Какая закономерность прорастания семян была исследована с помощью фольги

Обновлено: 05.10.2024

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите

Решение

• В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.

• Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.

• В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.

• В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.

Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

До поры, до времени не сеют семени

Один день год кормит

Что посеешь, то и пожнёшь

От плохого семени не жди хорошего племени

Цель: изучение условий прорастания семян.

· познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростом проростков,

· развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

· развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ;высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

· развивать умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД) развивать умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах ; (познавательные УУД)

· развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,

· обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, и природными объектами

· воспитывать уважение к труду

Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян ; чашки Петри с проросшими семенами.
презентация к уроку, инструктивная карта.

Тип урока: комбинированный (урок-исследование)

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Вступительное слово учителя:

- Ребята, а хотите увидеть чудо?

- Что мы такое с вами наблюдали?

(прорастания семян (ускоренный просмотр видео съемки)

- Посмотрите, как эти маленькие проростки упорно и настойчиво тянутся вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как росточки к свету. А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования.

- На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте их заранее поблагодарим за поддержку.

- Скажите, пожалуйста, ребята, что вы видите у себя на столах? (семя и проросток).

- Чем они отличаются?

- Почему одно семя проросло, а другое нет? (нет необходимых условий).

Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными?

Как узнать, при каких именно условиях начинается прорастание?

Что нужно сделать для решения этой для решения этой проблемы?

Нужно поставить эксперименты

Сформулируйте цель исследования : изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их

А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать растения – и жителям сельской местности и горожан, имеющих дачи или выращивающих растения на балконах.

- Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какие же условия необходимы для прорастания семян.

Давайте вспомним этапы проведения исследования. Кто забыл у вас на столах есть памятки.

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

Проверка дом.задания

(проверочная работа на листах)

Оценивание результатов

Дополнительные вопросы:

Рассказ о строении семян двудольных и однодольных растений.

- Что общего у семян однодольных и двудольных растений? (наличие семенной кожуры, питательных веществ и зародыша).

- Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений? (у однодольных семян одна семядоля, у двудольных- две семядоли)

- Где хранится запас питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений? ( у однодольных семян запас питательных веществ хранится в эндосперме, у двудольных в семядолях).

Итак, давайте по рассуждаем над каждым словом темы.

Условия (- это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; - это требования)

Прорастание –(это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка .

Семя. – Что мы знаем о семени? (Орган размножения семенных растений).

Попробуем сформировать гипотезы . ( запись на доске, на слайде)) Мы предположили, что для прорастания семян необходимы:

питательные вещества

Формулируем задачи ( ищем пути решения) (запись задач на доске)

Проверить гипотезы опытным путем

выполнить исследовательское задание

Рассказать об опыте. Дать объяснение полученных результатов.

Поиск информации, получение новых знаний по теме

В конце работы сделать вывод

Итак, пытаемся наши гипотезы опровергнуть или подтвердить.

Дома вы выполняли опыты.

1.Выступление первого эксперта:

Влияние воды на прорастание семян

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

- Итак. Делаем вывод. (Для чего нужна вода ? (учебник с.34))

Вывод:вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

2.Выступление второго эксперта:

Изучение необходимости кислорода для прорастания семян .

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

- Кислород нужен для прорастания семян? (с.35)

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

(Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода происходит высвобождение энергии для роста зародыша. Дышат и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.)

Что написано на пакетиках ваших семян?

3. Выступление третьего эксперта .

Влияние температурных условий на прорастание семян.

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

- На прорастание семян влияют температурные условия. (учебник с.35)

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

4. Выступление четвертого эксперта .

Влияние света на прорастание семян

Для эксперимента были одновременно посажены семена фасоли в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью.

- Нужен свет для прорастания? ( учебник с.36)

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету так как лучи красного или синего света угнетают появление проростков, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Для большей части семян присутствие света необязательно.

Еще одна гипотеза – питательные вещества (слайд )

Эту гипотезу будем подтверждать или опровергать вместе. Приступаем к сбору информации. Где вы его можете найти? ( в учебнике, дополнительно информация в Интернете, из опыта людей и др)

Работа по учебнику – с. 35

Показ слайда с проростками с целыми семядолями и удаленными частями семядолей.

Какой вывод можно сделать по этому опыту?

(Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый).

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

- Итак, какие гипотезы подтвердились, а какие нет. Какие условия необходимы для прорастания семян? (вода, воздух, тепло, питательные вещества)

Какие не играют большой роли? (свет и почва)

Общий вывод. Записываем

Поставьте себе оценку за отчет по опыту( в листе в окошечке)(Приложение)

А сейчас я предлагаю вам решить следующую задачку.

Задача: Сельский житель, соблюдая все перечисленные ранее условия, посеял весной семена одного из огородных растений, однако большинство их них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу?

Гипотезы…..( глубоко закопали, плохая земля)

А от чего еще могло так произойти? (не все семена всхожие, т.е. погибли)

- Для того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем называются всхожими (записываем в тетради).

Всхожесть семян — это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянных семян.

определение всхожести, способы в быту (пример с семечками подсолнуха и др.)

Объединяемся в группы(пары) Задание для каждой пары у вас имеются на столах. Я даю вам на это 3-4 минуты. (по учебнику)

1 пара На какую глубину можно заделывать семена? (с.36)

2 пара Сроки посева семян (с.36)

Кто будет отвечать из пары? Пожалуйста, спикеры, слушаем вас.

Отчет. (заслушиваем группы) Записываем в тетрадь.

1.Глубина зависит от размера семени, качества почвы

Растения

теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.

холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

2.Сроки посева

Одним растениям для прорастания семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.

а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.

б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

Какие семена можно садить раньше других?

Самооценка – Посовещайтесь и решите, кто из вашей пары работал немного лучше и сделал больший вклад в ваше исследование.

Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

(- Не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания. Семена яблони, клёна и других растений нуждаются в длительном периоде покоя. Благодаря этому кратковременные зимние оттепели не вызывают прорастания семян, иначе проростки могли бы погибнуть при первом заморозке, т.е. период покоя даёт возможность пережить неблагоприятные условия жизни.)

- Спасибо вам, юные исследователи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?

- Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша.

- А какое практическое значение имеют эти знания?

-Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

- А как правильно хранить семена в домашних условиях?( в сухом месте, в тканевых или бумажных пакетах, в прохладном или теплом месте)

Я предлагаю вам научиться делать пакетики для семян из бумаги. ( из бросового материала: газета, черновики)

Мастеркласс Пакетик для семян

- А сейчас проверим ваши знания, как вы их сумеете применить.

Тест на листочке, самопроверка

Выводы по уроку:

- Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.

-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.

-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.

· Какую цель мы ставили перед уроком?

· Достигли поставленной цели?

· Перечислите условия необходимые для прорастания семян.

· Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить?

· Что на уроке было интересным?

· Что на уроке было важным?

· Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

(на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)

Каждый из вас по-разному работал на уроке, сложите ваши результаты в общий и поставьте итоговую оценку в конце листа (проверочный тест + отчет по опыту +оценка в группе)

Домашнее задание: оформить работу в виде презентации

Выясните, какие приметы посева семян знают ваши родственники. Словарь: скарификация, стратификация

Дополнительная задача (для оставшегося времени)

Известно, что при прорастании семян в них происходят внутренние и внешние изменения. Павел решил исследовать одно из них, проведя опыт. Он взял два больших стеклянных стакана и в каждый насыпал по 500 г. одинаковых семян гороха. При этом в один стакан он добавил воды. Сверху на семена, находящиеся в стаканах, Павел положил гирю массой 1 кг и стал наблюдать. Через несколько дней в стакане, в который была добавлена вода, гиря оказалась выше, чем в стакане с сухими семенами.


1) Какое биологическое явление наблюдал Павел?

2) Используя рисунки, сформулируйте вывод, который должен был сделать Павел по результатам своего опыта.

3) Можно ли утверждать, что все семена в стакане с водой впоследствии образуют новые растения? Обоснуйте свой ответ.

Маленький зародыш растения присутствует в каждом семени. Для прорастания семени нужны: тепло, вода и воздух, поэтому семя обязательно прорастёт при попадании в тёплую и влажную почву. Если соблюдены все условия для прорастания семян, то сначала образуется проросток. Из кожуры семени первым выглядывает маленький корешок, потом появляются стебелёк и, наконец, маленькие листочки.

Теперь вернёмся к опыту с прорастанием семян Павла.

1) Павел в ходе опыта наблюдал биологическое явление - набухание семян. Набухают семена из-за того, что происходит всасывание ими воды.

2) По результатам опыта Павел должен сделать такой вывод, что для прорастания семени растения, земля не является важным условием! Правда вывод этот касается лишь начальных этапов прорастания семени.

3) Утверждать о том, что все семена в стакане с водой впоследствии образуют новые растения нельзя! Дело в том, что некоторые семена могут просто не прорасти из-за неблагоприятного влияния среды или из-за того, что зародыш растения оказался мёртвым.

Банк вариантов для задания №8 с ответами официального ВПР 2020 по биологии 6 класс из которых будут составляться реальные варианты всероссийской проверочной работы для проведения с 14 сентября по 12 октября 2020 года.

Ссылка для скачивания реального задания №8.1: скачать задания, скачать ответы

Ссылка для скачивания реального задания №8.2 с ответами: скачать в PDF

Ссылка для скачивания реального задания №8.3 с ответами: скачать в PDF

Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.

1)Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт? Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.

2)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2). Влияние какого фактора на прорастания семян иллюстрирует этот опыт?

3)Ученик решил провести следующий опыт: он поместил семена гороха в стакан с влажной землёй и поставил его на свет. После того, как семена проросли, он накрыл стакан с растением коробкой с отверстием. Через некоторое время можно было наблюдать росток гороха, проросший через отверстие в коробке. Влияние какого фактора на рост растения иллюстрирует этот опыт?

4)Люда решила провести эксперимент по определению необходимых условий для прорастания семени. Для этого она поместила в три стакана с влажной тряпочкой по несколько семян гороха. Один стакан она оставила в комнате, второй поставила в холодильник, а третий в шкаф. Через некоторое время она проверила стаканы и увидела, что семена не дали всходов во втором стакане, а в двух остальных проросли. Влияние какого фактора на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?

5)Ученица решила провести следующий опыт: она взяла несколько стаканов с водой и в каждый поставила по веточке с разным количеством листьев. Для уменьшения испарения на поверхность воды она налила масло. Какое явление собирается изучать ученица?

6)Известно, что для того, чтобы семена проросли, необходимы определённые условия. Ольге поручили провести опыт, проверяющий необходимость наличия воды и воздуха для прорастания семян гороха. Она взяла три одинаковых стакана и в каждый из них высыпала по 15 семян гороха. Во второй стакан под семена Ольга положила влажную тряпочку, а в третьем — залила семена водой (рис. 1). Все стаканы девочка поставила в одно и то же тёплое место. Через некоторое время она обнаружила, что семена гороха проросли только во втором стакане (рис. 2 ). Отсутствие какого фактора повлияло на невсхожесть семян в третьем стакане?

7)На уроке биологии Костя узнал о роли корня в обеспечении растения водой и решил поставить опыт. Он вырезал сверлом углубление в 3—4 см в свежем корнеплоде моркови так, чтобы в него входила пробка со стеклянной трубкой, и опустил морковь на 20—25 минут в тёплую воду. Затем, предварительно убрав воду из углубления в моркови бумажной салфеткой, заполнил его приготовленным сахарным сиропом. В верхнюю часть углубления Костя вставил стеклянную трубку с пробкой на конце так, чтобы часть сиропа была в трубке. Всё это он поместил в банку, заполненную водой, а трубку закрепил вертикально на горлышке банки с помощью фольги. Затем Костя в течение нескольких часов наблюдал поднятие уровня жидкости в трубке, вставленной в корнеплод. Осуществление корнями какого процесса иллюстрирует этот опыт?

8)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Фёдор решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два прозрачных стеклянных стакана, положил в каждый из них по несколько одинаковых семян гороха. В один из стаканов он положил кусочки мокрой ваты, чтобы семена были постоянно влажными. Оба стакана Фёдор поставил на стол и стал наблюдать. Через некоторое время он заметил, что семена в стакане с мокрой ватой набухли и стали крупнее, тогда как в другом их размеры не изменились. Влияние какого фактора прорастание семян иллюстрирует этот опыт?

9)Николай, узнав об опытах Яна Ингенхаузена с водным растением элодеи (опыты проводились около 250 лет назад), решил их повторить. Он поместил растения в два стеклянных сосуда, а сверху накрыл воронками, которые, в свою очередь, сверху накрыл пробирками. Один стеклянный сосуд Николай поместил в тёмный шкаф (рис. 1), а другой — на подоконник (рис. 2). Через некоторое время в пробирке, которой была накрыта воронка с растением в сосуде на подоконнике, появились пузырьки газа, тогда как в сосуде, находящемся в шкафу, видимых изменений не наблюдалось. Влияние какого условия на жизнедеятельность растения иллюстрирует данный опыт?

10)Известно, что в прорастающих семенах происходит активный обмен веществ. Антон решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки. Одну банку он наполнил на 1/3 уже набухшими семенами гороха, а другую — сухими. Обе банки он закрыл стеклянными крышками. Через сутки Антон убрал стеклянные крышки и внёс в банку с сухими семенами горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Когда же он внёс свечу в банку с набухшими семенами, она погасла. Какой процесс, происходящий в семенах при их прорастании, изучал Антон?

11)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Виктор решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки, на дне которых были кусочки увлажнённой ваты, и положил в каждую из них по несколько одинаковых семян гороха. Одну банку он оставил в комнате, а другую поместил в холодильник. Через пять дней Виктор проверил результаты опыта и обнаружил, что семена проросли только в той банке, которая стояла в комнате. Влияние какого условия на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?

12)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два стакана, положил в каждый из них по несколько одинаковых семян гороха и кусочки мокрой ваты, чтобы семена были постоянно влажными. Оба стакана Сергей поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезами, и стал наблюдать. Через несколько дней Сергей увидел, что семена проросли в обоих стаканах. Влияние какого фактора на прорастание семян гороха иллюстрирует этот опыт?

13)Известно, что для развития проростков необходимы определённые условия. Софья решила выяснить роль одного из таких условий, проведя опыт с заделкой семян в почву. На дно ящика она насыпала слой почвы толщиной 4 см и положила предварительно замоченное семя фасоли. Затем поверх него насыпала ещё один слой почвы толщиной в 4 см и положила два семени фасоли. Так она проделала ещё три раза, а последнее семя она положила на поверхность почвы. В течение двух недель она регулярно поливала почву в ящике и следила за развитием проростков. Результаты своего опыта Софья отобразила на рисунке. Влияние какого фактора на развитие проростков иллюстрирует этот опыт?

14)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Алёна решила выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Она взяла два одинаковых стакана, положила в каждый из них по влажной тряпочке и насыпала одинаковое количество семян гороха. Один из стаканов она оставила на столе в углу класса, а другой поставила на освещённый подоконник в этом же классе. Вскоре она обнаружила, что в обоих стаканах семена начали одновременно прорастать. Влияние какого условия на прорастание семян иллюстрирует этот опыт?

15)Известно, что вода и растворённые в ней минеральные вещества перемещаются вверх по растению. Сергей решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял ветку растения с листьями и поместил её в воду, подкрашенную чернилами (рис. А). Через несколько дней Сергей увидел следующие изменения (рис. Б). Какой процесс жизнедеятельности растений наблюдается по результатам опыта?

16)Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли и плотно закрыл крышками, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло. Влияние какого условия на существование проростков фасоли исследовал Артур?

17)Для жизнедеятельности растений необходим углекислый газ и свет. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял две веточки элодеи и поместил их в две банки с водой, причём в одной из банок он насытил воду углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Обе банки Артур поставил на солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирках появились пузырьки. Какой процесс жизнедеятельности растений наблюдал Артур?

18)Для жизнедеятельности растений необходим ряд условий. Артур решил провести опыт, какие факторы влияют на жизнедеятельность растений: взял две веточки элодеи и поместил их в две банки с водой, причём в одной из банок он насытил воду углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Обе банки Артур поставил на солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирках появились пузырьки. Какой газ стал выделяться через некоторое время?

19)Известно, что по стеблю растения перемещаются вещества. Анатолий решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял многолетнюю ветку с листьями и в средней части ветки вырезал кольцо, сняв только верхний слой коры. Участок с надрезом он закрепил в сосуде с водой (рис. А). Через некоторое время он увидел следующие изменения (рис. Б). Что появилось над удалённой корой?

20)Известно, что вода играет важнейшую роль в жизни растений. Сергей решил проверить одно из значений воды, проведя следующий опыт. Он взял растение в горшке, поставил его на штатив, к которому прикрепил колбу, поместив в неё лист растения. Горлышко колбы он прикрыл ватой (рис. А). Штатив с растением Сергей поставил на подоконник и через несколько дней наблюдал следующую картину (рис. Б). Что появилось на стенках колбы?

21)Известно, что для фотосинтеза необходим свет. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он поместил в две банки с водой по четыре веточки элодеи, предварительно насытив воду в каждой банке углекислым газом. Сверху Артур накрыл растения воронками, на которые надел наполненные водой пробирки. Одну банку Артур поставил на яркий солнечный свет, а другую – в тёмный ящик и стал наблюдать. Через некоторое время он увидел следующие изменения. Влияние какого условия на процесс фотосинтеза иллюстрирует данный опыт?

22)Какой тип корневой системы сформировался у первого растения? Школьники провели следующий эксперимент. Для опыта они отобрали 2 проросших семени с одинаковыми по размеру и форме корнями. У одного семени бритвой отрезали кончик корня размером около 0,5 см. Измерили длину корня у контрольного (целого) семени и опытного (с обрезкой). Семена поместили во влажную камеру, прикрепив их булавками за семядоли. Закрыли камеру крышкой и поставили в тёплое место. Через 5 дней корни первого растения (без обрезки) выглядели, как показано на рисунке 1, а второго (с обрезкой) – как показано на рисунке 2.

23)Какой вывод о прорастании сеням по результатам опыта может сделать Сергей?

24)Какое явление наблюдал ученик?

25)Какой вывод о прорастании семян вы можете сделать по результатам эксперимента в третьем стакане?

26)Какие структуры листа играю ключевую роль в изучаемом явлении?

27)Какие факторы повлияли на прорастание семян во втором стакане?

28)Какая сила позволяет двигаться веществам по древесине снизу вверх?

29)Появятся ли ростки в первом стакане? Почему?

30)Сформулируйте вывод, который сделал Николай по результатам своего опыта?

31)Для чего в своём опыте Антон накрыл банки стеклянными крышками?

32)Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.

33)С какой целью Артур поместил банки с растениями на свет?

34)Какие условия необходимы для прорастания семян?

35)Что является основным источником энергии для растений? И для какого процесса эта энергия необходима?

36)Какие механизмы есть у растений, особенно древесных, для пережидания холодных условий? (Укажите не менее двух механизмов).

37)Влияет ли количество листьев на это явление? Почему?

38)Необходим ли свет для прорастания семян? Почему?

39)Какие вещества поглощает растение через корень? (Укажите не менее двух).

40)Какие дополнительные условия необходимы прорастания семян? (Укажите не менее двух условий).

41)Какой газ накапливался в пробирке на рис. 2? Опишите способ, с помощью которого можно это доказать.

42)Какой вывод об изменении состава воздуха в банке при прорастании семян можно сделать по результату опыта, проведённого Антоном? Обоснуйте свой ответ.

43)Какое дополнительное внешнее условие, о котором не упоминается в опыте, необходимо для прорастания семян?(Укажите не менее двух условий).

44)Какое условие опыта, проведённого Сергеем, позволило установить факт движения воды с растворёнными в ней веществами вверх по растению?

45)Какой газ обеспечил жизнедеятельность одного из проростков фасоли? Обоснуйте свой ответ.

Читайте также: