть несколько колец от пирамидки и вставить вкладыши на место и то, только потому, что мы до этого уже несколько месяцев ежедневно тарабанили эти знания на наших домашних занятиях. Ни маму-папу, ни сколько лет сын не показал и не рассказал. Да и вообще, на речь и любые попытки поговорить с ним, никак не отреагировал. Но в общем-то это и нужно было - специалисты увидели, что да, ребёнок действительно не говорит и речь не понимает. Поэтому заключение о необходимости логопедического сада нам дали без вопросов. А из-за наших ухищрений со сном и развлечениями поведение сына было намного лучше и заключение обошлось без всяких ЗПР и избирательных контактов.

Дальше мы просто прикрепили заключение на госуслугах и дождались весны, когда нас пригласили уже в сад с документами.

Имейте ввиду, что если вас не устроит заключение ПМПК и вы уверены, что там ошиблись (а такое, к сожалению, не такая уж редкость, с учётом того, что детей 5-10 минут впервые в жизни смотрят незнакомые люди), заключение можно оспорить в вышестоящей, центральной ПМПК (ЦПМПК) и даже в суде.

Читайте также: